Научная статья на тему 'Формирование технологической готовности преподавателей медицинского вуза к инновационной деятельности'

Формирование технологической готовности преподавателей медицинского вуза к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / LECTURER / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION / INNOVATION LECTURER / TECHNOLOGICAL READINESS FOR INNOVATION / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костина Л.А., Миляева Л.М.

В статье раскрывается сущность понятия «инновационная деятельность преподавателя вуза», выделены его особенности и структурные компоненты. Представлен опыт работы Астраханского медицинского университета по формированию технологической готовности преподавателей к инновационной деятельности в условиях реализации программы «Преподаватель высшей школы». Доказывается эффективность формирования технологической готовности преподавателей медицинского вуза за счёт использования инновационных технологий, включающих слушателей в активную позицию. Представлены выводы об уровнях технологической готовности к инновационной деятельности преподавателей медицинского вуза, сделанные на основе самооценки слушателей. Освоение преподавателями вуза инновационных технологий способствует переходу учебного заведения в инновационный режим развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костина Л.А., Миляева Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TECHNOLOGICAL READINESS OF TEACHERS OF MEDICAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION TO INNOVATION

In the article the basics of the concept of innovation are revealed. The research highlights its features and structural components. The paper presents experience of Astrakhan Medical University on forming technological readiness of teachers to innovate in terms of realization of the program “High School Teacher”. The authors prove the efficiency of the formation of the technological readiness of teachers of medical institutions of higher education through the use of innovative technologies, including listeners in an active position. The work presents findings about the levels of technological innovation readiness of teachers of medical institutions of higher education, made on the basis of self-evaluation of listeners. Mastering innovative technologies lecturers promote transition institution in innovative development mode.

Текст научной работы на тему «Формирование технологической готовности преподавателей медицинского вуза к инновационной деятельности»

2. Tomilin A.N., Kornilova M.Yu. Teoretiko-metodologicheskie podhody k patrioticheskomu vospitaniyu kursantov. Sovremennyj mir: opyt, problemy iperspektivy razvitiya: Sbornik statej I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol': Logos, 2016; Ch. 1: 70 - 75.

3. Tomilin A.N., Aliev T.I. Patriotizm sovremennoj molodezhi: suschnost' i opredelenie. Nauka v sovremennom obschestve: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Stavropol': Logos, 2015: 58 - 63.

4. Tomilina S.N. Metodika ocenki sformirovannosti patriotizma u kursantov morskogo vuza. Materialy XI-oj regional'noj nauchno-tehnicheskoj konferencii «Problemy 'ekspluatacii vodnogo transporta i podgotovki kadrov na yuge Rossii». Novorossijsk: GMU imeni admirala F.F. Ushakova, 2014: 93 - 95.

5. Enciklopediya psihologicheskih testov. Moskva: Izdatel'stvo «TERRA-Knizhnyj klub», 1999.

Статья поступила в редакцию 21.02.18

УДК: 372.893:338.12.017

Kostina L.A., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Head of Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State

Medical University (Astrakhan, Russia), E-mail: kostina_agma@mail.ru

Milyaeva L.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Continuing Education, Astrakhan

State University (Astrakhan, Russia), E-mail: asmila_50 @ mail.ru

FORMATION OF TECHNOLOGICAL READINESS OF TEACHERS OF MEDICAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION TO INNOVATION. In the article the basics of the concept of innovation are revealed. The research highlights its features and structural components. The paper presents experience of Astrakhan Medical University on forming technological readiness of teachers to innovate in terms of realization of the program "High School Teacher". The authors prove the efficiency of the formation of the technological readiness of teachers of medical institutions of higher education through the use of innovative technologies, including listeners in an active position. The work presents findings about the levels of technological innovation readiness of teachers of medical institutions of higher education, made on the basis of self-evaluation of listeners. Mastering innovative technologies lecturers promote transition institution in innovative development mode.

Key words: lecturer, innovation, innovation lecturer, technological readiness for innovation, innovative educational technology.

