бенка" [4, С. 55]. Он подчеркивает, что она "способствует практическому применению полученных знаний в новой ситуации" [4, С. 55].
Теория и практика подтверждают, что интересная игра повышает умственную активность ребенка, в результате чего он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Однако, подчеркивается,занятия должны проводиться только в форме игры, поскольку игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями; беседами; чтением и другими.
Подчеркивая значимость игры как средства развития младших школьников, ученые отмечают ее эффективность, справедливо называя ее самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в общение со сверстниками и объединяются общей целью, совместными усилиями к ее достижению и общими переживаниями.
В результате опытно-экспериментальных исследований теория и педагогическая практика подтвердила:
- игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей;
- игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни;
- в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоци-
ональность, активность, развивающаяся потребность в общении;
- в процессе игры дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях, поскольку ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Обобщая, можно заключить: игра представляет собой процесс переживаний, связанных с игровыми действиями; эмоциональная насыщенность игрового действа активизируют все психические процессы и функции ребенка; игра способствует практическому применению полученных знаний в новой ситуации и имеет большое образовательное и воспитательное значение, поскольку тесно связана с обучением на занятиях и наблюдениями повседневной жизни.
Литература:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2001. - 92 с.
2. Запорожец A.B. Изменение моторики школьника в зависимости от мотивов и условий его деятельности // Избранные психологические труды. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1986. - 297 с.
3. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // http://bai54.hotmail.ru/stati/ 083.html
4. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. - М.: Просвещение, 2002. - 269 с.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М. : Педаго-гика,1998.-304 с.
EVOLUTION OF A MUSICAL RHYTHM IN A HISTORICAL RETROSPECTIVE Bliznichenko Marina Vladimirovna, Senior Professor, Ostrikova irina Nikolaevna, Senior Professor,
Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol
in article the retrospective analysis in knowledge of essence and specifics of a musical rhythm is carried out. in the course of the analysis various scientific treatments, interpretations in understanding of a definition of a musical rhythm are presented.
Keywords: musical rhythm; rhythmics evolution; regularity of a rhythm; universal space category; music means of expression; organized sequence of diiteinost of musical sounds; existence of accents.
ЭВОЛЮЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
В статье осуществляется ретроспективный анализ в познании сущности и специфики музыкального ритма. В процессе анализа представлены различные научные трактовки, интерпретации в понимании дефиниции музыкального ритма.
Ключевые слова: музыкальный ритм; эволюция ритмики; закономерность ритма; универсальная космическая категория; выразительное средство музыки; организованная последовательность длительностей музыкальных звуков; наличие акцентов.
УДК 781
© Близниченко М.В., 2015 © Острикова И.Н., 2015
X.
>
<
X ш
s
О ш =г
< et
LU
С
БЛИЗНИЧЕНКО Марина Владимировна,
ст. преподаватель,
30
ОСТРИКОВА Ирина Николаевна,
ст. преподаватель, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
В исследовании феномена музыкального ритма ученые подчеркивают определяющую, а иногда и доминирующую роль ритма в музыке. Однако его роль в этнической музыкальной культуре стран и континентов различна. Так, в музыкальном искусстве стран Африки и Латинской Америки ритм играет ярко выраженную роль, в то время как в ряде северных стран Европы, юго-восточной Азии выразительность ритма поглощается мелодичностью, песенным началом музыки. При этом музыка, развивающаяся во времени, не зависит от геоусловий и имеет определенную форму ритмической организации [7, С.109].
Эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать композиционные правила ритма и объяснять его сущность" [2, С. 25]. По мысли O.A. Апраксиной, "развитие ритмической стороны музыкального искусства проходило параллельно с развитием гармонии, мелодики и других элементов... Автор отмечает, что в теории ритма не возникало классического учения" [2, С. 25]. В истории европейской профессиональной музыки ритм, по мнению Б.С. Рачиной, "не являлся первоосновой формы и не превосходил другие элементы по организованности. В связи с этими фактами развитие специального учения о ритме не носило практического характера и не диктовалось потребностями музыкальной практики, а музыкальная практика не давала достаточного материала для теоретического анализа ритма" [8, С. 292]. Наиболее приближенной к области ритма является теория Аристоксена, которая, по мысли О. А. Апраксиной, "связана с художественной практикой далекой от современного воспитания и захватывает музыкальную ритмику в той стадии, когда она еще не отделилась от стиха и поэтому не может служить объектом учения о музыкальном ритме" [2, С. 18]. Ритм есть определенная организация процесса во времени и выступает как некая универсальная космическая категория, что соответствует известным словам Ж. Далькроза: "Пространство и время наполнены материей, подчиненной законом вечного ритма" [5, С. 12.].
