Г.Д. Бухарова
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ
Ключевые слова: диссертационное исследование, педагогика, понятийный аппарат, объект исследования, предмет исследования.
Аннотация: В статье раскрываются основные требования к подготовке и оформлению диссертационного исследования по педагогике; приводится обоснование понятийного аппарата исследования; рассматриваются практические советы по его разработке и уточнению.
Подготовка и оформление кандидатской и докторской диссертации по педагогике является сложным процессом, предполагающим выполнение соответствующих требований, без чего не может состояться процесс успешной защиты. В предлагаемой статье попытаемся разобраться со сложностями в подготовке и оформлении диссертационного исследования.
В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из важнейших вопросов является необходимость подготовки научнопедагогических кадров для системы образования. Возрастает внимание к научнопедагогическим исследованиям всех категорий работников образовательных учреждений. Востребованность специалистов высшей научно-педагогической квалификации становится насущной проблемой в системе высшего образования.
Углубляющиеся процессы гуманизации и гуманитаризации естественнонаучного и технического знания, с одной стороны, и вхождение российского образования в единое мировое образовательное пространство, с другой, предполагают освоение гуманистических основ нового мышления, новой парадигмы образования. И в идеальном варианте каждый участник образовательного процесса должен обладать, помимо предметных знаний, знаниями из области педагогики и психологии. В связи со сказанным, возросший интерес к научным исследованиям по педагогическим наукам можно объяснить с позиции обновляющихся процессов, происходящих в обществе, в частности в образовании.
С учетом кризисного состояния образования, перед педагогической общественностью поставлена задача поиска путей выхода из него. Учить и воспитывать «старыми» методами и способами новое поколение становится невозможно, требуются инновационные подходы, которые бы не только отражали социально-экономическую ситуацию, но и могли бы оказать содействие внедрению в образовательный процесс решений, обеспечивающих мотивацию обучающихся на овладение компетенциями, востребованными в будущей жизнедеятельности.
Один из путей решения видится в подготовке научно-педагогических кадров для системы высшего и послевузовского образования. За решение этого вопроса необходимо браться незамедлительно. Важным вопросом становится необходимость обновления содержания профессиональной подготовки научно-педагогических кадров, привлечения их к научному поиску, воплощению возникающих у молодых людей созидательных идей, направленных на реализацию их творческого потенциала. Поиск творческих личностей необходимо начинать с первого курса обучения в вузе, используя для этого различные виды привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности. Опыт подсказывает, что наиболее плодотворной аудиторией являются студенты первого - третьего курсов. Важно их вовремя распознать, увлечь и показать пути достижения акме в науке.
Бытует ошибочное мнение, что в педагогическую науку может идти каждый. Вступая на путь исследования, надо «найти», прежде всего, такую педагогическую идею, без которой исследование становится бессодержательным, нет приращения педагогической науки, не обеспечивается актуальность избранной темы изыскания на современном этапе развития образования.
Остановимся на нескольких аспектах, которые относятся к наиболее важным и значимым в подготовке, написании и оформлении диссертационного исследования. Как ученому секретарю совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогическим наукам при Российском государственном профессионально-педагогическом университете в течение восемнадцати лет, члену диссертационных советов при Уральском государственном педагогическом университете и Челябинском государственном педагогическом университете, научному консультанту четырех защищенных и утвержденных ВАК докторских диссертаций и научному руководителю пятидесяти пяти кандидатских диссертаций по актуальным проблемам педагогической науки, хочется поделиться своими соображениями по обозначенной проблеме.
Практика показывает, что наибольшие трудности соискатель испытывает при написании понятийного аппарата исследования. Понятийный аппарат диссертационного исследования представлен в автореферате диссертации в виде общей характеристики работы, а в тексте диссертации как введение. Обоснование понятийного аппарата диссертационного исследования относится к одному из важнейших аспектов исследования [1; 2; 3].
