Литература
1. Лаврушин О.И. Банковское дело. - М.: Кнорус, 2009. - 768 с.
2. Ворникова Н.И. Кадровый потенциал банка как один из элементов антикризисного управления // Studii Economice. - 2011. - № 1/2. - С. 351-357.
3. Регламент о требованиях к руководителям банка // Monitorul Oficial al Republicii Moldova. - 2011. -№ 91-94.
4. Регламент о системах внутреннего контроля // Monitorul Official al Republicii. - 2010. - № 98/99.
5. Банковский сектор Республики Хакасия: информ. бюл. - 2011. - № 4.
6. Банковский сектор Республики Хакасия: информ. бюл. - 2013. - № 3.
7. www.cbr.ru.
8. www.sberbank.ru.
9. www.bankir.ru..
10. www.banki.ru
11. www.zaimy.info.
УДК 338.43 Е.Н. Кочеткова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
В статье рассматриваются программные методы развития сельского хозяйства в Республике Хакасия. Дана оценка четырем организационно-технологическим укладам. Изучены целевые программы развития сельского хозяйства. Особое внимание уделено долгосрочной республиканской целевой программе «Развитие АПК Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013-2020 годы», а также программе «Развитие сельского хозяйства в Ширинском районе Республике Хакасия на 2012-2016 годы».
Ключевые слова: сельское хозяйство, программные методы, государственные программы, технологический уклад, экономический механизм.
E.N. Kochetkova
THE USE AND APPLICATION OF THE AGRICULTURE DEVELOPMENT PROGRAM METHODS
IN THE KHAKASSIA REPUBLIC
The program methods of agriculture development in the Khakassia Republic are considered in the article. The assessment of four organizational and technological setups is given. The target programs of agriculture development are studied. The special attention is given to the long-term republican target program "The AIC Development of the Khakassia Republic and the rural social sphere in 2013-2020", and to the program "Agriculture development in the Khakassia Republic Shirinskiy District in 2012-2016".
Key words: agriculture, program methods, government programs, technological setup, economic mechanism.
Сельское хозяйство - важнейшее звено народно-хозяйственного комплекса и отличается от других отраслей экономики сезонным характером производства, использованием земли как предмета и средства труда, сильной зависимостью от природных условий.
Программные методы модернизации сельского хозяйства, как показывает исторический опыт, эффективны при консолидации финансовых средств бюджетов всех уровней и собственников предприятий в целях развития производственной базы и в первую очередь производственных сил сельского хозяйства [1].
В системе хозяйства России выделяют 11 основных экономических зон, различающихся по условиям развития экономики, специализации и структуре хозяйства. Республика Хакасия входит как самостоятельный экономический регион в состав Восточно-Сибирской экономической зоны и включает 8 административных районов. Ряд принципиальных теоретических положений процесса общественного производства про-
Вестник КрасГАУ. 2014. №5
дукции, где развитие характеризует его содержание, а размещение - форму, практически реализуются именно на районном уровне.
Сельскому хозяйству Хакасии характерны все четыре организационно-технологических уклада [4]. Первый организационно-технологический уклад «Семейные хозяйства с конно-ручными технологиями» (1890-1920 гг.) представлял доиндустриальный период сельскохозяйственного производства, основанный на ручном труде членов семьи, облегчаемом использованием рабочих животных; второй - «Коллективные хозяйства с механизированными технологиями в земледелии» (1920-1950 гг.) сформировался в результате коллективизации сельского хозяйства, когда основная ставка была сделана на колхозы и совхозы; третий -«Крупные коллективные хозяйства с возрастающим применением средств интенсификации производства» (1950-1990 гг.) характеризуется укрупнением колхозов и повышением удельного веса совхозов при снижении роли семейных форм хозяйствования; четвертый - «Сочетание коллективных, фермерских и семейных форм хозяйствования с ресурсосберегающими технологиями» охватывает период с 2005 г. до начала 2030-х гг. и ориентирован в основном на будущее развитие с применением новых технико-технологических и организационно-экономических решений, получаемых наукой на основе повышения уровня фундаментальных и прикладных исследований.
