Научная статья на тему 'Основные виды и способы совершения преступлений на объектах морского транспорта (по материалам ОВД Дальневосточного федерального округа)'

Основные виды и способы совершения преступлений на объектах морского транспорта (по материалам ОВД Дальневосточного федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1970
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА / СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА / РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА / MARITIME TRANSPORT OBJECTS / WAYS OF COMMITTING CRIMES ON MARITIME TRANSPORT OBJECTS / SOLVING CRIMES ON MARITIME TRANSPORT OBJECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлова Л. В.

На примере Дальневосточного федерального округа рассмотрена структура преступности на объектах морского транспорта. С использованием официальной статистики Управления на транспорте МВД России по Дальневосточному федеральному округу (2008-2013 гг.) преступления, совершаемые на морском транспорте, объединены в группы по критериям: способы (приемы) совершения; объект посягательства однородные общественные отношения. Рассматриваются преступления против собственности; в сфере использования и охраны биологических ресурсов; связанные с незаконным оборотом наркотиков; против интересов государственной службы. Представлены наиболее характерные способы совершения преступлений рассматриваемых групп. Установлено, что среди преступлений против собственности наиболее распространены хищения, которые по способу совершения можно условно разделить на три основные группы: хищения с использованием технических приспособлений или инструментов; умышленное искажение показателей замеров судна по осадке; хищения с использованием перевозочных и иных документов. Преступления в сфере использования и охраны биологических ресурсов можно разделить на деяния, связанные с незаконной добычей биоресурсов, которые совершаются под видом легальной деятельности рыбопромышленных комплексов, и добычей биоресурсов организованными преступными группами. Анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств на объектах морского транспорта, позволяет сформировать совокупность способов и приемов, применяющихся при совершении преступлений на данных объектах в зависимости от форм поставки наркотических средств. На примере преступлений против интересов государственной службы показаны дефекты правового регулирования, способствующие совершению преступлений. Обосновывается важность информации о способах совершения преступлений на объектах морского транспорта для их эффективного раскрытия и расследования, поскольку такая информация позволяет выявлять закономерности их совершения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михайлова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TYPES AND WAYS OF COMMITTING CRIMES ON THE MARITIME TRANSPORT OBJECTS (BASED ON THE MATERIALS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE FAR EAST FEDERAL DISTRICT)

The structure of criminality on maritime transport objects based on the official statistics of the Transport Department of the MIA of Russia on the Far East Federal District is considered. Crimes committed on maritime transport are grouped according to the following criteria: ways (methods) of committing, object of encroachment (social relations). Crimes against property, crimes in the sphere of using and protecting biological resources, crimes connected with drug trafficking, crimes against the public service interests are considered. The most typical ways of committing these crimes are presented. The most common crimes against property are thefts, which can be divided into three main groups according to the way of their committing: thefts by using technical deices and tools, intentional distortion of indicators measuring ship by draught, thefts by using transportation and other documents. Crimes in the sphere of using and protecting biological resources can be divided into acts involving il legal obtaining of biological resources committed under the guise of legal activities of fishing industry complexes and obtaining of biological resources by organized crime groups. The analysis of the crimes connected with drug trafficking on the maritime transport objects allows to form a set of ways and methods used while committing crimes on these objects depending on the form of drug supply. By the example of crimes against the public service interests the defects of legal regulation contributing to crimes commission are shown. The importance of information about the ways of committing examined crimes for their effective detection and investigation is emphasized.

Текст научной работы на тему «Основные виды и способы совершения преступлений на объектах морского транспорта (по материалам ОВД Дальневосточного федерального округа)»

Раздел 8. Экспертно-криминалистическое обеспечение правоохранительной деятельности

МИХАЙЛОВА Л.В., [email protected] Кафедра оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел; Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 680020, г. Хабаровск, Казарменный, 15

MIKHAILOVA L.V., [email protected] Chair of detective activity of the internal affairs bodies; Far East Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Kazarmenniy Lane 15, Khabarovsk, 680020,

Russian Federation

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА (ПО МАТЕРИАЛАМ ОВД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО фЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

