Научная статья на тему 'О повышении качества диссертационных исследований по педагогике: из опыта работы'

О повышении качества диссертационных исследований по педагогике: из опыта работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДИССЕРТАЦИЯ / ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ / ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / DISSERTATION / DISSERTATION COUNCIL / HIGHER ATTESTATION COMMISSION / IMPROVING THE QUALITY OF DISSERTATION RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухарова Галина Дмитриевна

В статье автор размышляет о требованиях к диссертационным исследованиям по педагогической науке, приводит результаты анализа собственного опыта работы с диссертациями кандидатского и докторского уровней, рассматривает возможности для повышения качества диссертационных исследований по педагогике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the Level of Thesis Research on Pedagogy

The paper considers the requirements to Doctoral Research on pedagogics, an analysis of the author's experience of working on the Ph.D. and doctoral theses given and ways to improve the quality of dissertation research on pedagogy offered

Текст научной работы на тему «О повышении качества диссертационных исследований по педагогике: из опыта работы»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 378.245.2 : 37

Г. Д. Бухарова

О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПЕДАГОГИКЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Аннотация. В статье автор размышляет о требованиях к диссертационным исследованиям по педагогической науке, приводит результаты анализа собственного опыта работы с диссертациями кандидатского и докторского уровней, рассматривает возможности для повышения качества диссертационных исследований по педагогике.

Ключевые слова: диссертация, диссертационный совет, Высшая аттестационная комиссия, повышение качества диссертационных исследований.

Absract. The paper considers the requirements to Doctoral Research on pedagogics, an analysis of the author’s experience of working on the Ph.D. and doctoral theses given and ways to improve the quality of dissertation research on pedagogy offered.

Index terms: dissertation, dissertation council, Higher attestation commission, improving the quality of dissertation research.

В настоящее время активно обсуждаются вопросы перспектив дальнейшего развития современного образования. Одним из залогов его успешности является качество профессиональной подготовки научно-педагогических кадров. В условиях динамических процессов, происходящих в обществе, в том числе в образовании, инновационных процессов по реализации национальной образовательной инициативы «Новая школа» возрастает внимание к научно-педагогическим исследованиям всех категорий работников системы образования. Востребованность в специалистах высшей квалификации - насущная проблема в системе высшего образования. Исследования в области социально-гуманитарных дисциплин становятся особо актуальными и значимыми в условиях научного обеспечения реализации обозначенной парадигмы, дальнейшего обновления и модернизации российского общества [4].

Обращение преподавателей технических учебных заведений к области социально-гуманитарных наук можно объяснить с позиции углубляющихся процессов гуманизации и гуманитаризации естественнонаучного и технического знания, с одной стороны, и вхождения российского образования в единое мировое образовательное пространство - с другой. Важно отметить, что, какая бы дисциплина ни являлась предметом преподавания, преподаватель и студенты становятся участниками педагогического процесса. И в идеальном варианте преподаватель должен владеть помимо предметных знаний знаниями из области педагогики и психологии.

Гуманистическая ориентация образовательной деятельности в высшем учебном заведении, выражающаяся в приоритете целей развития и саморазвития личности обучающихся, раскрытии ее потенциальных возможностей, в значительной степени детерминирована необходимостью объединения усилий всех участников образовательного процесса для достижения желаемого результата.

Сказанное позволяет резюмировать, что перед научно-педагогическим сообществом встает задача, диктуемая необходимостью повышения уровня психолого-педагогической подготовки преподавательского состава учебного заведения.

Вопрос повышения качества психолого-педагогических исследований обсуждается на различных уровнях. Этот вопрос стоит на повестке дня в Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Министерства образования и науки РФ, у экспертов ВАК, в советах по защите докторских и кандидатских диссертаций, образовательных учреждениях высшего профессионального образования [1, 2, 3, 5].