Понятийный аппарат - часть научного исследования, которая освещает выбор темы, обоснование актуальности исследования, цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования, выявление проблемы и противоречий, обоснование научной новизны, теоретической и практической значимости, положений, выносимых на защиту, уточнение методологической и теоретической базы исследования, методов исследования, а также апробацию и внедрение полученных результатов.
Кратко остановимся на каждом из обозначенных компонентов. На наш взгляд, первым из них является выбор и обоснование проблемы и темы исследования. Проблема исследования относится в определенном смысле к «долгожителям», так как может оставаться актуальной на протяжении длительного промежутка времени. Так, проблема воспитания волновала человечество со времени его появления и имеет непреходящее значение до настоящего времени. Каждая эпоха приносит с собой новые проблемы в воспитании подрастающего поколения, например, в педагогической литературе практически утерян аспект патриотического и нравственного воспитания. Анализируя сказанное, мы видим, что проблемы воспитания не только не утратили своего значения, но приобрели другой, значимый для настоящего времени, оттенок.
Наличие проблемы свидетельствует о неполноте научного знания в рассматриваемой области и, при познавательной неопределенности, требует поиска путей ее разрешения. Лаконичная и точная формулировка проблемы - исходная точка для проведения научного исследования.
Следующий шаг заключается в формулировании темы диссертации. Если проблема исследования является актуальной на протяжении достаточно длительного промежутка времени, что не всегда можно сказать о теме исследования. Она более-менее ограничена промежутком времени, для которого актуальна, например, вряд ли сегодня востребована проблема обучения учащихся школ счету с помощью некогда традиционных бухгалтерских счет и арифмометра. Пристального внимания требуют проблемы обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые проникли практически во все сферы деятельности современного человека.
Существует мнение, что актуально и грамотно сформулированная тема - это не только 50 % выполненной диссертационной работы, но и залог ее успешной защиты в диссертационном совете и «проходимости» в экспертном совете ВАК. Такая успешность работы напрямую определяется проблемой и темой научного изыскания. В формулировке названия диссертационной работы в явном и неявном виде должны присутствовать объект и предмет исследования, а также цель, в соответствии с которой выполнена работа. Необходимо, чтобы исследование было актуальным не только для определенного образовательного учреждения, лично для соискателя, но и для образовательной системы, например, начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО, СПО И ВПО), общества и т.п.
Приведем примеры некоторых тем диссертаций, которые отвечают современному уровню развития педагогической науки: «Образовательная миссия колледжа в современном рынке труда (диссертация защищена О.Н. Арефьевым в 2003 году в диссертационном совете Д 212.284.01 при ГОУ ВПО «Российский государственный университет»), а в 2007 году им же была защищена докторская диссертация на тему «Самоорганизация как основа развития колледжа» в этом же совете.
Еще в 1991 году С.А. Новоселовым была защищена кандидатская диссертация на тему «Развитие технического творчества учащихся в процессе сбора научно-технической и патентной информации», а в 1997 году докторская диссертация «Педагогическая система развития технического творчества в учреждении профессионального образования». В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» актуальность и значимость выполненной работы возрастает.
Для углубляющихся процессов информатизации образовательного процесса докторские диссертации Т.А. Матвеевой - «Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза в условиях информатизации образования» (2008 г.) - и Л.И. Долинера - «Адаптивные методические системы в подготовке студентов вуза в условиях информатизации образования» (2004 г.) - вносят значительный вклад в научные исследования по информатике и методике ее обучения.
Важно отметить значительную роль диссертационного совета в подготовке научнопедагогических кадров высшей квалификации для Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. В 1996 году состоялась успешная защита докторской диссертации В.Л. Бенина на тему «Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры», а в 2001 году под его научным руководством была защищена докторская диссертация Р.М. Фатыховой на тему «Теоретические основы формирования культуры педагогического общения». В настоящее время В.Л. Бенин продолжает эффективно работать в диссертационном совете при Российском государственном профессионально-педагогическом университете. На год раньше, в 2000 году, была успешно защищена докторская диссертация В.Э. Штейнберга на тему «Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологий обучения». В настоящее время В.Л. Бенин, В.Э. Штейнберг и Р.М. Фатыхова входят в состав диссертационного совета по защите докторских диссертаций при Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы.
