Научная статья на тему 'Пространственная составляющая телесно-двигательной пластичности'

Пространственная составляющая телесно-двигательной пластичности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
383
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО / ТЕЛЕСНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ / СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД / ПРОГРАМНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ / ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА / ПОЗА / ОСАНКА / СМЫСЛОВОЙ ЖЕСТ / SPACE / PHYSICAL PLASTICITY / STRUCTURAL APPROACH / SOFTWARE / MOVEMENTS / POSTURE / GESTURE SEMANTIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Клеменчук Светлана Петровна

Статья содержит теоретические материалы по проблеме формирования телесно-двигательной пластичности. Изучение пространственной составляющей двигательного действия на основе структурного подхода позволит повысить уровень управления процессом формирования и совершенствования пластичных двигательных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Клеменчук Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL COMPONENTS OF THE BODY-MOTOR PLASTIC

The article contains a theoretical materials on the problem of the formation of the body-motor plasticity. The study of the spatial component of motor actions on the basis of a structured approach will improve the management of the process of formation and perfection of plastic motor actions.

Текст научной работы на тему «Пространственная составляющая телесно-двигательной пластичности»



X

0 X Г □ I..п

о

о

п

о

102

этноса. Этническая культура содержит в себе защитные механизмы этноса. Это же можно отнести непосредственно к этнической музыке, традиционной музыкальной культуре и фольклору.

Важно отметить, что функции искусства и музыкальной культуры представляются субъективному взгляду исследователей каждый раз в ином аспекте. Попытки, например, современных ученых (М. Каган, Ю. Борев, Б. Ерасов и др.) определить функции искусства и традиционной музыкальной культуры через моделирование структуры человеческой деятельности заканчиваются конструированием различных моделей этой деятельности и, в конечном итоге, демонстрируют только безграничное их разнообразие. Исследователи взаимодействия искусства, человека и социума придерживаются противоположных мнений даже в вопросе о том, полифункционально ли искусство, или оно выполняет только одну функцию.

Признавая его полифункциональность,

А. Сохор выделяет в качестве главных, систе-мообразующихтак называемые "суперфункции" [13,85]. Л. Столович считает, что "любое специфическое для искусства функциональное значение, непременно опосредованно его эстетической природой и в этом смысле является эстетическим" [14], и в качестве цементирующего основания системы функций искусства называет эстетически-художественную специфику. А. Сохор в качестве суперфункции искусства выделяет воспитательную и эстетическую, которые в силу специфики художественной деятельности, "сливаются" в одну -"воспитательно-эстетическую" [15, 88].

Ю. Борев, рассматривая понятие "эстетическое" как самую широкую, всеобщую категорию эстетики и уникальную прерогативу художественной деятельности, видит генеральную цель искусства в "социализации личности, объединяющей все его функции" [16, 151].

Обобщая разнообразные подходы, Д. Варламов отмечает: "причина обособления втом или ином явлении сущностных (супер) и частных (обычных) функций не втом, что есть главные и второстепенные функции, а в том, что каждое явление, с одной стороны, функционирует как

часть целого, а с другой - само является целым по отношению к другим объектам" [17].

Столь разнообразные подходы в трактовке функциональности музыкального искусства и культуры говорят, прежде всего, о многогранности самого искусства, а поскольку искусство как художественная деятельность многообразна в своих проявлениях, постольку разнообразны и функции искусства. Искусство оказывается столь многогранным в своих проявлениях, что никому не удается ни охватить его целиком, ни выявить глубинную сущность.

Обобщая, можно заключить, что многоаспек-тность научных подходов к анализу феномена музыкальной культуры приводят к конструированию различных функциональных систем, способных отразить только какой-либо "срез" объекта исследования, но не явления в целом.

Примечания:

1. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия (теория и практика). -М.: Владос, 2000.

2. Античная музыкальная эстетика. - М., 1960.

3. Григорьев А.Ф. Развитие личности средствами искусства: антропологический аспект (монография) / ред.-сост. Л.Н. Сляднева. -Ставрополь: СГПИ, 2008.

4. Григорьев А.Ф. Указ. соч.

5. Григорьев А.Ф. Указ. соч.

6. Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе духовности. Избр. труды. -М.: Флинта, 1999.

7. Данилова А Г. Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на этнокультурном материале [Электронный ресурс]: дис.... канд. пед. наук.- Якутск: РГБ, 2006. - С.17.

8. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: философские размышления о жизненных проблемах. - М.: 3нание, 1990.-С.32.

