Научная статья на тему 'ФОНЕТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ФОНЕТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.И. Теленки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHONETICS OF PRESCHOOL CHILDRENS SPEECH AS ONE OF THE INDICES OF THEIR PHYSICAL DEVELOPMENT

One of the features of preschool age children is the development of speech in ge neral and that on pronunciation (phonetics) in particular. A study of phonetics in 3984 kindergarten children simultaneously with the investigation of their phys.cal development has pointed to the existence of direct relationship between these two indices, especially, in the jun.or preschool age group, i.e. at the time of the termination of proper pronunciation. During the last ten years there have been noted definite improvements in the phonetics oi speech: an increase in the number of preschool age children w.th correct pronunciation and a [all in the number o[ those with indistinct speech. These favorable changes in the phonetics go parallel with a rise in the dynamics of physical development of children during the same period of time.

Текст научной работы на тему «ФОНЕТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

фонетика речи детей дошкольного возраста как один из показателей физического развития

Аесистент В. И. Теленчи

Из кафедры гигиены детей и подростков Центрального института усовершенствования врачей

Изучение физического развития детей в послевоенные годы ведется комплексно по суммарным данным — соматометрическим (длина тела, вес, окружность грудной клетки), соматоскопическим (оценка степени жироотложе!?ия, развития мускулатуры, костной системы, осанки), физиометрическим (жизненная емкость легких, мышечная сила, кровяное давление и др.) и с учетом состояния здоровья.

Методика изучения физического развития детей дошкольного возраста мало отличалась от методики исследования детей других возрастов. Между тем для Дошкольников характерно совершенствование моторики вообще и речевой в частности. Освоение этих двигательных навыков находится в прямой зависимости от здоровья и соматического состояния ребенка. Расстройства пищеварения и питания, эндокринные нарушения, хронические и острые инфекционные заболевания оказывают задерживающее влияние на речевые реакции ребенка. Чем моложе ребенок и чем менее прочны навыки речевых движений, тем они менее устойчивы к неблагоприятным воздействиям. Если ребенок, начавший ходить и произносить отдельные слова, заболевает, то он часто перестает ходить и говорить

Зависимость между произношением (фонетикой) и физическим развитием выявляется у детей и в более старшем возрасте. Так, по архивным материалам детского санатория для нервных детей школьного возраста Московского городского отдела здравоохранения (директор К. М. Куханов), по мере улучшения общего физического статуса ребенка отмечается в большинстве случаев улучшение произношения.

В литературе имеются отдельные указания на связь речевого развития с общим психофизическим (Ю. А. Флоренская, М. Е. Хватцев и др.). Однако этот вопрос освещен очень скудно и не подкреплен данными массовых наблюдений. Исходя из основной предпосылки, что произношение является двигательным актом, в котором участвуют центральная нервная система и сложный нервно-мышечный аппарат, видный школьный гигиенист П. М. Ивановский в 1948 г. предложил расширить, дополнить программу изучения физического развития детей дошкольного возраста исследованием произношения, т. е. фонетики. Начиная с 1948/49^ учебного года на кафедре школьной гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института имени И. М. Сеченова, затем на кафедре гигиены детей и подростков Центрального института усовершенствования врачей (в 1951 и 1955 гг. и в 1958/59 учебном году) комплексно изучали физическое развитие и фонетику речи детей из детских садов.

Фонетику изучали при помощи специального альбома с картинками, широко используемого для диагностической цели в логопедической практике. Картинки в альбоме подобраны таким образом, что исследуемый звук встречается в начале, в середине и в конце названия картинки.

По фонетической характеристике выделено 3 группы детей: с нормальным или правильным произношением, с дефектами произношения (косноязычие) и с невнятным произношением. Материалы о детях, страдающих заиканием, в обработку не вошли, так как заикание является следствием тяжелых нервных расстройств, а при разработке данных мы исходили из принципов статистической однородности по состоянию здоровья. В течение 10 лет было проведено 4 обследования, в результате которых получены материалы о полном физическом статусе и произношении 3984 детей в возрасте от 4 до 7 лет.

