Научная статья на тему 'Основные центры незаконной миграции в современной практике'

Основные центры незаконной миграции в современной практике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / ЦЕНТРЫ МИГРАЦИИ / ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хортиев Д. Р., Цогоева М. И.

Нелегальная миграция и ее негативные последствия для всех сфер жизнедеятельности общества представляют значительную угрозу национальной безопасности государства, способствует усилению напряжения в сфере межэтнических отношений и возникновению этнических конфликтов. Основные потоки незаконных мигрантов на правляются из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. Уникальной чертой глобализации миграционных процессов стало появление на карте мира региональных центров притяжения незаконных и нелегальных мигрантов. Нелегальная миграция в России специфична. Это обусловлено существованием безвизового режима пересечения границ с большинством стран постсоветского пространства, а также просчетами миграционного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные центры незаконной миграции в современной практике»

ОСНОВНЫЕ ЦЕНТРЫ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ

© Хортиев Д.Р., Цогоева М.И.

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ

Нелегальная миграция и ее негативные последствия для всех сфер жизнедеятельности общества представляют значительную угрозу национальной безопасности государства, способствует усилению напряжения в сфере межэтнических отношений и возникновению этнических конфликтов. Основные потоки незаконных мигрантов на правляются из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. Уникальной чертой глобализации миграционных процессов стало появление на карте мира региональных центров притяжения незаконных и нелегальных мигрантов. Нелегальная миграция в России специфична. Это обусловлено существованием безвизового режима пересечения границ с большинством стран постсоветского пространства, а также просчетами миграционного законодательства.

Ключевые слова: незаконная миграция, центры миграции, последствия миграции, миграционное законодательство.

За последние двадцать лет нелегальная миграция стала устойчивым и масштабным явлением, оказывающим значительное влияние на социально-экономические и политические процессы не только России, но и всего мира. По мнению ряда экспертов, нелегальная миграция несет угрозу общественной и национальной безопасности, экономической стабильности. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывается, что в ближайшее время «обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией»[1].

Нелегальная миграция и ее негативные последствия для всех сфер жизнедеятельности общества представляют значительную угрозу национальной безопасности го сударства. Нелегальными мигра нтами с овершается зна -чительная часть имущественных преступлений, преступлений против жизни и здоровья граждан, в сфере незаконного оборота оружия, наркотических средств и пс ихотропных веществ. Преступные формирования нелегальных мигрантов создают практически неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от уплаты налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность. Наблюдается о тток денежных с редств в эко номику с тран, поставляющих мигрантов, все бо льшее их ко личество оказывается втянутым в «теневой» сектор эко номики. Формируется тенево й о борот финансовых с редств в зна чительных о бъемах, эти денежные с редства исполь-

зуются для фина нсирования прес тупной деятельно сти, а также легализуются путем приобретения наиболее рентабельных предприятий. Незаконные мигранты способствуют массовому распространению фальсифицированных, некачественных и контрабандных товаров.

Нелегальная мигра ция с пособствует ус илению на пряжения в с фере межэтнических отношений и возникновению этнических конфликтов

В потоках нелегальных мигрантов на территорию принимающей страны могут проникать боевики и уча стники незаконных вооруженных формирований, в том числе прошедшие диверсионную подготовку.

Нелегальные мигра нты ха рактеризуются по вышенной с тепенью вик-тимности. Это обусловливает значительный объем, разнообразие и разно-векторность мер противодействия нелегальной миграции.

Итак, в на стоящее время с уществуют с ледующие о сновные с пособы осуществления нелегальной миграции: по каналам туристического обмена и трудовой миграции.

