DOI: 10.18721/JE.10506 УДК 334.02
ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Н.В. Мячин, А.Н. Литвиненко
Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Исходя из Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года, следует отметить, что вопросы обеспечения эффективности в сфере закупок для государственных нужд в последнее время особо актуальны. Эффективность контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных нужд, в основном, зависит от качества работы государственных заказчиков как основных участников рынка закупок. Сформирована методика оценки эффективности деятельности заказчика в сфере закупок, описанная в форме программного продукта «Оценка эффективности» на базе семейства ОС Windows. Преимущество подобной методики заключается в наборе критериев, охватывающих большой спектр показателей, характеризующих закупочную деятельность заказчиков, а также в доступности и открытости данных, необходимых для проведения оценки. Получение такой оценки необходимо для анализа как контрольным органам, участникам закупок, так и самим заказчикам в целях выявления нарушений в проведении торгов. В ходе апробации программного продукта «Оценка эффективности» был произведен анализ деятельности Главного управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на рынке закупок. Значения показателей за 2016 г. отобраны на основе открытых данных официального сайта Единой информационной системе в сфере закупок. В результате апробации ГУ МВД по Санкт-Петербургу объект проверки получил значение эффективности 0,89, что свидетельствует о крайне высокой эффективности деятельности данного заказчика. Сделан вывод о достоверности полученных результатов и возможности применения разработанной программы в работе участников контрактной системы.
Ключевые слова: оценка эффективности; контрактная система; государственный заказчик; сфера закупок; комплексный показатель
Сcылка при цитировании: Мячин Н.В., Литвиненко А.Н. Программная реализация методики оценки эффективности деятельности государственного заказчика в сфере закупок // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 5. С. 70-78. DOI: 10.18721/JE.10506
SOFTWARE IMPLEMENTATION OF THE METHOD OF EVALUATING THE EFFICIENCY OF THE STATE CUSTOMER IN PROCUREMENT
N.V. Myachin, A.N. Litvinenko
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg,
Russian Federation
Considering the Strategy of Economic Security of the Russian Federation until 2030, it should be noted that the issues of ensuring efficiency in procurement for state needs have recently become particularly relevant. In our opinion, the effectiveness of the contract
system in the procurement sphere for the provision of state needs mainly depends on the quality of work of government customers as the main participants in the procurement market. The article describes a methodology for assessing the effectiveness of the customer in the procurement field in the form of the Performance Evaluation software product «»for OS Windows. The advantage of this technique is the set of criteria covering a wide range of indicators that characterize the purchasing activity of customers. Obtaining such an assessment is necessary for analysis by controlling bodies, participants in procurement, and by the customers themselves in order to identify violations during the acquisition process. The Performance Evaluation software was tested and validated «»based on estimating the activity of the Main Department of the Ministry of Internal Affairs for St. Petersburg in the procurement market. The values of the indicators for 2016 were selected by the open data of the official site of the Unified Information System in the field of procurement. As a result of testing, a value of efficiency of 0.89 was obtained for the Department, which indicates the extremely high efficiency of the customer. A conclusion was made about the reliability of the results obtained and the possibility of using the developed program in the work of contract system participants.
Keywords: efficiency assessment; contract system; state customer; procurement; integrated indicator
Citation: N.V. Myachin, A.N. Litvinenko, Software implementation of the method of evaluating the efficiency of the state customer in procurement, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 10 (5) (2017) 70-78. DOI: 10.18721/JE.10506
Введение. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации в числе основных вызовов и угроз экономической безопасности обозначила недостаточно эффективное государственное управление, а также значительную долю теневой экономики. В качестве задач по реализации комплекса мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности законодатель определил в числе прочих повышение эффективности бюджетных расходов, борьбу с теневой экономикой и нецелевым использованием и хищением государственных средств и, что представляет особый интерес, совершенствование осуществления контроля в сфере закупок для государственных нужд.1 Актуальность данного направления подтверждается также научными работами отечественных экономистов [15, 16, 19].
В основе повышения эффективности распределения бюджетных средств через систему закупок лежит оценка деятельности ее участников. Такой вывод можно сделать из определения контрактной системы, согласно которому она представляет собой совокупность уполномоченных государственных органов, заказчиков, поставщиков, специали-
1 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ № 208 от 13.05.2017 г. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.05.2017).