Реферат. На примере Дальневосточного федерального округа рассмотрена структура преступности на объектах морского транспорта. С использованием официальной статистики Управления на транспорте МВД России по Дальневосточному федеральному округу (2008-2013 гг.) преступления, совершаемые на морском транспорте, объединены в группы по критериям: способы (приемы) совершения; объект посягательства — однородные общественные отношения. Рассматриваются преступления против собственности; в сфере использования и охраны биологических ресурсов; связанные с незаконным оборотом наркотиков; против интересов государственной службы. Представлены наиболее характерные способы совершения преступлений рассматриваемых групп. Установлено, что среди преступлений против собственности наиболее распространены хищения, которые по способу совершения можно условно разделить на три основные группы: хищения с использованием технических приспособлений или инструментов; умышленное искажение показателей замеров судна по осадке; хищения с использованием перевозочных и иных документов. Преступления в сфере использования и охраны биологических ресурсов можно разделить на деяния, связанные с незаконной добычей биоресурсов, которые совершаются под видом легальной деятельности рыбопромышленных комплексов, и добычей биоресурсов организованными преступными группами. Анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств на объектах морского транспорта, позволяет сформировать совокупность способов и приемов, применяющихся при совершении преступлений на данных объектах в зависимости от форм поставки наркотических средств. На примере преступлений против интересов государственной службы показаны дефекты правового регулирования, способствующие совершению преступлений. Обосновывается важность информации о способах совершения преступлений на объектах морского транспорта для их эффективного раскрытия и расследования, поскольку такая информация позволяет выявлять закономерности их совершения.

Ключевые слова: объекты морского транспорта, способы совершения преступлений на объектах морского транспорта, раскрытие преступлений на объектах морского транспорта.

THE MAIN TYPES AND WAYS OF COMMITTING CRIMES ON THE MARITIME TRANSPORT OBJECTS (BASED ON THE MATERIALS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE FAR EAST FEDERAL DISTRICT)

Abstract. The structure of criminality on maritime transport objects based on the official statistics of the Transport Department of the MIA of Russia on the Far East Federal District is considered. Crimes committed on maritime transport are grouped according to the following criteria: ways (methods) of committing, object of encroachment (social relations). Crimes against property, crimes in the sphere of using and protecting biological resources, crimes connected with drug trafficking, crimes against the public service interests are considered. The most typical ways of committing these crimes are presented. The most common crimes against property are thefts, which can be divided into three main groups according to the way of their committing: thefts by using technical deices and tools, intentional distortion of indicators measuring ship by draught, thefts by using transportation and other documents. Crimes in the sphere of using and protecting biological resources can be divided into acts involving il-

legal obtaining of biological resources committed under the guise of legal activities of fishing industry complexes and obtaining of biological resources by organized crime groups. The analysis of the crimes connected with drug trafficking on the maritime transport objects allows to form a set of ways and methods used while committing crimes on these objects depending on the form of drug supply. By the example of crimes against the public service interests the defects of legal regulation contributing to crimes commission are shown. The importance of information about the ways of committing examined crimes for their effective detection and investigation is emphasized.

Keywords: maritime transport objects, ways of committing crimes on maritime transport objects, solving crimes on maritime transport objects.

Основным качественным показателем преступности является ее структура, раскрывающая внутреннее содержание данного явления, соотношение различных форм или отдельных видов преступности в общем числе зарегистрированных преступлений [1, с. 30]. Изменения преступности во времени фиксируются с помощью такого ее показателя, как динамика. Различия в объеме, структуре, динамике преступности предопределяет территория, на которой совершаются преступления (наличие экономико-географических, социально-экономических, социально-культурных различий между регионами).

Рассматривать структуру преступности на объектах морского транспорта мы будем на примере регионов Дальневосточного федерального округа (далее

- ДФО), обслуживаемых Управлением на транспорте МВД России по Дальневосточному федеральному округу (далее - УТ МВД России по ДФО).

Удобное экономико-географическое положение ДФО, наличие богатейших природных ресурсов, благоприятное развитие морской транспортной инфраструктуры вызывают повышенный интерес преступников к объектам морского транспорта и накладывают свой отпечаток на характер совершаемых преступлений. В настоящее время в зону обслуживания УТ МВД России по ДФО входит 27 морских портов, 20 портопунктов, расположенных на территории 6 субъектов Российской Федерации: Приморского, Хабаровского, Камчатского краев, Сахалинской, Магаданской областей и Чукотского автономного округа. Это такие транспортные объекты, как торговые порты городов Владивостока, Находки, Петропавловска-Камчатского, рыбные порты о. Сахалина и г. Магадана и др.

