Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Ефимова Л.Н., Шехирева Н.А — Основополагающие христианские истины в философско-религиозном трактате К. С. Льюиса «Просто Христианство» (1941-1943) // Культура и искусство. - 2019. - № 10. DOI: 10.7256/2454-0625.2019.10.31264 URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=31264
Основополагающие христианские истины в философско-религиозном трактате К. С. Льюиса «Просто Христианство» (1941-1943)
Ефимова Лодмила Николаевна
кандидат филологических наук
доцент, кафедра иностранных языков №2, Российский экономический университет имени Г.В.
117997, Россия, г. Мзсква, пер. Стремянный, 36 И Iuda062001@list.ru
Шехирева Наталья Александровна
кандидат педагогических наук
доцент, кафедра иностранных языков №2, ФГБОУ ВО "Российский экономический университет имени
Г.В. Плеханова"
117997, Россия, г. Мзсква, ул. Стремянный Пер., 36 И natalishe1@rambler.ru
Статья из рубрики "Философия культуры"
Аннотация.
Предметом исследования являются религиозно-философские, теологические и нравственно-эстетические взгляды британского писателя, поэта, преподавателя, ученого и богослова Клайва Стейплза Льюиса. Авторы рассматривают основные теологические проблемы в философско-религиозном трактате К. С. Льюиса «Просто Христианство». В исследуемом теологическом сочинении особый акцент ставится на аспектах нравственно-этических норм христианского поведения с точки зрения традиций восточных и западных Отцов Церкви. Целесообразно подчеркнуть, что трактат «Просто христианство» имел огромное значение для религиозной жизни Англии, особенно в сложный период Второй мировой войны. При написании данной статьи использовались сравнительный метод, метод филологического и философского анализа, диалектический метод, метод дедукции (переход от общего к частному). В статье сделаны выводы о том, что вера, надежда и любовь, как христианские добродетели, являются непременными составляющими личного общения с Богом, а для доступного толкования этих основополагающих теологических истин Льюис использовал язык символов, метафоры, сравнения. Особое своеобразие трактату «Просто Христианство» придают собственные взгляды Льюиса, основанные на глубоком знании классических средневековых традиций и согласующиеся с современными ритмами нашего общества, где все настойчивее требуется христианство не на словах, а в серьезном осмыслении его догматов и обрядов. Научная новизна заключается в том, что проанализированы все аспекты нравственно-этических норм христианского поведения в религиозно-философском
трактате К.С. Льюиса "Просто христианство".
Ключевые слова: Троица, христианский брак, добродетели, нравственные ценности, христианство, Льюис, трактат, молитва, нравственный закон, духовность
DOI:
10.7256/2454-0625.2019.10.31264
Дата направления в редакцию:
09-11-2019
Дата рецензирования:
06-11-2019
В последнее время творческое наследие английского писателя, филолога, христианского проповедника, профессора двух университетов - Оксфордского и Кембриджского - Клайва Стейплза Льюиса (1898-1963) привлекает внимание не только читателей разных возрастов и вероисповеданий, но и литературных критиков, как за рубежом, так и в России.
Особый интерес для исследователей представляет христианская направленность произведений К. С. Льюиса. Так, например, критик Дж. Беверслуис (Beversluis, Лтоп)
отмечал дидактическую направленность прозы К.С. Льюиса ———82-89]. Другой исследователь, У. Уайт, видел такие особенности дарования К.С. Льюиса, как приверженность средневековой традиции, интерес к литературным формам и мифам, и такие художественные произведения как «Космическая трилогия», «Хроники Нарнии», роман «Пока мы лиц не обрели» наиболее ярко подтверждают это [18, с 63].
Творчество Льюиса, по мнению многочисленных зарубежных критиков, сочетает в себе черты романтизма и рационализма, фантазию и философию, при доминирующей библейской основе, что говорит о преемственности традиций английской литературы, в которой еще со времен Средневековья львиная доля произведений была связана с церковью и духовной проблематикой.
