Научная статья на тему 'Региональная инвестиционная политика в стратегическом управлении агропромышленным комплексом (на примере Республики Марий Эл)'

Региональная инвестиционная политика в стратегическом управлении агропромышленным комплексом (на примере Республики Марий Эл) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / INVESTMENT POLICY / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова Елена Витальевна, Смоленникова Людмила Витальевна

Целью исследования является выявление особенностей региональной инвестиционной политики и ее роли в стратегическом управлении агропромышленным комплексом Республики Марий Эл. В статье проведен анализ структуры и динамики инвестиционных процессов в республике, исследованы принципы построения региональной инвестиционной политики и механизм государственной поддержки инвесторов. Сделан вывод о том, что Республика Марий Эл относится к регионам со сформированной нормативно-правовой базой в области инвестиционной деятельности, ее инвестиционная политика отвечает целям стратегии долгосрочного социально-экономического развития республики, является эффективным инструментом стратегического управления агропромышленным комплексом. На основании результатов проведенного анализа предложены рекомендации по повышению инвестиционной активности в аграрном секторе: развитие института государственно-частного партнерства, производственной и межотраслевой кооперации с субъектами РФ и другими странами, формирование инвестиционного залогового фонда и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Родионова Елена Витальевна, Смоленникова Людмила Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL INVESTMENT POLICY IN STRATEGIC MANAGEMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX (CASE STUDY: MARY EL REPUBLIC)

The aim of the research is finding out the specific features of the regional investment policy and its place in strategic management of agro-industrial complex of Mary El Republic. The article analyses the structure and dynamics of investment processes in the Republic, studies the principles of forming the regional investment policy and the mechanism of the government support of the investors. The conclusion is made on the following: Mary El Republic is one of the regions with well-formed legal regulations in the sphere of investment activity. Its investment policy meets the aims of the long-term strategy of socio-economic development of the Republic and is an effective tool of strategic management of agro-industrial complex. On the grounds of the research done the authors suggest recommendations on increasing investment activity in the agrarian sector: the development of the partnership between state-owned and private-owned businesses, inter-industrial cooperation between the regions of the Russian Federation and other countries and setting up the mortgage investment fund etc.

Текст научной работы на тему «Региональная инвестиционная политика в стратегическом управлении агропромышленным комплексом (на примере Республики Марий Эл)»

УДК 330.322.013:338.436.33 (470.343) РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ)

Родионова Е. В, Смоленникова Л. В.

Целью исследования является выявление особенностей региональной инвестиционной политики и ее роли в стратегическом управлении агропромышленным комплексом Республики Марий Эл. В статье проведен анализ структуры и динамики инвестиционных процессов в республике, исследованы принципы построения региональной инвестиционной политики и механизм государственной поддержки инвесторов. Сделан вывод о том, что Республика Марий Эл относится к регионам со сформированной нормативно-правовой базой в области инвестиционной деятельности, ее инвестиционная политика отвечает целям стратегии долгосрочного социально-экономического развития республики, является эффективным инструментом стратегического управления агропромышленным комплексом. На основании результатов проведенного анализа предложены рекомендации по повышению инвестиционной активности в аграрном секторе: развитие института государственно-частного партнерства, производственной и межотраслевой кооперации с субъектами РФ и другими странами, формирование инвестиционного залогового фонда и др.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс; инвестиционная политика; стратегическое управление.

REGIONAL INVESTMENT POLICY IN STRATEGIC MANAGEMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX (CASE STUDY: MARY EL REPUBLIC)

Rodionova E.V., Smolennikova L.V.

The aim of the research is finding out the specific features of the regional investment policy and its place in strategic management of agro-industrial complex of Mary El Republic. The article analyses the structure and dynamics of investment processes in the Republic, studies the principles of forming the regional investment policy and the mechanism of the government support of the investors. The conclusion is made on the following: Mary El Republic is one of the regions with well-formed legal regulations in the sphere of investment activity. Its investment policy meets the aims of the long-term strategy of socio-economic development of the Republic and is an effective tool of strategic management of agro-industrial complex. On the grounds of the research done the authors suggest recommendations on increasing investment activity in the agrarian sector: the development of the partnership between state-owned and private-owned businesses, inter-industrial cooperation between the regions of the Russian Federation and other countries and setting up the mortgage investment fund etc.