Доля зарегистрированных преступлений на объектах морского транспорта ДФО составляет 50,4 % от всех зарегис-

трированных преступлений, совершенных на объектах морского транспорта России*. Более обоснованной и значимой для раскрытия и расследования преступлений на объектах морского транспорта является классификация рассматриваемых преступлений в зависимости от способа их совершения. Под способом совершения преступления понимается система действий по подготовке, совершению и сокрытию преступления, детерминированных условиями внешней среды и психофизиологическими свойствами личности [2, с. 217]. По своему содержанию способ совершения преступления охватывает практически всю преступную деятельность субъекта, концентрирует в себе информацию о самых разнообразных аспектах его деятельности [3, с. 8].

Изучение уголовных дел, а также ознакомление со статистическими данными за период с 2008 по 2013 гг. о преступности на объектах морского транспорта ДФО позволяют систематизировать преступления, совершаемые на морском транспорте, на определенные группы, объединяющие в себе совокупность способов (приемов) их совершения, посягающие на однородные общественные отношения:

- преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

- преступления против собственности;

- преступления против интересов государственной службы;

- преступления в сфере использования и охраны биологических ресурсов;

- преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Рассмотрим последовательно вышеуказанные группы преступлений на объек-

* Здесь и далее приведены данные ИЦ УТ МВД России по ДФО: сведения о состоянии преступности на объектах морского транспорта за период 2008-2013 гг., отчеты о состоянии преступности на транспорте. Форма 1ТР за период 2008-2013 гг.

тах морского транспорта согласно приведенной структуре.

1. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Их доля в общем числе зарегистрированных преступлений не велика и составляет 0,3 %. На территории ДФО за период с 2007 года по настоящее время произошло 16 транспортных происшествий, по которым возбуждены уголовные дела. Так, Дальневосточным следственным управлением на транспорте расследуются уголовные дела по фактам крушения в Охотском море судна СТР «Аметист» с 23 членами экипажа на борту, крушения самоподъемной плавучей буровой установки «Кольская» (в районе о. Сахалин), повлекшего гибель 53 человек, теплохода «Амурская» с 9-ю членами экипажа на борту и т.д.

Расследование транспортных происшествий осуществляется в соответствии с Положением по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации (далее - Положение), утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 декабря 2003 г. N 221*. В соответствии с Положением, при получении информации о транспортном происшествии приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта формируется и назначается комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов в области морской практики.

Задачи оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования транспортных происшествий у сотрудников ОВД, следователей Следственного комитета и членов комиссии различны, поскольку сотрудники правоохранительных органов устанавливают виновных лиц и причины, а члены комиссии вырабатывают рекомендации по внесению предложений для предотвращения аварий впредь. Вместе с тем сотрудничество определяет успешное расследование уголовного дела.

* Об утверждении положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации: приказ Минтранса РФ от 29 дек. 2003 г. N 221: ред. от 27 дек. 2010 г. // Рос. газ. 2004. Федеральный вып. 5 февр.; 2011. 13 мая.

Проблемам безопасного функционирования объектов морского транспорта посвящено достаточно много специальных работ [4; 5; 6; 7; 8; 9], поэтому мы не будем подробно анализировать указанную группу преступных посягательств.

2. Преступления против собственности.

Преступления против собственности

- один из наиболее распространенных видов преступлений на объектах морского транспорта. Из них наиболее часто совершаются хищения. Объектами преступных посягательств на территории морского транспортного комплекса ДФО являются главным образом территории морских портов, где концентрируются все грузы, перевозимые морскими судами. Необходимо отметить достаточно высокий процент хищений (13 %), совершаемых при погрузочно-разгрузочных работах. Хищения материальных ценностей со складов, расположенных на территории морских портов, составляют 10 %. Еще одной характерной особенностью являются хищения оборудования судов при их нахождении на ремонте в доках морского порта или судоремонтного завода (8,5 %).

Хищения можно условно разделить на три основные группы.

А) Хищения с использованием технических приспособлений или инструментов.

В основном преступления данного подвида совершаются в течение рабочей смены. Необходимо обратить внимание на следующую особенность: из всех исследуемых хищений одна третья часть была совершена в ночное время. Это можно объяснить особенностями функционирования морского транспорта. Перевозка, погрузка и разгрузка судов осуществляются круглосуточно. Недобросовестные кладовщики и докеры, сопутствующие службы, занимающиеся обслуживанием судов, работая в ночные смены и используя отсутствие надлежащего контроля во время погрузочноразгрузочных работ и при транспортировке грузов, формальное отношение членов экипажей судов к приему и сдаче грузов, почти беспрепятственно совершают хищения различных материальных ценностей, при этом они прибегают к маскировке хищения путем придания целостности упаковки, в которой находился груз. Ими, как правило, изымается только часть содержимого. Специфика данного вида хище-

ний - это дефицит времени, т.е. время у расхитителей ограничено рабочей сменой, а также маневренностью перевозок.

