зиции превращения внешней информационной сферы во внутреннюю сферу на позицию созидания самим студентом собственной внутренней сферы в условиях переживания практического опыта. Возникает диалектическое сочетание фундаментальности подготовки и его практической направленности. При этом самостоятельная работа студента является непрерывным накоплением собственных способностей, для создания новых возможностей при освоении более сложных знаний, умений, приобретение опыта.
В современных вузах педагоги обязаны учитывать, что его выпускники в будущем будут сталкиваться со значительным числом практических проблем,которые не учитывались в вузе в силу их новизны. Поэтому главной задачей высшей школы становится развитие именно творческих качеств личности, способности воспринимать и перерабатывать новые научные идеи, анализировать и применять их в условиях самостоятельной профессиональной деятельности. В связи с этим, очень важным аспектом организации учебной деятельности являлась организация самостоятельной работы, под которой мы понимали самообучение в совокупности с организацией и переживанием практического опыта применения полученного знания. Способность развивать и реали-зовывать собственные навыки и умения является итогом самостоятельной работы, выступает готовностью и способностью студента понимать, анализировать и оценивать возможные пути своего развития в личной, трудовой и общественной жизни. Самостоятельная работа в этом случае развивает, наря-
ду с профессиональными знаниями и умениями, такие свойства, как независимость, критические способности,уверенность в себе, ответственность и чувство долга, что позволяет характеризовать выпускника вуза как компетентного специалиста.
В целом, самостоятельная работа студентов является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся.
Примечания:
1. Богдан H.H., Парфенова И.Ю. Организационная культура вуза в условиях реформ // Университетское образование: практика и анализ. - 2009. - № 6.- С. 23 - 30.
2. Дудина М.Н. Новая образовательная парадигма: проблема качества образования // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - №5. - С. 32 - 34.
3. Козлова Н.В. Личностно-профессиональное становление: психолого-акмеологический подход. - Томск: ТПУ, 2007. -201 с.
4. Миняева Н.М. Самообразование студента в вузе в свете ключевых идей гуманитарных наук / Н.М. Миняева // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 7. - C. 49-54.
5. Одинцова В.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов / В.А. Одинцова // Инновации в образовании. -2009.- № 11.-C. 98-103.
6. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов, пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого.- 2-е изд. - М.: Российское пед. агенство,1996. - 309 с.
7. Самостоятельная работа студентов: метод. указания / сост.: A.C. Зенкин, В.М. Кирдяев. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009.-35 е.-С.8-11.
8. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.
IN
4L
!
■.—I
■ Он
£
е
123
FOREIGN LANGUAGE AND ITS ROLE IN COMPETENCE-BASED APPROACH TO TRAINING OF STUDENTS OF A MAGISTRACY OF NOT LANGUAGE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
PavlenkoSvetlanaAnatolyevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor,Chair of Humanitarian,Social and Economic Disciplines, Stavropol Institute ofCooperation, Stavropol E-mail: [email protected]
In article the role of a foreign language in competence-based approach to training of students of a magistracy of not language higher education institutions is considered.
Keywords: master; foreign language; competence-based approach; not language higher education institution; cross-cultural communication; information technologies.
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК И ЕГО РОЛЬ УДК 372.881.1
В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ МАГИСТРА ТУРЫ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
В статье рассматривается роль иностранного языка в компетентностном под- © Павленко С.А., 2014 ходе к обучению студентов магистратуры неязыковых вузов.
Ключевые слова:магистр; иностранный язык; компетентностный подход; неязыковой вуз;межкультурная коммуникация; информационные технологии.
124
ПАВЛЕНКО Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ставропольский институт кооперации, Ставрополь [email protected]
На современном этапе развития мировой цивилизации, характеризующимся процессами глобализации во всех сферах человеческой деятельности, актуальной становится идея формирования профессионала нового типа. Всё более возрастает спрос на дипломированных специалистов в различных областях, способных самостоятельно, без помощи переводчика, быстро и компетентно решать профессиональные проблемы.
Это, несомненно, относится и к языковой подготовке магистров. Владение иностранным языком признано разработчиками Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) одной из обязательных общекультурных компетенций магистра, независимо от направления подготовки. Основной целью обучения иностранному языку магистров неязыковых специальностей является практическое владение иностранным языком, позволяющее использовать его в их будущей профессиональной и научной деятельности, что предполагает сформированности целого ряда компетенций.
