Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ПРИ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ'

ОСНОВНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ПРИ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ДИДАКТИКА / ПОВЫШЕНИЕ ЗНАНИЙ / ACTIVIZATION / EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS / FORMATION / DIDACTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аминова Икболби Курбоновна

В статье рассматривается проблема затруднения учителей при активизации обучения учащихся старших классов средней школы. В связи с этим анализируется понятие «активизация повышения качества знаний учащихся в учебной деятельности в средней школе». С целью выявления затруднений в учебе был проведен опрос учителей естественно - математического цикла, работающих в VI - VIII классах городских и сельских школ. В результате автор подчёркивает, что в научной литературе и социальной практике недастатчно уделяется внимание понятию человеческого фактора. Это и является затруднением активизации повышения качества знаний учащихся в учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIFFICULTIES OF TEACHERS WITH THE ACTIVATION OF STUDENT LEARNING

The article deals with the problem of teacher’s difficulty in the activation of high school students’ education. In this regard, the concept of “enhancing the quality of students’ knowledge in educational activities in secondary schools” is analyzed. In order to identify difficulties in studying, a survey of teachers of the natural-mathematical cycle was conducted, working in grades VI and VIII of urban and rural schools. As a result, the author emphasizes that in the scientific literature and social practice attention is paid to the notion of the human factor. This is a difficulty in enhancing the quality of students’ knowledge in educational activities.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ПРИ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Сведения об авторе:

Рузиева Фарогат - аспирантка Научно - исследовательского института развития образования имени АДжами Академии образования Таджикистана. Телефон: 92-85175-55; sobizoda8585@mail.ru

About the author:

Ruzieva Faroghat - Postgraduate student of scientific research institute of development of education of A. Dzhami of Academy of Education of Tajikistan. Phone: 92-851-75-55; E-mail: sobizoda8585@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ПРИ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аминова И. К

Педагогический институт в район Рашт

В процессе обучения учитель воздействует на ученика, осуществляя управление его учением. При оптимальном управлении внешние воздействия учителя должны согласовывался с внутренними стремлениями и действиями ученика. При этом процесс управления осуществляется через средства активизации, обеспечивающие необходимую взаимосвязь между деятельностью учителя и ученика. Следовательно, для повышения эффективности деятельности учителей в осуществлении управления активизацией учения школьников необходимо выявить их затруднения.

С целью выяснения характера этих затруднений нами был проведен опрос 385 учителей естественно - математического цикла, работающих в VI—VIII классах городских и сельских школ в тех же территориях, в которых проходило неследование уроков.

Учителям были выданы вопросы:

Каким умениям самостоятельной учебной деятельности вы обучаете школьников VI - VIII классов?

Назовите используемые вами средства активизации учащихся в обучении:

а) на этапе подготовки к усвоения новых знаний;

б) на этапе восприятия и осмысления;

в) на этапе применения знаний на практике.

3.На конкретных примерах покажите, как вы реализуете принцип ситуации; а) на этапе применения знаний.

4.Какие затруднения испытываете вы при организации эффективной познавательной деятельности учащихся?

Анализ полученных результатов показал следующее:

Во-первых, наиболее предпочитаемым средством активизации на всех этапах учебного познания является беседа, что соответствует и результатам наблюдения уроков. Другим средством активизации, которое назвали 95 % учителей, является самостоятельная работа. Характерно то, что во всех без исключения ответах, учителя указали, что самостоятельная работа им неприменяется на этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний. 13 % учителей указали на применение самостоятельной работы, как средства активизации на этапе восприятия и осмысления знаний, 87 % - на этапе применения знаний. Следовательно, одно из действенных средств активизации обучения школьников учителя считают возможным применять лишь на этапе закрепления знаний.

Во-вторых, выяснилось, что 67 % случаев показали непонимание сущности проблемного вопроса в обучении. Рассматривая проблемность, как стимул познавательной активности, нами был поставлен вопрос не в прямой форме, а вопросами привести конкретные примеры, чтобы, проанализировав их, выяснить, как в широкой практике учителя понимают принцип проблемности в обучении. Главный недостаток заключается в том, что проблемность сводится ими к постановке вопроса, на которые ученики не могут ответить, так как у них нет соответствующих знаний. Например, ответы на вопрос : «Для чего нужен корень растению?». Здесь упускается самый важный момент - наличие осознанного учеником противоречия, что и лежит в основе формирования познавательного мотива. Один из опрошенных учителей он не указал на то, что сущность проблемности на этапе конкретизации состоит в соотнесении изученной учебного содержания со стержневой проблемой темы или раздела. Мы пришли к выводу, что в практике учителей не используется проблемность как ведущий стимул познавательной активности учащихся.Главная причина состоит в том, что многие учителя не понимают сущности проблемного подхода в обучении.