Б) Умышленное искажение показателей замеров судна по осадке.

При перевозке насыпью и навалом массовых и однородных грузов с целью ускорения грузооборота вес груза часто определяют по осадке судна, что основано на принципе расчета водоизмещения при изменении осадки в результате его погрузки или разгрузки. Причем учитывается ряд факторов и особенностей этого метода. В последние годы данный вид хищений используется редко, в основном при перевозке груза за границу, с целью занижения объемов вывозимой продукции. Это позволяет вывозить незадекларированные объемы продукции и уходить от уплаты установленных пошлин и сборов.

В) Хищения с использованием перевозочных и иных документов.

При совершении данного вида хищений используют различные подлоги в документах, куда вносятся сведения об обстоятельствах, которых на самом деле не было. Механизм совершения таких преступлений основан на специфике смешанной перевозки грузов, при которой перевозчик или порт несет материальную ответственность за несохранную перевозку груза. Порты в таких случаях составляют коммерческие акты. Это и используют отдельные работники морского транспорта или грузоотправители. Так, группа лиц, в число которых входили жители Хабаровска, Красноярска и Мурманска, по предварительному сговору с целью получения от морского порта денег в сумме 1,5 млн руб. в качестве удовлетворения претензии по несохранной перевозке отправили контейнер, в котором вместо указанного в накладной груза фактически находился мусор. В дальнейшем, используя поддельные документы, преступники вывезли контейнер с территории морского порта, а порту предъявили претензию по несохранности груза. Имеющиеся данные о способе совершения преступления позволили предположить, что способом подготовки к его совершению стало приобретение и заполнение поддельных перевозочных документов, доверенностей несуществующих фирм, поддельных паспортов. Сделанное предположение в

полной мере нашло свое подтверждение в ходе расследования*.

Также при совершении преступлений данной группы имеет место составление коммерческих актов на несуществующие недостачи и порчу грузов, в ряде портов получили распространение хищения путем составления актов общей формы на несуществующие недостачи. Так, заведующая складом ООО «Бункер-порт» Ванинского порта совершала хищения алюминиевых изделий из поступающих партий груза. С этой целью составлялись акты о недостаче партии груза в пределах 100 кг, что для поставщика и принимающей стороны являлось незначительным, и претензии об ущербе компании друг другу не выставляли. В результате данных действий было похищено более 3 тонн алюминия**.

3. Преступления против интересов государственной службы.

Изучение оперативной обстановки в Дальневосточном регионе показало, что появление значительного количества мелких хозяйствующих субъектов, имеющих возможности для осуществления портовой деятельности, расположенных в отдаленных от региональных центров местностях, малочисленность правоохранительных и контролирующих органов ослабили государственный контроль и привели к развитию тенденции сращивания общеуголовной и экономической преступности. Это способствовало созданию благоприятных условий для совершения должностных преступлений, доля которых среди других преступлений на объектах транспорта составила 22,4 %.

В основном субъектами таких преступлений выступают должностные лица контролирующих государственных органов (учитывая отсутствие на объектах морского транспорта органов государственной власти и муниципального самоуправления). Основными представителями контролирующих органов в нашем случае являются надзорные государственные органы в сфере морского транспорта, а также Федеральная таможенная служба.

Имеющаяся система правовых норм, регламентирующих правовые отношения в сфере государственного контроля за обо-

* Уголовное дело N 600327 // Архив УТ МВД России по ДФО.

** Уголовное дело N 300156 // Там же.

ротом пищевой, растительной продукции, позволяет создавать на пути предпринимателей существенные сложности при попытках ввезти на территорию Российской Федерации или вывезти с нее различные виды товаров, чем и пользуются должностные лица для вымогательства денежных средств «за ускорение процесса». Для осуществления преступных замыслов используется круг посредников, непосредственно «работающих» с клиентами, действуют ставки по привязкам к объемам ввозимой продукции. Так, Владивостокским ЛОВДТ выявлены преступления, совершенные ветеринарными врачами Владивостокской территориальной ветеринарной станции, которые неоднократно выписывали ветеринарные свидетельства на партии рыбопродукции, прибывающей в порт г. Владивостока без достаточных оснований и с внесением недостоверных сведений в свидетельства*.

