Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА I ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ГИГИЕНИСТОВ И САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ'

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА I ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ГИГИЕНИСТОВ И САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА I ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ГИГИЕНИСТОВ И САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ»

СЪЕЗДЫ • СОВЕЩАНИЯ • КОНФЕРЕНЦИИ НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА I ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ГИГИЕНИСТОВ И САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ

Кандидат медицинских наук Е. М. Белостоцкая (Москва)

Проблеме гигиены детей и подростков на съезде было посвящено два заседания, большая часть докладов была посвящена наиболее важным в настоящее время гигиеническим вопросам в связи с законом о перестройке народного образования.

В докладе М. В. Антроповой «О гигиенически целесообразных формах организации производственного обучения учащихся» (Научно-исследовательский институт физического воеггитания и школьной гигиены Академии педагогических наук) были представлены результаты научных ¡исследований за несколько лет производствевного обучения учащихся старших классов (9—11-е классы). Показано, что режим и характер работы оказывают заметное влияние на работоспособность учащихся и функциональное состояние их сердечно-сосудистой системы. При смене дня учебных занятий в школе на день работы та производстве (при 3 днях производственного обучения в неделю) и начале работы не ра'нее 9—10 часов 30 минут утра имеет место более благоприятное распределение основных компонентов режима дня учащихся: наиболее равномерное распределение домашней учебной нагрузки, соблюдение рекомендуемой продолжительности сна н пребывания детей на воздухе.

Лучшие показатели работоспособности и отдельных физиологических реакций наблюдались после работы, в которой было принято чередование разнообразных операций, а также при проведении производственного обучения учащихся в школьных или межшкольных мастерских.

Ряд положений этого доклада совпадает с результатами исследований, представленных в докладе Р. Г. Сапожниковой и Н. М. Поповой «Гигиенические вопросы производственного обучения учащихся старших классов» (Институт гигиены детей и подростков АМН СССР и Московский научно-исследовательский институт гигиены имени Ф. Ф. Зрисмаиа). Хронометражные наблюдения за учащимися, работающими на предприятии, и физиологические исследования показали, что режим труда ¡нередко не отвечает физиологическим возможностям подростков. Он мало отличается от режима взрослых рабочих: обеденный перерыв бывает только после четырехчасовой непрерывной работы, в предпраздничные дни школьники работают шесть часов без перерыва, на фоне большой учебной нагрузки, на что указывают данные анкетного опроса учащихся.

' Такое сочетание приводит к нарастанию явлений утомления и снижению производительности труда. Непрерывная длительность работы не должна превышать 2'/г часов. В целях правильной организации трудового режима дня учащихся, отвечающего возрастным I особенностям, в докладе предлагается выделять учащихся в отдельные цеха, пролеты, учебные мастерские. Докладчик отметил, что это вполне реально и что гакие примеры уже есть в ряде городов, в том числе и в Омске.

Большая нагрузка школьников старших классов была отмечена в докладе Б. И. Темкина «Влияние учебных занятий, сочетаемых с производительным трудом, ча функциональное состоячгие нервной системы учащихся старших классов» (Куйбы-шевокий педагогический институт имени В. В. Куйбышева). Проводилось изучение двух вариантов режима работы учащихся 10-х классов: работа на заводе в первом полугодии в среду и субботу, а во вторам полугодии—в понедельник и субботу. Сравнительное изучение функциональных изменений нервной системы учащихся (скорость реагирования, мышечный тонус и моторная хронаксия) не выявило заметной разницы между первым и вторым вариантом режима. В то же время в учебные дли с 6 учебными предметами выявились заметные изменения со стороны нервной системы учащихся в сторону ухудшения. Это объясняется чрезмерно большой суммарной нагрузкой учащихся, составляющей около 10 часов в день. Через 1'/а—2 часа учебных занятий в школе показатели состояния нервной системы не восстанавливались до исходных данных, имевшихся утром до ¡начала учебного дня. Автор делает справедливый вывод, что сочетание обучения с произодительным трудом при изученном режиме не

оказывает достаточно положительного влияния на функциональное состояние нервной системы школьников старших классов.

