Научная статья на тему 'Мировые центры трудовой миграции'

Мировые центры трудовой миграции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3284
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Елфимова Мария Олеговна, Михнева Светлана Георгиевна

Статья посвящена мировым центрам трудовой миграции. Автор рассматривает политику стран, направленную на решение основных миграционных вопросов: процесс въезда и пребывания в стране, привлечение высококвалифицированных кадров, борьба с нелегальной миграцией и др. Особое место уделяется Российской Федерации как одному из центров трудовой миграции. Автор считает, что странам просто необходимо совершенствовать свою миграционную политику, особое внимание уделяя борьбе с нелегальными мигрантами, регулированию масштабов миграции и ослаблению негативных социально-экономических последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировые центры трудовой миграции»

рынком труда: в большом количестве выпускаются специалисты, на которых просто нет спроса, что существенно отличает российскую образовательную систему от мировой. Причем эти отличия обусловлены факторами двоякого рода: во-первых, искаженной структурой подготовки, сложившейся в советские времена и в значительной мере сохраняющейся в структуре обучения на бюджетной основе; во-вторых, диспропорциями постреформенного периода, проявляющимися в структуре подготовки как в государственных, так и в негосударственных учебных заведениях. В частности, в России наибольшую часть выпускников составляют экономисты, юристы и другие специалисты в сфере общественных наук (44 %), а, например, в Германии большинство выпускников составляют медики, Японии и Швеции - инженеры.

Список литературы

1. Карпенко, М. П. Формирование рынка труда в обществе знаний / М. П. Карпенко, Т. Ю. Семенова, В. А. Березовский // Экономика образования. - 2009. - № 2. -С. 4-17.

2. Миндели, Л. Э. Концептуальные аспекты формирования экономики знаний / Л. Э. Миндели, Л. К. Пипия // Вопросы прогнозирования. - 2007. - № 3. -С. 115-136.

3. Экономические и социальные проблемы России : сб. науч. тр. Вып. 2: Социальные факторы экономического роста / ред. кол.: Н. А. Макашева и др. ; ред.-сост. вып. С. С. Костяев. - М., 2011. - 156 с.

4. Брагин, В. А. Образование и занятость: Согласование структуры спроса и предложения на российском рынке труда / В. А. Брагин. - М. : МаксПресс, 2003. -С. 386-398.

5. Сигова, С. В. Восполнение кадрового дефицита на рынке труда Российской Федерации / С. В. Сигова. - Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2009.

6. Суркова, С. А. Стратегия формирования профессионально-кадровой структуры для экономики знаний / С. А. Суркова // Экономика образования. - 2009. - № 4. -С. 37-56.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005 : стат. сб. - М. : Госкомстат России, 2006. - 272 с.

УДК 32.325

МИРОВЫЕ ЦЕНТРЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

М. О. Елфимова, С. Г. Михнева

Статья посвящена мировым центрам трудовой миграции. Автор рассматривает политику стран, направленную на решение основных миграционных вопросов: процесс въезда и пребывания в стране, привлечение высококвалифицированных кадров, борьба с нелегальной миграцией и др. Особое место уделяется Российской Федерации как одному из центров трудовой миграции. Автор считает, что странам просто необходимо совершенствовать свою миграционную политику, особое внимание уделяя борьбе с нелегальными мигрантами, регулированию масштабов миграции и ослаблению негативных социально-экономических последствий.

The article is devoted to the world centers of labor migration. The author considers the policy of the countries directed on the solution of the main migratory questions: process of entrance and stay in the country, attraction of highly-skilled

personnel, fight against illegal migration, etc. The special place is given to the Russian Federation, as to one of the centers of labor migration. The author considers that it is necessary for countries to improve the migratory policy, special attention giving to fight against illegal migrants, regulation of scales of migration and weakening of negative social and economic consequences.

Современная международная миграция затрагивает все страны мира, в то время как раньше касалась лишь отдельных регионов. Ее история насчитывает полтора столетия. Международная миграция представляет собой передвижение людей с территории одной страны в другую.

