DOI 10.32726/2411-3417-2024-2-7-23
УДК 327; 339; 94
Петр Яковлев
БРИКС после расширения:
западная стратегия сдерживания
Аннотация. В государствах коллективного Запада исходят из того, что расширение
БРИКС способно реально повысить роль этого объединения в глобальных делах и еще
больше усилить экономические и политические позиции развивающихся стран на ми-
ровой арене. В складывающихся новых геостратегических условиях ведущие западные
державы во главе с США и Европейским союзом активизируют стратегию противодей-
ствия росту международного влияния БРИКС и наращивают арсенал средств сдержи-
вания этого экономического и политического авангарда глобального большинства. Тем
самым Запад создает дополнительные очаги напряженности и углубляет линии геопо-
литического противостояния, существующие между Севером и Югом.
Ключевые слова: расширение БРИКС, изменение глобального баланса сил, западная
стратегия сдерживания, геополитический разлом.
Используя ставшую популярной в политическом нарративе игру слов (brics – кирпичи
и BRICS – объединение), лондонский деловой журнал Economist еще в 2017 г. ут-
верждал: «Четырех кирпичей мало, чтобы построить стену» [Four BRICs…]. И хотя тогда
«кирпичей» (членов группировки) было уже пять, но намек на сравнительно ограни-
ченные геоэкономические возможности БРИКС прозвучал вполне отчетливо.
Мы, в свою очередь, прибегнем к ставшему фразеологизмом выражению Александ-
ра Блока и отдадим должное «острому галльскому смыслу и сумрачному германскому
гению» актуальной западной аналитики. Лучшие (и не только) западные умы призна-
ют, что после относительно скромного старта объединение БРИКС обрело роль насто-
ящего гейм-чейнджера трансформационных процессов, охвативших мировое хозяй-
ство, а также сферу политико-дипломатических и военно-стратегических отношений.
Признается и то обстоятельство, что западные страны во главе с США и Европейским
союзом с каждым годом все сильнее ощущают торгово-экономическую конкуренцию
со стороны ведущих государств Глобального Юга, лидером которых является БРИКС.
Именно «пятерка», подчеркивают международные эксперты, может «бросить вызов»
Западу [Will the BRICS…].
Сведения об авторе: ЯКОВЛЕВ Петр Павлович — главный научный сотрудник Инсти-
тута Латинской Америки РАН, профессор Российского экономического университета
имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, [email protected].
Петр Яковлев
Перспективы. Электронный журнал №2-2024
Одним из зримых проявлений этого тренда стало изменение в соотношении сово-
купных размеров ВВП стран-членов Группы 7 и БРИКС в пользу «пятерки» (рис. 1).
2007 г. 2022 г.
Группа 7 БРИКС Группа 7 БРИКС
0
5
10
15
20
25
30
35
40
37,4
23,4
30,3 31,5
Рис. 1. Изменение в соотношении ВВП Группы 7 и БРИКС (по паритету покупа-
тельной способности, в % от мирового показателя)
Источник: Подсчитано автором на базе данных международной статистики.
Как видим, за 15 лет доля «семерки» в мировом ВВП существенно сократилась,
а доля БРИКС — заметно возросла, и все указывает на то, что эта тенденция в обо-
зримой перспективе не только сохранится, но и усилится. Именно поэтому Вашингтон
и Брюссель пытаются установить «степень вредоносности и опасности» существования
БРИКС для коллективного Запада и пытаются выработать и провести в жизнь страте-
гию сдерживания глобального влияния этой группировки, де-факто ставшей главным
строителем многополярного мира, который на наших глазах рождается из раскален-
ной плазмы геоэкономических и геополитических трансформаций.
БРИКС+ — авангард Глобального Юга
Расширение «пятерки» за счет присоединения к ней еще пяти новых членов (Егип-
та, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Саудовской Аравии и Эфиопии)
знаменовало начало нового этапа в движении государств Глобального Юга за пе-
реустройство мирового порядка на принципах многосторонности, суверенного ра-
венства и взаимного уважения национальных особенностей и интересов, за новое
качество глобализации [Яковлев. Расширение БРИКС…]. Уже сегодня удельный вес
БРИКС+ в современном мире впечатляет, что убедительно демонстрирует статисти-
ка (табл. 1)
Как видим, всего на 10 стран БРИКС+ приходится около 46% населения Земли, по-
чти 31% территории, около 42% глобального ВВП и свыше 22% совокупного междуна-
родного товарного экспорта. Все это говорит о том, что БРИКС+ становится системным
фактором мирового влияния.
БРИКС после расширения :
западная стра тегия сдерживания | 8
Петр Яковлев
Перспективы. Электронный журнал №2-2024
Таблица 1
Страны БРИКС+ в современном мире (основные параметры, 2023 г.)
Мир, страна, объединение Население
(млн чел.)
Территория
(тыс. км2)
ВВП
(млрд долл.)
Экспорт
(млрд долл.)
Мир в целом 7943 148939 163837 24010
Бразилия 220 8512 4274 340
Россия 146 17234 5473 425
Индия 1427 3288 14594 432
Китай 1412 9598 35291 3389
ЮАР 62 1220 1026 111
Эфиопия 119 1127 358 9
Египет 112 1001 1899 48
Иран 89 1648 1855 82
С. Аравия 36 2150 2354 411
ОАЭ 10 83 948 521
БРИКС+ 3633 45861 68072 5336
Доля БРИКС+ (%) 45,7 30,8 41,6 22,2
Источник: составлено автором по данным международной статистики (ВВП дается по паритету поку-
пательной способности валют).
Значимым индикатором изменения геоэкономических сил между Севером и Югом
является новая география происхождения крупнейших корпораций мира. Еще полтора
десятилетия тому назад (в 2008 г.) доля компаний стран Глобального Юга в рейтин-
ге Forbes-2000 составляла 22%, а в 2023 г. этот показатель вырос до 29% и продолжает
увеличиваться. При этом форсированными темпами растут продажи корпораций раз-
вивающихся государств: с 12% в обороте 2000 крупнейших компаний в 2008 г. до 27%
в 2023 г. [The 2023 Forbes Global…].
