Научная статья на тему 'Стратегия развития сельского хозяйства Республики Марий Эл'

Стратегия развития сельского хозяйства Республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2194
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / AGRICULTURE / MARY EL REPUBLIC / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арзамасцев Елена Витальевна, Родионова Е. В.

Рассмотрены показатели развития сельского хозяйства Республики Марий Эл в сравнении со средними данными по Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации. Представлена стратегия развития сельского хозяйства Республики на перспективу до 2025 г. и прогноз его основных показателей к 2012 г. согласно Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with agriculture development dynamics in Mary El in comparison with the average data in the Volga basin Federal District and the Russian Federation in the whole. The work represents the agriculture development strategy of the republic in perspective up to 2025 and the projection of its main activities till 2012 in accordance with the Programme of agriculture development and the regulation of agricultural products, raw materials and food markets.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития сельского хозяйства Республики Марий Эл»

№ 324

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Июль

2009

ЭКОНОМИКА

УДК 338.43 (470.343)

А.Д. Арзамасцев, Е.В. Родионова

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Рассмотрены показатели развития сельского хозяйства Республики Марий Эл в сравнении со средними данными по Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации. Представлена стратегия развития сельского хозяйства Республики на перспективу до 2025 г. и прогноз его основных показателей к 2012 г. согласно Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Ключевые слова: сельское хозяйство; Республика Марий Эл; стратегия развития.

На современном этапе экономического развития России ставятся новые, стратегические задачи на долгосрочную и среднесрочную перспективу. При этом необходима разработка не только экономической политики государства в целом, но и стратегических программ развития отдельных регионов, отраслей и межотраслевых комплексов, связанных в единую систему.

В экономике любой страны особое место занимает агропромышленный комплекс (АПК). Специфика его роли определяется тем, что данный межотраслевой комплекс производит продукты питания, являющиеся основой жизнедеятельности людей и воспроизводства трудовых ресурсов; выпускает сырье для производства многих видов потребительских товаров и продукции производственного назначения. АПК занимает значительное место в экономике по территории, трудовым и производственным ресурсам. Сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность составляют одну шестую часть в ВВП страны; продовольствие и товары, произведенные из сельскохозяйственного сырья, формируют более 70% потребительского рынка России.

В экономике Республики Марий Эл (РМЭ) агропромышленный комплекс играет такую же значимую роль. Его состояние и уровень развития во многом определяют социально-экономическую ситуацию в регионе. На долю сельского хозяйства в валовом региональном продукте Республики приходится около 15% [1], в сельской местности проживает около 37% населения РМЭ. При доле Республики в валовом продукте РФ около 0,2%, доля сельского хозяйства региона в общероссийском производстве сельскохозяйственной продукции составляет около 1% [2].

Основные показатели динамики развития сельского хозяйства РМЭ в сравнении со средними данными по Приволжскому федеральному округу и РФ приведены в табл. 1 [3-6].

Из представленных данных видно, что темпы развития сельского хозяйства Рреспублики в 2000-2007 гг. в большинстве случаев являются более низкими по сравнению с показателями в среднем по ПФО и России в целом. Так, в 2007 г. только индекс роста продукции животноводства, произведенной в РМЭ, оказался выше аналогичных показателей по округу и России.

Производство в регионе основных видов продукции сельского хозяйства представлено в табл. 2 [4, 7, 8].

По большинству видов продукции наблюдается снижение объемов производства. В 2007 г. только по-

казатель производства скота и птицы на убой характеризовался ростом по отношению к предыдущему году.

На территории Республики ведут свою производственную деятельность более 200 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, более 2000 крестьянских (фермерских) хозяйств. Ведущей отраслью сельского хозяйства является земледелие (производство зерна, овощей, картофеля, льна-долгунца); развиты животноводство с преобладанием молочно-мясного направления и птицеводство.

На уровень развития сельского хозяйства Республики Марий Эл влияет наличие сельскохозяйственных земель, эффективность их использования, существующие на территории ограничения ведения сельского хозяйства, инфраструктурная обеспеченность и институциональные условия ведения агропроизводства.

