РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТОВ ПО СОЗДАНИЮ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ФАЗЛЫЕВА Е.П.,
кандидат экономических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье представлен анализ условий создания особых экономических зон (ОЭЗ) в Российской Федерации, выявлены причины низкой эффективности критериев их отбора и сформулированы рекомендации относительно совершенствования механизма отбора проектов по созданию ОЭЗ.
Ключевые слова: особые экономические зоны; промышленно-производственные особые экономические зоны; технико-внедренческие особые экономические зоны; механизма отбора проектов по созданию ОЭЗ.
The article analyzes the conditions for the establishment of special economic zones (SEZ) in the Russian Federation, the causes of the low efficiency of the criteria for their selection and make recommendations on improving the mechanism for selecting projects for the creation of the SEZ.
Keywords: special economic zones; industrial and production special economic zones; technology-innovative special economic zones; the mechanism of selection of projects on creation of SEZ.
Коды классификатора JEL: L51, O11, O18.
В соответствии с действующим в РФ законодательством [1, 2, 3] основными условиями создания особых экономических зон являются следующие.
1. Особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.
2. На момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны (ППОЭЗ) земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты.
3. На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны (ТВОЭЗ) земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научноисследовательских организаций.
4. На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны (ТРОЭЗ) земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры этой зоны, объектов жилищного фонда и на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. Земельные участки, образующие туристско-рекреационную особую экономическую зону, могут относиться к землям особо охраняемых территорий.
5. На момент создания ППОЭЗ на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
6. На момент создания ТВОЭЗ на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктур), за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.
7. На момент создания ТРОЭЗ на земельных участках, образующих эту зону, могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной, частной собственности.
© Е.П. Фазлыева, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
Создание на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований ОЭЗ осуществляется на основании решений Правительства РФ, принимаемых по результатам проведения открытого конкурса по отбору заявок на создание ОЭЗ. Решения Правительства РФ о создании ОЭЗ оформляются соответствующими постановлениями. Порядок оформления и подачи заявок на создание особых экономических зон определен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 г. № 564 «Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны». Заявки подаются в Министерство экономического развития и торговли РФ претендентами на участие в конкурсе по отбору заявок на создание особых экономических зон — высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований. Заявки должны содержать обоснование целесообразности создания особых экономических зон и их эффективности для решения задач развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.
Заявка должна содержать следующие сведения:
а) технико-экономическое обоснование создания ОЭЗ;
б) характеристику социально-экономического положения субъекта Федерации, на территории которого предполагается создание ОЭЗ;
в) характеристику социально-экономического положения муниципального образования, на территории которого предполагается создание ОЭЗ;
г) стратегию социально-экономического развития субъекта Федерации с указанием планируемого вклада предполагаемой к созданию ОЭЗ в реализацию указанной стратегии;
д) перечень потенциальных резидентов ОЭЗ, их краткую характеристику, а также направления деятельности;
е) сведения о трудовых ресурсах субъекта Федерации и муниципального образования, на территориях которых предполагается создание особой экономической зоны, и возможности их привлечения;
ж) расчеты предполагаемых расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации, местного бюджета и внебюджетных источников, связанных с созданием и функционированием ОЭЗ;
з) перечень сопроводительных документов.
Перечисленные пункты должны содержаться в заявке независимо от того, ОЭЗ какого типа претендент планирует создать.
Оценка и сопоставление поданных заявок — это ключевой момент конкурсной процедуры. Перечень критериев по каждому конкурсу, их коэффициенты для расчета совокупной взвешенной оценки заявки и методика оценки заявок разрабатываются ОАО «ОЭЗ», утверждаются организатором конкурса и включаются в конкурсную документацию.
Критерии оценки целесообразности и эффективности создания ОЭЗ различаются в зависимости от типа ОЭЗ. Приведем пример критериев оценки целесообразности и эффективности создания ОЭЗ для промышленнопроизводственных и технико-внедренческих зон (табл. 1).