В результате компании участников БРИКС+ и других развивающихся стран все ре-
шительнее теснят западных конкурентов, активно осваивают международные рынки
в подавляющем большинстве ключевых производственных отраслей. В частности,
крупнейшие нефтегазовые корпорации стран Глобального Юга, прежде всего БРИКС+
(саудовская Saudi Aramco, китайские Sinopec и PetroChina), уверенно наращивают свое
присутствие на мировом рынке энергоносителей, активно используют стратегию слия-
ний и поглощений, разрабатывают новые перспективные месторождения, в том числе
глубоководные. В этом отношении одним из лидеров стала контролируемая государст-
вом бразильская энергетическая корпорация Petrobras [Petroleo…].
Показательно, что в 1-м квартале 2024 г. по таким базовым индексам, как глобальная
выручка и чистая прибыль, «южане» опередили компании развитых стран в автомо-
бильной, нефтяной, фармацевтической промышленности, транспортно-логистическом
секторе, черной металлургии, производстве полупроводников и компонентов. Кроме
БРИКС после расширения :
западная стра тегия сдерживания | 9
Петр Яковлев
Перспективы. Электронный журнал №2-2024
того, серьезные успехи предприятия стран БРИКС+ продемонстрировали в телекомму-
никационном секторе и в электронике [Мониторинг…].
В сложившихся условиях компании западных стран, не выдерживая рыночной кон-
куренции с предприятиями Глобального Юга, все чаще переходят к обороне, добива-
ются от правительств своих государств принятия нерыночных защитных и ограничи-
тельных решений, в первую очередь в отношении китайского экспорта промышленной
продукции. Причем отраслевые границы западного протекционизма постоянно раз-
двигаются. В частности, новой сферой конкуренции в мировой автомобильной про-
мышленности становится производство и экспорт электромобилей. Здесь противодей-
ствие регуляторов стран Запада экспансии электрокаров, выпускаемых китайскими
компаниями, перешло от стадии расследований к введению жестких ограничительных
(в ряде случаев — запретительных) мер.
В острой конкуренции с ведущими развивающимися странами-членами БРИКС+ го-
сударства коллективного Запада интенсивно наращивают инвестиции в стратегически
важном информационно-телекоммуникационном секторе полупроводников и компо-
нентов. В то же время западные компании ИТ-сектора программного обеспечения уско-
ренными темпами разрабатывают, тестируют и внедряют новые продукты с искусствен-
ным интеллектом (ИИ) и облачными технологиями. В целом внедрение ИИ в ключевые
отрасли экономики на перспективу формирует магистральные тренды международной
торгово-экономической конкуренции и, на наш взгляд, открывает новое широкое поле
стратегического противостояния между Севером во главе с США и ЕС и Югом во главе
с БРИКС+ [International competition…].
В западной аналитике нередко фиксируется и важная качественная сторона дела:
БРИКС выступает в авангарде процесса формирования нового мироустройства, играет
роль катализатора происходящих перемен, смещения мирового баланса в сторону от
западного доминирования. На Западе по большей части не отрицают того обстоятель-
ства, что в решающей мере благодаря БРИКС (а теперь БРИКС+) формируется междуна-
родная экономическая и политическая среда, означающая «печальный конец Запада»
(выражение гвинейского политолога Мохамеда Ламине Кабы) и именуемая многопо-
лярным мировым порядком [Kaba]. В этом смысле, добавим мы, возникновение, дея-
тельность и процесс расширения БРИКС вполне резонируют с запросами текущего мо-
мента, с императивом выхода из мутного болота международной непредсказуемости.
Кроме того, деятельность БРИКС+ будет иметь четко обозначенный мультипликатив-
ный эффект, поскольку раздвинет границы взаимодействия политико-экономического
авангарда с максимально большим числом стран Глобального Юга.
Коллективный Запад: арсенал средств сдерживания
Консолидация курса на расширение «пятерки» подвигла Вашингтон и Брюссель на
резкое увеличение внимания к деятельности БРИКС+ и ее последствий для коллектив-
ного Запада. Этому (в большей или меньшей степени) посвящены и серьезные анали-
БРИКС после расширения :
западная стра тегия сдерживания | 10
Петр Яковлев
Перспективы. Электронный журнал №2-2024
тические исследования сотрудников ведущих западных think tanks, и претендующие
на сенсационность статьи под кричащими, «кликбейтными» заголовками (последние,
разумеется, останутся за рамками нашего анализа).
Как оценивают роль расширенного БРИКС основательные западные эксперты и го-
сударственные деятели и какие международные торгово-экономические, финансовые
и политико-дипломатические инструменты противодействия этому объединению уже
используются и предлагаются на будущее?
Во-первых, проблема противодействия БРИКС+ рассматривается в странах коллек-
тивного Запада в контексте мирового экономического и политико-стратегического
подъема Глобального Юга и нарастающих противоречий по линии Север — Юг. Ситуа-
ция воспринимается таким образом, что историческая задача развивающихся стран —
«растянуть» влияние БРИКС+ на весь Глобальный Юг, а цель Запада — этого не допу-
стить [BRICS enlargement…].
И в Вашингтоне, и в Брюсселе отчетливо осознают, что БРИКС — динамично рас-
тущий финансовый, торгово-экономический, научно-технологический и политический
авангард развивающихся государств, образующих так называемое Мировое большин-
ство. При этом западные политики и эксперты считают, что присоединение к БРИКС
новых членов не следует оценивать «чисто арифметически» — в плане увеличения
совокупного ВВП или экспорта (хотя и такой экономический эффект существен). Еще
важнее другое: численный рост участников БРИКС+ увеличивает их переговорный по-
тенциал в рамках международных организаций, таких как ООН, ВТО, Группа Всемирно-
го банка, МВФ и др., где пересекаются, а порой и тесно переплетаются интересы разви-
тых и развивающихся стран. В ряде ключевых финансовых институтов Запад сохраняет
за собой большинство голосов, но дальнейшее расширение БРИКС+ может обнулить
это важное преимущество [An expanded BRICS…]. Такой тренд, в частности, просматри-
вается на примере Международного банка реконструкции и развития (входит в Группу
Всемирного банка), где члены БРИКС+ буквально «наступают на пятки» странам Евро-
пейского союза (рис. 2).