Основные потоки незаконных мигрантов направляются из стран с низкими личными до ходами в с траны с более выс окими до ходами. Можно выделить нес колько «центров притяжения » незаконных мигра нтов мирового (глобального) масштаба. Их ха рактеристиками являютс я: значительные ма сштабы неза конной и нелега льной мигра ции (как пра вило, здесь пребыва ют миллио ны мигрантов с неурегулированным с татусом; они происходят из ра зных регионов мира; масштабы незаконной и нелегальной мигра ции с ерьезно влияют на социально-экономическую с итуа-цию в принимающих центрах). Анализ ситуации позволяет выделить три мировых центра притяжения незаконных мигрантов.

Во-первых, это страны Европейского Союза, одного из самых развитых в экономическом отношении регионов мира. Основной поток незаконных мигрантов направляется сюда из стран Южной и Юго -Восточной Азии, Китая, Африки, Ближнего Востока. Спецификой ЕС является то, что здесь примерно паритетно соотношение между неза конными и нелега льными мигрантами. «Уязвимость» ЕС для незаконной миграции связана с обширной береговой линией, протяженными сухопутными границами и наличием большого числа стран-соседей, которые выс тупают в ро ли тра нзитных коридоров для мигрантов. Особенно данный процесс обострился в связи с расширением ЕС на Восток. В ЕС вступили страны, которые не порой могут обеспечить эффективный ко нтроль на д миграционными по токами, а также имели до вступления в ЕС на своей территории значительные контингенты незаконных и нелега льных мигра нтов. Россия, наряду с Украиной, Беларусью и Казахстаном выступают транзитными коридорами, через которые незаконные мигранты из третьих с тран пытаются по пасть в ЕС . В о собенно уязвимом положении с точки зрения нелега льной мигра ции о казались буферные государства ЕС, имеющие границы со странами - поставщиками нелегальных

мигрантов. Это, например, Италия, Испания, Польша и некоторые другие По самым примерным о ценкам в ЕС мо жет находиться по рядка 5-6 млн. незаконных мигрантов, из которых 2-3 млн. могут считаться нелегальными мигрантами, т. е. которые нелега льно пересекли гра ницы. Проблема нелегальной мигра ции в ЕС тес но связана с проблемой то рговли людьми и трафика, многие нелега льные мигра нты с ильно рискуют, пользуясь услугами криминальных групп и по средников для о рганизации своего перемещения в ЕС. Толерантная Европа на сегодняшний уже признает свои ошибки: политика мультикультурашзма привела к с егрегации, а либерализм - к хаосу. Вот только непонятно, что теперь делать. В свою очередь, спецдокладчик ООН Франсуа Крепо призвал мировое сообщество расширять возможности для лега льной мигра ции. Он по дверг жес ткой критике миграционную политику ЕС, подчеркнув, что проблему нелегальной миграции не решить «исключительнорепрессивными методами».

По его мнению, штрафные санкции должны затрагивать работодателей, которые нанимают нелегальных мигрантов, а не самих беженцев. Однако власти, руководствуясь то лько «политическими с оображениями», в это м направлении не предпринимают никаких серьезных шагов. Принимающим мигрантов странам необходимо учитывать такие аспекты, как многообразие и мультикультурализм, считает спецдокладчик ООН.

Сегодня в го сударствах ЕС, Норвегии и Швейцарии про живает бо лее 500 млн. чел., 43 млн. из которых родились за пределами этих с тран. Основной то чкой мигра ционных по токов по следнего столетия была и остается Германия, в которой осело более 10,1 млн. мигрантов. Население Германии являетс я третьим в мире - после США и Ро ссии - по числу входящих в него мигрантов. Далее следует Франция (6,5 млн. чел.), Великобритания (5,6 млн. чел.), Испания (4,8 млн. чел.), Италия (2,5 млн. чел.). В Швейцарии (1,7 млн. чел.), Голландии (1,6 млн. чел.), Австрии (1,3 млн. чел.), Швеции (1,1 млн. чел.), Греции (1,0 млн. чел.) также весомая часть населения является выходцами других государств. [2]

В течение долгого времени ученые давали разную оценку миграционной и интегра ционной по литики с тран ЕС . Политика Германии и Фра нции оценивалась как политика сегрегации, Великобритании как политика расового разделения, Швеции как политика ассимиляции, Голландии и Испании как политика с акцентами на права этнических меньшинств.

