ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2024. № 2
DOI: 10.56429/2414-4894-2024-48-2-20-39
Васильева Нина Ивановна
канд. экон. наук, доцент кафедры глобалистики факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13А (корпус В)
Мусиева Джамиля Маллаевна
научный сотрудник факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13А (корпус В)
ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕЦЕССИИ МИРОХОЗЯЙСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Vasilyeva Nina I.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Global Studies, Faculty of Global Studies Lomonosov Moscow State University. Moscow, Leninskie Gory, 1/13A (building B) [email protected]
Musieva Jamilya M.
Researcher, Faculty of Global Studies Lomonosov Moscow State University. Moscow, Leninskie Gory, 1/13A (building B)
MAIN TRENDS OF MODERN INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS IN CONDITIONS OF RECESSION OF THE WORLD ECONOMIC ORDER
©Васильева Н.И., Мусиева Д.М., 2024 ©Vasilyeva N.I., Musieva J.M., 2024
Аннотация. На сегодняшний день закономерна констатация первичной стадии процесса трансформации международных экономических отношений в условиях чрезвычайного обострения политических и социально-экономических отношений. Однако в экспертном сообществе нет единства мнений о сущности трансформации, ее направленности, целей и возможных результатов. Особенно сложно разбираться в этом вопросе в обстановке прошедших в марте 2024 г. выборов Президента России. Социологические службы в течение последних лет отмечают рост беспокойства среди избирателей в условиях неопределенности будущего: в связи с пандемией коронавируса, с началом СВО, а осенью 2023 г. — с нагорно-карабахским и арабо-израильским конфликтами. В условиях постпандемийного восстановления глобальной экономики, своими последствиями поставившей под вопрос применение слова «глобальный», обострение геополитической напряженности приводит к усилению наблюдаемой уже фрагментации, или деглобализации.
Сложившиеся условия требуют тщательного осмысления и поиска взвешенных решений. Пессимистичные прогнозы роста мировой экономики, приводимые международными экономическими организациями и независимыми аналитическими агентствами, обусловливаются совокупностью факторов, среди которых падение потребительского спроса, инфляция, рост государственной задолженности и т.п. Процессы стагнации будут иметь долгосрочный характер и приведут к фундаментальной трансформации глобальной финансово-экономической системы. Трансформация мирового политического порядка одновременно приводит к изменениям и в системе международных экономических отношений, создавая принципиально новые реалии, приводящие к обострению конкуренции и противоречий между государствами в различных сферах, последствия которых еще предстоит наблюдать и анализировать.
Ключевые слова: динамика мирового экономического развития, деглоба-лизация, многополярный порядок, экономическая стагнация, экономический суверенитет.
Статья подготовлена по материалам доклада, сделанного доцентом Н.И. Васильевой в Центральном доме ученых на тему «Трансформация системы международных экономических отношений в условиях рецессии мировой экономики».
Abstract. Today, it is natural to state the primary stage of the process of transformation of international economic relations in conditions of extreme aggravation of political and socio-economic relations. However, in the expert community there is no consensus on the essence of the transformation, its direction, goals and possible results. It is especially difficult to understand this issue in the context of the upcoming Russian Presidential elections in March 2024. Sociological services have noted in recent years an increase in anxiety among voters in the face of an uncertain future: first due to the coronavirus pandemic, then by the onset of the SMO, and since this autumn the Nagorno-Karabakh and Arab-Israeli conflicts. In the context of the post-pandemic recovery of the global economy, with its consequences essentially calling into question the use of the word "global", the exacerbation of geopolitical tensions leads to an increase in the already observed fragmentation or deglobalization.
In view of this, the current conditions require careful reflection and the search for balanced solutions. Pessimistic forecasts for the growth of the world economy,
given by international economic organizations and independent analytical agencies, are determined by a combination of factors, including a fall in consumer demand, inflation, an increase in government debt, etc. The processes of stagnation will be long-term and will lead to a fundamental transformation of the global financial and economic system. The transformation of the world political order simultaneously leads to changes in the system of international economic relations, creating fundamentally new realities leading to increased competition and contradictions between different states in various areas, the consequences of which have yet to be observed and analyzed.
Key words: dynamics of world economic development, deglobalization, multipolar order, global economic stagnation, economic sovereignty.
В системе международных экономических отношений наблюдается этап структурных трансформаций, в значительной мере обусловленных событиями 2020-х гг. Среди них следует выделить то, что в 2021 г. совокупный ВВП стран БРИКС уже превысил таковой стран Большой семерки. Так, впервые с XIX в. доля развитых стран Запада в мировом ВВП снизилась до 30%, а в дальнейшем может снизиться до 26% [1, 23]. В связи с этим в качестве важнейших трендов развития мировой экономики эксперты выделяют выход в авангард государств, претендующих на обеспечение экономического и политического суверенитета (Индия, Бразилия, Китай, а также Иран, Индонезия, Турция и др.) [1].
Вторым трендом обозначено значимое снижение интенсивности экономического взаимодействия США и Китая, являвшихся основой глобальной экономики в последние годы. Помимо этого, выделены кризис действующих международных экономических организаций, рост долговых обязательств, а также рост технологической конкуренции [2]. В 2024 г. тенденции усиливаются обострением очагов геополитической напряженности (СВО на Украине, тайваньский вопрос, нагорно-карабахский и арабо-израильский конфликты) и стремлением стран коллективного Запада сохранить свое доминирование. Необходимость тщательного осмысления современных реалий и их возможных последствий определяет цель данного научного исследования, состоящую в проведении промежуточного анализа происходящих в мировой экономике процессов за прошедшие годы.
В первую очередь следует отметить, что и в российском, и в зарубежном научно-политическом дискурсе не наблюдается единства позиций в отношении длительности данных структурных трансформаций и их динамики на современном этапе. Авторы статьи разделяют позицию, что произошедшие на данный момент трансформации являются долгосрочными, а делать выводы касательно их завершения преждевременно.
По мнению большинства экспертов, наиболее очевидные риски международной экономической стабильности на ближайшие два года обусловлены именно геополитическими событиями, нежели сокращением
спроса, мерами финансовых регуляторов различных стран по сдерживанию инфляции и замедлением экономического роста в ведущих экономиках мира. The Economist обозначил 2024 г. годом политических выборов, так как они должны состояться в 76 странах мира [21]. Весной и летом прошли и будут проходить выборы в России, Великобритании, Мексике, Венесуэле, США, а также в Европарламент, которые сделают данные государства центрами дальнейшего возрастания геополитических рисков. В ряде стран приход к власти популистских лидеров может привести к протекционистским мерам во внешней торговле, а соответственно, к более тщательному контролю потоков инвестиций и миграции рабочей силы, что приведет к еще большей фрагментации и общему замедлению роста. Однако риски геополитического характера связаны с другим явлением — разрастанием очагов военной конфронтации (Западная Африка, Украина и Ближний Восток), которое приводит к росту цен на энергоносители и иные ресурсы, необходимые для обеспечения стабильного экономического роста.