Становление крупной товарной отрасли народного хозяйства связано с реализацией государственных программ комплексного использования производительных сил Сибири [5]. Известное предвидение М.В. Ломоносова «Россия будет прирастать Сибирью» нашло отражение в основных положениях работ В.И. Ленина о производительных силах и их рациональном размещении на территории страны, в той огромной работе по экономическому развитию восточных районов страны, которой предшествовали комплексные исследования многих научно-исследовательских учреждений Академии наук.
Создание Хакасско-Минусинского промышленно-энергетического комплекса требовало создания и местного сельскохозяйственного производства продуктов питания для увеличивающегося населения промышленных центров.
С 1930 по 1990 г. численность населения Хакасии выросла с 80 до 600 тыс. чел., в т.ч. городское население составило более 72 %, поэтому программе индустриализации народного хозяйства Хакасии предшествовала реализация программы развития сельского хозяйства.
В 1924 г. было создано Хакасское земельное управление, которое решало такие задачи, как организация сельского хозяйства, составление почвенных карт, профилактика против заболеваний животных, организация агроучебы, снабжение инвентарем крестьян, создание семенных фондов.
С 1925 г. начали создаваться товарищества по совместной обработке земли, с 1927 г. - сельхозартели при одновременном увеличении поставок сельхозмашин. В 1928 г. работало более 100 колхозов. Одновременно увеличивалось государственное ресурсное обеспечение реализации программ.
Увеличению производства товарной продукции сельского хозяйства способствовали, с одной стороны, система мероприятий по ликвидации бескоровности и бесскотности колхозных дворов, осуществляемых в соответствии с директивным указанием правительства страны (1933 г.). Практически каждый колхозник и рабочий совхоза имел в личном хозяйстве корову и мелкий скот, а корма получал из сельскохозяйственной организации в порядке натуральной части дохода. С другой стороны, в системе потребкооперации были созданы заготовительные конторы с собственными перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию малыми предприятиями, получившими название пищекомбинатов. Заготовительные конторы часто закупали по льготным ценам одежду, инвентарь, мотоциклы в обмен на промышленную продукцию. Эта система функционировала до 1991 года. Правда, волевое решение 1958 года по поводу сокращения содержания скота на личном подворье внесло определенную хаотичность в развивающийся процесс, негативные последствия которой устранить до конца не удалось.
Целевые программы развития сельского хозяйства, содержащиеся в пятилетних планах, постановлениях государственных и партийных органов, реализовывались при использовании крупных государственных ресурсов на создание материально-технической базы и подготовку квалифицированных кадров [7].
Произошли крупные структурные сдвиги в сельском хозяйстве республики. В 1991 г. работало 57 совхозов и 38 колхозов. У них имелось более 5 тыс. тракторов, 1600 зерновых и 500 кормоуборочных комбайнов, более 500 дождевальных и поливных машин, 3 тыс. сеялок.
В среднем за 1986-1990 гг. с 1 га посева соответствующих культур было получено по 17,5 ц зерна, 122 - картофеля, 139 - овощей, 159 - кукурузы на силос, однолетних трав - 15,9, многолетних - 20 ц.
Укрепление кормовой базы, а также реализация крупных мероприятий в животноводстве (ввод животноводческих помещений, племенное дело, подготовка кадров и т.д.) обеспечили увеличение поголовье скота.
В среднем в 1986-1990 гг. производилось: зерна - 382,0 тыс. т, картофеля - 120,4, овощей - 39,7, мяса (уб. вес) - 57,9, шерсти - 6,5 тыс. т, яиц - 178 млн шт. Прибыль сельскохозяйственных организаций составляла 335 млн руб. В сельском хозяйстве было занято 37,2 тыс. работников.
Обвал, вызванный так называемым реформированием сельского хозяйства, не обошел негативными последствиями и Хакасию, несостоятельной оказалась концепция ухода государства из сферы экономики.
За десять лет передел общественной собственности привел к резкому сокращению материально-технической базы. Так, количество тракторов в силу изношенности уменьшилось в 2,1 раза, комбайнов - в 2,5 раза. Посевные площади уменьшились на 50 %, в т.ч. зерновые на 52 %, кормовые культуры - на 55 %, поголовье крупного рогатого скота - на 50 %, овец - в 11 раз во всех категориях хозяйств. 55 акционерных обществ и 20 муниципальных и государственных СХО от сельскохозяйственной деятельности имели более 120 млн руб. убытка. Использование пашни по районам республики снизилось с 98-99 до 26-83 %.