9. Лисак С.В. Воспитание гражданственности в условиях полиэтнической группы студентов: дис.... к.п.н. (на правах рукописи). - Ставрополь, 2005.

10. ЛисакС.В. Указ. соч.

11. Садахин А.П., Г рушевицкая Т.Г. Этнология. - М.: Академия, 2001.

12. СтепановаС.Г. Формированиемузыкальнойкультурышкольни-ков средствами национального музыкального искусства (На материале республики Бурятия): дис.... к. п. н. - Улан-Удэ, 2006.

13. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: ст. и исследования: в 3-х т. - Т. 3. - Л., 1983.

14. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек. Функции художественной деятельности. - М., 1985.

15. Сохор А.Н. Указ. соч.

16. Борев Ю.Б. Эстетика. - 4-е изд., доп. - М., 1988.

17. Варламов Д.И. Социально-педагогические аспекты функционирования коллективного исполнительства на русских народных инструментах. Искусство и Образование - М., 2004. - № 2.- С. 37-45.

SPATIAL COMPONENTS OF THE BODY-MOTOR PLASTIC Klemenchuk Svetlana Petrovna, Senior Professor, Chair of Choreography,

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article contains a theoretical materials on the problem of the formation of the body-motor plasticity. The study of the spatial component of motor actions on the basis of a structured approach will improve the management of the process of formation and perfection of plastic motor actions.

Keywords: space; physical plasticity; structural approach; software; movements; posture; posture; posture; gesture semantic.

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УДК372.879.6

ТЕЛЕСНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПЛАСТИЧНОСТИ

Статья содержит теоретические материалы по проблеме формирования телесно-двигательной пластичности. Изучение пространственной составляющей двигательного действия на основе структурного подхода позволит повысить уровень управления процессом формирования и совершенствования пластичных двигательных действий.

Ключевые слова: пространство; телесная пластичность; структурный подход; програмность движений; положение тела; поза; осанка; смысловой жест.

Современные компьютерныетехнологии стремительно развиваются и уже позволяют визуализировать сложные абстрактные геометрические объекты и пространственные взаимодействия. Однако изучение пространственной характеристики сложнокоординированныхдвига-тельныхдействий является проблемой высокой сложности, которые не доступны современной аналитической науке и современной вычислительной технике.

На стремительное развитие понимания пространства телесного движения оказал хореограф Рудольф Лабан (1879-1958), использовав математический метод анализа в своих исследованиях в обосновании универсальных закономерностей движения человеческого тела. Он произвел настоящую революцию в теории пространства: "Пространство - это не пустота, которую надо заполнить, а некая материальная реальность, которую можно лепить и формировать посредством различной архитектоники телесных движений". Одним из первых он исследует и формы движения не только в искусстве, но и в природе [9, с. 25].

Независимо от Р Лабана, наши отечественные ученые - В.М. Дьячков, О.С. Васильев, И.П. Ратов, В.Т. Назаров, Ю.К. Гавердовский,

В.Н. Курысь, Н.Г. Сучилин, Р.А. Пилоян и др. - также исследовали проблему пространства движения и выявили два основных фундаментальных подхода к данной проблеме: кибернетический и структурный.

В кибернетическом подходе телесное движение анализируется с позиций динамических систем с обратной связью. Основные результаты в этой области принадлежат Н.А. Бернштейну, П.К. Анохину и их последователям [1, с. 46].

С позиции системно-структурного подхода и теории структурности биомеханика рассматривает двигательные действия как системы, состоящие из иерархически соподчиненных подсистем низшего порядка. В двигательных действиях как системах выделяют пространственные, временные и динамические образующие элементы, представляющие собой состав системы, ее сопоставляющие части, а также системообразующие связи, которые отражают взаимодействие и соподчиненность образующих систему элементов. Образующие системы движений в двигательном действии обеспечивают решение определенной двигательной задачи и имеют свои отличительные особенности - характеристики и их меры. Рассматривая структурную сложность движения, ученые подошли к рассмотрению структуры пространства телесного движения без привнесения в него излишней психологической субъективности [9, с. 13].

В структурном подходе рассматриваются, прежде всего структура, пространственная форма самого движения. Существенный вклад в разработку этого подхода внесли исследования Ю.К. Гавердовско-го. Он построил функциональную классификацию гимнастических упражнений, разработав ряд совершенно новых гимнастических элементов с четкими физическими характеристиками, и вместе со своими учениками развивает идею функциональной взаимозависимости двигательных действий [4, с. 42].