Во-вторых, принимая исторический вызов БРИКС+, западные державы во главе
с США и Евросоюзом формируют арсенал средств сдерживания, используя следующие
факторы:
yy наличие у коллективного Запада емких потребительских рынков, допуск на ко-
торые крайне важен для Китая, Индии и ряда других стран БРИКС+. Далеко не
случайно в последние годы наблюдается всплеск числа торговых ограничений,
затрагивающих финансово-экономические интересы членов БРИКС. Окончатель-
ных данных еще нет, но тренд очевиден: в 2023 г. экспорт стран БРИКС в США
и Евросоюз сократился, причем существенно — почти на треть (табл. 2).
yy сохраняющуюся способность США и ЕС генерировать, распространять и исполь-
зовать передовые технологии, в том числе благодаря длительной транснацио-
нальной деятельности, прежде всего американских промышленных корпораций.
БРИКС после расширения :
западная стра тегия сдерживания | 11
Петр Яковлев
Перспективы. Электронный журнал №2-2024
С этим связано обладание развитыми странами огромным рынком труда, привле-
кательным для высококвалифицированных кадров Индии и других развивающих-
ся государств.
И в-третьих, в отношениях с БРИКС+ коллективный Запад очевидно делает ставку
на внутренние конфликты, затрудняющие принятие согласованных решений. Страте-
гический расчет строится на том, чтобы разобщить государства Глобального Юга, пре-
жде всего — провести разделительные линии в рядах БРИКС+. Западные политики
и эксперты уже в течение ряда лет с завидной настойчивостью подчеркивают, что это
объединение «плотно покрыто микротрещинами», многие из которых пока не видны,
но со временем могут перерасти в глубокие разломы и подорвать БРИКС+ изнутри [The
BRICS bloc…].
Группа 7 ЕС-27 БРИКС+
0
5
10
15
20
25
30
35
40
44
22,9
19,3
39,7
Рис. 2. Распределение голосов в Международном банке реконструкции и разви-
тия (2024 г., %)
Подсчитано по: IBRD. Subscription and voting power of member countries. 20.05.2024. — thedocs.worldbank.
org/en/doc/a16374a6cee037e274c5e932bf9f88c6-0330032021/original/IBRDCountr...
Таблица 2
Товарный экспорт стран БРИКС в США и ЕС-27 (млрд долл.)
Импортер 2021 2022 2023
США 711 727 548
ЕС-27 826 922 569
Итого: 1537 1649 1117
Источник: ITC. Trade map. Trade statistics for international business development. Bilateral trade between
Brazil, Russia, India, China and South Africa (BRICS) and United States of America.
БРИКС после расширения :
западная стра тегия сдерживания | 12
Петр Яковлев
Перспективы. Электронный журнал №2-2024
Например, Запад всеми силами и средствами стремится подогревать конкурентные
настроения, длительное время существующие в отношениях между двумя соседними
азиатскими гигантами — Китаем и Индией. С этой целью западная дипломатия при-
меняет широкий набор инструментов, призванных усилить недоверие между Пекином
и Нью-Дели. В частности, используются сравнительно интенсивные деловые связи Ин-
дии с Тайванем. Индийские экономические власти объективно заинтересованы в ин-
вестициях тайваньских корпораций в предприятия высокотехнологичных отраслей,
а Тайбэй, в свою очередь, остро нуждается в индийских рабочих и специалистах. Впол-
не понятно, что такого рода взаимодействие вызывает нескрываемое недовольство
пекинского руководства, поскольку не согласуется с его принципиальной внешнепо-
литической позицией «одного Китая» [Ranjan Sen].
Кроме того, на Западе внимательно отслеживают и готовы в нужный момент ис-
пользовать любые внутриполитические пертурбации в странах-членах БРИКС+, о чем
свидетельствует тот повышенный интерес, который был проявлен в Вашингтоне и ев-
ропейских столицах к парламентским выборам в Индии и ЮАР в 2024 г. Практически
все ведущие западные средства массовой информации не скрывали своего удовлетво-
рения теми трудностями, с которыми столкнулись индийский премьер Нарендра Моди
и южноафриканский президент Сирил Рамафоса под возросшим давлением оппозиции
[Hollstein]. Причина очевидна: по мнению Вашингтона и Брюсселя, ослабление пози-
ций этих двух лидеров БРИКС+ способно сделать их более уязвимыми для политиче-
ского и экономического нажима со стороны коллективного Запада.
США — очередной член БРИКС+?
В рамках совместной западной политики сдерживания БРИКС наряду с общими мо-
ментами присутствуют и определенные специфические черты, характерные для Соеди-
ненных Штатов и для Европейского союза. Можно сказать, что между двумя главными
центрами коллективного Запада существует своего рода «разделение труда» в деле
глобального противодействия растущему влиянию БРИКС, которое, согласно многим
фактам, стало одним из внешнеполитических и внешнеэкономических вызовов Ва-
шингтону в середине 2010-х годов [Thomton].
В данной связи отметим два ключевых момента, характеризующих современную
политику Белого дома в отношении объединения ведущих государств Глобального
Юга.
Первое — стремление Вашингтона «уберечь» от присоединения к БРИКС макси-
мальное число государств Латинской Америки. С этой целью США стараются воспре-
пятствовать дальнейшему укреплению связей латиноамериканского региона с члена-
ми «пятерки», прежде всего с Китаем, энергетические, сырьевые и промышленные
компании которого в первые десятилетия XXI в. беспрецедентно расширили свое
торгово-экономическое присутствие в этой части45части45 мира, потеснив западные,
в том числе американские, корпорации [Яковлев. США и КНР…]. Как подчеркивал вид-
БРИКС после расширения :
западная стра тегия сдерживания | 13
Петр Яковлев
Перспективы. Электронный журнал №2-2024
ный венесуэльский дипломат, автор 36 книг по проблемам международных отноше-
ний Альфредо Торо Харди, «Латинская Америка движется в сторону китайской орби-
ты» [Toro Hardy].
