Экономические науки
297
рентоспособности, причем в основном связанные с природой - полезными ископаемыми, лесами, территорией. Даже в отношении операционных факторов мы серьезно отстаем не только от основных наших конкурентов, но от многих стран, которые еще несколько десятилетий назад вообще не рассматривались как сколько-нибудь серьезные конкуренты (Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии). Что же касается стратегических факторов, то они сегодня практически вообще утрачены: Россия уже в течение более десяти лет не имеет своей стратегической программы общенационального развития. Задача осложняется тем, что сегодня уже совершенно недостаточно линейно прогнозировать экономический рост национальной экономики или ее отдельных отраслей. Необходимо анализировать будущее развитие во всем комплексе взаимосвязей и взаимозависимостей с действующими и потенциальными конкурентами и на этой основе строить свою конкурентную стратегию. И это общая задача государства, частных компаний и их объединений и общественных и политических организаций, заинтересованных в успешном развитии страны.
Список литературы:
1. Лыгина Н.И., Гончаров A.A.«Роль конкурентной стратегии предприятия в реализации конкурентных преимуществ // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 11 (146).
2. Тирацуян А.С. Методические подходы к выбору направлений разработки методов оценки и анализа конкурентоспособности предприятия // Наука и современность. - 2014. - № 6.
3. Чебыкина М.В., Грачева Е.С. Конкурентоспособность предприятий как основа улучшения конкурентной позиции региона: Монография // Известия академии управления теория, стратегия, инновации. - 2011. - № 4 (5).
4. Шибакова T.B. Внутренние факторы конкурентоспособного развития российских предприятий в современных условиях // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 25 (154).
ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ В МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ
© Хортиев Д.Р., Цогоева М.И.
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова,
г. Владикавказ
Нелегальная миграция и ее негативные последствия для всех сфер жизнедеятельности общества представляют значительную угрозу национальной безопасности государства, способствует усилению напря-
298
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
жения в сфере межэтнических отношений и возникновению этнических конфликтов. Основные потоки незаконных мигрантов направляются из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. Уникальной чертой глобализации миграционных процессов стало появление на карте мира региональных центров притяжения незаконных и нелегальных мигрантов. Нелегальная миграция в России специфична. Это обусловлено существованием безвизового режима пересечения границ с большинством стран постсоветского пространства, а также просчетами миграционного законодательства.
Ключевые слова: незаконная миграция, центры миграции, последствия миграции, миграционное законодательство.
За последние двадцать лет нелегальная миграция стала устойчивым и масштабным явлением, оказывающим значительное влияние на социальноэкономические и политические процессы не только России, но и всего мира. По мнению ряда экспертов, нелегальная миграция несет угрозу общественной и национальной безопасности, экономической стабильности. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывается, что в ближайшее время «обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией» [1].
Нелегальная миграция и ее негативные последствия для всех секторов общества является одной из основных угроз национальной безопасности страны. Нелегальные мигранты совершают значительную часть преступлений против собственности, преступления против жизни и здоровья граждан, в сфере незаконной торговли оружием, наркотическими и психотропными веществами. Преступные формирования нелегальных мигрантов создают практически неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняясь от налогов, скрывая незаконный бизнес. Происходит отток средств в экономики стран, поставляющих мигрантов, все больше и больше мигрантов вовлекаются в «теневой» сектор экономики. Образуется теневой оборот средств в больших количествах, эти ресурсы используются для финансирования преступной деятельности, а также приобретают легальную основу за счет приобретения наиболее прибыльных компаний. Нелегальные мигранты способствуют массовому распространению некачественной и контрафактной продукции, которая очень часто является вредной для здоровья человека [16].
Нелегальная миграция способствует росту напряженности в межэтнических отношениях и возникновению этнических конфликтов.
С потоками нелегальных иммигрантов в принимающую страну могут проникнуть боевики и члены незаконных вооруженных формирований, в том числе прошедшие диверсионную подготовку.
Нелегальные мигранты так же подвержены высокому риску стать жертвой преступления. Это вызывает значительное разнообразие и многовек-торность мер для противодействия нелегальной миграции.