© Клеменчук С.П., 2013

О

гч

103

КЛЕМЕНЧУК Светлана Петровна,

ст. преподаватель,

кафедра Хореографии,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт,

Ставрополь

X

0 X Г □ I..п

о

о

п

о

104

Основной методологической особенностью анализа пластичного движения является то, что геометрический образ пластичного движения является исходным уровнем целеобразования, то есть "программа движения" подчиняется не причинно-следственным, а телеологическим закономерностям. Даже современная теоретическая биология все больше склоняется в сторону телеологической парадигмы. Вопросами телеологии занимались целые научные школы и направления. Существенный вклад в разработку телеологических подходов в медико-биологических исследованиях внесли Л.Г. Берг, И.И. Шмальгаузен, П.К. Анохин, К.В. Судаков,

В.Н. Ярыгин, Д.Л. Пиковский и др. Все они отмечают, что для топологического рассмотрения образа движения материальность или идеальность последнего неактуальна [10, с. 8].

Л.Н. Сляднева отмечает, что пластика человеческого тела чувствительна не столько к перемещению, сколько к изменению перемещения, то есть не столько к координате, сколько к ее изменению - скорости и изменению скорости - ускорению. Поэтому рассмотрение движения в традиционной трехмерной системе координат не будет полным с позиций человеческого восприятия и анализа информации и адекватного на него реагирования. Потребность учесть скорость и ускорение при восприятии и анализе движения подводит нас к необходимости выбора новой адекватной модели пространства движения - к рассмотрению движения не в трехмерном пространстве координат, а в фазовом пространстве координат и скоростей. Одним из первых предложил анализировать биомеханическое движение в фазовом пространстве Г.И. Попов [6, с. 2]. Таким образом, от анализа движения в трехмерном пространстве мы переходим к анализу структуры набора всехтраек-торий в пространстве состояний (фазовом пространстве), размерность которого, вообще говоря, может быть бесконечно мерной.

Следовательно, пространственными образующими элементами являются: положение тела, позы и суставные движения, которые обеспечивают решение телесно-пластической двигательной задачи. Положения тела определяют по взаимному расположению точек отсчета, "установленных на теле". Человеческое тело в силу наличия естественных изгибов в позвоночном столбе при принятии основной стойки "ориентировано нелинейно". Эта "нелинейность" с учетом распределения мышечного тонуса и определяет рабочую осанку (как обобщенную совокупность динамических осанок), принятую в каждом конкретном виде физической активности. Рабочая осанка определяет и отражает структурную (топологическую) особенность пространства движения, присущую данному виду физической активности [4, с. 52].

Понятие "осанка" обычно относят к вертикальной позе человека в положении стоя. Осанку,

сохраняемую при неизменных условиях, называют статической, а сохраняемую при переменных условиях (изменение ориентации в пространстве) - динамической.

Механическими предпосылками грациозности статической вертикальной осанки является конфигурация позвоночного столба и пропорции тела. Очевидно, осанка как феномен целого представляет сложноорганизованный объект, состояние которого определяется взаимодействием следующих факторов: морфологического развития опорно-двигательного аппарата, эффективного функционирования систем жизнеобеспечения, системы педагогического воздействия на физическое развитие в процессе физического воспитания [7, с.48].

Следовательно, формирование телесной пластичности базируется на приобретении умения осуществлять постановку корпуса, укреплять и развивать мышечный аппарат во время исполнения двигательного действия во времени и пространстве.

При анализе структуры движения выделяются такие понятия, как "положение человеческого тела", "поза" и "осанка". "Положение тела" -это конфигурация, форма человеческого тела в конкретный отрезок времени в инерциальной системе координат. "Поза" - это форма тела человека, статичная на выделенном периоде времени в неинерциальной системе координат, зависимой от движения тела. В движении человеческого тела выделяют периоды времени сохранения позы в неинерциальной системе координат при изменении положения тела в пространстве (в инерциальной системе координат). В данных временных отрезках сохранения позы рассматривается изменение динамической осанки тела как навыка по удержанию заданной позы всего тела или части его в переменном силовом поле, писал В.Т. Назаров [6, с.30].

Затем двигательное действие рассматривается как перемещение и вращение неинерциальной прямоугольной системы координат и изменения позы тела в этой системе. Данный способ рассмотрения движения и является основой концепции программности движения как "программа места и ориентации", "программа поступательного, вращательного движения и программа изменения позы тела".