Keywords: agro-industrial complex; investment policy; strategic management.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Теоретическое и методическое обеспечение стратегического управления агропромышленным комплексом Республики Марий Эл», проект № 11-12-12001.

Вопросы стратегического управления в условиях трансформации экономической системы и постоянно меняющейся конкурентной среды приобретают первостепенное значение для любого предприятия, формируя основу его ста-

бильного функционирования.

Основными экономическими целями предприятия на современном этапе являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива, что обусловливает необходимость постоянного совершенствования выпускаемой продукции, применяемой техники и технологии производства на основе осуществления инвестиционных вложений. Вместе с тем, современные условия функционирования предприятия характеризуются высокой степенью нестабильности и неустойчивости, возрастающим влиянием фактора хозяйственного риска, низкой рентабельностью, финансовой неустойчивостью, неплатежеспособностью. Все это вызывает необходимость применения стратегического управления на всех хозяйственных уровнях и подчеркивает актуальность проблемы.

Целью исследования является выявление особенностей региональной инвестиционной политики и ее роли в стратегическом управлении агропромышленным комплексом Республики Марий Эл.

Для достижения поставленной цели последовательно решаются следующие задачи:

- анализ структуры и динамики инвестиционных процессов в Республике Марий Эл;

- анализ принципов построения региональной инвестиционной политики и механизма государственной поддержки инвесторов;

- формирование предложений по повышению инвестиционной активности агропромышленных предприятий республики.

Республика Марий Эл относится к индустриально-аграрным регионам. Основными отраслями экономики, которые формируют ее валовой региональный продукт, являются промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт и связь, строительство.

Динамичное развитие Республики Марий Эл, накопленный экономический потенциал, оперативно принятые правительством республики меры по

минимизации последствий финансового кризиса в рамках антикризисной программы позволили сохранить социальную и финансовую стабильность, продолжить структурные преобразования экономики и в результате получить позитивную динамику по основным показателям социально-экономического развития республики в 2010-2011 гг. Производство промышленной продукции увеличилось на 16 %, объем инвестиций в основной капитал - на 25 %, среднедушевые денежные доходы - на 10 %.

Из общего объема инвестиций в основной капитал по всем видам деятельности на новое строительство направлено 48 % средств, на модернизацию и реконструкцию производства - 22 %, на приобретение основных средств -30 %. Таким образом, основная доля средств была направлена на новое строительство производственных объектов и объектов социальной сферы, приобретение машин и оборудования.

Основными факторами, сдерживающими инвестиционную активность предприятий республики в 2011 г., являлись недостаток собственных финансовых средств (на это указали 88 % руководителей организаций), высокий процент коммерческого кредита (23 %), сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов (18 %). Среди факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность, также отмечаются неопределенность экономической ситуации в стране (22 %), недостаточный спрос на продукцию (7 %), и неудовлетворительное состояние технической базы (5 %).

Анализ структуры источников финансирования инвестиций предприятий показывает значительную долю собственных средств (31,1 %), а также кредитов банка (27,5 %), бюджетных средств (23,1 %). Значительный удельный вес кредитов банка объясняется тем, что в условиях ограниченности внутренних источников финансирования инвестиций привлечение кредитов рассматривается руководством инвестиционно-активных предприятий как основной метод внешнего финансирования инвестиций. Возможность использования кредитных ресурсов позволяет инвестору немедленно начать реализацию и осуществ-

ление инвестиционного проекта, способствует увеличению рентабельности капитала предприятия за счет эффекта финансового рычага. Большой удельный вес бюджетных средств в общей структуре источников финансирования инвестиций обусловливается наличием государственных программ поддержки предпринимательства на региональном уровне.

