Научная статья на тему 'Ответственность за преступления в сфере миграции по уголовному законодательству зарубежных стран'

Ответственность за преступления в сфере миграции по уголовному законодательству зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1985
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рашитов Ленар Радикович

В статье анализируются вопросы регламентации уголовной ответственности за незаконную миграцию на примере таких зарубежных стран, как Австралия, Великобритания, США, ФРГ, Испания, КНР, Казахстан и Литва. Целью данной статьи является изучение успешно реализуемых в зарубежном законодательстве норм в сфере миграции, а также выявление тенденций развития института ответственности за преступления, связанные с нелегальной миграцией. К таким нормам мы относим установление ответственности в отношении недобросовестных работодателей за прием на работу нелегальных мигрантов, пособничество в организации незаконной миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рашитов Ленар Радикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY FOR CRIMES IN SPHERE OF MIGRATION IN CRIMINAL LAW OF FOREIGN COUNTRIES

The article analyzes the issues of regulation of criminal liability for illegal migration to the example of foreign countries such as Australia, UK, USA, Germany, Spain, China, Kazakhstan and Lithuania. The aim of this paper is to study norms in the field of migration, as well as the identification of trends of development of institute of responsibility for the crimes related to illegal immigration. These norms we refer to establish liability against unscrupulous employers for hiring illegal immigrants, aiding in the organization of illegal migration.

Текст научной работы на тему «Ответственность за преступления в сфере миграции по уголовному законодательству зарубежных стран»

10.2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА

ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Рашитов Ленар Рабинович, адъюнкт. Место учебы: Казанский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра криминологии и уголовно-исполнительного права. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье анализируются вопросы регламентации уголовной ответственности за незаконную миграцию на примере таких зарубежных стран, как Австралия, Великобритания, США, ФРГ, Испания, КНР, Казахстан и Литва. Целью данной статьи является изучение успешно реализуемых в зарубежном законодательстве норм в сфере миграции, а также выявление тенденций развития института ответственности за преступления, связанные с нелегальной миграцией. К таким нормам мы относим установление ответственности в отношении недобросовестных работодателей за прием на работу нелегальных мигрантов, пособничество в организации незаконной миграции.

Ключевые слова: незаконная миграция, зарубежное законодательство, уголовно-правовое регулирование миграционных процессов, зарубежный опыт.

RESPONSIBILITY FOR CRIMES IN SPHERE OF MIGRATION IN CRIMINAL LAW OF FOREIGN COUNTRIES

Rashitov Lenar Radikovich, postgraduate student. Place of study: Kazan law Institute of MIA Russia. Department: Criminology and Penal Law chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The article analyzes the issues of regulation of criminal liability for illegal migration to the example of foreign countries such as Australia, UK, USA, Germany, Spain, China, Kazakhstan and Lithuania. The aim of this paper is to study norms in the field of migration, as well as the identification of trends of development of institute of responsibility for the crimes related to illegal immigration. These norms we refer to establish liability against unscrupulous employers for hiring illegal immigrants, aiding in the organization of illegal migration.

Keywords: illegal immigration, foreign legislation, criminal regulation of migration processes, foreign experience.

Миграция населения в ХХ! веке представляет собой глобальное и сложное явление, оказывающее влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Вследствие ухудшения геополитической обстановки в разных регионах мира, в особенности на Ближнем Востоке, миграционные потоки постепенно принимают все более угрожающий характер для большинства стран, в том числе и Российской Федерации. Отделение народонаселения ООН полагает, что в постоянных миграционных процессах в настоящее время занято не менее 218 стран мирового сообщества. Международная организация по миграции (МОМ) отмечает, что к 2030 году можно ожидать миграционные потоки, которые охватят более 300 млн. человек.

Повышение интенсивности миграционных процессов закономерно влияет на рост показателей преступности. При этом увеличивается количество общеуголовных преступлений, совершаемых мигрантами (корыст-

ные, корыстно-насильственные, насильственные преступления). Кроме того, нелегальными мигрантами нередко совершаются преступления, посягающие на здоровье населения и общественную нравственность (незаконный оборот наркотиков, организация проституции, распространение порнографии и др.) [12, с. 44].

В связи с вышесказанным, регулирование миграционных процессов является важным направлением государственной политики Российской Федерации и требует системного мониторинга, а также совершенствования и корректировки законодательства. Научный и практический интерес для отечественного уголовного права представляет зарубежный опыт регулирования сферы миграции.