В целях противодействия дальнейшему развитию данного тренда, США широко
задействуют такой механизм, как преференциальные торговые соглашения (они за-
ключены с 11 латиноамериканскими странами), наращивают финансовую помощь на-
иболее нуждающимся центральноамериканским республикам, обещают расширить
сотрудничество в гуманитарной области, в сфере науки и образования и высоких техно-
логий. Помимо этого, отвечая на глобальные вызовы со стороны БРИКС, Соединенные
Штаты инициируют проведение региональных и международных форумов с участием
латиноамериканцев, в ходе которых высокопоставленные представители Белого дома,
Совета национальной безопасности и Государственного департамента США пытаются
политически дезавуировать положительные эффекты деятельности БРИКС на мировой
арене, посеять недоверие к странам-членам объединения, в первую очередь к Китаю
и Российской Федерации [Will the BRICS challenge…].
Речь, прежде всего, идет о традиционных Саммитах Америк — встречах глав го-
сударств и правительств, проводимых под эгидой Организации американских госу-
дарств (ОАГ), включающей, наряду с латиноамериканскими странами, США и Канаду.
В 1994–2022 гг. состоялось девять саммитов, последний из которых прошел в июне
2022 г. в Лос-Анджелесе под неформальным лозунгом «ограничить в Латинской Аме-
рике присутствие внерегиональных держав». В действительности работа форума была
отмечена четко выраженным стремлением Вашингтона дать ответ на активную и вы-
сокорезультативную региональную политику Китая и подтвердить свое стратегическое
лидерство в Латинской Америке [2022 Summit…].
На практике планы Белого дома были сорваны самими латиноамериканцами. Во-
первых, главы пяти государств (Мексики, Боливии, Гондураса, Гватемалы и Сальвадо-
ра) демонстративно отказались участвовать в мероприятии. Особенно неприятным для
организаторов саммита было отсутствие президента Мексики Андреса Мануэля Лопе-
са Обрадора, поскольку именно эту экономически развитую страну США рассматрива-
ют в качестве главного регионального союзника в борьбе с растущим влиянием КНР
и других членов БРИКС. Во-вторых, несмотря на тщательную проработку американ-
ской стороной повестки форума с включением в нее существенных геоэкономических
и геополитических вопросов, «гора родила мышь»: в Лос-Анджелесе была принята
лишь малосодержательная декларация по вопросам миграции и безопасности, да и та
не была подписана всеми участниками [U.S.Department of State. About…].
В конце марта 2023 г. Белый дом созвал так называемый «Саммит за демокра-
тию», причем сделал одну из латиноамериканских стран, Коста-Рику, сопредседате-
лем этого форума. Главной идеей мероприятия, которую продвигал лично президент
Джо Байден, стал тезис о мировой борьбе демократий с автократиями. По заявлению
американского лидера, международное сообщество находится «в переломном момен-
БРИКС после расширения :
западная стра тегия сдерживания | 14
Петр Яковлев
Перспективы. Электронный журнал №2-2024
те своей истории» и испытывает давление недемократических режимов, пришедших
к власти во многих развивающихся странах [U.S. Department of State. Summit…]. Намек
был более чем прозрачен: в очередной раз мишенью американского президента были
страны БРИКС.
Данное обстоятельство нашло подтверждение в ходе работы в ноябре 2023 г. в Ва-
шингтоне нового форума, под названием «Американское партнерство ради экономи-
ческого процветания». В нем, наряду с Канадой, участвовали 10 латиноамериканских
стран, представители которых договорились развивать интеграцию в рамках Западно-
го полушария в целях повышения международной торгово-экономической конкурен-
тоспособности американских государств. Кстати сказать, некоторые международные
наблюдатели расценили сам факт проведения форума как «объявление войны БРИКС»
[Líderes de América…].
В двустороннем формате политико-дипломатическим успехом Белого дома в Ла-
тинской Америке, безусловно, можно считать отказ аргентинского президента Хавьера
Милея присоединиться к БРИКС. И это — вразрез с ранее достигнутыми договорен-
ностями и вопреки тесным связям Буэнос-Айреса со всеми членами «пятерки», в част-
ности, чрезвычайно сильной торгово-экономической привязке Аргентины к рынкам
Бразилии, Китая и Индии [Яковлева, Яковлев]. Случай, прямо скажем, уникальный, не
поддающийся рациональному объяснению.
Второй аспект стратегического плана, используемого Вашингтоном для противо-
действия БРИКС, — антикитайский, по сути, характер наблюдаемого сближения США,
Японии и Южной Кореи. Судя по многочисленным комментариям мировой прессы,
речь может идти о создании военно-политического альянса (своего рода «азиатско-
го НАТО»), призванного изменить конфигурацию сил и «правила игры» в Азиатско-
Тихоокеанском регионе, стать противовесом влиянию КНР, а в плане сдерживания
БРИКС+ — дополнить введение против Китая ограничительных торгово-экономиче-
ских мер, в частности, в сфере полупроводников, оборудования для их выпуска и элек-
тромобилей [Pollmann]. Все это нацелено на производственное истощение и военно-
стратегическое ослабление Пекина, а значит и БРИКС в целом.
Как беспрецедентный внешнеполитический демарш западные аналитики оценили
заявление кандидата в президенты США от Республиканской партии Дональда Трам-
па о возможном присоединении Соединенных Штатов к БРИКС+. Впрочем, нашлось
немало аналитиков, которые сочли подобную идею отвечающей взглядам Д. Трампа
на глобальную экономику и весьма перспективной. В частности, подчеркивалось, что
в случае победы на выборах такой шаг помог бы будущему президенту-республиканцу
совершить планируемое «драматическое переформатирование традиционной эконо-
мической политики США». А именно: сломать сложившийся статус-кво, ослабить дик-
тат банкиров Уолл-Стрит, покончить с международной гегемонией доллара, создать
(вместе с членами БРИКС+) новую международную финансовую систему и новый, более
сбалансированный мирохозяйственный порядок [Beckow].
БРИКС после расширения :
западная стра тегия сдерживания | 15
Петр Яковлев
Перспективы. Электронный журнал №2-2024
Похоже на то, что в Соединенных Штатах, наряду с мерами фронтального стратеги-
ческого противодействия БРИКС+, изучают способы если не остановить, то возглавить
движение за новый мировой экономический уклад. Это, безусловно, еще одно призна-
ние растущей глобальной роли и влияния БРИКС+.