Причинами такого перемещения являются: различия в уровне экономического и промышленного развития отдельных стран, международное движение капитала и функционирование международных корпораций; наличие национальных различий в размерах заработной платы; существование хронической безработицы в некоторых странах; отличия в темпах накопления капитала, которые определяют направления перемещения этого фактора производства между странами; изменения в структуре потребностей и производства, которые вызваны НТП.

Международные миграции - одно из важнейших явлений начала XXI в. Этот процесс быстро глобализировался, и сегодня в мире насчитывается 200 млн мигрантов, тогда как в 1995 г. их было 120 млн, а в 1965 г. -77 млн. Иными словами, за 40 лет количество мигрантов увеличилось в 2,5 раза [1, 2].

Согласно отчету Международной организации по миграции, число международных мигрантов в 2010 г. составило 214 млн человек, или 3,1 % населения мира [3]. За многие годы уже успели сформироваться основные центры трудовой миграции.

Одним из основных центров притяжения мигрантов стал Европейский Союз. Побудительными мотивами являются повышенный спрос на рабочую силу, относительно высокая оплата труда. ЕС занимает второе место в мире по количеству международных мигрантов [4]. Но их основную часть составляют работники из менее развитых стран с низкой квалификацией. Поэтому одна из главных задач миграционной политики европейских стран - переориентироваться на прием работников по целевым контрактам, причем предпочтение должно отдаваться высококвалифицированным кадрам и опытным профессионалам [5]. Целью Центра миграционной политики (MPC), основанного в январе 2012 г. при поддержке Европейского Союза в составе Центра Роберта Шумана (RSCAS), является проведение исследований по вопросам глобальной миграции для удовлетворения потребностей в области управления миграцией на европейском уровне. Были созданы два новых наблюдательных центра в 2011 г.: один с сетью экспертов в странах восточного соседства Европейского Союза и один для Индии.

«Know Reset» - один из проектов, который был начат в 2011 г. и будет продолжен в 2012 г. Этот проект осуществляется совместно с партнером -Европейским советом по делам беженцев и лиц в изгнании (ECRE) -и направлен на накопление знаний для выработки согласованного и устойчивого подхода к переселению беженцев в ЕС и его страны-члены. Переселение - это надежный инструмент, предоставляемый на добровольной основе государствами беженцам, уже признанный УВКБ ООН [4].

Другой центр притяжения, сформировавшийся в 1970-е гг., - нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы.

Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы - из Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана -составляют иностранные рабочие. Сегодня Ближневосточный регион относится к важным центрам нелегальной миграции. Жители терпящих бедствие регионов Ближнего Востока часто через Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Ливию и другие страны стремятся перебраться в более благополучные страны Европы. В некоторых странах доля иностранных работников превышает 90 % [5].

До кризиса 2008 г. правительства практически всех стран Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) уделяли незначительное внимание управлению миграционными потоками. Теперь в ряде стран проводится реформа рынка труда и реформирование системы спонсирования иностранных рабочих; начал предусматриваться статус иностранных рабочих; обсуждаются меры по реформированию трудового законодательства. Пока в миграционной политике большинства стран БВСА отсутствуют программы, облегчающие положение трудовых мигрантов и учитывающие потребности и нужды иностранного рынка труда. Конечно, существуют частные фирмы, занимающиеся наймом иностранной рабочей силы, но они работают в основном с арабскими монархиями Залива. Свою роль в регулировании процессов миграции в странах БВСА также играют национальные министерства - иностранных дел, внутренних дел и обороны [6].

Еще одним важным центром международной миграции стали Соединенные Штаты Америки. Исторически сложилось, что часть работников прибывает в эту страну из-за рубежа. Этому способствовали документы, благоприятствующие трудовой деятельности мигрантов на территории США. США является основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран - Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т. д.

В 2010 г. США больше всех в мире приняли мигрантов - 42,8 млн человек, выехало из США в 2010 г. 2,4 млн человек [7].

Трудовая миграция в США осуществляется под строгим правительственным контролем. Она допускается в пределах, необходимых для поддержания требуемого баланса на национальном рынке рабочей силы.