В-третьих, большие затруднения вызвал ответ на вопрос об обучении учащихся учебным умениям. 21% учителей эту графу не заполнили. Пришли к выводу, что они не знают, что именно относится к учебным умениям. В других случаях превалируют ответы: умения аккуратно, точно, настойчиво, сообразительно и сосредоточенно работать и умение оформить свою работу. Лишь в 3% ответов было

указано на то, что учителя формируют у школьников в процессе обучения умения планировать работу и организовать себя на выполнение плана и в 5% - умения самоконтроля. Вопросам обучения школьников, планированию самостоятельной деятельности учителями не уделяется внимания. Это подтверждает мысль о том, что учителя не владеют знаниями о ведущих учебных умениях.

В-четвертых, основные затруднения в организации активной познавательной деятельности многие учителя связывают с недостатками учебников, особенно перегрузкой их содержания (68%), плохим методическим аппаратом (59%). В числе затруднения указывается на отсутствие дидактических материалов, помогающих организовать систему самостоятельной работы учащихся (43%) и позволяющих осуществить индивидуальный подход в обучении (76%).

Опрос учителей показал, что их затруднения в организации активного учения школьников во многом связаны с объективными причинами (учебники, дидактические материалы). Следует отметит, что они также вызваны и непониманием многим учителями сущности эффективного учения, отсутствие у них знаний о путях и средствах активизации обучения учащихся.

Важная составная часть содержания управления процессом учения школьников это воспитание у них положительного отношения к учебным предметам. В процессе устной беседы с 53 учителями -мастерами педагогического труда мы попытались выяснить, какие факторы они считают важными в формировании интереса к учебным предметам на уроке. Подавляющее большинство учителей назвали два фактора: содержание и методы обучения. На вопрос о том, при каких условиях методы обучения больше всего влияют на формирование интереса к учебным предметам, были даны следующие ответы: соответствие методов обучения возрастным особенностям учащихся (53 человека); соответствие методов обучения изучаемому содержанию (53 человека); сочетание разных методов обучения (21 человек); активизирующее влияние методов обучения на организацию обучения учащихся (12 человек).

Из анализа данных выявлено, что учителя с большим опытом работы не осознают влияния активизации на учёбу, и деятельность школьников на формирование их интереса к учебным предметам. Мы пришли к выводу, что у ряда учителей нет четкого и ясного понимания, что познавательный интерес, представляя собой проявление направленности личности на содержание и процесс познания, может сформироваться только в процессе деятельности. «Устремленность к познанию, - пишет М.Нугмонов, -желание охватить, возможно, полнее познанием данную научную область (либо учебный предмет), изучить её глубоко, основательно, стремление заниматься познавательной деятельностью, приобретать необходимые умения и навыки для рационального, быстрого и успешного ее протекания, вот в чём основная суть познавательного интереса. Значит, предметом познавательного интереса является познавательная деятельность, как ее содержательная, так и операционная сторона».

Один из показателей познавательного интереса - отношение ученика к учебным предметам. Для более полного изучения школьной практики и выявления тенденций изменения предметной направленности познавательных интересов учащихся, мы поставили цель изучить распределение интересов современных школьников к учебным предметам. Для получения реальной картины распределения интересов школьников наиболее удобен метод анкетного опроса учащихся. Анкетному опросу сравнительно нетрудно подвергнуть достаточное число школьников в заранее выбранных территориях. Реализация поставленных нами целей требовала учета многих факторов, обусловливающих выбор интересного предмета, что возможно лишь при обработке полученных данных на компьютерах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю.К Рациональная организация учебной деятельности. - М.: Знание, 1981.-96с.

2. Баранов С.П., Болотина АР, Сластенин В.А Педагогика.- М.: Просвещение, 1987.- 367с.

3. Закон Республики Таджикистан об образовании.-Душанбе: ШаркиОзод, 2004. - 94с. (на таджикском языке).

4. Зубайдов У Дифференциация как движущая сила процесса обучения. - Душанбе: Сарпараст; 2003.-192с. (на таджикском языке).

5. Нуралиев Ё.Г Пути активизации экологических знаний учащихся старших классов средней школы. Автореф... дис. Канд. Пед. Наук. - Душанбе, 2013. - 26с.

ОСНОВНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ПРИ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ

В статье рассматривается проблема затруднения учителей при активизации обучения учащихся старших классов средней школы. В связи с этим анализируется понятие «активизация повышения качества знаний учащихся в учебной деятельности в средней школе».