Л.А. Костина, канд. мед. наук, доц., зав. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный

медицинский университет», г. Астрахань, E-mail: kostina_agma@mail.ru

Л.М. Миляева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и непрерывного профессионального образования,

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, E-mail: asmila_50@ mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается сущность понятия «инновационная деятельность преподавателя вуза», выделены его особенности и структурные компоненты. Представлен опыт работы Астраханского медицинского университета по формированию технологической готовности преподавателей к инновационной деятельности в условиях реализации программы «Преподаватель высшей школы». Доказывается эффективность формирования технологической готовности преподавателей медицинского вуза за счёт использования инновационных технологий, включающих слушателей в активную позицию. Представлены выводы об уровнях технологической готовности к инновационной деятельности преподавателей медицинского вуза, сделанные на основе самооценки слушателей. Освоение преподавателями вуза инновационных технологий способствует переходу учебного заведения в инновационный режим развития.

Ключевые слова: преподаватель вуза, инновационная деятельность, инновационная деятельность преподавателя вуза, технологическая готовность к инновационной деятельности, инновационные образовательные технологии.

Требования, предъявляемые сегодня к высшей школе, обуславливают отказ от известных штампов и стереотипов в обучении студентов, выход за рамки действующих нормативов в деятельности преподавателя. Широкое распространение получили инновационные процессы, которые в корне меняют парадигму высшего образования. Инновационная деятельность преподавателей вузов в этом направлении - это начало научного и профессионального поиска, залог ценных находок в определении будущей подготовки специалистов, обладающих коммуникабельностью, профессиональной мобильностью, креативностью, способностью к самообразованию и саморазвитию и др.

Понятие «инновационная деятельность» достаточно широко изучено отечественными учеными (М.В. Кларин, И.В. Никишина, Л.С. Подымова, М.П. Пригожин, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Н.Р Юсуфбекова и др.).

Согласно теории В.А. Сластенина и Л.С. Подымовой, инновационная педагогическая деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств его реализации [1, с. 61]. Это творческая деятельность тесным образом связанная с внедрением инноваций. Как мы указывали ранее в своих работах, инновационная деятельность имеет следующие структурные компоненты: моти-вационный, креативный, технологический и рефлексивный, лежащие в основе формирования готовности преподавателя к инновационной деятельности.

Основными характеристиками инновационной деятельности преподавателя вуза являются:

- сформированность положительного отношения к инновациям, потребность их внедрения в образовательный процесс;

- овладение новыми формами и технологиями обучения студентов, использование их в своей педагогической практике;

- рефлексивная способность педагога давать оценку своей деятельности с точки зрения инновационных преобразований [2].

При этом необходимым условием инновационной деятельности преподавателя вуза является изменение характера отношений между участниками процесса: ориентация на взаимное уважение, признание прав и свобод обучающихся, становление их активной позиции, помощь в самореализации посредством деятельности и общения. Оппозиция традиционной парадигме профессионального образования в вузе представлена континуумом мнений, в котором радикально негативную позицию занимает американский психолог Карл Роджерс, считая ее несостоятельной и наносящей вред учащемуся. В качестве альтернативы Роджерс предлагает гуманистическую человекцентрированную концепцию обучения, в которой учащийся является не просто равноправным субъектом учебного процесса, но и ведущей фигурой, а учитель, отступая на второй план, выполняет функцию фасилиатора, помогающего ученику учиться совершенно самостоятельно [3].

Для этого, безусловно, должны быть определенные предпосылки, в том числе в усвоение преподавателями и студентами вузов важнейших психологических навыков и умение применять их на практике. Своеобразие психологического познания заключается в «проникновении» во внутренний мир личности как объекта познания посредством диалога. И определяющая роль

здесь принадлежит умению преподавателя преломлять теоретические психологические знания в практике, его чувству такта, признанию ценности другого человека как личности. Уважение к студенту проявляется в том, что преподаватель относится к нему как к равноправному участнику образовательного процесса: ему дается право выбора и право высказаться, его мнение ценится [4; 5].