Существуют две основные схемы, обеспечивающие приток в США трудовых мигрантов:

- при получении статуса трудового иммигранта, т.е. лица, въезжающего в страну по приглашению американской компании-работодателя на постоянную работу (ежегодно в соответствии со ст. 201 Закона об иммиграции и натурализации, американским правительством выдается 140 тыс. разрешений на трудовую иммиграцию);

- при получении неиммиграционного статуса в качестве временного работника, срок пребывания которого в США ограничен и заранее оговаривается американскими властями (для въезжающих иностранных граждан на временную работу количественные ограничения не установлены).

Система приоритетов в отношении иностранной рабочей силы:

- обеспечение допуска иностранных работников в таких масштабах, которые обеспечивают большую сбалансированность на внутреннем рынке труда и исключают нанесение ущерба занятости и заработкам граждан США и прочих лиц, постоянно проживающих в стране;

- стимулирование путем установления визовых квот въезда в Америку специалистов высшей квалификации, иностранцев с исключительными способностями, а также лиц редких профессий;

- противодействие неконтролируемому притоку иностранной рабочей силы [8].

В январе 2011 г. в стране находилось 11,5 млн человек, иммиграционный статус которых не был оформлен надлежащим образом. Это чуть меньше показателя 2010 г., когда нелегалов насчитывалось 11,6 млн человек. Госдепартамент США 29 марта 2012 г. объявил о повышении размера консульского сбора за обработку заявлений граждан других стран о выдаче неиммиграционных въездных виз. По словам госдепартамента, на повышение расценок ведомство вынуждено пойти из-за того, что взимаемые в настоящее время суммы не покрывают фактических расходов, которые правительство США несет при рассмотрении заявлений. Согласно данным госдепартамента, за 2010 финансовый год было выдано более 6,4 млн неиммиграционных виз -на 10 % больше, чем годом ранее [7].

Говоря о России, следует отметить, что она является центром притяжения работников из стран бывшего Советского Союза. Это неквалифицированные кадры. А наиболее перспективные российские специалисты в настоящее время сами предпочитают уезжать за рубеж. По данным 2010 г., Россия стоит на третьем месте в мире по количеству мигрантов, выехавших из страны, - из РФ выехало 11,1 млн человек. По данным Всемирного банка, количество въехавших в Россию составляет 12,3 млн человек, а 1,2 млн человек из мигрантов осталось в России [7]. Убыль россиян в 2011 г. составила 100 тыс. человек [8].

Иммигранты, прибывающие в Российскую Федерацию, как и раньше, в подавляющем своем большинстве выходцы из стран так называемого «ближнего зарубежья» - СНГ (93,6 % в 2009 г.; 91,4 % в январе-июне 2010 г.), а также стран Балтии и Грузии, вышедшей в августе 2009 г. из состава СНГ (соответственно 96,8 и 94,7 % вместе со странами СНГ). Поток иммигрантов из стран государств-участников СНГ в первом полугодии 2010 г. снизился, по сравнению с тем же периодом 2009 г., на 39,5 тыс. человек, или на 29,2 %.

Число эмигрантов из России, направляющихся в страны дальнего зарубежья - за пределы стран СНГ, Балтии и Грузии, с августа 2007 г. вновь стало меньше, чем число выбывающих в страны СНГ и Балтии. За первые шесть месяцев 2010 г. в страны СНГ, Балтии и Грузию выехало из России 10,3 тыс. человек (за тот же период 2009 г. - 9,8 тыс. человек), а в другие страны мира -4,7 тыс. человек (2009 г. - 4,9 тыс. человек). Таким образом, число выехавших в бывшие союзные республики увеличилось на 5,0 %, в том числе в го-

сударства-участники СНГ - на 6,8 %, а число эмигрантов в страны дальнего зарубежья снизилось на 4,1 %. Среди выбывших за пределы России в январе-июне 2010 г. доля эмигрантов в страны СНГ, Балтии и Грузию составила около 69 % (в тот же период 2009 г. - 67 %) (рис. 1). Совокупный прирост постоянного населения нашей страны за 2011 г., по данным Росстата, составил 165 тыс. человек [2].