С целью изучения уголовного законодательсва зарубежных стран в данной области нами условно поделены государства на следующие группы:

1) Государства-члены Содружества наций и США;

2) Европейкие государства;

3) Страны Азиатского региона;

4) Страны Балтии и сНг.

Ключевыми странами первой группы являются Австралия, Великобритания и Канада. Миграционная политика данных государств в первую очередь направлена на привлечение квалифицированной рабочей силы на постоянной основе. Несмотря на это, государство проводит тщательный отбор прибывающей рабочей силы, планируя необходимый объем и ее профессиональные и квалификационные качества.

Особый интерес представляет Уголовный кодекс Австралии как один из наиболее жестких в отношении преступлений в сфере миграции [7]. Глава 73 УК Австралии «Незаконный провоз людей и преступления, связанные с ним» предусматривает ответственность за преступления, связанные с организацией незаконной миграции (ст. 73.1-73.5) в виде лишения свободы до 10 лет. При наличии отягчающих обстоятельств преступники понесут наказание в виде лишения свободы сроком до 20 лет. За преступления, связанные с изготовлением и сбытом въездных (выездных) документов (ст. 73.6-73.12) предусмотрена ответственность в виде 10 лет лишения свободы. На наш взгляд, следует обратить внимание на то, что диспозиции данных статей устанавливают идентичную ответственность как для лиц, непосредственно совершивших преступление (исполнителей), так и для лиц, оказывающих содействие в совершении преступления (пособников).

Интересным является опыт регулирования нелегальной трудовой миграции и занятости в Великобритании. Необходимо отметить, что в англо-саксонской правовой семье уголовое законодательство представляет собой систему отдельных некодифицированных правовых актов. В Великобритании ответственность за нарушение миграционного законодательства устанавливает Закон об иммиграции 2016 года [1]. В частности, этот правовой акт предусматривает ответственность за незаконную трудовую деятельность мигрантов и за наем нелегальных мигрантов на работу в виде лишения свободы и штрафа. Отдельно стоит отметить то, что если данное правонарушение было совершено на территории Англии или Уэльса, то наказание будет назначено в виде 51 недели заключения, а в случае, если оно совершено на территории Северной Ирландии или Шотландии, то срок наказания будет ограничен 25 неделями. Это обусловливается тем, что Соединенное Королевство не имеет единой правовой системы и состоит из Английского права, применяемо-

го в Англии и Уэльсе, права Северной Ирландии и права Шотландии, которые более лояльны к использованию труда мигрантов. Кроме того, судом может быть рассмотрен вопрос о конфискации имущества, если будет доказано, что оно получено преступным путем.

Миграционное законодательство США в настоящее время находится на стадии реформирования. Несмотря на это, в стране продолжает действовать комплексный правовой акт в сфере миграции - Immigration and Nationality Act [2], принятый в 1990 году с поправками, внесенными Законом 1996 г. «О реформе нелегальной иммиграции и ответственности иммигрантов» (Legal Immigration Reform and Immigrant Responsibility Act), существенно ужесточившим ответственность за нарушение условий пребывания в стране. Согласно закону «Об иммиграции и гражданстве» (1996 г.) наказуемыми являются следующие деяния:

ст. 274 - организация нелегальной миграции предусматривает тюремное заключение сроком до 10 лет, а в случае, если действия преступника повлекли смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия - до 20 лет лишения свободы;

ст. 274А - незаконное привлечение к трудовой деятельности мигранта устанавливает штрафные санкции, размер которых зависит от повторности деяния и составляет от 250 до 10 000 долларов США;

ст. 274С - фальсификация разрешительных документов для мигранта наказывается штрафом в размере от 250 до 5 000 долларов США за каждый подделанный документ;

ст. 274D - уклонение от выезда из страны наказывается штрафом в размере до 500 долларов за каждый просроченный день.

Прецедентный характер законодательства США позволяет учитывать результаты предыдущих аналогичных судебных разбирательств (прецедентов) при толковании правовых актов и выработке решений. Следовательно, помимо вышеуказанных актов, к правовым источникам в сфере миграции следует отнести публикуемый и периодически обновляемый Свод признанных прецедентов (судебных решений) и кодифицированный источник United States Code [6], в разделах которого содержатся нормы о регулировании миграции.

