Научная статья на тему 'Анализ государственной поддержки агропромышленного комплекса республики Марий Эл в условиях вступления России в ВТО'

Анализ государственной поддержки агропромышленного комплекса республики Марий Эл в условиях вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОДУКЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / MARI EL REPUBLIC / WORLD TRADE ORGANIZATION / AGRICULTURAL SECTOR / AGRICULTURAL GOODS / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошелева Людмила Владимировна, Торопова Евгения Васильевна, Родионова Елена Витальевна, Смоленникова Людмила Витальевна

Вступление России во Всемирную торговую организацию определило необходимость разработки механизмов государственной поддержки сельского хозяйства для устойчивого и эффективного развития отрасли и ее адаптации к внешним рискам. Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики Республики Марий Эл, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. В данной работе рассмотрены факторы, оказывающие влияние на развитие агропромышленного комплекса Республики Марий Эл, приведены результаты мониторинга рыночной активности сельскохозяйственных производителей республики на внутренних и внешних рынках, выявлены основные направления и объемы их поддержки в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2013-2020 годы» с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию, дана оценка направлений государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кошелева Людмила Владимировна, Торопова Евгения Васильевна, Родионова Елена Витальевна, Смоленникова Людмила Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of state support in the agricultural sector of Mari El republic after Russia’s accession to World Trade Organization

Russia’s entry into the World Trade Organization (WTO) made it necessary to develop the mechanisms of state support in agriculture in order to guarantee sustainable and efficient sectorial development and its adaptation to the external risks. Agricultural complex as a whole and its key sector of agriculture act as the leading strategic spheres of Mari El economy, establishing the agrofood market, food supply and economic safety, labour and accommodation capacity of the rural areas. The paper considers the factors that exert an impact on the development of agricultural complex in Mari El Republic, refers to the deliverables of the agricultural enterprises’ export and import marketing activity, identifies the major trends and extend of state support within the framework of «State support program of agricultural development and market regulation in terms of food, fiber and primary product markets in Mari El Republic for the period of 2013-2020» taking into consideration Russian’s entry into World Trade Organization. The authors provide evaluation of agricultural state support under Russia’s WTO membership.

Текст научной работы на тему «Анализ государственной поддержки агропромышленного комплекса республики Марий Эл в условиях вступления России в ВТО»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-11-15 УДК 338.436.33:339.94(470.343)

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Кошелева Л.В., Торопова Е.В., Родионова Е.В., Смоленникова Л.В.

Вступление России во Всемирную торговую организацию определило необходимость разработки механизмов государственной поддержки сельского хозяйства для устойчивого и эффективного развития отрасли и ее адаптации к внешним рискам.

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики Республики Марий Эл, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

В данной работе рассмотрены факторы, оказывающие влияние на развитие агропромышленного комплекса Республики Марий Эл, приведены результаты мониторинга рыночной активности сельскохозяйственных производителей республики на внутренних и внешних рынках, выявлены основные направления и объемы их поддержки в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2013-2020 годы» с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию, дана оценка направлений государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО.

Ключевые слова: Республика Марий Эл; Всемирная торговая организация; агропромышленный комплекс; продукция сельского хозяйства; государственная поддержка.

ANALysis of sTATE support iN THE AGRicuLTuRAL secTOR of MARI EL

republic after Russia's accession to world trade organization

Kosheleva L.V., Toropova E.V., Rodionova E.V., smolennikova L.V.

Russia s entry into the World Trade Organization (WTO) made it necessary to develop the mechanisms of state support in agriculture in order to guarantee sustainable and efficient sectorial development and its adaptation to the external risks.

Agricultural complex as a whole and its key sector of agriculture act as the leading strategic spheres of Mari El economy, establishing the agrofood market, food supply and economic safety, labour and accommodation capacity of the rural areas.

The paper considers the factors that exert an impact on the development of agricultural complex in Mari El Republic, refers to the deliverables of the agricultural enterprises' export and import marketing activity, identifies the major trends and extend of state support within the framework of «State support program of agricultural development and market regulation in terms offood, fiber and primary product markets in Mari El Republic for the period of 20132020» taking into consideration Russian's entry into World Trade Organization. The authors provide evaluation of agricultural state support under Russia's WTO membership.

Keywords: Mari El Republic; World Trade Organization; Agricultural Sector; Agricultural Goods; State support.

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики Республики Марий Эл (РМЭ), формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

Одним из основных документов, регулирующих деятельность агропромышленного комплекса республики, является «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2013-2020 годы» [1], которая определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных программой мероприятий и показатели их результативности.