Группа сотрудников Московского научно-исследовательского института гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана (Е. М. Белостоцкая, Е. К. Глушкова, С. М. Громбах, А. Г. Су харев, tB. А. Телешев, Е. А. Тюмохина) сделала доклад «Гигиенические вопросы ре жима труда школьников в сельском хозяйстве». Работа проводилась совместно со Ставропольской краевой санитарно-эпидемиологической станцией (школьно-санитарный врач В. А. Протопопова). Изучалась допустимая длительность работы учащихся 6—9-х классов в колхозе и совхозе в период леших камикул. Опрос 1225 учащихся 7 станиц Ставропольского края показал, что значительное большинство сельских школьников (77%) работает во В1ремя летних каникул; при этом около 19% учащихся работают без отдыха. Между тем анализ полученных сдвигов ряда показателей (пульс, кровяное давление, жизненная емкость легких, сила и выносливость к статическом) напряжению) позволил установить, что положительное вли.тчие работы на организм учащихся имеет место только на протяжении одного месяца. К исходу 2-го месяца ра боты положительное влияние начинает понижаться и резко падает на 3-м месяце. Сле довательно, летнюю работу нужно обязательно проводить так, чтобы был обеспечен отдых: не менее 1 месяца для учащихся старших классов и 1 '/а месяце® для младших школьников. У учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, в ряде случаев было отмечено ухудшение за летний пери од. Отсюда вытекает 'необходимость установ лення специального охранительного 'режима работы для таких школьников.

Перечисленная пруппа докладов показала существование разной организации про изводственного обучения школьников, которая не всегда гигиенически целесообразна, что отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма школьников Длительность работы, ее характер, ритм должны быть строго регламентированы. Конкретные ¡рекомендации в этом отношении были представлены в докладах.

Большой интерес вызвал доклад В. М. Левина «Медицинская профессиональная консультация школьников в связи с реализацией закона о перестройке народного образования» '(Ленинградский научно-исследовательский институт гигиены труда и про фессиональных заболеваний). В докладе было показано, что правильное решение волро сов 'Профессиональной консультации приобретает особо важное значение в настоящее время, так как подростки могут быть допущены лишь к тем .видам труда, которые доступны им по анатомо-физиологическим особенностям. В то же время медицинская профессиональная консультация в школе не налажена. Была подчеркнута важность углубленного медицинского освидетельствования подростков с привлечением ряда сне циалистов, умения правильно оценить диапазон функциональной приспособляемости молодого организма к новым условиям труда. Это должно сопровождаться знанием основных производственных факторов, характеристики профессии и возможного влия ни я неблагоприятных условий труда на растущий организм.

Доклад В. К. Кузьминой «Физиологическое обоснование применения лучистого обогрева три рабойе подростков в условиях холода» (Институт гигиены детей и подростков АМН РСФСР) показал, что во время работы средней тяжести в зимних уело виях состояние теплового дискомфорта у подростков наступает раньше, чем у взрослых. На основании комплекса физиологических исследований разработан график, поз воляющий нормировать работу подростков при воздействии низких температур. Диапазон низких температур воздуха при разных скоростях его движения, в пределах которого возможна работа без переохлаждения организма, может быть расширен за счет 'применения различных способов обогрева. Для этой цели рекомендуется местный обогрев при помощи газового излучателя с керамической горелкой. В этом смысле работа имеет и практическое значение.

¡В докладе Г. Г. Адамовича «Опыт гигиенической оценки местных климатических факторов летней оздоровительной местности в условиях Западной Сибири» (Томск) были представлены подробные метеорологические наблюдения окрестностей Томска в течение двух легших сезонов. Изучалось влияние отдельных метеорологических эле ментов и комплекса погодных услов>ий на простудную заболеваемость у отдыхающих детей.

На основе проведенной работы предложен ряд рекомендаций в отношении учета и использования климатических факторов при выборе мест для размещения детских летних учреждений, что важно для предупреждения возникновения простудных забо л ев амий.

Большое значение для гигиенической 'науки и школьно-санитарной практики имел л~жлад 3. А. Скобаревой «Гигиеническая оценка экспериментальных установок нового школьного освещения» (Институт общей и коммунальной гигиены имени А. Н. Сысина АМН СССР). Ценность работы заключается в том, что она проведена в школе, где все классы оборудованы двумя видами освещения (лампы накаливания и люминесцентное осчещение) и разными типами новых светильников (всего 8 вариантов). Проведено детальное светотехническое изучение качественных (распределение яркостей и др.) и количественных характеристик осветительных установок. Проведены и физиологические исследования по изучению утомления зрительного анализатора в течение учебного дня, что позволило автору предложить конкретные рекомендации для организации искусственного оовешення в школьных классах в соответствии с новыми нормами (150 лк для ламп накаливания и 300 лк для люминесцентного освещения) Установлено, что

при хороших условиях искусственного освещения занятия не вызывают повышенного утомления к концу учебного дня. Снова показано преимущество люминесцентных ламп при ¡правильном их применении леред лампами накаливания.