Как ученому секретарю совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогическим наукам при Российском государственном профессионально-педагогическом университете, занимающему эту должность в течение 18 лет, как члену диссертационных советов при Уральском государственном педагогическом университете и Челябинском государственном педагогическом университете, научному консультанту четырех защищенных и утвержденных ВАК докторских диссертаций и научному руководителю более чем 50 кандидатских диссертаций по актуальным проблемам педагогической науки, мне хочется поделиться некоторыми размышлениями по обозначенной проблеме.

Начнем с изменившихся требований к содержательным и «формальным» признакам представляемых к защите диссертационных работ как кандидатского, так и докторского уровня, направленных на повышение качества диссертационных исследований.

В настоящее время экспертами ВАК обращается большое внимание на актуальные, неординарные, новые, инновационные темы и решаемые в их рамках проблемы [1]. В качестве примера приведем такие темы диссертаций, которые успешно защищены под моим научным консультированием и научным руководством: «Самоорганизация как основа развития колледжа» (О. Н. Арефьев, 2007), «Этнохудожественное воспитание учащихся в условиях сельского социума» (Г. С. Голошумова, 2007), «Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза в условиях информатизации образования» (Т. А. Матвеева, 2008), «Педагогические условия формирования экономической позиции учащихся старших классов» (В. И. Пачиков, 2005), «Педагогические условия обеспечения результативности образовательной системы колледжа» (Е. О. Дубровская, 2009), «Методика обучения компьютерной графике студентов вуза» (Т. В. Чернякова, 2010) и др.

К одному из важнейших направлений педагогических исследований следует отнести научное обеспечение реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Данная проблема стояла на повестке дня расширенного заседания Президиума РАО, состоявшегося 19-20 апреля 2010 г. в Нижнем Новгороде: обсуждались вопросы, посвященные проблемам нового качества воспитания, традиционным и инновационным подходам и принципам воспитания подрастающего поколения, подготовке педагогов к воспитательной деятельности в условиях функционирования «Новой школы». Эти и другие, не менее актуальные проблемы, касающиеся создания и эффективного функционирования «Нашей новой школы», привлекают большое внимание авторов современных педагогических исследований.

На заседании особого обсуждения удостоилась и проблема создания условий и выявления путей качественного улучшения аттестации психо-лого-педагогических кадров высшей квалификации. Также были затронуты аспекты системы психолого-педагогической подготовки учительских кадров как необходимого условия становления новой школы, изыскания возможностей привлечения практиков к научным исследованиям. В диссертационных советах в последнее время стало даже использоваться такое понятие, как «учительская диссертация».

Среди прочих вызвавших особый интерес и дебаты участников заседания был вопрос: может ли кандидат наук являться научным руководителем диссертанта, работающего над кандидатской диссертацией? Да, кандидатам наук не запрещено становиться научными руководителями, но для этого у них должны быть формальные признаки: наличие монографических изданий и статей в изданиях, включенных в перечень ВАК, т. е. создание и наполнение портфолио значимых научных работ, а также наличие ученой степени кандидата педагогических наук (не филологических, физико-математических, химических и др.!).

В совете по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном профессионально-педагогическом университете предъявляются требования достаточно высокого уровня: в частности, под научным руководством будущего соискателя ученой степени доктора наук на защиту должны представить кандидатские диссертации на актуальные и востребованные временем темы один - два аспиранта (соискателя), которые должны успешно защитить их на заседании диссертационного совета, грамотно оформить документы после защиты, обеспечив тем самым их благополучное прохождение в ВАК; кроме того, претенденты на докторскую степень должны иметь от 10-15 и более публикаций в изданиях, рекомендуемых ВАК.

Остановимся на теме количества и качества публикаций соискателя ученой степени по проблеме диссертационного исследования, которые прописываются в тексте автореферата. На сегодняшний день требования ВАК к публикациям соискателя следующие: для докторской диссертации количество публикаций в изданиях, включенных в реестр ВАК, - не менее семи, для кандидатской - как минимум, одна публикация.