Переходя к рассмотрению второй группы стран - европейских государств, необходимо отметить, что в настоящее время континентальная Европа столкнулась с самым масштабным наплывом мигрантов со времен Второй мировой войны. Согласно отчету Международной организации по миграции, в 2015 году в Европу прибыло более 900 тысяч человек, и по прогнозам экспертов ожидается, что эта цифра будет увеличиваться.

Одной из стран, столкнувшихся с проблемой увеличения миграционных потоков, стала Федеративная Республика Германия. В Уголовном кодексе Германии в §234а «Насильственное перемещение людей за пределы границы» закреплено следующее: «Кто хитростью, угрозами или применением насилия переправляет другое лицо за пределы страны, принуждает его к этому, препятствует возвращению, тем самым подвергает лицо опасности преследования по политическим и иным мотивам, причиняющим вред жизни и здоровью. За такие деяния предусмотрено лишение свободы на срок не менее одного года».

Действующее законодательство ФРГ предусматривает достаточно суровые меры наказания для лиц, нарушающих правила пребывания мигрантов на территории Германии. Согласно закону «О пребывании,

трудовой деятельности и интеграции иностранцев на территории ФРГ», ответственность устанавливается за:

§95 - отсутствие необходимых разрешительных документов для пребывания на территории ФРГ, что наказывается лишением свободы на срок до 1 года, а в случае, если лицу было предписано покинуть страну, и оно выполнило предписание, то предусматривается лишение свободы до 3 лет со штрафом;

§96 предусматривает квалифицирующие обстоятельства за деяния, а именно совершение преступления:

а) в составе банды;

б) на профессиональной основе (является его источником дохода);

в) с использованием оружия;

г) причинившее смерть человеку или вред здоровью.

Такие деяния наказываются лишением свободы на

срок от 3 месяцев до 5 лет со штрафом;

§97 предусматривает ответственность за организацию банды с целью дальнейшего совершения преступлений в сфере миграции, такие действия наказываются лишением свободы на срок от 1 года до 10 лет.

Приоритетным направлением борьбы с нелегальной иммиграцией в ФРГ является применение санкций к перевозчикам, т.е. к тем транспортным компаниям, которые переправляли незаконного мигранта по суше, воде или воздуху. В соответствии с действующим иммиграционным законодательством, все транспортные компании обязаны вернуть нелегала в ту страну, откуда он прибыл. Эта обязанность перевозчика действует в течение трех лет. На те транспортные компании, которые ввезли в страну трудящихся-мигрантов с нарушением установленных правил, при их отказе выполнить данное обязательство, может быть наложен штраф в размере от 1000 до 5000 евро за каждого ввезенного мигранта (§63) [3].

Резкий рост числа нелегальных мигрантов отразился и на законодательстве Испании, которое также пошло по пути ужесточения ответственности за использование труда нелегальных мигрантов. Так, 1 июля 2015 года в УК Испании была введена статья 311 bis, которая установила ответственность за систематическое привлечение труда иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу, в виде лишения свободы сроком от 3 до 18 месяцев или штрафа в виде дохода лица за период от 12 до 30 месяцев. Примечателен тот факт, что данный состав преступления помещен в раздел «Преступления против общества и социального обеспечения», а видовым объектом являются общественные отношения по охране прав трудящихся [8].

Рассматривая уголовное законодательство зарубежных стран, нельзя оставить без внимания представителя Азиатско-Тихоокеанского региона - Китайскую Народную Республику. В Уголовном кодексе КНР содержится ряд норм, направленных на борьбу с преступлениями в данной сфере [9].

УК КНР содержит следующие составы преступлений в сфере миграции:

- ст. 318 «Организация незаконного пересечения государственной границы»;

- ст. 319 «Получение обманным путем паспортов, виз и других выездных (въездных) документов в пользу организаторов незаконного пересечения государственной границы»;

- ст. 320 «Передача, сбыт поддельных паспортов, виз и иных въездных (выездных) документов»;

- ст. 321 «Нелегальное перемещение третьих лиц через государственную границу»;

- ст. 322 «Незаконное пересечение государственной границы и нарушение Закона о государственной границе при отягчающих обстоятельствах».

Отягчающими обстоятельствами для данных составов преступлений являются:

1) руководство группой, организовавшей нелегальное пересечение границы государства (приграничного района) третьими лицами;

2) причинение последствий в виде тяжелых увечий или смерти лицам, если нелегальное пересечение границы было спланировано;

3) воспрепятствование осуществлению миграционного контроля путем насилия и угроз;

4) наличие большого числа нарушений;

5) наличие иных серьезных обстоятельств.

