Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PROBLEMS OF OCCUPATIONAL HYGIENE DURING INDUSTRIAL TRAINING OF HIGH-SCIIOOL STUDENTS

In accordance with the law on the reorganization of national education a considerable number of high-school students undergo industrial training. In this connection a number of problems of industrial hygiene are to be solved. Taking into consideration the anatomical and physiological features оf the adolescent age group, the author presents main problems of industrial hygiene and makes several suggestions on the medical service of high-school students during their training at industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»

При массовом изучении физического развития детей дошкольного возраста целесообразно в программу исследования дополнительно включить исследование фонетики речи.

Поступила 20/VI 1960 . г

PHONETICS OF PRESCHOOL CHILDRENS' SPEECH AS ONE OF THE INDICES OF THEIR PHYSICAL DEVELOPMENT

V. 1. Telenchy, assistant

One of the features of preschool age children is the development of speech in ge neral and that oi pi0..unciauon (phonetics) in particular.

A study of phonetics in 3984 kindergarten schildren simultaneously with the investigation of their phys.cal development has pointed to the existence o[ direct re.ation-ship between these two indices, especially, in the jun.or preschool age group, i. e. at the time of the formation of proper pronunciation.

Dur.ng the last ten years there have been noted definite improvements in the phonetics oi speech: an increase in the number of preschool age ch.ldren w.th correct pronunciation and a fall in ihe number o( those with indistinct speech. These favorable changes in the phonetics go parallel with a rise in the dynamics of physical development of children during the same period of time.

* * -Ar

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кандидат медицинских наук В. М. Левин

Проведение в жизнь решения Коммунистической партии Советского Союза и Советского правительства об осуществлении соединения обучения с производительным трудом и об укреплении связи советской школы с жизнью социалистического общества выдвигает перед гигиенической наукой и санитарной практикой ряд задач, требующих срочного разрешения. Как известно, в течение ближайших лет к производственному труду будут приобщены миллионы подростков, значительная часть которых будет проходить производственное обучение на промышленных предприятиях. Чтобы при перестройке школы были не только предусмотрены условия, гарантирующие безвредность производственного обучения, но и созданы предпосылки, необходимые для стимулирования дальнейшего улучшения физического состояния молодежи, необходимо срочно приступить к решению ряда вопросов гигиены труда и производственного обучения подростков. Сравнительная новизна возникающих проблем и крайняя бедность литературных материалов, посвященных гигиене труда подростков, в значительной степени определяют трудность их решения.

Недостаточность исследований по гигиене труда подростков объяс няется главным образом тем, что возраст подростков, с одной стороны, вышел за пределы гигиены и клиники детства, и с другой — не включен в сферу внимания гигиены труда. Между тем, как известно, подросток с медицинской точки зрения не может рассматриваться как большой ребенок; он также не является маленьким взрослым. Возраст подростка является одним из периодов развития и формирования человека, когда возникает весьма существенная и интенсивная перестройка нейрорегу-ляторных механизмов.

В связи с продолжающимся формированием коры головного мозга создаются новые взаимосвязи в нервной системе. Нервная и эндокринная системы функционально и морфологически интимно переплетаются между ссбсй. В некоторых узлах подбугорной области, в гипофизе и коре головного мозга появляются смешанные железисто-нервные клетки,

обладающие одновременно нервной и внутрисекреторной функциями. Интенсирно продолжается и заканчивается процесс прокладывания новых дифференциаций и путей связи в центральной нервной системе.

Это завершающееся в возрасте подростка формирование нейро-эндокринных образований существенным образом сказывается на физиологических особенностях развития организма. Наступающие изменения в нейро-гуморальных связях и энергичная перестройка нейрорегу-ляторного аппарата обусловливают значительные изменения в характере реакций центральной нервной системы, из которых особо важное значение приобретает отчетливо наблюдаемое снижение порога ее возбудимости. Вследствие этого у подростков часто встречаются неадекватные, дезинтегрированные реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей; даже незначительное раздражение нередко вызывает максимально возможную ответную реакцию. Возникающие в центральной нервной системе новые соотношения приводят к изменению нервно-вегетативных реакций, которые приобретают лабильный харак тер.

