Научная статья на тему 'Основные условия для применения вычета по налогу на добавленную стоимость'

Основные условия для применения вычета по налогу на добавленную стоимость Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеев В. В.

Анализ норм исчисления налога на добавленную стоимость, установленных главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет отметить, что налоговые вычеты по НДС представляют собой особую процедуру уменьшения суммы налога, исчисленного налогоплательщиком со всех объектов налогообложения за истекший налоговый период на прямо установленные налоговым законодательством суммы. Право на применение налогоплательщиком налоговых вычетов закреплено пунктом 1 статьи 171 НК РФ, однако, чтобы его реализовать, налогоплательщик НДС должен соблюсти ряд условий, предусмотренных законодателем. Данные условия анализируются автором в публикуемой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные условия для применения вычета по налогу на добавленную стоимость»

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ВЫЧЕТА ПО НАЛОГУ НАДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В.В.АВДЕЕВ, консультант по налогам и сборам

Анализ норм исчисления налога на добавленную стоимость (далее — НДС), установленных гл. 21 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), свидетельствует, что налоговые вычеты по НДС представляют собой особую процедуру уменьшения суммы налога, исчисленного налогоплательщиком со всех объектов налогообложения за истекший налоговый период на прямо установленные налоговым законодательством суммы. Право на применение налогоплательщиком налоговых вычетов закреплено п. 1 ст. 171 НК РФ, однако, чтобы его реализовать, налогоплательщик НДС должен соблюсти ряд условий, предусмотренных законодателем. Рассмотрим эти условия.

Пунктом 1 ст. 171 НК РФ определено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную им в соответствии с нормами ст. 166 НК РФ за истекший налоговый период, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Иначе говоря, налоговые вычеты по НДС представляют собой сумму «входного» налога, на которую фирма или коммерсант вправе уменьшить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. Состав налоговых вычетов закреплен ст. 171 НК РФ, причем их перечень является закрытым и не подлежит расширению. Анализируя состав налоговых вычетов по НДС, предусмотренных ст. 171 НК РФ, можно отметить, что условно их можно разделить на общие и специальные. Так как основным объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг), причем как на возмездной, так и на безвозмездной основе, то понятно, что к общим вычетам относятся суммы «входного» налога, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, т. е. суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров. Причем это касается товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретаемых налогоплательщиком для

использования в налогооблагаемых операциях или для перепродажи.

Все остальные вычеты, установленные пп. 3 — 12 ст. 171 НК РФ, рассматриваются в качестве специальных налоговых вычетов.

С 01.01.2009 состав специальных налоговых вычетов, которыми вправе воспользоваться налогоплательщик НДС, несколько расширен. С указанной даты налогоплательщик НДС — покупатель товаров (работ, услуг), имущественных прав вправе принять к вычету не только сумму «входного» налога, уплаченную поставщику при их приобретении, но и сумму налога, перечисленного поставщику в составе аванса. Такие изменения в ст. 171 НК РФ внес Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 224-ФЗ).

Порядку применения налоговых вычетов по НДС посвящена ст. 172 НК РФ. Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав; документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на таможне или удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, прямо предусмотренных ст. 171 НК РФ. Причем, по общему правилу, закрепленному в абз. 2 п. 1ст. 172 НК РФ, вычет применяется после принятия товаров (работ, услуг) к учету и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, взаимоувязка ст. 171 и 172 НК РФ позволяет сделать вывод, что условия, которые должны выполняться у налогоплательщика НДС при применении вычетов, также подразделяются НК РФ на основные и специальные.

В качестве основных выступают следующие условия:

— приобретаемые налогоплательщиком товары (работы, услуги), имущественные права предназначены для использования в налогооблагаемых операциях;

— товары (работы, услуги) приняты налогоплательщиком к учету;

— у налогоплательщика НДС имеются счет-фактура, оформленный надлежащим образом, и соответствующие первичные документы.

Причем, по общему правилу, вычет применяется по отгрузке, т. е. факт оплаты налога поставщику роли не играет. Тем не менее в некоторых случаях законодатель в качестве специального условия выдвигает требование об оплате, например, в отношении вычетов по суммам налога, уплаченным при ввозе, при получении и перечислении авансов, при возврате товаров, при командировках и т.д.