4. Преступления в сфере использования и охраны биологических ресурсов.

Количество преступных посягательств на водные биоресурсы при добыче и переработке возросло за последние 10 лет более чем в 4 раза. Так, незаконная добыча увеличилась в 4 раза, количество нарушений правил охраны окружающей среды

- в 5 раз, нарушений в исключительной экономической зоне - в 20 раз. Однако статистический учет криминальных проявлений не может быть достоверным из-за их глубокой замаскированности и латентности [10, с. 5]. И это не случайно, так как осложнение криминогенной обстановки обусловлено географическим расположением ДФО и сосредоточением морской фауны.

В настоящее время можно выделить два основных способа незаконной добычи водных биологических ресурсов:

А) Незаконная добыча биоресурсов под видом легальной деятельности рыбопромышленных комплексов.

Связана с выловом морепродуктов предприятиями рыбопромышленного комплекса, использующими добывающий и транспортный флот в пределах территориальных вод исключительной экономической зоны Российской Федерации. Незаконный промысел осуществляется, как правило, с участием капитана и экипажа судна. Это

* Уголовное дело N 600131 // Архив УТ МВД России по ДФО.

вылов водных биоресурсов, не указанных в разрешении; вылов большего количества, чем указано в разрешении; промысел в неразрешенном водоеме, квадрате, районе; промысел в запретное время; добыча запрещенным и не указанным в разрешении орудием промысла и т.д. Также создаются неучтенные излишки путем укрытия от учета части улова, составляются подложные акты, занижается количество и качество морепродукции при приеме-передаче, число подъемов орудий промысла, которые скрываются от контролирующих органов путем фальсификации данных в судовых рыбопромысловых журналах.

Б) Добыча биоресурсов организованными преступными группами.

Такие группы характеризуются четким распределением ролей: одни решают организационные вопросы, другие занимаются ловом рыбы и морепродуктов, их первичной обработкой и переработкой, третьи осуществляют транспортировку и сбыт продукции.

Анализ практики показывает, что незаконный оборот биоресурсов осуществляется преступными группами следующими способами:

- сбыт иностранцам на границе (иностранные перекупщики на скоростных судах встречаются с российскими браконьерами на границе, перегружают добытые морепродукты и везут их в свои порты для дальнейшей реализации);

- вылов в запрещенных водах (имея разрешительные рыболовные билеты на вылов биоресурсов в исключительной экономической зоне, преступные группы фактически ведут промысел в российских территориальных водах, о чем свидетельствуют добытые биоресурсы);

- вылов и контрабандный вывоз биоресурсов (в обход существующих правил российские судовладельцы обеспечивают капитанов судов чистыми бланками порт-клиренсов** с проставленными печа-

** Порт-клиренс — документ, выдаваемый в последнем порту, из которого судно ушло в море. Он свидетельствует о том, что у властей данного порта нет претензий к судну, грузу, экипажу. Такой документ вполне достаточен для грузового, транспортного судна. Однако что происходит между выходом из российского порта и приходом в иностранный порт? Чем пополнились трюмы сейнера или траулера?

тями таможни. По прибытии в иностранный порт капитан судна заполняет бланк в соответствии с фактическим весом груза на борту и предъявляет его властям. Для российской таможни порт-клиренс не является таможенным документом, важны только таможенная декларация и грузовой манифест, которые, в свою очередь, остаются невостребованными на иностранной таможне, что и открывает пути для контрабандного вывоза водных биоресурсов). Так, генеральный директор ООО «Восточная рыболовная корпорация», капитан судна СТР-420 «Гуманный» и представитель этой же компании, действуя в составе ОПГ, организовали и осуществили незаконную добычу рыбопродукции (краба в количестве более 22 тысяч экземпляров) с последующей контрабандой в Южную Корею*.

5. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Наибольшее распространение имеют преступления, совершаемые с целью сбыта. Можно также говорить и о действиях командования судна по преднамеренной, заранее спланированной перевозке наркотиков морем как с участием, так и без участия других членов экипажа судна [11, с. 57]. Важно отметить, что в пределах моря основной объем наркотиков перевозится и сбывается крупными партиями. Как подтверждает мировая практика, незаконная перевозка наркотиков морем может совершаться не только владельцем наркотиков, но и другими лицами, получившими их на временное хранение.

Анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств на объектах морского транспорта, позволяет сформировать совокупность способов и приемов, применяющихся при совершении преступлений на данных объектах:

А) Поставка наркотиков непосредственно из морского порта.

Доставка наркотиков с берега на суда (пассажирские, транспортные, рыболовные, научно-исследовательские и др.), стоящие в портах, или в обратном направлении. Профессиональный торговец наркотиками редко перевозит наркотические средства сам. Для этой цели он обычно находит сообщников-курье-

ров из числа членов экипажа судна или пассажиров. Курьер получает материальное вознаграждение за будущую или уже осуществленную работу, а его задача заключается в том, чтобы пронести наркотики на судно, спрятать их, перевезти и вынести с судна. Курьер из числа членов экипажа имеет легкий доступ к местам, где удобно спрятать наркотики (трюмы, резервуары с балластом, резервуары с горючим, различные кладовые и т.д.). Так, например, при проведении контролируемой поставки на теплоходе «Капитан Кремс», пришвартовавшемся к причалу морского торгового порта г. Петропавлов-ска-Камчатского, изъято 13 килограммов гашиша, сокрытых в перевозимых на судне автомобильных колесах. У одного из членов экипажа теплохода «Справедливый» в тайнике (резервуар с балластом) была обнаружена посылка, в которой находилось 11 граммов масла гашишного. В дальнейшем в ходе проведения мероприятий была выявлена организованная преступная группа, занимающаяся поставками наркотических средств в Японию**.

Б) Поставка наркотиков, минуя морской порт.

Доставка наркотиков на суда или их разгрузка вне портов, вблизи побережья (внутренние воды, территориальное море): с помощью маломерных самоходных и несамоходных судов (средств); путем сброса контейнеров с наркотиками на суда с малых летательных аппаратов; путем поднятия на борт контейнеров, заранее притоп-ленных в условленных местах или снабженных с целью быстрого обнаружения радиобуем.

В) Поставка наркотиков путем «перевалки» - перемещение наркотиков, осуществляемое между судами вдали от побережья (в территориальном море, открытом море) путем швартовки друг к другу или путем использования притопленных контейнеров. Часто сбыт наркотических средств таким образом происходит при передаче партий продуктов на плавзаводы по добыче и переработке рыбы (длительно находящиеся в открытом море) с судов -«перегрузчиков».

Г) Пересылка наркотиков морским транспортом.

* Уголовное дело N 600327 // Архив УТ МВД ** Уголовные дела NN 4590, 4597, 4583 //

России по ДФО. Архив УТ МВД России по ДФО.

Незаконная пересылка наркотиков морским транспортом может заключаться в их отправке из одного места в другое в качестве почтового отправления или багажа. При этом имеет место транспортировка наркотиков, осуществляемая без участия отправителя. В подобных случаях наиболее вероятно использование морских контейнеров. Так, в морском порту Наход-ка-Восточный был задержан контейнер, в котором перевозилось 9 тонн эфедры, контейнер следовал транзитом через Россию из Узбекистана в Южную Корею*.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод о том, что наиболее распространенными преступлениями, совершаемыми на объектах морского транспорта, являются преступные посягательства:

* Уголовное дело N 400124 // Архив УТ МВД России по ДФО.

- против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

- против собственности;

- против интересов государственной службы

- в сфере использования и охраны биологических ресурсов;

- связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Таким образом, сведения о способах совершения преступлений на объектах морского транспорта имеют важное значение для эффективного раскрытия и расследования указанных преступных посягательств, вооружая сотрудников правоохранительных органов информацией о закономерностях их совершения.

Список литературы

1. Алексеев А.И. Криминология: курс лекций. 5-е изд., испр. и доп. М.: Щит-М, 2005. 342 с.

2. Белкин РС. Криминалистическая энциклопедия. М.: БЕК, 1997. 334 с.

3. Миловидова М.К. Криминалистический учет по способу выполнения преступных действий и его использование в практической борьбе с преступлениями: автореф. дис. .. .канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1994. 20 с.

4. Кабатова О.Ю. К вопросу о правовом определении понятия «морская безопасность» // Проблемы права в современной России: сб. ст. городского межвуз. науч.-практ. семинара. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2005. С. 72-79.