Triple Trouble экономики Европейского союза
Объективные оценки совокупной экономической мощи стран Евросоюза указывают
на три фундаментальных фактора, свидетельствующие об относительном ослабле-
нии геоэкономических позиций Объединенной Европы, ее своего рода хозяйствен-
ный Triple Trouble. А если сформулировать жестче, речь идет о мировом торгово-эконо-
мическом отступлении ЕС.
Первый фактор, снижающий глобальную роль Евросоюза, — утрата международ-
ной конкурентоспособности целым рядом ключевых отраслей обрабатывающей про-
мышленности, в частности автомобильной. Производство автомобилей десятки лет
служило локомотивом национальных экономик Германии, Италии, Франции, Швеции
и других стран-членов ЕС, занимавших (наряду с США, Японией и Южной Кореей) ли-
дирующие места в мировом автомобилестроении. Однако, за последние два десятиле-
тия ситуация коренным образом изменилась (табл. 3).
Таблица 3
Крупнейшие страны-производители автомобилей (тыс. ед.)
2003 2023
№ Страна Показатель № Страна Показатель
1 США 12115 1 Китай 30161
2 Япония 10286 2 США 10612
3 Германия 5507 3 Япония 8997
4 Китай 4444 4 Индия 5852
5 Франция 3620 5 Южная Корея 4244
6 Южная Корея 3178 6 Германия 4109
7 Испания 3030 7 Мексика 4002
8 Канада 2553 8 Испания 2451
9 Великобритания 1846 9 Бразилия 2325
10 Бразилия 1828 10 Таиланд 1842
Источник: OICA. 2023 Car Production Statistics. — oica.net/category/production-statistics/2023-statistics/
Если в 2003 г. в топ-10 производителей автомобилей входили 8 западных стран
(включая Южную Корею), из которых четыре принадлежали к Евросоюзу, то в 2023 г.
коллективный Запад был представлен пятью государствами и только два из них (Гер-
мания и Испания) являлись членами ЕС. Одновременно радикально укрепились пози-
ции стран Глобального Юга: Китай стал абсолютным лидером, а два других участника
БРИКС — Индия и Бразилия — вошли в топ-10. В целом же в пяти развивающихся
БРИКС после расширения :
западная стра тегия сдерживания | 16
Петр Яковлев
Перспективы. Электронный журнал №2-2024
государствах, занявших места в первой «автомобильной десятке» мира в 2023 г., было
выпущено более 44,1 млн машин, тогда как в пяти западных — 30,4 млн (в странах
ЕС — менее 6,6 млн). По существу, огромный мировой рынок автомобильной продук-
ции перешел под контроль стран Глобального Юга во главе с государствами-членами
БРИКС. Это — сдвиг исторического масштаба.
Второй фактор — высокая зависимость Евросоюза от поставок критически важных
энергетических и сырьевых товаров из Азии, Африки и Латинской Америки. Например,
страны ЕС импортируют порядка 55% энергии. Кроме того, руководящие органы Ев-
росоюза в апреле 2024 г. составили списки стратегических и критически важных для
европейской экономики видов сырья, включающих бокситы, графит, кобальт, литий,
марганец, медь, никель, платину, редкоземельные металлы, ртуть, титан, большинст-
во которых поступает в государства Объединенной Европы из стран Глобального Юга,
в том числе членов БРИКС+. В частности, из Китая в Европейский союз поступает до
98% редкоземельных металлов, что в документах Европейской комиссии рассматрива-
ется в качестве «угрозы национальной безопасности» [Regulation…].
Третий фактор наблюдаемого ослабления глобальных позиций Евросоюза — значи-
тельное снижение доли стран-членов ЕС в мировой торговле товарами. Если в 2003 г.
этот показатель составлял 42,4%, то в 2022 г. он снизился до 28,2%, тогда как доля
государств БРИКС выросла с 9,8 до 20,6%. Причем в абсолютных цифрах совокупный
экспорт стран Евросоюза увеличился с 3,2 до 6,9 трлн долл. (в 2,2 раза), а БРИКС —
с 738 млрд до более чем 5 трлн долл., или в 6,8 раза. Еще динамичнее рос экспорт
отдельных стран Глобального Юга, до настоящего времени не входящих в БРИКС+, но
проявляющих интерес к присоединению к этой группировке. В частности, в указанный
период товарный экспорт Вьетнама вырос с 20 до 470 млрд долл. или в 23,5 раза [World
Trade Statistical Review. P. 171].
В документах Евросоюза отмечается, что Брюссель «не спускал глаз с БРИКС» и изы-
скивал возможности экономически «привязать» к себе страны «пятерки», используя,
в частности, существующие соглашения о партнерстве (табл. 4).
Таблица 4
Соглашения о партнерстве Евросоюза с членами БРИКС
Страна Соглашение Статус
Бразилия Рамочное соглашение о сотрудничестве Действует с 1994 г.
Россия Соглашение о партнерстве
и сотрудничестве
Действует с 1997 г., нуждается
в ежегодном продлении
Индия Соглашение о сотрудничестве Действует с 1997 г.
Китай Соглашение о торговле и сотрудничестве Действует с 1985 г.
ЮАР Соглашение о торговле и сотрудничестве
в развитии Подписано в 1999 г., действует с 2004 г.
Источник: European Parliament. Expansion of BRICS: A quest for greater global influence? — europarl.
europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2024/760368/EPRS_BRI(2024)760368_EN.pdf
БРИКС после расширения :
западная стра тегия сдерживания | 17
Петр Яковлев
Перспективы. Электронный журнал №2-2024
Однако рост политических противоречий и обострение торгово-экономического
соперничества в значительной степени лишил подписанные документы конкретного
содержания и на несколько лет фактически «заморозил» взаимодействие между Евро-
союзом и БРИКС в политико-дипломатической сфере.
