Научная статья на тему 'Особые экономические зоны: проблема оценки эффекта от их создания в современных условиях России'

Особые экономические зоны: проблема оценки эффекта от их создания в современных условиях России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
477
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТА ОТ СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН / SPECIAL ECONOMIC ZONE / PROBLEM OF AN ASSESSMENT OF EFFECT FROM SPECIAL ECONOMIC ZONES CREATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мешкова Людмила Леонидовна, Голосов Олег Викторович

Подробно рассмотрены и проанализированы общие тенденции развития особых экономических зон на территории России, выявлена проблема отсутствия комплексной методики, позволяющей провести оценку эффекта от создания особых экономических зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мешкова Людмила Леонидовна, Голосов Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ECONOMIC ZONES: EFFECT EVALUATION PROBLEM FROM THEIR CREATION IN MODERN CONDITIONS OF RUSSIA

The general tendencies of development of special economic zones in the territory of Russia are in detail considered and analyzed, the problem of lack of the complex technique, allowing carrying out an effect assessment from creation of special economic zones is revealed.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны: проблема оценки эффекта от их создания в современных условиях России»

УДК 332.l

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТА ОТ ИХ СОЗДАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ

© Людмила Леонидовна МЕШКОВА

Российский новый университет (Тамбовский филиал), г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, директор, e-mail: tambov@rosnou.ru © Олег Викторович ГОЛОСОВ Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, главный ученый секретарь ученого совета, e-mail: econom.priem@mail.ru

Подробно рассмотрены и проанализированы общие тенденции развития особых экономических зон на территории России, выявлена проблема отсутствия комплексной методики, позволяющей провести оценку эффекта от создания особых экономических зон.

Ключевые слова: особая экономическая зона; проблема оценки эффекта от создания особых экономических зон.

Возможность формирования особых экономических зон (далее - ОЭЗ) на территории России определена законодательными предпосылками, заложившими единую правовую основу создания и функционирования ОЭЗ, а именно федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» [1].

Опыт зарубежных стран доказывает, что создание ОЭЗ стимулирует поступательное развитие региона и высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг в нем, раскрывая при этом его экономический, производственный, инновационный потенциал посредством привлечения инвестиций иностранных и отечественных компаний.

В большинстве развитых стран ОЭЗ является инструментом региональной политики, используемым для повышения уровня экономико-социального развития территории путем поддержки малого и среднего бизнеса, выражающимся в предоставлении им существенных налоговых льгот.

В настоящее время на территории России существует большое количество видов ОЭЗ, которые имеют свои специфические особенности, однако для оценки эффекта от их создания, как правило, используется ограниченный ряд показателей: количество созданных рабочих мест, общие объемы производства, размер инвестиций, выплаченные налоговые платежи, а также общие затраты на создание инфраструктуры зоны. Данные

разрозненные показатели не позволяют системно оценить общий экономический эффект от создания ОЭЗ как на региональном, так и общероссийском уровне [2].

Для всестороннего изучения проблемы оценки эффекта от создания ОЭЗ необходимо в общих чертах определить ее теоретикометодологический базис.

Под ОЭЗ понимают часть территории страны с особым действующим режимом, который регулируется специальным законодательством, включающим в себя вопросы таможенного регулирования, налогообложения, лицензирования, визового оформления, банковской деятельности, имущественных и залоговых отношений, предоставления концессий, управления зоной.

В российских особых экономических зонах инвесторы освобождаются сроком на пять лет от имущественного, земельного и транспортного налога, в целом понижается налог на прибыль, также предоставляются гарантии от возможных неблагоприятных изменений в налоговом законодательстве, действуют льготные ставки по аренде земли и помещений.

На территориях ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, в результате чего иностранные товары размещаются и используются в ней без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, при этом российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к

вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин [1].

В современной научной литературе выделяется более трех десятков различных категорий ОЭЗ. Классификации и деление данных зон строятся в соответствии с хозяйственной специализацией данных территорий (торговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные), в соответствии с функциями (зона свободной торговли, промышленно-производственная, технико-внедренческая, комплексная, сервисная, туристско-рекреационная), степенью интеграции в экономику (зоны, интегрированные в национальную экономику, анклавные), системами льгот (налоговые, таможенные - экспорт, таможенные -импорт, финансовые и административные), характером деятельности (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, научно-промышленные, сервисные), степенью интегрированности в мировую и национальную экономику (экстравертивного и интро-вертивного типа) и пр.