Целями Государственной программы являются:

• обеспечение продовольственной безопасности;

• повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции в рамках вступления России в ВТО;

• повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса;

• устойчивое развитие сельских территорий;

• воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства.

Государственная поддержка агропромышленного комплекса Республики Марий Эл за счет средств республиканского бюджета на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета оказывается в рамках названной программы и в соответствии с нормами и правилами предоставления государственной поддержки агропромышленного комплекса, утвержденными действующим законодательством Российской Федерации. Общий объем финансирования Государственной программы в 2013-2020 гг. составит 35782,7 млн. р., в том числе средства: республиканского бюджета РМЭ - 5193,5 млн. р.; федерального бюджета -9425,8 млн. р.; местных бюджетов - 119,2 млн. р.; внебюджетных источников - 21044,1 млн. р. (при условии поступления средств соответственно из федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников).

Представим ниже оценку рыночной активности сельскохозяйственных производителей РМЭ и основных показателей внешнеэкономической деятельности сельского хозяйства республики [2].

В таблице 1 рассмотрим динамику оборота организаций сельского хозяйства.

Таблица 1

Динамика оборота организаций сельского хозяйства РМЭ

Показатели 2012 г. 2013 г. 2013 к 2012,%

Оборот организаций РМЭ по видам экономической деятельности, млн. р. 226110,8 228974,5 101,3

Оборот организаций сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, млн. р. 11420,9 14054,3 123,1

Доля оборота организаций сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в общем обороте организаций РМЭ, проц. 5,0 6,2 124,0

В целом, ситуация в экономике РМЭ сохраняет оптимистические тенденции. Общий рост оборота организаций за 2013 г. к 2012 г. составил 101,3%. При этом в сельском и лесном хозяйстве отмечается устойчивый и существенный рост объема оборота, составивший за исследуемый период 23,1%.

Анализируя структуру оборота организаций республики по видам экономической деятельности, необходимо отметить, наряду с существенным преобладанием в ней в 2013 г. доли обрабатывающих производств (31,3%) и оптовой и розничной торговли (36,7%), увеличение удельного веса сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, которое составило в абсолютных величинах 1,2% или 24% в процентном соотношении к уровню 2012 г.

Характеристика продукции сельского хозяйства республики за анализируемый период в стоимостной оценке по фактически действовавшим ценам представлена в таблице 2.

Таблица 2

Продукция сельского хозяйства РМЭ

Показатели Стоимостная оценка Структура, %

2012 г., млн. р. 2013 г., млн. р. 2013 г. к 2012 г., % 2012 2013 прирост, снижение

Хозяйства всех категорий

Продукция сельского хозяйства РМЭ 25194,4 29709,3 117,9 100,0 100,0

в том числе

растениеводство 11389,4 12507,3 109,8 45,2 42,1 -3,1

животноводство 13805,0 17202,0 124,6 54,8 57,9 +3,1

Сельскохозяйственные организации

Продукция сельского хозяйства 11491,2 14138,9 123,0 100,0 100,0

в том числе

растениеводство 1836,1 1864,0 101,5 16,0 13,2 -2,8

животноводство 9655,1 12274,9 127,1 84,0 86,8 +2,8

Доля в общем объеме продукции сельского хозяйства РМЭ, процентов 45,6 47,6 104,1

Хозяйства населения

Продукция сельского хозяйства 13195,9 15083,0 114,3 100,0 100,0

в том числе

растениеводство 9135,1 10277,1 112,5 69,2 68,1 -1,1

животноводство 4060,8 4805,9 118,3 30,8 31,9 +1,1

Доля в общем объеме продукции сельского хозяйства РМЭ, процентов 52,4 50,8 96,9

Продолжение таблицы 2

Крестьянские (фе рмерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели

Продукция сельского хозяйства 507,3 487,4 96,1 100,0 100,0

в том числе

растениеводство 418,2 366,2 87,5 82,4 75,1 -7,3

животноводство 89,1 121,2 136,0 17,6 24,9 +7,3

Доля в общем объеме продукции сельского хозяйства РМЭ, процентов 2,0 1,6 80,0

Общий объем продукции сельского хозяйства по республике вырос в 2013 г. на 17,9% и составил около 30 млрд. р. Доля животноводства в продукции сельского хозяйства является преобладающей, и к 2013 г. она, составив 57,9%, увеличилась на 3,1%. В целом продукция животноводства за анализируемый период выросла на 24,5%. Стоимостной объем продукции растениеводства характеризуется ростом на 9,8%.

