Научная статья на тему 'Основные векторы развития политической и правовой системы страны в свете послания Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстан'

Основные векторы развития политической и правовой системы страны в свете послания Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ "КАЗАХСТАН-2050"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смагулов Асылбек Айжарыкович

В статье рассматриваются основные векторы развития политической и правовой системы страны в свете Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные векторы развития политической и правовой системы страны в свете послания Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстан»

Смагулов Асылбек Айжарыкович,

директор Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор

основные векторы развития политическом и правовой системы страны в свете послания президента республики Казахстан н.а. Назарбаева

народу Казахстана

14 декабря 2012 года Президент Республики Н.А. Назарбаев выступил на совместном заседании Палат Парламента с Посланием народу Казахстана, в котором определил стратегию развития страны на период до 2050 года. В своем выступлении Глава государства подытожил итоги 15-летнего пути с момента принятия в 1997 году Стратегии «Казахстан-2030». В частности, реализованы задачи обеспечения национальной безопасности, экономического роста, развития систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, нефтегазового комплекса, инфраструктуры, формирования профессионального государства.

В то же время Президент подчеркнул, что необходимо усилить вектор дальнейшего развития нашего государства на долгосрочный период. В этой связи им указаны десять глобальных вызовов XXI века, которые наиболее актуальны для Казахстана и которые следует учитывать в будущем. Определен новый политический курс нации до 2050 года, внутри которого продолжится реализация задач Стратегии-2030. Президентом поставлена весьма амбициозная главная цель - к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира.

К приоритетным направлениям Стратегии «Казахстан-2050» отнесены:

- экономическая политика, основанная на всеобъемлющем экономическом прагматизме на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности;

- всесторонняя поддержка предпринимательства - ведущей силы национальной экономики;

- новые принципы социальной политики -социальные гарантии и личная ответственность;

- знания и профессиональные навыки, выступающие ключевыми ориентирами современной

системы образования, подготовки и переподготовки кадров;

- последовательная и предсказуемая внешняя политика, базирующаяся на продвижении национальных интересов и укреплении региональной и глобальной безопасности;

- новый казахстанский патриотизм как основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества.

По всем этим векторам Главой государства даны конкретные поручения Правительству.

Одним из приоритетов развития Казахстана на период до 2050 года является дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии. Как подчеркнул Лидер Нации: «Наша цель - сформировать новый тип государственного управления. Он должен отвечать новым задачам служения обществу и укрепления государственности». Выделены шесть главных задач.

1. Дальнейшее совершенствование системы государственного планирования и прогнозирования.

Президент поручил Правительству произвести «перезагрузку» стратегических документов, разработать Концепцию внедрения в стране государственного аудита и внести в следующем году в Парламент соответствующий законопроект, создать многоуровневую систему антикризисного реагирования.

2. Грамотное проведение децентрализации управления.

Уже в 2013 году следует принять конкретные меры по разграничению ответственности и полномочий между центром и регионами, усилить местные исполнительные органы, подкрепить полномочия органов власти на местах финансовыми и кадровыми ресурсами.

Глава государства подчеркнул: «Общество и граждане должны быть непосредственно вовлечены в процесс принятия государственных решений и их реализацию. Через органы местного самоуправления нужно предоставить населению реальную возможность самостоятельно и ответственно решать вопросы местного значения».

В частности, утвержденная Указом Президента от 28 ноября 2012 года №438 Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан позволит повысить качество управления на аульном, сельском уровне и расширит участие граждан в вопросах местного значения. Акимы низового уровня будут наделены дополнительными полномочиями, усилится их влияние на решение экономических и социальных проблем поселков, аулов, сел, городов районного значения.

С целью усиления общественного контроля, влияния граждан на ситуацию на местах с 2013 года вводится выборность акимов этого уровня маслихатами. Всего будут избираться 2533 акима, которые составляют 91,7% от общего числа акимов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в Казахстане прецедент выборов акимов уже имеется. Напомню, что в 1999 году в порядке эксперимента был избран аким села Шамалган Ал-матинской области, а в октябре 2001 года, также в порядке эксперимента, состоялись выборы сельских акимов в 28 округах. Главы сельских администраций избирались косвенным голосованием населения - через институт выборщиков.