Что качается публицистического творчества К. С. Льюиса 1950-60 годов, то оно выражало настроения, царившие в английском обществе того периода. Годы, прошедшие после Второй мировой войны, были для Англии периодом больших социальных и политических перемен. Даже самые консервативные политические деятели Великобритании называли внутреннюю обстановку «революционной», обусловленной недовольством британцев теми реформами, которые провело лейбористское правительство в 1940-е годы. Кроме того, английский народ все больше требовал демократических свобод, прекращения «холодной войны», построения демократического общества. Несомненно, что изменения, как в социальной, так и в политической жизни Англии не могли не отразиться на литературе 1950-х годов. Особое место в ней отводилось выступлению писателей, получивших название «рассерженной молодежи». В своей статье о состоянии английской литературы английский писатель Ч. Сноу писал:
10.7256/2454-0625.2019.10.31264 «Наша литература выходит на новую дорогу» [11, с 34].
Смысл нового направления проявился в том, что большинство писателей обратились к реализму, отказавшись от модернизма и публицистика 1950 годов ярко отражает взгляды на литературу того периода. В публицистике 1950-1960 годов К. С. Льюис сфокусировал свое внимание на конкретных вопросах, органически связанных с христианским вероучением: любовь и чудо, смерть, воскресение. В своем осмыслении любви К. С. Л ьюис опира лс я на дре в не йшие филос о фс кие с ис те мы, на ч ина я с гре ч е с ких фило с офо в и завершая библейскими толкованиями. Также для его публицистики 1950-х нач. 60-х годов характерно новое осмысление вопросов веры (о грехе, воскресении мертвых, о молитве), что свидетельствует об эволюции философско-религиозных взглядов Льюиса.
Философско-религиозный трактат К. С. Льюиса «Просто Христианство»состоит из четырех книг: «Добро и зло как ключ к пониманию вселенной» , «Во что верят христиане» , «Христианское поведение» , «За пределами личности или первые шаги в учении о Троице» . В этих книгах Льюис достаточно ясно говорит о том, что не собирается предлагать в качестве альтернативы ту или иную христианскую конфессию. Он берет за основу общепринятый опыт и показывает, что основой взаимоотношений между людьми является универсальный закон, именуемый прежде «естественным» (природным),
который мыслители древности считали законом «добра и зла» —с:—34]. Автор, характеризуя свое понимание нравственного закона, пользуется различными видами релятивистских аргументов, которые позволяют понять виды морали через призму разных культур или доказывают нравственность как ряд прагматических установленных привычек, а не что-то универсальное и связанное с другими культурами. Своеобразие трактовки нравственного закона К. С. Льюисом особенно ярко проявилось в тех художественных средствах, которые он использовал в его интерпретации.
Так, он замечает, что «когда вы решили выбрать между двумя инстинктами (один -стадный, другой - желание помочь), то побуждение, которое судит инстинкты и решает,
какому из них следовать, какой подавлять, не может быть ни одним из них» [6, с- 27]. Нравственный закон Льюис сравнивает с игрой на фортепиано, где музыкант сам решает какую мелодию играть. Так же и в жизни для человека важно выбрать нравственную позицию, которой он будет следовать и в зависимости от этого его жизнь выстроится в верном или неверном русле.
В первой книге трактата «Добро и зло как ключ к пониманию вселенной» основополагающие нравственные ценности представлены следующим образом:
• каждая человеческая личность свободна в выборе своего духовного пути;
• нравственный кодекс не создан человеком и не может быть им изложен, хотя он и используется по собственному усмотрению в современном обществе, что приводит к деградации, смещению акцентов нравственности, а в конечном итоге личность растворяется во всеобщем хаосе;
• «нравственный закон, или естественный закон не просто констатирует человеческое поведение, а раскрывает иную реальность, оказывающую влияние на человека. Из этого следует, что существование этого «некто» влияет на наше поведение» [6, с. 29].
Есть неопровержимые доказательства существования этого «некто», который в философских и религиозных традициях, начиная от античности, считается творцом мироздания и который является архитектором законов нравственности.
