Научная статья на тему 'Основные задачи управления агромпромышленным комплексом Республики Марий Эл'

Основные задачи управления агромпромышленным комплексом Республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
53
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные задачи управления агромпромышленным комплексом Республики Марий Эл»

3. Джавадян Г.С. Исторические предпосылки и теоретические подходы к формам

кооперации сельского хозяйства. Материалы научной сессии «Проблемы развития

кооперации в аграрной сфере РА», АГАУ, Ереван, 2010. - 114 с.

4. Сахаров А. В., Котов И. С. История и теория кооперативного движения: уч.

пособие. - М.; 2005.

Е.Е. Гамова

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ АГРОМПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Ключевые слова: управление агропромышленным комплексом, сельское хозяйство, конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, финансовая устойчивость сельского хозяйства, социальное развитие сельских территорий.

Сельское хозяйство является одним из важнейших элементов экономики Республики Марий Эл, поэтому его состояние и уровень развития во многом предопределяют социально-экономическую ситуацию в регионе. За прошедшее десятилетие развитие сельского хозяйства Республики Марий Эл определялось сложным воздействием и взаимодействием комплекса экономических, организационных, технологических и других внутренних и внешних факторов, которые привели к ухудшению всех основных параметров агропромышленного производства. В подобных условиях наиболее актуальны мобилизация и рационализация государственного регулирования аграрной сферы, способные обеспечить социально-экономическую эффективность отрасли.

Основными целями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл на 2011-2012 гг. стали:

- повышение конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов;

- создание условий для устойчивого развития сельской местности.

Для достижения первой цели Программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2008-2012 гг. было предусмотрено решение основных задач в рамках следующих направлений [1]:

- обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 12,0% в 2011 г. и до 13,1% в 2012 г., а также на основе доведения удельного веса площади засеваемой элитными семенами в общей площади посева до 14% в 2011 г. и до 15% в 2012 г. (научно обоснованная норма);

© Гамова Е.Е., 2013

- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях: в 2011 г. - до 660 млн руб. и в 2012 г. - до 770 млн руб. [1,4].

Для достижения поставленных целей необходимо было решить ряд задач.

Задача 1. Обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства. Задачей развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства является выравнивание возникших диспропорций в агропродовольственном секторе путем поддержки тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутреннем или мировом рынке, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере реализовать этот потенциал. К таким производствам относятся производства с длительным инвестиционным циклом и более высокими требованиями к инфраструктуре. Меры государственной поддержки направлены на стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных. Их развитие позволит увеличить не только производство молока и отдельных видов мяса, но и занятость сельского населения [5,6].

Рост объемов производства продукции животноводства будет способствовать увеличению потребности в продукции растениеводства, используемой на корма животным. Повышение эффективности отрасли растениеводства связано с доступностью сельскохозяйственных товаропроизводителей к приобретению качественных семян. Для развития молочного скотоводства в регионе необходимо увеличение объемов производства молока и обеспечение сырьем предприятий молочной промышленности республики за счет увеличения поголовья и продуктивности дойного стада. Для развития свиноводства - увеличение производства и реализации мяса свиней, конкурентоспособного на рынке мясной продукции.Для развития овцеводства и козоводства требуется увеличение занятости сельского населения и доходности юридических лиц, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, специализирующихся на овцеводстве и козоводстве. Для развития птицеводства - увеличение производства и реализации яиц и мяса птицы, конкурентоспособного на рынке птицеводческой продукции. Для развития рыбоводства - создание условий для повышения конкурентоспособности продукции прудового рыбоводства, обеспечение населения республики качественной продукцией рыбоводства и увеличение объемов производства и реализации прудовой рыбы.

Для проведения противоэпизоотических мероприятий необходимо предупреждение болезней сельскохозяйственных животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства. Для поддержки семеноводства требуется повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельского хозяйства высококачественными семенами. Основной задачей по закладке и уходу за многолетними насаждениями является стимулирование закладки многолетних насаждений с целью обеспечения перерабатывающей промышленности сырьем, а также создание условий для развития данной подотрасли.

Задача 2. Повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий осуществляется за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях, при этом рост объема реализации продукции, произведенной хозяйствами населения, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами должен составить ежегодно 2,0% к предыдущему году в сопоставимых ценах; развития системы сельскохозяйственной кредитной кооперации; создания и развития сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции. Объем привлеченных кредитных ре-

сурсов личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами должен ежегодно достигать 150,0 млн рублей каждому субъекту хозяйствования [1,2].

