Научная статья на тему 'Клинико-психологические особенности юношей и девушек, различной степени зависимых от курения'

Клинико-психологические особенности юношей и девушек, различной степени зависимых от курения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
531
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕПЕНИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КУРЕНИЯ / ПСИХОБИОГРАФИЧЕСКИЕ / КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЛИЧНОСТИ / НЕВРОТИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кобзев Евгений Анатольевич

В статье рассматриваются клинические и психобиографические особенности, характеризующие различные степени зависимости личности от курения. Представлена так называемая динамика состояний личности. Первая стадия характеризуется высокими показателями ухудшения самочувствия, идёт нарастание невротической симптоматики. Высоко влияние навязчивых мыслей, высокая возбудимость, в среднем, более высокая работоспособность, чем у представителей второй и третьей стадии зависимости. Наблюдается достаточно высокий уровень познавательной и социальной активности. Это может говорить в пользу наличия работы компенсаторных механизмов психики при употреблении табака испытуемыми (сигарета помогает респондентам в установлении социальных контактов и активировании познавательной деятельности) в процессе повышения уровня социально-психологической адаптации. На второй стадии зависимости значимо понижается по сравнению с первой и третьей стадией познавательная и социальная активность. По результатам опросника ОНР наблюдается высокая степень дезадаптивности в поведении. К третьей стадии значимо возрастает паранойяльная настроенность, также как и на первой стадии высок уровень галлюцинаторно-бредовой симптоматики. В целом повышаются симптомы астенизации и вегетососудистой дистонии. Наблюдается значимое увеличение курения по типу «Стимуляция». Несколько повышаются показатели социальной адаптивности и экстравертированности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clinic-psychological features of the young men and girls with various degree of dependence on smoking

The article presents the clinical and psychobiography features characterizing the various degrees of dependence of the personality on smoking. So-called dynamics of conditions of the personality is presented. The first stage is characterized by high rates of deterioration of health; there is increase in neurotic symptomatology. Influence of the intrusive thoughts is tangible, stronger excitability, on the average, there is higher performance comparing with the representatives of the second and third stage of the dependents. Quite high level of the informative and social activity is observed. It can speak well for the existence of the compensatory mechanisms of mentality under the tobacco use by the examinees (the cigarette helps respondents with establishment of the social contacts and activation of the cognitive activity) in the course of increase of the level of the social and psychological adaptation. At the second stage of dependence the informative and social activity significantly goes down in comparison with the first and the third stage. The high degree of the dis-adaptation in behavior is observed according to the results of the ONR questionnaire. At the third stage the paranoia mood is significantly increased as well as at the first stage the level of hallucinatory and crazy symptomatology is getting higher. As a whole the symptoms of astenisation and vegetative vascular dystonia are getting stronger. The significant increase in smoking by the Stimulation type is observed. The indicators of the social adaptability and extrovertness of the personality go up a little.

Текст научной работы на тему «Клинико-психологические особенности юношей и девушек, различной степени зависимых от курения»

S., Levitt N., Lambert E.V. // Public Health Nutrition. - 2005. - No. 8 (5). - P. 509-519.

5. Kohn, A. No Contest. The Case against Competition / A. Kohn. - Boston : Houghton Mifflin, 1986 / 1992 [Электронный ресурс] // URL : http://repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1099&context=marketing_papers. - Дата обращения 30.08.2014.

6. Protective effect of physical activity on dissatisfaction with body image in children - A cross-sectional study / Marisa J. Monterio Gaspar, Teresa F. Amaral, Bruno M.P.M. Oliveira, Nuno Borges // Psychology of Sport and Exercise journal. - 2011. - No. 12. - P. 563-569.

REFERENCES

1. Ilyina, N. L. (2013), "Formation of an image of a body at boys of 9-11 years", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 50-54.

2. Millman, D. (2012), Perfect possession of a body and reason. How to achieve success in sport and life, IG "Everything", St. Petersburg.

3. Bree D. Abbott and Bonnie L. Barber (2011), "Differences in functional and aesthetic body image between sedentary girls and girls involved in sports and physical activity: Does sport type make a difference?", Psychology of Sport and Exercise journal, 12, 333-342.

4. Kohn A. (1992), No Contest. The Case against Competition, Houghton Mifflin, Boston, USA.

5. Marisa J Monterio Gaspar, Teresa F. Amaral, Bruno M.P.M. Oliveira, Nuno Borges. (2011), "Protective effect of physical activity on dissatisfaction with body image in children - A cross-sectional study", Psychology of Sport and Exercise journal, 12, 563-569.