Экономические науки
299
Итак, в настоящее время существуют следующие основные способы осуществления нелегальной миграции: по каналам туристического обмена и трудовой миграции.
Основные направления потоков нелегальных мигрантов нацелены на страны с более высоким доходом, по сравнению со страной донором. Можно выделить в мировом (глобальном) масштабе несколько «центров» нелегальных мигрантов. Их характеристики: крупный масштаб незаконной и нелегальной миграции (как правило, здесь пребывают миллионы незаконных мигрантов, которые происходят из разных регионов мира; масштабы незаконной и нелегальной миграции оказывают значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в принимающих странах). Анализ ситуации позволяет отметить три глобальный центра нелегальных и незаконных мигрантов [15].
Во-первых, это Европейский союз, один из самых экономически развитых регионов мира. Основной поток нелегальных мигрантов отправляется сюда из Южной и Юго-Восточной Азии, Китая, Африки и Ближнего Востока. Специфика ЕС состоит в том, что здесь примерно равное соотношение между незаконными и нелегальными мигрантами. «Уязвимость» ЕС со стороны незаконной миграции связана с протяженной береговой линией, сухопутными границами и наличием большого числа соседних стран, которые действуют как транзитные коридоры для мигрантов. Этот вопрос становится одним из самых важных в контексте расширения ЕС на восток. В ЕС вступили страны, которые часто не могут обеспечить эффективный контроль над миграционными потоками, а также имели до вступления к ЕС на своей территории большое количество незаконных и нелегальных мигрантов. Россия вместе с Украиной, Белоруссией и Казахстаном являются транзитными коридорами, через которые нелегальные мигранты из третьих стран стараются попасть в ЕС. Особому риску с точки зрения нелегальной миграции подвержены буферные государства ЕС, граничащие со странами - поставщиками нелегальных мигрантов. Это, например, Италия, Испания, Польша и другие. По примерным подсчетам в ЕС находится около 5-6 миллионов незаконных мигрантов, из которых 2-3 млн. считаются нелегальными, то есть незаконно перешедшие границу. Проблема нелегальной иммиграции в ЕС тесно связана с проблемой торговли людьми и трафика, многие нелегальные мигранты сильно рискуют, пользуясь услугами преступных групп и посредников для того, чтобы организовать свой «переезд» в ЕС.
Толерантная Европа на сегодняшний уже признает свои ошибки: политика мультикультурализма привела к сегрегации, а либерализм - к хаосу. Вот только непонятно, что теперь делать. В свою очередь, спецдокладчик ООН Франсуа Крепо призвал мировое сообщество расширять возможности для легальной миграции. Он подверг жесткой критике миграционную политику ЕС, подчеркнув, что проблему нелегальной миграции не решить «исключительно репрессивными методами».
300
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
По его мнению, штрафные санкции должны затрагивать работодателей, которые нанимают нелегальных мигрантов, а не самих беженцев. Однако власти, руководствуясь только «политическими соображениями», в этом направлении не предпринимают никаких серьезных шагов. Принимающим мигрантов странам необходимо учитывать такие аспекты, как многообразие и мультикультурализм, считает спецдокладчик ООН.
Сегодня в государствах ЕС, Норвегии и Швейцарии проживает более 500 млн. чел., 43 млн. из которых родились за пределами этих стран. Основной точкой миграционных потоков последнего столетия была и остается Германия, в которой осело более 10.1 млн. мигрантов. Население Германии является третьим в мире - после США и России - по числу входящих в него мигрантов. Далее следует Франция (6.5 млн. чел.), Великобритания (5.6 млн. чел.), Испания (4.8 млн. чел.), Италия (2.5 млн. чел.). В Швейцарии (1.7 млн. чел.), Голландии (1.6 млн. чел.), Австрии (1.3 млн. чел.), Швеции (1.1 млн. чел.), Греции (1.0 млн. чел.) также весомая часть населения является выходцами других государств [2].
В течение долгого времени ученые давали разные оценки миграции и интеграции в странах ЕС. Политика Германии и Франции оценивалась как политика сегрегации, Великобритании как политика расовой сегрегации, Швеции как политика ассимиляции, Нидерландов и Испании в качестве политики с акцентом на права этнических меньшинств.