Сельскохозяйственные угодья в хозяйствах всех категорий, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 июля 2006 г., составили 639 тыс. га, или 27% всех земель Республики, пашня - 458 тыс. га, или 20% [2].

Более 84% пахотных земель составляют дерновоподзолистые малогумусные почвы. Остальные типы почв (серые лесные, дерново-карбонатные, коричнево-серые, дерново-глеевые, пойменные дерновые) занимают сравнительно небольшие площади. Овражно-балочные почвы занимают около 30% от площади естественных кормовых угодий. В северо-восточных и восточных районах Республики, на правобережье р. Волги, встречаются более плодородные дерново-карбонатные суглинистые и серые лесные почвы на лессовидных суглинках.

На территории Республики можно выделить четыре почвенно-климатические зоны, формируемые в зависимости от природных условий и ограничений ведения сельского хозяйства: Северо-Восточную (Куженерский, Мари-Турекский, Новоторъяльский, Параньгинский, Сер-нурский муниципальные районы), Центральную (г. Йошкар-Ола, Медведевский, Оршанский, Советский муниципальные районы), Юго-Западную (Волжский, Горномарийский (левобережье р. Волги), Звениговский, Килемар-ский, Моркинский, Юринский муниципальные районы, г. Волжск, г. Звенигово) и Горномарийскую (правобережье р. Волги Горномарийского муниципального района).

Эти условия и транспортная доступность городов -потребителей сельскохозяйственной продукции и сырья - являются главными факторами, определяющими территориальную специализацию сельского хозяйства районов Республики, хотя базовые отрасли - молочно-

мясное животноводство и зерноводство - присутствуют в той или иной степени на всей ее площади.

В Волжском, Горномарийском, Медведевском и Советском муниципальных районах, кроме названных отраслей, развиты также свиноводство, птицеводство, овощеводство, кормопроизводство, картофелеводство. Киле-марский, Куженерский, Мари-Турекский, Моркинский,

Параньгинский и Юринский муниципальные районы специализируются, помимо молочно-мясного животноводства и зерноводства, на свиноводстве и кормопроизводстве, льноводство развито в Новоторъяльском, Оршанском, Сернурском муниципальных районах. В Звени-говском районе представлены молочно-мясное животноводство, зерноводство и хмелеводство.

Т а б л и ц а 1

Основные показатели развития сельского хозяйства Республики Марий Эл

Показатель Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 20071

Индекс физического объема продукции сельского хозяйства, в % к предыдущему году:

Республика Марий Эл 91,3 106,5 89,6 100,4 106,0 100,3 106,7 102,8

Приволжский федеральный округ 102,4 109,6 100,0 103,5 100,9 100,2 105,2 103,1

Российская Федерация 107,7 107,5 101,5 101,3 103,0 102,3 103,6 103,3

Индекс физического объема продукции растениеводства, в % к предыдущему году:

Республика Марий Эл 93,0 107,6 76,1 105,8 114,4 102,9 104,0 99,4

Приволжский федеральный округ 106,0 113,0 98,1 106,1 104,0 100,3 105,2 102,7

Российская Федерация 113,6 110,8 100,0 103,1 107,4 104,0 102,0 102,0

Индекс физического объема продукции животноводства, в % к предыдущему году:

Республика Марий Эл 89,1 105,1 103,9 96,3 98,7 98,1 108,9 105,3

Приволжский федеральный округ 98,2 105,4 102,0 101,0 97,5 100,1 105,2 103,6

Российская Федерация 100,8 103,5 103,2 99,4 97,6 100,2 105,4 104,8

1 Предварительные данные.