Таблица 1
Критерии оценки целесообразности и эффективности создания ОЭЗ для промышленно-производственных
и технико-внедренческих зон
Промышленно-производственная ОЭЗ Технико-внедренческая ОЭЗ
Уровень финансово-экономического состояния субъекта Федерации и муниципального образования Уровень финансово-экономического состояния субъекта Федерации и муниципального образования
Степень обеспеченности территории ОЭЗ объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры Степень обеспеченности ОЭЗ объектами инфраструктуры
Предполагаемые показатели развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ и оценка стоимости затрат на их развитие Предполагаемые показатели развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ и оценка стоимости затрат на их развитие
Предполагаемая обеспеченность резидентов ОЭЗ ресурсами Технико-экономические показатели инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории ОЭЗ
Оценка количества вновь создаваемых рабочих мест Степень актуальности и инновационной привлекательности научных исследований и разработок
Опыт реализации на территории муниципального образования крупных инвестиционных проектов с участием отечественных и зарубежных инвесторов Оценка обоснованности развития предполагаемых технологий и продукции по сравнению с зарубежными аналогами
Планируемые объемы инвестиций на территории ОЭЗ Уровень развития на территории предполагаемой техниковнедренческой зоны особой экономической зоны образовательных учреждений высшего профессионального образования и (или) научных организаций, ведущих научные исследования и разработки по предполагаемому профилю технико-внедренческой зоны
Технико-экономические показатели инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории ОЭЗ Объемы и доли расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации, местного бюджета и иных источников, связанных с созданием и функционированием ОЭЗ
Объемы и доли расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации, местного бюджета и иных источников, связанных с созданием и функционированием ОЭЗ Предполагаемый размер дополнительных доходов в федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации и местный бюджет, связанных с созданием и функционированием ОЭЗ
Предполагаемый размер дополнительных доходов в федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации и местный бюджет, связанных с созданием и функционированием ОЭЗ Прочие критерии,устанавливаемые в конкурсной документации
Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ совместно с исполнительнораспорядительными органами муниципальных образований
СОДЕРЖАНИЕ ЗАЯВКИ:
- технико-экономическое обоснование
создания ОЭЗ;
- принципы формирования ОЭЗ;
- характеристика социально-экономического положения субъекта РФ и муниципального образования;
- стратегия социально-экономического
развития субъекта РФ с указанием планируемого вклада предполагаемой к созданию особой экономической зоны в реализации указанной стратегии;
- перечень потенциальных резидентов ОЭЗ и их характеристика, а также направления деятельности, сведения о характере участия резидентов;
- сведения о трудовых ресурсах субъекта РФ и муниципального образования;
- расчеты предполагаемых расходов бюджетов и внебюджетных источников, связанных с созданием и функционированием ОЭЗ;
- расчет годового бюджетного
экономического эффекта от создания ОЭЗ;
- перечень предполагаемых для строительства объектов инфраструктуры;
- показатели по суммарным объемам
электроэнергии, тепловой энергии и энергоресурсов;
- показатели по суммарным объемам
коммуникационно-информационных нагрузок;
- финансово-экономическое обоснование создания объектов инфраструктуры ОЭЗ и сроков создания указанных объектов
1 этап. Объявление конкурса на создание ОЭЗ
Министерство экономического развития РФ
2 этап. Подача заявок претендентами
Комиссии по отбору заявок на создание ОЭЗ
3 этап. Подведение итогов конкурса
Утверждение итога приема заявок
Утверждение
перечня
участников
Отбор заявок-победителей конкурса
5 этап. Заключение соглашения о создании ОЭЗ
ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА:
уровень финансово-экономического состояния убъекга РФ и муниципального образования; обеспеченность территории ОЭЗ объектами нфраструктуры;
предполагаемые показатели развития инфраструктуры оценка стоимости затрат на их развитие; предполагаемая обеспеченность резидентов есурсами;
оценка количества вновь создаваемых рабочих мест; опьп реализации крупных инвестиционных проектов с частием отечественных и зарубежных инвесторов; планируемые объемы инвестиций; технико-экономические показатели инвестиционных роекгов;
объемы расходов бюджетов и иных источников, вязанных с созданием и функционированием ОЭЗ; предполагаемый размер дополнительных доходов в юджеты, связанных с созданием и функционированием >ЭЗ;
размер годового бюджетного экономического ффекта;
соблюдение принципов формирования ОЭЗ
4 этап. Утверждение результатов конкурса
Постановление Правительства РФ о создании ОЭЗ на конкретных территориях
Формирование конкретной ОЭЗ
Правительство РФ
Рис. 1. Механизм отбора проектов по созданию ОЭЗ
ТЕГ>Г>А ЕСОЫОМЮиБ ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТОВ ПО СОЗДАНИЮ... 149
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
С одной стороны, данный перечень критериев достаточно широк, а с другой — характеризуется лишь наличием количественных показателей, а сами критерии отбора остаются для участников конкурса неясными. Таким образом, действующим законодательством РФ определена процедура создания ОЭЗ, установлены форма и содержание заявки, перечень прилагаемых документов, критерии отбора проектов. Однако следует отметить, что хотя сама процедура создания ОЭЗ эффективно отработана на практике, но содержание заявок на создание зон и критерии их отбора вызывают замечания. Это связано с тем, что определенный законодательством перечень критериев для оценки целесообразности и эффективности создания ОЭЗ различного типа содержит достаточно широкий спектр показателей. Кроме того, отсутствуют показатели, которые позволили бы оценить экономический эффект от создания ОЭЗ, особенно бюджетного, экономический эффект, важность которого не раз отмечалась в заявлениях Минэкономразвития РФ. Поэтому мы предлагаем следующий механизм отбора проектов по созданию ОЭЗ (рис. 1).
Данный механизм включает в себя установленную законодательством РФ процедуру формирования ОЭЗ, реализуемую в пять основных этапов, а также скорректированное содержание заявки и дополненные критерии отбора проектов формирования зон, что позволяет органам государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований оценить целесообразность размещения на их территории особых зон, а федеральным органам — обосновано отобрать проекты с наиболее высоким уровнем экономической отдачи.
Таким образом, реализация рекомендаций по совершенствованию механизма отбора заявок на создание ОЭЗ позволит более эффективно оценить целесообразность создания ОЭЗ различного типа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Российская газета. 27.07.2005.
2. Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 г. № 563 «Положением о проведении конкурса по отбору заявок на создание особой экономической зоны».
3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны» от 13.09.2005 г. № 564.
4. Шмонов Н.Н. Историческое исследование проблем развития особых экономических зон. Казань: КГУКИ, 2010.