Агропромышленный комплекс в экономике Республики Марий Эл играет значимую роль. На долю сельского хозяйства приходится 14,5 % ВРП республики, 12,3 % от общей численности занятых. При удельном весе ВРП республики в общероссийском показателе 0,2 % (72 место в РФ) на долю продукции сельского хозяйства в 2010 г. приходится 0,7 % (47 место в РФ), в том числе на продукцию растениеводства - 0,6 %, животноводства - 0,8 % (табл. 1).

Таблица 1

Доля Республики Марий Эл в экономике России по основным социально-экономическим показателям (в процентах)

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Валовой региональный продукт 0,18 0,19 0,2 0,19 0,21 0,2

Территория 0,14 0,14 0,14 0,14 0,14 0,14

Численность экономически активного населения 0,52 0,49 0,51 0,5 0,48 0,49

Инвестиции в основной капитал 0,21 0,23 0,26 0,24 0,21 0,23

Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг:

обрабатывающие производства 0,23 0,26 0,3 0,3 0,32 0,32

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции:

мясо (убойный вес) 0,79 0,81 0,82 0,75 0,75 0,8

молоко 0,81 0,82 0,8 0,76 0,68 0,64

яйца 0,73 0,8 0,77 0,81 0,82 0,81

Но, оказывая определяющее воздействие на формирование валового регионального продукта, сельское хозяйство функционирует в условиях продолжающего сокращения парка основных видов сельскохозяйственной техники (за 2010 г. количество всех тракторов сократилось на 13,1 % по сравнению с 2009 г., зерноуборочных комбайнов - на 20,9 %, картофелеуборочных - на 25,4 %), высокой степени ее износа (42,9 %) и нехватки трудовых ресурсов не-

обходимой квалификации (удельный вес работников, занятых в сельском хозяйстве республики, снизился с 16,9 % в 2005 г. до 12,3 % в 2009 году; происходит переток работников в сектор оптовой и розничной торговли). Отмечается устойчивая тенденция снижения поголовья крупного рогатого скота (в 2010 г. -на 9,6 %, в том числе коров - на 5,4 %, лошадей - на 16,5 %). Отрицательную динамику имеет и поголовье птицы (- 3,4 % за 2010 г.). Наряду со снижением посевных площадей негативное влияние засухи в 2010 г. обусловило значительное снижение урожайности и валовых сборов зерна (на 63,6 %), картофеля (на 45,9 %), овощных культур (на 20,1 %) [3].

Для повышения устойчивости и эффективности функционирования агропромышленных предприятий республики, улучшения основных социальных параметров жизни в сельской местности требуется привлечение дополнительных источников финансирования инвестиций, что в условиях повышенных рисков инвестирования в сельское хозяйство определяет необходимость проведения эффективной региональной инвестиционной политики.

Инвестиционная политика в Республике Марий Эл разработана с учетом стратегии ее долгосрочного социально-экономического развития [2] и строится на принципах привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, стимулирующие деловую активность в отраслях, способствующие росту доходов республиканского бюджета (лесопромышленный комплекс; машиностроение и приборостроение; строительство; производство строительных материалов; пищевая промышленность и сельскохозяйственное производство).

Основными принципами инвестиционной политики Республики Марий Эл являются:

1. Государственная поддержка инвесторов.

2. Снижение издержек при ведении бизнеса и рисков инвестиций.

3. Развитие институтов государственно-частного партнерства.

4. Обеспечение сбалансированности развития республики в целом и от-

дельных отраслей.

По уровню законодательного обеспечения Республика Марий Эл относится к регионам с уже сформированной нормативно-правовой базой в области инвестиционной деятельности. Правовое регулирование инвестиционной деятельности на территории республики осуществляется на основе норм федерального законодательства и законодательства Республики Марий Эл. Основными нормативно-правовыми актами в этой области являются Закон РМЭ от 21.03.2012 г. № 17-З «Об инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений»; Постановление Правительства Республики Марий Эл от 13.08.2010 г. № 215 «Об утверждении Порядка оценки эффективности инвестиционных проектов, претендующих на участие в республиканской адресной инвестиционной программе». Данные нормативно-правовые акты определяют правовые, экономические и социальные условия привлечения в экономику Республики Марий Эл капитала, направлены на обеспечение и защиту прав собственности субъектов инвестиционной деятельности, стимулирование материального производства, реструктуризацию экономики и создание новых рабочих мест.