X «а -н Я <У иэин -эптонеиос1и И1чнхвнаэн э О СЧ | со—Го* С- — СЧ | со" о* о"

3 § о о. с а иэиь -1ЯЕВОНЭОМ Э ^о о — сГг- ю ^ СО СО СЧ ОС--'00 со'о* со со" мпсч —

а> а X я я £ иэин -этонеиосШ К1чня1гиавёи э СО 00 СГ) О 00*00* — -Т — СО СО СО СЧ Г- СЧ со стГео со СМ ^Т* Г— ОО

онеяоНэ1гэ9о олээа — Ю <У> т^ ОО — N со пююю со -ч* со ю -ото -Ч- Ю Ю Ю

<я н Я а» иэин -этонеиойц шчнлвняэн э II 1 о 1 1 1 о

и <а 3 Я чп о а. с со иэиь -гчевонэом э -я- СМ Ю оо — оо" см" (ОЮИСЧ о ^ о ю~ю~сг> со ТГ —. —.

V >л о ю я X К Я со Я иэин -этонеиосШ К1янч1гиавс1и э О) 00 Ю СО 0*00 — IV." гатм^ со со о — со' ТГ О 10 СО Ю 00 СО

онвяоИ'э1гэс;о олээа С} Ю ОО ОО со о см со —■ с-1 сч см ООО N04 СЧ С4 СО — —' сч см

X «а н в <и иэин -эшонсиос1и И1ЧН1К11ЯЭН э 1 1 •Ч" о ^ 1 1 ОО о

ь а с со иэиь -иевонэом э СО 00 со со со ю со с>* ОО со ■ч- ~ СО — со с- — чг 010 МОП-

¡8 С) X я я СП я иэин -этонеиосШ К1яня1гиав(1и э СО СМ 00 с— см"п'*т"о" —' СО Ю оо о о> со со оюоо! СМ ■ч- СО 00

онваоЯэгодо олээа со о -ч* о N«100 о см ю со 00 СМ — О)

X СО н г Я" | с а иэин -этонеиойи и/чнлвнаэн э " ° 1 1 мм сч

С иэин -мевонэом э СО 00 СО 05 О Т ■Ч" оо со -ч* сч N100^ N оо ю~ сч сч N Ю СО СЧ

ю СП X я я СП Я иэин -этонеиосШ ипнч1гиявс111 э СО Ь- С--- г--' Т Ю~СЧ — со ю г» СО Ю 00 СО ос г}- Г^Г -< ^ СО N

онеаоЯэггэдо олээа СТз Ю ОЭ о ю — СО N — 00 со

»-г X я н Я о ИЭИН -эгттонгиосШ И1ЧНЛВНЯЭН э о сч т | 1 1 со —«

1Г-48/49 учебный го о о. с со иэин -певонэом э N N Ю Ю СО 00 сч N со со со 77,6 58.4 32.0 23.1

X я со Я иэин -эточгиосШ К1ЯНЧ1ГИЯВЙи э со -ч- оо ю юоо со'г---— сч т со ю со о о 00 о'оо'со" —

онеаоКэи-эдо олээа — ю ГС. с- — а. оо — о — Г-^ -ч- со о сз о

Возраст а: Ч (- о и Л л с- Ч •Ч- Ю СО Г-- С5 Ч н с <1^ л а 1- ч •Ч- Юсо N

Пол Маль-чики Девочки

Разработанные отдельно по годам обследования1 и обобщенные данные за все годы позволили вскрыть ряд особенностей в развитии фонетики детей дошкольного возраста.

Число детей с правильным произношением с возрастом увеличивается (табл. 1), но это увеличение идет неравномерно. Оно наиболее ярко выражено на 5-м и б-м году жизни детей, что, по-видимому, можно связать с указаниями ряда авторов на то, что до 4—5 лет у детей косноязычие является «физиологическим». Оно связано с незавершенным созреванием коры головного мозга, недостаточно четкой функцией сложного мускульного аппарата, участвующего в акте речи, отсутствием навыков речевых движений, лежащих в основе произношения отдельных звуков.

В становлении фонетики мальчиков и девочек отмечаются существенные отличия. Уровень кривой правильной речи у девочек всех возрастов и во все годы исследования выше, чем у мальчиков.

Среди дефектов произношения чаще всего и во всех возрастах встречаются дефекты произношения шипящих, затем, по убывающей степени, звука р, свистящих, звука л и др. Частота дефектов произношения отдельных фонем связана со сте-

1 Материалы первых 2-х работ вошли в диссертацию В. И. Теленчи «Физическое развитие детей из детских садов Фрунзенского района Москвы» (М., 1954) и частично опубликованы в журнале «Сочетская антропология» (1958, № 3).

