Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ "ДОРОЖНОЙ КАРТЫ" РАЗВИТИЯ ЭТНО-ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ'

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ "ДОРОЖНОЙ КАРТЫ" РАЗВИТИЯ ЭТНО-ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
136
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДОРОЖНАЯ КАРТА" / "ROAD MAP" / ЭТНОГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ETHNOGASTRONOMIC TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чуваткин П.П., Боджгуа А.Ю.

В данной статье рассматриваются основные проблемы и особенности развития регионального туристского рынка, пути повышение его конкурентоспособности путем формирования и развития туристского продукта в отдельных регионах, а также основные направления и план мероприятий по креплению и расширению позиций российского регионального туристского продукта на мировом туристском рынке.This article examines the main problems and peculiarities of the development of the regional tourist market, ways to increase its competitiveness by forming and developing the tourism product in certain regions, as well as the main directions and the plan of measures to strengthen and expand the positions of the Russian regional tourist product on the world tourist market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Чуваткин П.П., Боджгуа А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ "ДОРОЖНОЙ КАРТЫ" РАЗВИТИЯ ЭТНО-ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ»

Источники:

1. Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление; Юрай. - М.: 2014.

2. Милюкова А.В., Елисеева Н.В. Роль управления социальными процессами организации. Эконо-

мика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2016. № 4 (72). С. 36-39.

3.Ковалева Н.В., Елисеева Н.В. Особенности и проблемы социальной политики Краснодарского края. Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2016. № 4 (72). С. 29-32.

П.П. Чуваткин

Д.э.н., профессор кафедры экономики и менеджмента, Сочинский государственный университет, г.н.с. Сочинский НИЦ РАН P.P. Chuvatkin Doctor of Economic sciences, Professor of Sochi State University, Chief Researcher of Sochi Research Center of the Russian Academy of Sciences

(lares@sochi.com, 89882318474) А.Ю. Боджгуа М.н.с., к.э.н., Сочинский НИЦ РАН A. Yu. Bodzhgua PhD in Economics of Sochi Research Center of the Russian Academy of Sciences, (anna_bodzhgua@mail. ru, 89182015005)

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» РАЗВИТИЯ ЭТНО-ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные проблемы и особенности развития регионального туристского рынка, пути повышение его конкурентоспособности путем формирования и развития туристского продукта в отдельных регионах, а также основные направления и план мероприятий по креплению и расширению позиций российского регионального туристского продукта на мировом туристском рынке.

Annotation. This article examines the main problems and peculiarities of the development of the regional tourist market, ways to increase its competitiveness by forming and developing the tourism product in certain regions, as well as the main directions and the plan of measures to strengthen and expand the positions of the Russian regional tourist product on the world tourist market.

Ключевые слова: «дорожная карта», этно-гастрономический туризм.

Key words: "Road map", ethno-gastronomic tourism.

В современные условия динамично развивающегося и постоянно изменяющегося туристского рынка, перед правительством и специалистами в области туристской индустрии встает острая необходимость обеспечения устойчивого и долгосрочного развития сферы туризма. Причем особое внимание уделяется формированию и развитию регионального туристского продукта и его продвижение на мировых туристских рынках. Данное направление развития обусловлено острой современной необходимостью укрепления позиций туристской отрасли Российской Федерации на мировом туристском рынке и обеспечения устойчивого долгосрочного развития данной отрасли, занимающей одно из центральных мест в мировой экономике, что обеспечивается комплексным развитие туристкой отрасли в регионах страны. В условиях насыщенности туристского рынка многочисленными однообразными продуктами, необходимо создание нового продукта, способного заинтересовать потребителя, как на внутреннем региональном рынке,

так и на международном. Этно-гастрономический туризм, являющийся принципиально новым направлением, консолидирующим два отдельных в то же время взаимосвязанных вида туристкой деятельности, которые и по отдельности являются достаточно популярными, а во взаимосвязи обеспечивают мощный культурно-познавательный эффект, способный заинтересовать и привлечь туристов. Появление нового вида туристского продукта способно обеспечить устойчивое экономическое развитие региона на основе диверсификации туристкой деятельности, которая, кроме того, является мощным социокультурным инструментом, связывающим мировые этнические общности, поколения и цивилизации, и, кроме того, является основным инструментом поддержания целостности мирового культурного пространства и обеспечения межкультурного обмена.

