Научная статья на тему 'Основные виды реабилитационных услуг социально уязвимых слоев населения в Кыргызской Республике'

Основные виды реабилитационных услуг социально уязвимых слоев населения в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
99
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / АДАПТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / УСЛУГИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бакаева Мээрим Азизбековна

Рассматриваются виды реабилитационных услуг социально уязвимых слоев населения. Предлагается формирование концепции социальной модернизации и выработки мер по оптимизации социально-экономических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные виды реабилитационных услуг социально уязвимых слоев населения в Кыргызской Республике»

большом объеме финансирования. На данный момент, банковский сектор испытывает трудности с долгосрочными источниками финансирования. К тому же лизинг является инструментом с более высоким уровнем риска, так как залогом в данном виде кредитования является само приобретаемое имущество. В связи с этим, банки вынуждены ужесточить условия финансирования операций лизинга, существенным среди которых являются срок и процентная ставка. На сегодняшний день средний срок по лизинговым операциям составляет 3 года, а процентная ставка варьируется от 6 % до 28 % в национальной валюте и от 12 % до 22 % в долларах США. При этом минимальная процентная ставка (6 %) может быть установлена лишь в государственных проектах.

Помимо этого, наблюдается несовершенство нормативно-правовых актов, регулирующих лизинговую деятельность в Кыргызстане. Экспертами было предложено внести изменения, прежде всего, в Налоговый и Таможенный Кодексы КР, с учетом практики осуществления лизинговых операций в стране. Изменения в законодательстве должны послужить существенным толчком для дальнейшего динамичного развития рынка лизинга в Кыргызстане.

Однако, несмотря на все вышеперечисленные проблемы, лизинг в Кыргызской Республике имеет большой потенциал для дальнейшего развития. Согласно данным Минсельхозтехники, степень изношенности оборудований и техники в горном, туристическом, воздушном, водном, аграрном и в других секторах составляет более 90 %, следовательно, потребность в лизинговых операциях будет расти с каждым годом.

С принятием мер по улучшению условий для развития лизингового рынка, лизинг в Кыргызстане станет уже не утопией, а реальностью.

Литература

1. Философова Т. Г. Лизинг: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 154-157.

2. [Электронный ресурс]: Официальный сайт национального статистического комитета. URL: www.stat.kg.

Основные виды реабилитационных услуг социально уязвимых слоев населения в Кыргызской Республике Бакаева М. А.

Бакаева Мээрим Азизбековна / Бакавуа Мввпш А212Ьвкоупа — преподаватель, соискатель, кафедра экономики, менеджмента и бизнеса, Чуйский университет им. С. Мамбеткалиева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: рассматриваются виды реабилитационных услуг социально уязвимых слоев населения. Предлагается формирование концепции социальной модернизации и выработки мер по оптимизации социально-экономических процессов.

Ключевые слова: реабилитационные услуги, образовательные услуги, адаптационные услуги, услуги психологической поддержки, оптимизация.

УДК: 330.8(575.2) (043.3)

В Кыргызстане, как и в других странах Центральной Азии, отмечается устойчивая тенденция роста инвалидности, включая детскую. За последнее десятилетие число инвалидов увеличилось более чем в 4 раза [1, с. 10]. Ежегодно регистрируются 48 тыс. человек. Очевидно, что инвалидизация общества в Кыргызстане становится серьезной проблемой [2, с. 16], требующей всестороннего изучения и внедрения комплексной системы или программы по развитию государственных и негосударственных реабилитационно-медицинских центров по оказанию социальных услуг лицам с ограниченными возможностями.

В структуре инвалидности преобладают психические заболевания и расстройства поведения. Доминируют болезни нервной системы, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения. Вызывает тревогу рост психической патологии среди жителей сельской местности. Такая тенденция роста их численности требует коренного изменения социальной политики в отношении этой категории общества, которая в свою очередь требует комплексного и глубинного изучения с применением качественных методов социального исследования.