Обоснование актуальности темы, указание на важность и своевременность ее исследования и в то же время недостаточная разработанность ее в теории и практике обучения и воспитания выступают необходимым базисом, определяющим выбор темы исследования.
В педагогических исследованиях важным является разграничение актуальности проблемы и темы научного изыскания. Тема исследования должна быть сформулирована кратко, лаконично, но вместе с тем в ней должна звучать актуальность, в явном или неявном виде присутствовать цель, объект и предмет, который изучается.
Цель, как правило, соотносится с темой исследования, направлена на преодоление познавательной неопределенности, на выявление причинно-следственных связей и предполагает необходимость теоретического обоснования рассматриваемого вопроса, разработку и научное использование технологий и методик, обеспечивающих решение поставленных в исследовании задач.
В качестве примера приведем некоторые формулировки тем исследования и поставленной в них цели.
Тема работы - «Научно-методическое обеспечение подготовки студентов в области №еЬ-дизайна», цель исследования - «научно обосновать, разработать и в ходе опытнопоисковой работы апробировать модель научно-методического обеспечения подготовки студентов в области №еЬ-дизайна с целью формирования у них №еЬ-компетенции».
Другой пример. Тема исследования - «Этнохудожественное воспитание учащихся в условиях сельского социума», цель работы - «выявить и обосновать теоретикометодологические основы процесса этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума».
В диссертационном исследовании важно корректно и правильно определить объект и предмет изыскания. Объект по объему, как правило, шире предмета исследования. Предметом является одна из сторон объекта, не изученная научно.
Например, область вашего исследования относится к воспитанию экологогуманистических ценностей у студентов вуза. Объект и предмет исследования могут быть сформулированы следующим образом: объект исследования - процесс воспитания студентов вуза лесного профиля; предмет исследования - комплекс педагогических условий, обеспечивающих воспитание эколого-гуманистических ценностей у студентов лесотехнического вуза. В приведенном примере объект исследования имеет более широкую область по сравнению с предметом, который является частью этой области.
Не менее сложным, если не сказать одним из самых сложных, является формулирование гипотезы исследования, представляющей собой предположение, допущение, истинность которого не определена и требует доказательства. Чтобы сформулировать гипотезу, надо изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике. В гипотезе не должно быть самоочевидных положений: самоочевидность исходного предположения - одна из типичных ошибок в методологическом аппарате исследования.
Гипотезы могут быть описательными, объяснительными и прогностическими.
Описательная гипотеза предполагает описание причин и возможных следствий изучаемых явлений.
В объяснительной гипотезе дается пояснение возможных следствий из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно будут реализованы, то есть, объяснительная гипотеза строится на предположении: если сделать то-то и то-то (условия, причина), то в изучаемом объекте произойдут такие-то изменения (следствия).
Достаточно редко в педагогических исследованиях встречается прогностическая гипотеза, которая делает допущения о возможном позитивном развитии процесса или явления, о трудностях и опасностях, которые могут возникнуть на практике при реализации ведущих идей исследования. В качестве примера приведем формулировку описательной гипотезы.
Пример описательной гипотезы:
• решение проблемы активизации обучения учащихся математическим дисциплинам, вероятно, достигается на основе использования разработанного учебнометодического комплекса, построенного с учетом компетентностного, деятельностного и личностно ориентированного подходов.
• в основу разработки структуры и содержания учебно-методического комплекса могут быть положены дидактические принципы системности, интегративности, преемственности и адаптивности;
• учебно-методический комплекс включает в себя рабочую программу, методические рекомендации, лабораторно-практические работы, задачи и задания, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся, диагностические материалы для проверки учебных достижений учащихся;
• методика использования учебно-методического комплекса при обучении математическим дисциплинам направлена на формирование математической компетенции.