«В нравственном законе нет никакой снисходительности, полагает К.С. Льюис. - Он
тверд как алмаз, он приказывает идти прямыми путями, и, кажется, совсем не заботится о том, боголепно ли, опасно или трудно следовать этому приказу. Если Бог таков же, как
нравственный закон, то едва ли Он мягок» [6, с 37]. Всякое нарушение нравственного закона, по мнению Льюиса, влечет за собой серьезные последствия и препятствует спасению души каждого отдельного человека. Из этого следует, что Льюис, оперируя серьезными теологическими понятиями, использует библейские символы Священного Писания без всякой надуманности и собственного изобретения, что неоднократно отмечали и его доброжелатели, и оппоненты.
Вторая книга трактата «Просто Христианство» называется «Во что верят христиане» , где Льюис делает попытку рассказать о трансцендентности Бога, о пришествии Христа в мир, о Его смерти и Воскресении как о поворотном пункте в истории земной цивилизации, и о том, кто такие христиане. Говоря о различиях между верующими, писатель анализирует различные точки зрения на природу Создателя: кто-то полагает, что Бог выше добра и зла, а кто-то считает иначе. Бог, без всяких сомнений, добрый и праведный. Первое из двух направлений называются пантеизмом, выразителем которого был Гегель, другое мнение у христиан. Уместно заметить, что с того момента, как Льюис стал христианином, он был чужд дуализму, четко разграничивал добро и зло. Зло, с его точки зрения, «паразит, а не что-то изначальное и самостоятельное. Силы оно черпает из добра. Все, что толкает человека на активное зло, само по себе - не зло, а добро; решимость, ум, красота и, собственно, существование. Вот почему дуализм, если к нему подойти со
строгой меркой, не срабатывает» [6, с 55].
Также в этой книге Льюисом предпринимается попытка опровергнуть мнение атеистов и оккультистов о том, что Иисус - это всего лишь великий учитель нравственности, а вовсе не Бог. И сейчас, в 21 веке, почти через 70 лет после написания трактата мы сталкиваемся с мнением теософов и иных оккультных сект, что Христос - это обычный человек, который духовно совершенствовался и достиг Божественного просветления, и божественное в человеке есть результат усилий только самого человека без вмешательства внешних сил. Христианство же учит тому, что соединение Бога и человека (вечного и временного) произошло при воплощении в мир Иисуса Христа.
К. С. Льюис аргументированно изложил следующие цели воплощения Христа:
1. «Главная цель Его на земле - пострадать и умереть».
2. «Смерть Христа каким-то образом оправдала нас в глазах Бога и дала возможность начать сначала».
3. «Христиане верят, что смерть Христова - та точка в человеческой истории, когда нечто, принадлежащее иному миру и не поддающееся нашему воображению, проявило
себя в нашем мире» [6, с 63].
По мнению современного религиозного философа Георгия Чистякова «Смерть Иисуса -это не результат случайности, не запланированное убийство, а вольное страдание. Христос идет на смерть Сам, добровольно выбрав этот путь. Искупил или выкупил нас, как будто отдал за нас деньги или заплатил по счетам» [12, с- 2641. Сходные мысли о
добровольных страданиях Христа есть и у Льюиса [6, с- 64]. В заключении Второй Книги трактата Льюис сформулировал основные характеристики христианина, среди которых он выделил следующие:
1. «Человек, который способен раскаиваться, собирается с духом начинать все заново,
потому что внутри у него действует жизнь Христова».
2. «Христиане - это тело Христа, организм, через который он действует» Г6, с 72].
В третьей книге «Христианское поведение» Льюис отвечает на вопрос, каким должен быть христианин. Она начинается с философских размышлений писателя о взаимоотношениях Бога и человека с морально-этической точки зрения. Льюис подчеркивает, что нравственный выбор всегда совершает человек. Духовная позиция автора определяется в обозначении семи добродетелей, четыре из которых называются главными, а три богословскими. К главным (или кардинальным) добродетелям относятся благоразумие, воздержанность, справедливость и стойкость . В своих трактатах, эссе, статьях К. С. Льюис неоднократно подчеркивал, что от христиан требуется не только обладать вышеуказанными качествами, но и трудиться, испытывая любовь к ближнему, как к самому себе и делать все во благо другим. В этом и состоит суть христианской жизни.
