тодические рекомендации. - СПб. : Питер, 1992. -815с.
Ю.Сергеева Г.П. Программа повышения квалификации учителей специалистов по предмету "Музыки" (с методическими материалами). - М.: Просвещение, 1995. - 500 с.
П.Тарасов Г.С. Музыкальная психология. Спутник учителя музыки. - М.: Просвещение, 2006. - 324 с.
12.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.-Л. : Изд. Академии пед. наук РСФСР, 1947.-335 с.
13.Хрестоматия по методике музыкального воспитания / сост. O.A. Апраксина. - М. : Просвещение, 1990. - 207 с.
14.Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма. - М.: Просвещение, 1993. - 353 с.
X
>
<
X
LU S ж о ш
У
<
СЕ ш
а
32
INNOVATIVE MODEL CONCEPTUAL PECULIARITIES OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS ACTIVITY Vasilyeva Oiga Sergyeevna, Lecturer, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (branch), Stavropol E-mail: [email protected]
The transition of the domestic economy to the innovative way of development, based on the receipt and application of new knowledge and new technologies requires the transformation of functioning models of higher education institutions in the framework of their conformity with these objectives. The paper considers the conceptual framework that determines the activity of the innovative higher educational institution, it highlights their differences from the traditional model of the functioning of the classical higher educational institution.
Keywords: higher education; classical and innovative activity models of the university; an innovative paradigm of education.
УДК 378
© Васильева O.C., 2015
ВАСИЛЬЕВА Ольга Сергеевна, п ре п ода вател ь. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (филиал), Ставрополь [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Переход отечественной экономики на инновационный путь развития, основанный на получении и применении новых знаний и новых технологий, требует трансформации моделей функционирования высших учебных заведений в рамках приведения их в соответствие с данными задачами. В этой связи в статье рассматриваются концептуальные положения, определяющие деятельность инновационного высшего учебного заведения, выделяются их отличия от традиционной модели функционирования классического вуза. Ключевые слова: высшее образование; классическая и инновационная модели деятельности вуза; инновационная парадигма развития образования.
I
Цели формирования инновационной парадигмы развития отечественного высшего образования состоят в подготовке профессиональной личности, обладающей способностью к генерации инноваций как в решении экстремальных, кризисных ситуаций, так и в разрешении задач повседневной деятельности [1,7]. Задача подобной системы образования состоит не в том, чтобы выпускник "выжил" в своей сфере профессиональной деятельности, а был бы ее активным творцом и созидателем. Важными составляющими выпускника в этом аспекте являются его лидерские качества, активная самостоятельная познавательная позиция, мотивированная на непрерывное профессиональное обучение и всестороннее совершенствование, умение устанавливать необходимые коммуникации, грамотно формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, использовать методы доказательства для решения новых задач, добывать и выстраивать систему личностных знаний на основе разнородной, разноплановой информации, при этом генерируя новые знания.
Использование инновационной парадигмы в качестве ключевого направления развития отечественного высшего образования можно обосновать тем обстоятельствами, что именно инновации
являются ключевым источником экономического развития в современных условиях. Экономический рост в постиндустриальной экономике (особенно показатели, фиксируемые на протяжении длительного времени, т.е. свидетельствующие об устойчивости развития) основан на инновациях. По оценке специалистов ОЭСР, лишь около 15-20 % фактического роста производства обусловлено измеримым объемом вновь вводимых ресурсов, а остальные 80-85 % объясняются увеличением совокупной производительности факторов производства, достигаемой с помощью внедрения инноваций [2,5,8].
При этом задачей инновационного образования является создание условий, необходимых для перехода к инновационномутипу развития, в контексте обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов, находящих нетрадиционные инновационные пути решения возникающих проблем. В этом заключается главное отличие данной модели образовательной деятельности по сравнению с традиционной поддерживающей моделью, характерной для отечественной образовательной системы. Основные различия классической и инновационной образовательных парадигм иллюстрирует таблица 1.
Таблица 1 - Сопоставление классической и инновационной моделей деятельности вуза по основным компонентам образовательной деятельности [3,9]
Компоненты образовательной деятельности Классическая модель Инновационная модель
Научные ценности Классический тип научной рациональности Постклассический тип научной рациональности, в рамках которого знания рассматриваются в контексте социальных условий и последствий деятельности людей
Цели образования Передача прошлого культурного опыта Формирование образа будущей деятельности
Принципы координации Дисциплинарная организация содержания обучения, изолированность блоков дисциплин, кафедр, преподавателей Междисциплинарная организация содержания обучения на основе системного мышления
Средства Средства и методы обучения, ориентированы на передачу готовых знаний, варианты решения задач имеют однозначные и заранее известные преподавателю ответы Средства и методы обучения ориентированы на освоение методологии творческой созидательной деятельности, формирование инновационных способностей личности
Условия Формальная соотнесенность духовности и профессионализма Формирование и развитие нравственности, духовности, социальной ответственности как факторов профессионализма
В инновационном вузе система подготовки выпускников должна базироваться на следующих учебно-методических и научно-практических принципах [4,6,8,10]:
- наряду с традиционными формами обучения, должны использоваться современные
модульные последовательно усложняющиеся по мере накопления знаний и навыков формы индивидуализированной работы студентов с обязательными элементами исследовательской постановки задач;
- используемые формы обучения должны учитывать психологические особенности студентов;
- индивидуализация подготовки должна распространяться, прежде всего, на научно-исследовательскую часть самостоятельной работы студентов при максимальной стандартизации, формализации, автоматизации и унификации технологических процедур процесса обучения;
- научно-исследовательская работа должна сопровождаться современными формами освещения достигнутых результатов в виде участия в научных конференциях, выставках, семинарах, публикации в сборниках и т.п.;
- образовательный процесс должен сопровождаться участием студентов в реальных проектах посредством организации практик и участия в научно-исследовательских и проектных работах, ведущихся в вузе.
