УДК 338.2
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ Докукина Ирина Александровна, к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент и государственное управление»,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Среднерусский институт управления - филиал, г.Орел, Россия (e-mail: [email protected],89534766061)
Научно обоснованной задачей формирования контрактной системы является ее поэтапное совершенствование, которое нацелено на улучшение расходования бюджетных средств в условиях государственного управления. Результативность организации системы государственных закупок обусловливается многими обстоятельствами. На наш взгляд, необходимо выделить следующие основные факторы: планирование государственных закупок, нормативно-правовое
регулирование, финансовое освоение в нужных размерах, профессиональные компетенции государственных служащих, процесс контроля над реализацией государственных контрактов (гражданско-правовых договоров).
Ключевые слова: контрактная система, закупки, планирование, государственное управление, сфера закупок, специалист в сфере закупок, контрактный управляющий.
Нормативная база осуществления государственных закупок непрерывно развивается. Следовательно, объем воздействия государственных закупок призывает к усилению внимания и к оценке качества их воздействия на государственные процессы, что предопределяет актуальность и современность нашего исследования.
При этом необходимо отметить, что Закон № 44-ФЗ реализуется поэтапно. Значительное практическое нововведение контрактной системы - это пересмотр ориентиров в формировании целей и задач закупочного процесса[5,с.132]. Хотелось бы отметить, что ориентирование на наименьшую цену уходит на второй план, основной для заказчика становится цель-обоснование значимости самого объекта закупок. А также необходимо отчитаться за результаты в форме отчета, таким образом, показав, как были достигнуты задачи. Контрактная система становится эффективным и современным инструментом управления проектами и программами, который позволит проанализировать деятельность заказчиков не с позиции «сколько бюджетных ассигнований потрачено?», а со следующей стороны: «каким образом и какая цель была достигнута?».
На рисунке 1 представлена сфера реализации контрактной системы.
Г
Отношения, направленные на
обеспечение государственных и муниципальных нужд, и касающиеся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
V
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Рисунок 1- Сфера применения Закона о контрактной системе
Одним из главных элементов эффективной работы системы закупок является оперативное решение кадрового вопроса заказчиков, поставщиков, а также контролирующих органов. На сегодняшней день остается неразрешенной проблема недостаточности количества обученных, заранее подготовленных специалистов в сфере закупок. Это связано с тем, что отсутствует понимание государственных и муниципальных закупок как актуальной сферы деятельности в государственном управлении.
Сформировать контрактную службу необходимо, если совокупный годовой объем закупок превосходит 100 млн. руб. Необходимо отметить, что формирование отдельного структурного подразделения для нее является необходимым условием. Сотрудниками данной службы могут быть совершенно любые работники заказчика, но при этом они должны иметь особый уровень образования по контрактной системе [4,с.95].
Но назначать внештатного специалиста на должность контрактного управляющего или сотрудника контрактной службы запрещено. При этом если совокупный годовой объем закупок не превосходит 100 млн. руб., заказчику можно определить свои действия следующем образом, то есть либо сформировать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Контрактным управляющим можно назначить любого сотрудника учреждения, со специальным образованием по закупкам, выделение определенной должности контрактного управляющего в организационной структуре заказчика не является обязательным условием.
В то же время назначить контрактного управляющего и сформировать контрактную службу запрещено, а также нельзя образовывать несколько контрактных служб.
Необходимо применять следующие профстандарты: специалист в сфере закупок, утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н; эксперт в сфере закупок, утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 626н.
Начиная с 1 июля 2016 года применять указанные профстандарты необходимо в части требований к знаниям, навыкам, уровню образования контрактного управляющего и работников контрактной службы, они должны обладать высшим или дополнительным профессиональным образованием в сфере закупок [3,с.268].
Необходимо выделить два способа образования контрактной службы:
1. Организация нового структурного подразделения или возложение полномочий и функциональных обязанностей на подразделение, которое выполняет функциональные обязанности по закупкам. В данном случае руководителем данной структурной единицы будет руководитель этого подразделения, который назначен приказом руководителя организации.
2. Организация нештатной (совокупной) службы из работников разных структурных единиц. При применении данного случая возглавлять контрактную службу будет руководитель заказчика или любой из его заместителей.
Нужно сформировать и утвердить положение (регламент) о контрактной службе [2,с.93]. Цели и функциональные задачи контрактной службы и контрактного управляющего охватывают все действия заказчика по снабжению, начиная с планирования закупок и заканчивая этапом исполнения обязательств по контракту.
Контрактная система является постоянно развивающейся системой, нестабильной по развитию и сложной в применении в условиях реализуемого механизма импортозамещения [6], [7]. Необходимо системно подходить к вопросу о формировании контрактных служб и перераспределению обязанностей, так как закупочной процесс представляет большой массив информационного поля контрактных отношений. Проблематика применения данного закона, а также отсутствие действенного механизма использования контрактных отношений говорит об определенной актуальности изучения и сегментации самого процесса управления. И практическую значимость приобретает решение вопроса: «Какой инструмент, позволит сформировать стратегию развития контрактных отношений?»