Во-первых, сырьевые товары особенно уязвимы к фрагментации из-за концентрации производства, труднозамещаемого потребления и их критической роли для технологий. Во-вторых, дальнейшая фрагментация приведет к большим колебаниям цен на сырье и большей волатильно-сти. В-третьих, сбои в торговле сырьевыми товарами будут иметь крайне неравномерные последствия для разных стран, хотя глобальные потери кажутся умеренными, учитывая компенсирующие эффекты между странами. Наиболее уязвимые экономики развивающихся стран с низкими доходами в сложившихся условиях в принципе не смогут обеспечить рост. При этом у них увеличиваются объемы государственной задолженности, темпы роста которой уже начали превышать темпы экономического роста. Страны с низкими доходами будут также нести непропорционально большую нагрузку экономических издержек из-за их зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции. Таким образом, по оценкам Bloomberg, размер экономического ущерба, вызванного геополитическими событиями, будет самым большим со времен Второй мировой войны и составит около 1,2 млрд долларов (в постоянных ценах 2011г.) [27].
По данным Всемирного банка за 2022 г., по ВВП в расчете по паритету покупательской способности (ППС) Россия заняла 5-е место в мировом рейтинге, став крупнейшей экономикой в Европе и опередив Германию. В этом рейтинге значительно поднялись экономики стран Азии в целом, так как Индия сейчас на 3-м, а Индонезия — на 7-м месте (таблица).
Заметно отставание по данному показателю стран ЕС — Германия на 6-м месте, а Францию уже опередила Бразилия. В начале года Организация экономического сотрудничества и развития пересмотрела прогнозы роста ВВП стран ЕС в сторону понижения с 0,9 до 0,6% в 2024 г., в то время как российские прогнозы повысились с 1,1 до 1,8% роста ВВП [35].
Топ-10 стран по значению ВВП по ППС [37]
Место Страна ВВП по ППС, в текущих ценах 2022 г., трлн
1 Китай 30,33
2 США 25,46
3 Индия 11,87
4 Япония 5,70
5 Россия 5,33
6 Германия 5,31
7 Индонезия 4,04
8 Бразилия 3,84
9 Франция 3,77
10 Великобритания 3,66
Пересмотр прогнозов был также проведен Международным валютным фондом (МВФ), который в рамках январского отчета ожидает более высоких темпов роста, чем предполагалось в октябрьском отчете [19], в США, а также в ряде развивающихся государств. Повышающаяся динамика касается не всех стран, особенно стран еврозоны, ввиду слабой потребительской активности, затяжных последствий высоких цен на энергоносители, а также слабости чувствительных к процентным ставкам производственных и деловых инвестиций. Темпы роста стран еврозоны в 2024 г. составят 0,9% (вместо прогнозировавшихся 1,2%), а на 2025 г. ожидается рост на 1,7%. Экономический рост в России в 2024 г. прогнозируется на уровне 2,6%, в 2025 г. — 1,1%, с пересмотром в сторону повышения на 1,5 п.п. по сравнению с показателем октября 2023 г. на 2024 г. [36]. Страна продемонстрировала более активный рост, чем ожидалось, из-за высоких военных расходов и частного потребления, поддерживаемого ростом заработной платы на ограниченном рынке труда. Страны с низкими доходами продолжают испытывать большие потери производства по сравнению с ситуацией до пандемии (2017—2019 гг.) на фоне повышенной стоимости заимствований.
Несмотря на предпринятые различными международными аналитическими агентствами попытки, анализ международных экономических отношений государств всех регионов мира на данный момент является преждевременным. В целом анализ основных трендов в современных международных экономических отношениях в краткосрочной и среднесрочной перспективе необычайно сложен и во многом непредсказуем в условиях беспрецедентного ужесточения международных отношений современного мира. В связи с этим целесообразнее будет сосредоточиться на трансформации международных экономических отношений в Восточном коридоре и в направлении Глобального Юга, поскольку это особенно важно для Российской Федерации, так как именно она
в условиях усиления санкционного давления коллективного Запада выстраивает восточный вектор своей политики и усиливает внешнеторговое и экономическое сотрудничество с Глобальным Югом.
Глобальный рост мировой экономики в ближайшие годы будет во многом зависеть от вклада Китая и Индии. По прогнозным данным 81аИ81а, к 2028 г. доля Китая в мировом ВВП (по ППС) возрастет с 18,4 до 19,6%, Индии — с 7,3 до 8,8% [24, 32]. На 2024 г. прогнозируется рост реального ВВП Китая на 4,6%, несмотря на возможное замедление, а Индии — на 6,3% [29, 31]. Особенно благоприятные прогнозы в отношении роста индийской экономики: к концу этого десятилетия она удвоится, а европейская экономика за тот же период вырастет только на 20%. Несмотря на то, что Индия пока экономически слабее Китая, она постепенно смещает КНР как на рынках иностранных инвестиций через релокацию производств, так и на торговых рынках [8].
В качестве методологической основы для данного исследования послужили компаративный и дескриптивный методы, синтез анализируемых материалов, среди которых документы ведущих научно-исследовательских структур РАН, международных экономических организаций, российских и зарубежных независимых экспертов, ведущих СМИ. Структурно- функциональный подход в сочетании с историческим позволил раскрыть глубинные причины рассматриваемых проблем и тенденций и сделать выводы о дальнейшем их развитии.
Нарастающее противостояние БРИКС+ и G7 может привести к дестабилизации мировых экономических отношений, изменению географии глобальных торговых потоков и инвестиций, макроэкономические эффекты которых являются непредсказуемыми.
По оценкам МВФ, с начала пандемии Соу1ё-19 в 2020 г. по 2024 г. потери мирового производства составили 3,7 трлн долларов. При этом только США удалось добиться восстановления допандемийного уровня [19,28].
