Научная статья на тему 'Психологические особенности поведения населения при чрезвычайных ситуациях'

Психологические особенности поведения населения при чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
21691
2778
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Николаева А. Н., Хлоповских Ю. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности поведения населения при чрезвычайных ситуациях»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

А.Н. Николаева, студентка, Ю.Г. Хлоповских, доцент, к.п.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Актуальность изучения психологии человека, оказавшегося в чрезвычайной ситуации, обусловлена необходимостью осуществлять теоретически и практически обоснованную подготовку населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях. Мы остановимся на психологических особенностях поведения в чрезвычайных ситуациях обычного населения, которое, как правило, оказывается не готово к такого рода ситуациям.

Если гражданские лица, не имеющие специальной подготовки, оказываются в особых условиях, это, как правило, вызывает психологическую и эмоциональную напряженность, служит причиной психологического и физиологического стресса. У одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других - снижением или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими нарушениями. Особенности реагирования зависят от индивидуальных особенностей человека, длительности и интенсивности воздействия стрессогенных факторов, от осведомленности относительно происходящих событий и понимания степени их опасности.

Значительную роль играет психическое состояние человека, сила и устойчивость нервной системы, предыдущий опыт действий в подобных ситуациях. Эти и другие факторы определяют готовность к осознанным, уверенным и расчетливым действиям в большинстве критических ситуаций.

Прежде чем говорить о реагировании и поведении населения на чрезвычайную ситуацию, рассмотрим сущностные характеристики этой ситуации.

Под чрезвычайной ситуацией понимают положение, сложившееся в результате аварии, природного явления или иного бедствия, которые сопровождаются человеческими жертвами, материальными потерями или ущербом для природной среды. Каждый человек может попасть в чрезвычайные обстоятельства, в экстремальную ситуацию. В такой ситуации возникает стрессовое состояние, которое вызывает возбуждение всех систем организма и оказывает значительное влияние на состояние, поведение и работоспособность человека. Чрезвычайные ситуации, независимо от источника происхождения, приводят к психоэмоциональному перенапряжению.

Основные характеристики чрезвычайной ситуации:

1) Это ситуация крайняя, сила ее воздействия выходит за пределы возможностей человека.

2) Это усложненные условия деятельности, которые субъективно воспринимаются и оцениваются человеком как трудные, опасные и т.д.

3) Ситуация вызывает напряженное психическое состояние субъекта.

4) Чрезвычайная ситуация ведет к состоянию динамического

рассогласования и требует максимальной мобилизации ресурсов организма.

5) Ситуация вызывает негативные функциональные состояния, нарушения психической регуляции деятельности, снижая эффективность и надежность деятельности.

6) Человек сталкивается с невозможностью реализации своих мотивов, стремлений, ценностей, интересов [2].

В экстремальной ситуации психологическое состояние человека проходит ряд этапов, хотя имеются индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию.

1. «Острый эмоциональный шок», который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии происходящего.

2. «Психофизиологическая демобилизация», то есть существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями. На втором этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, внезапности ее возникновения, интенсивности и продолжительности действия, но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохранения опасности новых стрессовых воздействий.

3. «Стадия разрешения», на которой постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и ограниченность контактов с окружающими. Происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений.

4. «Восстановление». На этой стадии активизируется межличностное общение, в некоторой степени восстанавливаются психофизиологические и психоэмоциональные функции человека.

У людей, переживших экстремальную ситуацию, значительно снижается работоспособность, а также критическое отношение к своим возможностям.

При рассмотрении в современной научной литературе проблемы поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В экстремальных условиях человеку приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает страх, т.е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх - это сигнал тревоги, обусловливающий вероятные защитные действия человека.

Страх вызывает у человека неприятные ощущения (в этом состоит негативное действие страха), но страх - это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком -остаться живым, продлить свое существование [1].

Поведение человека в ЧС определяет страх, вызванный травмирующими событиями. Страх в отдельных случаях настолько выражен, что вызывает психические расстройства. В результате ЧС часто у человека развиваются

реактивные психозы по типу аффективно-шоковых реакций и истерических психозов, а также не психотические расстройства по типу острой реакции на стресс.

Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории:

1. Рациональное, адаптивное поведение с психическим самоконтролем и способностью к управлению эмоциональным состоянием и поведением.

2. Патологический характер поведения. Масса людей становится растерянной, безынициативной. Частным случаем является паника, при которой страх перед опасностью овладевает группой людей. Паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня.

В экстремальных ситуациях паническая толпа представляет наибольшую опасность. Толпа понимается как бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Признаки толпы: одновременная вовлеченность большого количества людей, иррациональность (ослабление сознательного контроля), слабая структурированность, т.е. размытость позиционно-ролевой структуры.

Одним из решающих факторов поведения населения в условиях чрезвычайной ситуации является наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов, например преувеличивающих предстоящую опасность или степень ее негативных последствий. Так нередко было на радиоактивно загрязненных территориях после Чернобыльской катастрофы, произошедшей 26 апреля 1986 года.