Уровень подготовки выпускников магистратуры должен подготовить их для участия в полноценной межкультурной коммуникации в рамках своей профессиональной и научной деятельности. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (степень "магистр") требует учета профессиональной специфики при изучении иностранного языка, его нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной и научной деятельности выпускников магистратуры. Профессионально ориентированный подход к обучению иностранному языку в магистратуре предполагает формирование у магистрантов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления. [1]
Основу профессиональной подготовки магистрантов по иностранному языку, на наш взгляд, должно составлять формирование навыков работы с аутентичными текстами (оригинальными источниками). Поскольку в настоящее время на изучение иностранного языка в магистратуре отводится ничтожно малое количество времени, необходимо грамотно организовывать самостоятельную работу студентов, в связи с этим, рекомендуется особое внимание уделять анализу документов. Нужно уметь добиваться того, чтобы студент мог понять и объяснить содержание подобных документов, уметь их классифицировать по видам, а также мог оценить материал критически с точки зрения его надежности и убедительности. Мы должны научить студентов сравнивать, противопоставлять и комментировать доказательства, почерпнутые в разных источниках, рассматривать изучаемый материал в более широком контексте, и с этих позиций либо использовать его, либо давать ему позитивную или негативную оценку. Задача студента-магистранта - использовать полученную информацию для устного выступления, написания реферата, курсовой работы и пр. Только такая кропотливая работа с источником позволяет вооружать будущего магистра навыками творческого труда, умениями самостоятельно ставить и решать научные проблемы. Немаловажен также и тот плюс, если статьи будущего магистра будут публиковаться в зарубежных сборниках, журналах и другой периодике. В связи с этим показателем научной зрелости выпускников магистратуры является их участие в конференциях различного уровня, в том числе международных, а также в Интернет-конференциях.
Одним из ведущих принципов, на которых базируется программа по иностранному языку для магистрантов, является активное использование вучебном процессе современных информационных технологий. Необходимость применения новых информационных технологий в учебном процессе обусловлена как требованиями современности к уровню подготовки магистров, таки непрерывнымувеличением объема информации, которую необходимо изучить и переработать в ходе обучения. Использование современных информационных технологий представляется сегодня одним из наиболее эффективных средств повышения производительности педагогического труда в вузе и качества обучения иностранным языкам.
Большое значение при этом придается самостоятельной работе магистрантов [3], где им нужно пользоваться персональным компьютером, а также возможностями сети Интернет. Такого рода задания предполагают умения пользоваться электронными библиотеками, базами данных, поисковыми системами, электронными версиями ведущих научных журналов.
При выполнении практических заданий по составлению резюме, сопроводительного письма к нему, а также заявки на научную конференцию, магистрантам приходится работать с иноязычными сайтами, где размещены объявления о вакансиях или конференциях, так как при выполнении подобных заданий преподаватель дает установку на то, что и резюме, и заявка должны основываться на реально существующих объявлениях.
Кроме этого, неотъемлемой частью самостоятельной работы магистрантов с использованием информационно-коммуникационных технологий является подготовка презентаций по теме своей научной работы на английском языке в программе Power Point; составление глоссария по тематике специальности с применением компьютерных программ. Заключительным этапом такой работы является публичная презентация научного проекта на иностранном языке.
Не менее важным аспектом в обучении магистрантов является дальнейшее совершенствование навыков самостоятельной работы с иноязычной литературой по специальности, поиска статей и монографий по интересующей
тематике. Самостоятельное чтение профессиональной литературы ставит своей целью научить магистрантов свободно читать тексты по своей специальности, понимать их смысл и извлекать профессионально значимую информацию. Это подразумевает формирование целого комплекса навыков и умений, в частности, самостоятельно читать большой объем специализированного текста с высокой скоростью, сосредотачиваясь при этом на содержательной стороне прочитанного.
Образовательные стандарты третьего поколения, разработанные в связи с переходом высшего образования на двухуровневую систему (бакалавриат и магистратура), прежде всего, ориентированы на воспитание и обучение нового поколения профессионалов в условиях открытой коммуникации с миром, что естественным образом предполагает формирование у субъектов образовательного процесса целого ряда важных компетенций, межкультурная компетенция среди которых занимает важнейшее место.
В сегодняшнем мире нет системы образования "на всю жизнь". Современный ритм заставляет человека повышать свой образовательный уровень в течение всей его жизни. И система "бакалавр-магистр" - это как раз шаг к более высокому уровню образования.
Таким образом, владение иностранным языком как средством профессионального, делового и научного общения является одной из важнейших компетенций магистра.