Современная Европа нацелена на формирование миграционной политики, которая способствует развитию легальной миграции, ограничивающей незаконные ограничения свободного перемещения лиц, упрощение правил для высококвалифицированных специалистов и ученых. Формирование такой политики будет способствовать интеграции всех мигрантов, живущих на территориях государств-членов ЕС, и созданию единой нормативноправовой базы для регулирования вопросов миграции, интеграции и этнического разнообразия.
За последние несколько лет в Европе миграционного законодательство и его общественно-политические аспекты стали предметом общественного обсуждения. В Великобритании, предметом интенсивного обсуждения были приобретение гражданства и въезда в страну, особенно для супругов, в связи с возрастающей борьбой против половой, этнической и других форм дискриминации.
Франция проводит меры для снижения уровня так называемой «семейной миграции», в то же время власти обеспокоены конфронтацией «культур и менталитетов» между этническими французами и «мигрантами» с французскими паспортами, что часто приводит к насилию на улицах. В результате, в 2005-2006 годах, Парламент Франции рассматривал возможность введения ДНК-тестов для новых мигрантов, которые хотят въехать в страну через линию воссоединение с семьей.
Экономические науки
301
Германия пытается сформировать свою политику так, чтобы предоставить мигрантам определенные права и свободы наравне с гражданами ЕС и интегрировать их в немецкое общество с учетом европейских интересов. Тема незаконного въезда в страну затронула многие страны Евросоюза - Италию, Испанию, Португалию и другие.
Ст. 73 абз. 1 ч. 3 Основного закона ФРГ гласит, что федеральный центр обладает компетенцией на издание законодательства о эмиграции и иммиграции в ФРГ. В рамках исполнения указанной компенции 31 декабря 2004 года был принят закон о титулах на пребывании, занятости и интеграции иностранцев на территории ФРГ. Указанный закон стал «прототипом» миграционного законодательства Швейцарии и Австрии. Закон Швейцарии об иностранцах, вступивший в силу 1.1.2008 года, равно как и изменения в австрийский закон о проживании / пребывании в Австрии от 2005, 2008 годов [8], демонстрируют единые подходы «немецко'-говорящих» законодателей.
В то же время все страны Европы сосредоточены на поиске путей разрешения внутренних проблем, привнесенных в страну отдельными группами мигрантов. Так, в эпицентре французской политики находятся вопросы «исламизации приезжего населения» и взаимоотношения с бывшими колониями [3]. Именно они являются «причиной осторожного подхода Франции к единообразной общеевропейской политике гармонизации миграционных потоков внутри ЕС». Испания, Италия, Португалия обеспокоены борьбой против всех форм незаконной миграции. Однако с точки зрения ЕС, нет такой проблемы, которая является чисто французской, немецкой или итальянской.
Специфику современного миграционного профиля Европы отражают следующие ключевые моменты: выборочная политика миграции, ограничение въезда для отдельных категорий мигрантов, особенно по линии воссоединения с семьей, упрощение процедур приобретения гражданства, увеличение требований по интеграции для вновь прибывающих мигрантов, ужесточение санкций за нарушение миграционного законодательства, а равно отход от сегрегации мигрантов и переход к политике интеграции.
Процесс «взаимовлияния» одной страны на другую в области правового регулирования миграции на общеевропейском пространстве весьма интересен. В 2007 году в Соединенном Королевстве была введена система пунктов, позволяющая по примеру Канады, Новой Зеландии и проч., оценивать потенциальных мигрантов. Дисскусия о пунктах была очень популярна в ЕС в начале 2000 годов, многие государства рассматривали ее как один из путей регулирования миграционных потоков, дабы сократить приток «нежелательных мигрантов». В ФРГ эта идея, содержащаяся в §20 абз. 2 Законопроекта о регулировании миграции от 2003 года, не была поддержана большинством Бундестага, хотя некоторые политические лидеры до сих пор не оставляют эту идею.