В этом возрасте инволюция одних инкреторных желез (зобная железа, эпифиз), выраженные морфологические изменения и активная функциональная деятельность других (гипофиз, щитовидная, половые железы) вызывают существенные изменения в организме подростка. Из менившиеся нейро-гуморальные корреляции сказываются на резком усилении обмена веществ, что при одновременном возрастании энергии и темпов пластических и формообразовательных процессов создают неблагоприятные условия для жизнедеятельности целостного организма. Возникшие таким образом функциональные особенности нейрорегулятор-ного аппарата подростка сказываются на характере моторики и психики, который отличается слабостью тормозных и преобладанием возбудительных процессов.

Для подростков становится характерным возникновение повышенного интереса к окружающей жизни, появление стремления к личному активному участию в ней. При этом подростки в большинстве случаев склонны к переоценке своих сил с одновременной недооценкой окружающих опасностей. Восприятие внешней обстановки сопровождается резким ростом познавател'ьных запросов с выраженной эмоциональной окраской. В своих влечениях подростки часто стремительны, порывисты, что может приводить к несчастным случаям. Отмеченные физиологические особенности пубертатного периода ставят организм подростка по сравнению с организмом взрослого в менее выгодные условия в отношении устойчивости к неблагоприятным факторам труда. Задачей гигиенистов является своевременное проведение необходимых мероприятий. направленных на то, чтобы привлечение школьников к физическому труду явилось мощным стимулом укрепления здоровья.

Все это выдвигает перед гигиенистами ряд проблем, требующих срочного решения. Основной из них является научная разработка гигиенически обоснованного рационального режима дня школьников. Согласно решению партии и правительства, органы народного образования и здравоохранения обязаны «...контролировать правильность чередования труда и отлыха учащихся, не допускать перегрузки их учебной, общественной работой и трудовыми занятиями...»1. Под этим углом зрения должны быть всесторонне рассмотрены учебные программы, расписание уроков, общественная и внешкольная работа учащихся. Особо ответственным и срочным является изучение режима труда школьников на производстве. Должны быть разработаны рекомендации по продолжительности и распределению рабочей недели, по срокам и времени чередования занятий по теории и производственному обучению.

' «Правда», 1958 от 16/Х1, № 320.

2*

19

Должен быть установлен минимальный возраст школьника, ниже которого допуск к каждому виду труда не может быть разрешен. При этом следует исходить из особенностей организации и ритма трудового процесса, специфики технологии обрабатываемых материалов и сырья, обстановки труда (метеорологические условия, пыль, газы, шум, вибрация, рабочая поза, объем физической нагрузки, нервное напряжение и т. д.). Особо тщательно должны быть подготовлены заключения гигиенистов в отношении новых профессий, возникающих в связи с широким внедрением в промышленность прогрессивных методов труда (автоматизация и механизация, скоростное резание и т. д.), предъявляющих повышенные требования к нервной системе работающих.

Следует разработать профилированные гигиенические требования к рабочему месту и цеху в целом, где будут трудиться подростки. Назрел вопрос о подготовке обоснованных заданий промышленности для создания оптимальных с гигиенической точки зрения типов и форм станков и инструментов для производственного обучения и работы подростков разных возрастно-половых групп. При этом необходимо серьезно усилить проведение мероприятий по охране труда и технике безопасности. Учитывая психологические особенности подростков и отсутствие у них навыков личной осторожности, эту работу следует считать особо важной и первоочередной.

Серьезное значение имеет также гигиеническая оценка существующих норм и качества спецодежды и спецобуви с учетом специфики возраста, профессии, особенностей климата, местности и сезона. Одной из очередных задач гигиены труда подростков является разработка специальных гигиенических нормативов факторов внешней среды на производстве.