Для технической и технологической модернизации сельского хозяйства основной задачей является техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники, в том числе приобретение сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей высокотехнологичных машин для растениеводства и кормопроизводства. Для реализации этой задачи объемы привлеченных кредитов на приобретение сельскохозяйственной техники составляли в 2011 г. 470,0 млн руб. и в 2012 г. - 535,0 млн руб. [1, 4].

Задача 3. Снижение рисков в сельском хозяйстве, то есть сокращение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади составил в 2011 году 35,0% и в 2012 году - 40,0% [1, 2].

Задача 4. Сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов, сохранение и воспроизводство плодородия почв за счет внедрения ресурсосберегающих технологий, в том числе элементов биологизации почв. Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота должно составить ежегодно по 1,0 тыс. га. Основными мероприятиями по поддержанию почвенного плодородия почв являются:

- предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота,

- внесение минеральных удобрений.

Повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельского хозяйства высококачественными семенами предполагает выполнение следующих задач: увеличение площади, засеваемой элитными семенами, до научно-обоснованной нормы исходя из расчета 15% общей площади посевов; увеличение площади, засеваемой семенами многолетних бобовых трав до 74%; обновление площади старовозрастных многолетних трав до 23%.

В рамках создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства стояла задача, чтобы все 14 муниципальных органов управления муниципальными районами Республики Марий Эл предоставляли информацию в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, а в рамках оказания консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям количество оказанных услуг должно было быть доведено до 9,0 тыс. ед. к 2012 г.

Задача 5. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции. В данном направлении ставилась задача довести объем реализации зерна хозяйствами всех категорий в 2011 г. до 94,9 тыс. тонн, а в 2012 г. - 97,8 тыс. тонн [1,2,3].

Задача 6. Создание условий для устойчивого развития сельской местности. Для достижения поставленной цели необходимо решение задач по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Расширение доступности улучшения жилищных условий граждан с невысокими личными доходами, постоянно проживающих в сельской местности и работающих в отраслях агропромышленного комплекса, осуществляется за счет консолидации средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл и местных бюджетов, а также привлечения внебюджет-

ных источников финансирования (в том числе собственных и заемных средств граждан). Программой предусмотрено, что ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и специалистов, составил в 2011 г. - 8,0 тыс. кв. м., а в 2012 г. - 8,5 тыс. кв. м. [1, 4]. Социальное обустройство сельских территорий наряду с совершенствованием многоукладных форм хозяйствования и развитием альтернативных видов деятельности (сельского туризма, народных промыслов), позволяет обеспечить занятость сельского населения и уровень его доходов.

Для достижения поставленных целей и задач Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл постоянно проводит политику, направленную на рост объемов производства продукции и повышение эффективности производства. Финансирование мероприятий осуществляется на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников [4]. Агропромышленный комплекс является важной составляющей экономики региона. В валовом региональном продукте удельный вес сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства составляет 17,5%, в сельской местности проживает 36,6% населения республики, современный уровень развития сельского хозяйства Республики Марий Эл во многом определяется имеющимся природно-ресурсным потенциалом - наличием сельскохозяйственных земель, эффективностью их использования, существующими на территории ограничениями ведения сельского хозяйства, инфраструктурной обеспеченностью и институциональными условиями ведения агробизнеса.

Библиографический список

1. О республиканской целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2008 - 2012 годы»: закон Республики Марий Эл от 21.10.2007 г. № 70-З// Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aris.mari.ru/-01.08.2010.

2. О республиканской целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года»: постановление Правительства Республики Марий Эл [от 15.04.2009 г. № 96] // Собр. законодательства РМЭ. - 2009. - № 5 ст. 258.

3. О республиканской целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2009 - 2012 годы»: постановление Правительства Республики Марий Эл [от 25.06.2009 г. № 149]// Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aris.mari.ru/- 01.08.2010.

4. О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов: закон Республики Марий Эл от 27 ноября 2009 г. № 58-З [от 03.08.2010 г. № 58-З] // Система Консультант Плюс: Республика Марий Эл -01.09.2010.

5. Радугин Н. Государственное регулирование агропромышленного комплекса/ Н. Ра-дугин, В. Любимов // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 7. - С. 15-24.

6. Дуданов И.И. Разработка региональных продовольственных программ в условиях рынка: методические рекомендации. - М.: Колос; РГУ, 2008. - 63 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.