После формулирования гипотезы можно переходить к обоснованию задач исследования. Как правило, для кандидатской диссертации следует ограничиться постановкой четырех - пяти задач. Первая задача содержит конкретизацию исследования. Например, изучить, конкретизировать какой-то научно-методологический, научно-теоретический подход к решению вопроса; последняя задача предполагает проверку в ходе опытно-поисковой или опытно-экспериментальной работы выдвинутые положения, условия и т.д. Вторая и следующие за ней задачи непосредственно связаны с темой диссертационного исследования и направлены на поиск новых результатов автора.
Не меньшую трудность составляет раскрытие научной новизны и положений, выносимых на защиту. Если соискатель грамотно сформулировал гипотезу исследования, выступающую предположением, то научная новизна должна быть сформулирована в виде утверждения и в ее формулировании уместными являются следующие формулировки: уточнено, доказано, разработано, создано, обосновано, раскрыто и т.п. Выносимые на защиту положения целесообразно строить в виде дискурса, направленного на дискуссию соискателя с членами совета.
Гипотеза, научная новизна и положения на защиту напрямую связаны с заключением, которое отвечает на вопрос, что сделано в работе и каковы перспективы дальнейшего исследования. В завершении автореферата приводится список опубликованных работ автора по теме исследования.
Такие элементы понятийного аппарата, как теоретическая и практическая значимость, освещают то, что получено в результате исследования. Безусловно, они представляют определенную трудность для соискателя ученой степени, так как сложность заключается в проведении грани между методологией и теорией выполненной работы. Сказанное относится к методам исследования и к апробации и внедрению результатов, полученных в ходе изыскания.
Об апробации и внедрении результатов исследования следует поговорить особо. Прежде всего, это относится к количеству и качеству публикаций.
Как известно, публикации могут носить как научный, так и методический характер. К первым относятся монографии, статьи в журналах, сборниках научных трудов, материалах научно-практических конференций и семинаров; объем данных работ должен быть не менее 0,5 - 1,0 п.л. (1,0 п.л. - 16 страниц текста через один интервал. Ко вторым - учебные пособия, методические рекомендации, разработки, наличие которых предназначено для получения научных званий. В список публикаций диссертанта они могут быть включены, но их число не должно, по крайней мере, превышать количество научных публикаций автора исследования.
Особую группу занимают учебные пособия, изданные в центральных издательствах тиражом 3-25 тысяч экземпляров, благодаря чему авторы становятся широко известными в педагогическом сообществе. Такие публикации учитываются при защите диссертаций не только кандидатского, но и докторского уровня.
Важным моментом является требование, чтобы статьи были опубликованы в разных журналах и изданиях. Для докторской работы предпочтительнее центральные журналы, например «Педагогика», «Высшее образование сегодня», «Высшее образование в России», «Известия университета РАО», «Профессиональное образование. Столица», «Известия РАО», журналы, издаваемые в отделениях РАО («Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО»), а затем идут вестники и известия вузов: Вестник Челябинского государственного университета, Известия Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова и др. В списке журналов, рекомендованных ВАК, имеются журналы, представляющие отдельные регионы (в частности, «Педагогический журнал Башкортостана, «Сибирский педагогический журнал», «Сибирский психологический журнал» и т.д.), но являющиеся значимыми для страны в целом.
Для кандидатской диссертации требования более щадящие - публикации в центральных издательствах не являются обязательными, достаточно размещения статьи в изданиях регионального уровня. Так, это может быть один из вестников вуза, который вошел в новый (на 22 октября 2010 г.) реестр изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации результатов докторских и кандидатских диссертаций.