Современная Евро па ориентирована на формирование мигра ционной политики, содействующей лега льной мигра ции, ограничивающей нелегальные перемещения лиц , упрощение пра вил въезда высококвалифи-цированнных специалистов и ученых, интеграцию всех проживающих мигрантов на территориях го сударств члено в ЕС , а равно создание едино го правового поля по регулированию вопросов миграции, интеграции и этнического многообразия.

Несколько последних лет в с транах Евро пы мигра ционное за конода-тельство и его общественно-политическое значение стали предметом публичных деба тов. В Великобритании предмето м а ктивного обсуждения стали вопросы приобретения гражданства и въезда в страну, особенно для супругов, гражданских партнеров в связи с возрастающей в стране борьбы против половой, этнической и иных форм дискриминации.

Франция о забочена необходимостью с нижения та к на зываемой «семейной мигра ции», противостоянием «культур и мента литетов» между этническими фра нцузами и «мигрантами» с французскими па спортами, которое выливается в кримина льное насилие на улицах. Как следствие, в 2005-2006 годах Па рламент Фра нции о бсуждал во зможность введения ДНК тес та для но вых мигрантов, желающих въехать в с трану по линии воссоединения семьи.

Германия пыта ется фо рмировать с вою по литику с учетом о бщеевро-пейских интерес ов, требований по соблюдению фо рмального равенства, предоставления мигрантам и членам их с емей определеных прав и с вобод наравне с гражданами ЕС и с одействия интегра ции внутри немецкого общества. Тема нелегального проникновения в с трану за тронула все европейские страны - Италию, Испанию, Португалию и другие.

В то же время ка ждое государство ЕС с осредоточено на поиске путей разрешения внутренних про блем, привнесенных в с трану о тдельными группами мигра нтов. Так, в эпицентре фра нцузской по литики на ходятся вопросы «исламизации приезжего населения» и вза имоотношения с бывшими колониями [3]. Именно они являются «причиной осторожного подхода Франции к едино образной о бщеевропейской по литике гармонизации миграционных по токов внутри ЕС ». Испания, Италия, Португалия озабочены борьбой со всеми формами всевозрастающией нелегальной миграции. Однако с точки зрения ЕС, нет такой проблемы, которая являлась бы с угубо французской, немецкой или ита льянской, все трудно сти с тран участников ЕС являются общеевропейской «головной болью».

Специфику с овременного миграционного профиля Евро пы о тражают следующие ключевые мо менты: выборочная по литика миграции, ограничение въезда для отдельных категорий мигрантов, особенно по линии воссоединения с семьей, упрощение процедур приобретения гражданства, увеличение требо ваний по интеграции для вно вь прибыва ющих мигрантов, ужесточение с анкций за нарушение мигра ционного законодательства, а равно отход от сегрегации мигрантов и переход к политике интеграции.

Процесс «взаимовлияния» одной с траны на другую в о бласти правового регулирования миграции на общеевропейском пространстве весьма интересен. В 2007 году в Соединенном Королевстве была введена система пунктов, позволяющая по примеру Канады, Новой Зеландии и про ч.,

оценивать по тенциальных мигрантов. Дисскусия о пунктах была очень популярна в ЕС в начале 2000 годов, многие государства рассматривали ее как один из путей регулиро вания миграционных потоков, дабы сократить приток «нежелательных мигрантов». В ФРГ эта идея, содержащаяся в §20 абз. 2 Законопроекта о регулировании мигра ции о т 2003 года, не была поддержана большинством Бундестага, хотя некоторые политические лидеры до сих пор не оставляют эту идею.