Рассмотрим основные условия применения вычетов более подробно.

Товары (работы, услуги), имущественные права должны использоваться в налогооблагаемых операциях. Иначе говоря, принять к вычету НДС налогоплательщик может только по тем товарам (работам, услугам), имущественным правам, которые предназначены для операций, признаваемых объектами обложения НДС (состав объектов налогообложения по НДС определен п. 1 ст. 146 НК РФ).

В противном случае это приведет к двойному обложению сумм «входного» налога. Чтобы этого избежать, и используется механизм применения вычетов. Кстати, это согласуется и с общим правилом отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), установленным п. 1 ст. 170 НК РФ.

Причем для выполнения этого условия не важно, где используются приобретенные ресурсы — непосредственно в производственном процессе или связаны с налогооблагаемой деятельностью налогоплательщика как-то иначе. Например, мебель, приобретаемая для кабинета директора фирмы, сложно признать ресурсами, участвующими в производстве какого-то вида продукции. Тем не менее она связана с налогооблагаемой деятельностью организации-изготовителя продукции, поэтому при выполнении остальных условий налогоплательщик вправе применить вычет по сумме «входного» налога, предъявленной ему при ее приобретении. Главное, что должен сделать налогоплательщик при выполнении данного условия, — это установить наличие связи между приобретенными ресурсами и производственной деятельностью.

Такая точка зрения подтверждается и правоприменительной практикой, о чем свидетельствуют постановления ФАС Поволжского округа от01.07.2008 по делу№А57-10917/07, Уральского округа от 07.10.2008 № Ф09-7115/08-СЗ по делу № А76-10772/07, Поволжского округа от 28.08.2007 по делу № А55-17548/06, Восточно-Сибирского округа от 15.08.2007 № АЗЗ-27276/05-Ф02-54Э7/07 по делу № АЗЗ-27276/05 и др.

Следует заметить, что при этом совершенно не обязательно представлять в качестве доказательства, например, счета-фактуры, выставленные налогоплательщиком своим покупателям, на что указал ВАС РФ в определении от 13.03.2008№ 3166/08.

Необходимо обратить внимание на то, что гл. 21 НК РФ никак не связывает момент применения вычета с моментом фактического использования приобретенных ресурсов в налогооблагаемых операциях, т. е. к вычету принимаются суммы налога по приобретенным ресурсам, а не по приобретенным и отпущенным в производство. Более того, в полном объеме к вычету принимается НДС даже по таким видам расходов, которые в бухгалтерском учете носят название «расходов будущих периодов», на что указывает постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.08.2006 по делу № А05-20023/05-18.

Товары (работы, услуги) приняты налогоплательщиком к учету. В качестве следующего основного условия, установленного законодателем, выступает принятие товаров, работ, услуг, имущественных прав к учету. Правда, что, собственно, следует понимать под «принятием на учет», гл. 21 НК РФ не разъясняет, как не уточняет и того, о каком учете вообще идет речь — налоговом, бухгалтерском или складском. В связи с этим при выполнении данного условия у налогоплательщика зачастую возникают спорные ситуации с налоговыми органами, оспаривающими правомерность применения вычетов.

По мнению автора, в отсутствие в гл. 21 НК РФ специального порядка принятия к учету приобретенных материальных и иных ресурсов налогоплательщик должен руководствоваться правилами о принятии на учет товаров (работ, услуг), установленными бухгалтерским законодательством. В соответствии с нормами ст. 9 Федерального закона от 02.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) все хозяйственные операции, совершаемые организациями, оформляются первичными учетными документами, служащими основой для ведения бухгалтерского учета. Иначе говоря, основанием для отражения любой хозяйственной операции (в том числе и по приобретению товаров, работ, услуг, имущественных прав) в бухгал-

терском учете выступает первичный бухгалтерский документ. Причем, по общему правилу, установленному п. 2ст. 9 Закона № 129-ФЗ, все организации используют типовые формы первичных учетных документов, разработанные и утвержденные Госкомстатом России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России. И только в случае отсутствия типовых форм Закон № 129-ФЗ допускает использование форм первичных учетных документов, разработанных компаниями самостоятельно, при условии, что эти формы содержат все реквизиты, относимые Законом № 129-ФЗ в состав обязательных, а использование форм закреплено в учетной политике организации.