Публикации в изданиях, включенных в перечень ВАК, должны содержать концептуальную идею, выносимую на защиту соискателем, и отражать основное содержание диссертационного исследования. В содержании научной статьи обязательным являются наличие теоретического осмысления и обоснование методов, средств, организационных форм и условий, направленных на практическую реализацию в изыскании научно-педагогических подходов. Нам представляется, что прикладная направленность статьи не только «украшает» текст, но и способствует ее осмысленному восприятию, нацеливает читателя на практическое воплощение идеи, реализацию научно-методологических и научно-теоретических подходов, условий, представленных в ней.
К содержанию статей в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, включенных в перечень ВАК для публикации результатов докторских и кандидатских диссертаций, предъявляются особенные требования. В их числе можно указать следующие:
1. Предлагаемые для публикации статьи, не должны быть опубликованы ранее в других изданиях.
2. Название статьи должно соответствовать теме диссертационного исследования соискателя ученой степени.
3. Текст статьи должен включать:
• научное обоснование актуальности заявленной темы;
• анализ теоретико-методологических подходов к решению обозначенных в содер-
жании статьи задач, которые предстоит теоретически и экспериментально проверить;
• раскрытие или уточнение приведенного в содержании статьи категориальнопонятийного аппарата;
• проведение опытно-экспериментального исследования;
• представление результатов, полученных в ходе изыскания автора;
• список цитируемой литературы.
Достаточно часто в списке работ диссертанта приводятся статьи, опубликованные в журналах перечня ВАК в соавторстве, как правило, с научным руководителем. Однако желательно, чтобы статья была написана единолично соискателем, претендующим на ученое звание. Типичным является то, что соискатель имеет публикации, но в одном журнале, на-
пример, вестнике университета, где он работает. На наш взгляд, это не совсем солидно для публикаций соискателя, претендующего на ученую степень доктора наук.
В настоящее время требования ВАК к публикациям соискателя следующие: для докторской диссертации количество публикаций в изданиях, включенных в реестр ВАК, - не менее семи, для кандидатской, как минимум, - одна публикация (большее число публикаций может иметь место).
В ВАК обсуждается вопрос об изменении требований к количеству публикаций, необходимых для защиты кандидатских и докторских диссертаций в сторону увеличения их количества. Названный процесс медленно, но уже идет. Так, в настоящее время на защиту выходят соискатели ученой степени кандидата наук с двумя - тремя публикациями в изданиях, включенных в реестр ВАК, что, безусловно, приветствуется советами по защите докторских и кандидатских диссертаций.
Важно, чтобы публикации носили не только региональный или вузовский характер, а были опубликованы в разных регионах, т.е. должна иметь место так называемая «география» опубликованных работ.
В списке опубликованных работ должны присутствовать, прежде всего, это касается докторских работ, монографические издания. Публикация монографии является обязательным требованием при защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Она должна быть издана в центральном издательстве тиражом не менее 500 экземпляров. Для докторских работ желательно иметь не менее трех монографических изданий, опубликованных в разных регионах, желательно в известных издательствах. К их числу относятся издательства «Академия», «ВЛАДОС», «Среднее профессиональное образование», «Педагогика» и др.
В ВАК обсуждается вопрос, стоит ли в список публикаций диссертанта, наряду со статьями в журналах, имеющих тиражи, исчисляемые сотнями и тысячами экземпляров, включать тезисы докладов на научно-практических конференциях. Сегодня допускается некий компромисс - включение в список работ материалов научно-практических конференций публикации не менее трех - пяти страниц печатного текста (но не тезисов докладов).
Материалам докладов и выступлений уделяется особое внимание. Желательно, чтобы они были апробированы и опубликованы на международных и всероссийских научнопрактических конференциях, хотя до сих пор допускались и публикации материалов региональных научно-практических конференций. При этом необходимо учитывать статус конференции: например, конференция «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» является весьма значимой, так как вносит ощутимый вклад в развитие образовательного пространства Уральского региона, и ее опубликованные материалы вполне можно включать в список работ автора.
Относительно учебных пособий и методических рекомендаций: в текст автореферата они могут быть вписаны, но их число не должно превышать количество научных публикаций диссертанта.