Анализ структурных изменений в сельскохозяйственном производстве республики по категориям хозяйств показал увеличение доли продукции сельскохозяйственных организаций (с 45,6% до 47,6%) при снижении удельного веса сельскохозяйственной продукции других категорий хозяйств. Налицо рост экономики сельскохозяйственных организаций, развитие деятельности крупных агропромышленных формирований в республике. При этом свыше 85% продукции сельскохозяйственных организаций - это продукция животноводства.

Объем сельхозпродукции хозяйств населения (50,8% в общем объеме в 2013 г.), крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей (1,6%) остается значительным; преобладающим видом деятельности здесь является земледелие.

Оценка уровней производства отдельных видов продукции в сельскохозяйственных организациях Республики Марий Эл приведена в таблице 3.

Таблица 3

Основные показатели сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях РМЭ

Показатели 2012 г. 2013 г. 2013 г. к 2012 г., %

Посевные площади сельскохозяйственных культур, га

Вся посевная площадь 242678 239738 98,8

Зерновые культуры 136218 134747 98,9

Технические культуры 3998 5768 144,3

Картофель 1024 1309 127,8

Овощи 327 333 101,8

Продолжение таблицы 3

Кормовые культуры 101111 97581 96,5

Валовые сборы сельскохозяйственных культур, тонн

Зерно (в весе после доработки) 171628 147567 86,0

Картофель 16732 11077 66,2

Овощи 12064 10957 90,8

Поголовье скота и птицы, голов

Крупный рогатый скот 49669 48840 98,3

из него коровы 20552 19516 95,0

Свиньи 222708 222383 99,9

Овцы и козы 3762 2482 66,0

Лошади 1624 2703 166,4

Птица, тыс. голов 4831,1 5174,7 107,1

Производство основных продуктов животноводства, тонн

Скот и птица на убой в живом весе 105504 145693 138,1

Молоко 97947 95665 97,7

Яйца, тыс. шт. 260279 269798 103,7

Продуктивность скота и птицы

Средний надой от одной коровы, кг 4607 4814 104,5

Средняя яйценоскость курицы-несушки, шт. 310 300 96,8

Продукция выращивания скота в расчете на одну голову, кг:

крупного рогатого скота 117 119 101,7

свиней 240 224 93,3

Анализируемый период характеризовался некоторым сокращением посевных площадей под зерновыми и кормовыми культурами (на 1,2 и 3,5% соответственно). Хотя выросли посевные площади под техническими культурами (на 44,3%), картофелем (на 27,8%) и овощами (прирост 1,8%). Снизился в сравнении с 2012 г. валовой сбор зерна (на 14,0%), картофеля (на 33,8%), овощей (на 9,2%).

Прирост объемов производства основных продуктов животноводства составил: скот и птица на убой в живом весе - 38,1%, яйца - 3,7%. Снижение объемов производства молока по итогам 2013 г. на 2,3% произошло из-за снижения поголовья коров на 5% при росте среднего надоя на 4,5%. Негативной тенденцией является снижение в сельскохозяйственных организациях РМЭ поголовья крупного рогатого скота, свиней, овец и коз; растет поголовье лоша-

дей. Прирост поголовья птицы составил в 2013 г. 7,1%, определив рост производства птицы на убой и яиц (103,7%), хотя средняя яйценоскость курицы-несушки, составив 300 штук яиц в год, снизилась на 3,2%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели, характеризующие состояние и тенденции внешнеторговых операций сельского хозяйства республики, приведены в таблице 4.

Таблица 4

Основные показатели внешнеэкономической деятельности сельского хозяйства РМЭ

Показатели 2012 г. 2013 г. 2013 к 2012, %

Внешнеторговый оборот РМЭ, млн. долл. 698,6 593,9 85,0

в том числе

экспорт, млн. долл. 585,5 450,1 76,9

импорт, млн. долл. 113,1 143,8 127,1

Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из РМЭ, тыс. долл. 14815 14427 97,4

то же к общему объему экспорта, проц. 2,5 3,2 +0,7

Экспорт основных сельскохозяйственных товаров РМЭ:

мясо и пищевые мясные субпродукты, т. 24,1 121,1 502,5

овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды, т. 529,4 410,8 77,6

фрукты и орехи, т. 109,3 59,4 54,3

злаки, тыс. т. 11,9 - -

масленичные семена, лекарственные растения, фураж, т. 76,2 60,0 78,7

разные пищевые продукты, тыс. т. 20,1 27,5 136,8

Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в РМЭ, тыс. долл. 14215 23542 165,6

то же к общему объему импорта, проц. 12,6 16,4 +3,8

Импорт основных сельскохозяйственных товаров в РМЭ:

живые животные, тыс. шт. 106,3 440,4 414,3

овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды, т. 148,5 64,5 43,4

фрукты и орехи, т. 101,5 46,9 46,2

злаки, тыс. т. 20,0 60,0 300,0

жиры и масла животного и растительного происхождения, т. 136,9 187,7 137,1

сахар, кондитерские изделия из него, тыс. т. 2,6 3,4 130,8

По данным Федеральной таможенной службы, внешнеторговый оборот РМЭ за 2013 г. составил 593,9 млн. долл. и по сравнению с 2012 г. уменьшился на 15%, в том числе экспорт уменьшился на 23,1%, а импорт увеличился на 27,1%. Сальдо торгового баланса РМЭ положительное, однако в динамике оно снизилось и составило к 2012 г. 64,8%.

Абсолютный объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из РМЭ снижается (97,4% к уровню 2012 г.); снижается и его доля в общем объеме экспорта республики, составив лишь 3,2 %.

Увеличение стоимостных объемов экспорта основных сельскохозяйственных товаров в 2013 г. по сравнению с 2012 г. зафиксировано по товарным группам: «мясо и пищевые мясные субпродукты» (более чем в 5 раз), и «разные пищевые продукты». Объемы экспорта по другим группам сельскохозяйственной продукции (овощи, фрукты, орехи и др.) снижаются.

Анализируемый период характеризовался ростом объемов импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в РМЭ: почти 24 млн. долл. в 2013 г. или 165,6% к уровню 2012 г. Удельный вес импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в общем объеме импорта республики также растет: с 12,6% в 2012 г. до 16,4% в 2013 г. Увеличение объемов импорта в 2013 г. по сравнению с 2012 г. произошло по следующим товарным группам продовольствия и сельскохозяйственного сырья: «живые животные» - более чем в 4 раза, «злаки» - в 3 раза, «жиры и масла» - на 37,1 %, «сахар и кондитерские изделия» - на 30,8%; импорт овощей, корнеплодов, фруктов и орехов снижается.

Развитие агропромышленного комплекса республики формируется под воздействием разнонаправленных факторов, с одной стороны, способствующих повышению устойчивости агропромышленного производства; с другой стороны, в условиях сложной макроэкономической обстановки, усиливающих риски для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики особенно с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию.

Размеры и структура расходов республиканского бюджета на сельское хозяйство в рамках бюджетной классификации представлены в таблице 5.

Таблица 5

Динамика фактических и плановых расходов бюджета РМЭ на сельское хозяйство

2012 г. 2013 г. 2013 к 2012, % План

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Всего расходов, млн. р. 20940,7 22685,0 108,3 22210,6 20470,8 20847,5

Расходы бюджета РМЭ по разделу «Национальная экономика», млн. р. 4111,5 4259,0 103,6 3481,1 3332,7 3332,5

Продолжение таблицы 5

Расходы бюджета РМЭ по статье «Сельское хозяйство и рыболовство», млн. р. 241,9 256,6 106,1 386,5 363,8 362,0

Расходы бюджета РМЭ по статье «Сельское хозяйство и рыболовство» в процентах:

к расходам всего 1,15 1,13 98,3 1,74 1,77 1,74

к расходам по разделу «Национальная экономика» 5,88 6,02 102,4 11,1 10,9 10,9

Общий рост расходов по итогам исполнения республиканского бюджета составил в 2013 г. 8,3% к 2012 г. Выросли и расходы бюджета РМЭ по разделу «Национальная экономика» на 3,6%, в том числе по статье «Сельское хозяйство и рыболовство» - на 6,1%. Отметим при этом некоторое снижение доли расходов на сельское хозяйство и рыболовство в общем объеме расходов бюджета при одновременном увеличении этой доли в сумме расходов на национальную экономику республики (6,02% против 5,88%).

Всего за 2013 г. сельскохозяйственным товаропроизводителям Республики Марий Эл за счет средств федерального и республиканского бюджетов предоставлено государственной поддержки сельскохозяйственного производства на сумму 1263,5 млн. р. (за счет средств федерального бюджета - 991,4 млн. р., республиканского бюджета - 272,1 млн. р.), из них:

■ субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства - 101,1 млн. р. (за счет средств федерального бюджета - 84,1 млн. р., республиканского бюджета - 17,0 млн. р.;

■ субсидий на 1 килограмм реализованного товарного молока - 77,6 млн. р. (за счет средств федерального бюджета - 46,6 млн. р., республиканского бюджета Республики Марий Эл - 31,0 млн. р.).