зированных организаций и операторов электронных площадок.2 Оценка деятельности участников закупок позволяет не только дать заключение по результатам исполнения отдельного контракта, но и сформировать объективное мнение о работе участника рынка по итогам анализируемого периода, а также выявить потенциальных недобросовестных заказчиков или поставщиков.
Вопросы оценки и повышения эффективности системы закупок в последнее время учеными изучались [3, 5, 8—10, 14, 16—18]. Нам представляется рациональным использовать в качестве объекта оценки государственных заказчиков, отчетная информация о которых представлена в открытом доступе, в то время как данные о поставщиках могут носить единичный, несистемный характер, поскольку поставщик является свободным участником рынка, участвующим в закупках нерегулярно и по своему желанию.
Тогда в качестве одного из направлений совершенствования контроля в сфере закупок по обеспечению государственных нужд выступает оценка эффективности деятельности государственных заказчиков. Так как эффек-
2 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федер. закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.(в ред. от 22.02.2017 г.) // Российская газета. 2013. № 80.
тивность, несомненно, является комплексным показателем, включающим многообразие неких критериев, то необходимо определить критерии, характеризующие работу государственного учреждения в сфере закупок.
Методики оценки эффективности деятельности заказчика в сфере закупок широко представлены в научной литературе [1, 4, 6, 7]. На основе данных методик, научно-исследовательской работы по оценке эффективности размещения контрактов [13], а также данных проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок»3 нами сформирован собственный набор критериев, позволяющих наиболее объективно оценить деятельность заказчиков на рынке закупок [11]. Значения отобранных критериев находятся в открытом доступе на сайте Единой информационной системы,4 а также на сайтах электронных торговых площадок.5 Цель данного исследования — осуществить программную реализацию методики оценки эффективности деятельности государственного заказчика в сфере закупок.
Методика и результаты исследования.
Описание программного продукта. Методика, рассмотренная в [11], положена в основу программного продукта, разработанного на базе базе семейства ОС MS Windows версии 7 и выше c возможностью адаптации под MS Windows XP. В ходе разработки продукта применялось объектно-ориентированное программирование с использованием графической подсистемы WPF и программной платформы DotNET Framework 4.5 (язык программирования — C#). Общий алгоритм работы программы представлен пятью этапами: ввод данных пользователем, предварительная проверка корректности внесенных данных, произведение расчета, вывод результата, возможность возвращения к вводу данных либо выход из программы.
3 Проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок». URL: http://www.nrpz.ru/ezhednevniki /2016.html#content (дата обращения: 01.03.2017).
4 Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL: http://new. zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 05.03.2016).
5 Распоряжение Правительства России № 2488-р от 04.12.2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации № 50 от 14.12.2015. Ст. 7204.
Программный продукт вызывается с соответствующего носителя данных путем запуска исполняемого модуля, входная точка в программу — StateOrderInspector.exe.
Начальное рабочее окно программы представлено на рис. 1. Для того чтобы перейти к внесению данных для расчетов, необходимо нажать на клавишу «Начать».
Нажав клавишу, пользователь попадает на окно ввода данных (рис. 2). Здесь необходимо указать сведения, характеризующие деятельность заказчика на рынке закупок для обеспечения государственных нужд за проверяемый период. Для произведения расчета необходимо заполнить четырнадцать показателей. Сделать это можно двумя способами — загрузить в программу текстовый или табличный файл с уже содержащимися в нем данными по показателям или же ввести данные вручную в окне программы. После ввода данных их можно сохранить, нажав на соответствующую кнопку в верхней части рабочего окна. Во избежание потери данных и возможности их последующей корректировки рекомендуем использовать функцию сохранения.
Отметим также, что значения итоговых и начальных (максимальных) цен контрактов необходимо вводить в одном и том же порядке, чтобы они соответствовали друг другу. В противном случае, полученный при расчете результат будет неверным. Наибольшую значимость, по мнению экспертов, в оценке эффективности имеет показатель конкуренции, что совпадает с мнением ученых по этому вопросу [12].