Вышеперечисленные статьи расположены в главе

«Преступления против порядка управления», в которой прослеживается определенное сходство с Уголовным кодексом Российской Федерации. Однако в УК КНР преступления против режима Государственной границы обособлены в отдельную главу.

Переходя к последней группе - странам бывшего Советского Союза, считаем необходимым отметить, что правовое регулирование миграции в данных государствах имеет немалое сходство с РФ в связи с наличием в их уголовных законах глав, посвященных преступлениям против порядка управления, отдельные нормы которых предусматривают ответственность за преступления в сфере незаконной миграции.

Например, в новом УК Республики Казахстан от 3 июля 2014 года [11] в главе 16 «Преступления против порядка управления» установлена ответственность за:

- умышленное незаконное пересечение Государственной границы (ст. 392), что наказывается штрафом либо лишением свободы на срок до одного года, с выдворением иностранца или лица без гражданства сроком на пять лет;

- невыполнение решения о выдворении (ст.393), наказывается штрафом либо арестом на срок до семидесяти пяти суток, с выдворением иностранца или лица без гражданства сроком на пять лет;

- организацию незаконной миграции (ст. 394), наказывается штрафом либо исправительными работами, либо ограничением свободы, либо лишением свободы на срок до двух лет;

- неоднократное нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы (ст. 395), наказываются штрафом либо исправительными работами, либо привлечением к общественным работам, либо арестом на срок до 90 суток.

Примечательной особенностью является также наличие ответственности работодателей за прием на работу иностранных граждан без соответствующих разрешительных документов, за которое установлено наказание в виде штрафа в размере до 500 месячных расчетных показателей (с 1 января 2016 г. - 2121 тенге [5]) либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 300 часов, либо арестом на срок до 90 суток.

В Уголовном кодексе Республики Литва [10] преступлениям в сфере незаконной миграции также уделено немалое внимание. Так, в главе XLII (42) «Преступления и проступки против управления» определена ответственность за:

- незаконное пресечение границы, которое наказывается лишением свободы на срок до двух лет (ст. 291);

- незаконное перемещение людей через государственную границу, наказывается лишением свободы на срок до 6 лет. При этом организация данного преступления является квалифицированным составом, а ответственность организатора наступает по части третьей указанной нормы в виде лишения свободы сроком от 4 до 10 лет (ст. 292);

- организация выезда граждан Литвы без разрешительных документов с целью получения разрешения на постоянное проживание или статуса беженца, наказывается лишением свободы сроком до 7 лет. Данная норма представляет интерес с точки зрения указания на лиц, перемещаемых через Государственную границу. Следует обратить внимание, что в законодательстве рассмотренных нами стран ответственность предусматривается не за организацию выезда собственных граждан из страны, а за ввоз иностранных граждан или их транзит через страну (ст. 293).

Сравнивая уголовное законодательство в сфере незаконной миграции англоязычных стран и стран континентальной Европы, нельзя не обратить внимания на строгость санкций за нарушение правил миграции государств-членов Содружества наций.

На современном этапе для многих развитых стран мира минимизация масштабов незаконной миграции является одним из приоритетных направлений государственной политики. В настоящее время данная проблема особенно актуальна для европейских государств в связи с увеличением миграционных потоков вследствие ухудшения геополитической обстановки на Ближнем Востоке. Усугубляет положение дел большой разрыв в экономическом развитии между странами, традиционно являщимися поставщиками мигрантов, и странами, принимающими их. Представляется, что в ближайшее время ситуация существенным образом не изменится. На сегодняшний день незаконная миграция трансформировалась в острую социальную, экономическую и политическую проблему, требующую незамедлительного реагирования со стороны государств.