Примечания:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) "магистр"). - 2010.
2. Абросимов А.Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе / А.Г. Абросимов - М.: Образование и Информатика, 2004. - 256 с.
3. Попова Н.В. Самостоятельная работа с использованием информационных технологий при обучении иностранному языку в непрофильной магистратуре / Н.В. Попова, М.М. Степанова // Иностранные языки в образовательном пространстве технического вуза: материалы IV Международной научно-методической конференции (Новочеркасск, апрель 2010). - Новочеркасск : Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ), 2010. - С. 305-309.
4. Степанова М.М. Современные подходы к обучению иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки.-2010.- № 2/111.- С. 109-114.
IN
4L
1
■ Он
£
е
125
VALUE-SEMANTIC VECTOR OF PHYSICAL EDUCATION TEEN GIRL Slyadneva Lubov Nikolaevna, DSc of Pedagogical science, Professor,
126
ClemenchukSvetlanaPetrovna, Head of the Chair,
SlyadnevAlexandrAlexeevich, PhD ofPedagogical science, Associate Professor, Chair of Choreography, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
Traditional values of physical culture, offer the girl to master the lesson of physical culture, are far from those meaning-life physical challenges shefaced in adolescence. Forgirls in adolescence, itisnotsomuch the development of the physical condition asthe search for a natural way to be in harmony with yourself and understand your body, to meet girls-teenage subculture bodily musculoskeletal everyday life. The article reveals the specifics of the biosphere, noosphere, psychological and subcultural factors determining the value of the relationship for the teenage girl to the direction of physical education teenage girls in General secondary education system.
Keywords: personal valuable orientation physical education teen-girl;female corporeality; finding girl female corporeality.
УДК 372.879.6
© Сляднева Л.Н., 2014 © Клеменчук С.П., 2014 © Сляднев А.А., 2014
СЛЯДНЕВА Любовь Николаевна, доктор педагогических наук, профессор
КЛЕМЕНЧУК Светлана Петровна, заведующая кафедрой
СЛЯДНЕВ Александр Алексеевич, кандидат психологических наук, доцент
кафедра Хореографии, Ставропольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ВЕКТОР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКА
Традиционные ценности физической культуры, предлагаемые девочке для освоения на уроке физической культуры, далеко лежат от техсмысло-жизненных телесных проблем, с которыми она сталкивается в подростковом возрасте. Для девочки в подростковом возрасте важно не столько развитие собственно физических кондиций, сколько поиск естественного способа быть в гармонии с собой и понимать своё тело, соответствовать девичье-подростковой субкультуре телесно-двигательной повседневности. В статье раскрывается специфика биосферных, ноосферных, психологическихисубкультурныхфакторов детерминации ценностного отношения девочки-подростка к направленности физического воспитания девочки-подростка в системе общего среднего образования. Ключевые слова: личностно-ценнаянаправленностьфизического воспитания девочки-подростка; женская телесность; обретение девочкой женской телесности.
Сегодня в нашем обществе происходит изменение статуса образования. Из ведомственной отрасли образование превращается в сферу общественной практики - в сферу развития культуры, общества и человека. Методологической основой современного переосмысления самого понятия "образование" стала педагогическая антропология К.Д. Ушинского, фиксирующая фундаментальные основы становления человеческого в человеке, закономерности его движения к собственной индивидуальности, к неповторимому и самобытному способу бытия в качестве конкретного субъекта самостоятельной жизнедеятельности. В теории физической культуры откликом на эти общепедагогические трансформации стала актуализация лич-ностно-развивающей парадигмы физической культуры, феноменов "физическая культура личности" и "личностная физическая культура", креативного потенциала физической культуры личности и многих других теоретических нововведений. Эти инновации, возвращая отечественную теорию физического воспитания в русло антропологических идей П.Ф. Лесгафта о человекосоздающей и куль-турообразующей функциях физической культуры, смещают целевой педагогический вектор от технологического к ценностно-смысловому, культуросообразному измерению.
Антропологическая позиция, сосредотачивая внимание педагога физического воспитания системы среднего общего образования на закономерностях и механизмах многомерного взаимодействия взрослеющего человека с социальным окружением и с самим собой в среде ценностей физической культуры, открывает взору не только и не столько уровень общей его физической подготовленности или степень его соответствия нормам физического развития, сколько культуру его телесно-двигательной повседневности (телесно-двигательные смысло-жизненные ориентиры, идеалы и ценности, стиль жизни, основные формы двигательной активности, двигательно-рек-