Научная статья на тему 'Банковский маркетинг лизинговых услуг'

Банковский маркетинг лизинговых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / БАНК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК / КЛИЕНТ / ЛИЗИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алымбаева Жылдыз Карабековна

Лизинг является одной из перспективных форм экономической активности, эффективной моделью, позволяющей формировать ресурсную базу для модернизации реального сектора. Лизинг реально вписывается в любую банковскую схему, раздвигает границы возможностей банка, дает им возможность развиваться: привлекать клиентов и реализовывать их проекты. Несмотря на очевидность преимущества лизинговых операций для банка, наиболее эффективное и успешное их применение возможно лишь при правильно поставленной маркетинговой политике банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банковский маркетинг лизинговых услуг»

Банковский маркетинг лизинговых услуг Алымбаева Ж. К.

Алымбаева Жылдыз Карабековна /А1ушЬавуа ЗуШу2 КатаЬвкота - преподаватель,

кафедра экономики,

Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: лизинг является одной из перспективных форм экономической активности, эффективной моделью, позволяющей формировать ресурсную базу для модернизации реального сектора. Лизинг реально вписывается в любую банковскую схему, раздвигает границы возможностей банка, дает им возможность развиваться: привлекать клиентов и реализовывать их проекты. Несмотря на очевидность преимущества лизинговых операций для банка, наиболее эффективное и успешное их применение возможно лишь при правильно поставленной маркетинговой политике банков.

Ключевые слова: маркетинг, банк, конкурентоспособность, рынок, клиент, лизинг.

УДК 336.71 (04)

В условиях обострения конкуренции на рынке банковских услуг проведение коммерческими банками лизинговых операций способствует эффективному расширению сферы банковского влияния. Вкладывая средства в приобретение имущества с целью проведения лизинговых операций, коммерческие банки вносят свой вклад в формирование стратегии и тактики обновления основных фондов, определяют направления развития лизинга и контролируют ситуацию на лизинговом рынке.

Преимущество лизинговых операций для банка состоит в достаточно высокой рентабельности. Через лизинговые платежи банк приобретает не только новый источник дохода в виде комиссионных выплат, но и, развивая лизинговый бизнес, экономит средства на относительно простом учете лизинговых операций и платежей по сравнению с операциями долгосрочного кредитования, особенно если они носят целевой характер [1].

Участие коммерческих банков на рынке лизинговых услуг, обеспечивающих развитие инновационной деятельности, помимо экономической эффективности и преимуществ этой операции для банка, объясняется сложностью процесса кредитования в сложившейся политико -экономической ситуации в стране.

Наиболее эффективное применение лизинговых операций возможно лишь при правильной постановке вопроса организации лизинга в банке, способного учесть не только положительные, но и все отрицательные моменты лизингового бизнеса в банковской сфере. Успешная организация лизинга в коммерческих банках во многом зависит не только от нормативно-правового, финансового обеспечения лизинговых операций, но и от правильно поставленной маркетинговой политики банков на рынке лизинговых услуг.

В отличие от западных банков, где маркетинг в банковской сфере строился на основе опыта деятельности промышленных и торговых компаний, в Кыргызстане его использование предполагается с переходом к рынку всех структур и сфер хозяйства. Это обстоятельство усиливает значение маркетинга, заключающееся не только в активизации банковской деятельности, но и в ускорении формирования новой банковской системы. Необходимо также отметить, что объективная основа маркетинга в банковской сфере заключается в становлении и развитии финансового рынка в КР.

Для организации работы по лизинговым сделкам банку необходимо подготовить инфраструктуру в соответствии с лизинговым продуктом. Сложная модель организации и управления реализацией лизинговым проектом заставляет банк прибегать к определенным действиям, нацеленным на адаптацию и развитие форм и способов его активных операций. Формирование банковской инфраструктуры связано с двумя соизмеримыми и целенаправленными действиями. Во-первых, банку необходимо сформировать такую внутреннюю структуру, которая соответствовала бы его возможностям и интересам. Во-вторых, банку необходимо организовать внешнюю инфраструктуру, необходимую для реализации лизингового продукта. Таким образом, лизинговому проектированию предшествует большая работа по налаживанию оптимальных форм взаимодействия внутрибанковских структур и его окружающей среды, определяющая необходимость наиболее эффективного привлечения всех возможных рычагов воздействия на систему управления банка.

Первые лизинговые операции на территории Кыргызской Республики начали осуществляться еще в 2003 году. Развитие лизинговой деятельности стало возможным благодаря принятому в 2002 году Закону «О финансовой аренде (лизинге)». C 2003 по 2008 годы был принят ряд поправок в Налоговый кодекс Кыргызской Республики», касающихся налогообложения лизинга. Эти изменения создали предпосылки для формирования в стране лизингового рынка.

На сегодняшний день в Кыргызской Республике существует несколько компаний имеющих опыт в предоставлении техники и оборудования в лизинг, такие как: ОАО «Айыл Банк» и ЗАО Банк «Бай-Тушум» (ранее МФК «Бай-Тушум и Партнеры»), ЗАО «Кыргызский Инвестиционно Кредитный Банк», ЗАО «БТА Банк» (ранее ЗАО «Инексимбанк»), ЗАО АКБ «Толубай», ОАО «Финансовая компания кредитных союзов» (ранее ООО «Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных союзов») и Фонд BPN (Business Professionals Network).