пенью сложности артикуляции отдельных звуков (например, —р—) или сложность дифференцировки артикуляции близких по звучанию фонем: (например, б-п, в-ф, д-т и др.)- Чем сложнее артикуляция, тем труднее овладевает ею ребенок и тем дольше он ее осваивает.

При сопоставлении итогов исследования фонетики, проведенного в 1948/49 учебном году и через 10 лет — в 1958/59 учебном году, вы-

Паль чини.

1

Левочт-

Воъраст

/УУЙ/»У4 I Дефекты произношения \НеВнятное произношение

Де¡ренты произношения НеВиптное произношение

Рис. 1. Количество детей с дефектами речи по данным 1948/49 и 1958/59 учебных годов.

явлены заметные положительные сдвиги. Значительно увеличилось число мальчиков и девочек всех возрастов с правильной речью, соответственно уменьшилось число детей с косноязычием и резко уменьшилось число детей с невнятным произношением (рис. 1).

Таблица 2

Распределение детей с различной фонетической характеристикой по условным группам физического развития (в процентах) к общему числу обследованных детей

в 1951 — 1955 гг.

Возраст

4—5 лет 6—7 лет

Физическое развитие всего 583 детей всего 716 детей

правильное произношение косноязычие невнятное произношение правильное произношение косноязычие невнятное произношение

Низкое (менее М—1о) Ниже среднею

|М—('/л—1я)| . . . Среднее (1Л±1/,а) . . Выше среднего

|М4(7,-1о)| • • •

Высокое (более М+Ь;

2,9 11,1 0,9 9,5 6,7

2.6 10.6 1.0 8,1 5,5

10.9 28,5 1,5 28,4 13,3

5,7 8,7 0,3 9,9 4,2

5,8 9,6 0,5 10,6 3,5

Улучшение фонетики речи детей совпадает с положительной динамикой физического развития детей в течение этого десятилетия. Между

4--5 лет

6-7 лет

показателями физического развития и состоянием фонетики выявлена прямая зависимость. В табл. 2 и на рис. 2 представлен характер распределения детей с различным состоянием фонетики по 5 группам физического развития, каждая из которых отличается от средневзвешенной

М половиной сигмы. Дети, не % имеющие никаких дефектов речи г30 (на рис. 2 — белые незаштрихо-ванные столбики), распределяются по условным категориям физического развития таким образом, что большинство их имеют оценку по состоянию физического развития «среднюю» и «выше средней». Эта особенность более выражена в группе детей 4—5 лет, т. е. именно в том возрасте, когда происходит наиболее интенсивное формирование речи.

Зависимость фонетики речи от физического развития проявляется в группах детей с невнятной речью (на рис. 2 — черные столбики) и с дефектами произношения (на рис. 2—заштрихованные столбики).

Невнятная речь и дефекты произношения чаще встречаются у детей всех возрастов с физическим развитием, средним и ниже среднего, а в группе детей 6—7 лет невнятная речь встречается только у детей с низким физическим развитием. Эти различия в распределении детей с различной фонетической характеристикой по условным категориям физического развития выражены нерезко, но они повторяются во всех исследованиях.

Достаточный по численности материал позволил произвести распределение детей с правильным произношением по условным группам физического развития и представить не суммированные данные смежных возрастов, а данные по каждому возрасту отдельно. На рис. 3 видно, что в

Невнятная речь

|

4>

5; О <к

^ -О

^ ^ «О «^осэ

С5 л.

I I

Г

-I о

Физическое развитие

Рис. 2. Распределение детей с различной фонетической характеристикой по сигмам физического развития.

группе детей с правильной речью значительно больший удельный вес имеют дети с высокими показателями физического развития. Эта зависимость тем отчетливее, чем моложе ребенок, т. е. она более выражена з периоде становления речи.

Полученные данные позволяют считать доказанным наличие связи между физическим развитием детей и их фонетикой. Это обстоятельство подсказывает необходимость более тшательного анализа состояния здоровья, и в частности физического развития детей, имеющих отклонения речи.

Формирование фонетики речи детей находится также в непосредственной зависимости от условий воспитания и обучения. Иллюстрацией этому служит сопоставление фонетики детей из дневных и круглосуточных групп детского сада (рис. 4).