Среди главных вопросов христианской жизни выделяются добродетель целомудрия, а также морально-нравственные отношения мужчины и женщины. Писатель не смешивает эти отношения и целомудрие с «общественными правилами скромности, приличия и
благопристойности» Г6, с- 95]. Что касается христианства, то оно призывает к целомудрию как мудрой устремленности, направленной на обретение и сохранение внутренней целостности и единства личности, гармонии духовного и телесного в человеке. Целомудрие касается всех сторон жизни, в том числе и отношений с противоположным полом, а половая распущенность, несомненно, является противоположным целомудрию с о с то я ние м.
Продолжая тему о взаимоотношениях полов далее Льюис акцентирует свое внимание на христианском браке. Он с большим сожалением отмечает, что сам институт брака непопулярен в современном мире; а сама христианская идея брака, что муж и жена -единый организм, находится за бортом современной морали. Он рассматривает брак с евангельской точки зрения, где он представляет собой союз двух людей на всю жизнь Г6. с. 1041.
В этой книге Льюис выделяет три теологические добродетели - веру, надежду и любовь и рассматривает их как богословские добродетели. Не останавливаясь на толковании библейских событий, связанных с понятием Любовь , Льюис делает попытку объяснить разницу между тем, как по-разному воспринимают сущность Любви христианин и неверующий человек. Писатель отмечает, что человек мирской, невоцерковленный, способен лишь симпатизировать, а христианин умеет по-настоящему любить, что проявляется в добром отношении невоцерковленного человека к тем, кто нравится, а для христианина любить - значит быть добрым к любому ближнему, что позволяет ему
полюбить даже тех, кто этого, на первый взгляд, не заслуживает Г6, с 1231.
Заканчивается третья книга «Просто Христианство» рассуждениями о вере, которую К. Льюис понимает, как «искусство держаться тех убеждений, с которыми разум однажды
уже согласился, независимо от того, как меняется настроение» Г6, с 1301. По глубокому убеждению Льюиса человеку следует выработать дисциплину в чувствах, уметь заставить себя управлять своим настроением, в противном случае, начнутся разного вида метания, в результате чего человек не станет ни верующим, ни атеистом.
Вера, по глубокому убеждению Льюиса, связана с надеждой, которую он понимает как теологическую добродетель и особенно подчеркивает то, что христианин всегда имеет
надежду на спасание. Устремление человека к Богу в самых сложных жизненных обстоятельствах, как пишет Льюис, всегда связано с надеждой на то, что Бог будет самым надёжным помощником [6, с- 117].
В трактате «Просто Христианство» писатель обращает внимание на естественность и искренность в выражении чувств в молитве. А в статье «О силе молитвы» (1959) мы ощущаем более глубокое осмысление молитвенного делания и его роли в жизни
христиан. Молитва здесь не просто слова, а «мольба и просьба» [7, с 353"1. Кроме этого здесь мы находим объяснение часто встречающейся жалобе верующих на то, что их молитвы Бог не слышит. Таким образом, люди искажают сами смысл молитвы, принимая ее за колдовство и некое магическое заклинание или заговор. Льюис убеждает, что посещение храма, чтение религиозных книг, молитвенная практика необходимы христианину как средство, подкрепляющее веру, но он был решительно против обрядовости, призывая к реальному деланию.
Последний абзац третьей книги наиболее ярко отражает все многообразие публицистического пера писателя. Так, К. С. Льюис, возражая против доводов, убеждающих в том, что все христианство сводится только к нравственным правилам и принципам, в основе которых лежат долг и соблюдения моральных норм, представляет христианство как иную страну, в которую отправляется человек. В этой стране все источают доброту, подобно тому, как зеркальная поверхность излучает свет. Сравнение с зеркалом неслучайно. Согласно справочному источнику, «Зеркало - поливалентный и противоречивый символ, с одной стороны, оно фиксирует многообразие мира, с другой -рассматривается как проекция сознания и познания» [5, с-—2631 у Льюиса зеркало используется как мифологема - выход в иной мир, в иное измерение, где царствует вечность, где созерцают источник - Бога. Это страна, которая находится за пределами нашего мира. Возможно, зеркало заимствовано Льюисом у Толкиена из его книги «Властелин Колец», где оно принадлежало эльфийской владычице и прорицательнице
Галадриэль [3, с- 11-67"". Символ зеркала - как выход в иное измерение - использовался и Л. Кэррол в своих произведениях о приключении Алисы-8". Таким образом, мы можем проследить определенную преемственность в использовании языка символов у писателей-современников Льюиса, из чего следует, что его публицистика может быть рассмотрена в свете уже развитых тенденций в художественном творчестве писателей первой трети 20 века.
