Научная статья на тему 'Особые экономические зоны: совершенствование механизма отбора заявок на их создание'

Особые экономические зоны: совершенствование механизма отбора заявок на их создание Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
652
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОЭЗ / ОТБОР ЗАЯВОК ПО СОЗДАНИЮ ОЭЗ / SPECIAL ECONOMIC ZONE / PRINCIPLES OF FORMATION OF SEZ / SELECTION OF DEMANDS ON SEZ CREATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Божко Татьяна Александровна

В статье на основе обзора нормативно-законодательной базы представлена процедура отбора заявок на создание особых экономических зон, предложены рекомендации по совершенствованию механизма отбора проектов создания зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ECONOMIC ZONES: IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF DEMANDS SELECTION FOR THEIR CREATION

In article on the basis of the review of standard legislative base procedure of demands selection for creation of special economic zones is presented, recommendations about improvement of the mechanism of projects selection of zones creation are offered

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны: совершенствование механизма отбора заявок на их создание»

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОТБОРА ЗАЯВОК НА ИХ СОЗДАНИЕ

Т. А. БОЖКО

В статье на основе обзора нормативно-законодательной базы представлена процедура отбора заявок на создание особых экономических зон, предложены рекомендации по совершенствованию механизма отбора проектов создания зон.

Ключевые слова: особая экономическая зона, принципы формирования ОЭЗ, отбор заявок по созданию ОЭЗ.

Формирование особых экономических зон (ОЭЗ) в регионах России объективно предопределено законами регионального развития. Мировой опыт убедительно доказал, что ОЭЗ создаются в целях активизации инвестиционной деятельности в отдельных регионах страны, повышения эффективности работы субъектов хозяйствования, а также содействия развитию экономического сотрудничества. Они являются эффективным средством государственной экономической политики, раскрывающим потенциал территориальных точек роста и способствующим как выводу регионов их расположения из депрессивного состояния, так и прогрессивному поступательному развитию благополучных регионов.

Особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности [4].

Основными целями создания ОЭЗ в РФ являются: развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики; производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств; развитие транспортной инфраструктуры; развитие туризма и санаторнокурортной сферы [4]. Сегодня в России функционируют 25 различных ОЭЗ: 4 промышленнопроизводственных, 4 инновационных (техниковнедренческих), 14 туристических и 3 портовологистических. Всего за период 2006 - 2012 гг. в ОЭЗ России пришло более 300 инвесторов из 20 стран, среди которых такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Rockwool, Novartis, Plastic Logic и другие. Объем

заявленных резидентами инвестиций - более 360 млрд руб.

Как правило, существует следующий общий порядок создания и функционирования ОЭЗ:

- определение инициаторов создания ОЭЗ (правительственные органы, зарубежные партнеры) и разработка проекта, утверждаемого правительством страны;

- обоснование, исходя из государственной цели и реальных предпосылок создания ОЭЗ, ее функционального назначения;

- выбор для ОЭЗ территории, по возможности обеспеченной элементами инфраструктуры, трудовыми ресурсами, сырьем, и имеющей выход на национальный и международные рынки;

- создание органов управления особой экономической зоной, действующей на основе самоокупаемости и самофинансирования;

- формирование экономико-правового механизма функционирования ОЭЗ, включающего в себя экономический и организационно-правовой блоки.

Е. Ф. Авдокушин в своей работе [1] предполагает разработку схемы технико-экономического обоснования свободных экономических зон (СЭЗ), которая включает следующие разделы:

1. Целеполагание СЭЗ и особенности ее деятельности. Здесь должны быть представлены цели создания зоны, с учетом задач и географических особенностей выбранной территории. Анализируется положение зоны с точки зрения основных транспортных магистралей, возможностей развития имеющейся инфраструктуры. В разделе должны быть указаны допустимые в зоне виды деятельности.

2. Этапы развития СЭЗ. Содержание этого раздела в основном зависит от планируемого в зоне вида деятельности и имеющейся инфраструктуры. Важно, чтобы на каждом этапе развития зоны были ясно определены выдвигаемые задачи, способы их решения и сроки, обозначены затраты и источники финансирования.

3. Финансовые источники создания и финансирования СЭЗ. Этот раздел можно считать одним из основных, так как создание зоны обязательно потребует немалых финансовых ресурсов. Обычно основными источниками финансирования считаются следующие: государственный бюджет, частный иностранный и местный капитал, дотации и займы международных организаций. На начальных этапах создания зоны финансируются работы по обоснованию и проектированию, позднее больше средств потребуется на создание производственной и социальной инфраструктуры, развитие зоны, ее поддержку.

4. Создание и развитие инфраструктуры зоны. Данное обоснование в значительной мере зависит от преобладающего в зоне вида деятельности и от того, в каком масштабе инфраструктура территории может быть приспособлена под нужды зоны.

5. Обеспечение рабочей силой. В этом разделе должны быть указаны количество жителей и темпы их роста в регионе, уровень безработицы, структура рабочих по видам деятельности и образованию. Так как одним из факторов, привлекающим иностранные инвестиции является дешевая рабочая сила, важный момент - средняя заработная плата.