6. Mciza Z, Goedecke J, Steyn N.P., Charlton K.E., Puoane N., Meitzer S., Levitt N., Lambert E.V. (2005), "Development and validation of instruments measuring body weight dissatisfaction in South African mothers their daughters", Public Health Nutrition, 8 (5), 509-519.

Контактная информация: n_il@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.09.2014.

УДК 159.9.072

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ЗАВИСИМЫХ ОТ КУРЕНИЯ

Евгений Анатольевич Кобзев, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. С. Носова (МГТУ)

Аннотация

В статье рассматриваются клинические и психобиографические особенности, характеризующие различные степени зависимости личности от курения. Представлена так называемая динамика состояний личности. Первая стадия характеризуется высокими показателями ухудшения самочувствия, идёт нарастание невротической симптоматики. Высоко влияние навязчивых мыслей, высокая возбудимость, в среднем, более высокая работоспособность, чем у представителей второй и третьей стадии зависимости. Наблюдается достаточно высокий уровень познавательной и социальной активности. Это может говорить в пользу наличия работы компенсаторных механизмов психики при употреблении табака испытуемыми (сигарета помогает респондентам в установлении социальных контактов и активировании познавательной деятельности) в процессе повышения уровня социально-психологической адаптации. На второй стадии зависимости значимо понижается по сравнению с первой и третьей стадией познавательная и социальная активность. По результатам опросника ОНР наблюдается высокая степень дезадаптивности в поведении. К третьей стадии значимо возрастает паранойяльная настроенность, также как и на первой стадии высок уровень гал-люцинаторно-бредовой симптоматики. В целом повышаются симптомы астенизации и вегетососу-дистой дистонии. Наблюдается значимое увеличение курения по типу «Стимуляция». Несколько повышаются показатели социальной адаптивности и экстравертированности личности.

Ключевые слова: степени зависимости от курения, психобиографические, клинико-психологические показатели личности, невротическая симптоматика, развитие личности, отношение.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p176-181

CLINIC-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE YOUNG MEN AND GIRLS WITH VARIOUS DEGREE OF DEPENDENCE ON SMOKING

Evgeni Anatolyevich Kobzev, the senior lecturer, Magnitogorsk State Technical University named after G. S. Nosov

Annotation

The article presents the clinical and psychobiography features characterizing the various degrees of dependence of the personality on smoking. So-called dynamics of conditions of the personality is presented. The first stage is characterized by high rates of deterioration of health; there is increase in neurotic symptomatology. Influence of the intrusive thoughts is tangible, stronger excitability, on the average, there is higher performance comparing with the representatives of the second and third stage of the dependents. Quite high level of the informative and social activity is observed. It can speak well for the existence of the compensatory mechanisms of mentality under the tobacco use by the examinees (the cigarette helps respondents with establishment of the social contacts and activation of the cognitive activity) in the course of increase of the level of the social and psychological adaptation. At the second stage of dependence the informative and social activity significantly goes down in comparison with the first and the third stage. The high degree of the dis-adaptation in behavior is observed according to the results of the ONR questionnaire. At the third stage the paranoia mood is significantly increased as well as at the first stage the level of hallucinatory and crazy symptomatology is getting higher. As a whole the symptoms of astenisa-tion and vegetative vascular dystonia are getting stronger. The significant increase in smoking by the Stimulation type is observed. The indicators of the social adaptability and extrovertness of the personality go up a little.

Keywords: degrees of dependence on smoking, psychobiography, clinic-psychological indicators of the personality, neurotic symptomatology, development of personality, relation.

ВВЕДЕНИЕ

Специалисты клинической практики выявляют у подростков астеноневротические состояния, депрессивные эпизоды, психопатии, неврозы, суицидальные попытки, делин-квентные поступки и истерические реакции. По данным учёных, 97% детей в возрасте от 15 до 18 лет с данными расстройствами курили табак. [1, 8, 10]. С точки зрения В.Д. Менделевич, общей характеристикой личности подростка, юноши курильщика в подавляющем большинстве является наличие аффективных расстройств. Данные, которые приводит В. К. Смирнов, позволяют утверждать, что у 70% курящих, которые имеют синдром патологического влечения, наблюдаются нервно-психические расстройства, являющиеся гетерогенными по отношению к клинике табачной зависимости. Особенностью психопатологической картины у больных табачной зависимостью является наличие особых состояний в сфере мышления, характеризующихся потерей «Я» над собственными воспоминаниями, представлениями и желаниями курения табака. Это говорит о наличии субклинического уровня зависимого поведения и о наличии у курящих скрытых нарушений в сфере мышления [5]. В результате наших исследований [3-7] выявлено, что у представителей выборки, употребляющих никотин, наблюдаются выраженные невротические проявления и психотические расстройства. Очевидно, то, что многие формы зависимого поведения, в том числе курение, могут быть обусловлены результатом нарушений психогенеза. На основании определений, психогенез при нарушении психического развития личности ребёнка, это, прежде всего диалектика взаимодействия психических и психофизиологических процессов с психическими образованиями, отношениями [9], создающими патогенетическую и психогенетическую основу неврозов и других форм нервно-психической патологии [2, 9]. Речь идёт об общих закономерностях психического дизонтогенеза, о проявлениях дисгармонии формирования личности. Рассматривается дизонтогенез при неврозах. Это, прежде всего проявления неравномерности развития, темпа созревания психических и физических функций. По мнению А. И. Захарова, дети, впоследствии заболевшие неврозом, демонстрируют тенденции к более высоким показа-