Интересно заметить, что К. Килби обратил внимание на притчевый характер последнего абзаца книги «Просто Христианство» . Опираясь на разум, К. С. Льюис считает, что ни с помощью слов, ни посредством логических и рациональных аргументов невозможно точно выразить постулаты Истины, что философские споры и выкладки позволяют лишь слегка приблизиться к ним, но не объяснить и описать. Автор полагает, что яснее и четче мы ощущаем и выражаем присутствие Бога через мифы, легенды, сказки, стихотворения или некоторые символы. Именно поэтому писатель выражает свои самые
откровенные прозрения через притчи и сказки П5".
Четвертую книгу К. С. Льюис называет «За пределами личности или первые шаги в учении о Святой Троице» . Здесь Льюис, на наш взгляд, выступает как серьезный теолог, ближе всего стоящий к Восточной экзегезе. Теология Льюиса основывается на экспериментальном знании о Боге, о Его проявлении в христианском обществе, а доктрина Троицы представляет собой обсуждение христианской теологии, которую Льюис сравнивает с картой, где перед взором человека предстают «нарисованный на ней океан
в каком-то одном ракурсе». А сама карта «сконцентрировала все опыты вместе взятые» Г6, с. 1411.
Рассматривая тему троичности Бога, писатель объясняет читателю, как он понимает триединство: «Бог Тот, Кому человек молится. Бог находится внутри человека. Бог - тот
путь, по которому толкает человека сила, находящаяся внутри» Г6, с 1481. В результате молитвы человек «захвачен высшей формой жизни «зоэ» или жизнью духовной. Исходя из текста четвертой книги, для нас очевидно, что писатель придерживается традиционных взглядов и признает Никейский и Цареградский (Халцедонский) символ
веры, передавая его смысл посредством простых аналогий Г10, с' 1761. Так, говоря о вневременности Вездесущего, Бога, он предлагает представить время в виде прямой линии, вдоль которой мы вынуждены путешествовать, а Бога в виде целой страницы, на которой эта линия начерчена. Теологическое определение, что «Бог есть любовь», обретает у Льюиса очень глубокий и сокровенный смысл. Он убежден в вере христиан в то, что живая, динамическая энергия любви действует в Боге вечно и именно она источник всего сущего». К. Льюис представляет Бога в своих произведениях не чем-то статичным, писатель ощущает Его присутствие в мире в виде «динамичной, живой,
пульсирующей энергии, в которой есть что-то подобное танцу» Г6 с- 1581.
Возвращаясь к теме триединства, заметим, что в понимании Льюиса - Троица - не статичное понятие, а живая, деятельная Личность, где первое Лицо - Отец, Второе -Сын, а Третье - Святой Дух. Троица для христианина, считает писатель, это такой образ жизни, который следует проиграть с участием каждого человека, чтобы все могли приблизиться к такому образу жизни и сыграть свою роль в общем спектакле. Важно отметить тот факт, что в своем понимании христианской Троицы Льюис придерживался взглядам Блаженного Августина по этому вопросу, которые изложены в аллегорической форме и который пишет: «Я хотел бы, чтобы люди подумали над тремя свойствами в них самих. Они - все три... Вот эти три свойства: быть, знать, хотеть. Я есьм, я знаю и я хочу; я есьм знающий и хотящий; я знаю, что я есьм и что я хочу, и я хочу быть и знать. Эти три свойства и составляют нераздельное единство - жизнь, и, однако, каждое из них -
нечто особое и единственное; они неразделимы и все-таки различны» Г1, с- 5381. Взгляды Блаженного Августина на различные теологические проблемы всегда находили поддержку у Льюиса и их влияние ощущается в его творчестве, в том числе, и в художественном. Многие критики творчества Льюиса отмечали одну из самых характерных черт его стиля - иносказательность Г2, 4' 16, 171.