Возрастание рисков глобальной экономики обусловливается денежно-кредитной политикой государств по сдерживанию инфляции. В прогнозах МВФ также отмечается, что в отличие многих других стран, которые могут столкнуться с глубокой рецессией, в США более вероятна «мягкая посадка» — замедление экономики без серьезного экономического спада и высокого уровня безработицы, а затем она незначительно увеличится до 3,2% в 2025 г. [36]. Рост мировой экономики в 2024 г. будет на уровне 3,1% [28]. Как упоминалось выше, по сравнению с октябрьским январский прогноз на 2024 г. примерно на 0,2 п.п. выше, что отражает повышение рейтингов Китая, США, а также крупных стран с формирующимся рынком и развивающихся стран. Ожидается, что в странах с развитой экономикой в 2024 г. рост немного снизится, а затем повысится в 2025 г., при этом в зоне евро произойдет незначительное восстановление после слабого роста в 2023 г. и замедления роста в США. Ожидается, что в странах с формирующимся рынком и развивающихся
странах будет наблюдаться стабильный рост в течение 2024 и 2025 гг. с учетом региональных различий [28].
Глобальная рецессия происходит неравномерно: замедление мировой экономики наиболее отчетливо проявляется в развитых странах по причине повышения цен на энергоносители [28]. Опасность для развивающихся рынков заключается в повышении курса доллара США, который спровоцирует отток капитала, увеличит стоимость заимствований и долговые проблемы.
Советом управляющих МВФ 15 декабря 2023 г. согласована 16-я реформа ключевого механизма организации системы распределения квот на заимствования средств. В рамкахреформы одобрено увеличение квот стран — членов МВФ на 50% (238,6 млрд СДР, или 320 млрд долларов), что привело к эквипропорциональному увеличению квот на 10% [30]. Вместе с тем развивающиеся страны уже много лет пытаются добиться изменения формулы квот, базирующейся на показателях величины ВВП (по ППС), степени открытости рынка и объема золотовалютных резервов. Пересмотр формулы назначен теперь на июнь 2025 г. в рамках 17-го этапа реформирования.
Наиболее неблагоприятные перспективы экономического развития (с 1960-х гг.) для Китая и стран Восточной Азии опубликованы Всемирным банком [25]. Так, замедление роста прогнозируется до 4,5%, что обусловливается протекционистскими мерами США и растущим уровнем государственной задолженности [26].
По данным агентства Moody's, влияние на динамику экономического роста Китая до 2030 г. будут оказывать структурные проблемы, которые приведут к снижению темпов роста до 3,5% в год. К таковым относятся проблемы старения населения, производительности труда и уменьшения отдачи от капитала [33]. В ряде провинций Китая заканчиваются возможности для расширения инфраструктуры. Растет численность малоиспользуемых аэропортов и мостов, миллионы построенных и готовых к продаже квартир пустуют, окупаемость инвестиций резко снизилась.
В условиях жесткого санкционного давления (более 17,5 тыс.) российская экономика вынуждена адаптироваться к принципиально новым условиям [4]. В выступлении на Восточном экономическом форуме В.В. Путин отметил, что в условиях беспрецедентно высокого числа санкций, наложенных недружественными странами, России удалось достичь восстановления экономики до уровня 2021 г. [10].
Устойчивость экономики к внешним угрозам стала возможной благодаря тому, что в течение шести месяцев правительству России удалось перестроить систему внешнеэкономических связей, сформировать новые механизмы торгово-платежного взаимодействия с государствами, попадающими под категории дружественных либо нейтральных. Наряду с этим минимизация рисков была обеспечена соответствующими изменениями в денежно-кредитной политике и финансово-бюд-
жетной сфере [3]. При этом вероятность введения новых санкций остается высокой, в частности в отношении расширения ограничений номенклатуры импорта и экспорта. Наиболее значимыми для России будут ограичения в сфере высоких технологий, чипов и электроники, так как в этой сфере импортозамещение является наиболее сложно реализуемой задачей [12].
В этой связи переход к многополярному миру представляется неизбежным процессом, который позволит России качественно повысить положение на международной арене. Обширные запасы разнообразных природных ресурсов призваны стать дополнительным фактором, позволяющим противостоять санкционному давлению. В условиях возрастающих рисков и кризисных явлений необходима реструктуризация российской экономики, способная изменить роль страны в системе мирохозяйственных связей.
По мнению директора Московской школы экономики МГУ, акад. РАН, докт. экон. наук А. Д. Некипелова, либеральная экономическая глобализация, складывавшаяся в мире, существенно изменилась после 2008 г., возобновив протекционистские меры государств, что существенно замедлило процесс глобализации. Некипелов обращает внимание на введение в научный оборот понятия «медленной глобализации» фоЪаНгаИоп), характеризующей складывающуюся фрагментацию в мировой экономике [7].
В стремлении сохранить прежнюю модель глобализации и адаптировать ее под новые условия произошла некоторая консолидация стран Запада. Однако вместо идеи коллективного решения возникающих проблем она ориентирована на политическое противоборство демократических стран с авторитарными режимами.
Становление нового мирового порядка зависит от комплекса сложнейших факторов и разнонаправленных тенденций. Вероятность успеха коалиции является относительно низкой, так как попытки оказать давление на глобальных акторов мировой политики и экономики и побудить их присоединиться к антироссийским санкциям до сих пор не обеспечили желаемого результата.
В условиях смещения центра деловой активности с Запада на Восток закономерна соответствующая переориентация внешнеэкономических связей России. Ее актуальность возросла еще после азиатского финансового кризиса 2007—2008 гг., когда в энергетической сфере начался переход в направлении восточноазиатских рынков, где спрос на энергоносители стал стремительно расти. Запуск в 2009 г. первой очереди трубопровода Восточная Сибирь—Тихий океан стал одним из достижений в рамках развития восточного вектора энергетического сотрудничества России. Активизировались усилия в формировании межгосударственных объединений и организаций, таких как БРИКС и ШОС. В 2012 г. во Владивостоке на форуме АТЕС впервые было заявлено о том, что Россия в полной мере позиционирует себя как азиатскотихоокеан-ская держава. Если раньше Россия не допускала иностранных инвес-
торов в свои стратегические отрасли, то в середине 2010-х гг. ситуация изменилась. Достигнуты соглашения, по которым госкорпорациям Китая предоставляется возможность покупки долей в газовых и нефтяных месторождениях России, а также участия в развитии российской инфраструктуры.
С 2014 г. ориентация на Восток стала выступать в качестве стратегического инструмента страхования от внешних рисков, в рамках которого приоритетным стало сотрудничество с КНР. В двустороннем формате были сформированы обширные экономические связи в различных сферах. С 2022 г., в условиях полного разрыва экономических отношений с европейскими государствами, данное направление стало для России единственно возможным.
