Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА'

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное регулирование / особая экономическая зона / технико-внедренческая зона / региональная высокотехнологичная система / инновационная деятельность / state regulation / special economic zone / technology development zone / regional high-tech system / innovation activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.А. Серемат, В.А Федоров

В статье представлены главные цели создания технических и внедренческих зон, определены задачи и проанализированы условия создания на текущий момент. Анализируются проблемы формирования технико-инновационных зон в России и предлагаются авторские методы к их решению для стимулирования социально-экономического развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Д.А. Серемат, В.А Федоров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN OBJECTIVES AND SOLUTION OF PROBLEMS OF SPECIAL ECONOMIC ZONES OF TECHNICAL AND INNOVATIVE TYPE

The article presents the main objectives of the creation of technical and implementation zones, defines the tasks and analyzes the conditions of creation at the moment. The problems of the formation of technical and innovative zones in Russia are analyzed and the author's methods for their solution are proposed to stimulate the socio-economic development of the regions.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2

УДК 338.23

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА

Д. А. Серемат Научный руководитель - В. А Федоров

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: seremat02@mail.ru

В статье представлены главные цели создания технических и внедренческих зон, определены задачи и проанализированы условия создания на текущий момент. Анализируются проблемы формирования технико-инновационных зон в России и предлагаются авторские методы к их решению для стимулирования социально-экономического развития регионов.

Ключевые слова: государственное регулирование, особая экономическая зона, технико-внедренческая зона, региональная высокотехнологичная система, инновационная деятельность

THE MAIN OBJECTIVES AND SOLUTION OF PROBLEMS OF SPECIAL ECONOMIC ZONES OF TECHNICAL AND INNOVATIVE TYPE

D. A. Seremat Scientific Supervisor - V. A. Fedorov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: seremat02@mail.ru

The article presents the main objectives of the creation of technical and implementation zones, defines the tasks and analyzes the conditions of creation at the moment. The problems of the formation of technical and innovative zones in Russia are analyzed and the author's methods for their solution are proposed to stimulate the socio-economic development of the regions.

Key words: state regulation, special economic zone, technology development zone, regional high-tech system, innovation activity.

Анализ главных свойств технико-внедренческой работы важен, так как именно за счет стимулирования ее осуществления решаются задачи, которые стоят перед государством при создании особых экономических зон технико-внедренческого типа [1]. Особые экономические зоны создаются в целях формирования экономики государства, в первую очередь инновационных сфер, импорт заменяющих производств, туризма, курортно-оздоровительной сферы, расширения транспортно-логистической инфраструктуры. США, Великобритания, Франция иллюстрируют примеры вполне благоприятного решения различных задач с помощью экономических зон, среди которых необходимо отметить активизацию высокотехнологического процесса, стимулирование более оптимального использования ресурсов в депрессивных субъектах, ускоренное развитие производительных сил района, преодоление межрегиональных отличий.

Секция «Инновационная экономика и управление»

Развитие экономических зон в Российской федерации имеет более длительную историю, которая началась в конце XIX века. В 1988-1989 гг., изучив успехи экономических зон в Китае, Южной Корее и Тайване, российские государственные органы нацелились на формирование свободных экономических зон (таможенных, всесторонних зон, зон свободной предпринимательской деятельности). Но за непродолжительный срок идея создания экономических зон в России себя дискредитировала. В частности, это было связано с тем, что свободные экономические зоны создавались в стране стихийно, то есть без надлежащего объяснения и оценки потенциальных результатов, без продуманной государственной политики зонирования. При этом всем до сих пор отсутствовала единая и четкая нормативная база, которая упорядочивает налоговое, валютное и таможенное регулирование работы резидентов. Поэтому зоны использовались предпринимателями как площадка для ухода от налогов и сокрытия доходов.

Инновационная деятельность занимает ключевое место в общей системе экономических отношений, поскольку ее конечные результаты (повышение эффективности производства, увеличение выпуска высокотехнологичной продукции) определяют экономическую мощь страны в современных условиях. Не является исключением инновационная деятельность регионов, фактически определяющая инновационность страны в целом. Управление региональной инновационной системой требует регулярного контроля состояния этой системы с целью выработки эффективных управляющих воздействий

В Концепции долговременного социально-экономического формирования России на промежуток до 2020 года и Стратегии инновационного развития России на период до 2030 года определенно обозначены следующие цели особых экономических зон [2].