Важным пунктом миграционного и интеграционного законодательства европейских государств является обеспечение равных возможностей и рав-
302
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ного подхода для граждан, мигрантов из третьих стран и лиц без гражданства в жизни принимающего их социума. Как отражение этой политики стоит расматривать инкорпорацию во внутреннее право государств ЕС решений Европейского Суда по правам человека, Европейского Суда Справедливости, Директив ЕС 2000/43/ЕС и 2002/73/ЕС, а равно создание специальных органов и процедур по контролю за реализацией права на равенство/не дискриминацию, таких, как Комитет расового равенства (Committee of Racial Equality) в Великобритании, Бюро по равенству / не дискриминации (Anti-diskriminiemngsstelle) в Германии, Высший совет по борьбе с дискриминацией и вопросам равенства (Autorite de Lutte contre les Discriminations et pour l’Egalite) во Франции, Высший Совет по делам иммиграции (Consejo Superior de PoHtica de Inmigracion) в Испании и т.д.
Ко второму центру притяжения незаконных мигрантов относится США, являющаяся наиболее развитой страной мира. США привлекает нелегальных мигрантов из Латинской Америки, Карибского бассейна, Азии и Африки. Три четверти нелегальных испаноязычных мигрантов живут в четырех южных штатах США: Калифорнии, Аризоне, Техасе и Флориде. Сухопутная граница США охраняется гораздо лучше, чем границы Европейского Союза. В настоящее время пересечь границу из Мексики в Соединенные Штаты для «нелегалов» становится все труднее и труднее. Осуществляется проект строительства стены, которая разделит США и Мексику. После подписания Договора НАФТА, правительство США выделило дополнительные средства на укрепление пограничного контроля: новое освещение, автоматизированные фонари, камеры ночного видения, датчики движения, увеличение штата государственной пограничной службы. Но все равно через транзитный коридор в США продолжают проникать новые нелегальные мигранты. Более того, несмотря на ужесточение правил авиаперевозок, имеет место большой приток нелегальных мигрантов через аэропорты. Множество мигрантов прибывают в Соединенные Штаты через морскую границу. По разным оценкам, в настоящее время в США живет и работает от 10 до 14 миллионов нелегальных мигрантов.
В современной американской политике и экономике наиболее острой проблемой является нелегальная миграция латиноамериканцев (преимущественно мексиканцев) в США. Среди этнонационального состава нелегалов доминируют латиноамериканские мигранты и стран Карибского бассейна. Только из Мексики в Соединенные Штаты прибывает 55 % всех нелегальных мигрантов, преимущественно сезонных сельскохозяйственных рабочих. В количественном отношении это составляет около 4,5 млн. мексиканских нелегалов. Большинство нелегальных мигрантов проникают в США через мексиканскую границу. Большая их часть нелегально пребывает в Калифорнии. Большинство нелегалов из Мексики не выехали за пределы Соединенные Штаты после окончания срока действия визы.
Экономические науки
303
Методы миграционной политики США в отношении нелегальных мигрантов из Латинской Америки варьируются от депортации до избирательной легализации. Постоянно увеличивается штат Службы иммиграции и натурализации, осуществляются патрулирование границы и полицейские рейды. Строятся заграждения на границе с Мексикой, ужесточаются правила по предоставлению политического убежища.
Каждый год при пересечении американо-мексиканской границы задерживается около миллиона нелегалов. Однако полумиллиону нелегальных мигрантов удается перейти границу.
Против планов правительства США ужесточить миграционный контроль и построить заградительную стену на границе с Мексикой протестовали правительства Мексики и Коста-Рики. Так, в январе 2006 г. Коста-Рика, Мексика, Никарагуа и другие латиноамериканские страны подписали совместную декларацию о взаимном уважении и защите прав иностранных трудовых мигрантов.
Дополнительной стратегией сокращения числа нелегальных иммигрантов является процедура их легализации в соответствии с Актом о реформе и контроле 1986 г. Властями США применяется специальная политика для легализации сельскохозяйственных работников, преимущественно сезонных мексиканских и латиноамериканских мигрантов. По сравнению со всей массой нелегалов - выходцев из стран Латинской Америки, для сельскохозяйственных рабочих из стран Латинской Америки были определены относительно льготные условия легализации. Ведь сельскохозяйственная отрасль Соединенных Штатов не может функционировать без дешевой рабочей силы.