В ВАК обсуждается вопрос об изменении требований к количеству публикаций, необходимых для защиты кандидатских и докторских диссертаций, в сторону увеличения их количества. Данный процесс медленно, но уже начался. Так, в настоящее время на защиту выходят соискатели ученой степени кандидата наук с двумя - тремя публикациями в изданиях, включенных в реестр ВАК, что, безусловно, приветствуется советами по защите докторских и кандидатских диссертаций.

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК, должны содержать концептуальную идею, выносимую на защиту соискателем, и отражать основное содержание диссертационного исследования. В содержании научной статьи обязательными являются наличие теоретического осмысления и обоснование методов, средств, организационных форм и условий, направленных на практическую реализацию заявленных в изыскании научно-педагогических подходов. Нам представляется, что прикладная направленность статьи не только «украшает» текст, но и способствует ее осмысленному восприятию, нацеливает читателя на практическое воплощение идеи, научно-методологических и научно-теоретических подходов, условий, представленных в ней.

Как известно, существует различный характер публикаций - научный и методический. К первым относятся монографии, статьи в журналах, сборниках научных трудов, материалах научно-практических конференций и семинаров; объем их должен быть не менее 0,5-1,0 п. л. (1,0 п. л. - 16 страниц текста через один интервал). Ко вторым - учебные пособия, методические рекомендации, разработки, наличие которых предназначено для получения ученых званий. В список публикаций диссертанта они могут быть вписаны, но их число не должно, по крайней мере, превышать количество научных публикаций автора исследования.

Особую группу занимают учебные пособия, изданные в центральных издательствах тиражом 3-25 тыс. экз., благодаря чему авторы становятся широко известными в педагогическом сообществе. Такие публикации учитываются при защите диссертаций не только кандидатского, но и докторского уровня.

Важно, чтобы статьи соискателя были опубликованы в разных журналах, рекомендованных ВАК, и носили не только региональный или, как это часто бывает, вузовский характер, а были напечатаны в разных регионах. Речь в данном случае идет о так называемой «географии» опубликованных работ. Для докторской работы предпочтительными являются центральные журналы, которые издаются, как правило, тиражами в несколько тысяч и десятков тысяч экземпляров и становятся достоянием достаточно большого круга читателей, интересующихся проблемами образования и воспитания. Это такие издания, как «Педагогика», «Народное образование», «Высшее образование сегодня», «Высшее образование в России», «Известия Российской академии образования (РАО)», «Известия университета РАО», «Профессиональное образование. Столица» и т. д., далее идут журналы, издаваемые в отделениях РАО (например, «Образование

и наука: Известия УрО РАО»), затем следуют вестники вузов: «Вестник Башкирского университета», «Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева», «Вестник Челябинского государственного педагогического университета» и др. В списке журналов, рекомендованных ВАК, имеются журналы, представляющие отдельные регионы (в частности, «Педагогический журнал Башкортостана», «Сибирский педагогический журнал», «Сибирский психологический журнал» и т. д.), но являющиеся значимыми для страны в целом.

Для кандидатской диссертации требования более щадящие - публикации в центральных издательствах не являются обязательными, достаточно размещения статьи в изданиях регионального уровня. Так, это может быть один из вестников вуза, который вошел в новый (на февраль 2010 г.) реестр изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации результатов докторских и кандидатских диссертаций.

Следует отметить, что практически все публикации являются платными, примерно 500-1200 и более рублей за одну печатную страницу. Для ассистентов и старших преподавателей это требование часто не «по карману». Однако если образовательное учреждение заинтересовано в своем работнике, то руководитель, как правило, изыскивает средства, чтобы помочь соискателю в финансовом отношении. Статьи аспирантов публикуются бесплатно. Для этого необходимо лишь представить в редакцию журнала справку о том, что автор статьи является аспирантом очной формы обучения.

При защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук обязательным требованием является публикация монографии. Предпочтителен ее выход в одном из центральных издательств тиражом не менее 500 экз. с присвоением номера 18БМ, который предполагает рассылку монографии в центральные библиотеки страны.

В ВАК обсуждается вопрос о том, стоит ли включать в список публикаций диссертанта тезисы докладов на научно-практических конференциях или только статьи, причем в журналах, которые имеют тираж, исчисляемый тысячами и десятками тысяч экземпляров. На сегодняшний день появился некий компромисс - включение в список работ материалов научно-практических конференций (объем публикации не менее трех -пяти страниц печатного текста), но не тезисов докладов.

К материалам докладов и выступлений требуется особое внимание. Желательно, чтобы они были апробированы и опубликованы на международных и всероссийских научно-практических конференциях. Хотя до сих пор мы допускали и публикации материалов региональных научнопрактических конференциий. Однако при этом учитывался статус конференции: например, конференция «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» является весьма значимой, так как она вносит ощутимый вклад в развитие образовательного пространства Уральского региона и ее опубликованные материалы вполне можно включать в список работ автора.

Теперь обратимся непосредственно к качеству содержания диссертационных работ. Здесь не всегда и не все обстоит хорошо и гладко. Укажем на некоторые недочеты, которые встречаются при подготовке и оформлении диссертационных исследований.

Во-первых, случается, что в автореферате соискатель ссылается на фамилии ученых, а эти фамилии не всегда присутствуют в библиографическом списке диссертации.

Во-вторых, порой в тексте диссертации очень слабо представлена работа соискателя с текстами первоисточников. Так, достаточно часто отсутствуют постраничные ссылки на цитируемые литературные источники, т. е. отсутствует культура работы с первоисточниками. Кроме того, трудно не заметить, что из текста в текст повторяются одни и те же известные фамилии, однако создается впечатление, что работ этих ученых соискатели и не читали, и не знают. Это иногда обнаруживается и на защите, прежде всего, кандидатских диссертаций (чего нельзя сказать по поводу докторских работ, в особенности тех, которые защищаются в той же предметной (педагогической) области, как и предшествующие им кандидатские).

В-третьих, бывает, что соискатель защищает диссертацию по актуальной, современной проблеме, а ссылается на литературу, изданную много лет назад. Без таких ссылок не обойтись, если работа соискателя носит историко-педагогический характер, но в инновационных исследованиях устаревшая библиография выглядит, по меньшей мере, странно. Справедливости ради заметим: случается, что новой литературы по той или иной проблеме просто не существует - она либо лежит в издательстве, либо еще не написана. В работе издательств до сих пор сохраняется определенная инерционность. От написания книги до ее издания проходит, как минимум, год - полтора, а за такой для нашего ускоряющегося времени длительный период рождаются новые подходы, новые принципы, концепции, парадигмы и пр. Примером тому является актуальнейшая проблема настоящего времени - воспитание подрастающего поколения. Воспитывать так, как воспитывали предыдущее поколение, уже нельзя. А как? У кого найдется по-настоящему правильный ответ на остро стоящую в обществе, семье проблему? Готово ли подрастающее поколение в условиях обновляющейся России творить и созидать на благо страны? Сформировано ли у них чувство патриотизма? И что такое «патриотизм» в современной ситуации? Эти и другие вопросы требуют серьезного и вдумчивого исследования и практического выхода.

В-четвертых, «слабыми звеньями» большинства диссертационных исследований являются обоснование, обработка и анализ экспериментальных данных, полученных в ходе проведенной опытно-поисковой, опытно-экспериментальной работы. Часто выборка испытуемых составляет не более 10-15 человек, а математические расчеты проводятся с точностью до сотых долей. Вероятность повторения такого результата практически нулевая. Встает вопрос: а надо ли производить такие точные вы-

числения? Безусловно, нет. То, что единицу нельзя разделить точно на три части, не означает, что «съесть одну конфетку на троих нельзя». И педагогические исследования от подобных математических расчетов не становятся более значимыми, и качество их не возрастает.

