3. Джавадян Г.С. Исторические предпосылки и теоретические подходы к формам
кооперации сельского хозяйства. Материалы научной сессии «Проблемы развития
кооперации в аграрной сфере РА», АГАУ, Ереван, 2010. - 114 с.
4. Сахаров А. В., Котов И. С. История и теория кооперативного движения: уч.
пособие. - М.; 2005.
Е.Е. Гамова
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ АГРОМПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Ключевые слова: управление агропромышленным комплексом, сельское хозяйство, конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, финансовая устойчивость сельского хозяйства, социальное развитие сельских территорий.
Сельское хозяйство является одним из важнейших элементов экономики Республики Марий Эл, поэтому его состояние и уровень развития во многом предопределяют социально-экономическую ситуацию в регионе. За прошедшее десятилетие развитие сельского хозяйства Республики Марий Эл определялось сложным воздействием и взаимодействием комплекса экономических, организационных, технологических и других внутренних и внешних факторов, которые привели к ухудшению всех основных параметров агропромышленного производства. В подобных условиях наиболее актуальны мобилизация и рационализация государственного регулирования аграрной сферы, способные обеспечить социально-экономическую эффективность отрасли.
Основными целями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл на 2011-2012 гг. стали:
- повышение конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов;
- создание условий для устойчивого развития сельской местности.
Для достижения первой цели Программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2008-2012 гг. было предусмотрено решение основных задач в рамках следующих направлений [1]:
- обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 12,0% в 2011 г. и до 13,1% в 2012 г., а также на основе доведения удельного веса площади засеваемой элитными семенами в общей площади посева до 14% в 2011 г. и до 15% в 2012 г. (научно обоснованная норма);
© Гамова Е.Е., 2013
- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях: в 2011 г. - до 660 млн руб. и в 2012 г. - до 770 млн руб. [1,4].
Для достижения поставленных целей необходимо было решить ряд задач.
Задача 1. Обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства. Задачей развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства является выравнивание возникших диспропорций в агропродовольственном секторе путем поддержки тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутреннем или мировом рынке, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере реализовать этот потенциал. К таким производствам относятся производства с длительным инвестиционным циклом и более высокими требованиями к инфраструктуре. Меры государственной поддержки направлены на стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных. Их развитие позволит увеличить не только производство молока и отдельных видов мяса, но и занятость сельского населения [5,6].
Рост объемов производства продукции животноводства будет способствовать увеличению потребности в продукции растениеводства, используемой на корма животным. Повышение эффективности отрасли растениеводства связано с доступностью сельскохозяйственных товаропроизводителей к приобретению качественных семян. Для развития молочного скотоводства в регионе необходимо увеличение объемов производства молока и обеспечение сырьем предприятий молочной промышленности республики за счет увеличения поголовья и продуктивности дойного стада. Для развития свиноводства - увеличение производства и реализации мяса свиней, конкурентоспособного на рынке мясной продукции.Для развития овцеводства и козоводства требуется увеличение занятости сельского населения и доходности юридических лиц, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, специализирующихся на овцеводстве и козоводстве. Для развития птицеводства - увеличение производства и реализации яиц и мяса птицы, конкурентоспособного на рынке птицеводческой продукции. Для развития рыбоводства - создание условий для повышения конкурентоспособности продукции прудового рыбоводства, обеспечение населения республики качественной продукцией рыбоводства и увеличение объемов производства и реализации прудовой рыбы.
Для проведения противоэпизоотических мероприятий необходимо предупреждение болезней сельскохозяйственных животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства. Для поддержки семеноводства требуется повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельского хозяйства высококачественными семенами. Основной задачей по закладке и уходу за многолетними насаждениями является стимулирование закладки многолетних насаждений с целью обеспечения перерабатывающей промышленности сырьем, а также создание условий для развития данной подотрасли.
Задача 2. Повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий осуществляется за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях, при этом рост объема реализации продукции, произведенной хозяйствами населения, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами должен составить ежегодно 2,0% к предыдущему году в сопоставимых ценах; развития системы сельскохозяйственной кредитной кооперации; создания и развития сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции. Объем привлеченных кредитных ре-
сурсов личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами должен ежегодно достигать 150,0 млн рублей каждому субъекту хозяйствования [1,2].