США | Германия Канада ^ Финляндия Д Израиль Греция Литва Эстония Латвия Китай Туркмения Белоруссия Грузия Молдавия Азербайджан Киргизия Таджикистан Казахстан Армения Узбекистан Украина

-2 0 2 4 6

8 10 12 14 16 18 20 22 Тыс. человек

Рис. 1. Результаты миграционного обмена России с другими странами, тысяч человек чистой миграции, январь-июль 2009 г. и 2010 г. [10]

Федеральная миграционная служба сообщает: «Ежегодно Россию посещают порядка 13-14 млн человек, 77 % граждане СНГ, 10 % граждане Евросоюза, треть из всех гостей остаются в стране менее чем на неделю. Постоянно проживают 680 тыс. иностранцев - это менее половины процента населения РФ». По данным главы ФМС, в России находятся порядка 4,5 млн иностранных граждан, которые законно и незаконно осуществляют трудовую деятельность. В целом трудовые мигранты составляют не более 7 % от всех занятых в экономике [2].

В России годами создавалась своя миграционная политика. Во-первых, была создана законодательная база: определен порядок выезда российских граждан и въезд иностранцев, установлен контроль за мигрантами и т.д.

Во-вторых, Правительство России приняло меры по смягчению последствий тех интенсивных процессов, которые начались сразу после распада СССР, взяло на себя контроль миграционных потоков.

В-третьих, Российская Федерация заключила международные соглашения с Германией, Китаем, Финляндией и другими странами. Такие нормы

предоставляют гражданам России определенные права и гарантии в вопросах трудоустройства за границей. В этом помогают и специальные фирмы, которым были выданы лицензии на оформление на работу за границей.

Миграционная политика России направлена на сокращение безработицы, привлечение средств за счет денежных переводов эмигрантов на свою родину, обеспечение прав и поддержки россиян, работающих за границей, получение ими новых навыков и их применение в дальнейшем после возвращения [10].

В 1999 г. принят Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», который способствует их социально-экономическому развитию, гармонизации межнациональных отношений и нормализации этнополитической ситуации в районах их проживания.

18 июля 2006 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Многие страны сегодня одновременно являются странами происхождения, пребывания и транзита. Таким образом, странам просто необходимо формировать свою эффективную миграционную политику, направленную на определение масштабов миграции, механизм ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционном процессе.

Список литературы

1. Атлас. 2010 : пер. с франц. / под ред. В. П. Иноземцева, Е. С. Кузнецова. - М. : Центр исследований постиндустриального общества, 2010.

2. Щербакова, Е. Миграционный прирост населения России в первом полугодии 2010 г. / Е. Щербакова // Демоскоп. - URL: http://www.demoscope.ru

3. Баранов, Н. Миграция, диаспоры и проблемы этнических меньшинств / Н. Баранов // Политология. - URL: http://nicbar.narod.ru/etnopolitologia_10.htm

4. Schuman, R. Новый центр в ответ на глобальный вызов: Центр миграционной политики (МРС) / R. Schuman // Migration Policy Centre. - URL: http://www.migrationpolicycentre.eu/ about/ directors-welcome-russian/

5. Макроэкономика. - URL: http://macro-economic.ru/content/view/43/18/

6. Малышева, Д. Б. Ближний Восток и Северная Африка: государственное регулирование миграции в условиях глобального экономического кризиса / Д. Б. Малышева // Миграционные процессы в странах Азии и Африки : сб. ст. - М. : ИМЭМО РАН, 2010.

7. Миграция как двигатель прогресса // ПРАИМ-агентство экономической информации. - URL: http://www.1prime.ru

8. Международное кадровое агентство РОСПЕРСОНАЛ. - URL: http://www.rospersonal.ru/

9. РИА НОВОСТИ от 22.02.2012. - URL: http://www.ria.ru

10. Стратегия и управлением. - URL: http://www.strategplann.ru

УДК 32.019

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СМИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

С. А. Живодрова, С. М. Павлова, О. П. Штыркова

Статья посвящена направлениям взаимодействия в современном обществе средств массовой информации и политической власти. Также в статье рассматривается влияние средств массовой информации на общество и процессы жизнедеятельности людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.