Научная статья на тему 'Специфика менеджмента в образовании'

Специфика менеджмента в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1604
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / EDUCATIONAL MANAGEMENT / ШКОЛА / SCHOOL / ADMINISTRATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Maria Mihailovna

Цель данной статьи заключается в выявлении основных отличительных особенностей образовательного направления менеджмента и их отличий от управления в широком смысле. Менеджмент как наука давно расширил границы влияния и, на сегодняшний день, применим во множестве отраслей, включая образование. В данной работе вкратце будут рассмотрены ключевые специфические отличия образовательного менеджмента, основанные на принципиальном отличии получаемого для общества блага и более сложной, разнонаправленной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика менеджмента в образовании»

11. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/2974/ (дата обращения: 02.05.2017).

12. Minecraft в образовании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edutainme.ru/post/minecraft-v-obrazovanii/ (дата обращения 30.04.2017).

СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ Ефимова М.М. Email: [email protected]

Ефимова Мария Михайловна — магистрант, факультет педагогического образования ИНПО, Новгородский государственный университет, г. Великий Новгород, учитель английского языка, Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Старая Русса, Новгородская область

Аннотация: цель данной статьи заключается в выявлении основных отличительных особенностей образовательного направления менеджмента и их отличий от управления в широком смысле. Менеджмент как наука давно расширил границы влияния и, на сегодняшний день, применим во множестве отраслей, включая образование. В данной работе вкратце будут рассмотрены ключевые специфические отличия образовательного менеджмента, основанные на принципиальном отличии получаемого для общества блага и более сложной, разнонаправленной работы.

Ключевые слова: менеджмент, образовательный менеджмент, управление, школа.

EDUCATION MANAGEMENT SPECIFICITY Efimova M.M.

Efimova Maria Mihailovna — Undergraduate, FACULTY OF PEDAGOGICAL EDUCATION, INSTITUTE OF CONTINUING TEACHER EDUCATION, NOVSU, VELIKII NOVGOROD,

Teacher of English, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION MIDDLE SCHOOL OF GENERAL EDUCATION № 4, STARAYA RUSSA, VELIKII NOVGOROD REGION

Abstract: the main aim of the following work is in underlining of basic and specific differences between educational management and management in general. Management as a science has already developed itself far beyond its original sources (buisness, corporations, factories) and nowadays is useful for many spheres of our lives like education. Thus, in this work we will analyse key differences ofpedagogical management based on the contrast of outcoming good of school and buisness and more complex, various work.

Keywords: management, educational management, administrating, school.

УДК 37.088

Менеджмент, основной целью которого выступает управление кадровым потенциалом организации в целях повышения её работы, находит применение в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. Самой популярной и общепринятой отраслью для реализации подобных идей принято считать бизнес, в котором грамотное управление персонала повышает прибыльность компании. Тем не менее, с течением времени, развитием общества и идей менеджмента, последний начал проникать и в другие типы рабочих коллективов. Одним из таких коллективов на сегодняшний день считается педагогический.

Однако особенности управленческой работы в сфере образования имеют разительные отличия от сферы бизнеса. В качестве основного и принципиального различия можно выделить конечный продукт Образовательных Организаций (далее - ОО). Как упоминалось ранее, продуктом бизнеса является конкретное благо, и целью менеджера может являться как увеличение его производства, так и качество, и скорость реализации. В свою очередь, основной задачей школы является выпуск социализированного и разнопланово развитого индивида, который сможет реализовать свой потенциал и быть конкурентоспособным с другими выпускниками. В дополнение к этому, особенности профессиональной деятельности в сфере образования имеют отличая, что вытекает из специфики конечного продукта. На основе данной концепции можно выделить еще ряд

отличий между менеджментом в его широком смысле и спецификой образовательном среды, но мы остановимся на двух вышеуказанных принципах [3].

В первую очередь, стоит оценивать педагогическую деятельность не с точки зрения создания продукта из ничего, сколько из обработки получаемого материала. Отсюда проистекают следующие различия:

- Каждый ученик представляет собой индивидуальность с уникальным набором навыков, умений, интересов и прочего. Школе приходится работать с разными исходными данными детей, в то время как обычный производитель работает с практически идентичным исходным материалом.

- Результатом работы ОО не является однотипные выпускники, главной задачей школы является удовлетворение в трудовом плане потребностей общества. Если производство получает условный материал «А» и из него должен получиться условный товар «Б», образование получает «А», «Б», «В» и так далее, преобразуя их в «Ф», «Ч», «Х» и прочее. Предприниматель занимается, как правило, одним благом, всячески его продвигая [1].

- На школу в большей мере влияют изменения, происходящие в обществе. Ученики, как часть социума, подвергаются влиянию новых течений и идей, возникающих вокруг них. Они получают данную информацию как самостоятельно, путем просмотра телепередач или интернета, так и от родителей или сверстников. Один и тот же класс за время обучения может изменить манеру поведения и взглядов на окружающий мир несколько раз, что затрудняет педагогическую работу.

- Помимо выполнения конкретных обучающих функций, каждый учитель так же проводит воспитательную работу и занимается всесторонним развитием обучающихся. Это предполагает комплексную подготовку не только начитанного и способного к определенной деятельности гражданина, но и нравственно воспитанного и легко адаптирующегося в социуме индивида [3].