Новаторство всей философско-религиозной публицистики Льюиса проявляется в том, что она пронизана духом библейской истории, ее стилистическими приемами. Ведь Иисус учил притчами, передавал Свое учение иносказательно, посредством загадочных высказываний. Такой же художественный метод изложения христианских истин прос ле ж ив а е тс я и у Л ьюис а : ч а сто о б ыч ные а на ло г ии пе ре ра с та ют в ра с шире нные сравнения, метафоры с элементами загадочности. Кто-то справедливо назвал притчу большим вопросом. К. С. Льюис ставит в трактате все больше вопросов, жарко спорит, энергично дискутирует с читателями, словно он находится за пределами микрофона, а не в студии, из которой идет передача.
Свой трактат Льюис заканчивает размышлениями о новом человеке и о том, кого можно считать христианином. Он предостерегает христиан от культивирования в себе таких отрицательных качеств, как самодовольство, кичливость, гордость. Важное место в трактате занимает теория эволюционизма. По мнению Льюиса, «современный человек
лучше сможет понять идею христианства в связи с теорией эволюционизма, а писатели-фантасты пытаются время от времени описать этот шаг, изображая сверхчеловека, с его
победой над природой и установлением власти над ней» [6, с- 193"". Можно предположить, что речь идет о возникновении нового, преображенного человечества. Чтобы объяснить читателю, как и почему воля Бога должна стать волей человека, Льюис часто использует сравнения, метафоры, аналогии, чтобы на простых примерах объяснить смысл сложных теологических вопросов.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1 . С мыс л нра в ств е нно г о с о в е рше нс тв ов а ния в оз мож е н тол ько в Б о г е . Б е з Б ога человеческий дух - бессмыслица, так как вся нравственная, познавательная и этическая жизнь человека - это постижение духовных ценностей.
2 . Молитва - есть обращение к Богу, живое общение с Ним, которое достигается упорным трудом, ее постоянством. Сам Льюис глубоко ценил молитву и давал советы по молитвенной практике, что позволило многим критикам считать его «Практическое
руководство к молитве» полезным пособием для верующих
3. Среди основных добродетелей особенно выделены автором вера, надежда и любовь, главным образом являющиеся непременными составляющими личного общения с Богом.
4. К. С. Льюисом проанализированы в трактате все аспекты нравственно-этических норм христианского поведения с точки зрения традиций восточных и западных Отцов Церкви.
5. Учению о Троице в своем произведении К. Льюис отводит целый раздел, подчеркивая троичность молитвы: когда мы ее читаем, то есть молимся, то оказываемся вовлеченными во все многообразие жизни Бога, единого в трех лицах, согласно православной традиции. Православные ценят то, что писатель является рьяным защитником доктрины Воплощения Троицы.
6 . В трактате «Просто Христианство» четко прослеживаются собственные взгляды Льюиса, основанные на глубоком знании классических средневековых традиций.
7. Язык символов, сравнения, метафоры, используемые Льюисом, можно воспринимать, на наш взгляд, как продолжение и развитие художественных особенностей в произведениях его предшественников и современников-публицистов.
Притчевая манера повествования используется Льюисом для доступного изложения основных истин. Можно сказать, что метафорический и символический язык Библии был образцовым для Льюиса. Многие критики восприняли трактат «Просто Христианство» как дидактический труд, где «Льюис излагает аргументы четко, просто и привлекательно,
насколько они могут быть изложены» [14, с 109"".
Итак, мы считаем, что мнимая резкость повествования Льюиса как нельзя четко рифмуется с современными ритмами нашего общества, где все настойчивее требуется христианство не на словах, а серьезные осмысления его догматов и традиций.