Следующим этапом осознания дидактической сложности движения является его "небиомеханический анализ". В настоящее время опыт выдающихся российских педагогов в области танца (А.А. Сапогов, 2003; Ю.И. Громов, 2006), специалистов в области физической культуры (О.С. Васильев, 2007; В.Н. Курысь 2002; Л.Н. Сляднева 2003; С.Б. Шарманова, 2001), врачей-ортопедов (Например, J.S. Hafiler,

2007) свидетельствует, что высшим проявлением пластичности человеческого тела являются классические танцевальные позы, которые являются "первичными звуками"

естественного прекрасно настроенного "телесного инструмента".

Поза в классическом танце - это определенное положение корпуса (туловища), ног, рук и головы. Н. Тарасов пишет: "В хореографических училищах на уроках классического танца осуществляется профессиональная постановка, укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащихся, воспитание чувства позы и музыкальности, то есть закладывается та первооснова исполнительского мастерства..." [8, с.187].

Не менее интересными объектами в пространстве состояний являются одно из проявлений динамической пластичности, которое проявляется в эмоциональной мимике, то есть способность проявлять внутреннее состояние -раскрывать образ заданного пластичного движения.

Большой информативностью обладает поза. Через нее можно передать внутреннюю радость и печаль, состояние глубокой сосредоточенности, победное ликование, драматизм поражения. Каждое из этих состояний выражается движениями рук, определенным наклоном, поворотом головы, напряжением плеч.

Настроение человека проявляется через различные жесты. Движения артистов балета, мастеров фигурного катания, синхронного плавания, прыгунов в воду поражают высокой степенью выразительности, грациозности. Это является свидетельством достижения высочайшей внутренней согласованности работы крупных и мелких мышц, пластичностью и ритмичностью каждого двигательного действия. Выразительность телодвижений - поворотов, наклонов, вращений, приседаний - имеет свои особенности [2, с. 47].

Пластичность движений рук в зависимости от вида деятельности решает разные задачи. Так, в хореографии, в фигурном катании, гимнастике, акробатике движение рукой может подчеркнуть красоту, легкость, завершенность двигательного акта или показать переход к другому действию [7, с. 75]. Движения рук передают свое внутреннее состояние: широко разведенные, раскрытые вверх ладони передают радость, открытость души; опущенные вниз кисти скрещенных рук подчеркивают легкую

грусть, печаль, смирение. Таким образом, пластичность кистей рук помогает создать определенный выразительный образ.

Смысловой жест как одно из проявлений пластичности, имеет две разновидности: условный и безусловный. Условный жест помогает молча отдавать указания, распоряжения, приказания. Безусловный смысловой жест характерен для разнообразной двигательной деятельности, связанной с проявлением безусловно-рефлекторных реакций [3, с.78].

Таким образом, телесная пластичность является интегральным качеством, с помощью которого овладение пространственной формой движения и ее формирования является основной целью тренировочного процесса, то есть геометрический образ движения первичен по отношению к реализующей ее функциональной системе индивида (согласно П.К. Анохину). Тренировочный процесс должен строиться не только по принципам воспитания физических качеств, искусственно и стереотипно формирующих функциональные системы, но и по принципу развития индивидуальных, соответствующих геометрическому образу пластичного движения функциональных систем, которые отражают наиболее общие законы формирования телеснодвигательной пластичности.

1-Л

О

гч

I-

о

1_

со

гч

■ QII

\

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у

Примечания:

1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. - М.: Наука, 1980.-196 с.

2. Васильев О.С. "Выворотность" как способ расширения топологии пространства движения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 4. - С. 47-49.

3. Гваттерини М. Азбука балета. - М.: БММ АО, 2001. - 240 с.

4. Коренберг В.Б. Устойчивость тела в позных равновесиях и ее возрастные изменения у школьников: дис. - М., 1971.- 120 с.

5. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. - М.: ФиС, 1984. -176 с.

6. Назаров В.Т. Основы спортивной гимнастики: учеб.-метод. пос., Рижский политехнический институт. - Рига, 1975. - 36 с.

7. Сляднева Л.Н. Двигательно-пластическая подготовка педагога -воспитателя на основе осознанной интериоризации элементарной биомеханики тела: дис.... канд. пед. наук. - Майкоп, 2001 .-118 с.

8. Сляднева Л.Н. Теоретические основы телесной пластики. - Ставрополь : СГПИ, 2006. - 274 с.

9. Сучилин Н.Г. Исследование гимнастических упражнений нарастающей сложности и путей управления их формированием и совершенствованием (на примере соскоков с перекладины): автореф. дис.... канд.пед.наук.- М., 1972. - 27 с.

10. Шалманов А.А. Методологические основы изучения двигательных действий в спортивной биомеханике: дис. - М., 2002. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.