Апробация программного продукта. В рамках апробации методики была оценена деятельность Главного управления МВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на рынке закупок. Оцениваемый период деятельности — с 01.01.2016 г. по 01.01.2017 г. Все данные, необходимые для проведения оценки, содержатся в открытом доступе на официальном сайте Единой информационной системы (см. сноску 4). Для поиска информации, необходимой для анализа, указываем в качестве заказчика ГУ МВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, дату заключения контракта (анализируемый период) и статусы контрактов (рис. 3).
Рис. 1. Начальное окно работы с программой Fig. 1. The initial window with the programme of work
1 Оцемка хрчректйймое™
ВВЕДИТЕ ДАННЫЕ
ЗАГРУЗИТЬ СОХРАНИТЬ
| Описание Данные
Итоговая цена контракта (по каждому отдельному контракту) 337200;2947988:25144(
Начальная {максимальная) цена контракта {по каждому отдельному контракту) 340000:2947988;25144(
Количество извещений, размещенных заказчиком, по которым поступила только одна или ноль заявок 6
Количество извещений, размещенных заказчиком за период 31
Общее количество заявок, поступивших за период 55
Количество жалоб, поступивших за период 1
Количество расторгнутых контрактов 5
Общее количество контрактов 31
Количество контрактов, заключенных по НМЦ 5
Количество заявок, поступивших за период и допущенных до участия в торгах И
Количество запросов на разъяснения, поступившие от участников закупку (}
Количество нарушений законодательства о закупках, допущенных заказчиком за период 0
Количество непроведенных закупок, предусмотренных планом-закупок, планом-графиком
Количество закупок, предусмотренных планом-графиком 31
ПРОИЗВЕСТИ ОЦЕНКУ
Рис. 2. Окно ввода данных Fig. 2. The data entry window
По результатам поиска отбираем контракты с реквизитами заказа «Электронный аукцион» (см. рис. 4). В данном случае закупка у единственного поставщика нас не
интересует, так как заявка поступила всего одна, следовательно, некоторые показатели по данной закупке рассчитать не представляется возможным.
Рис. 3. Поиск показателей деятельности заказчика для проведения оценки Fig. 3. Search of indicators of activity of the customer for evaluation
Рис. 4. Пример данных, учитываемых в расчете Fig. 4. The sample data considered in the calculation
Нажимая на ссылку «Электронный аукцион», попадаем на страницу сведений о закупке (рис. 5). Здесь можно узнать данные о количестве поданных и допущенных до торгов заявок, начальную (максимальную) и итоговую цены контрактов, количество запросов на разъяснения. Узнать количество жалоб на деятельность заказчика можно аналогичным путем на сайте (см. сноску 4) во вкладке — «Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок», «Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний», «Жалобы».
После указания всех данных в окне программы нажимаем кнопку «Произвести оценку» и переходим на окно вывода данных (рис. 6).
Результаты оценки:
— коэффициент экономности составил 0,82, что говорит нам о средней экономии по всем контрактам за период 18 %;
— коэффициент одной заявки составил 0,19, т. е. на 19 % извещений поступила одна или ноль заявок от участников закупки;
— коэффициент расторгнутых контрактов составил 0,16, т. е. 16 % от общей доли заключенных контрактов были в итоге расторгнуты;
ЗАКУПКА №0172100005916000013 ^
^ Размещено: 30.09.2016 20:56 (MSK (UTC+3) Москва, стандартное время) По местному времени организации, осуществляющей закупку
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОКУМЕНТЫ ЗАКУПКИ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА ЖУРНАЛ СОБЫТИИ
Извещение о проведении электронного аукциона от 30.09.2016 №0172100005916000013
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАКУПКЕ
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Электронный аукцион
Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" АО «ЕЭТП»
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://roseltorcm
Размещение осуществляет Заказчик ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г.