Считаем необходимым очертить точное представление и понимание исследователями термина «социально-медицинские реабилитационные услуги». Для данного конкретного исследования за основу было принято определение Е. И. Холостовой, которое стройно перекликается с определением,

принятым за основу Законом КР о социальных услугах. Таким образом, социальная реабилитация это комплекс мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных или утраченных способностей человека к самообслуживанию, занятию различными видами профессиональной деятельности вследствие заболевания, изменению социального статуса, девиантного поведения, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни и обеспечивающих реализацию их прав и потенциальных возможностей [4, с. 21].

Такая необходимость обусловлена, прежде всего, тем, что исследовательский процесс выявил, что термин «социально-медицинские реабилитационные услуги» имеет различное значение для лиц с ограниченными возможностями и для специалистов государственных учреждений. В целом реабилитационный процесс и для тех, и для других сводится к финансово компенсационным мероприятиям. Для лиц с ограниченными возможностями медико-социальные реабилитационные услуги представляют собой исключительно пособия и льготы, которые они получают от государства или которые они вправе получать. Специалисты местного самоуправления и районных отделов социальной защиты идентифицируют медико-социальные реабилитационные услуги с выдачей гуманитарной помощи и благотворительными акциями, посвященными «Дню инвалидов», реже «Дню защиты детей». Введение социального паспорта является основной функциональной обязанностью ведущих специалистов по социальной работе, осуществляющих свою деятельность при айыл окмоту и при районных управлениях социальной защиты.

Исследование выявило, что целостная система оказания социально-медицинских реабилитационных услуг в Кыргызской Республике существует в двух формах: государственные и негосударственные (неправительственные). Государственные учреждения работают по утвержденным положениям и по графику утвержденных мероприятий, за счет государственного и местного бюджета. Данный подход работы организаций не является эффективным, так как хронически не достают финансовые средства на эти цели.

Результаты исследования показали, что вторая форма - негосударственные (неправительственные) организации делают основной упор на работе с социально уязвимым слоем населения как с детьми сиротами, лицами с ограниченными возможностями. Услуги, предоставляемые детям, имеют широкий круг функционального назначения, включая образовательные услуги, адаптационные услуги, услуги психологической поддержки, услуги в предоставлении компенсаторного реабилитационного оборудования (кресла-каталки, ходунки, лангетки, ортопедическая обувь); правовые услуги; услуги по осуществлению реабилитационного процесса. Центр по реабилитации и развитию людей с проблемами зрения «Эркиндик» предоставляет социально-медицинские реабилитационные услуги в виде психологической поддержки, обучения на компьютере при помощи специальной программы, позволяющей обучать слепых, а также английскому языку около 100 человек в год. В основном это дети, потому что взрослые уже сформировались, а дети стараются узнать новое. Обучение на компьютере и английский язык востребованы, они взаимосвязаны.

Известно, что НПО, предоставляющие услуги лицам с ограниченными возможностями, создаются в большинстве случаев силами самих лиц с ограниченными возможностями либо людьми, которые сами непосредственно столкнулись с этой проблемой, например, родители детей с ограниченными возможностями или члены семьи ЛОВЗ. Установлено, что комплекс, включающий в себя и медицинские и социальные реабилитационные мероприятия, не оказывается ни одной организацией, принявшей участие в исследовании. В общей сложности, крен услуг смещен либо в сторону медицинских реабилитационных мероприятий, которые предоставляются государственными, как правило, медицинскими учреждениями и санаторно-курортными организациями, либо в сторону социально реабилитационных услуг, которые оказываются неправительственными организациями.

Ввиду того, что исследованием были охвачены специалисты (в той или иной степени предоставляющие, организующие, планирующие или контролирующие процесс предоставления социально-медицинских реабилитационных услуг), а также лица с ограниченными возможностями и люди, непосредственно осуществляющие заботу о них, настоящим исследованием были выявлены две полярные точки зрения. Первая точка зрения сводится к тому, что забота о лицах с ограниченными возможностями осуществляется на всех уровнях и представляет собой комплексную систему. В то же время небезосновательна вторая точка зрения, что медико-социальные реабилитационные услуги в большей степени декларативны. Спектр услуг довольно узкий, доступ к ним ограничен в силу информационных, финансовых, градостроительных, правовых барьеров.