В 2005 году эксперимент продолжился уже в отношении выборов акимов 4-х районов. 20 октября 2006 года проведены выборы акимов 49-ти районов и 10 городов областного значения. В качестве выборщиков выступили не рядовые граждане, как в первом случае, а депутаты соответствующих маслихатов. При этом кандидатуры выдвигались вышестоящими акимами (областей) на альтернативной основе. Срок полномочий выборных акимов составил четыре года.

В отношении глав местных исполнительных органов остальных административно-территориальных единиц сохранился вертикальный порядок назначения.

Предполагаемое Концепцией избрание акимов городов районного значения, поселков, аульных (сельских) округов будет проходить по той же схеме: районными, городскими маслихатами по представлению акимов областей, городов республиканского значения и столицы на альтернативной основе. В этой связи важно проанализировать все позитивные стороны и недостатки

прошлых выборов. Самое главное - надо обеспечить не формальный подход к альтернативности с заведомо определенным фаворитом, а, действительно, предлагать равноценные, достойные кандидатуры из числа тех управленческих кадров, представителей бизнеса, гражданского общества, которые имеют высокий авторитет, богатый опыт, хорошую репутацию.

Президент поручил Правительству совместно с Администрацией ускорить разработку необходимых законодательных актов, а Парламенту обеспечить их принятие в приоритетном порядке.

В этом плане, полагаю, необходимо не ограничиваться очередными поправками в Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», который, на наш взгляд, выполнил свою миссию, а разработать и принять новый законопроект о местной власти. В этом акте было бы целесообразно не только закрепить институт выборности низовых акимов, усилить их полномочия, но и повысить именно роль местного населения в развитии территорий, ввести элементы ответственности выборных акимов и депутатов мас-лихатов перед населением.

Децентрализация предполагает распределение полномочий не только между центром и регионами, но и внутри самого территориального управления. В частности, следует в новом законе четко разграничить полномочия органов местного государственного управления и органов местного самоуправления.

Вместе с тем, представляется верным замечание Нурсултана Абишевича Назарбаева о том, что «децентрализацию не стоит рассматривать исключительно как процесс создания новых органов власти на местном уровне, куда можно передать определенные полномочия», в первую очередь, это «качественное изменение системы государственного управления, изменение системы решения проблем на местном уровне», она «не должна привести к ослаблению вертикали власти, снижению исполнительской дисциплины и порядка».

Дальнейшая демократизация общества, по мнению Президента, связана с усилением Парламента полномочиями. Этот курс, как известно, неуклонно проводится уже с конца 90-х годов. Поправки в Конституцию Республики Казахстан от 7 октября 1998 года и от 21 мая 2007 года расширили полномочия высшего представительного органа.

На новом этапе особое внимание надо уделить совершенствованию самого законотворческого процесса. На это акцентировалось и в

Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858. В частности, законодательно следует закрепить институт лоббирования, научной экспертизы международных договоров, использовать в законотворческой практике такую форму систематизации законодательства, как консолидация.

На сегодня понятия «консолидация», «консолидированный закон» отсутствуют в Законе «О нормативных правовых актах», хотя в мировой практике этот инструмент широко используется в регулировании правоотношений, носящих комплексный характер. Например, он может быть применен в регламентации правоотношений государственной службы.

3. Третье направление касается формирования профессионального государственного аппарата.

Предполагается качественно улучшить кадровый состав государственной службы путем введения усовершенствованных методик отбора и профессиональной подготовки. В Республике начался второй этап административной реформы. В действующий Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О государственной службе» внесены изменения и дополнения, обеспечивающие усиление антикоррупционных мер, повышение прозрачности отбора госслужащих, внедрение принципа меритократии.