телям, чем в норме, по определённым качествам. К таким качествам личности относятся: время начала ходьбы, произношения первых слов, выстраивания предложений, величина роста. Для данной выборки детей характерна более чёткая выраженная, чем у представителей нормы поляризация значений начала прямохождения до и после года [2]. Определённый дисгармоничный тип развития личности ребёнка может приводить его к функциональным расстройствам нервной системы, формированию невротической симптоматики, которая в свою очередь может служить толчком к развитию злоупотребления никотина. Целью исследования послужило изучение психобиографических психогенетических факторов и клинических проявлений личности и их взаимовлияние со степенью выраженности зависимости и типа курения испытуемых.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования использовался диагностические, стандартизованные полупроективные и клинико-биографические, клинические методики. 1)Тематические изложения 2) Тематическая стандартизованная автобиографическая анкета (ТСАА). Метод незаконченных предложений. Опросник невротических расстройств (ОНР). Опросник диагностики степени зависимости от курения Фагерстрёма, методика диагностики типа курения Хорна. Однофакторный дисперсионный анализ проводился с помощью пакета математической статистики SPSS 22, а также Microsoft Excel. В группу испытуемых юношей и девушек, употребляющих никотин, вошли 197 человек. Группу испытуемых, не употребляющих никотин, составили 177 человек. На момент исследования респондентам в среднем исполнилось 17 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По характеристикам взаимовлияния первой степени зависимости и невротическим расстройствам получены результаты: начальная степень зависимости характеризуется высокими показателями ухудшения самочувствия, нарушения пищеварения, (идёт нарастание невротической симптоматики), наблюдается нарушение деятельности сердечнососудистой системы, высокие показатели общей чувствительности, нарушение моторики. Высоко влияние навязчивых мыслей, высокая возбудимость, в среднем, более высокая работоспособность, чем у представителей второй и третьей стадии зависимости. Наблюдается достаточно высокий уровень познавательной и социальной активности. Это может говорить в пользу наличия работы компенсаторных механизмов психики при употреблении табака испытуемыми (сигарета помогает респондентам в установлении социальных контактов и активировании познавательной деятельности) в процессе повышения уровня социально-психологической адаптации. Наблюдается снижение невротического контроля и показателей истощаемости (астении). Высокие показатели интровертированной направленности, также влияет на формирование начальной степени зависимости от никотина. Вместе с этим также выявляются высокие показатели влияния алкоголя, лекарственных препаратов, гипомании, что помогает расширять социальное пространство, получать удовольствия от общения при высокой общей возбудимости. Представителям начальной степени зависимости, в среднем, свойственен высокий уровень галлюцина-торно-бредовой симптоматики, значимо низкие значения по типу курения «Стимуляция», «Расслабление», «Жажда» и «Рефлекс». Характерные взаимовлияния второй стадии никотиновой зависимости биографического материала и невротических расстройств по сравнению с первой и третьей стадией зависимости: возраст испытуемых в целом для юношей и девушек, в среднем, употребляющих никотин в исследовании, несколько увеличивается при второй степени зависимости. Увеличивается, судя по ответам испытуемых, и возраст мамы и папы испытуемых, вступивших в брачные отношения. При второй степени зависимости несколько снижается возраст произнесения первых слов испытуемых, но в среднем, повышается возраст начала прямохождения.