Третьим мировым центром притяжения нелегальных мигрантов, на наш взгляд, является Россия.
Российская Федерация стала одним из основных мест концентрации незаконных и нелегальных мигрантов, являясь центром притяжения на постсоветском и евразийском пространстве. По данным исследований, около 90 % нелегальных мигрантов в России прибывает из стран бывшего Советского Союза, безвизовый режим с которыми является одним из унаследованных «правил». Около 20 % потока незаконных и нелегальных мигрантов создают зарубежные страны - Китай, Вьетнам, Бангладеш, Индия, Афганистан, Пакистан.
Одной из главных причин такого положения - недостаточный контроль за пребыванием, движением, осуществлением трудовой деятельности иностранцев на территории РФ. Суть заключается в том, что иностранные граждане въезжают в Российскую Федерацию на законных основаниях, а затем (в период нахождения на территории России) самовольно изменяют статус своего нахождения и остаются на её территории. Отсутствие эффективного контроля за въездом и выездом иностранных граждан в Российскую Федерацию не позволяет сколько-нибудь точно оценить реальные масштабы нелегальной иммиграции, а методы оценки численности нелегальных мигрантов до на-
304
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
стоящего момента недостаточно разработаны. Таким образом, данные о масштабах нелегальной миграции в России являются фрагментарными и часто несопоставимыми. Так, по оценкам представителей ФМС России, в России объемы нелегальной миграции составляли в начале 2000-х гг. примерно от 3 до 15 и более миллионов человек. На начало 2013 года в России находилось не менее 3,3 млн. лиц с неопределенным статусом нахождения в стране [4].
В России не завершена система, которая бы эффективно решала весь спектор вопросов, относящихся к миграционной политике. Ни одна из государственных структур не располагает полной информацией о миграционных процессах, соответственно масштаб проблемы до конца непонятен [5].
Российская Федерация поздно выделила миграционную проблему в качестве одного из главных социально-экономических факторов успешного развития страны. В связи с этим, в России до сих пор не имеется устоявшегося института по миграционным вопросам, не ведется планомерная миграционная политика. Примером последнего может служить ситуация с резким изменением нелегальной миграции в период с 2003 по 2004 гг. Если в 1990-е гг. миграционное законодательство России носило достаточно либеральный характер, то в 2000-е гг. оно резко изменилось. С 1 июля 2002 г. вступил в силу новый Закон «О гражданстве Российской Федерации» (ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31.05.2002 г.). Концепция закона несла в себе идею уравнивания правового статуса российских соотечественников из соседних стран с гражданами третьих стран, которые имеют российское гражданство. «Ответом» на принятие жесткого закона «О гражданстве» стало резкое снижение в 2003-2004 гг. регистрируемых объемов миграции и рост нелегальной миграции. Впоследствии закон корректировался в сторону некоторого смягчения, однако восстановить былое миграционное равновесие это уже не смогло.
Нелегальная миграция в России специфична. Отчасти она связана с существованием безвизового режима пересечения границ с большинством стран постсоветского пространства, но в гораздо большей степени - с просчетами миграционного законодательства в 1990-х гг., когда процедура регистрации мигрантов и получение разрешения на работу были настолько сложны и запутанны, что они на самом деле сами провоцировали мигрантов и работодателей иностранных рабочих осуществлять противоправные действия.
Миграционным службам РФ следует обращать на такие каналы незаконной миграции, как безвизовый туристический обмен, а так же каналы трудовой миграции. К примеру, отправляющиеся в Россию по линии безвизового туризма китайские граждане в абсолютном большинстве едут не с туристическими, а с коммерческими и другими целями, фактически нарушая смысл и суть существующего двустороннего Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29.02.2000 г.