Приведем хронологию процесса институционализации сотрудничества России на восточном направлении:
2015 — совместное заявление РФ и КНР о сотрудничестве по со-
пряжению строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса Шелкового пути; Соглашение о свободной торговле ЕАЭС с Вьетнамом;
2016 — переговоры ЕАЭС об интеграции с Монголией и Таи-
ландом;
2017 — переговоры ЕАЭС об интеграции с Индией;
2018 — ВременноесоглашениеЕАЭСосвободнойторговлесИраном;
2019 — Соглашение о свободной торговле ЕАЭС с Сингапуром.
Поворот на Восток стал центральной темой Петербургского международного экономического форума в 2022 г., где также обсуждались перспективы развития формата БРИКС+, нацеленного на консолидацию Глобального Юга. Так, в последние два года расширяется торговое взаимодействие России в направлении стран Глобального Юга. Помимо КНР развивалось сотрудничество с Японией, Филиппинами, Индонезией и другими азиатскими государствами. Для российского экспорта очень важна торговля в национальных валютах и интеграция платежных систем с дружелюбно настроенными странами Азии (Китай, Индия, Вьетнам, Мьянма, Малайзия, Шри-Ланка, Пакистан). Практически с первых дней существования объединения БРИКС страны документально зафиксировали намерение создать независимые финансовые институты, альтернативные МВФ и Группе Всемирного банка — Новый банк развития и Пул условных валютных резервов. С момента создания в 2014 г. Новому банку развития удалось профинансировать целый ряд инфраструктурных проектов. В рамках последнего саммита БРИКС в Йоханнесбурге отмечена важность укрепления Пула как механизма смягчения последствий кризисных ситуаций, который еще не запущен и проходит тестирование.
С учетом того, что все члены БРИКС входят в ВТО, развитие экономического взаимодействия может идти ускоренными темпами. Имеющийся
у стран БРИКС+ политический вес на международной арене позволит обеспечить расширение взаимной торговли и более широкое экономическое сотрудничество, которое может реализовываться через договоренности о взаимной либерализации торговли между таможенными союзами, членами которых уже являются Бразилия, Россия и ЮАР.
Переориентация внешнеэкономических связей России на Восток уже отразилась в данных по экспорту. Однако процесс перехода от евроцен-тризма к многовекторности не отличается высокой динамичностью и не носит системного характера. Ориентация внешней политики России на Восток требует развития экономического приграничного сотрудничества России и Китая1.
Несмотря на наличие объективных благоприятных предпосылок для развития приграничного сотрудничества, его реализация не осуществляется практически ни с одной из сторон. Торговля субъектов Дальневосточного федерального округа с Китаем отличается нестабильностью, положительная динамика присуща только Забайкальскому краю и Еврейской автономной области. 80—90% стоимостного объема дальневосточного экспорта в Китай приходится на три товарные группы: минеральное сырье, рыбу и морепродукты, лесоматериалы. В то же время в китайском импорте, который поступает в регионы ДФО, преобладают машины и оборудование, транспортные средства. В последние 2—3 года только три приграничные провинции Китая увеличили торговлю с Россией — Хэйлунцзян, Внутренняя Монголия и Цзилинь. С учетом уровня экономического развития ДФО приграничные государства воспринимают этот регион как периферию Восточной Азии, а сама Россия рассматривается как «маргинальный региональный игрок» [6]. Таким образом, Россия фактически является в регионе наблюдателем, а ее тихоокеанская часть — лишь транзитной территорией и источником сырья.
В инвестиционной сфере сотрудничество России и Китая идет еще более проблемно. На фоне общего роста доли китайского капитала в структуре прямых иностранных инвестиций (ПИИ) большинства государств, в России динамика его доли не показывает роста с 2017 г., а с началом СВО вообще показала отрицательные значения [22]. Россия остается периферийным рынком для крупных китайских высокотехнологичных компаний. При этом Китай не станет компенсировать отставание России в сфере передовых технологий.
В 2022 г. торговые отношения Китая и России показали рост на 29% и составили 190 млрд долларов [15]. За 2023 г. товарооборот увеличился на 26,3% и достиг 240 млрд долларов. По китайским статистическим данным, доля России во внешнеторговом обороте КНР лишь 3%, в то время
1 На Дальневосточный федеральный округ приходится: 40,6% территории РФ, только 5,6% социально-экономического потенциала страны и такая же часть населения, около 10% российско-китайской торговли и практически столько же китайских прямых инвестиций в Россию. Протяженность совместной границы РФ с Китаем — 4,2 тыс. км [16].
как во внешнеторговом обороте России доля КНР составляет 22% [14, 17]. При этом сотрудничество между странами практически ограничено энергетическим сектором, где Россия выступает в качестве поставщика сырьевых ресурсов.
После начала СВО Китай становится для России главной альтернативой европейским энергетическим рынкам, но при этом Россия не является главным поставщиком энергоресурсов в Китай, в 2022 г. ее доля в китайском импорте природного газа составляла около 6% [5]. Это даже меньше, чем у недружественной Японии, и формирует ассиметричный характер взаимоотношений, при котором влияние Китая на Россию будет возрастать. Так, «диктат покупателя» со стороны Китая ухудшает переговорные позиции российских энергетических компаний при недостатке логистической инфраструктуры для перевода поставок на Восток [11]. Функционирующие на сегодняшний день трубопроводы из Восточной Сибири загружены до допустимых пределов, а строительство нового газопровода «Сила Сибири — 2» будет завершено лишь к 2030 г. Российские поставки на рынки Южной и Юго-Восточной Азии в условиях удорожания страхования и фрахта судов могут вестись только морским путем. При этом Китай расширяет добычу собственного сланцевого газа и увеличивает поставки трубопроводного газа из Мьянмы, Туркменистана, Казахстана и Узбекистана [18]. Следует признать, что экспорт российской нефти и газа в Китай нужен нашей стране больше, чем Китаю, и это дополняет асимметричный характер двусторонних экономических отношений.
В Китае меняется модель экономического роста в направлении инновационно-технологического развития. Это ведет к облагораживанию товарной структуры китайского экспорта и усилению неравенства торгового сотрудничества с Россией как поставщиком природных ресурсов и низкотехнологичной продукции.
Тем не менее в условиях беспрецедентного ужесточения и усложнения международных отношений, в том числе экономических, развитие связей с Китаем останется для России основным направлением восточной политики. Представления стран о смене мирового порядка фактически расходятся. Китай придерживается коммунистической идеологии, от которой в свое время отказалась Россия. В рамках критики действий стран Запада КНР и РФ акцентируют разные вопросы: Китай выражает недовольство политикой «100 лет унижения» и продолжающимся доминированием Запада в институтах глобального управления, а Россия критикует страны Запада за игнорирование ее национальных интересов и расширение НАТО на Восток [13].