Рассмотрев нормы по регулированию миграции ряда иностранных государств, не можем не отметить общую тенденцию к ужесточению не только уголовного, но и миграционного законодательства в целом. Изучение зарубежного опыта позволяет выявить некоторые положения, которые могут быть применены отечественным законодателем для защиты собственных национальных интересов, а именно:

- установление уголовной ответственности в отношении недобросовестных работодателей за прием на работу нелегальных мигрантов. Размер штрафа необходимо дифференцировать в зависимости от количества нелегальных мигрантов, привлеченных к труду;

- привлечение виновных к уголовной ответственности за уклонение от выезда из России в случае, если судом было вынесено соответствующее решение, в виде обязательных работ с последующим выдворением мигранта за пределы территории РФ;

- установление уголовной ответственности за содействие незаконной миграции советами, указаниями, предоставлением информации, транспорта либо устранением препятствий, а также сокрытие следов преступления и т.д. (преступное пособничество);

- привлечение к ответственности перевозчика за систематическое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих соответствующего

разрешения на въезд на территорию России, через Государственную границу Российской Федерации. При этом нами предлагается предусмотреть в примечании к предлагаемой норме возможность освобождения лица, перевозящего нелегальных мигрантов, от уголовной ответственности в случае, если оно предпримет меры по возвращению нелегальных мигрантов к местам их первоначального пребывания (транспортировка).

Реализация данных мер, по нашему мнению, будет способствовать повышению порядка управления в сфере миграции. Несмотря на предпринимаемые Российской Федерацией эффективные и обоснованные шаги по стабилизации миграционной ситуации [4], правовое регулирование данной отрасли требует дальнейшей корректировки. Использование зарубежного опыта позволит определить наиболее эффективные механизмы воздействия на незаконную миграцию для создания в России единого упреждающего механизма, устраняющего социально-негативные последствия нарушения миграционного законодательства.

Список литературы:

1. Закон Великобритании об иммиграции 2016 года (Immigration Act 2016) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального архива Великобритании, 2016. Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ ukpga/2016/19/section/35/enacted. Дата обращения: (02.07.2016).

2. Закон об иммиграции и гражданстве 1990 года (в ред. от 09.10.2013) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Департамента внутренней безопасности США, 2013. Режим доступа: https://www.uscis.gov /ilink/docView/SLB/HTML/SLB/act.html. Дата обращения: (02.07.2016).

3. Закон ФРГ «О пребывании, трудовой деятельности и интеграции иностранцев на территории ФРГ» от 30.07.2004 (в ред. от 11.03.2016) // Официциальный сайт Федерального министерства юстиции и защиты прав потребителей. Режим доступа: http://www.gesetze-im-internet.de/aufenthg_2004/BJNR195010004.html. Дата обращения: (02.07.2016).

4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://base.consul-tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=13104 6&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5759351868281448

. Дата обращения: (03.07.2016).

5. О республиканском бюджете на 2016 - 2018 годы: Закон Республики Казахстан от 30.11.2015 года № 426-V (в ред. от 05.03.2016) // Казахстанская правда, 2015. № 231 (28107).

6. Собрание законодательства США (United States Code) // Официальный сайт Палаты представителей США, 2016. Режим доступа: https://www.law.cornell.edu/ uscode/text/18. Дата обращения: (02.07.2016).

7. Уголовный кодекс Австралии 1995 года (в ред. от 5.09.2015) (Criminal Code Act 1995) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Автралийского правительства, 2015. Режим доступа: https://www.comlaw.gov.au/ Details/C2015C00507. Дата обращения: (01.07.2016).

8. Уголовный кодекс Испании (del Código Penal) от 23.11.1995 года (в ред. от 1.07.2015) [Электронный ресурс]// Официальный сайт Правительства Испании, 2015. Режим доступа: http://www.boe.es/buscar/pdf/ 1995/BOE-A-1995-25444-consolidado.pdf. Дата обращения: (02.07.2016).

9. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики от 14.03.1997 (с изм., внес. девятой поправкой от 2014 г.) // Информационно-аналитический портал «Бизнес в Китае», 2014. Режим доступа: http://www.asia-business.ru/law/law1/criminalcode. Дата обращения: (03.07.2016).

10. Уголовный кодекс Литовской Республики (Lietuvos respublikos baudziamasis kodeksas) от 26.09.2000 № VNM968 (в ред. от 21.04.2011) [Электронный ресурс] // Законодательство Литвы, 2012. Режим доступа: http://www.lithuanialaw.eu/lt/pradzia/ baudziamoji-teise/baudziamasis-kodeksas/#baudziamasis -kodeksas. Дата обращения: (03.07.2016).

11. Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 03.07.2014 года № 226^ (в ред. от 09.04.2016) // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014. № 13 (2662). Ст. 83.

12. Шалагин А.Е. Ответственность за преступления против общественной нравственности в зарубежных странах // Вестник Казанского юридического института МВД России, 2010. № 1. С. 40-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.