В 2013 г., по данным Союза банков Кыргызстана, в Кыргызской Республике лизинговые сделки совершили ОАО «Айыл Банк», ЗАО Банк «Бай-Тушум», ЗАО «Кыргызский Инвестиционно Кредитный Банк», ОАО «Финансовая компания кредитных союзов» и Фонд BPN, предоставив сельскохозяйственную и другого рода технику, осуществив при этом 632 лизинговые сделки. Стоимость переданного в лизинг имущества составила сумму в 12 млн. 883 долл. США. В сравнении с 2012 годом, в 2013 г., было совершено на 285 сделок больше, в общем количестве составив 632 сделки и соответственно стоимость оборудования, переданного в лизинг на 5,8 млн. долларов США больше в сравнении с предыдущим 2012 годом.

За период с 2003 по 2014 год объем операций лизингового рынка составил 31 766 млн. сомов. Наиболее активное развитие рынка наблюдалось в период с 2011 по 2014 год, так как около 70 % всех лизинговых операций были совершены именно в этом периоде. Это было обусловлено вхождением на рынок ОАО «Айыл Банк», сумевшего за короткий промежуток времени занять лидирующие позиции и увеличить свою долю на лизинговом рынке до 94 %. На данный момент ОАО «Айыл Банк» является чуть ли не единственной компанией, активно работающей в сфере лизинговых услуг. Однако вхождение компании на рынок было обусловлено, в основном, участием в государственных программах, целью которых было развитие лизинговых отношений в Кыргызстане.

Доля лизинговых операций в общем объеме портфеля финансового сектора с 2010 по 2014 год составила в среднем в сомах 0,50 %, а в иностранной валюте 1,47 % [2].

Рис. 1. Доля финансирования операций лизинга в общем объеме портфеля финансового сектора КР

Незначительность объемов лизингового рынка объясняется отсутствием спроса на данный вид банковских услуг. Причиной тому является неосведомленность населения, недостаточность опыта у банков и других финансовых учреждений, а также непривлекательность на данный момент лизинговой деятельности в целом как для банков, так и для потребителей, ввиду дороговизны данного инструмента.

Для осуществления лизинговых операций банку необходимо иметь так называемые «длинные деньги», так как отличительной чертой лизинга является долгосрочный характер и потребность в

большом объеме финансирования. На данный момент, банковский сектор испытывает трудности с долгосрочными источниками финансирования. К тому же лизинг является инструментом с более высоким уровнем риска, так как залогом в данном виде кредитования является само приобретаемое имущество. В связи с этим, банки вынуждены ужесточить условия финансирования операций лизинга, существенным среди которых являются срок и процентная ставка. На сегодняшний день средний срок по лизинговым операциям составляет 3 года, а процентная ставка варьируется от 6 % до 28 % в национальной валюте и от 12 % до 22 % в долларах США. При этом минимальная процентная ставка (6 %) может быть установлена лишь в государственных проектах.

Помимо этого, наблюдается несовершенство нормативно-правовых актов, регулирующих лизинговую деятельность в Кыргызстане. Экспертами было предложено внести изменения, прежде всего, в Налоговый и Таможенный Кодексы КР, с учетом практики осуществления лизинговых операций в стране. Изменения в законодательстве должны послужить существенным толчком для дальнейшего динамичного развития рынка лизинга в Кыргызстане.

Однако, несмотря на все вышеперечисленные проблемы, лизинг в Кыргызской Республике имеет большой потенциал для дальнейшего развития. Согласно данным Минсельхозтехники, степень изношенности оборудований и техники в горном, туристическом, воздушном, водном, аграрном и в других секторах составляет более 90 %, следовательно, потребность в лизинговых операциях будет расти с каждым годом.

С принятием мер по улучшению условий для развития лизингового рынка, лизинг в Кыргызстане станет уже не утопией, а реальностью.

Литература

1. Философова Т. Г. Лизинг: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 154-157.

2. [Электронный ресурс]: Официальный сайт национального статистического комитета. URL: www.stat.kg.

Основные виды реабилитационных услуг социально уязвимых слоев населения в Кыргызской Республике Бакаева М. А.

Бакаева Мээрим Азизбековна / Бакавуа Мввпш АгггЬвкоупа — преподаватель, соискатель, кафедра экономики, менеджмента и бизнеса, Чуйский университет им. С. Мамбеткалиева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: рассматриваются виды реабилитационных услуг социально уязвимых слоев населения. Предлагается формирование концепции социальной модернизации и выработки мер по оптимизации социально-экономических процессов.

Ключевые слова: реабилитационные услуги, образовательные услуги, адаптационные услуги, услуги психологической поддержки, оптимизация.

УДК: 330.8(575.2) (043.3)

В Кыргызстане, как и в других странах Центральной Азии, отмечается устойчивая тенденция роста инвалидности, включая детскую. За последнее десятилетие число инвалидов увеличилось более чем в 4 раза [1, с. 10]. Ежегодно регистрируются 48 тыс. человек. Очевидно, что инвалидизация общества в Кыргызстане становится серьезной проблемой [2, с. 16], требующей всестороннего изучения и внедрения комплексной системы или программы по развитию государственных и негосударственных реабилитационно-медицинских центров по оказанию социальных услуг лицам с ограниченными возможностями.

В структуре инвалидности преобладают психические заболевания и расстройства поведения. Доминируют болезни нервной системы, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения. Вызывает тревогу рост психической патологии среди жителей сельской местности. Такая тенденция роста их численности требует коренного изменения социальной политики в отношении этой категории общества, которая в свою очередь требует комплексного и глубинного изучения с применением качественных методов социального исследования.

Считаем необходимым очертить точное представление и понимание исследователями термина «социально-медицинские реабилитационные услуги». Для данного конкретного исследования за основу было принято определение Е. И. Холостовой, которое стройно перекликается с определением,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.