Преподавателю сегодня предстоит отказаться от «передачи знаний», а найти способы обращения к личному опыту студентов, «вывода» их на самостоятельное овладение знаниями. Современный преподаватель рассматривает инновации как неотъемлемую часть современного образовательного процесса и приоритетное условие его эффективности. Чтобы образовательное учреждение работало в инновационном режиме, преподавательскому корпусу необходимо преодолеть авторитарный стиль мышления, овладеть интерактивными технологиями, основанными на сотрудничестве, освоить формы и методы творческой деятельности.

Понимая это и руководствуясь Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», Астраханский государственный медицинский университет для получения преподавателями дополнительной квалификации в течение ряда лет реализует программу «Преподаватель высшей школы». Цель программы - подготовка преподавателей к педагогической деятельности в учреждении высшего образования. При реализации программы приоритетным направлением стала подготовка преподавателей медицинского университета к инновационной деятельности.

Инновационная деятельность преподавателей медицинских вузов имеет свою специфику. Это связано с практической направленностью учебно-воспитательного процесса, наличием широкой инновационной базы производственных практик, использованием в образовательном процессе потенциала медицинских учреждений, разработкой и внедрению совместно со студентами инновационных проектов по здравоохранению, включением обучающихся в освоение современных медицинских технологий и др. По сути своей деятельность преподавателя медицинского вуза «вынуждена быть» инновационной. Вместе с тем, основной задачей программы стала подготовка преподавателей к освоению и применению современных образовательных технологий, созданию творческой атмосферы образовательного процесса. Эта задача напрямую соотносилась с технологической готовностью преподавателей к инновационной деятельности. Технологическая готовность к инновационной деятельности, по нашему убеждению, должна быть выражена:

- в освоении преподавателями знаний по инновационным технологиям обучения (сущность, признаки, виды, характеристики);

- в приобретении умений использования инновационных образовательных технологий, методов и приемов в обучении студентов;

- в овладении навыками моделирования образовательного процесса с использованием инновационных технологий;

- в развитии умений сотрудничества со студентами, создании благоприятного психологического климата на занятиях.

Поскольку инновационные технологии в педагогике ориентированы на активность личности, применение деятельностного подхода, создание условий для самореализации детей, важным условием является осуществление гуманистического взаимодействия «педагог - ребенок». Оно призвано придать инновационный характер педагогической деятельности и качественно изменить образовательный процесс.

Мы понимаем, что преподаватель вуза может достичь высокого уровня технологической готовности к инновационной деятельности только реализуя ее на практике. В связи с этим большая часть занятий по программе «Преподаватель высшей школы» была практической и имела инновационную направленность. Даже лекционные занятия «Использование современных образовательных технологий в высшей школе», «Методология и методы педагогических исследований», «Инновационные методы подготовки студента-медика» и др. проводились как лекции-презентации с включением проблемных вопросов и заданий, активизирующих слушателей. В связи с тем, что большинство слушателей являлись опытными преподавателями, работа над освоением лекционного материала осуществлялась с использо-

ванием инновационной технологии критического мышления. На стадии «вызова» слушателям предлагалось записать то, что они знают по теме лекции, далее шло осмысление предложенной информации. На стадии «осмысления» применялся прием «Ин-серт» - развитие критического мышления через чтение и письмо. Этот прием достаточно эффективно используется при работе с новой информацией. Он позволяет осмыслить сущность материала по следующим позициям: «я это знаю», «это для меня новое», «об этом я думал иначе», «это мне непонятно и требует объяснения». Как видим, это методика эффективного прочтения изучаемого материала, которая позволила нашим слушателям активно участвовать в освоении новой темы. На стадии «рефлексии» осуществлялась аналитическая работа по содержанию изученного. Наиболее распространенные приемы рефлексии, использованные на лекционных занятиях, - это «Синквейн», «Комплимент», «Рефлексивная мишень», «Дельта+» и др. Обязательной частью лекции была рефлексия, в ходе которой слушатели обсуждали и оценивали свою деятельность. Каждое занятие заканчивалось вопросом: «Можно ли проведенное занятие отнести к разряду инновационных и почему?»