Необходимость и актуальность формирования и внедрения плана мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности и туристской привлекательности региона на национальном и мировом уровне обусловлена многочисленными разнообразными существующими региональными проблемами развития туристской отрасли. Разработка так называемой «дорожной карты», аккумулирующей ряд структурных и функциональных реформ в туристской отрасли, непосредственно отражает основные направления целевых программ развития туризма в Российской Федерации: федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ, государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы» разработанной Минкультуры России, многочисленных краевых и муниципальных программ по развитию туризма в регионах, государственной программы по развитию туризма в регионах России и др.

В частности, основными целями разработки «дорожной карты» развития этно-гастрономического туризма являются:

1. Создание и обеспечение административных, правовых, политических, экономических и финансовых механизмов, направленных на существенное повышения уровня качества и обеспечение всеобщей доступности услуг этно-гастрономического туризма в Краснодарском крае;

2. Обеспечение соответствующего уровня оплаты труда работников сферы этно-гастрономического туризма;

3. Формирование и развитие высококвалифицированного кадрового потенциала в сфере этно-гастрономического туризма в регионе;

4. Повышение уровня престижности и привлекательности сферы этно-гастрономического туризма для работников;

5. Популяризация и сохранение объектов этнокультурного наследия, находящихся в регионе, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения и федерального значения в пределах переданных полномочий;

6. Повышение общей конкурентоспособности регионального туристского продукта, способного удовлетворить потребности российских и иностранных туристов в качественных туристских услугах и обеспечивающей рациональное и эффективное использование особо охраняемых природных и этнокультурных объектов и территорий, а также равный доступ к культурным ценностям и туристским ресурсам.

В рамках проведения плана мероприятий по реализации «дорожной карты» развития этно-гастрономического туризма предусматривается:

• обеспечение высокого уровня качества и широкого спектра государственных услуг в сфере этно-гастрономического туризма;

• обеспечение доступности объектов этнокультурного наследия путем информатизации этно-гастрономического туризма в регионе;

• создание многофункциональных этно-гастрономических центров в регионе;

• формирование конкурентной среды в туристской сфере путем государственного субсидирования и обеспечения поддержки творческих проектов;

• создание условий для творческой самореализации этнических

групп;

• вовлечение населения в создание и продвижение уникального туристского продукта региона;

• популяризация территории во внутреннем и внешнем культурно-туристском пространстве.

В соответствии с поставленными целями и задачами, в рамках реализуемых мероприятий можно выделить основы формирования «дорожной карты» развития этно-гастрономического туризма:

1. Создание организационно-экономических условий для развития эт-но-гастрономического туризма - разработка экономических и организационных мер в долгосрочной перспективе, с постановкой целей и задач по обеспечению успешного функционирования и развития данного вида туризма с учетом интересов всех участников рынка.

Поддержка финансирования федеральных целевых программ, в частности по развитию популярных видов туризма на территории Российской федерации, согласно которой государственной финансирование составит около 100 млн. руб. и более 200 млн. руб. составят вложения частных инвесторов. Инвестирование в этно-гастрономический туризм представляет собой выгодное капиталовложение, так как этот специфический вид туризма представляется высокоперспективным в связи с незанятостью данной ниши.

2. Формирование государственной политики по поддержке развития этно-гастрономического туризма.

В связи с научной неопределенностью этно-гастрономического туризма, необходимо, в первую очередь, унифицировать понятие этно-гастрономического туризма, четко определить и законодательно закрепить основные понятия, принципы и правила функционирования данного вида туристских услуг, учитывая проблемы стандартизации и сертификации туристских услуг, имеющие особое значение в связи с гастрономической направленностью данного вида туризма.

Послабление налогового законодательства позволит уже существующим малым и средним предприятиям выйти из тени (по официальным данным лишь 3% малых и средних предприятий заняты в туристской сфере, в то время как общемировой показатель - около 70%.) и будет способствовать дальнейшему развитию отрасли в связи с заинтересованностью новых участников рынка, и, соответственно существенно увеличит количество государственных налоговых поступлений от туристской отрасли. Кроме того, необходимо решение вопроса о предоставлении налоговых льгот непосредственным организаторам национального эт-но-гастрономического туризма, перспективы и положительный эффект развития которого как для отдельных регионов, так и для всей страны в целом были рассмотрены выше. Облегчение налоговой нагрузки для желающих заниматься в данной сфере туристского бизнеса, налоговые льготы, внесение изменений в принципы, формы и методы налогообложения предприятий, занятых в сфере эт-но-гастрономического туризма

Кроме того, необходимо определение степени юридической ответственности предприятий и организаций, обслуживающих туристов, и ужесточение требований в отношении обеспечении безопасности туризма.

3. Повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов в области этно-гастрономического туризма и обеспечиваемых ими товаров, и услуг соответ-

ственно.

Разработка программ подготовки и переподготовки специалистов в области этнографии, гастрономии, культурологи и туризма с привлечением трудовых ресурсов - непосредственных представителей этнических групп, обладающих практическими навыками и этническими составляющими.

4. Формирование целостного туристско-рекреационного комплекса, ориентированного на предоставление туристских услуг мирового уровня. Создание современного комплексного механизма функционирования этно-гастрономического туризма, обеспечиваемого материально-технической базой и широкой инфраструктурой.

В соответствии с международными стандартами и рекомендациями в основе создания этно-гастрономических центров должны быть положены следующие принципы:

• Создание этно-гастрономических центров на территории богатой природно-рекреационными ресурсами, в территориальной доступности с объектами природной и культурно-исторической ценности.

• Этно-гастрономические центры создаются на основе механизмов государственно-частного партнерства с привлечением институтов власти к административной и налоговой поддержке и обеспечению благоприятного туристского имиджа региона, частного сектора к инвестированию и финансированию строительства и дальнейшего обслуживания туристских объектов, а также общественных организаций к обеспечению центров материальными и нематериальными объектами этнического наследия: высококвалифицированный обслуживающий персонал, трудовые ресурсы, наделенные этническими признаками, проведение обучающих программ в сфере этнического воспитания, обеспечение доступа к культурно-историческим и этническим объектам наследия.

• Партнерство функционирует на основе консолидации интересов его членов, финансовых ресурсов и затрат, а также с условием совместного участия в управлении.

• Совместное финансирование этно-гастрономических центров, как со стороны частных предприятий, так и со стороны государства и региональных бюджетов в виде дотаций и субсидий, что позволит поддержать баланс интересов государственной власти в регионе и частного бизнеса.

• Наличие официального статуса регионального этно-гастрономического центра.

5. Продвижение национального туристского продукта на международном рынке туристских услуг, как уникального товара. Рекламно-маркетинговое продвижение российского туристского продукта на международном туристском рынке заключается в создании единой концепции продвижения национального туристского бренда с использованием единой системы информационно-рекламного сопровождения при помощи всех современных средств массовой информации и коммуникационных технологий, а также участие в международных выставках и конференциях, представление России на конкурсах за право участия в событиях мирового масштаба.

Источники:

1. Бутузов А.Г. Этнокультурный туризм. - М.: КНОРУС, 2013. - 248 с.

2. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М.: Русская Деловая Литература, 2002. -136 с.

3. Боков М. А., Геворгян А. С., Демерчан Н. С. Стратегия развития г. Сочи как курорта мирового значения или туристской дестинации / М. А. Боков, А.С. Геворгян, Н.С. Демерчан // Вестник СГУТиКД. - 2011. - № 1 (15). - С. 135.

4. Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 году [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический портал ЦЕНТР ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. - Режим доступа: http://www.gtmarket.ru

5. Железова О.Р. Этнический гастрономический туризм, его роль в сохранении национальной культуры и самобытности народов / О.Р. Железова // Молодой ученый. - 2013. - № 5. - С. 45.

6. Малова Н.А. Этнический туризм: проблемы, тенденции, перспективы / Н.А. Малова // Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов. - Саратов. - 2002. - 352 с.

7. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - М.: «Альпина Паблишер», 2008. — 720 с.

8. Путинцева Н.Н. Оценка туристского потенциала регионов России / Н.Н. Путинцева // ИнтерЭкспо Гео-Сибирь. - 2007. - № 6. - С. 25.

9. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 10.01. 2003 № 15-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

10. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

11. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

12. Чуваткин П.П. Конкурентоспособность и устойчивость развития территории / П.П. Чуваткин // Научный и производственно-практический журнал «Экономика и управление» Минского института управления. - 2013. - № 3. - С. 66.

13. Bull A. The Economics of Travel and Tourism. - London: Pitman, 1991. - 256 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.