В результате возникла ситуация, когда наиболее важной стала задача не развития АПК, а практического выживания. По этой причине возникла необходимость разработки программного документа.
При активном участии научных учреждений Хакасии была разработана «Система ведения агропромышленного производства Республики Хакасия на 2001--2005 гг.». Однако экономический механизм не имел предпосылок для осуществления предлагаемых мероприятий. Отсутствие государственного участия в реализации программы не способствовало прекращению спада.
Продолжалось акционирование и приватизация имущества СХО и к началу 2005 года их осталось менее 30. Число фермерских хозяйств и хозяйств индивидуальных предпринимателей выросло до 1,5 тыс. Однако они не заполнили нишу, освободившуюся в результате передела имущества СХО, производства продукции не сохраняли переданный им скот, а реализовывали его на рынке.
Так, при общем сокращении поголовья свиней с 94 тыс. гол. в 2001 г. до 46 тыс. гол. в 2005 г., а в сельхозорганизациях соответственно с 66 до 1,2 тыс. гол., в хозяйствах фермеров и индивидуальных предпринимателей поголовье свиней увеличилось только на 2 тыс. гол. и составило 4 тыс. гол., поголовье овец при общем сокращении 48 тыс. в названых хозяйствах увеличилось только на 11 тыс. гол.
Следует отметить, что резкое сокращение посевных площадей и производства зерна и кормов в сельскохозяйственных организациях вызвало сокращение поголовья в хозяйствах населения: крупного рогатого скота на 10 тыс. гол., свиней - на 35, овец - на 34 тыс. гол. Численность занятых в сельском хозяйстве работников сократилась до 16 тыс. чел., износ основных средств достиг 80 %.
Национальный проект «Развитие АПК» не оказал существенного влияния на становление сельского хозяйства в силу незначительной социальной базы.
Учитывая сложность обстановки, региональные власти в 2006 г. принимают решение о финансировании сельского хозяйства из регионального бюджета. В 2007 г. было выделено более 200 млн руб. на дотации за продукцию и прямое инвестирование для приобретения племенного скота, в основном на разведение мясных пород крупного рогатого скота и овец.
Одновременно разрабатывается программа и принимается Закон «Об утверждении долгосрочной республиканской программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Хакасия на 2010-2012 годы» [2].
В 2012 году была подготовлена и принята долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие АПК Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013-2020 годы».
В рамках программы развития АПК и социальной сферы на селе на 2013-2020 гг. планируется реализация следующих подпрограмм [3]:
- «Создание общих условий функционирования сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Хакасия» (173145 тыс. руб.);
- «Социальное развитие села» (289327 тыс. руб.);
- «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» (275810 тыс. руб.);
Вестник КрасГАУ. 2014. №5
- «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» (184200 тыс. руб.);
- «Развитие малых форм хозяйствования на селе» (28500 тыс. руб.);
- «Развитие товарного рыбоводства в Республике Хакасия» (24000 тыс. руб.);
- «Развитие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в Республике Хакасия» (20000 тыс. руб.).
В принятых документах отмечено недопустимое отношение к замедлению экономического роста в сельском хозяйстве, которое чревато обострением социальных проблем, поскольку только около 50 % сельских жителей имеют средний денежный доход, а 45 % - доход ниже прожиточного уровня.
Целями и задачами программы предусмотрено:
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
- повышение конкурентоспособности региональной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства в Республике Хакасия.
Ожидаемые результаты: улучшение жилищных условий в сельской местности; увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 25 % по отношению к 2011 году; доведение доли региональных продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 60 %.
Источники финансирования долгосрочной программы до 2020 года: общий объем финансирования составляет 12937049,0 тыс. руб., из них средства республиканского бюджета Республики Хакасия -12126722,0 тыс. руб., в том числе субсидии бюджетам муниципальных районов республики -4073577,0 тыс. руб., субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям - 7169730,0 тыс. руб.; внебюджетные средства - 810327,0 тыс. руб.