5. Кукар А.А. Правовые основы национальной безопасности Российской Федерации в прибрежных морских пространствах: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 25 с.

6. Скрынник А.М. Государственное управление в сфере обеспечения морской безопасности в России // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. N 3. С. 77-84.

7. Чекмарев Н.И. Проблемы обеспечения безопасности России с морских направлений // Юридическая мысль. 2004. N 1 (20). С. 82-87.

8. Чепцов Н.Р Проблемы первоначального этапа расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации морского транспорта (на материалах Дальнего Востока): дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2006. 205 с.

9. Бадура И.А. Административно-правовое регулирование транспортной безопасности морского флота: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009. 25 с.

10. Корнилов Г.А. Оперативно-розыскные меры борьбы с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов: монография. М., 2008. 207 с.

11. Ромашев Ю.С., Корбут Л.В. Незаконный оборот наркотиков на море и борьба с ним // Организованная преступность, терроризм и коррупция: Криминологический ежеквартальный альманах. М.: Юристъ, 2003. Вып. 4. С. 53-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Alekseev A.I. Kriminologiya [Qiminology]. Moscow, Shchit-M Publ., 2005. 342 p.

2. Belkin R.S. Kriminalisticheskaya entsiklopediya [Criminalistics encyclopedia]. Moscow, BEK Publ., 1997. 334 p.

3. Milovidova M.K. Kriminalisticheskiy uchet po sposobu vypolneniya prestupnykh deystviy i ego ispol'zovanie v prakticheskoy bor'besprestupleniyami. Avtoref. Cand. Diss. [Criminalistics accounting method for performing criminal acts and its use in practical combating crimes. Autoabstract Cand. Diss.]. Nizhniy Novgorod, 1994. 20 p.

4. Kabatova O.Yu. K voprosu o pravovom opredelenii ponyatiya «morskaya bezopasnost' [To a question of legal definition of the concept "sea safety”]. Problemy prava v sovremennoy Rossii: sbornik statey gorodskogo mezh-vuzovskogo nauchno-prakticheskogo seminara [Problems of law in modern Russia]. St. Petersburg, the publishing house Polytechnic University, 2005. Рp. 72-79.

5. Kukar A.A. Pravovye osnovy natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii v pribrezhnykh morskikh pros-transtvakh. Avtoref Cand. Diss. [Legal bases of national security of the Russian Federation in coastal sea spaces. Autoabstract Cand. Diss.]. Moscow, 2004. 25 p.

6. Skrynnik A.M. Gosudarstvennoe upravlenie v sfere obespecheniya morskoy bezopasnosti v Rossii [Public administration in the sphere of ensuring sea safety in Russia]. Severo-Kavkazskiyyuridicheskiy vestnik- North Caucasian Law Gazette, 2009, no. 3, pp. 77-84.

7. Chekmarev N.I. Problemy obespecheniya bezopasnosti Rossii s morskikh napravleniy [Security issues with Russia sea directions]. Yuridicheskaya mysl' - Legal thought, 2004, no. 1 (20), pp. 82-87.

8. Cheptsov N.R. Problemy pervonachal'nogo etapa rassledovaniya prestupleniy protiv bezopasnosti dvizheniya i ekspluatatsii morskogo transporta (na materialakh Dal'nego Vostoka). Cand. Diss. [Problems of an initial stage of investigation of crimes against traffic safety and operation of sea transport (on materials of the Far East). Cand. Diss.]. Vladivostok, 2006. 205 p.

9. Badura I.A. Administrativno-pravovoe regulirovanie transportnoy bezopasnosti morskogo flota. Avtoref. Cand. Diss. [Administrative and legal regulation of transport safety of navy. Autoabstract Cand. Diss.]. Rostov-on-Don, 2009. 25 p.

10. Kornilov G.A. Operativno-rozysknyemery bor'by snezakonnoy dobychey ioborotom vodnykh biologicheskikh resursov [Operational search measures of fight against illegal production and turn of water biological resources]. Moscow, 2008. 207 p.

11. Romashev Yu.S., Korbut L.V. Nezakonnyy oborot narkotikov na more i bor'ba s nim [Drug trafficking on the sea and fight against it] Organized crime, terrorism and corruption. Organizovannaya prestupnost, terrorizm i kor-ruptsiya: Kriminologicheskiy ezhekvartal'nyy al'manakh. Moscow, Yurist Publ., 2003. Edition 4. Pp. 53-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.