Исходя из этого доказательством выполнения условия налогоплательщика о принятии товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету является наличие необходимых первичныхдокументов.

Первичный бухгалтерский документ только тогда обладает юридической силой документа, когда он составлен в надлежащей форме, все его реквизиты заполнены, свободные строки прочеркнуты, он подписан надлежащим образом, а в необходимых случаях еще и скреплен печатью организации.

Поэтому, если первичные документы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг), имущественных прав, имеют какие-то дефекты, то у налоговиков всегда есть шанс отказать налогоплательщику в вычете по причине того, что условие о принятии на учет не исполнено. О том, что такие отказы далеко не редкость, говорит существующая сегодня арбитражная практика, примером которой могут служить постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27.10.2008 № Ф04-6565/2008(14882-А67-25) по делу №А67-536/2008, Северо-Западного округа от 10.11.2008 по делу № А13-7923/2006-21 и др.

Следует заметить, что гл. 21 НК РФ никак не связывает принятие на учет с отражением ресурсов на каких-то конкретных балансовых счетах, что также вызывает массу споров о выполнении этого условия, например в отношении объектов основных средств, которые могут до отражения на счете 01 «Основные средства» числиться на балансовых счетах 07 «Оборудование к установке» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Минфин России считает, что сумма «входного» налога по объектам основных средств, предъявленная налогоплательщику при их приобретении, может быть принята к вычету только после отражения имущества на балансовом счете 01 «Основные средства», о чем сказано в письме Минфина России от 21.09.2007 № 03-07-10/20. Налогоплательщики

же считают, что нормы НК РФ позволяет им применить вычет уже после того, как стоимость объекта отражена в составе вложений во внеоборотные активы, т. е. на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». И нужно сказать, что при обращении в суд арбитры в основном поддерживают налогоплательщиков. Например, аналогичный вывод содержится в определении ВАС РФ от 17.03.2008 № 2862/08 по делу №А32-10194/2007-48/199, в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.08.2008 № А19-17165/07-15-Ф02-3745/08 по делу № А19-17165/07-15, Поволжского округа от 18.03.2008 по делу № А12-12760/07 и др.

Хотя несколько позже судьи Поволжского округа почему-то приняли совершенно противоположное решение по тому же вопросу, о чем свидетельствует постановление ФАС Поволжского округа от 25.04.2008по делу № А57-5259/07.

Следует обратить внимание на то, что официальная точка зрения Минфина России в отношении вычетов по товарам, находящимся в пути, состоит в том, что вычет по таким товарам может быть применен только после принятия товаров на склад организации, о чем, в частности, сказано в письме МинфинаРоссии от26.09.2008 № 03-07-11/318.

Третье условие, которое должно соблюдаться у налогоплательщика НДС, претендующего на вычет, это наличие счета-фактуры, оформленного в надлежащем порядке. Норма о том, что именно счет-фактура является документальным основанием для применениявычетапоНДС,закрепленавп. 1ст. 169 НК РФ. Причем, если ранее это касалось только отношений «покупатель — продавец», то с 01.01.2009 это распространяется и на отношения «налоговый агент — продавец». Так как с 01.01.2009 в ст. 168 НК РФ прямо закреплена обязанность налоговых агентов по выписке счетов-фактур, такие изменения в ст. 168 НК РФ внесены Законом № 224-ФЗ.

При этом нужно отметить, что счет-фактура — это не единственный документ, по которому налогоплательщик-покупатель может применить вычет. Например, при импорте товаров иностранный поставщик не выставляет покупателю счета-фактуры, поэтому в этом случае основанием для применения вычета по «ввозному» налогу у импортера выступают таможенная декларация и документы, свидетельствующие о том, что налог на таможне уплачен. Тем не менее, по общему правилу, именно счет-фактура выступает документальным основанием для принятия сумм «входного» налога к вычету, в связи с чем к счетам-фактурам налоговые органы проявляют особый интерес. Ведь в п. 2ст. 169 НК РФ закреплено важнейшее правило, касающееся применения вычетов, о котором

налогоплательщик НДС должен помнить всегда. Согласно указанной норме счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5, 5.1 и бет. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. При этом особо отмечено, что невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренные пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа в вычете.