Рис. 5. Общие сведения о закупке Fig. 5. General information about the purchase
# Оценка эффективности
ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА
Коэффициеи Наименование коэффициента Описание Значение коэффициента
К1 Коэффициент экономности Характеризует экономию заказчика при такшоченпп контракта 0.82 А
К2 Коэффициент одном заявки Отражает количество извещений* по которым от участников закупок поступила только одна или НОЛЬ 1ЛЯНОК 0.19
КЗ Коэффициент расторгнутых контрактов Характеризует долю расторгнутых контрактов (в том числе по обоюдному согласию при невыполненном объеме работ) 0.16
К4 Коэффициент конкуренции Характеризует среднее количество заявок, поступивших на участие в закупках, размешенных заказчиком за период 1.77
К5 Коэффициент жалоб Характеризует дото жалоб, поступивших на деятельность заказч1тка 0.03
Кб Коэффициент НМЦ Отражает долю контрактов, заключенных заказчиком по начальной (максимальной) иене за рассматриваемый период 0.16
К7 Коэффициент допуска Характеризует среднее количество участников, допускаемых заказчиком до участия в торгах за рассматриваемый период 0.98
KS Коэффициент разъяснении Характеризует количество закупок, но которым со стороны участников закупок поступили заявки на разъяснение 0.00
К9 Коэффициент нероведенньгх закупок Отражает количество не проведенных заказчиком закупок, которые былп предусмотрены в плане-графике за рассматриваемый период 0.00
Общий показатель эффективности деятельности заказчика
Очень высокая степень эффективности деятельности проверяемого субъеета. Эталонная оценка деятельности субъекта. Закупки осуществляются в полном соответствии с законодательством при соблюдении принципов работы контрактной системы.
Очень высокое
СОХРАНИТЬ И ОТКРЫТЬ
ВЕРНУТЬСЯ К ВВОДУ ДАННЫХ
Рис. 6. Итоговый результат Fig. 6. The final result
— коэффициент конкуренции говорит о — коэффициент НМЦ говорит о том, что том, что в среденем на каждое извещение 16 % контрактов заключено по начальной
поступает 1,77 заявок; — коэффициент жалоб показал, что жалобы
(максимальной) цене;
— коэффициент допуска показал, что
составляют 3 % от общего количества опуб- 98 % заявок допускаются до участия
ликованных извещений;
в торгах;
Градация показателя эффективности по шкале Харрингтона Gradation of the Harrington Scale of Performance
Численное значение показателя Степень эффективности деятельности заказчика Характеристика деятельности заказчика
0,0-0,2 Очень низкая Первоочередное внимание контрольных органов. Зловредный элемент контрактной системы
0,2-0,37 Низкая Неудовлетворительная работа контрактной службы (управляющего). Необходим жесткий контроль
0,37-0,64 Средняя Необходима работа по повышению качества закупочной деятельности
0,64-0,8 Высокая Отдельные критерии требуют внимания и доработки. В целом деятельность заказчика носит эффективный и прозрачный характер
0,8-1,0 Очень высокая Закупки осуществляются в полном соответствии с законодательством при соблюдении принципов работы контрактной системы
— коэффициенты разъяснений, не проведенных закупок и правонарушений составили 0, так как поиск данных для этих коэффициентов результатов не выявил;
— итоговый показатель составил 0,89, что говорит о крайне высокой эффективности закупочной деятельности ГУ МВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области за 2016 г.
Значение комплексного показателя находится в промежутке от 0 до 1. Для определения характеристики значений итогового показателя применяем шкалу Харрингтона [20]. В зависимости от значения комплексного показателя как контролирующие органы, так и участники закупок, могут судить о степени эффективности и прозрачности деятельности государственных заказчиков (см. таблицу).
Отметим, что высокое значение итогового показателя обусловлено нулевыми значениями значимых коэффициентов — разъяснений, непроведенных закупок и правонарушений, а также достаточно высокими показателями коэффициента экономности и допуска.
Выводы. Результаты исследования подтверждают практическую значимость предложенной методики, т. е. совокупность ото-
бранных критериев позволяет объективно оценить работу государственных заказчиков. Кроме того, разработанный программный продукт может быть использован:
для автоматизации мониторинга и контроля деятельности заказчиков в сфере закупок при обеспечении государственных нужд уполномоченными участниками контрактной системы;
для формирования комплексной оценки деятельности заказчика на рынке закупок за определенный период, необходимой для анализа как контрольным органам, так и участникам закупок;
для выявления отдельных показателей, по которым у заказчика наблюдаются низкие значения, с целью определения направлений дальнейшей работы.
Цель данного исследования достигнута в полном объеме. Направления дальнейших исследований представляются в виде анализа эффективности крупнейших государственных заказчиков Российской Федерации и оценки качества их работы на основе разработанного программного продукта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Гусева Т.А. Государственный и муниципальный контроль в сфере государственных (муниципальных) закупок // Конкурентное право. 2014. № 2. С. 43—45.