Инновационное образование структурно состоит из инновационного обучения и воспитания, направленных на формирование инновационного мышления на основе реализации следующих ключевых условий:
- создание благоприятной творческой среды с целью генерации и культивирования инноваций различного профиля;
- материальное обеспечение процесса генерации инноваций в соответствии с ключевыми парадигмами национальной политики в области образования и научно-технического развития;
-нацеленность на поиск новаторских путей решения имеющихся противоречий в общественном, экономическом и политическом развитии;
- формирование личности, обладающей способностью предвосхищать, прогнозировать и моделировать профессиональный результат своей деятельности, а также планиро-
LO
гН
О
си
-О Q-
1-0 CK
ь-X LU
о со со
ом
к^ С Ё
зз
вать направления внедрения генерируемых ею инноваций.
Модель инновационного вуза отличается от традиционной (классической) тем, что затраты на подготовку кадров приравниваются к эффективным и долгосрочным инвестициям, а на первый план выходит приобретение необходимых специализированных компетенций. Кроме того, учебный процесс в инновационном вузе должен быть ориентирован на практическую деятельность. Это требует формирования модели учреждений высшего образования, основанной на интеграции фундаментальных исследований, образовательного процесса и производственной деятельности.
Примечания:
1. Делия В.П. Инновационная экономика и устойчивое развитие. - Балашиха : Де-По, 2011. - С. 107.
2. OECD Reviews of innovation policy: Russian Federation. - OECD, 2011. - P. 18.
3. Манушин Э.А. Проблемы и перспективы инновационного развития российского высшего образования. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.raop.ru/.../Otdelenie_professionalnogo _obrazovaniya.
4. Матвеев В.А. и др. Инновационный комплекс персонифицированной профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов в области информационно-телекоммуникационных технологий. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009.-С. 15-16.
5. Глотова И.И. Реформирование бюджетных учреждений: основные направления и результаты работы / И.И. Глотова, Е.П. Томилина // Финансы и кредит. - 2013. - № 3. - С. 56-66.
6. Глотова И.И. Инновационные методы и модели обучения специалистов финансового профиля / И.И. Глотова, Е.П. Томилина // Инновации в науке. - 2012. - № 15. - С. 112-120.
7. Gurnovich T.G., Agarkova L.V., Sobchenko N.V. Management of innovative activity of enterprises on the basis of a comprehensive methodology for assessing the sustainability. - В сборнике: Развитие процессов формирования и организации эффективного функционирования инновационной сферы экономики предприятий, отраслей, комплексов: сборник материалов Международной научной конференции / под ред. П.Г. Исаевой. - 2013. - С. 112-118.
8. Агаркова Л.В., Гурнович Т.Г. Управление инновационной активностью экономических субъектов. - В сборнике: Финансово-экономические проблемы развития региона и учетно-аналити-ческие аспекты функционирования предпринимательских структур: сборник научных трудов по материалам Ежегодной 77-й научно-практической конференции ФГБОУ ВПО "Ставропольский государственный аграрный университет" "Аграрная наука - Северо-Кавказскому федеральному округу". - 2013. - С. 420-423.
9. Маркарова В.А., Агаркова Л.В. Кластер как основополагающий элемент инновационной экономики. - В сборнике: Современное состояние и приоритетные направления развития экономики : материалы Международной заочной научно-практической конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. - Новосибирск, 2014. - С. 165-167.
Ю.Доронин Б.А., Доронин А.Б. Развитие экономики знаний в Российской Федерации // Вестник АПК Ставрополья. - 2012. - № 1 (5). - С. 59-63.
ROLE OF PLASTIC BODILY - MOTOR ACTIVITY OF HARMONIOUS EDUCATION OF GIRLS OF 7-8 CLASSES Klemenchuk Svetlana Petrovna, Senior Professor, Chair of Choreography, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol
in modern conditions fundraising for harmonious education of girls grades 7-8 is becoming increasingly important. The author identifies the plastic body-motor activity as a natural "material" which is a teenage girl can be used in solving all the problems of psycho-physiological age, to stabilize the emotional state that will solve the problem of missing physical activity.
Keywords: harmonious education; body-plastic motor activity; girls grades 7-8.
УДК 793.3 РОЛЬ ТЕЛЕСНО-ПЛАСТИЧЕСКОЙДВИГА ТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ В ГАРМОНИЧНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧЕК 7-8 КЛА ССОВ
© Клеменчук С. П., 2015 В современных условиях поиск средств для гармоничного воспитания девочек
7-8 классах становится все более актуальной. Автор выделяет телесно-пластическую двигательную активность как естественный "материал", который девочка-подросток может использовать в решении всех психофизиологических проблем данного возраста, стабилизировать эмоциональное состояние, что позволит решить проблему недостающей двигательной активности. Ключевые слова: гармоничное воспитание; телесно-пластическая двигательная активность; девочки 7-8 классов.