O.A. Апраксина определяет ритм как один из первоисточников, первоэлементов музыки и особенно важнейший компонент для музыкального искусства. Определяя ритм первоисточником, Е.Д. Критская называет его основой музыкального искусства. Г.С. Тарасов выявляет огромную роль ритма "в развитии национальных музыкальных культур, в различные периоды и стили истории музыки [11, С. 124].
В XX веке переосмысливается роль ритма в формообразовании музыкального произведения. Г.П. Сергеева, в частности, отмечает: "ритмические достижения музыкальной практики XX века, с одной стороны, делают теоретическую проблему ритма актуальной для современной творческой практики, а с другой - дают принципиально новый материал, позволяющий современной теории полнее, чем раньше, судить о ритме вообще, о ритмических явлениях, закономерностях ритма, композиционных правилах ритма, объяснении сущности ритма" [10, С. 367]. И.Ю. Куберский определяет ритм как "закономерное расчленение временной последовательности раздражений на группы, объединяемые вокруг выделяющихся в том или другом отношении раздражений, акцентов" [8, С. 440]. Автор определяет психофизиологическую сущность музыкально-ритмического чувства дефиницией ритма, которая имеет ряд оригинальных определений. Ритм, по его определению, есть определенная организация процесса во времени и выступает как некая универ-
сальная космическая категория. Своеобразие ритма, по мнению И.Ю. Куберского, при этом заключается в том, что он является не только выразительным средством музыки, он есть средство выразительности и в других искусствах и явлениях. Также ритм встречается вне искусства, являясь не только художественной категорией [8, С. 83].
Б.М. Теплов определяет ритм "как всеобъемлющее понятие, характеризующееся временным или пространственным порядком предметов, явлений, процессов" [12, С. 233]. По мнению исследователя Л.А. Мазеля, музыкальный ритм в широком смысле подразумевает временные соотношения более крупных по длительности масштабов, а именно: фразы, части целого музыкального произведения [13, С. 42]. Б.Л. Яворский определяет ритм как развертывание конструкции музыкального произведения. A.B. Цукерман дает более узкое понятие музыкального ритма как организованной последовательности длительностей музыкальных звуков [13, С. 64]. Н.В. Способин и А.Л. Островский сделали вывод, что музыкальный ритм и его элементы, организующие звуки во времени, такие, как темп, метр, ритмический рисунок, пульсацию, форму, выполняет функцию объединения всех средств музыкально-ритмической выразительности в единое целое [13, С. 66]. Е.В. Назайкинский дает определение ритма в прикладном его значении: "...ритм представляет собой закономерное распределение во времени ритмических единиц (ритмический рисунок), подчинение регулярному чередованию опорных переходных долей времени (метр), которое совершается с определенной скоростью (темп)" [13, С. 67]. П. Коффка отмечает, что: "Ритм характеризуется тем, что появляются акценты. Иначе говоря, акцент создает ритм" [4, С. 24]. Этот же тезис развивает H.A. Ветлугина, отмечая наличие акцентов в виде усиливающихся или выделяющихся определенным образом звуковых раздражений как обязательное условие проявления музыкального ритма [3, С. 94]. В.П. Аниси-мов также интерпретирует музыкальный ритм, исходя "из понимания ритма как закономерного расчленения временной последовательности разделений на группы, объединяемых в организацию различных длительностей звуков вокруг выделяющихся в том и ином соотношении раздражений, то есть акцентов" [1, С. 44].
Д.Б. Кабалевский понятие ритма связывает с особенностями чередования явлений во времени, но говорит о "пространственном ритме". Ритм, по его определению, "есть некото-
рая определенная организация процесса во времени" [6, С. 82]. Он выделяет такие характеристики ритма, как:
- ритмическим называют непрерывное движение или изменение, происходящее равномерно;
- ритмический ряд состоит из одинаковых раздражений, разделенных одинаковыми промежутками времени;
- ритмическое движение включает в себя периодическое повторение;
- ритмический ряд равномерно следующих друг за другом раздражений расчленяется на определенные группы, причем группы эти могут быть одинаковыми или неодинаковыми [6, С. 88].
Обязательным условием, по мнению Д.Б. Кабалевского, ритмической группировки является наличие акцентов, более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении раздражений [6, С.99].