[2] Гущин А.Ю. Определение эффективности и способы её оценки в системе государственного заказа // Фундаментальные исследования. 2012. № 9. С. 204—208.
[3] Дерновая А.О. Проблемы оценки эффективности контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 1 (39). С. 151 — 157.
[4] Иванова O.B. Методика комплексной оценки эффективности государственных закупок Орловской области // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2010. № 2-2. С. 47—51.
[5] Киселева О.В., Антонов В.И. Эффективность размещения государственного и муниципального заказов: подходы к оценке и перспективы федеральной контрактной системы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 21 (162). С. 37—43.
[6] Кузнецова М.Н. Система оценочных показателей эффективности управления закупками // Экономика и социум. 2016. № 4-1 (23). С. 1072—1075.
[7] Кухарев В.В. Размещение государственного заказа и оценка его эффективности // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 5 (051). С. 121—128.
[8] Лапин А.Е., Киселева О.В., Кумунджиева Е.Л.
Подходы к оценке эффективности контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 30—35.
[9] Лапина Е.Б. Вопросы управления эффективностью в сфере государственных закупок // Администратор суда. 2014. № 2. С. 34—39.
[10] Матевосян С. С. Принцип эффективности при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Финансовое право. 2013. № 8. С. 8—11.
[11] Мячин Н.В. Методика комплексной оценки эффективности деятельности заказчика в сфере закупок для обеспечения государственных нужд // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2017. № 1. С. 246—250.
[12] Нестерович Н.В. Эффективность государственных закупок — конкуренция // Госзаказ:
управление, размещение, обеспечение. 2015. № 41. С. 8-15.
[13] Перов К. А. Разработка методики расчета экономической эффективности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: [научно-исследовательская работа]. М., 2006. URL: aisup.economy.gov.ru/niokr (дата обращения: 27.09.2016).
[14] Серова О.А., Архалович О.В. Переход к федеральной контрактной системе в России: централизация закупок и повышение их эффективности // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия «Гуманитарные и общественные науки». 2014. № 3. С. 130—136.
[15] Федоренко И.Н., Михайлова В.В. Контроль и оптимизация как основа повышения эффективности расходования бюджетных средств в системе государственных закупок // Инновационная наука. 2015. № 12-1. С. 311—314.
[16] Фукина С.П., Гафурова Г.Т., Нотфуллина Г.Н. Государственные закупки как инструмент развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономика региона. 2016. Т. 12, вып. 4. С. 1233—1243.
[17] Шикалова Е.В. Оценка эффективности системы государственных закупок в форме контрактной системы как новой институциональной среды // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2015. № 2 (7). С. 30—32.
[18] Юрченко Е.В., Юрченко А.А. Методика оценки эффективности контрактной системы Российской Федерации. URL: http://econf.rae.ru/a rticle/8723 (дата обращения: 03.05.2017).
[19] Яковлев А.А., Ткаченко А.В., Родионова Ю.Д. Организационные формы и стимулы в государственных закупках: естественный эксперимент для одной российской государственной организации // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 20, № 2. С. 285—310.
[20] Harrington E.C. The desirable function // Industrial Quality Control. 1965. Vol. 21, no. 10.
МЯЧИН Николай Валерьевич. E-mail: [email protected] ЛИТВИНЕНКО Александр Николаевич. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.06.17
REFERENCES
[1] T.A. Guseva, Gosudarstvennyi i munitsipal'nyi kontrol' v sfere gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) zakupok, Konkurentnoe pravo, 2 (2014) 43—45.
[2] A.Iu. Gushchin, Opredelenie effektivnosti i sposoby ee otsenki v sisteme gosudarstvennogo zakaza, Fundamental'nye issledovaniia, 9 (2012) 204—208.
[3] A.O. Dernovaia, Problemy otsenki effektivnosti kontraktnoi sistemy v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlia obespecheniia gosudarstvennykh i
munitsipal'nykh nuzhd, Leningradskii iuridicheskii zhurnal, 1 (39) (2015) 151 — 157.
