Научная статья на тему 'Основные цели и задачи аудита закупок'

Основные цели и задачи аудита закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ ЗАКУПОК / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЗАКУПОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомазова Евгения Константиновна

В работе анализируется процесс институционализации системы контроля закупок в части реализации функций аудита. Показано, что современная модель реализации аудита закупок не является согласованной в части определения полномочий органов власти, распределения инструментов и методов контроля. Показана необходимость применения экспертно-аналитической, информационной и иной деятельности посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. Также в работе обоснована необходимость более точного распределения полномочий контролирующих для исполнения исполнительных функций контроля по отношению к объекту контроля. В этих условиях необходимо достичь понимания того, что залогом эффективной работы системы контроля является построение правильных взаимоотношений между контролирующими органами, дающими возможность продуктивного взаимодействия между ними для достижения наилучших результатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные цели и задачи аудита закупок»

Основные цели и задачи аудита закупок

Богомазова Евгения Константиновна

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», ugmzmag@yandex.ru

В работе анализируется процесс институциона-лизации системы контроля закупок в части реализации функций аудита. Показано, что современная модель реализации аудита закупок не является согласованной в части определения полномочий органов власти, распределения инструментов и методов контроля. Показана необходимость применения экспертно-аналитичес-кой, информационной и иной деятельности посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. Также в работе обоснована необходимость более точного распределения полномочий контролирующих для исполнения исполнительных функций контроля по отношению к объекту контроля. В этих условиях необходимо достичь понимания того, что залогом эффективной работы системы контроля является построение правильных взаимоотношений между контролирующими органами, дающими возможность продуктивного взаимодействия между ними для достижения наилучших результатов.

Ключевые слова: аудит закупок, государственные закупки, государственное регулирование, функции контроля, результативность закупок

Одним из наиболее значимых и острых вопросов, возникающих в контексте бюджетных правоотношений, является вопрос организации и осуществления контроля в рамках осуществления закупочной деятельности государственными органами. Это обусловлено тем, что на сегодняшний день государственные закупки являются неотъемлемым элементом деятельности всех государственных учреждений. Расходование бюджетных средств влечет за собой естественную потребность со стороны государства в надлежащем контроле за данным процессом и его результатами.

На сегодняшний день, в Российской Федерации и регионах сформировались определенные формы и методы контроля за осуществлением закупочной деятельности, однако нельзя игнорировать тот факт, что в условиях нынешней экономики и растущих потребностей как со стороны государства, так и со стороны его граждан, система закупок стремительно развивается и претерпевает изменения, что влечет за собой потребность в совершенствования контроля, приведения его к принципиально новому качеству.

Органы государственного финансового контроля раз за разом ставят перед собой новые цели и задачи, отличающиеся масштабами и уровнем сложности.

Принятие закона № 44-ФЗ продиктовало необходимость в принципиальном изменении отношения и подходов к контролю. Положения 44-ФЗ значительно отличаются от содержания, предшествующего ему 94-ФЗ.

05.04.2013 был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он был принципиально новым относительно закона о размещении заказов, но нельзя забывать о том, что по большому счету, 44-ФЗ был усовершенствованным 94-ФЗ, максимально вобравшим в себя весь имевшийся опыт осуществления закупок. При его написании были учтены не только плюсы, но и минусы 94-ФЗ, что безусловно сказалось на области охвата нового закона.

Теперь были учтены процессы планирования, обоснования, исполнения заказа, а также оценка результатов осуществления закупки.

Одним из важнейших изменений, привнесенных принятием закона о контрактной системе стало совершенствование существенное расширение системы контроля за процессом осуществления закупок на всех его этапах. Помимо контроля в сфере закупок, в тексте закона были закреплены два принципиально новых понятия в системе контроля закупочной деятельности, такие как аудит в сфере закупок и мониторинг закупок.

Как и мониторинг закупок, аудит в сфере закупок является относительно новым понятием, закрепленным в статье 98 Федерального закона № 44-ФЗ в 2013 году.

Как видно из названной статьи, законодатель определяет аудит закупок как процесс анализа и оценки результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 указанного Федерального закона.

Полномочиями по осуществлению аудита в сфере закупок наделены Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации, образованные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетные органы муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованные представительными органами муниципальных образований.

Вышеперечисленные органы обобщают результаты осуществления своей деятельности в данной сфере, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах.

До сих пор нет единого мнения о том, какое место в системе контроля закупок занимает аудит в сфере закупок. Является ли он отдельным направлением государственного аудита или является частью иных видов внешнего государственного контроля, а может это вообще метод внешнего государственного контроля? Данная ситуация обусловлена тем, что ни Федеральный закон № 44-ФЗ, ни Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не дают четкого определения данному понятию.

О £

В

3

№ 2

I

2 ©

Вместе с тем, в Стандарте внешнего государственного аудита (контроля) СГА 302 «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)», утвержденном Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 21 апреля 2016 г., аудит в сфере закупок определяется как вид внешнего государственного аудита (контроля). На наш взгляд, с таким определением места аудита в сфере закупок в системе внешнего государственного финансового контроля можно согласиться, поскольку аудит в сфере закупок специфичен относительно других видов внешнего государственного контроля своим предметом контроля. Специфика осуществления государственных закупок автоматически порождает собой специфику осуществления контроля за данным процессом.

Перед контрольно-счетными органами ставится задача проанализировать весь процесс проведенных закупок, помимо прочего, включающий в себя управленческий процесс, и дать предложения по совершенствованию данного процесса.