Ситуация начала быстро меняться в 2022–2023 гг., когда трансформация геополи-
тической обстановки в пользу ведущих государств БРИКС, а затем расширение этого
объединения добавили аргументов в пользу активизации политики ЕС на этом направ-
лении. Причем в центре внимания Евросоюза оказались как международно-политиче-
ские, так и финансово-экономические аспекты деятельности БРИКС+ — в частности,
попытки создания собственной валюты, которая, по мнению видного итальянского
экономиста-международника Джанкарло Валори, в перспективе может угрожать мно-
голетнему доминированию доллара и евро и неизбежно затронет торговые интересы
стран-членов Объединенной Европы [Valori]. Отсюда — интенсивный поиск буфера,
чтобы не допустить такого рода перемен, нежелательных для Запада в целом и ЕС
в частности.
Применительно к Евросоюзу речь идет о выдвижении новых альтернативных ини-
циатив в сфере экономического развития, мировой торговли, производственных инве-
стиций, трансграничных инфраструктурных проектов, а также в социально-политиче-
ской области.
В первую очередь следует назвать огромный финансово-экономический проект
Европейского
союза Global Gateway («Глобальные ворота», или «Глобальный портал»),
запущенный 1 декабря 2021 г. и предусматривающий масштабные государственные
и частные инвестиции (порядка 300 млрд евро) в производственную инфраструкту-
ру, зеленую энергетику, новые виды топлива, разработку месторождений критически
важных для стран ЕС сырьевых ресурсов и т. д. Причем реципиентами указанных ка-
питаловложений должны стать десятки государств Глобального Юга из Азии, Африки
и Латинской Америки. Не без оснований инвестиционная инициатива «Глобальные во-
рота» рассматривается зарубежными экспертами как ответ коллективного Запада на
китайскую инициативу «Пояс и путь» [Forthomme].
Как считают в руководстве Европейской комиссии, значительный потенциал у Евросоюза
имеется в плане активизации отношений со странами-членами БРИКС+ на дву-
стороннем уровне. Например, путем заключения «продвинутых» соглашений о свобод-
ной торговле, благо что такого рода попытки в прошлом уже делались (табл. 5). Здесь
у ЕС, что называется, непочатый край работы.
Нельзя сказать, чтобы имеющийся у Евросоюза опыт такого плана был удачным, но
в Брюсселе надеются, что любые переговоры с отдельными членами БРИКС+ о пре-
ференциях в торговле могут подточить единство участников этого объединения. По
существу, речь идет о политике «кнута и пряника»: с одной стороны, Запад вводит
торгово-экономические ограничения и санкции против неугодных стран и режимов,
БРИКС после расширения :
западная стра тегия сдерживания | 18
Петр Яковлев
Перспективы. Электронный журнал №2-2024
с другой — Европейский союз обещает развивающимся странам, присоединившимся
к БРИКС, соглашения о свободе торговли.
Таблица 5
Соглашения о свободной торговле Евросоюза с членами БРИКС
Страна Соглашение Статус
Бразилия Соглашение об ассоциации с МЕРКОСУР Подписано в 2019 г., в силу не вступило
Россия Нет Нет
Индия Соглашение о свободной торговле
и защите инвестиций
Переговоры стартовали в 2007 г., были
прерваны в 2013 г., возобновлены в 2022 г.
Китай Всеобъемлющее соглашение об
инвестициях На паузе
ЮАР Соглашение об экономическом
партнерстве с САДК
В предварительном порядке действует
с 2016 г.
Египет Соглашение об ассоциации Действует с 2004 г.
Эфиопия Соглашение об экономическом
партнерстве
Переговоры начались в 2004 г., после
перерыва возобновились в 2011 г.
Иран Нет Нет
С. Аравия Соглашение о свободной торговле После начала в 1990 г. переговоры были
прекращены в 2008 г.
ОАЭ Соглашение о свободной торговле После начала в 1990 г. переговоры были
прекращены в 2008 г.
Источник: European Parliament. Expansion of BRICS: A quest for greater global influence? — europarl.
europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2024/760368/EPRS_BRI(2024)760368_EN.pdf
Отношения Север — Юг в исторической перспективе
Рассуждая от обратного, активизация политики коллективного Запада по противодей-
ствию БРИКС+ указывает на то, что расширение состава «пятерки» явилось значимым
событием глобального масштаба. Не менее значимым является и улучшение макроэ-
кономических показателей, характеризующих позиции БРИКС+ в современном мире.
Рост доли стран-членов объединения в глобальном ВВП или в мировой торговле не
решает стоящих перед ними проблем, но — и это признают многие западные анали-
тики — свидетельствует об ощутимом расширении их финансового и торгово-эконо-
мического фундамента, демонстрирует приращение имеющихся материальных воз-
можностей притягивания на сторону БРИКС+ новых государств, представляющих все
регионы Глобального Юга — Азию, Африку и Латинскую Америку [BRICS & the West…].
Как известно, порядка 40 государств, включая некоторых членов Евросоюза, вы-
разили готовность присоединиться к объединению, а около 20 стран уже подали за-
явки на вступление в БРИКС+. Безусловно, все они учитывают, что политика БРИКС+
в решающей степени способствует трансформации глобального порядка и ослабле-
нию доминирования Запада, а также рассчитывают на новые торгово-экономические
и финансовые возможности в динамично формирующемся более справедливом и сба-
лансированном мироустройстве [An Evolving BRICS…].
БРИКС после расширения :
западная стра тегия сдерживания | 19
Петр Яковлев
Перспективы. Электронный журнал №2-2024
Вместе с тем, выступая в роли все более самостоятельной геоэкономической и ге-
ополитической силы, члены БРИКС, и особенно БРИКС+, отнюдь не придерживают-
ся единой линии в отношениях с Западом. Если, скажем, Россия открыто бросает
вызов США и Европейскому союзу, в том числе в геополитических и военно-страте-
гических вопросах, то Индия, судя по всему, видит свое экономическое и техноло-
гическое будущее прежде всего в наращивании деловых связей с западными дер-
жавами. Речь, в частности, идет о колоссальном индийском экспорте в США и ЕС
коммерческих услуг, включая информационные, компьютерные, медицинские. Кро-
ме того, на западные рынки ориентированы многочисленные индийские бэк-офис-
ные компании и все более значимые так называемые глобальные центры возможно-
стей (Global capability centres), которых в стране уже сейчас насчитывается порядка
1600 [What India’s clout…].
Опора на западные технологии и рынки уже длительное время — стержень эконо-
мической политики Нью-Дели, и вряд ли реалистично ожидать каких-то резких сдви-
гов в этой области. «Сжать» столь крупные и взаимные бизнес-интересы не получится.