Экономические науки
305
Россия за последние десять лет сделала ряд значительных шагов в направлении совершенствования своей миграционной политики. От полного отрицания миграции как политического, социально-экономического и правового явления до признания миграционной политики важнейшей государственной задачей [11]. После распада СССР и создания множества самостоятельных государств, череды межгосударственных конфликтов, гражданских войн, экономических, политических потрясений, миграционная политика России, как и всех постсоветстских государств, проводилась бессистемно и несогласованно. России в ближайшие пять - десять лет предстоит совершить «гераклов подвиг», кардинально пересмотрев свой подход к миграционной политике и отношение к мигрантам, с учетом все возрастающих иммиграционных потоков в страну, укрупнения миграционных сообществ. И хочется верить, что подобные изменения будут происходить, исходя из понимания прав мигрантов в контексте общечеловеческих ценностей и прав человека.
Уникальной особенностью глобализации миграционных процессов является появление региональных центров притяжения незаконных и нелегальных мигрантов. Эти центры пока еще не достигли мирового (глобального) масштаба, но они активны, поэтому у них есть потенциал стать мировыми центрами. Их особенности включают: большие масштабы нелегальной и незаконной миграции, привлечение мигрантов из соседних стран, интенсивный роста числа нелегальных мигрантов. Региональными центрами являются Австралия, Южная Африка, Аргентина и Бразилия [12].
Можно выделить также субрегиональные центры незаконной и нелегальной миграции, которые характеризуются меньшими потоками, потому что они ведут строгую политику по отбору и ограничению миграции и визовому режиму. Тем не менее, они в перспективе они могут стать региональными центрами нелегальной миграции при определенных условиях. Такие центры имеют свое расположение на Ближнем Востоке, в Персидском заливе, Японии, Сингапуре, Южной Корее, Казахстане.
Список литературы:
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/do-cuments/99.html.
2. Schleifer W., Posch W. (Hrsg.): Rechtsfragen der Migration und Integration. - Graz, 2008. - S. 35-36.
3. Кабузан В.М. Эмиграция и реэмиграция в России в XVIII - начале ХХ века. - М., 2011. - 255 с.
4. Ромодановский К.О. Пресс-конференция в «РИА Новости» 17 мая 2013 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/society/ 20130517/937843592.html.
306
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
5. Выступление Президента России Д.А. Медведева на заседании Совета Безопасности России 27 апреля 2012 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/15164.html.
6. Департамент по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-cis.infb/page.php?id=20026.
7. Niederlassung- und Aufenthaltsgesetz Osterreichs v. 1.1.20o5 (NAG), Az: BGBl. I Nr. 100/2005.
8. Внутренние факторы незаконной миграции [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item/804701.
9. Внешние факторы незаконной миграции [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item/804701.
10. Council Regulation (EC) No 539/2001 of 15 March 2001 listing the third countries whose nationals must be in possession of visas when crossing the external borders and those whose nationals are exempt from that requirement. OJ L 81, 21.3.2001, [online]. [cited 2012-12-23]. - Р. 1.
11. Available from Internet [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32001R0539: EN:NOT.
12. Борисов Е.А. Динамика международной трудовой миграции в России [Электронный ресурс] / Е.А. Борисов, Н.А. Охлопкова // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 4. - С. 73-76. - Режим доступа: http://eli-brary.ru
13. Волох В.А. Концепция государственной миграционной политики России - основа миграционной безопасности страны [Электронный ресурс] /
B. А. Волох, В.А. Суворова // NB: Национальная безопасность. - 2013. -№ 3. - С. 1-16. - Режим доступа: http://elibrary.ru.
14. Дементьев Н.В. Внешняя трудовая миграция как индикатор экономической безопасности России [Электронный ресурс] / Н.В. Дементьев // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 7. - С. 38-41. -Режим доступа: http://elibrary.ru.
15. Карпова И.В. Трудовая миграция и развитие бизнес-процессов в России [Электронный ресурс] / И.В. Карпова // Лизинг. - 2013. - № 4. -
C. 30-41. - Режим доступа: http://elibrary.ru.
16. Johan Mistiaen, Development Data Group, World Bank. Household survey data on remittances in sending countries. Sampling and questionnaire design: options and uses [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.worldbank. org/data/remittances. html.
17. Round Table on Sustainable Development. Working Abroad - the benefits flowing from nationals working in other economies. Prepared by Anne Harrison assisted by Tolani Britton and Annika Swanson. - OECD, General Secretariat, 2011. - Р. 14.