6. Налоговый, валютно-финансовый и кредитный механизм. Налоговые, валютные и финансовые условия в свободной зоне регламентирует государственный закон о свободных зонах. В нем указывается какие налоги платят зарегистрированные в зоне фирмы и их работники, какие предусмотрены налоговые льготы и особенности таможенного досмотра, как регламентируется в данных вопросах деятельность банков и страховых компаний, каковы государственные гарантии инвесторам.

7. Показатели эффективности деятельности СЭЗ. Хотя строгой системы, отражающей эффективность работы зон нет, часто для оценки деятельности СЭЗ используют следующие показатели: создание новых рабочих мест или сохранение уже существующих, ожидаемые инвестиции, рост производства и экспорта, увелечение эфективно-сти использования имеющихся стратегических объектов.

П. В Каменщиков. в своей работе [3] отмечает: «Важно отметить, что для обеспечения целевой функции экономико-правового механизма ОЭЗ в мировой практике используется универсальный набор мер, который можно объединить в три группы: финансовые, фискальные и административные. Финансовая группа мер стимулирования привлечения инвестиций включает субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, предоставляемые для решения определенных задач, и ускоренную амортизацию основных производственных фондов ОЭЗ. Фискальные меры представляются в виде отмены, отсрочки уплаты или снижения ставок налогов, пошлин, тарифов. К группе административных мер относятся стимулы организационного характера:

- выделение земельных участков;

- организационно-правовая поддержка субъектов хозяйствования;

- предоставление необходимой информации о состоянии рынка соответствующей продукции;

- подготовка бизнес-плана;

- выбор удобного места расположения строящегося объекта;

- государственные расходы на развитие производственной инфраструктуры и обеспечение права ее льготного использования».

Как показало проведенное исследование, действующим законодательством РФ [4-6] определена процедура создания ОЭЗ, установлены форма и содержание заявки, перечень прилагаемых документов, критерии отбора проектов о создании ОЭЗ.

Так, процедура формирования ОЭЗ включает пять этапов [6]:

1) объявление Минэкономразвитием России конкурса на создание ОЭЗ;

2) подача высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с исполнительнораспорядительными органами муниципальных образований заявок на создание ОЭЗ в Минэкономразвития РФ;

3) подведение итогов конкурса комиссиями по отбору заявок на создание ОЭЗ, созданные при Минэкономразвитии РФ;

4) утверждение результатов конкурса и нормативное закрепление решения конкурсных комиссий о создании особой зоны на конкретных территориях постановлением Правительства РФ;

5) заключение соглашения о создании ОЭЗ между Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ и исполнительным органом муниципального образования, на территории которого создается ОЭЗ.

Однако следует отметить, что сама процедура создания ОЭЗ эффективно отработана на практике, но вызывают замечания критерии отбора заявок на создания ОЭЗ. Это связано с тем, что определенный законодательством перечень критериев для оценки целесообразности и эффективности создания ОЭЗ различного типа содержит достаточно широкий спектр показателей. С одной стороны данный перечень критериев достаточно широк, а с другой стороны, характеризуется лишь наличием количественных показателей, а сами критерии отбора остаются для участников конкурса неясными. Кроме того, отсутствуют показатели, которые позволили бы оценить экономический эффект от создания ОЭЗ, особенно бюджетного экономического эффекта, важность которого не раз отмечалась в заявлениях Минэкономразвития РФ.

Кроме того, исследование показало, что основными принципами формирования и функционирования особых экономических зон выступают следующие [2]:

- целостность территории - ОЭЗ является частью государственной территории России;

- единство экономического пространства -гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

- заинтересованность в реализации крупных инвестиционных проектов - льготное налогообложение и таможенные преференции предоставляются именно для привлечения инвестиций и снижения срока окупаемости проектов;

- крупномасштабность реализуемых инвестиционных проектов - на конкурсной основе по критериям, установленным действующим законодательством РФ, определяется крупномасштаб-ность проекта.

При отборе проектов создания ОЭЗ уполномоченным органам необходимо обращать внимание не только на крупномасштабность проектов и заинтересованность в их реализации, а, прежде всего, ориентацию производств на инновационность, удовлетворение внутреннего и внешнего спроса, а также бюджетную отдачу. Поэтому нами предлагаются следующие принципы, которые необходимо соблюдать при создании ОЭЗ (табл. 1).

Таблица 1

Принципы формирования ОЭЗ

Принцип Содержание

востребованности продукция предприятий должна погашать неудовлетворенный спрос на внутреннем и внешнем рынках

отсутствия нежелательной конкуренции резиденты ОЭЗ должны обеспечивать замещение импорта и не должны наносить экономический ущерб отечественным производителям аналогичной продукции

бюджетной эффективности налоговые поступления и косвенные эффекты должны превышать сумму реальных налоговых льгот, расходы на создание инфраструктуры и косвенные потери

рациональной продолжительности предоставления льгот период предоставления налоговых льгот должен быть равен периоду окупаемости проекта либо может быть продлен до достижения предприятием объемов реализации, позволяющих ему конкурировать по цене с зарубежными производителями при отмене налоговых льгот

реалистичности бизнес-планов предприятий-рези-дентов ОЭЗ бизнес-планы предприятий-резидентов ОЭЗ должны проходить качественную независимую экспертизу специалистов

приоритетности инновационных производств в ОЭЗ в случае наличия альтернативного выбора между резидентами приоритет необходимо отдавать производителям инновационной продукции

Реализация данных принципов в комплексе позволяет более обоснованно подойти к формированию проектов создания ОЭЗ и их обоснованию.