Об этом свидетельствует и наблюдаемое в последние годы стратегическое сближение
Индии с Францией в сфере обороны и безопасности, которое включает в себя не толь-
ко поставки французских вооружений, но и совместные действия флотов двух стран
в Индийском океане. Причем, как отмечают зарубежные аналитики, Нью-Дели и Па-
риж претендуют на инициативную роль в создании «новой архитектуры безопасности»
в указанном районе мира [Blarel O., Blarel N.]. Для России все это может стать весьма
болезненным.
В более широком плане внутренней проблемой БРИКС+ в перспективе могут
стать различия в подходах стран-членов к вопросу не только сохранения, но и укре-
пления торгово-экономической и финансовой связанности мира, без деления госу-
дарств на дружественные и недружественные. Сейчас, наверное, это больше тео-
ретические рассуждения, но в какой-то момент они могут приобрести практические
очертания. Думается, что избежать этого можно только одним путем: разработать
и выдвинуть сугубо прикладную повестку деятельности БРИКС+, привлекательную
как для всех стран-членов, так и многих других государств Глобального Юга. Ра-
боту над содержанием этой повестки нельзя откладывать в долгий ящик, давая
тем самым шанс коллективному Западу протолкнуть свой сценарий глобального
переустройства.
Учитывая вышесказанное (а также оставшееся за скобками), можно сделать следу-
ющий обобщающий вывод.
В обозримом будущем не стоит ожидать полной и безоговорочной победы Гло-
бального Юга над Севером. Скорее всего, международной реальностью станет отчасти
неопределенная, неоднозначная и вязкая военно-стратегическая и торгово-эконо-
мическая ситуация, а мир будет еще более многообразным благодаря неизбежному
возвышению десятков стран Азии, Африки и Латинской Америки, которые сегодня на-
БРИКС после расширения :
западная стра тегия сдерживания | 20
Петр Яковлев
Перспективы. Электронный журнал №2-2024
ходятся как бы в международно-политической тени. В результате глобальная полит-
экономия вызовет к жизни новые региональные и субрегиональные центры влияния,
что, безусловно, ослабит позиции Запада, но может вызвать и центробежные силы на
пространстве Глобального Юга, а возможно, и в рядах БРИКС+, особенно если процесс
расширения этого объединения будет интенсивно продолжен.
Отсюда — важнейшая стратегическая задача государств ядра БРИКС (Бразилии,
России, Индии и Китая), которая сводится к дальнейшему развитию культуры между-
народного диалога и расширению сотрудничества в многостороннем формате. В част-
ности, в ключевой валютно-финансовой сфере БРИКС+ неизбежно должен будет на-
ращивать потенциал Нового Банка развития и механизма условных резервов, а также
совершенствовать платежные системы стран-членов, отлаживать механизмы взаимо-
расчетов и повышать роль национальных валют. Этот курс обеспечит рост точек со-
прикосновения и поможет плавной интеграции новых членов, что в конечном счете
укрепит позиции БРИКС+ перед лицом стратегии сдерживания, взятой на вооружение
коллективным Западом.
* * *
Разумеется, само по себе расширение состава БРИКС (и в том случае, если этот процесс
продолжится) не даст исчерпывающие ответы на все вызовы, с которыми сталкивается
объединение, но это — необходимый шаг на пути укрепления его международного
влияния.
В свою очередь, Запад, на наш взгляд, в основном исчерпал ресурс геополитиче-
ского отступления, встал на путь внутренней консолидации, перешел к политике сдер-
живания БРИКС+ и готов «броситься в стратегическую атаку», усилить давление на
страны Глобального Юга по всем азимутам. Судя по растущему массиву официальных
заявлений и экспертных комментариев, такая внешнеполитическая линия становится
манифестом западного истеблишмента.
Поистине глобальные масштабы приобретает конкуренция между ведущими корпо-
рациями Севера и Юга — развитых и развивающихся стран. Эта корпоративная борьба
за рынки в отдельных отраслях экономики происходит с разной степенью интенсив-
ности, но на сегодняшний день охватывает почти все основные сегменты глобального
хозяйства. Причем в одних секторах (в нефтяной, металлургической и автомобильной
промышленности) ситуация очевидно склоняется в пользу компаний БРИКС+, в других
(информационно-коммуникационные технологии) вступает в фазу фронтального про-
тивоборства, в-третьих (фармацевтика) — конкурентный процесс пока находится на
низком старте. В любом случае, производственное и торговое продвижение Глобаль-
ного Юга на мировых рынках — свершившийся факт, что является залогом дальней-
шего изменения международного баланса сил в пользу стран Мирового большинства
во главе с БРИКС+.
БРИКС после расширения :
западная стра тегия сдерживания | 21
Петр Яковлев
Перспективы. Электронный журнал №2-2024
Литература
Мониторинг глобального бизнеса. Отраслевые и региональные тренды. Вып. 2. 2024. — URL:
wec.hse.ru/mirror/pubs/share/944830257.pdf (дата обращения: 08.07.2024).
Яковлев П.П. Расширение БРИКС и новый этап борьбы глобальных альтернатив // Перспек-
тивы. Электронный журнал. 2023. № 4. С. 7–26. — URL: https://www.perspektivy.info/
upload/iblock/068/sucbdo93ymlrb6oazgaq5b2sdsq5gbdp/4_2023_7_20.pdf (дата обращения:
08.07.2024).
Яковлев П.П. США и КНР в Латинской Америке: контуры конкуренции // Вестник Российского
университета дружбы народов. Серия Международные отношения. 2019. Т. 19. № 1. С. 47–
58.
Яковлева Н.М., Яковлев П.П. Аргентина — резервный участник группы БРИКС? // Свободная
мысль. 2015. № 4 (1652). С. 32–47.
2022 Summit of the Americas. Congressional Research Service. June 22, 2022. — URL: crsreports.
congress.gov/product/pdf/IN/IN11934 (date of access: 08.07.2024).
An Evolving BRICS and the Shifting World Order // BCG. 29.04.2024. — URL: bcg.com/
publications/2024/brics-enlargement-and-shifting-world-order (date of access: 08.07.2024).