К наиболее значимым нормативно-правовым актам, регулирующим инвестиционную деятельность и стимулирующим инвестиционную активность предприятий республики, также можно отнести:

1) закон РМЭ от 27.10.2011 г. № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в РМЭ». Закон устанавливает, что от уплаты налога на имущество организаций освобождаются организации: реализующие на территории республики инвестиционные проекты с привлечением инвестиций на сумму более 100 млн р., в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на три года, вложившие в строительство объекта социальной инфраструктуры частные инвестиции в размере не менее 200 млн р.;

2) постановление Правительства Республики Марий Эл от 23.07.2010 г. № 191 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления суб-

сидий субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты». Постановлением закреплен механизм, предусматривающий государственную поддержку инвестиционных проектов в форме: субсидирования части процентных расходов по кредитам, привлеченным субъектами инвестиционной деятельности в кредитных организациях, субсидирования части лизинговых платежей субъектам инвестиционной деятельности. Субсидирование осуществляется в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ;

3) постановление Правительства Республики Марий Эл от 29.12.2005 г. № 306 «Об утверждении Положения об аренде земельных участков, находящихся в собственности Республики Марий Эл». Согласно постановлению, при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Марий Эл арендная плата за землю взимается по минимальной ставке 0,01 % от кадастровой стоимости земельных участков, применяемой для расчета арендной платы [1].

Активность инвесторов и динамизм развития инвестиционных процессов в регионе в значительной степени зависят от государственной поддержки инвестиционной деятельности, которая рассматривается как одно из важнейших условий создания благоприятных и стабильных условий для работы потенциальных инвесторов, содействия техническому перевооружению производств и освоению новых видов конкурентоспособной продукции, а, следовательно, обеспечения устойчивого функционирования предприятий, в том числе агропромышленного комплекса.

В Республике Марий Эл в числе одной из первых в России, начиная с 2001 г., разработан механизм государственной поддержки реализации инвестиционных проектов. Инициативы инвесторов поддерживаются путем оказания помощи по созданию инфраструктуры бизнеса, получению в аренду или приобретению в собственность объектов недвижимости, являющихся республиканской собственностью; предоставления инвестиционных налоговых кредитов в части налогов, уплачиваемых в республиканский бюджет.

На официальном сайте Правительства Республики Марий Эл потенциальным инвесторам предоставляется возможность ознакомиться с реестром свободных инвестиционных площадок, предлагаемых для использования в инвестиционных целях и пригодных для размещения объектов производственного, торгового и иного назначения. Для открытого доступа размещена информация об экономическом потенциале и законодательстве республики в области инвестиций, которая может быть использована потенциальными инвесторами при разработке бизнес-планов.

С целью активизации инвестиционной деятельности, определения приоритетных направлений инвестирования и необходимых условий для реализации инвестиционных проектов разработана Инвестиционная программа Республики Марий Эл, важным источником финансирования которой являются средства из фонда развития бюджета Республики Марий Эл.

Поддержка инвестиционных мероприятий осуществляется также за счет реализации федеральных и региональных программ. В 2010 г. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29.04.2010 г. № 110 принята республиканская целевая программа «Развитие инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл в 2010-2014 гг.», основной целью которой является содействие потенциальным инвесторам в развитии бизнеса и создание условий для реализации новых проектов. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл реализуется республиканская целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2009-2012 гг.», принятая постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25.06.2009 г. № 149. Всего за 2011 г. на поддержку сельскохозяйственного производства израсходовано государственных средств в сумме 898,4 млн р., в том числе из федерального бюджета - 569,2 млн р., из республиканского бюджета Республики Марий Эл - 329,2 млн р. Объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2011 г. составил 2955,5 млн р.

Как показали исследования государственной и региональной инвестиционной политики, практики ведения инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл и регионах Приволжского федерального округа, наиболее актуальными направлениями поддержки инвесторов, осуществляющих вложение капитала в агропромышленный сектор, для Республики Марий Эл являются:

1. Развитие института государственно-частного партнерства, создание на условиях государственно-частного партнерства инвестиционных площадок с готовой инженерной инфраструктурой для размещения новых производств и видов деятельности.