Важным пункто м мигра ционного и интегра ционного законодательства европейских го сударств являетс я о беспечение ра вных во зможностей и равного подхода для граждан, мигрантов из третьих с тран и лиц без гра ж-данства в жизни принимающего их социума. Как отражение этой политики стоит расматривать инкорпорацию во внутреннее право государств ЕС решений Евро пейского Суда по правам чело века, Европейского Суда Справедливости, Директив ЕС 2000/43/ЕС и 2002/73/ЕС, а равно создание специальных органов и про цедур по конролю за реализацией пра ва на равенство/не дис криминацию, таких, как Ко митет ра сового равенства (Committee of Racial Equality ) в Велико братинии, Бюро по равенству/не дискриминации (Antidiskrimimemngsstelk) в Германии, Высший с овет по борьбе с дискриминацией и во просам равенства (Autorité de Lutte contre les Discriminations et pour l'Egalité) во Франции, Высший Совет по делам иммиграции (Consejo Superior de Política de Inmigración) в Испании и т. д.

Ко второму центру притяжения неза конных мигра нтов о тносится США, самая развитая страна в мире. США притягивают нелегальных мигрантов из с тран Латинской Америки Ка рибского бассейна, Азии, Африки. Три четверти вс ех нелега льных ла тиноамериканских иммигра нтов проживают в четырех южных штатах США: Калифорнии, Аризоне, Техасе и Фло риде. Сухопутная гра ница США о храняется го раздо лучше, чем границы ЕС. В настоящее время перес ечь границу Мекс ики с США для нелегальных иммигра нтов с тановится вс е труднее и труднее . Реализуется проект с троительства стены, которая о тделит США о т Мексики. После подписания До говора НАФТА пра вительством США были выделены дополнительные с редства на усиление по граничного контроля, установлены но вые с ветовые про жекторы, камеры но чного видения, сенсорные да тчики, увеличение шта та пограничной с лужбы и т. д. Однако, через мекс иканский тра нзитных ко ридор нелега льные мигра нты продолжают про никать на территорию США . Кроме то го, несмотря на ужесточение правил авиаперевозок, сохраняется большой поток незаконных мигра нтов через а эропорты. Часть мигра нтов приезжа ет в США морским путем. По разным оценкам, в Соединенных Штатах сейчас живет и работает от 10 до 14 млн. нелегальных мигрантов.

В современной американской политике и эко номике наиболее острой проблемой являетс я нелега льная мигра ция ла тиноамериканцев (преиму-

щественно мексиканцев) в США. Среди этнонационального состава нелегалов до минируют ла тиноамериканские мигра нты и с тран Ка рибского бассейна. Только из Мексики в Соединенные Штаты прибывает 55 % всех нелегальных мигра нтов, преимущественно сезонных с ельскохозяйствен-ных рабочих. В количественном отношении это составляет около 4,5 млн. мексиканских нелегалов. Большинство нелегальных мигрантов проникают в США через мекс иканскую границу. Большая их ча сть нелегально пребывает в Калифорнии. Большинство нелегалов из Мексики не выехали за пределы Соединенные Штаты после окончания срока действия визы.

Методы миграционной политики США в о тношении нелегальных мигрантов из Ла тинской Америки ва рьируются о т депо ртации до избирательной лега лизации. Постоянно увеличивается шта т Службы иммиграции и на турализации, осуществляются па трулирование гра ницы и полицейские рейды. Строятся заграждения на границе с Мексикой, ужесточаются правила по предоставлению политического убежища.

Каждый год при перес ечении американо-мексиканской границы задерживается около миллиона нелегалов. Однако полумиллиону нелегальных мигрантов удается перейти границу.

Против планов правительства США ужесточить миграционный контроль и по строить за градительную с тену на границе с Мексикой про тестовали правительства Мексики и Ко ста-Рики. Так, в янва ре 2006 г. Коста-Рика, Мексика, Никарагуа и другие ла тиноамериканские с траны по дписали совместную декларацию о взаимном уважении и защите прав иностранных трудовых мигрантов.