Рассматривая США и их союзников в качестве главных противников, КНР признает их своими ключевыми экономическими партнерами, сотрудничество с которыми принципиально важно для поддержания экономического развития страны. Китай воздерживается от поддержки России в вопросе присоединения новых территорий, поэтому констатировать
наличие полноценного политического альянса между Россией и Китаем на данный момент не представляется возможным. Объявленное стратегическое партнерство стало результатом достижения понимания общих фундаментальных интересов и прагматических выгод от взаимодействия в самых разных сферах в сложившихся условиях.
Банк России представил три сценария развития мировой экономики и позиционирования России в мировом хозяйстве в зависимости от внешних условий: базовый сценарий, сценарий «усиления фрагментации» и рисковый сценарий. Эти сценарии опубликованы 11 августа 2023 г. в проекте «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики России на 2024 г. и период 2025 и 2026 гг.» [9]. Общим для всех трех сценариев является позиция Банка России — мировая экономика стоит на пороге серьезных трансформаций, которые, скорее всего, будут сопровождаться замедлением темпов экономического роста и вероятным повышением стоимости жизни.
В условиях снижения темпов роста в развитых экономиках США и стран ЕС, а также сокращения разрыва в развитии, для России открывается шанс формирования долгосрочных стратегических отношений со странами Востока и Глобального Юга. Это должно компенсировать потери существовавших ранее торгово-экономических связей со странами ЕС. БРИКС+ в этой связи предстает важной площадкой для реализации переориентации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Заявления стран-участниц о намерении формирования более справедливого и равноправного сотрудничества для стабильного и устойчивого развития стран, тем не менее, должны подкрепляться устойчивым основанием в виде успешно развитых экономических связей и взаимовыгодного сотрудничества участников. Действия в данном направлении реализовываются, однако они все равно не носят системного и устойчивого характера, требуется значительно большая работа для того, чтобы объединение стало ядром нового международного экономического порядка и, что особенно часто обсуждается, представило бы альтернативу доллару как международной расчетной единице. Ограниченная конвертируемость валют стран БРИКС, высокая волатиль-ность обменных курсов, внутренние валютные ограничения, инфляция, общее состояние экономики сильно затрудняют достижение данной задачи. Развитие торговли в национальных валютах даже на уровне двух стран требует сбалансированности, которой пока удалось добиться лишь России и Китаю, где использование национальных валют по итогам 2023 г. достигло 95% [25]. Россия уже использует юань в международных расчетах с такими странами, как Малайзия, Филиппины, ОАЭ, Таиланд и др. При этом, если использование юаня в реализации задачи ухода от доллара в рамках взаимного товарообмена стран БРИКС обусловлено тем, что это валюта крупнейшей экономики, то в условиях расширенного формата дирхам ОАЭ может стать стабильной валютной альтернативой стран группировки. В целом пока преждевременно делать вы-
воды об успешности проекта, однако заинтересованность большого числа успешно развивающихся экономик в присоединении к объединению позволяет констатировать его перспективность и наличие значимого потенциала [25].
Глобальная экономика сейчас сталкивается с рядом сложных и тесно взаимосвязанных проблем, которые включают в себя если не стагнацию, то общее замедление темпов роста, инфляцию, повышение ставок рефинансирования, рост государственной задолженности, падение индексов ведущих фондовых бирж, ощутимые негативные последствия изменения климата, развитие военных конфликтов, сбои в цепочках поставок и другие последствия пандемии COVID-19. Макроэкономические кризисы оказали влияние на финансово-инвестиционную сферу, изменение стоимости и структуры активов, которые являются основополагающими для глобальной экономики, что привело к снижению инвестиционной активности и ухудшению перспектив ее развития.
Возможные перспективы международных экономических отношений рассматриваются в докладе «Глобальные перспективы 2023» инвестиционного института BlackRock — крупнейшего американского частного держателя глобальных активов [20]. В докладе эксперты института предлагают более пессимистичные прогнозные оценки на ближайшие 2—3 года по сравнению с прогнозами МВФ и Всемирного банка. Так, аналитики обращают внимание на завершение периода «великой умеренности» (Great Moderation) с его относительной экономической стабильностью в ведущих странах мира. Он сменяется более волатильным режимом, сопровождаемым глубокой рецессией мировой экономики в результате антиинфляционной политики стран. В этих условиях крупным компаниям целесообразно менять свои инвестиционные планы, поскольку прежние инструменты денежно-кредитной политики перестают действовать. Процесс экономической глобализации уже демонстрирует обратные тенденции, а глобальные геоэкономические тенденции проявляются делением на региональные блоки. В этой связи активный переход к зеленой экономике и технологиям связан с формированием существенных диспропорций спроса и предложения на энергетические ресурсы, требующих крупных затрат для их разрешения.
Макроэкономические последствия 2022—2023 гг., вероятно, будут иметь долгосрочный характер для мирового хозяйства, что может привести к затяжному периоду низкого экономического роста, слабой инвестиционной активности, росту инфляции, ключевых ставок и, соответственно, снижению деловой активности. Все это влечет ухудшение условий международного экономического сотрудничества и обусловливает фундаментальные трансформации в глобальной финансово-инвестиционной сфере.
В развитие вопроса о возможных перспективах международных отношений закономерно обратить внимание на важный вывод о разрушении действующего миропорядка, сделанный на Международной Мюнхенской
конференции по безопасности 2019 г. [34]. В своем выступлении министр иностранных дел Германии Х. Маас отметил: «Мировой порядок, который мы когда-то знали, к которому приспособились и в котором даже временами чувствовали себя комфортно, этот мировой порядок более не существует» [34].
Таким образом, наблюдаемое сегодня новое полицентричное мироустройство в своей первичной стадии развития формируется в очень сложных условиях. Организация его функционирования на стабильной, справедливой и взаимовыгодной основе представляет собой главную проблему, подходы к решению которой у различных государств либо только формируются, либо значительно разнятся.
Любой мировой порядок, чтобы именоваться таковым, должен быть устойчивым, эффективным и зрелым. Полицентричный мировой порядок создаст более сложные условиядля реализации эффективного международного управления, снижения издержек, создавая дисбаланс в сфере политики, экономики и гуманитарного сотрудничества.