Сама суть процесса осуществления государственных закупок порождает собой необходимость в комплексном подходе к проведению аудита закупок.

Анализу подлежат как процедура финансирования закупок, так и непосредственный организационный процесс, а также рассмотрение итоговых и промежуточных результатов их осуществления.

К основным целям и задачам аудита в сфере закупок можно отнести:

- проверку, анализ и оценку информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам;

- обобщение результатов осуществления деятельности по проверке, анализу и оценке результатов закупок, в том числе установление причин выявленных отклонений, нарушений и недостатков;

- подготовка предложений по устранению выявленных отклонений, нарушений и недостатков;

- систематизация информации о реализации предложений по устранению выявленных при проведении аудита в сфере закупок отклонений, нарушений и недостатков и совершенствование контрактной системы в сфере закупок.

Для достижения названных целей органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность по-

средством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

Каждый из вышеназванных контролирующих органов выполняет свою исключительную функцию контроля по отношению к объекту контроля. Но необходимо достичь понимания того, что залогом эффективной работы системы контроля является построение правильных взаимоотношений между контролирующими органами, дающими возможность продуктивного взаимодействия между ними для достижения наилучших результатов.

Литература

1. Ваганова О. Е. Аудит государственных закупок: итоги и перспективы в российской федерации //МоуаМо. Ru. -2017. - Т. 2. - №. 63. - С. 153-159.

2. Дегтев Г. В., Гладилина И. П., Ящен-ко В. В. Аудит как одно из приоритетных направлений формирования контрактной системы в сфере закупок //Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - Т. 6. -№. 10А. - С. 24-37.

3. Землин А. И. К вопросу об использованию финансового контроля как средства противодействия коррупции в сфере государственных закупок //Государственный аудит. Право. Экономика. -2016. - №. 1. - С. 14-21.

4. Морозова Е. Г. Развитие внутреннего контроля и аудита в сфере государственных закупок //Научное и образовательное пространство: перспективы развития. - 2017. - С. 334-337.

5. Панков В. В., Кожухов В. Л. Методология аудита государственных закупок: международный аспект //Учет. Анализ. Аудит. - 2015. - №. 4.

6. Покровская В. В., Ускова Е. А. Современный зарубежный опыт в области развития государственных закупок //Российский внешнеэкономический вестник.

- 2008. - №. 3.

7. Стецюнич Ю. Н. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в системе государственных закупок // Царскосельские чтения. - 2015. - Т. 2. -№. XIX.

8. Стецюнич Ю. Н. Регулирование аудиторской деятельности в сфере государственных закупок //Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2015. - №. 4-1.

- С. 218-221.

9. Хачатрян Г. А. Аудит эффективности государственных закупок: критерии и

показатели //Научное обозрение. - 2015.

- №. 6. - С. 219-224.

10. Цапко К. А. Особенности и проблемы государственных закупок в инвестиционно-строительном комплексе // Интернет-журнал Науковедение. - 2015.

- Т. 7. - №. 4 (29).

Main objectives and tasks of procurement audit Bogomazova E.K.

Management City Government of Moscow The paper analyzes the process of institutionalization of the procurement control system in terms of implementing audit functions. It is shown that the modern model for the implementation of audit of procurement is not consistent with the definition of powers of the authorities, the instruments and methods of control distribution. It's demonstrated the need to use expert-analytical, information and other activities by checking, analyzing and evaluating information on the legality, appropriateness, validity, timeliness, efficiency and effectiveness of procurement costs for planned to conclude, concluded and executed contracts. Also, the work substantiates the need for a more accurate distribution of the powers of controlling for the execution of executive control functions in relation to the object of control. Under these conditions, it is necessary to achieve an understanding that the key to effective control system operation is to build the right relationships between supervisory authorities, which enable productive interaction between them to achieve the best results. Keywords: procurement audit, government purchases, state regulation, control functions, purchasing efficiency

References

1. Vaganova O. E. Audit of government procurement:

results and prospects in the Russian Federation//NovaInfo. Ru. - 2017. - T. 2. -No. 63. - Page 153-159.

2. Degtev G. V., Gladilina I. P., Yashchenko V. V.

Audit as one of the priority directions of formation of contract system in the sphere of purchases//Economy: yesterday, today, tomorrow. - 2016. - T. 6. No. 10A. P.24-37.

3. Zemlin A. I. To a question about use of financial

control as means of anti-corruption in the sphere of government procurement//the State audit. Right. Economy. - 2016. - No. 1. -Page 14-21.

4. Morozova E. G. Development of internal control

and audit in the sphere of government procurement//Scientific and educational space: prospects of development. - 2017. P.334-337.

5. Pankov V. V., V.L. Metodologiya's Casings of

audit of government procurement: international aspect//Account. Analysis. Audit.

- 2015. - No. 4.

6. Pokrovsk V. V., Uskova E. A. Modern foreign

experience in area of development of government procurement//Russian external economic messenger. - 2008. - No. 3.

7. Stetsyunich Yu. N. Standard regulation of auditor

activity in the system of government procurement//Tsarskoye Selo readings. - 2015.

- T. 2. - No. XIX.

8. Stetsyunich Yu. N. Regulation of auditor activity in

the sphere of government procurement//New science: experience, traditions, innovations. -2015. - No. 4-1. - Page 218-221.

9. Hachatryan G.A. Audit of efficiency of government

procurement: criteria and indicators//Scientific review. - 2015. - No. 6. - Page 219-224.

10. Tsapko K. A. Features and problems of government procurement in an investment and construction complex//the Online magazine Science of science. - 2015. - T. 7.

- No. 4 (29).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.