Производство основных видов продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, тыс. т

Т а б л и ц а 2

Вид продукции Годы Место в ПФО/ РФ (2006)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 20071

Зерно (в весе после доработки) 236,4 371,8 268,1 275,2 233,7 249,1 210,4 177,0 14/44

Сахарная свекла (фабричная) 0,7 1,1 0,1 0,0 - - - - -

Льноволокно 0,7 1,1 0,3 0,7 0,7 1,2 0,5 Нет данных 4/14

Картофель 442,5 414,8 308,9 319,3 360,9 366,7 363,4 356,5 12/43

Овощи 107,4 103,3 88,6 114,9 115,9 119,3 149,3 148,7 12/45

Скот и птица на убой (в убойном весе) 40,3 40,3 42,0 42,8 40,1 39,4 42,7 47,1 13/39

Молоко 253,6 251,2 272,4 262,6 253,6 251,5 260,9 257,1 14/47

Яйца, млн шт. 230,9 253,5 270,8 279,7 265,4 270,4 303,8 291,9 12/39

1 Предварительные данные.

Основными производителями сельскохозяйственной продукции в Республике являются Медведевский, Горномарийский и Звениговский муниципальные районы, доля которых в объеме производства продукции (по результатам 2006 г.) составляет соответственно 19,4, 13,5 и 10,6% [9]. Вклад муниципальных образований в производство основных видов сельскохозяйственной продукции рассчитан в табл. 3.

В 2007 г. в Республике утверждена Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2008-2025 гг. (далее - Стратегия) [10], в которой в числе одного из приоритетных направлений развития региона названо формирование зон активизации агропромышленной деятельности.

Главный принцип разработки стратегии развития отрасли хозяйства - выбор приоритетов и эффективных направлений. В условиях Республики такими направлениями в животноводстве являются производство мяса и молока, в том числе козьего, птицеводческая отрасль.

Республика участвует в реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», в качестве одного из основных направлений которого предусматривается ускоренное развитие животноводства.

В регионе имеется 4 племенных завода по разведению крупного рогатого скота и 3 племрепродуктора, племрепродуктор по свинопоголовью, племенной завод по разведению лошадей, генофондное хозяйство и 3 племрепродуктора по разведению птицы. Племенные хозяйства Республики Марий Эл способны реализовывать ежегодно 455 голов племенного крупного рогатого скота и 200 голов свиней, что не удовлетворяет спрос на племенных животных, поэтому закупка племенного скота будет осуществляться и за пределами Республики, в том числе за рубежом. В регионе планируется провести модернизацию и техническое перевооружение ряда животноводческих комплексов на основе современных технологий, закупить до 1000 голов высокопродуктивного племенного крупного рогатого скота, 500 голов свиней для селекции имеющегося стада.

В Республике успешно функционирует отрасль птицеводства, созданная как система предприятий промышленного типа. Перспективность развития птицеводства усиливается тем, что данная отрасль производит ценные диетические продукты питания с высоким содержанием белка.

Производство основных видов продукции сельского хозяйства по муниципальным районам и городским округам РМЭ

Наименование муниципального образования Зерно (в весе после доработки) Картофель Овощи Скот и птица (в живом весе) Молоко Яйца

Уд. вес, Место Уд. вес, Место Уд. вес, Место Уд. вес, Место Уд. вес, Место Уд. вес, Место

% в РМЭ % в РМЭ % в РМЭ % в РМЭ % в РМЭ % в РМЭ

г. Йошкар-Ола 0,7 13 1,0 14 2,8 11 1,3 14 0,7 15 0,1 15

Районы:

Волжский 2,8 11 8,5 5 5,5 6 4,0 8 5,6 10 37,5 1

Горномарийский 7,2 7 13,4 2 25,5 1 8,4 3 13,2 2 21,4 2

Звениговский 1,4 12 9,0 4 2,2 13 21,5 2 6,6 7 1,4 9

Килемарский 0,1 14 3,9 13 5,9 4 1,7 13 1,5 13 8,0 4

Куженерский 8,3 6 4,0 11 2,4 12 3,6 9 6,0 9 1,5 8

Мари-Турекский 16,1 2 8,2 6 4,6 8 6,4 4 8,8 4 2,1 6

Медведевский 16,5 1 11,0 3 20,7 2 28,2 1 14,6 1 18,4 3

Моркинский 3,9 10 14,9 1 8,7 3 5,2 6 10,2 3 2,4 5

Новоторъяльский 6,8 8 4,0 12 3,4 10 3,1 11 5,3 11 1,3 12

Оршанский 4,5 9 4,1 10 5,0 7 2,6 12 3,8 12 0,9 13

Параньгинский 11,8 3 4,5 9 1,9 14 3,2 10 6,5 8 1,3 10-11

Сернурский 10,8 4 6,7 7 4,4 9 4,8 7 7,7 6 2,1 7

Советский 9,1 5 6,1 8 5,8 5 5,3 5 8,7 5 1,3 10-11

Юринский 0,0 15 0,7 15 1,2 15 0,7 15 0,8 14 0,3 14

В целях активизации развития сельского хозяйства на территории Республики Марий Эл предлагается выделить зоны активизации агропромышленной деятельности, в которых будут наращиваться ресурсный потенциал, внедряться инновационные технологии, развиваться инфраструктура. В качестве зон активизации агропромышленной деятельности целесообразно использовать 10 муниципальных районов Республики (табл. 4).

Согласно прогнозу основных показателей социально-экономического развития Республики Марий Эл, построенному в рамках Стратегии, производство продукции сельского хозяйства должно возрасти по сравнению с 2007 г. в 1,7 раза (табл. 5).

Развитие сельского хозяйства РМЭ на среднесрочную перспективу определяется Республиканской целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2008-2012 гг.» (далее - Программа) [11]. Программа разработана в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» [12].

Прогноз развития сельского хозяйства России и Республики Марий Эл до 2012 г. представлен в табл. 6, а некоторые целевые индикаторы реализации Программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия РФ и РМЭ - в табл. 7. Видно, что данные прогнозов, построенных в рамках Стратегии (табл. 5) и Программы (табл. 6), несколько отличаются.

Достижение прогнозных показателей развития сельского хозяйства невозможно без решения накопленных в отрасли проблем, к числу которых относятся:

- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов;

- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, в том числе неудовлетворительный

уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций в развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

Решение вышеперечисленных проблем требует значительных объемов инвестиций, осуществление которых при современном состоянии сельскохозяйственных организаций возможно только при помощи государственной поддержки.

В соответствии с Программой общий объем финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл предусматривается в сумме 1887 млн руб., в том числе в 2008 г. - 291,0 млн руб., в 2009 г. - 308,5 млн руб., в 2010 г. - 325,5,6 млн руб., в 2011 г. - 459,1 млн руб., в 2012 г. - 502,9 млн руб. (табл. 8).

Кроме того, финансирование развития сельского хозяйства поступает и по другим целевым программам и проектам: «Развитие агропромышленного комплекса», «Социальное развитие села до 2010 г.», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов», «Республиканская адресная инвестиционная

программа» и др.

В 2007 г. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по крупным и средним сельскохозяйственным предприятиям вырос в 3,8 раза по сравнению с 2005 г. и составил 1275,9 млн руб., по оперативным данным за 11 месяцев 2008 г. -1649 млн руб., ожидаемый объем инвестиций в 2008 г. - 1800 млн руб. [13].

Возможные зоны активизации агропромышленной деятельности

Наименование района Специализация Объем производства

Волжский Производство: яиц 113,8 млн шт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

картофеля 310,1 тыс. ц

Производство:

скота и птицы на убой 5,4 тыс. т

Горномарийский молока яиц 34,53 тыс. т 64,9 млн шт.

картофеля 486,5 тыс. ц

овощей 36765 тыс. т

Звениговский Производство: скота и птицы на убой 14,0 тыс. т

картофеля 327,1 тыс. ц

Килемарский Производство яиц 24,0 млн шт.