Наиболее эффективными в освоении технологической готовности к инновационной деятельности стали семинарские занятия, организованные как интерактивные: «Моделирование и методика проведения интерактивного занятия», «Разработка методических материалов к практическим занятиям, лекционному курсу, семинарам». Поскольку интерактивные занятия характеризуются интенсивным взаимодействием участников, они позволили нам привлечь к участию в занятиях каждого слушателя.

Широкое распространение получила технология «Каждый учит каждого». Слушатели работали в парах, по очереди делясь опытом подготовки к семинарским и лекционным занятиям. Вызвала интерес работа в группах (5 - 6 человек) методом «Мозгового штурма». Группы выполняли задание по моделированию семинарского занятия по преподаваемой дисциплине с использованием инновационных технологий.

Общеизвестно, что педагогическое взаимодействие является важнейшей характеристикой инновационной деятельности педагога. Оно основывается, прежде всего, на гуманистической позиции преподавателя в отношении студентов, позволяющей им быть (стать) субъектами образовательного процесса. Отработка навыков такого взаимодействия стала возможна при использовании на занятиях кейс-технологии. Это интерактивная технология, предполагающая «обучение действием. В процессе решения кейсов слушатели отрабатывали умения использовать кейс-технологии в процессе обучения, а также поэтапно конструировать кейсовые задания.

Итогом освоения программы стало зачетное занятие «Авторская разработка учебного занятия с использованием современных технологий». По окончании занятий мы выявили уровни технологической готовности преподавателей к инновационной деятельности, используя для этого адаптированную методику В.И. Зверевой и Н.В. Немовой по изучению готовности педагогов к экспериментальной работе. Её целью было определение уровня теоретических знаний, умений и навыков, необходимых для моделирования и организации образовательного процесса с применением инновационных технологий. В содержание методики мы включили вопросы, касающиеся знаний, умений навыков использования инновационных технологий. Слушатели оценивали себя по следующим уровням: «прошу помощи» (низкий уровень), «знаю теорию и могу применить на практике, действуя по образцу» (средний уровень), «могу самостоятельно смоделировать учебный процесс, используя инновационные технологии, и поделиться опытом инновационной деятельности» (высокий уровень). В ходе самооценки слушатели достаточно высоко оценили уровень своей готовности к инновационной деятельности. Так из 28 человек 71,4% слушателей посчитали свой уровень готовности высоким, и только 28,6% - средним. Низкий уровень никто не отметил. Это было подтверждено на итоговом занятии, где слушатели демонстрировали опыт инновационной деятельности, представив авторские разработки учебных занятий. При этом большинство слушателей высказали мнение, что реализация программы «Преподаватель высшей школы» позволила им приобрести новые знания, умения и навыки в области инновационной деятельности и укрепить желание осваивать и применять новые технологии в процессе обучения студентов.

Библиографический список

1. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. Москва: ИЧП Издательство Магистр, 1997.

2. Миляева Л.М. Подготовка преподавателей вуза к инновационной деятельности в условиях самообучающейся организации. Современные проблемы науки и образования. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10265

3. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. Перевод с английского С.С. Орлова и др. Москва: Смысл, 2002.

4. Сторожева Ю.С. Психологические аспекты эффективности преподавания в высшей школе. Высшее образование для ХХI века: ХI Международная конференция. Ответственный редактор: Н.И. Федотова. 27 - 29 ноября, Москва: МГУ, 2014: 11 - 15.

5. Сторожева Ю.А. Эффективность учета социально-психологических особенностей профессионального самоопределения студенческой молодёжи. Акмеология. 2013; №S1: 234.

References

1. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva: IChP Izdatel'stvo Magistr, 1997.

2. Milyaeva L.M. Podgotovka prepodavatelej vuza k innovacionnoj deyatel'nosti v usloviyah samoobuchayuschejsya organizacii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10265

3. Rodzhers K., Frejberg D. Svoboda uchit'sya. Perevod s anglijskogo S.S. Orlova i dr. Moskva: Smysl, 2002.

4. Storozheva Yu.S. Psihologicheskie aspekty 'effektivnosti prepodavaniya v vysshej shkole. Vysshee obrazovanie dlya ХХI veka: ХI Mezhdunarodnaya konferenciya. Otvetstvennyj redaktor: N.I. Fedotova. 27 - 29 noyabrya, Moskva: MGU, 2014: 11 - 15.