Центральная роль в реализации программы и подпрограмм по отраслям сельского хозяйства отводится сельхозорганизациям, число которых постепенно увеличивается за счет переоформления фермерских хозяйств и хозяйств индивидуальных предпринимателей (хозяйства или часть бывших акционерных обществ, перешедших в собственность, но не оформленные как К(Ф)Х или ООО).
В составе Республики Хакасия находятся 8 административных районов. Ширинский район по праву называют «житницей Хакасии» [8]. Выбор этого района для исследования проблемы обусловливается наличием всех основных отраслей сельского хозяйства (кроме птицеводства). По удельному весу числа сельхозорганизаций, реализации продукции район находится в числе передовых; представляется возможность изучить влияние господдержки (здесь она наиболее весомая, так как в общей сложности получено более 70 млн руб.) на состояние отраслей сельского хозяйства. Именно СХО Ширинского района
получили в порядке прямого финансирования из республиканского бюджета более 48 млн руб. на приобретение племенного скота и сельскохозяйственной техники.
В районе была разработана и принята «Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования Ширинский район на 2008-2011 гг.», в которой перед агропромышленным комплексом района поставлены задачи повышения качества продукции, эффективного использования сельхозугодий, улучшение материально-технической базы сельхозпредприятий и т.д. Была предусмотрена финансовая поддержка программных мероприятий. При этом наряду со средствами из федерального (25,5 млн руб.) и республиканского (71,9 млн руб.) бюджетов, из районного бюджета и поселений, а также других местных источников, предусмотрены финансовые средства на поддержание плодородия.
В настоящее время в Ширинском районе Хакасии утверждён порядок реализации муниципальной целевой программы «Развитие сельского хозяйства в Ширинском районе на 2012-2016 годы» на текущий год.
Целевая программа «Развитие сельского хозяйства в Ширинском районе на 2012-2016 годы» предусматривает следующие субсидии для местных аграриев: на компенсацию части затрат на производство и реализацию молока, поддержку овцеводства, племенного мясного скотоводства, племрепродукторов мясного направления, табунного коневодства. На все мероприятия муниципальной программы поддержки аграрного комплекса района в текущем году из районного бюджета планируется выделить 7 млн руб.
Для справки: по итогам уборочной кампании 2012 года в Ширинском районе яровые зерновые культуры убраны на площади 28,7 тыс. га. Валовой сбор зерновых составил 48233 т, в том числе пшеницы 24088 т.
Урожайность зерновых культур по району составила 18,3 ц/га (пшеницы - 18,5 ц/га). Сельхозпредприятиями района было заготовлено более 20 тыс. т сена, 29903 т сенажа и 9650 т силоса.
В настоящее время предоставляется возможность изучения первых результатов в целях определения положительных сторон программного метода, обеспеченного финансовой государственной поддержкой, выявить «узкие места» и разработать мероприятия по усилению их воздействия на модернизацию производительных сил сельхзорганизаций [6].
Основными причинами относительно медленного развития сельского хозяйства являются:
- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
- диспаритет цен - нарушение соотношения цен на различные товары и отсутствие соответствия между затратами общественно необходимого труда (особенно ярко это несоответствие проявляется в "ножницах" цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары);
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
При таких обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики Республики Хакасия.
Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013. № 185-ФЗ). - М., 2013.
2. Долгосрочная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010-2012 годы». - Абакан, 2010.
3. Долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие АПК Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013-2020 годы». - Абакан, 2012.
4. Аграрная наука Хакассии: проблемы, пути их решения, перспективы: сб. тр. НИИ аграрных проблем Хакасии / под ред. В.К. Савостьянова. - Абакан: Март, 2008. - 259 с.
5. Курцев И. Модернизация АПК Сибири: опыт прошлого и возможности // Экономист. - 2010. - № 3. -С. 84-89.
6. Костяев А.И. Территориальная дифференциация сельскохозяйственного производства: вопросы теории и методологии. - СПб.: СПб ГУЭФ, 2006. - 511 с.
7. Миндрин А.С., Орехов Н.Р. Моделирование экономических систем в сельском хозяйстве. - М.: Восход-А, 2007. - 234 с.
8. Экономическая география России: учебник / под ред. В.И. Видянина. - М.: ИНФРА, 2012. - 533 с.