Важнейший показатель эффективности мирового порядка — способность реагировать на вызовы международного политического и экономического развития. Зрелость мирового порядка определяется способностью участников снизить риски и воздействие проблем, с ориентацией на конструктивное взаимодействие в целях обеспечения международной стабильности. Таким образом, на основе исследования, проведенного в рамках данной статьи, можно сделать следующие выводы:
• геополитические факторы оказали наиболее значимое негативное влияние на глобальную экономику и международные экономические отношения в 2022—2023 гг., вызвав резкий рост стоимости на сырьевые товары, в частности энергоносители, обострив продовольственный кризис, еще больше замедлив темпы экономического роста и существенно изменив географию торгово-инвестиционного сотрудничества;
• страны с развивающейся рыночной экономикой, выходящие в авангард мировой экономики, показали более высокую устойчивость к глобальным кризисным явлениям, чем экономически развитые страны, в которых замедление темпов роста, скорее всего, будет носить устойчивый характер;
• возрастает вероятность перестановок в группах стран, которые будут именоваться авангардными и развитыми;
• одним из важных последствий стала фрагментация и изменение логистики международных торговых потоков, особенно на глобальных сырьевых рынках, в том числе в связи с введением экономических санкций странами коллективного Запада против России;
• дестабилизирующим фактором стало ужесточение денежно-кредитной политики в ряде крупнейших экономик мира в ответ на инфляционные вызовы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акаев А, Мусиева Д. БРИКС вступает в качественно новый этап развития // Мир перемен. 2023. № 3. С. 130—144.
2. Андрей Белоусов назвал пять трендов мировой экономики // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/11/05/1004360-belousov-nazval-pyat-trendov (дата обращения: 12.01.2024).
3. Афонцев С. Российская экономика: Устойчивость к геополитическим шо-кам // Год планеты: Ежегодник ИМЭМО РАН, 2022. С. 104—114.
4. В МИД РФ заявили о 17,5 тыс. санкциях, введенных Западом против России. URL: https://tass.ru/politika/19365401 (дата обращения: 12.01.2024).
5. Китай в 2022 году увеличил добычу нефти на 2,9%, газа — на 6,4% // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/business/881465 (дата обращения: 14.01.2024).
6. Ларин В.Л. Тихоокеанская Россия в «Большой Евразии». Начало 21 века — вызовы и ответы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10, № 3/1. С. 65—81.
7. Некипелов А. Д. Экономика России в условиях кризиса мирохозяйственного устройства // XX Международные Лихачевские научные чтения. 2022. URL: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2022/new/nekipelov-ekonomika.pdf (дата обращения: 16.01.2024).
8. Объем внешней торговли Китая продолжает уменьшаться // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/08/09/989167-obem-vneshnei-torgovli-kitaya-prodolzhaet-umenshatsya (дата обращения: 12.01.2024).
9. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 г. и период 2025 и 2026 гг. // ЦБ РФ. URL: https://www.cbr. ru/Content/Document/File/150582/on_2024(2025-2026).pdf (дата обращения: 12.01.2024).
10. Пленарное заседание Восьмого Восточного экономического форума. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72259 (дата обращения: 12.01.2024).
11. Российская политика поворота на Восток: Проблемы и риски // Российский совет по международным делам URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/rossiyskaya-politika-povorota- na -vostok-problemy-i-riski/ (дата обращения: 12.01.2024).
12. Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 18: Материалы XXII Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения». Ч.1. М.: ИНИОН РАН, 2023.
13. Стрельцов Д.В. Конфликты в Восточной Азии: В чём отличие от Европы? // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21, № 2. С. 140—151.
14.Товарооборот РФ и Китая в 2023 году достиг рекордных $240,11 млрд // Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6445076 (дата обращения: 17.01.2024).
15. Товарооборот России и Китая в 2022 году вырос на 29,3% // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/16791461 (дата обращения: 17.01.2024).
16. Широкова Л.Н., Мосина Л.Л., Старокожева В.П.Основные социально-экономические проблемы Дальнего Востока // Всероссийский научно-исследовательский институт труда. URL: https://vcot.info/blog/osnovnye-social-no-ekonomiceskie-problemy-dal-nego-vostoka (дата обращения: 12.01.2024).
17. Экономисты предупредили об откате Китая к традиционной модели роста. Как это может повлиять на российскую экономику. URL: https://www. rbc.ru/economics/28/08/2023/64e8a8fb9a794707558b906e?from=copy (дата обращения: 12.01.2024).
18. Reuters узнал, что Китай ускорит строительство газопровода из Туркмении // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/25/05/2023/646fa8379a79474ce31 febae?from=copy (дата обращения: 12.01.2024).
19.2023 Annual Meetings Curtain Raiser Speech by IMF Managing Director Kristalina Georgieva Abidjan, Cote d'lvoire / International Monetary Fund. URL: https://www.imf. org/en/News/Articles/2023/10/05/sp100523-imf-managing-direc-tor-2023-annual-meetings-curtain-raiser-speech (дата обращения: 23.12.2023).
20. 2023 Global outlook Q2 update // Black Rock Investment Institute. URL: https://www.blackrock.com/ca/institutional/en/literature/presentation/bii-2023-q2-global-outlook-in-charts-ca.pdf (дата обращения: 23.12.2023).
21.2024 is the biggest elections year // The Economist. URL: https://www. economist.com/interactive/the-world-ahead/2023/11/13/2024-is-the-biggest-elec-tion-year-in-history (дата обращения: 23.12.2023).
22. Annual flow of foreign direct investments from China to Russia from 2012 to 2022 // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/720589/china-outward-fdi-flows-to-russia/#:~:text=This%20 statistic %20shows%20 the %20annual,appro-ximately%20233.6%20million%20U.S.%20dollars (дата обращения: 23.12.2023).
23.BRICS and G7 countries' share of the world's total gross domestic product (GDP) in purchasing power parity (PPP) from 2000 to 2023 // Statista. URL: https:// www.statista.com/statistics/1412425-/gdp-ppp-share-world-gdp-g7-brics/#:~:text= The%20BRICS%20 countries %20overtook%20the, held %20by%20the%20G7%20 countries (дата обращения: 23.12.2023).
24. China's share of global gross domestic product (GDP) adjusted for purchasing-power-parity (PPP) from 1980 to 2022 with forecasts until 2028 // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/270439/chinas-share-of-global-gross-domestic-product-gdp/ (дата обращения: 12.01.2024).
25. De-dollarization: 95% of the trade between China and Russia didn't use the US dollar // BrasildeFato. URL: https://www.brasildefato.com.br/2023/12/21/ de-dollarization-95-of-the-trade-between-china-and-russia-didn-t-use-the-us-dollar (дата обращения: 12.01.2024).
26. East Asia and Pacific: Sustained Growth, Momentum Slowing. October 2023. URL: https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2023/10/01/east-asia-and-pacific-sustained-growth-momentum-slowing (дата обращения: 12.01.2024).