Глава государства озвучил основные новшества Закона. Будет создана Национальная комиссия по кадровой политике, сформирован принципиально новый класс профессиональных управленцев - корпус «А», ответственный за реализацию конкретных направлений государственной политики. В него войдут ответственные секретари и руководители аппаратов акимов областей, председатели комитетов, акимы районов и городов. По этому поводу будет принят специальный президентский указ о квалификационных требованиях к претендентам в корпус «А».

Принцип меритократии направлен на продвижение по карьерной лестнице лучших кадров, причем поэтапно, переходя от одной ступени в иерархии власти к другой, совершенствуя свои навыки и повышая свой профессиональный уровень. Исключения коснутся тех, кто перевыполняет установленные показатели, показывает свою эффективность и обеспечивает наиболее высокий результат. Предполагается внедрение такого механизма уже до конца 2013 года.

Особое внимание высшее должностное лицо страны обратило на повышение качества государственных услуг. Ставится задача - отойти

от односторонне-властных подходов во взаимоотношениях госаппарата с населением к эффективному и оперативному оказанию госуслуг гражданам.

В этой связи следует отметить, что внесенный в Парламент проект Закона «О государственных услугах» разработан по инициативе и при непосредственном участии Института законодательства. Предполагается, что Закон будет принят до конца первого квартала 2013 года.

Государственные органы должны быть освобождены от выполнения несвойственных им функций. Этот процесс уже начат. Некоторые услуги, ранее оказываемые государственным сектором, передаются в конкурентную среду.

4. Важной задачей, поставленной Президентом, является построение новой системы взаимодействия госаппарата с бизнес-сообществом.

Строя отношения с предпринимателями на этой основе, государство должно гарантировать де-факто незыблемость права частной собственности, защиту договорных обязательств, предоставить гражданам максимальные возможности для реализации их деловой активности путем создания инфраструктуры для отечественного бизнеса.

В этих целях глава государства назвал 2013 год началом очередного этапа модернизации национальной правовой системы с точки зрения повышения конкурентоспособности национальной правовой системы во всех ее базовых отраслях как публичного, так и частного права. Правительству поручено подготовить и внести в Парламент проекты 4 новых кодексов: Уголовно-процессуального, Уголовного, Уголовно-исполнительного и Кодекса об административных правонарушениях. Акцент будет сделан на дальнейшей гуманизации, в том числе декриминализации экономических правонарушений.

5. Укрепление законности и правопорядка в обществе означает соответствующую позицию государства в этом вопросе, которая выражается в формировании атмосферы нетерпимости к мелким правонарушениям. По мнению Лидера страны, это важный шаг в укреплении общественной безопасности, борьбе с преступностью. Для этого, - считает он, - «нужно преодолеть правовой нигилизм и включить общество в дело охраны общественного порядка». Кроме того, деструктивное социальное поведение должно быть увязано с возможностью получить работу. И, в частности, меры наказания за хулиганское поведение в общественных местах должны обязательно отражаться в личных делах и резюме, учитываться при приеме на работу и продвижении по карьерной лестнице.

Безусловно, что подобные меры направлены одновременно на правовое воспитание населения. С этих позиций важно проводить их системно и регулярно, а не от случая к случаю, что будет способствовать повышению правосознания и правовой культуры граждан Казахстана.

В частности, в Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года указано на необходимость расширять объемы и повышать качество правовой пропаганды среди населения через средства массовой информации, включая Интернет-ресурсы, активизировать научные исследования по актуальным проблемам законодательства и правоприменения, особенно в тех отраслях права, которые наиболее востребованы в повседневной жизни граждан.

В этом отношении проводимые Институтом законодательством научные исследования находятся в русле обозначенных проблем.

6. Одним из приоритетов, как и прежде, остается борьба с коррупцией.

Н.А. Назарбаев особо подчеркнул, что против коррупции государство и общество должны выступить единым фронтом, в том числе посредством совершенствования антикоррупционного законодательства. Конечной целью он обозначил искоренение коррупции как явления.