Взрывом был полностью разрушен реактор и повреждено здание энергоблока, начался пожар. На место аварии быстро прибыли пожарные, которые к 6 часам утра полностью справились с огнем. Уже через час после начала тушения у многих пожарных стали появляться симптомы радиационного поражения. Люди получили большие дозы радиации, и 28 из пожарных умерли от лучевой болезни в последующие недели.

С первых дней после взрыва начались мероприятия по ликвидации последствий катастрофы, активная фаза которых продолжалась несколько месяцев, а фактически длилась вплоть до 1994 года. Когда началась эвакуация населения из зараженных территорий, многие люди не хотели уезжать и бросать свои дома, опасаясь мародеров, не имея возможности забрать домашних животных, вещи и т.д. Позже, спустя месяцы после аварии, многие люди, зачастую насильно эвакуированные из зараженных местностей, проявили спекулятивное поведение, завышая показатели радиационного заражения, чтобы получить больше компенсаций, льгот и т.п.

Возможность противостоять чрезвычайной ситуации включает три составляющие:

1) физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физических и физиологических качеств организма (конституционные особенности, тип нервной системы, вегетативная пластичность);

2) психическую устойчивость, обусловленную подготовкой и общим

уровнем качеств личности (специальные навыки действий в экстремальной ситуации, наличие положительной мотивации и др.);

3) психологическую готовность (активно-деятельностное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия)».

Психологические особенности поведения людей в чрезвычайной ситуации представлены в классическом исследовании X. Кэнтрила (США, 1938 г.), посвященном изучению массовой паники, вызванной радиоспектаклем «Вторжение с Марса» (по Г. Уэллсу). Около миллиона американцев восприняли трансляцию радиоспектакля как репортаж с места событий.

В результате исследования были выделены четыре группы людей, в разной степени поддавшихся панике. Первую группу составили те, которые испытали легкое чувство страха, но засомневались в реальности таких событий и, подумав, самостоятельно пришли к выводу о невозможности вторжения марсиан. Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно решить, поэтому попытался проверить с помощью других реальность этих событий и только после этого приходили к отрицательному заключению. В третью группу вошли те, кто, испытав сильное чувство страха, не смог проверить реальность происходившего с помощью других людей, поэтому оставался при своем первом впечатлении о полной реальности вторжения марсиан. И четвертую группу составили те, кто сразу паниковал, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить.

Местные СМИ (по сравнению с центральными) в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий обладают большей эффективностью воздействия на сознание людей, поскольку газеты, телевидение, радио того или иного района непосредственно включаются в экстремальные условия его жизнедеятельности, в процесс ликвидации последствий ЧС.

Информационные сообщения для жителей населенных пунктов, подвергшихся стихийному бедствию, должны проходить оперативную психологическую экспертизу. Для всех источников информации следует готовить соответствующие рекомендации, основанные на знании психологических закономерностей восприятия и переработки людьми информации в условиях стресса.

Мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий желательно «привязывать» к естественным циклам и суточным ритмам жизнедеятельности человека (за исключением случаев, когда приостановка аварийно-восстановительных работ или их замедление грозит появлением новых жертв).

В чрезвычайных ситуациях, при экстремальных воздействиях на психику человека зачастую развиваются массовые психогенные расстройства, вносящие дезорганизацию в общий ход спасательных работ. Для эффективной работы пожарных и спасателей, как специалистам-психологам, так и самим сотрудникам ГПС МЧС России необходимо знать признаки этих расстройств и способы оказания воздействия на людей в условия паники, носящей массовый характер. Максимально эффективна возможность изначального предотвращения возникновения панических настроений. Оптимальным условием для этого является обладание необходимой информацией о ситуации, паническом страхе,

способах функционирования толпы и о мерах ее ликвидации [3]. Для оптимизации состояния людей в условиях ЧС следует:

- учитывать, что человек, перенесший психическую травму, восстанавливается быстрее, если его привлекать к физической работе, причем не индивидуально, а в составе группы;

- готовить население к действиям в чрезвычайных ситуациях, формировать психическую устойчивость, воспитывать волю.

Уровень психологической подготовки людей - один из важнейших факторов, обусловливающий эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям и их последствиям. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, могут привести к тяжелым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, проявляя при этом личную дисциплинированность и выдержку.

Список использованной литературы

1. Гуренкова Т.Н. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Т.Н. Гуренкова, И.Н. Елисеева, Т.Ю. Кузнецова и др./ Под общ. ред. Ю.С. Шойгу. - М.: Смысл, 2007. - 319 с.

2. Дружинин В.Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях /

B.Ф. Дружинин. - М.: Из-во МНЭПУ, 2001. - 168 с.

3. Шойгу С.К. Учеб. спасателя / С.К. Шойгу, С.М. Кудинов, А.Ф. Неживой,

C.А. Ножевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Краснодар: Советская Кубань, 2002. -539 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.