С целью выявления затруднений в учебе был проведен опрос учителей естественно -математического цикла, работающих в VI- VIII классах городских и сельских школ.

В результате автор подчёркивает, что в научной литературе и социальной практике недастатчно уделяется внимание понятию человеческого фактора. Это и является затруднением активизации повышения качества знаний учащихся в учебной деятельности.

Ключевая слова: активизация, учебная деятельность учащихся, формирование, дидактика, повышение знаний.

THE MAIN DIFFICULTIES OF TEACHERS WITH THE ACTIVATION OF STUDENT

LEARNING

The article deals with the problem of teacher's difficulty in the activation of high school students 'education. In this regard, the concept of "enhancing the quality of students' knowledge in educational activities in secondary schools" is analyzed.

In order to identify difficulties in studying, a survey of teachers of the natural-mathematical cycle was conducted, working in grades VI and VIII of urban andrural schools.

As a result, the author emphasizes that in the scientific literature and social practice attention is paid to the notion of the human factor. This is a difficulty in enhancing the quality of students' knowledge in educational activities.

Keywords: activization, educational activity of students, formation, didactics.

Сведения об авторе:

Аминова Икболби Курбоновна - старший преподователь кафедрыг педагогики и психологии Таджикского педагогического института в районе Рашт Телефон (+992)988048120

About the autor:

Aminova Iqbolbi Qurbonovna - senior teacher of department of pedagogy andpsychology of Tajik state Pedagogical institute in Rasht. Phone: (+992)988048120

НАЕЩИ ЭКСКУРСИЯ ДАР ТАШАККУЛИ ^ИССИ ТАБИАТДУСТЙ ВА ФАЪОЛИЯТИ ТАЪЛИМЙ-МАЪРИФАТИИ ХОНАНДАГОНИ СИНФДОИ 5-9

Бояхмадов Ш.

Донишгоуи давлатии Кулоб ба номи Абуабдуллощ Рудакй

Экскурсия яке аз шаклдои машгулиятдои беруназмактабй ва ташаккули дисси табиатдусш, шавку завк, дарачаи донишандузй, мадорату малака ва фаъолияти таълимй - маърифатии хонандагон буда, тибки нишондоди барномадои таълими фандои биология ва экология, моде на кам аз 1 маротиба ташкил ва гузаронида мешавад. Дар доираи барномадои таълимй ва накшадои таквимии муаллимони силслабанддои фандои зистшиносй (табиатшиносй дар синфдои I-IV), ботаника (дар синфдои V-VI), зоология (дар синфдои VH-VHI), экология анатомия ва физиологияи одам (дар синфдои IX), экскурсиядо ба чангалзору маргзордо, гармхонадо, хочагидои чорводорй, табиат, богдои истиродатию фарогатй, музедои кишваршиносй, бо максади бедор ва ташшакул додани шавку завк; дисси табиатдусш, шиносой ба гуногунии олами набстсту дайвоноти мадал, омухтану, муайян намуцани гуногуншаклии растанидою дайвондо, тарзи даётгузаронии ондо ва билохира чустучуъ ва дарёфти роду усулдои судманди дифзи сарвату бойгаридои гаронбадои табии, чун об, замин, канданидои фоиданок, намуддои системадои экологй (биосеноздо) ташкил ва гузаронида мешаванд.

Дар раванди гузаронидани тадкикотдои педагогй, маълум гардид ки дангоми ташкили экскурсиядо муаллимони биология, ба чунин самтдои методии ондо эътибор медиданд, аз чумла:

Дар нидоди хонандагон ташаккул додани шавку завк, мадорату малака ва донишдои мукаммал доир ба хусусиятдои биологию экологии табиати мадал, таFЙирогдои мавсимй дар даёти растанидо ва дайвондои мадал ва кишвари худ;

Ташаккул додани шавку завк; ва фаъолияти маърифатй-таълимии хонандагон оид ба бодамалокамандии олами наботот бо омилдои мудити сукунати даётгузаронй ва мутобикшавии ондо бо омилдои шароити мудити зист (об, даво, рушной, гармй, нурдои офтоб ва F-до) ва инчунин дифз ва самараноку окилона истифодабарии бойгаридои табии растанидо;

Дар замири хонандагон ташаккул додани дисси табиатдустй, мадорату малака, шаклу усулдои омузиш ва мукоисакунии мавзеъдои биологию экологй ва нигодубини парвариши растанидои галладонагй, полезй, равгандидандаю нахдиданда ва амсоли ондо.

Аз руи мушохидадои мо баъзе аз муаллимони биология ва экология экскурсиядоро ба табиат нидоят кам мегузаронанд, яъне ондо адамияти онро барои ташаккули дисси табиатдустй, роду усуслдои

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.