Таким образом, в процессе онтогенеза музыкального ритма представления о его сущности менялись, наполняясь новым содержанием, и отличались разнообразием подходов в его интерпретации. В современной интерпретации понятия музыкального ритма теория музыки исходит из понимания ритма как закономерного расчленения временной последовательности разделений на группы, объединяемых в организацию различных длительностей звуков вокруг выделяющихся в том и ином соотношении раздражений, то есть акцентов.
Литература:
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей учащихся : учебное пособие для студентов высших учеб. заведений. - М.: Гуманит. Центр Владос, 2004. - 192 с.
2. Апраксина O.A. Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 2. - М.: Просвещение, 1963. - 110 с.
3. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка.
- М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
4. Горюнова Л.В. Развитие ребенка какжизнетвор-чество // Искусство в школе. - 1993. - № 1.
5. Далькроз. Музыка, ритмика и толпа // Жизнь искусства. - 1924. - № 1-13.
6. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Программа для общеобразовательных учебных заведений. - М. : Музыка, 1994. -405 с.
7. Крицкая Е.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема Теория и методика музыкального образования учащихся. - М. : Флинта-Наука, 1999.-326 с.
8. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. - СПб.: Питер, 1997. - 576 с.
9. Рачина Б.С. Программа "Музыка" сегодня. Из опыта работы учителя музыки в 5-х классах : ме-
LO
гН
О
си
-О Q-
1-0 CK
ь-X LU
о со со
ом
S
31
тодические рекомендации. - СПб. : Питер, 1992. -815с.
Ю.Сергеева Г.П. Программа повышения квалификации учителей специалистов по предмету "Музыки" (с методическими материалами). - М.: Просвещение, 1995. - 500 с.
П.Тарасов Г.С. Музыкальная психология. Спутник учителя музыки. - М.: Просвещение, 2006. - 324 с.
12.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.-Л. : Изд. Академии пед. наук РСФСР, 1947.-335 с.
13.Хрестоматия по методике музыкального воспитания / сост. O.A. Апраксина. - М. : Просвещение, 1990. - 207 с.
14.Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма. - М.: Просвещение, 1993. - 353 с.
X
>
<
X
LU S ж о ш
У
<
СЕ ш
а
32
INNOVATIVE MODEL CONCEPTUAL PECULIARITIES OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS ACTIVITY Vasilyeva Otga Sergyeevna, Lecturer, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (branch), Stavropol E-mail: [email protected]
The transition of the domestic economy to the innovative way of development, based on the receipt and application of new knowledge and new technologies requires the transformation of functioning models of higher education institutions in the framework of their conformity with these objectives. The paper considers the conceptual framework that determines the activity of the innovative higher educational institution, it highlights their differences from the traditional model of the functioning of the classical higher educational institution.
Keywords: higher education; classical and innovative activity models of the university; an innovative paradigm of education.
УДК 378
© Васильева O.C., 2015
ВАСИЛЬЕВА Ольга Сергеевна, п ре п ода вател ь. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (филиал), Ставрополь [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Переход отечественной экономики на инновационный путь развития, основанный на получении и применении новых знаний и новых технологий, требует трансформации моделей функционирования высших учебных заведений в рамках приведения их в соответствие с данными задачами. В этой связи в статье рассматриваются концептуальные положения, определяющие деятельность инновационного высшего учебного заведения, выделяются их отличия от традиционной модели функционирования классического вуза. Ключевые слова: высшее образование; классическая и инновационная модели деятельности вуза; инновационная парадигма развития образования.
I
Цели формирования инновационной парадигмы развития отечественного высшего образования состоят в подготовке профессиональной личности, обладающей способностью к генерации инноваций как в решении экстремальных, кризисных ситуаций, так и в разрешении задач повседневной деятельности [1,7]. Задача подобной системы образования состоит не в том, чтобы выпускник "выжил" в своей сфере профессиональной деятельности, а был бы ее активным творцом и созидателем. Важными составляющими выпускника в этом аспекте являются его лидерские качества, активная самостоятельная познавательная позиция, мотивированная на непрерывное профессиональное обучение и всестороннее совершенствование, умение устанавливать необходимые коммуникации, грамотно формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, использовать методы доказательства для решения новых задач, добывать и выстраивать систему личностных знаний на основе разнородной, разноплановой информации, при этом генерируя новые знания.
Использование инновационной парадигмы в качестве ключевого направления развития отечественного высшего образования можно обосновать тем обстоятельствами, что именно инновации