К сожалению, несмотря на системную работу по борьбе с коррупцией, она продолжает оставаться язвой на теле современного общества, и объемы ее не сокращаются. Однако следует отметить, что формирование и развитие «электронного правительства» позволили сократить коррупцию при оказании государственных услуг, поскольку объем госуслуг, оказываемых через электронные порталы правительства, неуклонно растет и позволяет избегать непосредственных контактов граждан с чиновниками.

В целях реализации гражданами права на судебную защиту, гарантированного Конституцией, предполагается упростить процесс отправления правосудия, избавить его от излишних бюрократических процедур. Этому как раз должно способствовать внедрение новых информационных технологий.

Для разгрузки судов будут развиваться институт внесудебного урегулирования споров. Так, должен быть создан такой механизм, при котором разрешение споров по незначительным

вопросам будет проводиться во внесудебном порядке.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Напомню, что также по инициативе и непосредственном участии Института законодательства разработан и принят Закон Республики Казахстан «О медиации» от 28 января 2011 года. Сферой применения медиации являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, если иное не установлено законами Республики Казахстан.

Президентом также подчеркнута необходимость принятия мер по кардинальному исправлению ситуации, связанной с неисполнением судебных решений. Работа судебных исполнителей не всегда эффективна по причинам отсутствия материальных стимулов, низкого профессионального уровня и т.д. В этой связи реальной альтернативой государственным судебным исполнителям должен стать введенный в 2011 году институт частных судебных исполнителей. Данный институт зарекомендовал себя в целом с положительной стороны, его развитие должно продолжиться.

Печальные события 2012 года, которые коснулись Пограничной службы, показали необходимость проведения в этой сфере масштабной реформы. Глава государства озвучил задачу - кардинально повысить эффективность ее деятельности, модернизировать материально-техническую базу. Совету безопасности совместно с Администрацией Президента и Правительством поручено подготовить специальный комплексный план развития Пограничной службы и обустройства государственной границы в среднесрочный период.

Таким образом, масштаб реформ, предстоящих в Казахстане, очевиден. В этом плане усилия, затраченные государством, должны с лихвой окупиться в будущем. Но успех реформ и дальнейший прогресс общества невозможен, если казахстанцы не осознают, что многое зависит и от дисциплинированности, ответственности, гражданской позиции каждого жителя Республики.

МацаладаКазацстан Республикасы Президентi Н.Э. Назарбаевтыц Казацстан халцынаЖолда-уы аясындагы елдщ саяси жэне цуцыцтыц ЖYйесiн дамытудыц негiзгi багыттары царастырылган.

Туйш свздер: негiзгi багыттары, басымдылыц багыт, «Казацстан-2050» Стратегиясы.

В статье рассматриваются основные векторы развития политической и правовой системы страны в свете Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана.

Ключевые слова: векторы развития, приоритетные направления, Стратегия «Казахстан-2050».

The article covers main vectors ofdevelopment ofpolitical and legal system of the country in the context of the Message of the President of the Republic of Kazakhstan N.A. Nazarbayev to the people of Kazakhstan.

Keywords: vectors of development, priority directions, Strategy «Kazakhstan-2050».

Асылбек Айжарык^лы CMaF^OB,

КР Зац шыгару институтыньщ директоры, з.г.д., профессор

^азакстан Республикасы Президент! Н.Э. Назарбаевтыц ^азакстан халкына Жолдауы аясындаFы елдщ саяси жэне кукыктык жуйесш дамытудыц непзп баFыттары

Смагулов Асылбек Айжарыкович,

директор Института законодательства РК, д.ю.н., профессор

Основные векторы развития политической и правовой системы страны в свете Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана

Smagulov Asylbek Aizharykovich,

director of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, d.j.s., professor

Main vectors of development of political and legal system of the country in the context of the Message of the President of the Republic of Kazakhstan N.A.Nazarbayev to the people of Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.