5. Storozheva Yu.A. 'Effektivnost' ucheta social'no-psihologicheskih osobennostej professional'nogo samoopredeleniya studencheskoj molodezhi. Akmeologiya. 2013; №S1: 234.

Статья поступила в редакцию 20.02.18

УДК 378.09-057.875:784.4(571.17)

Kotlyarova T.A., Cand. of Cultural Studies, Professor, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia),

E-mail: kotlfolk@narod.ru

Kotlyarov M.G., senior lecturer, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: maxifox@narod.ru

FORMATION OF COMMON APPROACH TO REQUIREMENTS TO THE QUALITY OF STUDENTS' LEARNING THE "ART OF FOLK SINGING" EDUCATIONAL PROGRAM. The article considers several actual problems of today's Russian musical education system. One of them is a problem of adaptation of artistic educational programs realized by Russian educational organizations of higher education to modernized educational standards of Russian higher education system. The authors analyse some questions touched with disaccord the three degree of musical education (children' art school, college, educational organization of higher education) to common standard that is inseparable, logically correct "chain" of content of pedagogical process and methods of its organization. The authors conclude that effectiveness of including both traditional and innovative methodological units into the educational process can be reached only in case of its full accordance to actual sate educational standards, and real demands to level of the graduates' agreed set of knowledge and skills formedness.

Key words: musical art, musical education, federal state educational standard, art of folk singing, choral folk singing, solo folk singing, professional competence.

Т.А. Котлярова, канд. культурологии, проф. Кемеровского государственного института культуры, г. Кемерово,

Е-mail: kotlfolk@narod.ru

М.Г. Котляров, доц. Кемеровского государственного института культуры, г. Кемерово, Е-mail: maxifox@narod.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ПОДХОДА К ТРЕБОВАНИЯМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯ»

Статья посвящена рассмотрению ряда актуальных проблем функционирования системы современного отечественного музыкального образования, одна из которых - адаптация творческих специальностей образовательных организаций высшего образования творческой направленности к содержанию обновлённых образовательных стандартов в области российского высшего образования. Рассматриваются вопросы, связанные с несоответствием содержания образовательных программ трёх ступеней музыкального образования - школа (дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор») - колледж («Сольное и хоровое народное пение») - образовательная организация высшего образования («Искусство народного пения») - единому, общему стандарту, составляющему неразрывную, логичную и понятную цепь содержания педагогического процесса и методик его организации. Авторы заключают: положительные результаты от внедрения в учебный процесс как традиционных, так и инновационных продуктов учебно-методического обеспечения могут быть достигнуты только при полном соответствии последних содержанию действующих государственных образовательных стандартов и требованиям, предъявляемым к уровню сформированности у выпускников соответствующего направления подготовки оговорённого набора знаний и умений.

Ключевые слова: музыкальное искусство, музыкальное образование, федеральный государственный образовательный стандарт, искусство народного пения, хоровое народное пение, сольное народное пение, профессиональные компетенции.

Современная социокультурная ситуация в России весьма сложна и неоднозначна. Произошедшие за последние годы политико-экономические и социальные изменения затронули все сферы жизнедеятельности нашего общества. Сильному воздействию подверглась культура и образование, во многом утратившие былую структуру и устойчивость. В реалиях современной общественной жизни России вполне очевидно, что проблема подготовки кадров в области народно-певческого искусства, сохранения и развития традиционной народной культуры, может быть реализована в полной мере лишь в рамках научно-практического существования принципиально новой образователь-

ной парадигмы. Она включает в себя специализированные и образовательные учреждения всех уровней: государственные учреждения культуры и искусства; общественные организации, ассоциации и общества. Проблемы адаптации творческих специальностей к новым рыночным условиям занимают особое место в организации новой структуры вузов культуры.

Данная проблематика в отечественной науке недостаточно разработана. Проблемы эффективности музыкального образования начали изучаться в 80-е годы двадцатого века. Исследованием данных вопросов занимался В.В. Медушевский, разработавший концепцию отечественного музыкального образования;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.