Мари-Турекский Производство: молока 22,99 тыс. т

зерновых культур 337,7 тыс. ц

Производство:

скота и птицы на убой 18,2 тыс. т

молока 37,19 тыс. т

Медведевский яиц 53,3 млн шт.

зерновых культур картофеля 347,7 тыс. ц 398,6 тыс. ц

овощей 30896 тыс. т

Производство:

Моркинский молока 26,49 тыс. т

картофеля 540,8 тыс. ц

Параньгинский Производство зерновых культур 248,4 тыс. ц

Сернурский Производство: молока 22,58 тыс. т

зерновых культур 226,4 тыс. ц

Советский Производство молока 22,58 тыс. т

Т а б л и ц а 5

Прогноз развития сельского хозяйства РМЭ до 2025 г.

Показатель Оценка 2007 г. для прогноза Отчет 2007 г. Прогноз

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.

Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств: в ценах 2007 г., млн руб. в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах 13982,0 102,8 13982,02 102,8' 14401,5 103,0 14919,9 103,6 15516,7 104,0 17601,2 101,5 20264,9 103,5 24160,8 104,0

1 Предварительные данные. 2 Оценка.

Т а б л и ц а 6

Прогноз развития сельского хозяйства РФ и РМЭ до 2012 г.

Показатель Ед. изм. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

РФ РМЭ РФ РМЭ РФ РМЭ РФ РМЭ РФ РМЭ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) % к пред. году 103,8 104,5 103,9 103,5 104,1 103,5 104,1 103,5 104,1 103,5

Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - 104,8 X 105,1 X 105,1 X 105,0 X 105,1 X

Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - 102,9 X 102,8 X 103,1 X 103,1 X 103,1 X

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства - 115,0 193,3 110,6 55,1 110,2 33,3 108,5 101,9 107,1 121,9

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности руб. на члена хозяйства в месяц 7085 X 8928 X 10388 X 11121 X 11821 X

Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях: тракторы комбайны зерноуборочные комбайны кормоуборочные 5,2 7,4 11,8 X X X 6,6 8,6 12,8 X X X 8 10.4 12.4 X X X 9,2 11,5 12,0 X X X 10,3 13,0 11,6 X X X

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин) л. с. 134 X 145 X 152 X 161 X 168 X

Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий % к пред. году 104,8 X 104,9 X 105,2 X 105,2 X 105,2 X

Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем числе % X 68 X 69 X 70 X 71 X 72

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников руб. X 5540 X 7200 X 8064 X 8870 X 9757

Т а б л и ц а 7

Целевые индикаторы реализации мероприятий Программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. РФ и РМЭ

Показатель Ед. изм. Значение показателей, РФ/РМЭ

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

1 2 3 4 5 6 7

Создание общих условий функционирования сельского хозяйства

Поддержание почвенного плодородия

Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий млн га/ тыс.га 0,7/0,25 0,8/0,25 0,9/0,3 1/0,3 1,1/0,3

Внесение минеральных удобрений млн т/тыс. т действ. вещества 2/4 2,2/5 2,5/6 2,7/7 3/8

Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства

Количество руководителей сельскохозяйственных организаций, повысивших квалификацию или прошедших переподготовку в течение года чел. 4040/270 4300/270 4550/270 4800/270 5050/270

Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства

Развитие животноводства

Производство скота и птицы (в живом весе) тыс. т 8950/76,6 9520/84,0 10100/96,7 10750/118,4 11400/124,0

Производство молока - 33000/262 34000/275 35000/300 36000/320 37000/340

Поддержка племенного животноводства

Прирост реализации племенного молодняка усл. голов в % к пред. году 15,2/15 15,4/15 15/15 15/15 15/15

Удельный вес племенного скота в общем поголо-вье/(КРС; свиней) - 8,3/ (5,1;1,9) 9,2/ (6,8;1,9) 10,1/ (6,8;1,7) 12/ (6,8;1,5) 13,1/ (6,8;1,5)