Дополнительной стратегией сокращения числа нелегальных иммигрантов является про цедура их легализации в с оответствии с Актом о реформе и контроле 1986 г. Властями США применяется специальная политика для легализации с ельскохозяйственных ра ботников, преимущественно сезонных мексиканских и латиноамериканских мигрантов. По сравнению со всей массой нелегалов - выходцев из стран Латинской Америки, для сельскохозяйственных рабочих из с тран Латинской Америки были определены относительно льготные ус ловия лега лизации. Ведь с ельскохозяйственная о трасль Соединенных Штатов не может функционировать без дешевей рабочей силы.

Третьим миро вым центро м притяжения нелега льных мигра нтов, на наш взгляд, является Россия.

Российская Федерация стала крупным местом концентрации незаконных и нелегальных мигра нтов, представляя с обой центр притяжения на постсоветском и евразийском пространстве. Согласно исследованиям, около 90 % незаконных мигрантов в России происходит из стран бывшего СССР, с которыми у Ро ссии существует безвизовый режим. Примерно 20 % потока незаконных и нелега льных мигра нтов прихо дится на страны да льнего зарубежья - Китай, Вьетнам, Бангладеш, Индию, Афганистан, Пакистан.

Одной из о сновных причин с ложившейся с итуации являетс я недостаточно эффективная система контроля за пребыванием, перемещением, осуществлением трудовой деятельности иностранных граждан на территории Ро ссии. Суть за ключается в то м, что иностранные гра ждане въезжают в Российскую Федера цию на законных о снованиях, а затем (в период нахождения на территории России) самовольно изменяют статус своего нахождения и о стаются на её террито рии. Отсутствие эффективного контроля за въездом и выездо м ино странных граждан в Ро ссийскую Федерацию не позволяет сколько-нибудь точно оценить реальные масштабы нелегальной иммиграции, а методы оценки численности нелегальных мигрантов до настоящего момента недостаточно разработаны. Таким образом, данные о масштабах нелега льной мигра ции в Ро ссии являются фрагментарными и ча сто несопоставимыми. Так, по оценкам представителей ФМС Ро ссии, в Ро ссии о бъемы нелегальной миграции составляли в начале 2000-х гг. примерно от 3 до 15 и более миллионов человек. На начало 2013 года в России находилось не менее 3,3 млн. лиц с неопределенным статусом нахождения в стране [4].

В Ро ссии не за вершена система, которая бы эффективно решала весь спектор во просов, относящихся к миграционной по литике. Ни о дна из государственных с труктур не ра сполагает по лной инфо рмацией о миграционных про цессах, соответственно масштаб про блемы до конца непонятен. [5]

Российская Федера ция по здно выделила миграционную про блему в качестве о дного из главных с оциально-экономических фа кторов ус пеш-ного развития с траны. В связи с этим, в Ро ссии до сих по р не имеется устоявшегося инс титута по миграционным во просам, не ведетс я пла номерная мигра ционная по литика. Примером по следнего может с лужить ситуация с резким изменением нелега льной миграции в перио д с 2003 по 2004 гг. Если в 1990-е гг. миграционное законодательство России носило достаточно либеральный характер, то в 2000-е гг. оно резко изменилось. С 1 июля 2002 г. вступил в с илу но вый За кон «О гра жданстве Ро ссийской Федерации» (ФЗ «О гра жданстве Ро ссийской Федера ции» № 62-ФЗ о т 31.05.2002 г.). Закон резко ужесточил «правила игры». Его концепция состояла в ура внивании пра вового положения ро ссийских соотечественников из ближнего зарубежья с гражданами третьих с тран в о тно-шении прио бретения ро ссийского гражданства. «Ответом» на принятие жесткого закона «О гражданстве» стало резкое снижение в 2003-2004 гг. регистрируемых о бъемов мигра ции и ро ст нелега льной мигра ции. Впоследствии за кон ко рректировался в с торону неко торого смягчения, однако восстановить былое миграционное равновесие это уже не смогло.