Пунктами 5 и 5.1 ст. 169 НК РФ установлен состав обязательных сведений, указываемых в счетах-фактурах на реализацию товаров (работ, услуг) и в «авансовых» счетах-фактурах соответственно.

Для счетов-фактур, выставляемых продавцами товаров (работ, услуги) при их реализации, такими обязательными сведениями являются:

— порядковый номер и дата выписки;

— наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

— наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

— номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказанияуслуг);

— наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

— количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);

— цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

— стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;

— сумма акциза (если реализуется подакцизный товар);

— налоговая ставка;

— сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

— стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;

— страна происхождения товара;

— номер таможенной декларации.

Сведения о стране происхождения товара и номере таможенной декларации указываются только в отношении товаров, страной происхождения которых является иностранное государство. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

Пункт 6 ст. 169 НК РФ определяет порядок подписи счетов-фактур, выставленных организациями и индивидуальными предпринимателями.

Исходя из этого налогоплательщик, претендующий на получение вычета, должен тщательным образом проверить, отвечает ли счет-фактура, по которому он применяет вычет, всем требованиям ст. 169 НК РФ. Если счет-фактура, имеющийся у налогоплательщика, соответствует требованиям НК РФ, то налогоплательщик вправе применить вычет по налогу.

Следует заметить, что в отношении порядка оформления счетов-фактур имеется еще один документ, на который следует обратить внимание. Речь идет о Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (далее — Правила).

Причем Правила довольно подробно разъясняют, каким образом следует заполнять строки и графы счета-фактуры, чтобы не возникло претензий со стороны фискальных органов. При этом требования к заполнению счетов-фактур, установленные НК РФ и Правилами, не совсем совпадают. Например, в НК РФ ничего не сказано о коде постановки на налоговый учет (далее — КПП) покупателя и продавца, в то же время в форме счета-фактуры, предлагаемой Правилами к применению налогоплательщиками НДС, такой реквизит имеется. В силу этого могут возникать разногласия по поводу правильности заполнения счетов-фактур. В такой ситуации, по мнению автора, налогоплательщику НДС следует придерживаться той позиции, что отсутствие обязательного реквизита документа позволит налоговым органам квалифицировать его как оформленный с нарушением, а наличие любой «дополнительной» информации не сделает его недействительным.

Если все основные условия соблюдены налогоплательщиком, то он вправе применить вычет по сумме «входного» налога, причем сделать это нужно

в том налоговом периоде, когда выполнены все три условия одновременно. Такого же мнения придерживаются и суды, о чем, в частности, сказано в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.06.2008 № 615/08 по делу №А19-4796/07-5.

Кстати, следует отметить, что реализовать свое право на вычет налогоплательщик может и в более поздний период, ведь применение вычета — это право, а не обязанность налогоплательщика, тем более что в гл. 21 НК РФ не содержится запрета на указанные действия, что подтверждается и судами. Например, такие выводы сделаны арбитрами в постановлениях ФАС Московского округа от 05.09.2008 № КА-А40/7317-08, Волго-Вятского округа от 18.04.2008 № А39-3808/2006, Дальневосточного округа от 26.09.2008 № Ф03-А73/08-2/3576 и в др.

Однако есть и противоположная практика по данному вопросу. Например, о том, что законодательство по НДС предоставляет возможность

отражения суммы налоговых вычетов применительно к определенному налоговому периоду, в котором выполнены условия, определяющие право налогоплательщика на налоговые вычеты, сказано в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 21.05.2008 по делу№А17-5215/2007-05-20, причем определением ВАС РФ от 02.08.2008 № 10471/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

3. О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от26.11.2008 № 224-ФЗ.

❖ ❖ ❖

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.