На современном этапе в России насчитывается 26 ОЭЗ по данным на первую половину 2012 г., общий объем заявленных инвестиций в которые достигает 12 млрд долл. Порядка 306 компаний-резидентов работают в данных зонах, в т. ч. и крупные мировые производители из различных стран, которые, несмотря на пробелы в нормативной базе, инфраструктурные сложности, вкладывают финансовые средства на территории России.

Можно охарактеризовать как успешное создание и функционирование таких особых экономических зон, как «Алабуга» в Татарстане, а также в Томске и Дубне. Так, в «Ала-бугу», где формируется центр развития авто-и судостроительных технологий, объем заявленных инвестиций составляет 2,2 млрд руб., при осуществленном объеме инвестиций в 4,132 млрд руб. В особой экономической зоне Томска, где занимаются развитием беспроводных технологий, объем заявленных инвестиций составляет 352,3 млрд руб. В ОЭЗ Дубны, специализирующейся на выпуске медицинского оборудования, инвестиции составляют 1,3 млрд руб. Эксперты прогнозируют хорошие перспективы развития у ОЭЗ Липецка и Тольятти. Общий объем частных инвестиций в российские ОЭЗ на июнь

2012 г. превысил на 19,5 млрд руб. объем бюджетных ассигнований [3].

Рядом устойчивых тенденций роста основных показателей развития ОЭЗ был отмечен 2012 г. Прирост фактических инвестиций в 2011 г. составил 61 %. Так, по состоянию на октябрь 2012 г. фактические инвестиции резидентов составили 63,7 млрд руб. (что на 24,3 млрд руб. больше, чем по состоянию на 1 октября 2011 г.). С 50,3 млрд руб. на 1 октября 2011 г. до 73,6 млрд руб. к 1 октября 2012 г. вырос объем произведенной в ОЭЗ продукции в денежном эквиваленте (прирост составил 46 %). Консолидированные налоговые отчисления в 2012 г. выросли от 3,9 млрд руб. (по состоянию на 1 октября 2011 г.) до 6,9 млрд руб. (по состоянию на 1 октября 2012 г.) (прирост составил 74 %).

По данным на конец декабря 2012 г., в особые экономические зоны России привлечено более 340 инвесторов из 23 стран мира. Объем заявленных резидентами инвестиций превысил 400 млрд руб. Из 17-ти ОЭЗ, находящихся в управлении ОАО «ОЭЗ», 6 специализируются на развитии промышленного производства, 5 - на технологических инновациях, 4 - на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 2 - на развитии портовологистических и транспортных узлов.

Важнейшим событием 2012 г. стало одобрение планов резидентов ОЭЗ «Тольятти», резидентов ОЭЗ «Алабуга». Также был утвержден проект резидентов ОЭЗ «Липецк», ООО «Фарм Фритес Белая Дача» по строительству современного завода по переработке картофеля и проект первого резидента ОЭЗ «Моглино» по строительству и эксплуатации завода по производству котлов. В июле 2012 г. премьер-министр РФ подписал постановление Правительства РФ «О создании в Псковской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа». В декабре 2012 г. Минэкономразвития России внесло в Правительство РФ проект постановления о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Калужской области «Людиново» [4].

Однако весной 2012 г. Минэкономразвития выступило с инициативой ввести дополнительные критерии для присвоения субъекту статуса особой экономической зоны. При подготовке данного документа был учтен как положительный, так и отрицательный опыт

по созданию особых экономических зон на территории России.

Проект соответствующего постановления был опубликован на сайте Минэкономразвития и содержал 12 критериев, которым должен соответствовать регион, для того чтобы получить особый статус. Среди данных критериев были выделены следующие:

- наличие естественных экономикогеографических конкурентных преимуществ;

- опыт реализации крупных инвестиционных проектов;

- наличие потенциальных инвесторов;

- соответствие целей создания особых экономических зон общей Концепции-2020;

- наличие не менее одного хозяйственного общества, готового выполнять функции управляющей компании, и пр.

На сегодняшний день в России функционирует одна единственная управляющая компания, которая занимается особыми экономическими зонами, - ОАО ОЭЗ. В соответствии с предложенным проектом Минэкономразвития на управляющую компанию возлагается обязанность по привлечению инвестиций в размере не менее 50 % планируемого объема внебюджетных инвестиций, необходимых для создания и функционирования особой экономической зоны.