В целом механизм отбора заявок по созданию ОЭЗ должен выглядеть следующим образом (рис. 1).

Для обоснованного принятия решений о создании ОЭЗ необходимо дополнить критерии отбора заявок. В частности, мы предлагаем, во-первых, учитывать при отборе соответствие раз-

работанных и поданных заявок принципам формирования ОЭЗ. Во-вторых, одним из критериев для оценки целесообразности создания ОЭЗ должен стать уровень годового бюджетного экономического эффекта.

Таким образом, реализация рекомендаций по совершенствованию механизма отбора заявок на создание ОЭЗ позволит более эффективно оценить целесообразность создания ОЭЗ различного типа.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ совместно с исполнительнораспорядительными органами муниципальных образований

-1—I- С

СОДЕРЖАНИЕ ЗАЯВКИ:

- технико-экономическое обоснование создания ОЭЗ;

- принципы формирования ОЭЗ;

- характеристика социально-экономического положения субъекта РФ и муниципального образования;

-стратегия социально-экономического развития субъекта РФ с указанием планируемого вклада предполагаемой к созданию особой экономической зоны в реализацию указанной стратегии;

- перечень потенциальных резидентов ОЭЗ и их характеристика, а также направления деятельности, характер участия резидентов;

- сведения о трудовых ресурсах субъекта РФ и муниципального образования;

-расчеты предполагаемых расходов бюджетов и внебюджетных источников, связанных с созданием и функционированием ОЭЗ;

- расчет годового бюджетного экономического эффекта от создания ОЭЗ;

- перечень предполагаемых для строительства объектов инфраструктуры;

-показатели по суммарным объемам электроэнергии, тепловой энергии и энергоресурсов;

- показатели по суммарным объемам коммуникационно-информационных нагрузок; -финансово-экономическое обоснование создания объектов инфраструктуры ОЭЗ и сроков

гтпйння \тгячяннк1х гу{укектгт

1 этап. Объявление конкурса на создание ОЭЗ

Министерство экономического развития РФ

-\Г

V

-\-

-V

2 этап. Подача заявок претендентами

ГТ

Комиссии по отбору заявок на создание ОЭЗ

3 этап. Подведение итогов конкурса

Утверждение итога приема заявок

Утверждение перечня участников конкурса

Отбор заявок -победителей конкурса

5 этап. Заключение соглашения о создании ОЭЗ

т

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА:

уровень финансово-экономического состояния субъекта РФ и муниципального образования; обеспеченность территории ОЭЗ объектами инфраструктуры;

- предполагаемые показатели развития инфраструктуры и оценка стоимости затрат на их развитие;

предполагаемая обеспеченность резидентов ресурсами; оценка количества вновь создаваемых рабочих мест; опыт реализации крупных инвестиционных проектов с участием отечественных и зарубежных инвесторов;

- планируемые объемы инвестиций;

- технико-экономические показатели инвестиционных проектов;

объемы расходов бюджетов и иных источников, связанных с созданием и функционированием ОЭЗ;

- предполагаемый размер дополнительных доходов в бюджеты, связанных с созданием и функционированием ОЭЗ;

размер годового бюджетного экономического эффекта;

- соблюдение принципов формирования ОЭЗ.

4 этап. Утверждение результатов конкурса

Формирование конкретной ОЭЗ

Постановление Правительства РФ о создании ОЭЗ на конкретных территориях

Правительство РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Механизм отбора заявок по созданию ОЭЗ

Литература

1. Авдокушин Е. Ф. Свободные (специальные) экономические зоны. М., 1993.

2. Ахметшина Л. Г. Особые экономические зоны: принципы и цели создания // Российское предпринимательство. 2011. № 8. С. 150-154.

3. Каменщиков П. В. Особые экономические зоны: формирование и правовое регулирование // Российское предпринимательство. 2010. № 8 (1). С. 18-23.

4. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ. URL: http://www.rg.ru

5. Об утверждении правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны: постановление Правительства РФ от 13.09.2005 г. № 564. URL: http://www.rg.ru

6. Положение о проведении конкурса по отбору заявок на создание особой экономической зоны: постановление Правительства РФ от 13.09.2005 г. № 563. URL: http://www.rg.ru

* * *

SPECIAL ECONOMIC ZONES: IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF DEMANDS’ SELECTION FOR THEIR CREATION

T. A. Bozhko

In article on the basis of the review of standard legislative base procedure of demands’ selection for creation of special economic zones is presented, recommendations about improvement of the mechanism of projects’ selection of zones’ creation are offered.

Key words: special economic zone, principles of formation of SEZ, selection of demands on SEZ creation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.