Анализ медико-социальных реабилитационных услуг показал, что все услуги можно сгруппировать на услуги, оказываемые на безвозмездной (платной), льготной (частично оплачиваемой) и платной основах.

Переход в Кыргызстане к рыночной экономике требует необходимость коренных преобразований во всех отраслях социальной сферы. Во многом эти реформы направлены на то, чтобы сблизить

61

механизм функционирования каждой из отраслей с рыночными принципами. Предполагалось, что в условиях рынка круг задач государственной социальной политики достаточно узок, поэтому сформированная в короткие сроки рыночная экономика в стране сама по себе создаст механизмы социальной адаптации населения, прежде всего через устранение ограничений в социально-трудовой сфере, создание широких возможностей для всемерной занятости граждан и, соответственно, увеличения их доходов.

Следует заметить, что в ходе реформирования экономики существенно изменяются наши представления о целях, критериях и механизмах функционирования социальной сферы. Довольно долго при рассмотрении процессов рыночного реформирования социальная сфера оценивалась как пассивный элемент, ограничивающий скорость и масштабы экономических преобразований. Было широко распространено убеждение, что в процессе радикального реформирования ухудшение социально-экономического положения большинства населения, стремительный рост бедности и безработицы, резкое усиление социальной дифференциации общества являются неизбежной платой за достижение положительных результатов экономических реформ. Однако практика показала, что ни в одной стране СНГ не удалось добиться реальной результативности экономических реформ для государства в целом даже ценой полу разрушения социальных отраслей.

В то же время, как неоднократно отмечалось многими исследователями, опыт реформирования экономики в других странах свидетельствует о том, что высокая социальная цена рыночных реформ не является неизбежной. При грамотном подходе органов власти экономические реформы осуществляются в направлении построения социального государства и социально ориентированной экономики, что предполагает, в том числе и работу по минимизации негативных последствий реформ для социальной сферы. Одновременно в этом же направлении происходит системное реформирование отраслей социальной сферы.

В настоящее время эта модель становится ориентиром и вектором развития и для Кыргызстана. Как справедливо отмечает профессор Н. Х. Кумскова, такой подход обусловлен тем, что модель социально ориентированной экономики, «во-первых, наиболее близка к нашей исторической практике государственного устройства и менталитету общества; во-вторых, она дает экономическим реформам социальную направленность; в-третьих, потому что такая модель прошла полувековую проверку на практике и действует в Германии, Испании, Швеции и других европейских странах, имеющих высокий жизненный уровень» [3, с. 83].

Конституционное провозглашение Кыргызской Республики социальным государством пока не нашло своего полноценного отражения в реальной практике. Сегодня одной из основных проблем остается проблема формирования концепции социальной модернизации для нашего общества и выработки такой модели социального государства, которая была бы в большей степени адекватна нашим условиям и способствовала оптимизации социально-экономических процессов.

В то же время необходимо признать, что реализация такой модели в наших условиях требует длительного времени и больших объединенных усилий как со стороны государственных органов, так и со стороны всего общества и отдельных граждан. Отчасти и поэтому многие занимающиеся данным вопросом авторы отмечают, что формирование социального государства в Кыргызстане находится на раннем этапе на всех уровнях: концептуальном, нормативном и практическом. В то же время, на наш взгляд, если исходить из зарубежного опыта, то такой подход является несколько ограниченным, поскольку не учитывает другие немаловажные характеристики социального государства, которые проявляются не только в социальной, но и в политической, экономической и идеологической сферах.

Литература

1. Годовой отчет Министерство социального развития КР за 2014 г.

2. Арстанбекова А. Корпоративная социальная ответственность: шоу или реальность?

3. Кумскова Н. Х. Усиление роли государства в развитии экономики в условиях глобализации и

в постиндустриальном обществе [Текст] / Н. Х. Кумскова // Вестн. КРСУ., 2012. Т. 12. № 4.

С. 33-34.

4. Холстова Е. И. Социальная реабилитация [Текст] / Е. И. Холостова. М., 2002. С. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.