2. Развитие производственной и межотраслевой кооперации как между субъектами Российской Федерации, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья.

3. Формирование инвестиционного залогового фонда Республики Марий Эл с целью привлечение кредитных ресурсов и расширения возможности предоставления гарантий Правительства республики по кредитным средствам, привлекаемым на финансовом рынке для финансирования значимых инвестиционных проектов.

4. Оплата страхования рисков инвесторов, возникающих при реализации инвестиционных проектов, за счет инвестиционного залогового фонда Республики Марий Эл.

5. Привлечение финансово-кредитных институтов, инвестиционных компаний в качестве финансовых посредников при реализации приоритетных инвестиционных проектов с предоставлением гарантий правительства республики;

6. Сокращение сроков прохождения инвестором процедуры согласования разрешительной документации, организация обслуживания инвесторов по принципу «одного окна», оптимизация процесса взимания платы за технологическое подключение к сетям инженерной инфраструктуры, что обусловит снижение издержек инвесторов при реализации инвестиционных проектов.

7. Содействие активному участию агропромышленных предприятий республики в международной и региональной выставочно-ярмарочной деятельности. Издание и распространение справочников товаропроизводителей республики, в том числе размещение информации в сети Интернет, с целью демонстрации экономического потенциала республики возможным деловым партнерам.

8. Формирование региональных кластеров и комплексное использование местных сельскохозяйственных ресурсов сырья.

Таким образом, реализуемая в республике инвестиционная политика является эффективным инструментом Стратегии долгосрочного социальноэкономического развития Республики Марий Эл, направлена на привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, создание условий для устойчивого развития агропромышленных предприятии.

Список литературы

1. Архив правовых документов Республики Марий Эл. URL: http://www.gov.mari.ru/lawdocs/ (дата обращения: 15.08.2012).

2. О Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл: постановление Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2007 г. № 214. URL: http://www.gov.mari.ru/rep/strategy/ (дата обращения: 15.08.2012).

3. Статистический ежегодник «Республика Марий Эл». Йошкар-Ола: Маристат, 2011. 464 с.

References

1. Arkhiv pravovykh dokumentov Respubliki Mariy El [Archive of legal documents of Mary El Republic]. http://www.gov.mari.ru/lawdocs/ (accessed August 15, 2012).

2. O Strategii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Mariy El: postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Mariy El ot 31.08.2007 g. № 214.

[About socio-economic development strategy of Mary El Republic: decree of Government of Mary El Republic from August 15, 2007 no. 214].

http://www.gov.mari.ru/rep/strategy/ (accessed August 15, 2012).

3. Statisticheskiy ezhegodnik «Respublika Mariy El» [Statictical year-book «Mary El Republic»]. Yoshkar-Ola: Marystat, 2011. 464 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Родионова Елена Витальевна, доцент кафедры экономики и финансов, кандидат экономических наук, доцент

Поволжский государственный технологический университет

пл. Ленина, д. 3, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000, Россия

e-mail: RodionovaEV@volgatech.net

Смоленникова Людмила Витальевна, зам. декана экономического факультета, кандидат экономических наук, доцент Поволжский государственный технологический университет пл. Ленина, д. 3, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000, Россия e-mail: SmolennikovaLV@volgatech.net

DATA ABOUT THE AUTHORS

Rodionova Elena Vitalevna, Associate Professor of Economics and Finance Department, Ph.D. in Economic Science

Volga State Technological University

3, Lenina square, Yoshkar-Ola, Mary El Republic, 424000, Russia e-mail: RodionovaEV@volgatech.net

Smolennikova Lyudmila Vitalevna, Associate Dean of Economics Faculty, Ph.D. in Economic Science

Volga State Technological University

3, Lenina square, Yoshkar-Ola, Mary El Republic, 424000, Russia e-mail: RodionovaEV@volgatech.net

Рецензент:

Климова Наталья Владимировна, профессор кафедры экономического анализа и налогов, доктор экономических наук, профессор, НАН ЧОУ «Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.