Главные экономические зоны предполагают использовать, как инструмент социально-экономического развития с целью формирования туристско-рекреационных зон в регионах с особыми природно-климатическими условиями. При этом особые экономические зоны планируется создавать в таких упадочных регионах, как Магаданская область, Камчатский край, Республика Тыва или геополитически главных, приоритетных территориях (Калининградская область). Данный механизм будет происходить рядом с реализацией мер по выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и финансирования проектов регионального формирования. Таким образом, особые экономические зоны станут осуществлять функции, аналогичные бизнес-зонам в США, то есть ускорять деловую активность, предоставляя конкретный спектр привилегий.

Также могут содействовать способствовать развитию международного сотрудничества по привлечению инновационных компаний для размещения производств, научно-исследовательских и инжиниринговых центров. Особые экономические зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа, вместе с технопарками, центрами трансферта технологий, центрами совместного пользования оригинальным оборудованием, станут использоваться как инструмент активизации инновационной деятельности.

В рамках представленного исследования авторы уделяют внимание рассмотрению технико-внедренческих зон, как инструмента стимулирования инноваций, так как они ориентированы на разработку и распространение технологических, производственных и социальных инноваций. На их территории реализуются проекты по созданию, изготовлению и продажи научно-технической продукции, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных, информационных систем, предоставляются услуги по их внедрению, обслуживанию, а также высокотехнологическая инфраструктура. Значимым преимуществом технико-внедренческих зон для резидентов представляет собой отсутствие требований по наименьшему размеру капитальных вложений.

Сопоставление особых экономических зон и региональных инновационных систем показывает вероятность создания региональной инновационной организации на базе ОЭЗ технико-внедренческого типа, так как в данных зонах сконцентрированы главные субъекты,

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Тома 2

которые участвуют в получении новой информации, разработке и коммерциализации инноваций и имеют интерес в реализации всех этапов инновационного процесса. В то же время здесь создаются необходимые условия для процесса, и организация формирования производства, при котором расходуются очень действенные средства производства, а также расширения производственной деятельности резидентов. Технологические инновационные зоны должны стать ключевыми элементами развития инновационного потенциала сектора исследований и разработок, а также его реализации в производственном секторе экономики [4].

Актуальные пути решения данных проблем:

1. Нужно увеличить доступность финансовых услуг для резидентов технико-внедренческих зон. Условиями для достижения данной цели выступает повышение значения коэффициента дохода экономики и уменьшение учетной ставки, что помогает существенно активизировать инвестиционную деятельность.

2. В целях расширения рынков реализации инновационной продукции и увеличение потребительского спроса на нее необходимо развивать сектор государственных и муниципальных закупок, разрабатывать единую базу товаров и услуг, на производстве которых специализируются хозяйствующие субъекты ОЭЗ, необходимо предоставлять налоговые и таможенные преференции организациям, применяющим новые материалы, технологии.

3. Нужно создать понятные задачи, показатели оценки работы технико-внедренческих зон с целью снижения вероятности имитации инновационной деятельности резидентами и мониторинга ее результативности. Отчеты, которые составлены должны быть доступны для общественности.

4. Для решения кадровых недостатков важно построение сотрудничества между вузами и научно-исследовательскими институтами, формирование учебных центров на базе ведущих российских университетов.

5. Для налаживания сотрудничества между резидентами ОЭЗ и предприятиями с государственным участием нужно сформировать эффективную систему трансфера технологий производственных компаний, резидентов, создавать деловые встречи, конференции и симпозиумы.

Таким образом, решение этих проблем особых экономических зон технико-внедренческого типа создаст условия для достижения целей, поставленных перед ними федеральным законодательством. В результате можно будет сформировать точки роста, устойчивые к внешним колебаниям и конкурентоспособные на российском и зарубежных рынках продукции. Несомненно, таким образом, в регионе настраивается целостная система поддержки инновационной деятельности, созданная в единой логике, где расположены технико-внедренческие зоны, что в конечном итоге будет способствовать социально-экономическому развитию территорий, а также повышению уровня жизни населения.

Библиографические ссылки

1. Постникова Е. С. Классификация факторов организационно-экономической устойчивости машиностроительного предприятия // Инновации в менеджменте. - 2019. - N0 4 (22). - С. 72-79.

2. Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ № 2227-р.

3. Об особых экономических зонах в РФ: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ.

© Серемат Д. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.