Теперь обратимся к качеству содержания диссертационных работ. И здесь не всегда и не все обстоит хорошо и гладко. Укажем на некоторые недочеты, которые встречаются при подготовке и оформлении диссертационных исследований.
Во-первых, случается, что в автореферате соискатель ссылается на фамилии ученых, а эти фамилии не присутствуют в библиографическом списке, указанном в диссертации.
Во-вторых, порой в тексте диссертации очень слабо представлена работа соискателя с текстами первоисточников. Так, достаточно часто отсутствуют постраничные ссылки на цитируемые литературные источники, т.е. отсутствует культура работы с первоисточниками. Кроме того, трудно не заметить, что из текста в текст повторяются одни и те же фамилии. Складывается впечатление, что работ этих ученых-педагогов соискатели и не читали, и не знают. Это иногда обнаруживается и на защите кандидатских диссертаций (чего нель-
зя сказать по поводу докторских работ, в особенности работ тех соискателей, которые идут на защиту по второму кругу: от кандидатской по педагогике к докторской в этой же предметной области).
В-третьих, бывает, что соискатель защищает диссертационное исследование по актуальной, современной проблеме, а ссылается на литературу прошлых лет. Без таких ссылок не обойтись, если работа соискателя относится к историко-педагогическому исследованию, но в инновационных работах устаревшая библиография выглядит, по меньшей мере, странно. Однако парадокс состоит в другом: хочется прочитать новую литературу по той или иной проблеме, а литературы просто не существует. До сих пор наблюдается определенная инерционность в работе издательств. От написания книги до ее издания проходит, как минимум, год - полтора, а за такой для нашего ускоряющегося времени длительный период происходит много изменений: рождаются инновационные подходы, новые принципы, концепции, парадигмы и пр. Примером тому является актуальнейшая проблема настоящего времени - проблема воспитания подрастающего поколения. Воспитывать так, как воспитывали предыдущее поколение, уже нельзя. А как? У кого найдется по-настоящему правильный ответ на остро стоящую в обществе, семье проблему? Готово ли подрастающее поколение в условиях обновляющейся России творить и созидать на благо страны? Сформировано ли у него чувство патриотизма? И что такое «патриотизм» в современной ситуации?
В-четвертых, слабым звеном в большинстве диссертационных исследованиях является описание экспериментальных данных, полученных в ходе проведенной опытноэкспериментальной работы. Часто выборка испытуемых включает не более десяти - пятнадцати человек, а математические расчеты проводятся с точностью до сотых долей. Вероятность повторения такого результата практически нулевая. Встает вопрос: а надо ли производить такие точные вычисления? Безусловно, нет. От того, что единицу нельзя разделить точно на три части не означает, что съесть одну конфетку на троих нельзя. И педагогические исследования от подобных математических расчетов не становятся более значимыми. Кроме того, бывают диссертации, в которых очень трудно уловить педагогическую идею, если она не лежит на «поверхности», то есть детально не представлена в аппарате исследования. Это наблюдается и при ответах на вопросы к соискателю ученой степени на защите диссертации.
Сказанное означает, что необходимо тщательно подходить к подготовке к защите собственной диссертационной работы. Рассчитывать на то, что защита легкое дело не стоит. Идею, выносимую на защиту, надо «прожить», она должна стать достоянием защищающего, и только тогда защита будет являться праздником для самого соискателя, членов кафедры и диссертационного совета.
Надеемся, что разговор, начатый на такую актуальную и востребованную тему, будет продолжен и далее на страницах журнала.
1. Бухарова, Г.Д. О повышении качества диссертационных работ по педагогике: из опыта работы // Образование и наука: Известия УрО РАО. 2010. № 8(76). С. 129-135.
2. Галагузова, М.А. Диссертационные исследования по педагогике: понятийный аспект // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 2. С. 11-13.
3. Ткаченко, Е.В., Бухарова, Г.Д. О понятийном аппарате диссертационного исследования по педагогике // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 8. С. 38-40.