В докладе В. А. Баландиной .и Д. К. Кагановича (Новосибирский .научно-исследовательский санитарный институт) «Физическое развитие и состояние здоровья учащих ся школ и ремесленных училищ Новосибирска и Новосибирской области» показано улучшение состояния здоровья и физического развития детей за прошедшее десятилетие. При этом показатели физического развития школьников Новосибирской области в основном совпадают с таковыми по Новосибирску. Отмечено улучшение состояния здоровья учащихся ремесленных училищ за прошедшее десятилетие, снижение заболе ваемости « числа дней нетрудоспособности. В результате работы изданы брошюры с оценочными таблицами физического развития школьников и учащихся ремесленных училищ.

Отличительной чертой ¡всех докладов было то, что наряду с высоким современным методическим уровнем они были достаточно актуальными и имели практическую направленность. В большинстве случаев доклады заканчивались конкретными обоснованными рекомендациями, полезными для развития школьно-санитарного надзора.

Доклады подверглись активному обсуждению, что свидетельствует об их жизненности. Возникла даже дискуссия по вопросу организации медицинского обслужи вания школьников в новых условиях обучения, в частности по вопросу о допуске к работе детей с отклонениями в состоянии здоровья. Ряд высказываний был направлен на то, чтобы совсем не допускать к работе школьников с отклонениями в состоянии здоровья. Такие высказывания не нашли поддержки, так как это, возможно, и самый легкий, но неправильный путь. Надо решать вопрос о посильном труде для этих школьников, ¡нормировании трудовой нагрузки в соответствии с возрастом и состоянием здоровья. Было отмечено, что пока мы еще недостаточно научно подготовлены к решению этих важных и методически сложных вопросов. Высказано единодушное мнение о гом. что существующая система медицинского обслуживания не может удовлетворить новым требованиям школы, она должна быть изменена и научно обоснована. С этой цел! ю необходимо расширять научные исследования в области разработки медицинских показаний для работы учащихся в разных профессиях, а также в области физиолого-гигиенического нормирования отдельных видов работ по тяжести в возрастном разрезе и в связи с состоянием здоровья. Было высказано пожелание о срочном издании методических материалов по профотбору школьников и подростков

Интересным было выступление школьно-санитарного врача Тульской областной санитарно-эпидемиологической станции Л. Г. Почтман. Она выразила удовлетворение заслушанными научными докладами, так как в них приводится много практических предложений, и отметила, что некоторые исследования режима обучения и труда для получения массового материала могли бы быть проделаны санитарно-эпидемиологическими станциями под руководством научно-исследовательских институтов. Это выступление получило всеобщее одобрение. Вновь был поднят вопрос о необходимости уменьшения нагрузки в школе, для чего, по мнению выступавших, прежде всего должны быть пересмотрены и сокращены школьные программы.

Рекомендации вытекающие из докладов, и многие предложения выступавших в прениях вошли в общую резолюцию съезда. Участники высказывали пожелания в адрес Министерства здравоохранения РСФСР об ускорении выполнения приказа министра здравоохранения РСФСР за № 309 об итогах выездного пленума Ученого ме-днцннокого совета от 11—13 мая 1960 г. по гигиеническим вопросам перестройки среднего образования, ib котором предусмотрено много важных научно-организационных мероприятий.

-й- тir -й

СОВЕЩАНИЕ ПО ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ БЕСФОНАРНЫХ И БЕЗОКОННЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ЗДАНИИ

Проф. Д. А. Зильбер (Ленинград)

8—10 июня 1960 г. в Ленинграде состоялось совещание по электрическому освещению промышленных зданий без естественного света (бесфонарных и безоконных), созванное светотехнической секцией центрального правления Научно-технического общества энергетической промышленности (ЦЕНТОЭП). На совещании присутствовало свыше 90 представителей научных институтов технического .и гигиенического профиля, проектных организаций, санитарно-эпидемиологических станций Ленинграда, Москвы, Киева, Риги и других городов. Были заслушаны доклады инженера института Пром-стройпроект И. И. Горшкова, проф. Н. М. Данцига (Институт общей и коммунальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.