27. Fears of World War III Prey on Hedge Fund Titans and Policymakers Alike // Bloomberg. URL: https://www.bloomberg.com/news/features/2023-12-01/ hedge-fund-managers-consider-world-war-a-growing-possibility (дата обращения: 12.01.2024).
28. Global recovery remains slow, with growing regional divergences and little margin for policy error. World Economic Outlook. Navigating Global Divergencies. October 2023. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WE0/Issues/2023/10/10/ world-economic-outlook-october-2023 (дата обращения: 23.12.2023).
29. Growth rate of real gross domestic product (GDP) in China from 2012 to 2023 with forecasts until 2028 //Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/263616/ gross-domestic-product-gdp-growth-rate-in-china/ (дата обращения: 12.01.2024).
30. IMF Board of Governors Approves Quota Increase Under 16th General Review Quotas // IMF. URL: https://www.imf.org/en/News/Articles/2023/12/18/
pr23459-imf-board-governors-approves-quota-increase-under-16th-general-review-quotas (дата обращения: 23.12.2023).
31. India: Real gross domestic product (GDP) growth rate from 2018 to 2028 // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/263617/gross-domestic-product-gdp-growth-rate-in-india/ (дата обращения: 12.01.2024).
32. India: Share of global gross domestic product (GDP) adjusted for Purchasing Power Parity (PPP) from 2018 to 2028 // Statista. URL: https://www.statista.com/ statistics/271328/indias-share-of-global-gross-domestic-product-gdp/ (дата обращения: 12.01.2024).
33. Moody's Faces Growing Backlash Over Its Negative Outlook on China // The Wall Street Journal. URL: https://www.wsj.com/world/china/moodys-faces-growing-backlash-over-its-negative-outlook-on-china-87fe7ce6 (дата обращения: 12.01.2024).
34. Speech by Foreign Minister Heiko Maas at the 56th Munich Security Conference // Federal Foreign Office. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/ en/newsroom/news/maas-munich-security-conference/2308256 (дата обращения: 12.01.2024).
35. Strengthening the foundations for growth // OECD. URL: https://www. oecd.org/economic-outlook/february-2024/ (дата обращения: 12.01.2024).
36.The risks to global growth are broadly balanced and a soft landing is a possibility. International Monetary Fund. World Economic Outlook Update, January 2024. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2024/01/30/world-economic-outlook-update-january-2024 (дата обращения: 02.02.2024).
37. World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.PP. CD?locations=RU&most_recent_value_desc=true (дата обращения: 02.02.2024).
REFERENCES
1. Akayev A., Musiyeva D. BRIKS vstupayet v kachestvenno novyy etap razvi-tiya [BRICS is entering a qualitatively new stage of development]. Mir peremen [World of changes]. 2023. N 3. Pp. 130—144. (In Russ.)
2. Andrey Belousov nazval pyat' trendov mirovoy ekonomiki [Andrey Belousov named five trends in the world economy]. Vedomosti [Statements]. URL: https:// www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/11/05/1004360-belousov-nazval-pyat-trendov (date of access: 12.01.2024). (In Russ.)
3. Afontsev S. Rossiyskaya ekonomika: ustoychivost' k geopoliticheskim shokam [Russian economy: resistance to geopolitical shocks]. God planety: yezhegodnik [Year of the Planet: Yearbook]. M.: IMEMO RAN, 2022. Pp. 104—114. (In Russ.)
4.V MID RF zayavili o 17,5 tys. sanktsiyakh, vvedennykh Zapadom protiv Ros-sii [The Russian Foreign Ministry announced 17.5 thousand sanctions imposed by the West against Russia]. TASS. URL: https://tass.ru/politika/19365401 (date of access: 12.01.2024). (In Russ.)
5. Kitay v 2022 godu uvelichil dobychu nefti na 2,9%, gaza — na 6,4% [In 2022, China increased oil production by 2.9% and gas production by 6.4%] Interfax. URL: https://www.interfax.ru/business/881465 (date of access: 14.01.2024). (In Russ.)
6. Larin V.L. Tikhookeanskaya Rossiya v «Bol'shoy Yevrazii» [Pacific Russia in "Greater Eurasia"]. Nachalo 21 veka — vyzovy i otvety. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' [The beginning of the 21st century — challenges and answers]. 2018. Vol. 10, N 3/1. Pp. 65—81. (In Russ.)
7. Nekipelov A.D. Ekonomika Rossii v usloviyakh krizisa mirokhozyaystvennogo ustroystva [The Russian economy in the context of the crisis of the world economic system]. XX Mezhdunarodnyye Likhachevskiye nauchnyye chteniya [XX International Likhachev Scientific Readings]. 2022. URL: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/ lihcht/2022/new/nekipelov-ekonomika.pdf (date of access: 16.01.2024). (In Russ.)
8. Ob"yem vneshney torgovli Kitaya prodolzhayet umen'shat'sya [The volume of China's foreign trade continues to decline]. Vedomosti [Statements]. URL: https:// www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/08/09/989167-obem-vneshnei-torgovli-kitaya-prodolzhaet-umenshatsya (date of access: 12.01.2024). (In Russ.)
9. Osnovnyye napravleniya yedinoy gosudarstvennoy denezhno-kreditnoy poli-tiki na 2024 g. i period 2025 i 2026 gg. [Main directions of the unified state monetary policy for 2024 and the period 2025 and 2026]. CB RF [Central Bank of the Russian Federation]. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/150582/ on_2024(2025-2026).pdf (date of access: 12.01.2024). (In Russ.)
10. Plenarnoye zasedaniye Vos'mogo Vostochnogo ekonomicheskogo foruma [Plenary meeting of the Eighth Eastern Economic Forum]. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/72259 (date of access: 12.01.2024). (In Russ.)
11. Rossiyskaya politika povorota na Vostok: problemy i riski [Russian policy of turning to the East: problems and risks]. Rossiyskiy sovet po mezhdunarodnym delam [Russian Council on International Affairs]. URL: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/comments/rossiyskaya-politika-povorota-na-vostok-prob-lemy-i-riski/ (date of access: 12.01.2024). (In Russ.)
12. Rossiya: Tendentsii i perspektivy razvitiya. Yezhegodnik [Russia: Trends and development prospects. Yearbook]. 2023. Vol. 18: Materialy XXII Natsional'noy na-uchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem «Modernizatsiya Rossii: priori-tety, problemy, resheniya» [Materials of the XXII National Scientific Conference with international participation. "Modernization of Russia: priorities, problems, solutions"]. Part 1. M.: INION RAS. (In Russ.)
13. Streltsov D.V. Konflikty v Vostochnoy Azii: v chom otlichiye ot Yevropy? [Conflicts in East Asia: how are they different from Europe?]. Rossiya v global'noy politike [Russia in global politics]. 2023. Vol. 21, N2. Pp. 140—151. (In Russ.)