Факт взаимовлияния установлен между второй степенью зависимости и снижением возраста расставания родителей, снижением возраста начала мастурбации и началом сексуальной жизни. По характеристикам взаимовлияния второй степени зависимости и невротическим расстройствам: наблюдаются взаимовлияния второй стадии зависимости и повышение нарушений социальных контактов испытуемых, ухудшение самочувствия, увеличения общего количества жалоб, увеличение интровертированной направленности по сравнению с третьей стадией. Диагностируется повышения чувства малоценности испытуемых, по сравнению с первой и особенно третьей степенью зависимости. В среднем, наблюдается взаимовлияние повышение немотивированного страха, неуверенности в себе, социальной не адаптивностью особенно по сравнению с третьей степенью, снижение работоспособности. Значимо понижается по сравнению с первой и третьей стадией познавательная и социальная активность. В тоже время наблюдается снижение жалоб на деятельность сердечно-сосудистой системы, достаточно умеренные жалобы на истощае-мость. Значимое снижение нарушение сна по сравнению с первой и третьей стадией. При этом наблюдается взаимовлияние по факту снижения употребления алкоголя, наличия галлюцинаций, паранойяльной настроенности аффективной неустойчивости. Наблюдаются значимые повышения по показателям типа курения по типу «Стимуляция», «Расслабление», «жажда». Растут показатели и типа курения «Рефлекс».

Характерные взаимовлияния третьей стадии никотиновой зависимости испытуемых, биографического материала и невротических расстройств по сравнению с первой и второй стадией зависимости: наблюдается снижение показателей возраста родителей испытуемых, вступивших в брачных отношения. Тенденциозно наблюдается повышение возраста испытуемых при расставаниях родителей. На третью степень зависимости в исследовании значительно в большей мере, чем на другие степени влияет более позднее время начала произношения первых слов. Как и для первой степени зависимости, возраст начала прямохождения испытуемых уменьшается. Резко увеличивается возраст начала мастурбации и начала сексуальных отношений. По характеристикам взаимовлияния третьей степени зависимости и невротическим расстройствам: в среднем мы наблюдаем, понижение жалоб на ухудшение самочувствия, общее количество жалоб, нарушений пищевого поведения, снижение нарушение общей чувствительности, показателей нарушений моторики, малоценности. Снижаются показатели навязчивых мыслей, немотивированного страха, фобичности. На фоне высоких показателей социальной адаптивности, повышения экстравертированности возрастает аффективная неустойчивость и ипохондрия. Значимо повышаются показатели невротического контроля, показатели истощае-мости (астенизации), показатели нарушения сна. Уменьшается употребление лекарственных средств, снижется гипомания. Значимо возрастает паранойяльная настроенность, также как и на первой стадии высок уровень галлюцинаторно-бредовой симптоматики. В целом повышаются симптомы астенизации и вегетососудистой дистонии. Наблюдается значимое увеличение курения по типу «Стимуляция». С его помощью курильщики второй и третьей стадии верят, что сигарета обладает взбадривающим действием, снимает усталость, служит дополнением к отдыху, комфортным состояниям (после еды, приятной беседы, работы). Увеличивается жажда в употреблении никотина, повышается автоматическое курение.

ВЫВОДЫ

1. Для испытуемых первой степени зависимости характерно нарастание невротической симптоматики, показателей гипомании, употребления других химических веществ, кроме табака. Представители первой степени зависимости от никотина демонстрируют высокие показатели социальной адаптивности.

2. На третью степень зависимости в исследовании значительно в большей мере, чем на другие степени влияет более позднее время начала произношения первых слов.

Как и для первой степени зависимости, возраст начала прямохождения испытуемых уменьшается. Можно утверждать то, что испытуемые первой и третьей степени зависимости в большей степени имеют схожие картины клинико-психологической симптоматики и формирующейся никотиновой зависимости. Можно говорить о том, что первая и третья степени зависимости от курения будут детерминироваться идентичными премор-бидными основаниями формирующегося невроза и нарушений характера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Венар, Ч. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Ч. Венар, П. Керинг ; под науч. ред. А. Алексеева. - СПб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. - 384 с.

2. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. - М. : Каро, 2006. - 268 с.

3. Кобзев, Е.А. Исследование общего девиантного синдрома адаптации личности студентов вуза / Е.А. Кобзев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 1 (47). - С. 52-56.

4. Кобзев, Е. А. Исследование клинико-психологических особенностей юношей и девушек, зависимых от никотина / Е. А. Кобзев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 46-50.

5. Кобзев, Е. А. Исследование отношений и особенностей личности на различных этапах жизненного пути юношей, употребляющих никотин / Е.А. Кобзев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 90-95.

6. Кобзев, Е. А. Исследование отношений в семье юношей и девушек, зависимых от курения / Е.А. Кобзев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). -С. 67-70.