Относительно потенциальных инвесторов выдвигается следующее требование: объем запланированных инвестиций должен быть не меньше «объема необходимых средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также финансово-экономических показателей таких проектов».

Также в регионе, претендующем на статус ОЭЗ, должна быть развита внутренняя и внешняя инженерная, транспортная, социальная и иная инфраструктура на всей территории.

Данный проект Минэконразвития не предполагает увеличения расходов федерального бюджета [5].

При ужесточении критериев и требований, предъявляемых в ОЭЗ, важным этапом в создании и функционировании данных зон становится планирование, которое позволяет обеспечить эффективное внедрение проекта.

Планирование предполагает создание технико-экономического обоснования ОЭЗ, важным разделом которого является разра-

ботка показателей и оценка эффективности деятельности зоны.

В значительной степени эффективность функционирования особой экономической зоны определяется выполнением поставленных задач, сформированных еще до ее создания, и удовлетворением ожиданий всех участников данного процесса.

Несмотря на существенные различия в целях и задачах создания особых экономических зон в зависимости от страны, в которой она располагается, в уровнях социально-экономического развития данных территорий, в типах особых экономических зон - при оценке эффекта от ее создания могут быть использованы следующие показатели:

1) привлеченные инвестиции;

2) рабочие места;

3) экспорт.

Возможность особой экономической зоны привлечь достаточный объем инвестиций как из страны, так и из-за рубежа является важнейшей гарантией успешности данного проекта в будущем.

Основные параметры, характеризующие инвестиционную привлекательность ОЭЗ:

1) количество фирм, инвестировавших средства в созданную зону, за год;

2) общая сумма инвестиций по проекту создания ОЭЗ;

3) общая сумма инвестиций, привлеченных в зону за год.

Одной из основных целей создания особых экономических зон является формирование дополнительных рабочих мест. Кумулятивным эффектом в ОЭЗ всего мира было создано около 3 млн новых рабочих позиций.

В значительной степени количество создаваемых новых рабочих мест определяется типом деятельности ОЭЗ. Так, исследования показывают, что предприятия, функционирующие в сфере коммерции, создают в несколько раз меньше рабочих мест, чем предприятия, занимающиеся производством.

Помимо непосредственно созданных рабочих мест, в ОЭЗ существует и т. н. косвенный эффект: рабочие места внутри страны-учредительницы, формирование которых определяется развитием деятельности зоны.

Также наряду с показателем заново созданных рабочих мест для определения эффективности деятельности зоны используется показатель сохраненных рабочих мест,

т. е. тех мест, которые могли бы быть высвобождены при условии, что предприятие или фирма, не пользуясь предоставляемыми льготами и преимуществами ОЭЗ, захотели бы завершить свою деятельность на данных территориях.

Другим показателем, характеризующим создание рабочих мест в ОЭЗ, являются затраты на создание данного места: соотношение всех издержек и созданных или сохраненных рабочих мест в течение определенного периода времени.

Третьей группой показателей, характеризующей эффект создания ОЭЗ, является экспорт на данных территориях: общий объем, динамика, структура, доля, приходящаяся на одного рабочего, и пр.

Однако данные показатели не отражают, какую долю в экспорте составляют импортированные товары, сырье и комплектующие.

Для данных целей наиболее оптимальным является использование следующих показателей:

- торговый баланс. Данный показатель также называют чистым экспортом или заново созданной ценой, основную часть которой составляют внутреннее сырье, комплектующие, арендная и заработная плата;

- доля экспорта ОЭЗ в экспорте страны. Данный показатель характеризует влияние зоны на экономику всей страны.

При оценке эффекта от создания ОЭЗ можно сделать допущение, что она представляет собой инновацию, поэтому могут быть использованы методы оценки эффективности инновационных проектов и, соответственно, следующие показатели:

- коммерческая эффективность. Данные показатели учитывают финансовые последствия реализации проекта для всех участников и сводятся к определению финансовых затрат и результатов при требуемой норме доходности;

- бюджетная эффективность. Показатели данной группы отражают финансовые последствия проекта для бюджетов всех уровней. При расчете данных показателей может быть определен как бюджетный эффект, так и интегральный.

Бюджетный эффект рассчитывается для каждого этапа осуществления проекта во времени (например, за год) и находится как превышение доходов над расходами.

Интегральный эффект определяется как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов;

- народнохозяйственная эффективность.

Данные показатели учитывают затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта особых экономических зон в стоимостном выражении [2].