14.Tovarooborot RF i Kitaya v 2023 godu dostig rekordnykh $240,11 mlrd [Trade turnover between the Russian Federation and China in 2023 reached a record $240.11 billion]. Kommersant. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6445076 (date of access: 17.01.2024). (In Russ.)
15.Tovarooborot Rossii i Kitaya v 2022 godu vyros na 29,3% [Trade turnover between Russia and China in 2022 increased by 29.3%]. TASS. URL: https://tass.ru/ ekonomika/16791461 (date of access: 17.01.2024). (In Russ.)
16. Shirokova L.N., Mosina L.L., Starokozheva V.P. Osnovnyye sotsial'no-eko-nomicheskiye problemy Dal'nego Vostoka [Main socio-economic problems of the Far East]. M.: Vserossiyskiy nauchno-issledovatel'skiy institut truda [All-Russian Scientific Research Institute of Labor]. URL: https://vcot.info/blog/osnovnye-socialno-ekonomiceskie-problemy-dal-nego-vostoka (date of access: 12.01.2024). (In Russ.)
17. Ekonomisty predupredili ob otkate Kitaya k traditsionnoy modeli rosta. Kak eto mozhet povliyat' na rossiyskuyu ekonomiku [Economists have warned of China's retreat to its traditional growth model. How this could affect the Russian economy]. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/08/2023/64e8a8fb9a794707558b906e? from=copy (date of access: 12.01.2024). (In Russ.)
18. Reuters uznal, chto Kitay uskorit stroitel'stvo gazoprovoda iz Turkmenii [Reuters has learned that China will speed up the construction of a gas pipeline
from Turkmenistan], RBC. URL: https://www.rbc.ru/politics/25/05/2023/646fa8379a 79474ce31febae?from=copy (date of access: 12.01.2024). (In Russ.)
19. 2023 Annual Meetings Curtain Raiser Speech by IMF Managing Director Kristalina Georgieva Abidjan, Cote d'lvoire. International Monetary Fund. URL: https://www.imf.org/en/News/Articles/2023/10/05/sp100523-imf-managing-director-2023-annual-meetings-curtain-raiser-speech (date of access: 23.12.2023).
20.2023 Global outlook Q2 update. Black Rock Investment Institute. URL: https://www.blackrock.com/ca/institutional/en/literature/presentation/bii-2023-q2-global-outlook-in-charts-ca.pdf (date of access: 23.12.2023).
21.2024 is the biggest elections year. The Economist. URL: https://www.eco-nomist.com/interactive/the-world-ahead/2023/11/13/2024-is-the-biggest-election-year-in-history (date of access: 23.12.2023).
22. Annual flow of foreign direct investments from China to Russia from 2012 to 2022. Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/720589/china-outward-fdi-flows-to-russia/#:~:text=This%20statistic%20shows%20the%20annual,approxi-mately%20233.6%20million%20U.S.%20dollars (date of access: 23.12.2023).
23. BRICS and G7 countries' share of the world's total gross domestic product (GDP) in purchasing power parity (PPP) from 2000 to 2023. Statista. URL: https:// www.statista.com/statistics/1412425/gdp-ppp-share-world-gdp-g7-brics/#:~:text= The%20BRICS%20 countries %20 overtook%20the,held%20by%20the%20 G7%20 countries (date of access: 23.12.2023).
24. China's share of global gross domestic product (GDP) adjusted for purchasing-power-parity (PPP) from 1980 to 2022 with forecasts until 2028. Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/270439/chinas-share-of-global-gross-domestic-product-gdp/ (date of access: 12.01.2024).
25. De-dollarization: 95% of the trade between China and Russia didn't use the US dollar. BrasildeFato. URL: https://www.brasildefato.com.br/2023/12/21/ de- dollarization-95-of-the-trade-between-china-and-russia-didn-t-use-the-us-dollar (date of access: 12.01.2024).
26. East Asia and Pacific: Sustained Growth, Momentum Slowing. October 2023. URL: https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2023/10/01/east-asia-and-pacific-sustained-growth-momentum-slowing (date of access: 12.01.2024).
27. Fears of World War III Prey on Hedge Fund Titans and Policymakers Alike. Bloomberg. URL: https://www.bloomberg.com/news/features/2023-12-01/hedge-fund-managers-consider-world-war-a-growing-possibility (date of access: 12.01.2024).
28. Global recovery remains slow, with growing regional divergences and little margin for policy error. World Economic Outlook. Navigating Global Divergencies. October 2023. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WE0/Issues/2023/10/10/ world-economic-outlook-october-2023 (date of access: 23.12.2023).
29. Growth rate of real gross domestic product (GDP) in China from 2012 to 2023 with forecasts until 2028. Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/263616/ gross-domestic-product-gdp-growth-rate-in-china/ (date of access: 12.01.2024).
30. IMF Board of Governors Approves Quota Increase Under 16th General Review Quotas. IMF. URL: https://www.imf.org/en/News/Articles/2023/12/18/ pr23459-imf-board-governors-approves-quota-increase-under-16th-general-review-quotas (date of access: 23.12.2023).
31. India: Real gross domestic product (GDP) growth rate from 2018 to 2028. Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/263617/gross-domestic-product-gdp-growth-rate-in-india/ (date of access: 12.01.2024).
32. India: Share of global gross domestic product (GDP) adjusted for Purchasing Power Parity (PPP) from 2018 to 2028. Statista. URL: https://www.statista.com/
statistics/271328/indias-share-of-global-gross-domestic-product-gdp/ (date of access: 12.01.2024).
33. Moody's Faces Growing Backlash Over Its Negative Outlook on China. The Wall Street Journal. URL: https://www.wsj.com/world/china/moodys-faces-growing-backlash-over-its-negative-outlook-on-china-87fe7ce6 (date of access: 12.01.2024).
34. Speech by Foreign Minister Heiko Maas at the 56th Munich Security Conference. Federal Foreign Office. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/en/news-room/news/maas-munich-security-conference/2308256 (date of access: 12.01.2024).
35. Strengthening the foundations for growth. OECD. URL: https://www.oecd. org/economic-outlook/february-2024/ (date of access: 12.01.2024).
3 6. The risks to global growth are broadly balanced and a soft landing is a possibility. International Monetary Fund. World Economic Outlook Update, January 2024. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2024/01/30/world-econo-mic-outlook-update-january-2024 (date of access: 02.02.2024).
37. World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.PP. CD?locations=RU&most_recent_value_desc=true (date of access: 02.02.2024).