[4] O.B. Ivanova, Metodika kompleksnoi otsenki effektivnosti gosudarstvennykh zakupok Orlovskoi oblasti, Izvestiia TulGU. Ekonomicheskie i iuridicheskie nauki, 2-2 (2010) 47—51.
[5] O.V. Kiseleva, V.I. Antonov, Effektivnost' razmeshcheniia gosudarstvennogo i munitsipal'nogo zakazov: podkhody k otsenke i perspektivy federal'noi
kontraktnoi sistemy, Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost', 21 (162) (2012) 37-43.
[6] M.N. Kuznetsova, Sistema otsenochnykh pokazatelei effektivnosti upravleniia zakupkami, Ekonomika i sotsium, 4-1 (23) (2016) 1072-1075.
[7] V.V. Kukharev, Razmeshchenie gosudarstvennogo zakaza i otsenka ego effektivnosti, Sotsial'no-ekonomicheskie iavleniia i protsessy, 5 (051) (2013) 121-128.
[8] A.E. Lapin, O.V. Kiseleva, E.L. Kumundzhieva,
Podkhody k otsenke effektivnosti kontraktnoi sistemy v sfere gosudarstvennykh i munitsipal'nykh zakupok, Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 1 (34) (2016) 30-35.
[9] E.B. Lapina, Voprosy upravleniia effektivnost'iu v sfere gosudarstvennykh zakupok, Administrator suda, 2 (2014) 34-39.
[10] S.S. Matevosian, Printsip effektivnosti pri osushchestvlenii zakupok tovarov (rabot, uslug) dlia obespecheniia gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd, Finansovoe pravo, 8 (2013) 8-11.
[11] N.V. Miachin, Metodika kompleksnoi otsenki effektivnosti deiatel'nosti zakazchika v sfere zakupok dlia obespecheniia gosudarstvennykh nuzhd, RISK: Resursy, Informatsiia, Snabzhenie, Konkurentsiia, 1 (2017) 246-250.
[12] N.V. Nesterovich, Effektivnost' gosudarstvennykh zakupok - konkurentsiia, Goszakaz: upravlenie, razmeshchenie, obespechenie, 41 (2015) 8-15.
[13] K.A. Perov, Razrabotka metodiki rascheta ekonomicheskoi effektivnosti razmeshcheniia zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlia gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd: Nauchno-
issledovatel'skaia rabota, Moscow, 2006. URL: aisup. economy.gov.ru/niokr (accessed September 27, 2016).
[14] O.A. Serova, O.V. Arkhalovich, Perekhod k federal'noi kontraktnoi sisteme v Rossii: tsentralizatsiia zakupok i povyshenie ikh effektivnosti, Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriia «Gumanitarnye i obshchestvennye nauki», 2
(2014) 130-136.
[15] I.N. Fedorenko, V.V. Mikhailova, Kontrol' i optimizatsiia kak osnova povysheniia effektivnosti raskhodovaniia biudzhetnykh sredstv v sisteme gosudarstvennykh zakupok, Innovatsionnaia nauka, 12-1 (2015) 311-314.
[16] S.P. Fukina, G.T. Gafurova, G.N. Notfullina, Gosudarstvennye zakupki kak instrument razvitiia malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii, Ekonomika regiona, 12 (4) (2016) 1233-1243.
[17] E.V. Shikalova, Otsenka effektivnosti sistemy gosudarstvennykh zakupok v forme kontraktnoi sistemy kak novoi institutsional'noi sredy, Aktual'nye problemy sovremennosti: nauka i obshchestvo, 2 (7)
(2015) 30-32.
[18] E.V. Iurchenko, A.A. Iurchenko, Metodika otsenki effektivnosti kontraktnoi sistemy Rossiiskoi Federatsii. URL: http://econf.rae.ru/article/8723 (accessed May 03, 2017).
[19] A.A. Iakovlev, AV. Tkachenko, Iu.D. Rodionova, Organizatsionnye formy i stimuly v gosudarstvennykh zakupkakh: estestvennyi eksperiment dlia odnoi rossiiskoi gosudarstvennoi organizatsii, Ekonomicheskii zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 20 (2) (2016) 285-310.
[20] E.C. Harrington, The desirable function, Industrial Quality Control, 21 (10) (1965).
MYACHIN Nikolai V. E-mail: [email protected] LITVINENKO Aleksandr N. E-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017