Принимая во внимание, что создание ОЭЗ является инвестиционным проектом, то для оценки эффективности может применяться стандартная методика оценки проектов с расчетом таких показателей, как чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости и пр.

Своеобразный метод определения эффективности создания ОЭЗ предлагает исследователь Ф.Й. Джеймс - метод сравнительных местностей. Данный метод предполагает подбор наиболее идентичных территорий относительно ОЭЗ и наблюдение за ними. Выбранная территория, подлежащая сравнению, должна быть схожа по экономико-социальным, географическим и инфраструктурным аспектам с изучаемой зоной. Данная местность сопоставляется с той, на которой функционирует особая экономическая зона, оцениваются преимущества (недостатки) последней в течение временного лага. Однако данный метод предполагает и возможность сравнения территории, где зона действует, с теми территориями, где ее только предполагается учредить.

Наиболее часто в экономической литературе для оценки эффекта от создания ОЭЗ предлагаются методики, позволяющие оценить исключительно микроэкономический эффект. Однако данные методы, несмотря на стандартизированность, не являются объективными, что связано со спецификой и многообразием субъектов разного уровня, вовлеченных в процесс создания и функционирования ОЭЗ, среди которых отраслевые, региональные и государственные структуры, отличные по экономико-правовому статусу и уровню. В результате чего при создании особых экономических зон эффект проявляется на микро-, мезо- и макроэкономических уровнях. При этом особое внимание необходимо уделять исследованию перехода эффекта от одного уровня к другому, что сопряже-

но с рядом факторов: несовпадением показателей конкурентоспособности для различных экономических уровней (субъектов бизнеса, региона, правительства) и различиями сроков получения эффекта.

Также процесс оценки эффекта от создания особой экономической зоны осложняется его вероятностным характером: изначально задается условие, что достижение того или иного показателя невозможно без создания ОЭЗ.

Кроме этого, при оценке формирования ОЭЗ необходимо учитывать не только прямой, но и косвенный эффект, который создается для экономики страны - учредителя. Однако оценить экономическую значимость от косвенного эффекта затруднительно. Среди основных его проявлений можно выделить:

- внедрение и освоение новых технологий;

- освоение новых методов работы и повышение квалификации рабочих;

- внедрение новых стандартов качества;

- внедрение новых методов управления и маркетинга;

- внедрение инновационных рыночных стратегий [2].

Сложность оценки создания особой экономической зоны связана также с невозможностью учета эффекта синергизма, т. к. при формировании ОЭЗ важен фактор влияния участников данного процесса друг на друга.

Таким образом, несмотря на высокую значимость формирования ОЭЗ для экономического развития каждого субъекта (государства, региона, инвесторов, предприятий-резидентов), проблема оценки эффекта от создания особых экономических зон ввиду объективных причин остается не решенной.

1. Об особых экономических зонах в РФ: федеральный закон от 22.Q7.2QQ5 г. № 11б-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2QQ5. № 3Q. Ст. 3127.

2. Божко Т.А. Методический инструментарий оценки эффекта от создания особых экономических зон: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Тамбов, 2Q12.

3. Арутюнов С., Марканова Т. Особые экономические зоны России: проблемы развития // Торгово-промышленные ведомости. URL: http://www.tpp-inform.ru/regions/243Q.html. Загл. с экрана.

4. Заместитель министра О. Г. Савельев подвел итоги деятельности особых экономических зон в 2Q12 году. URL: http://www.economy. gov.ru/minec/press/news/doc2Ql2l225_Q4.

Загл. с экрана.

5. Якорева А. Особый отбор: получить статус особой экономической зоны станет сложнее // Expert Online. URL: http://expert.ru/2Ql2/Q3/2/ osobyij-otbor. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 1Q.Q5.2Q13 г.

UDC 332.1

SPECIAL ECONOMIC ZONES: EFFECT EVALUATION PROBLEM FROM THEIR CREATION IN MODERN CONDITIONS OF RUSSIA

Lyudmila Leonidovna MESHKOVA, Russian New University (Tambov branch), Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Director, e-mail: tambov@rosnou.ru

Oleg Viktorovich GOLOSOV, Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Main Scientific Secretary of Scientific Council, e-mail: econom.priem@mail.ru

The general tendencies of development of special economic zones in the territory of Russia are in detail considered and analyzed, the problem of lack of the complex technique, allowing carrying out an effect assessment from creation of special economic zones is revealed.

Key words: special economic zone; problem of an assessment of effect from special economic zones creation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.