Теологические трактаты Льюиса 40 годов, к которым непосредственно относится и трактат «Просто Христианство» имели огромное значение для религиозной жизни Англии, особенно в сложный период для страны, втянутой в военный конфликт с фашистской Германией. Идеи, заложенные в трактатах, нашли свое воплощение в художественных произведениях тех лет и послужили основой для самых светлых и радостных теологических работ, написанных в 50-60 годы: «О чуде» , «О Любви» ,
«Письма к Малколму» и др., где Льюис остается верен тому выбранному пути, на который однажды вступил, несмотря на происки недоброжелателей как из преподавательской среды, так и со стороны атеистов. Однако, у писателя были единомышленники, которые всячески поддерживали его. Так, Дон Джованни Калабрисс, богослов, написал К.С. Льюису следующее (3 сентября 1953 г): «Размышляя о Боге и о своей душе в эти дни благодати и истины, я думаю о тебе, а главное, о тех словах, которые ты написал мне: «Они не знают, какого они духа, и недостаток любви принимают за рвение, а взаимное невежество - за правоверие». Слова эти продиктовал тебе Дух. Поистине, Господь тебя любит, поистине Он одарил тебя, чтобы ты трудился на благо братьям, во славу Господа нашего Христа, ради обновления душ милосердной любовью. Я называю и всегда назову тебя блаженным, ибо Сам Бог использует тебя, творя Свое дело» [9, с 60].
Библиография
1. Августин Аврелий. Исповедь / Блаженный Августин. Пер. с лат. М. Е. Сергеенко; Н. И. Григорьевой.-М., 1992.-541 с.
2. Голдинг, Уильям. Пирамида / Уильям Голдинг;-СПб.: Азбука-классика, 2001. - 827 с.
3. Жаринов Е.В. «Фэнтези» и детектив - жанры современной англо-американской литературы: монография / Е.В. Жаринов // М.: Международная академия информатизации, 1996. - 126 с.
4. Крифт Питер. Трактаты / пер. Н.Л. Трауберг. - М.: ББИ, 2002. - 288 с.
5. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук. Ин-т науч. информ. по обществ. наукам; Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.-М.: Интелвак, 2001. -1600 с.
6. Льюис К.С. Просто христианство / Просто христианство. Любовь: Собр. Соч. в 8 тт. Т. 1 / Пер. с англ.: Н. Трауберг и др. - М.: Фонд о. Александра Меня; Дом Надежды, 2006. - 304 с.
7. Льюис К.С. Пока мы лиц не обрели. Статьи, выступления, интервью: Собр. соч. в 8 тт. Т. 2 / Пер. с англ.: И. Кормильцев и др. - М.: Фонд о. Александра Меня; СПб.: Fazenda Дом надежды, 2004. - 384 с.
8. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка ХХ века (история, классификация, поэтика) [Текст]: дис. ... д-ра филол. наук / Л.В. Овчинникова.-М., 2001. - 387 с.
9. Путь богопознания. Богословско-публицистический журнал / Московская богословская семинария ЕХБ. - М., 1996. - С. 60.
10. Словарь библейского богословия / под ред. Ксавье Леон-Дюфура.-2-е изд.-Bruxelles: Жизнь с Богом, 1990. - 1287 с.
11. Сноу Ч. П. Две культуры: Сборник публицистических работ. М.: Прогресс, 1973. -142 с.
12. Чистяков Г.П. Над строками Нового Завета / Георгий Чистяков.-2 изд.-М.: Истина и Жизнь, 2002.-337 с.
13. Beversluis, Jhon. C.S. Lewis and the search for Rational Religion. Grand Rapids. Mich, 1985. - pp. 82-99.
14. Douglas H. Gresham. Lenten Lands: My Childhood with Joy Davidman and C. S. Lewis. New York: Macmillan, 1988.
15. Kilby Clydes The Christian World of C.S. Lewis. Marcham Manor Press, 1965. - pp. 8693.
16. Sayer, George. Jack: C.S. Lewis and his times. New York: Macmillan, 1988. - 278 p.
17. Walsh, Chad. C.S. Lewis: Apostle to the Skeptics. New York: Macmillan, 1949. - 176 p.
18. White, William L. The Image of Man in C.S. Lewis. Hodder, 1970. - 239 p.