Проведение противоэпизоотических мероприятий

Уровень заболеваемости животных гиподерматозом | % | 25,5/10 | 15/5 | - | - | -

Развитие отраслей растениеводства

Поддержка элитного семеноводства

Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов % 8/8 10/10 12/12 14/14 15/15

Развитие производства льна

Валовой сбор семян льна-долгунца тыс. т 27,5/0,25 34,5/0,29 36,7/0,33 40/0,36 45/0,40

Валовой сбор льноволокна - 77/0,95 86/1,15 96/1,38 107/1,62 120/1,86

Урожайность льна-долгунца (волокна) ц./га 7/6 7,4 8 8,5 9,2

Производство рапса

Посевная площадь рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий тыс. га 800/4,8 1000/5,6 1300/6,4 1500/7,2 2000/8,0

Валовой сбор семян рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий тыс. т 960/2,9 1300/3,9 1680/5,1 2175/6,5 3000/8,0

Урожайность рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий ц/га 12/6 13/7 14/8 14,5/9 15/10

Закладка многолетних насаждений

Площадь закладки многолетних насаждений/площадь закладки хмеля тыс. га/га 7,9/2 8,7/- 9,4/2 10,2/- 11/2

Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства

Повышение доступности кредитов

Объем субсидируемых кредитов (займов) - всего в том числе: млрд руб./ млн руб. 200/2550 241,1/1450 290/1520 308/1650 316,4/1900

краткосрочные 120/1000 149,4/1100 150/1200 168/1300 176,4/1500

инвестиционные 80/1550 91,7/350 140/320 140/350 140/400

Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе

Объем субсидируемых кредитов, привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и гражданами, проживающими в сельской местности млрд руб./ млн руб. 30/120 35/125 35/130 35/130 35/130

7 6 5 4 3 2

Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства

Приобретение сельскохозяйственной техники сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей: тыс. шт./ шт.

тракторы 23/90 29/115 35/140 41/160 48/180

комбайны зерноуборочные 7,9/30 9/36 11/43 12,5/48 15/54

комбайны кормоуборочные 3/15 3,5/18 3,5/20 3,5/25 3,5/30

Снижение рисков в сельском хозяйстве

Удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади % 25/25 29/29 32/32 35/35 40/40

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Рынок зерна

Объем залоговых операций с зерном млн т./ тыс. т 0,1/11 0,53/11 0,72/11 0,9/11 14/11

Т а б л и ц а 8

Финансирование Республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2008-2012 гг.» за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл

Наименование мероприятия Объем финансирования, млн руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего в том числе по годам

2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012

Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства

Поддержка животноводства 470,4 74,1 66,8 56,7 128,7 144,1

Поддержка растениеводства 58,4 6,8 9,2 11,6 14,1 16,7

Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства

Компенсация части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) 742,0 117,0 131,0 145,0 165,0 184,0

Компенсация части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам), полученным малыми формами хозяйствования на селе 63,2 6,1 6,6 12,0 19,0 19,5

Снижение рисков в сельском хозяйстве

Компенсация части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений 23,5 3,2 4,0 4,6 5,3 6,4

Создание общих условий функционирования сельского хозяйства

Обеспечение дизельным топливом 254,3 45,0 47,8 50,7 53,8 57,0

Повышение плодородия почвы 113,6 20,0 21,3 22,6 24,1 25,6

Мероприятия в области сельскохозяйственного производства 111,6 18,8 21,8 22,3 24,1 24,6

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Проведение закупочных и товарных интервенций зерна 50,0 25,0 25,0

Итого по всем мероприятиям Программы 1887 291,0 308,5 325,5 459,1 502,9

Среди наиболее крупных инвестиционных проектов в сельском хозяйстве Республики можно назвать реконструкцию и модернизацию птицеводческого комплекса ООО «Птицефабрика «Акашевская», реконструкцию и модернизацию ООО «Птицефабрика «Звениговская», строительство и реконструкцию свинокомплекса СПК «Звениговский», реконструкцию животноводческих помещений и установку доильного зала ООО «Шокта-Агро» и др.