Муниципальные и государственные закупки играют роль серьезного инструмента, который оказывает воздействие на степень развития экономики, вне зависимости от роли участия в рыночных отношениях на государственном уровне [1,с.50].
Необходимо отметить прозрачный характер контрактной системы, который выражается в отправлении участниками заявок напрямую через электронные площадки. Таким образом, и сами участники, и
контролирующие органы могут просматривать стоимостные предложения других участников закупки на электронных площадках.
Подводя итог, следует отметить, что принятие Закона № 44-ФЗ стало основным этапом на пути формирования системы государственных закупок. Впервые был сформулирован системный и ориентированный на итог подход к публичным услугам. При этом, это только истоки, так как принятие Закона № 44-ФЗ не может рассматриваться как завершение процесса реформирования системы закупок. В нормативно-правовой базе сформировалась совокупность недостатков законодательства, устранение которых является основной функцией для создания работоспособной и эффективной системы управления закупками.
Список литературы
1. Докукина, И.А. Процесс моделирования инновационного кластера в условиях стратегического управления//Закономерности и особенности функционирования экономики РФ как системы взаимодействующих регионов. Материалы региональной научной конференции молодых ученых. -Издательство: ФГБОУ ВО «РАНХиГС». Орловский филиал -2015. -С. 49-51.
2. Докукина, И. А. Контрактная система как основополагающий элемент в условиях импортозамещения /И.А. Докукина//Научный альманах. -2016. -№ 1 -1 (15). -С. 92 -95.
3. Докукина, И.А. Специфика регулирования правовых отношений в системе государственных закупок с учетом комплексного импортозамещения/И.А. Доку-кина//Сборник научный статей и докладов V Международной научно -практической конференции, посвященной 450 -летию основания г. Орла и 20-летию Орловского филиала ФГБОУ ВО "Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации". -2016. -С. 267 -269.
4. Докукина, И.А. Управление карьерой в сфере закупок: проблемы и вызовы конкурентного развития/ И.А. Докукина// Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 71 (91). С. 93-95
5. Базарнова, О.А., Докукина, И.А. Основополагающие ориентиры формирования инновационной стратегии в Орловской области//Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (27 января 2016 г.)/Под редакцией д.э.н. А.В. Полянина. -Орёл: Изд-во ОФ РАНХиГС. 2016. С. 132-133.
6. Лебедев, В. М., Докукина, И.А. Формирование механизма реализации публичного управления по результатам /В.М. Лебедев, И.А. Докукина//Экономика и предпринимательство. -2016. -№ 6 (71). -С. 609-613.
7. Polyanin A.V., Dokukina I.A. Implementation of stratégie management in agricultural organizations: problems and prospects //Russian Journal of Agricultural and Socio-Economie Sciences. -2016. -Т. 55. -№ 7. -С. 54-61.
Dokukina Irina Aleksandrovna
Candidate of Economies, Senior Lecturer, Department of
«Management and Public Administration»
Federal State Educational Institution of Higher Education
«Russian Presidential Academy of National Economy and
Public Administration» Srednerussky Management Institute - a branch, Orel, Russia
MAIN OBJECTIVES OF THE IMPLEMENTATION OF CONTRACT OF PUBLIC ADMINISTRATION
Research-based task of formation of the contract system is its gradual improvement, which is aimed at improving budget spending in terms of governance. The effectiveness of the organization of public procurement is determined by many factors. planning of public procurement, legal regulation, financial development in the right size, the professional competence of civil servants, the monitoring process on the implementation of government contracts (civil contracts): In our view, the following factors should be allocated.
Keywords: contract system, procurement, planning, public administration, procurement, expert in the field ofprocurement, contract manager.
ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В АНАЛИЗЕ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УРОВЕНЬ СЕБЕСТОИМОСТИ
МОЛОКА Кованов Дмитрий, студент Яковлева Наталья Альбертовна, к.э.н, доцент Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина, г. Орел, Россия ([email protected])
В данной статье с помощью различных статистических методов проводится анализ влияния различных факторов на уровень себестоимости молока на примере хозяйств Орловской области, дана характеристика методов, и факторы оказывающие наибольшее влияние на себестоимость.
Ключевые слова: группировка, дисперсионный анализ, корреляционный анализ, себестоимость, продуктивности, прямые затраты.
Целью написания данной статьи является изучение динамики себестоимости молока на примере хозяйств Орловской области, т.к. себестоимость включает в себя затраты на потребление средств производства и оплату труда работников. Снижение себестоимости молока и другой продукции имеет важное значение для увеличения прибылей и накоплений, укрепление экономики сельскохозяйственных предприятий и повышение благосостояния работников.
На основе группировки рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между группами, изучения взаимосвязей между признаками.
Изучим влияние продуктивности животных на себестоимость молока в предприятиях Орловского и Верховского районов Орловской области, используя метод простой аналитической группировки с равными интервалами. По каждой группе рассчитаем следующие показатели: С/с = себестоимость всего / валовой надой Затраты на 1 голову, руб. = затраты всего / поголовье коров