Для технической и технологической модернизации сельского хозяйства основной задачей является техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники, в том числе приобретение сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей высокотехнологичных машин для растениеводства и кормопроизводства. Для реализации этой задачи объемы привлеченных кредитов на приобретение сельскохозяйственной техники составляли в 2011 г. 470,0 млн руб. и в 2012 г. - 535,0 млн руб. [1, 4].
Задача 3. Снижение рисков в сельском хозяйстве, то есть сокращение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади составил в 2011 году 35,0% и в 2012 году - 40,0% [1, 2].
Задача 4. Сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов, сохранение и воспроизводство плодородия почв за счет внедрения ресурсосберегающих технологий, в том числе элементов биологизации почв. Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота должно составить ежегодно по 1,0 тыс. га. Основными мероприятиями по поддержанию почвенного плодородия почв являются:
- предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота,
- внесение минеральных удобрений.
Повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельского хозяйства высококачественными семенами предполагает выполнение следующих задач: увеличение площади, засеваемой элитными семенами, до научно-обоснованной нормы исходя из расчета 15% общей площади посевов; увеличение площади, засеваемой семенами многолетних бобовых трав до 74%; обновление площади старовозрастных многолетних трав до 23%.
В рамках создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства стояла задача, чтобы все 14 муниципальных органов управления муниципальными районами Республики Марий Эл предоставляли информацию в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, а в рамках оказания консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям количество оказанных услуг должно было быть доведено до 9,0 тыс. ед. к 2012 г.
Задача 5. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции. В данном направлении ставилась задача довести объем реализации зерна хозяйствами всех категорий в 2011 г. до 94,9 тыс. тонн, а в 2012 г. - 97,8 тыс. тонн [1,2,3].
Задача 6. Создание условий для устойчивого развития сельской местности. Для достижения поставленной цели необходимо решение задач по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Расширение доступности улучшения жилищных условий граждан с невысокими личными доходами, постоянно проживающих в сельской местности и работающих в отраслях агропромышленного комплекса, осуществляется за счет консолидации средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл и местных бюджетов, а также привлечения внебюджет-
ных источников финансирования (в том числе собственных и заемных средств граждан). Программой предусмотрено, что ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и специалистов, составил в 2011 г. - 8,0 тыс. кв. м., а в 2012 г. - 8,5 тыс. кв. м. [1, 4]. Социальное обустройство сельских территорий наряду с совершенствованием многоукладных форм хозяйствования и развитием альтернативных видов деятельности (сельского туризма, народных промыслов), позволяет обеспечить занятость сельского населения и уровень его доходов.
Для достижения поставленных целей и задач Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл постоянно проводит политику, направленную на рост объемов производства продукции и повышение эффективности производства. Финансирование мероприятий осуществляется на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников [4]. Агропромышленный комплекс является важной составляющей экономики региона. В валовом региональном продукте удельный вес сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства составляет 17,5%, в сельской местности проживает 36,6% населения республики, современный уровень развития сельского хозяйства Республики Марий Эл во многом определяется имеющимся природно-ресурсным потенциалом - наличием сельскохозяйственных земель, эффективностью их использования, существующими на территории ограничениями ведения сельского хозяйства, инфраструктурной обеспеченностью и институциональными условиями ведения агробизнеса.
Библиографический список
1. О республиканской целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2008 - 2012 годы»: закон Республики Марий Эл от 21.10.2007 г. № 70-З// Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aris.mari.ru/-01.08.2010.
2. О республиканской целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года»: постановление Правительства Республики Марий Эл [от 15.04.2009 г. № 96] // Собр. законодательства РМЭ. - 2009. - № 5 ст. 258.
3. О республиканской целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2009 - 2012 годы»: постановление Правительства Республики Марий Эл [от 25.06.2009 г. № 149]// Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aris.mari.ru/- 01.08.2010.
4. О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов: закон Республики Марий Эл от 27 ноября 2009 г. № 58-З [от 03.08.2010 г. № 58-З] // Система Консультант Плюс: Республика Марий Эл -01.09.2010.
5. Радугин Н. Государственное регулирование агропромышленного комплекса/ Н. Ра-дугин, В. Любимов // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 7. - С. 15-24.
6. Дуданов И.И. Разработка региональных продовольственных программ в условиях рынка: методические рекомендации. - М.: Колос; РГУ, 2008. - 63 с.