Инвестиции, направленные на переоборудование сельскохозяйственных предприятий и внедрение инновационных технологий в агропроизводство, приносят результаты. Например, внедрение беспривязного содержания дойного стада в агрофирме «Параньгинская» позволило повысить нагрузку на оператора с 30 до 100 голов, замена птицеводческого оборудования на птицефабрике «Волжская» - повысить в три раза производительность труда, модернизация птицефабрики «Акашевская» - довести нагрузку на оператора до 60 тыс. голов. В целом производительность труда в отрасли в 2007 г. выросла на 40% [14]. За 11 месяцев 2008 г. индекс физического объема производства про-

дукции сельского хозяйства составил 109,1% при плановом значении на 2008 г. 104,5% [13].

В настоящее время в Министерстве экономического развития и торговли РФ продолжается работа над проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 гг. (далее - Концепция) [15]. В ней провозглашается курс на инновационный социально ориентированный тип развития российской экономики, среди направлений перехода к которому названы в том числе закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционной сфере аграрного сектора, в частности реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутренних рынках продукции животноводства.

Основными целями аграрной политики в долгосрочной перспективе проект Концепции называет:

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения и сокращение его отставания от городского;

- повышение конкурентоспособности отечественного аграрного комплекса, эффективное импортозаме-щение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего занять устойчивые позиции на мировом аграрном рынке;

- повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Таким образом, сегодня в России намечена стратегия развития аграрного сектора экономики на среднесрочный период времени и долгосрочную перспективу. В рамках данной стратегии необходима серьезная работа по формированию планов и программ с учетом регионального и отраслевого компонентов, организационного и финансово-экономического механизмов

реализации намеченных направлений. Только в этом случае можно надеяться на достижение прогнозных показателей развития аграрной экономики и ее устойчивой конкурентоспособности.

Свой вклад в реализацию стратегии может и должен внести каждый регион Российской Федерации, в том числе Республика Марий Эл. Решение поставленных стратегических целей на уровне региона должно привести к достижению уровня развития сельского хозяйства, обеспечивающего бесперебойное снабжение населения продуктами питания, промышленности сельскохозяйственным сырьем. Социальным результатом развития аграрного сектора экономики республики должно стать увеличение численности населения в сельской местности, рост его доходов и уровня жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Отраслевая структура ВРП по видам экономической деятельности (по ОКЭВД) за 2006 год. Режим доступа:

http://www.gks.ru/bgd/free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/stu06.htm

2. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2007: Стат. сб. М., 2007.

3. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2007 году. Режим доступа:

http://www.gks.ru/ bgd/free/B02_83/IssWWW.exe/Stg/d050/tab2.htm

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб. М., 2007.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: Стат. сб. М., 2006.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: Стат. сб. М., 2005.

7. Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий. Режим доступа: http://www.gks.ru/

scripts/db_inet/dbinet.cgi?pl=1416003

8. Социально-экономическое положение Приволжского федерального округа в 2007 году. М., 2008.

9. Республика Марий Эл: Стат. ежегодник. Йошкар-Ола, 2007.

10. О Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл // Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2007 № 214.

11. О Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2008-2012 гг. // Закон Республики Марий Эл от 21.11.2007 г. № 70-З.

12. О Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 гг. // Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 г. № 446.

13. Информация о реализации регионального проекта «Развитие агропромышленного комплекса Республики Марий Эл» за 2006-2007 годы и республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2008-2012 годы» за 2008 год. Режим доступа: http://aris.mari.ru/project/doc/razvit12.doc

14. ЕгошинА.Я. Мы себя кормим. Но этого мало... // Аргументы и факты в Марий Эл. 2008. № 16 (257). С. 6-7.

15. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (на 2008-2020 гг.): проект. Министерство экономического развития и торговли РФ, март 2008 г. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/presser-vice/evetschronicle/doc 1205746881772

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 15 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.