Число детей с правильной речью в группах дневного пребывания

больше, чем в круглосуточных. Эта разница тем ярче, чем моложе ребе-%

£0л

40-

30

го-

ю

Ьгодо

i 1

а- ч <5 ¿S

5 лет

Елет

§ 1

£í oj

^ 1 $ а

«а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

|

«s

i

5* |

1

i

^ _ „ «о

I

Физическое разбитие

Тлею

Ж %

§

i а

i

43 «Q

Рис. 3. Распределение детей с правильным произношением по группам физического развития.

нпк. Отставание развития фонетики детей в круглосуточных группах связано с тем, что дети этих групп находятся в условиях более однообразного речевого общения, по преимуществу с детским коллективом, в составе которого имеются дети с. дефектами произношения. Вследствие свойственного детскому возрасту подражания и рефлекторного повторения дети усваивают неправильное произношение. Нет нужды говорить о том. что устойчивые дефекты речи у детей старших групп детского сада могут сыграть отрицательную роль в обучении в школе, поэтому требуется особая работа по развитию речи детей из круглосуточных групп детских садов.

Все эти данные позволяют считать, что при педагогическом и врачебном контроле за физическим развитием детей дошкольного возраста необходимо больше уделить внимания фонетике речи как одному из существенных элементов развития детей.

%

100-90-80 70 60 50 40 30 20 10 0

Возраст

I ОраВильная речь

3 Дефекты проиъно -1 шения

Правильная речь

произношения

Рис. 4. Соотношение правильной речи и дефектов произношения в группах детей дневного и круглосуточного пребывания.

Дневная группа.

típy?noryro4HCf¡ группа

2 Гигиена и санитария. Л"» 10

17

При массовом изучении физического развития детей дошкольного возраста целесообразно в программу исследования дополнительно включить исследование фонетики речи.

Поступила 20/VI 1960 . г

PHONETICS OF PRESCHOOL CHILDRENS' SPEECH AS ONE OF THE INDICES OF THEIR PHYSICAL DEVELOPMENT

V. 1. Telenchy, assistant

One of the features of preschool age children is the development of speech in ge neral and that oi pi0..unciauon (phonetics) in particular.

A study of phonetics in 3984 kindergarten schildren simultaneously with the investigation of their phys.cal development has pointed to the existence o[ direct re.ation-ship between these two indices, especially, in the jun.or preschool age group, i. e. at the time of the formation of proper pronunciation.

Dur.ng the last ten years there have been noted definite improvements in the phonetics oi speech: an increase in the number of preschool age ch.ldren w.th correct pronunciation and a fall in ihe number o( those with indistinct speech. These favorable changes in the phonetics go parallel with a rise in the dynamics of physical development of children during the same period of time.

* * -Ar

основные вопросы гигиены труда школьников при прохождении производственного обучения

Кандидат медицинских наук В. М. Левин

Проведение в жизнь решения Коммунистической партии Советского Союза и Советского правительства об осуществлении соединения обучения с производительным трудом и об укреплении связи советской школы с жизнью социалистического общества выдвигает перед гигиенической наукой и санитарной практикой ряд задач, требующих срочного разрешения. Как известно, в течение ближайших лет к производственному труду будут приобщены миллионы подростков, значительная часть которых будет проходить производственное обучение на промышленных предприятиях. Чтобы при перестройке школы были не только предусмотрены условия, гарантирующие безвредность производственного обучения, но и созданы предпосылки, необходимые для стимулирования дальнейшего улучшения физического состояния молодежи, необходимо срочно приступить к решению ряда вопросов гигиены труда и производственного обучения подростков. Сравнительная новизна возникающих проблем и крайняя бедность литературных материалов, посвященных гигиене труда подростков, в значительной степени определяют трудность их решения.

Недостаточность исследований по гигиене труда подростков объяс няется главным образом тем, что возраст подростков, с одной стороны, вышел за пределы гигиены и клиники детства, и с другой — не включен в сферу внимания гигиены труда. Между тем, как известно, подросток с медицинской точки зрения не может рассматриваться как большой ребенок; он также не является маленьким взрослым. Возраст подростка является одним из периодов развития и формирования человека, когда возникает весьма существенная и интенсивная перестройка нейрорегу-ляторных механизмов.

В связи с продолжающимся формированием коры головного мозга создаются новые взаимосвязи в нервной системе. Нервная и эндокринная системы функционально и морфологически интимно переплетаются между ссбсй. В некоторых узлах подбугорной области, в гипофизе и коре головного мозга появляются смешанные железисто-нервные клетки,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.