Известно, что в возрасте подростков возникают необходимые предпосылки для формирования индивидуальной профессионально-трудовой направленности. У учащихся начинают активно проявляться индивидуальные наклонности к тому или иному виду трудовой деятельности. В развитии у детей установки на труд большую роль играет семья и школа. Для того чтобы эта психологическая подготовка школьников к труду была рациональна, в школе должен быть своевременно развернут весь комплекс мероприятий по профессиональной ориентации, среди которых важнейшее место занимает врачебная профессионально-консультационная работа. Правильная постановка ее имеет огромное значение как для охраны здоровья, так и для наиболее рационального распределения молодежи на производстве.

Мы совместно с сотрудниками отдела рабочей молодежи Ленинградского института гигиены труда и профессиональных заболеваний Э. С. Рутенбург и О. Б. Барским в виде опыта организовали и провели силами специалистов детских поликлиник при участии школьных врачей медицинское освидетельствование учащихся 7—11-х классов школ четырех районов Ленинграда, чтобы выяснить необходимый объем и характер врачебной профессионально-консультационной работы в школе. Было освидетельствовано 2244 школьника, обучавшихся в 78 классах 22 школ. На основании этих данных для каждого подростка были составлены профессионально-консультационные заключения. Разработка полученных данных показала, что на 1311 из 2244 обследованных были сделаны заключения с различными ограничениями по их профессиональной пригодности. Следует при этом подчеркнуть, что подавляющее большинство подростков, получивших те или иные ограничения, отнюдь не являются нетрудоспособными больными людьми. Это практически здоровые подростки. При установлении ограничений мы руководствовались принципами профилактического характера и стремлениями обеспечить наибольшую рациональность распределения кадров в промышленности в интересах содействия повышению производительности труда.

Говоря о врачебно-профессиональной консультации, следует иметь в виду, что полноценность выполнения этой работы зависит от качества и полноты медицинского освидетельствования, от знания условий труда и характера профессии, законов, санитарных правил, инструкций и прочих материалов по труду подростков, от знания и хорошего понимания медицинских противопоказаний к поступлению подростков в профессионально-технические учебные заведения и на работу, от знания особенностей морфологии, физиологии и патологии подростков.

При решении вопроса о профессиональной пригодности подростка в ближайший период обучения нужно исходить не только из величины нагрузки на растущий организм, но и из -объема^хребований, которые будут -предъявлены ему по окончании курса_обучения^Какк^^рабочему в связи с нес б х ОдтгасГс т ь ю в ы п олн ё НШГпр о и з воде т в е н нтГ"нор\1 Ы, ее ГЮ-казателей по количеству и качестауМЭпыт показывает, чтотгередтш-еяу— чаи, когда подростки, хорошо справлявшиеся с заданиями во время обучения, оказываются в последующем не в состоянии овладеть скоростными навыками, необходимыми для выполнения установленной гармы выработш^-Поэтому наряду с учетом всех основных щктезводственных факторов, характеризующих данную профессию, врач должен учесть степень возможной функциональной приспособляемости организма подД ростка к условия-м-труда^При этом важное значение приобре1а£ЦТ£0-гноз реакции организма в связи с условиями предстоящего продолжи тельного профессионального труда. " —__

Значительно сложнее обстоит дело в тех случаях, когда речь идет о подростках с отклонениями в состоянии здоровья. Трудность дифференциальной диагностики транзиторных сдвигов от начальных проявлений патологических процессов, склонность ряда функциональных сдвигов при неблагоприятных условиях переходить в стойкие патологические состояния, а также отсутствие литературных данных о профессиональной пригодности подростков с различными формами патологии выдвигают необходимость в разработке этих вопросов.