Далее мы можем рассмотреть принципы менеджмента в сфере образования с исключительно профессиональной деятельности.

1. С одной стороны, среднестатистическое производство (завод, небольшой офис или агентство) представлено перечнем персонала, основная квалификация которого в целом совпадает, должностное разнообразие не сильно влияет на специализацию, как и в школе. Но, в то же время, основные педагогические дисциплины, преподаваемые в школе, требуют специфических познаний. Принципы работы всех работников одинаковы, но для смены специализации учителя физики на учителя русского языка, к примеру, требуется трудоемкая и долгая переквалификация. Поэтому, несмотря на общность рабочего процесса, каждый преподаватель - узкий специалист.

2. Большая разница между преподавателями одних дисциплин. В каждом городе и в каждом Методическом Объединении существуют если не лучшие, то именитые преподаватели, качественно выделяющиеся на фоне других. Результат их труда, как правило, выше, они пользуются авторитетом не только в педагогическом сообществе, но и за его пределами. Это отличает педагогику в плане вариативности и возможности проявить себя.

3. Публичность. Каждый преподаватель, вне зависимости от того, находится он на работе или в общественном месте, является лицом публичным. Специфика воспитательной части образования подразумевает определенный кодекс для учителей в этом плане. Большинство работников сферы бизнеса не испытывают такой необходимости. Он всегда находится в тени. Отчасти такое резкое различие объясняется воспитательной направленностью образовательных организаций. Учитель или педагог является не только передатчиком знаний и умений, но так же несет воспитательную функцию. А, следовательно, сам должен являться примером для своих учеников.

4. Автономность. Каждый преподаватель, по сути, имеет полную свободу в выборе методов и приёмов обучения детей, если выбранный путь приносит результаты и не наносит детям вреда. В этом открывается творческая составляющая преподавания, позволяющая реализовывать свой творческий и интеллектуальный потенциал на благо детей [2].

Представленные выше отличия и противоречия менеджмента в широком смысле слова и менеджмента в образовании являются лишь кратким описанием, целью которого служит вводное ознакомление с особенностями подобной деятельности в школах. Данная информация может быть использована как для дальнейших исследований в этой сфере, так и для менеджеров, решивших сменить сферу деятельности.

Список литературы / References

1. Лазарев В.С. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002.

2. Моисеев А.М. «Программно-целевое управление развитием образования». М., 2001.

3. Ситаров В.А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом// Знание. Понимание. Умение, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-menedzhment-kak-teoriya-i-ргак11ка-иргау1етуа-оЫжоуа1е1пут-р1^еззот/ (дата обращения: 12.04.2017).

4. Третьяков П.И. «Оперативное управление качеством образования в школе». М., 2004.

5. Третьяков П.И. «Управление школой по результатам». М., 1997.

ОСНОВНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Ефимова М.М. Email: [email protected]

Ефимова Мария Михайловна — магистрант, факультет педагогического образования ИНПО, Новгородский государственный университет, г. Великий Новгород, учитель английского языка, Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Старая Русса, Новгородская область

Аннотация: в данной работе рассматриваются ключевые функции административного управления в образовательной организации, условно разделенные на три составляющие: образовательные, воспитательные и развивающие. Для каждого из этих направлений дана краткая характеристика с описанием целей, принципов и примеров подобной работы. Описанные данные могут быть полезны как тем, кто заинтересован в работе администрации образовательных организаций, так и для тех, кто хочет понять основную суть управленческой работы в школе.

Ключевые слова: менеджмент, образовательный менеджмент, управление, школа, внеклассная работа.

MAIN MANAGEMENT FUNCTIONS IN EDUCATIONAL ORGANIZATION Efimova M.M.

Efimova Maria Mihailovna—Magister, FACULTY OF PEDAGOGICAL EDUCATION, INSTITUTE OF CONTINUING TEACHER EDUCATION, NOVSU, VELIKII NOVGOROD,

Teacher of English, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION MIDDLE SCHOOL OF GENERAL EDUCATION № 4 STARAYA RUSSA, VELIKII NOVGOROD REGION

Abstract: in the following work we try to analyze key functions of administrating in educational organization. It is divided into 3 types: education, upbringing and inner development. There is a brief characterization for each of the given above spheres with the description of its goals, principles and examples. The following data within this article may be valuable as for people who want to work as an administrator in educational organization such as school and for those who want to understand the basics of management work.

Keywords: management, educational management, administrating, school.

УДК 371.215

Образовательный процесс - сложная и многоуровневая работа, состоящая из множества связанных между собой звеньев. Поэтому успешность школьного образования в равной мере зависит как от работы каждого педагога в отдельности, так и от работы администрации школы. Основные функции администрирования и управления, влияющие на процесс обучения, можно разделить на 3 направления:

1. Организации учебного процесса на уровне школы.

2. Проведение воспитательной работы.

3. Развитие метапредметных УУД, умственных, физических и прочих навыков учеников [3].

1. Если преподаватель организует работу класса в рамках урока и класса, то управленческая задача для администрации состоит в распределении того, какой преподаватель будет учить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.