Анализируемые показатели республиканского бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. (см. табл. 2) характеризуются некоторым снижением как общего объема расходов, так и объема расходов на национальную экономику, однако планируется существенный рост удельного веса расходов по статье «Сельское хозяйство и рыболовство» как в общем объеме расходов республиканского бюджета (1,74-1,77% против 1,13% в 2013 г.), так и в сумме

плановых расходов раздела «Национальная экономика» (10,9-11,0% в сравнении с 5,88 и 6,02% в 2012 и 2013 гг.).

Основные направления и объемы государственной поддержки сельского хозяйства в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2013-2020 годы [1] представлены в таблице 6.

Таблица 6

Государственная поддержка сельского хозяйства РМЭ по Госпрограмме [2], млн. р.

Направления 2013 г. утверждено проект

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Всего 336,7 213,4 198,4 200,6

в том числе

возмещение процентных ставок по кредитам 241,5 131,9 119,9 121,9

поддержка животноводства 52,3 41,5 37,5 38,1

мероприятия в области растениеводства и сельхозпроиз-водства 42,9 40,0 40,9 40,5

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл, предусматривая комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России в ВТО, выделяет два уровня приоритетов [1].

К первому уровню приоритетов относятся:

■ в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества;

■ в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

■ в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов;

■ в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;

■ в институциональной сфере - развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе;

в научной и кадровой сферах - в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса.

Ко второму уровню приоритетов относятся следующие направления:

■ развитие подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство;

■ экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

■ минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности в рамках вступления России в ВТО.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований № 14-12-12006 «Оценка влияния вступления России во Всемирную торговую организацию на социально-экономическое развитие Республики Марий Эл».

Список литературы

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 20132020 годы: утв. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 нояб. 2012 г. № 428.

2. 2014 Краткий статистический сборник «Республика Марий Эл в цифрах». - Режим доступа: http://maristat.mari.ru/BGD/Bs_kr13/Main.htm

References

1. Gosudarstvennaja programma razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skoho-zjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija v Respublike Marij Jel na 2013-2020 gody: utv. Postanovleniem Pravitel'stva Respubliki Marij Jel ot 20 nojab. 2012 g. № 428 [State program of agriculture development and market regulation of agricultural goods, raw materials and provision in Mari El republic as of 2013-2020: approved by Mari El government resolution, dated 20 November, 2012, No 428].

2. 2014 Kratkij statisticheskij sbornik «Respublika Marij Jel v cif-rah» [2014 Brief Statistics digest «Mari El Republic in figures»]. http://maristat.mari.ru/BGD/Bs_kr13/Main.htm

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Кошелева Людмила Владимировна, доцент кафедры экономики и финансов, кандидат экономических наук, доцент

Поволжский государственный технологический университет пл. Ленина, 3, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000, Россия е-mail: [email protected]

Родионова Елена Витальевна, доцент кафедры экономики и финансов, кандидат экономических наук, доцент

Поволжский государственный технологический университет пл. Ленина, 3, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000, Россия е-mail: [email protected]

Смоленникова Людмила Витальевна, доцент кафедры экономики и финансов, кандидат экономических наук, доцент

Поволжский государственный технологический университет пл. Ленина, 3, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000, Россия е-mail: [email protected]

Торопова Евгения Васильевна, заведующая кафедрой экономики и финансов, кандидат экономических наук, профессор

Поволжский государственный технологический университет пл. Ленина, 3, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000, Россия е-mail: [email protected]

DATA ABouT THE AUTHORS

Kosheleva Liudmila Vladimirovna, Associate Professor of Economics and Finance Department, Ph.D. in Economic Science

Volga State University of Technology

3, Lenina square, Yoshkar-Ola, Mary El Republic, 424000, Russia E-mail: [email protected]

Toropova eugenia Vasilevna, Head of Economics and Finance Department

Volga State University of Technology

3, Lenina square, Yoshkar-Ola, Mary El Republic, 424000, Russia E-mail: [email protected]

Rodionova Elena Vitalyevna, Associate Professor of Economics and Finance Department, Ph.D. in Economic Science

Volga State University of Technology

3, Lenina square, Yoshkar-Ola, Mary El Republic, 424000, Russia E-mail: [email protected]

Smolennikova Liudmila Vitalyevna, Associate Professor of Economics and Finance Department, Ph.D. in Economic Science

Volga State University of Technology

3, Lenina square, Yoshkar-Ola, Mary El Republic, 424000, Russia E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рецензент:

Царегородцев Е.И., профессор, доктор экономических наук, Марийский государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.