Для подростков, поступающих на работу в профессионально-технические учебные заведения, должны быть разработаны и утверждены единые медицинские противопоказания и инструктивно-методические материалы по профессиональной консультации. При составлении этих материалов нельзя забывать, что врач, дающий заключение о профессиональной пригодности, обязан учитывать не только абсолютные противопоказания на ближайший период, но и перспективы роста и развития организма.

Вопросами профессиональной консультации не ограничивается работа по медицинскому наблюдению за трудом подростков. Перед врачами, обслуживающими школьников, встает задача по усилению наблюдения за физическим состоянием подростков. Должны быть определены уточненные методы учета динамики показателей физического развития подростков с целью изучения влияния новых условий работы школы на здоровье учащихся. Сочетание физического труда с обучением в школе расширяет круг обязанностей и значительно увеличивает объем работы школьного врача. Назрел вопрос о пересмотре профиля работы, величины нагрузки и всех сторон организации работы школьного врача. Методика и организационные формы диспансеризации подростков нуждаются в существенных поправках.

Исследования отечественных авторов показали, что наряду с весьма значительным снижением показателей подавляющего большинства наиболее важных форм патологии и резким улучшением физического состояния подрастающего поколения частота отдельных форм патологии и отклонений еще продолжает быть значительной. Почти треть школьников старших классов страдает различными формами аномалий рефракции, у значительной части выявлены нарушения осанки, забо-

лсвания верхних дыхательных путей и др. Известно, что истоки важнейших форм патологии взрослых (сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь и др.) берут начало в детском и подростковом возрасте. Естественно, напрашивается вывод о необходимости коренного улучшения профилактики этих заболеваний и отклонений. Одновременно возникает необходимость в дальнейшем изучении улучшения и расширения всех звеньев массовой оздоровительной работы. В первую очередь это относится к постановке занятий физической культурой, организации летних оздоровительных мероприятий (оздоровительные лагери и дома отдыха) и санаторно-курортному обеспечению.

В связи с перестройкой народного образования особое значение приобретает пропаганда гигиенических знаний вообще и в первую очередь по гигиене труда. Медгизу и другим издательствам необходимо выпускать популярные брошюры о труде подростков Должны быть срочно изданы руководства по профессиональной консультации подростков, по особенностям физиологии, патологии, клиники, гигиене труда и организации медицинского обслуживания подростков. В учебные планы педагогических и медицинских учебных заведений должны быгь включены разделы по гигиене труда. В программы циклов институтов усовершенствования врачей для школьно-санитарных врачей, школьных врачей, врачей медико-санитарных частей, организаторов здравоохранения следует внести вопросы гигиены труда и медицинского обслуживания подростков.

Перед советской гигиенической наукой перестройка народного образования выдвигает ряд ответственных задач, связанных с охраной здоровья и заботой о дальнейшем улучшении физического состояния подрастающего поколения — строителей коммунистического общества. Медлить с решением вопросов, выдвинутых жизнью, нельзя.

Поступила 21/1II 1060 г

MAIN PROBLEMS OF OCCUPATIONAL HYGIENE DURING INDUSTRIAL TRAINING OF HIGH SCHOOL STUDENTS

V. M. Levin, candidate of medical sciences

In accordance wilh the law on the reorganization of national educat'on я considerable number of high-school students undergo industrial training. In this connection a number of problems of industrial hygiene are to be solved.

Taking into consideration the anatomcal and physiological features of the adolescent age group, the author presents main problems of industrial hygiene and makes several fugcestions on the medical service of high-school students during their training at industrial enterprises.

Ъ -tr it

НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОСМОТРА ДЕТЬМИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ

Е. К. Глушкова

Из Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР

Просмотр телевизионных передач занимает большое место в режиме дня детей как в детских учреждениях, так и в домашних условиях. У нас в стране почти каждая школа-интернат, каждый детский дом и многие детские сады имеют телевизоры.

По нашим наблюдениям, у детей младшего школьного возраста средняя продолжительность просмотра телевизионных передач составляет 12 часов в неделю, доходя у отдельных детей до 24—26 часов вне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.