3. Ситаров В.А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом// Знание. Понимание. Умение, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-menedzhment-kak-teoriya-i-ргак11ка-иргау1етуа-оЫжоуа1е1пут-р1^еззот/ (дата обращения: 12.04.2017).
4. Третьяков П.И. «Оперативное управление качеством образования в школе». М., 2004.
5. Третьяков П.И. «Управление школой по результатам». М., 1997.
ОСНОВНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Ефимова М.М. Email: [email protected]
Ефимова Мария Михайловна — магистрант, факультет педагогического образования ИНПО, Новгородский государственный университет, г. Великий Новгород, учитель английского языка, Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Старая Русса, Новгородская область
Аннотация: в данной работе рассматриваются ключевые функции административного управления в образовательной организации, условно разделенные на три составляющие: образовательные, воспитательные и развивающие. Для каждого из этих направлений дана краткая характеристика с описанием целей, принципов и примеров подобной работы. Описанные данные могут быть полезны как тем, кто заинтересован в работе администрации образовательных организаций, так и для тех, кто хочет понять основную суть управленческой работы в школе.
Ключевые слова: менеджмент, образовательный менеджмент, управление, школа, внеклассная работа.
MAIN MANAGEMENT FUNCTIONS IN EDUCATIONAL ORGANIZATION Efimova M.M.
Efimova Maria Mihailovna—Magister, FACULTY OF PEDAGOGICAL EDUCATION, INSTITUTE OF CONTINUING TEACHER EDUCATION, NOVSU, VELIKII NOVGOROD,
Teacher of English, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION MIDDLE SCHOOL OF GENERAL EDUCATION № 4 STARAYA RUSSA, VELIKII NOVGOROD REGION
Abstract: in the following work we try to analyze key functions of administrating in educational organization. It is divided into 3 types: education, upbringing and inner development. There is a brief characterization for each of the given above spheres with the description of its goals, principles and examples. The following data within this article may be valuable as for people who want to work as an administrator in educational organization such as school and for those who want to understand the basics of management work.
Keywords: management, educational management, administrating, school.
УДК 371.215
Образовательный процесс - сложная и многоуровневая работа, состоящая из множества связанных между собой звеньев. Поэтому успешность школьного образования в равной мере зависит как от работы каждого педагога в отдельности, так и от работы администрации школы. Основные функции администрирования и управления, влияющие на процесс обучения, можно разделить на 3 направления:
1. Организации учебного процесса на уровне школы.
2. Проведение воспитательной работы.
3. Развитие метапредметных УУД, умственных, физических и прочих навыков учеников [3].
1. Если преподаватель организует работу класса в рамках урока и класса, то управленческая задача для администрации состоит в распределении того, какой преподаватель будет учить
какой класс и когда. Таким образом, важной составляющей обучения в школе является грамотное составление расписания, при котором необходимо учитывать не только удобство графика работы для преподавателей, но и планирование разделения разных видов нагрузки для детей (сложные для восприятия предметы, такие как иностранный язык, лучше чередовать с более прикладными дисциплинами, такими как физическая культура). Кроме этого, чаще всего, администрации приходится вносить временные поправки и замены в расписание, которые могут быть связаны со следующими запланированными и незапланированными событиями:
- болезнью учителя или курсами и прочими длительными командировками;
- общешкольными и общегородскими мероприятиями;
- отсутствием класса или классов в связи с поездкой, экскурсией, плановым осмотром и др.
Причем, если общее расписание составляется относительно долго, но остается актуальным
в течение всего учебного года, любое из вышеперечисленных событий требует своевременной реакции от администрации и внесения необходимых корректировок.
2. Школа, являясь одним из базовых социальных институтов, несет в себе одну из важнейших воспитательных функций. При этом, по мере взросления, для учеников могут становиться актуальными самые разные проблемы. Для младшего звена важнее говорить о здоровом образе жизни и вредных привычках. В среднем звене продолжать тему привычек и переходить к обсуждению курения и алкоголя. К старшему звену начинаются более серьезные обсуждения, касающиеся психоактивных веществ и риска для жизни. Кроме того, школа поддерживает работу и с родителями учеников, для родителей так же необходимо проводить классные часы. Задачей администрации в данном аспекте деятельности является не только общий контроль за проведением тематических классных часов, их планированием и эффективностью, но и проведение профилактических бесед со взрослыми. Для таких целей обычно приглашаются служители правопорядка, пожарные. Они обладают более обширными знаниями в обсуждаемых вопросах, представляют работу в данных органах и могут ответить на интересующие детей и родителей вопросы. Сюда так же можем отнести сезонные профилактические беседы касательно ПДД для младших и средних школьников, опасность хождения по льду и прочие [2].