Нелегальная миграция в Ро ссии с пецифична. Отчасти о на связана с существованием безвизового режима пересечения границ с большинством

стран по стсоветского пространства, но в го раздо большей с тепени - с просчетами миграционного законодательства в 1990-х гг., когда процедуры регистрации мигра нтов и по лучения ра зрешения на работу о казались настолько бюрократически за путанными и ис кусственно усложненными, что они фактически выталкивали мигрантов и работодателей, нанимающих иностранных работников, за пределы правового поля.

Миграционным с лужбам РФ с ледует о бращать на такие ка налы незаконной мигра ции, как безвизо вый туристический о бмен, а так же каналы трудовой миграции. К примеру, отправляющиеся в Россию по линии безвизового туризма китайские граждане в абсолютном большинстве едут не с туристическими, а с коммерческими и другими целями , фактически нарушая смысл и с уть существующего двустороннего Соглашения между Пра вительством Российской Федерации и Пра вительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29.02.2000 г.

Россия за последние дес ять лет с делала ряд зна чительных ша гов в направлении с овершенствования с воей миграционной по литики. От по л-ного отрицания миграции как политического, социально-экономического и пра вового явления до признания мигра ционной по литики ва жнейшей государственной за дачей. После ра спада СССР и с оздания мно жества самостоятельных го сударств, череды межго сударственных ко нфликтов, гражданских во йн, экономических, политических по трясений, миграционная по литика России, как и вс ех по стсоветстских го сударств, проводилась бес системно и нес огласованно. России в ближа йшие пять - десять лет предстоит совершить «гераклов подвиг», кардинально пересмотрев с вой по дход к мигра ционной по литике и о тношение к мигра нтам, с учетом все возрастающих иммиграционных потоков в страну, укрупнения миграционных сообществ. И хочется верить, что подобные изменения будут про исходить, исходя из по нимания прав мигрантов в ко нтексе о бще-человеческих ценностей и прав человека.

Уникальной черто й гло бализации мигра ционных про цессов с тало появление на карте мира региональных центров притяжения незаконных и нелегальных мигра нтов. Они по ка еще не с тали центра ми миро вого (глобального) масштаба в силу свей географической удаленности или других фа кторов, но они а ктивно притягивают мигрантов и имеют вс е перспективы с тать центра ми. Их о тличительные черты : значительные масштабы неза конной и нелега льной мигра ции, привлекательность для мигрантов из с определьных го сударств, интенсивный ро ст чис ленность незаконных мигрантов. К региональным центрам можно отнести Австралию, Южно-Африканскую Республику, Аргентину и Бразилию.

Следует также выделять субрегиональные центры незаконной и нелегальной миграции, которые характеризуются меньшими объемами пото-

ков, поскольку, как правило, проводят достаточно жесткую политику по селекции и ограничению миграции и выдачи виз. Однако, они имеют перспективы трансформироваться в региональные центры незаконной миграции при определенных условиях. К числу таких центров следует отнести страны Ближнего Востока, Персидского Залива, Японию, Сингапур, Южную Корею, Казахстан.

Список литературы

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : (http ://www.scrf.gov.ru/documents/ 99.html).

2. Schleifer, W. / Posch, W. (Hrsg.). Rechtsfragen der Migration und Integration / W. Schleifer, W. Posch. - Graz, 2008. - S. 35-36.

2. Кабузан, В.М. Эмиграция и реэмиграция в России в XVIII - начале ХХ века / В.М. Кабузан. - М., 2011. - 255 с.

3. Ромодановский, К.О. Пресс-конференция в «РИА Новости» 17 мая 2013 года [Электронный ресурс] / К.О. Ромодановский. - Режим доступа : http ://ria.ru/society/ 20130517/937843592.html

4. Выступление Президента России Д.А. Медведева на заседании Совета Безопасности России 27 апреля 2012 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http ://www.kremlin.ru/news/15164.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.