Научная статья на тему 'Основные задачи психологической подготовки сотрудников ГПС МЧС'

Основные задачи психологической подготовки сотрудников ГПС МЧС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1844
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные задачи психологической подготовки сотрудников ГПС МЧС»

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС

С.С. Пашов, И.Д. Черноусова, к.ф.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника, но задумывались ли вы какой стресс испытывает пожарный, работающий на огромном пожаре или спасатель, занимающий поиском людей под завалами, знающий, что минуты промедления могут стоить чьих-то жизней. Факторы (причины) стресса совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями [3, С. 4].

Профессиональная деятельность сотрудников МЧС России - это собой специфический вид социальной деятельности по осуществлению совместно с государственными органами, общественными организациями и гражданами страны системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей общества от опасностей, возникающих в условиях военных действий или вследствие этих действий, а также в результате техногенных и экологических катастроф или чрезвычайных ситуаций. Анализ опыта действий сотрудников МЧС во время ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера выявил необходимость знаний и особенностей поведения специалистов в экстремальных условиях (в том числе и условиях, связанных с риском для здоровья и жизни), знание особенностей функционирования их психики, а также профилактику психических нарушений [2, С. 15].

Сотрудники МЧС России должны быть готовы к выполнению задач в экстремальных условиях, связанных с риском, не только физически, но и психологически. Для уменьшения воздействия, а как следствие предотвращения ошибок совершенных в стрессовом состоянии, ученые разработали различные методики психологической подготовки, включающий комплекс мероприятий, направленных на: восприятие внешних условий окружающего среды; адаптацию как организма и психики к изменчивости и быстротечности ситуации; развитие индивидуально-психологических качеств личностей, необходимых для решения определенных задач; коррекцию и регуляцию собственного поведения; восстановление психического здоровья (нервно-психической устойчивости, уравновешенности, рассудительности и т.п.).

Для специалистов МЧС России наиболее важной является специальная (профессиональная) психологическая подготовка. Она направлена на психологическую подготовку по роду деятельности сотрудника, основой которой является функциональная психологическая подготовка. С этой целью при организации учебного процесса в Воронежском институте ГПС МЧС России большое внимание уделяется не только общей и специальной физической

312

подготовке, но и подготовке психологической в рамках изучения экстремальной психологии и психологических аспектов принятия управленческого решения в экстремальной ситуации и в профилактической работе штатных психологов. Широко используются методики психологического и профессионального отбора специалистов МЧС России, разработанные и активно применяемые Центром экстренной психологической помощи МЧС России. Кроме того, используются методики, направленные на совершенствование практических навыков саморегуляции, помогающие спасателю и пожарному противостоять действию стрессовых факторов и приводящие в конечном итоге к совершенствованию стрессоустойчивости.

Служебная и боевая работа сотрудников МЧС - это одна из самых специфических сфер человеческой деятельности. С психологической точки зрения, работа пожарного соединяет в себе аспекты обучения (профессиональная подготовка), труда (различные виды хозяйственных работ), спорта и непосредственно боевых действий в экстремальных условиях по спасению людей, тушению пожаров, ликвидации их последствий, устранению аварий на промышленных предприятиях, где вынужденно сталкиваются с гибелью людей.

Во время выполнения работ по тушению и ликвидации последствий пожара, сотрудник МЧС подвергается постоянной угрозе жизни и здоровью (во время проведения боевых работ велика вероятность обрушения горящих конструкций, взрывы паров и газов, отравление ядовитыми веществами, выделяющимися в результате горения); непрерывному нервно-психическому напряжению, которое вызвано систематической работой в необычной среде (при высокой температуре, высокой плотности дыма, шуме, повышенной влажности воздуха, ограниченной видимости, токсичной среде и прочее). Из-за этого не только повышается нервно-психическое напряжение, но и нарушается водно-солевой баланс организма, его терморегуляция. Исследования показали, что в течение 15 минут работы при температуре 50°С сотрудник ГПС МЧС теряет от 1 до 2 литров влаги, а при повышении температуры тела до 40°С и более может последовать тепловой удар, который будет сопровождаться появлением судорог, галлюцинаций и потерей сознания, так же следует учитывать эмоциональные и стрессовые расстройства (вынос раненых и обожженных во время чрезвычайных ситуаций). Нередко личный состав при выполнении работ применяет средства индивидуальной защиты органов зрения и дыхания (СИЗОД), вес которых достигает пятнадцати килограммов. А масса индивидуального снаряжения пожарного составляет около 22 килограмм [1, С. 11-12].

Исходя из этого, сотрудник Государственной противопожарной службы, должен обладать такими профессионально-психологическими качествами, как: хорошо развитое пространственное мышление; способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации; хорошая физическая выносливость, устойчивость к физической усталости; высокий уровень субъективного контроля; эмоциональная стабильность; толерантность к стрессу и фрустрации; умение работать в команде.

Ученые выяснили, что пожарные, которые не склонны к риску, в чрезвычайных ситуациях испытывают более высокий уровень психической

313

напряженности. Такие люди, в отличие от лиц, склонных к риску, боевых усилий в экстремальных условиях не прилагают. Длительные затруднения в период выполнения боевого задания работы в условиях опасности порождают в них психическое состояние тревоги, неуверенности в своих силах. Такие лица стремятся по возможности избежать воздействия стресс фактора, вплоть до отказа от выполнения задания. Людей склонных к риску, легко распознать на первых тренировочных занятиях в экстремальных условиях. Такие люди хуже других адаптируются к действиям стресс-факторов (дыма, огня, шума и прочего) в результате этого вегетативные показатели психической напряженности постепенно уменьшаются. Действия пожарных, склонных к риску, приобретают качество надежности, и возникает чувство удовлетворения в своих силах, активности в преодолении чувства страха перед действиями различных стресс-факторов.

Список использованной литературы:

1. Психологическая подготовка специалистов МЧС России (на примере психологической подготовки спасателей в рамках повышения классности): Методические рекомендации / под ред. Ю.С. Шойгу. - М., 2009. - 266 с.

2. Шойгу Ю.С. Профессиональный психологический отбор курсантов вузов МЧС России - будущих спасателей (обоснование психодиагностического инструментария): Дис. ... канд. психол. наук: 05.26.02 / Ю.С. Шойгу. - СПб., 2003. - 168 с.

3. Яроцкий А.И. Эмоции человека в нормальных и стрессорных условиях / И.А. Яроцкий и др. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 494 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.