An expanded BRICS is not necessarily a stronger one // The Economist. 25.08.2023. — URL:
economist.com/podcasts/2023/08/25/an-expanded-brics-is-not-necessarily-a-strongerone?
ysclid=lyzyv1zcg8196678953 (date of access: 08.07.2024).
Beckow S. Did President Trump Just Sign onto BRICS? // Golden Age of Gaia. 13.04.2024. — URL:
goldenageofgaia.com/2024/04/13/did-president-trump-just-sign-on-to-brics/ (date of access:
08.07.2024).
Blarel O., Blarel N. The France-India Dalliance: Operationalizing Strategic Autonomy in the
Indian Ocean // The Diplomat. 27.01.2024. — URL: thediplomat.com/2024/01/the-franceindia-
dalliance-operationalizing-strategic-autonomy-in-the-indian-ocean/ (date of access:
08.07.2024).
BRICS & the West: What to Expect in the Next Decade // World governments summit. 13.02.2024. —
URL: worldgovernmentsummit.org/observer/reports/2024/detail/brics--the-west--what-toexpect
(date of access: 08.07.2024).
BRICS enlargement — a “non-event” or a stage victory against the West? // Friedrich Naumann
Foundation (объявлен «нежелательной организацией» в России). 23.03.2024. — URL:
freiheit.org/latin-america/brics-enlargement-non-event-or-stage-victory-against-west (date
of access: 08.07.2024)
Forthomme C. Europe vs. China: The Global Gateway Challenges the Chinese Silk Road // Impakter.
06.12.2021. — URL: impakter.com/europe-china-global-gateway-chinese-silk-road/ (date of
access: 08.07.2024).
Four BRICs don’t quite make a wall // The Economist. 08.06.2017. — URL: economist.com/financeand-
economics/2017/06/08/four-brics-dont-quite-make-a-wall?ysclid=lxecgeeyel808580774
(date of access: 08.07.2024).
Hollstein T. Lessons from South Africa and India’s 2024 elections // WFD. 08.07.2024. — URL: wfd.
org/commentary/lessons-south-africa-and-indias-2024-elections (date of access: 08.07.2024).
International competition over artificial intelligence // The International Institute for Strategic
Studies. June 2022. — URL: iiss.org/publications/strategic-comments/2022/internationalcompetition-
over-artificial-intelligence/ (date of access: 08.07.2024).
БРИКС после расширения :
западная стра тегия сдерживания | 22
Петр Яковлев
Перспективы. Электронный журнал №2-2024
Kaba M.L. The sad end of the West and the emergence of the new multipolar world order // New
Easter Outlook. 02.06.2024. — URL: journal-neo.su/2024/06/02/the-sad-end-of-the-westand-
the-emergence-of-the-new-multipolar-world-order/ (date of access: 08.07.2024).
Líderes de América se comprometen a establecer la APEP como un foro de desarrollo económico
// EFE. 03.11.2023. — URL: efe.com/mundo/2023-11-03/cumbre-de-lideres-de-alianza-parala-
prosperidad-economica-en-americas-con-biden-de-anfitrion/ (date of access: 08.07.2024).
Pollmann M. The Japan-South Korea-US Summit: A Game Changer for Indo-Pacific // The Diplomat.
21.08.2023. — URL: thediplomat.com/2023/08/the-japan-south-korea-us-summit-a-gamechanger-
for-the-indo-pacific/ (date of access: 08.07.2024).
Petroleo Brasileiro SA — Company Profile // Global Data. — URL: globaldata.com/company-profile/
petroleo-brasileiro-sa/ (date of access: 08.07.2024).
Ranjan Sen S., Srivastava S., Hou B. India Plans Taiwan Labor Pact While China Tensions Brew.
10.11.2023. — URL: bloomberg.com/news/articles/2023-11-10/india-plans-taiwan-laborsupply-
pact-while-china-tensions-brew (date of access: 08.07.2024).
Regulation (EU) 2024/1252 of the European Parliament and the Council of 11 April 2024 // EURLex.
An official website of the European Union. — URL: eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/
TXT/?uri=OJ:L_202401252 (date of access: 08.07.2024).
The BRICS bloc is riven with tensions // The Economist. 17.08.2023. — URL: economist.com/
international/2023/08/17/the-brics-are-getting-together-in-south-africa?ysclid=lxergsbv
4w352415698 (date of access: 08.07.2024).
The 2023 Forbes Global 2000 List. — URL: dateas.com/en-us/explore/forbes-global-2000-list-2023
(date of access: 08.07.2024).
Thomton D. How Should the United States Respond to BRICS? // Foreign Policy Journal.
22.07.2014. — URL: foreignpolicyjournal.com/2014/07/22/how-should-the-united-statesrespond-
to-brics/ (date of access: 08.07.2024).
Toro Hardy A. The U.S. and Latin America’s Drifting into China’s Orbit // WGI World. 21.07.2024. —
URL: wgi.world/the-u-s-and-latin-americas-drifting-into-chinas-orbit/ (date of access:
08.07.2024).
Valori G.E. The BRICS status and role in global governance // Modern Diplomacy. 29.11.2023. —
URL: moderndiplomacy.eu/2023/11/29/the-brics-status-and-role-in-global-governance/ (date
of access: 08.07.2024).
U.S. Department of State. About the Summit of the Americas. — URL: state.gov/summit-fordemocracy-
2023/ (date of access: 08.07.2024).
U.S. Department of State. Summit for Democracy 2023. — URL: state.gov/summit-fordemocracy-
2023/ (date of access: 08.07.2024).
What India’s clout in white-collar work means for the world // The Economist. 23.05.2024. — URL:
economist.com/leaders/2024/05/23/what-indias-clout-in-white-collar-work-means-for-theworld?
ysclid=lxfyg6nv1p437740642 (date of access: 08.07.2024).
Will the BRICS challenge America in 2024? // The Economist. 28.12.2023. — URL: economist.com/
films/2023/12/28/will-the-brics-challenge-america-in-2024?ysclid=lxed3k50o1320891518
(date of access: 08.07.2024).
World Trade Statistical Review 2023. Geneva: World Trade Organization. 2023. 138 p.