3. Помимо описанных выше функций образования, администрация школы так же должна уделять внимание разностороннему развитию учеников. Двумя основными целями подобной работы является или приобретение новых навыков и умений или же более серьезная отработка уже имеющихся. То есть, ученик, заинтересовавшийся в баскетболе, должен иметь возможность развивать свой интерес, внутри или за пределами школы. Как правило, музыкальное и спортивное направление развивающей работы школы распределено на несколько спортивных и музыкальных школ. Они, в свою очередь, сотрудничают сразу с несколькими школами и имеют возможность создавать целые секции и команды. Менее популярные и распространенные направления, такие как «актерское мастерство» или «психология» могут организовываться на уровне школы меньшими заинтересованными группами. Главное отличие такого рода деятельности заключается в добровольности участия учеников, а так же отсутствием строгих рамок оценивания, контроля и прочего [3].
Одним из направлений развивающего фактора образовательных организаций в последнее время выделяется внеклассная работа. В целом совпадающая с вышеуказанными принципами, она все же имеет несколько отличий. Одной из основных задач внеклассной работы является не только развитие навыков участников, но и привлечение их к более глубокому изучению одной или нескольких школьных дисциплин. Как правило, такая работа больше относится к мероприятиям, проводимым стихийно или периодически. Ученики не посещают отдельных занятий, не собираются, чтобы выучить или узнать что-то новое. Они проявляют уже имеющиеся навыки и познания в игровом формате и, после окончания внеклассной работы, интерес к дисциплине повышается, так как приобретенные в течение обучения знания получили практическую направленность вне урока и ассоциируются с положительными эмоциями. Для разных возрастных групп подойдут разные типы внеклассной работы
Для младшего звена максимальная игровая направленность. Чаще всего именно в младшем звене удается добиться более устойчивых результатов и у большего процента учеников. Для некоторых это может сформировать отношение к предмету на протяжении всего процесса обучения.
Среднее звено является уже переходным между игровой и интеллектуальной формой, к подвижным и красочным играм следует добавлять более серьезный мыслительный процесс, соревновательный элемент. Желание проявить себя и амбициозность еще сильнее мотивирует детей.
Старшее звено следует в большей мере привлекать именно к интеллектуальной направленности мероприятий. Викторины, конкурсы, которые могут быть частично или полностью скопированы с популярных телепередач всегда вызывали живой интерес [5].
Таким образом, были перечислены основные, но далеко не все функции администрации в школе. Из этого становится понятно, что таким объемом работы невозможно заниматься в одиночку. Именно поэтому, аппарат администрирования и управления состоит из 2-4 человек, периодически прибегающих к помощи учителей в планировании, организации и реализации намеченных программ.
Список литературы / References
1. Вершигора Е.Е. Менеджмент. М.: Инфра-М, 2000.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Триада ЛТД, 1997.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М., 2003.
4. Езопова С.А. Менеджмент в школьном образовании. М, 2003.
5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1995.
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Кашинская О.В. Email: [email protected]
Кашинская Ольга Викторовна - магистрант, кафедра психолого-педагогических основ специального образования, Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Московский городской педагогический университет, г. Москва
Аннотация: в статье рассмотрены отдельные аспекты комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в инклюзивной образовательной организации; представлены существующие в науке и практике подходы к пониманию и организации сопровождения данной категории семей; освещены проблемы, возникающие в процессе сопровождения, особенности в условиях инклюзии; определены потребности родителей в условиях инклюзивной образовательной организации, направления работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: инклюзивное образование, комплексное сопровождение, семейное воспитание, потребности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, просветительская деятельность.
COMPREHENSIVE ASSISTANCE OF FAMILIES REINFORING CHILDREN WITH DISABILITIES OF HEALTH AND DISABILITY, IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATIONAL ORGANIZATION
Kashinskaja O.V.
Kashinskaja Olga Viktorovna — Undergraduate, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF SPECIAL EDUCATION, INSTITUTE OF SPECIAL EDUCATION AND COMPLEX REHABILITATION, STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY OF MOSCOW MOSCOW CITY PEDAGOGICAL UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: in the article some aspects of complex support of families bringing up children with disabilities and disability in an inclusive educational organization are examined. Presented in science and practice are approaches to understanding and organizing support for this category of families. The problems arising in the escort process, its features in the context of inclusion, are highlighted. The needs of parents are determined in the context of an inclusive educational organization. Areas of work with families with children with disabilities are outlined.