7. Кобзев, Е.А. Исследование сексуального поведения юношей и девушек, зависимых от курения Е.А. Кобзев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). -С. 94-97.

8. Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / З.В. Коробкина. - М. : Академия, 2010. - 192 с.

9. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М. : Издательство «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОД ЭК», 1995. - 356 с.

10. Особенности психопатологии табачной зависимости / Конина И.В., Смирнов В.К., Ермолова О.И. [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1991. - Т. 91. - № 2. - С. 93-96.

REFERENCES

1. Venar, Ch. and Kering, P. (2004), Abnormal Psychology of development of children's and teenage age, Prime - EUROSIGN, St. Petersburg.

2. Zakharov, A. I. (2006), The Origin of children's neurosis's and psychotherapy, publishing house "Karo", Moscow.

3. Kobzev, E.A. (2009), "Investigation of the general deviant syndrome of adaptation of students at institute's higher learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 46-50.

4. Kobzev, E.A. (2012), "Research of clinic - psychological features of young men and girls with nicotine addiction", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 47, No. 1, pp. 52-56.

5. Kobzev, E.A. (2013), "Research of the relations and features of the personality at various stages of the course of life of the young men using nicotine", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 90-95.

6. Kobzev, E.A. (2014), "Research of the relations in the family of young men and girls dependent on smoking", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 67-70.

7. Kobzev E.A. (2014), "Research of sexual behavior of young men and girls dependent on smoking", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 94-97.

8. Korobkina, Z. V. (2010), Prevention of drug addiction at children and youth: Studies, publishing house "Academy", Moscow.

9. Myasishchev, V. N. (1995), Psychology of the relations, publishing house "Institute of applied psychology", Moscow.

10. Konina, I. V., Smirnov, V. K., Yermolova, O. I., etc. (1991), "Features of psychopathology of

tobacco dependence", Journal of neurology and psychiatry of S. S. Korsakov, Vol. 91, No. 2, pp. 93-96. Контактная информация: kobzev.e@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.09.2014.

УДК 37.016: 614

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Анатолий Геннадьевич Маджуга, доктор психологических наук, заведующий кафедрой, Рифкат Раисович Агзамов, старший преподаватель, Светлана Радиковна Хакутдинова, соискатель, Элина Ульфатовна Гилязитдинова, аспирант, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Стерлитамак

Аннотация

В статье представлена характеристика основных стратегий валеологического образования в современных условиях. Особое внимание уделено рассмотрению компонентов здравотворчества и описанию механизмов, лежащих в его основе. В контексте идей здравотворчества представлены определения понятий «валеологическая педагогика», «педагогическая валеология», «валеологиче-ское образование», «валеологическое воспитание». Впервые авторы с позиций современных муль-тидисциплинарных дефиниций дают классификацию разделов общей валеологии и характеризуют их специфику. Они конкретизируют предмет изучения современной валеологии, предлагают научно обоснованную модель здоровой личности. В рамках своего исследования они характеризуют этапы формирования здорового образа жизни и определяют ведущие стратегии участников образовательного процесса в отношении своего здоровья.

Ключевые слова: здравотворчество, валеология, валеологическая педагогика, педагогическая валеология, этапы валеологического образования, предмет валеологии, стратегии валеологи-ческого воспитания, модель здоровой личности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p181-186

FRAMEWORK BASES FOR THE STRATEGY OF VALEOLOGICAL EDUCATION

IN MODERN CONDITIONS

Anatoly Gennadyevich Madzhuga, the doctor of psychological sciences, department chairman, Rifkat Raisovich Agzamov, the senior teacher, Svetlana Radikovna Hakutdinova, the competitor, Elina Ulphatovna Gilyazitdinova, the post-graduate student, Sterlitamak branch of Bashkir State University, Sterlitamak

Annotation

The characteristic of the main strategy for the valeological education in the modern conditions is presented in article. The special attention is paid to consideration of the components of the health-oriented creativity and description of the mechanisms, which are its cornerstone. In the context of the health-oriented creativity the definitions for the concepts "valeological culture of the teacher", "valeological pedagogics", "pedagogical valueology", "valeological education" have been presented. The authors give classification of the sections of the general valueology and for the first time characterize their specifics from the positions of modern multidisciplinary definitions. They concretize the subject of studying of the modern valueology, offer the evidence-based model of the healthy personality. Within the research they characterize the stages of formation of healthy lifestyle and define the leading strategy for the participants of the educational process in relation to the health.

Keywords: health-oriented creativity, valueology, valeological pedagogics, pedagogical valueolo-gy, stages of valeological education, subject of valueology, strategy of valeological education, model of healthy personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.