Кроме того, бывают диссертации, в которых очень трудно уловить педагогическую идею. Это выявляется и при ответах соискателя на вопросы на защите диссертации. Думается, что идею, выносимую на защиту, надо «прожить», она должна стать достоянием защищающего, только тогда защита будет праздником для самого соискателя, членов кафедры и диссертационного совета.

И еще одна проблема. Нередко на довольно продолжительном этапе «сбора формальных признаков» перед защитой у молодого человека желание защищаться проходит. Он идет зарабатывать деньги, так как наука требует их вложения, и постепенно отказывается от мысли завершить диссертационное исследование. Подобное происходит и со студентами: на первых курсах у многих из них есть желание заниматься наукой, которое на старших курсах исчезает. Чем объяснить такие изменения? Это может послужить одной из тем диссертационного исследования.

Мы остановились лишь на некоторых вопросах, связанных с повышением качества диссертационных исследований по педагогике. Это проблема комплексная, и решать ее можно только с помощью всех заинтересованных ученых-теоретиков, практических педагогических работников, общества и государства.

В заключение хочется пожелать удачи всем, кто вступил на путь науки.

Литература

1. Вершинина Н. А., Загузов Н. И., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Современное диссертационное исследование по педагогике: Оценка качества: кн. для эксперта. Саратов: Саратов. гос. соц.-экон. ун-т, 2006. 288 с.

2. Загвязинский В. И. О качестве диссертационных работ по педагогике // Образование и наука: Изв. УрО РАО. 2008. № 2(50). С. 3-19.

3. Ткаченко Е. В. О критериях оценки качества диссертационного исследования // Образование и наука: Изв. УрО РАО. 2009. № 2(59). С. 27-32.

4. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления развития психоло-го-педагогических исследований // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. 2005. № 6. С. 1-11.

5. Фельдштейн Д. И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии // Образование и наука: Изв. УрО РАО. 2008. № 2(50). С. 3-19.

К ЮБИЛЕЮ ВАЛЕНТИНЫ ЛАЗАРЕВНЫ ЗОРИНОЙ

Валентина Лазаревна Зорина - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая центром «Теория и технология Способа диалектического обучения», профессор Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

В. Л. Зорина родилась 13 июля 1940 г. в с. Бородино Боградского района Красноярского края. Имеет три высших образования: в 1962 г. окончила Красноярский сельскохозяйственный институт, в 1970 г. - Абаканский педагогический институт и в 1980 г. - Московский государственный заочный педагогический институт. В 1999 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», а в 2003 г. Валентине Лазаревне было присвоено ученое звание доцента. С 1979 г. она работает в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Валентина Лазаревна является одним из авторов способа диалектического обучения, который признан Международным центром педагогического изобретательства (патент № 126 от 29.03.96 г.). Данный метод, по своей сути, является принципиально новым подходом к учебному процессу, поскольку в нем задействованы в своем органическом единстве диалектический и исторический материализм, диалектика труда - учебный процесс никогда ранее не основывался на диалектике как универсальном инструменте познания.

Основная проблематика исследований В. Л. Зориной - диалектика учебного процесса, диалектика ступеней познания и общечеловеческой школы. В своих исследованиях ученый уделяет большое внимание разработке современного дидактического инструментария познания, способствующего совершенствованию учебного процесса и разрешению противоречий между богатым содержанием образования и неэффективными способами его усвоения субъектами образовательного процесса; необъективной оценкой знаний, выводимой учителем, и объективной самооценкой учащихся; природной любознательностью ребенка и его нежеланием учиться. Разработанный инструментарий стал основой еще одного ее педагогического изобретения - «Способа извлечения информации из читаемого текста», на которое в январе 2010 г. получено положительное заключение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ.

Результаты исследований В. Л. Зориной обобщены в монографиях «Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения» (2000), «Способ диалектического обучения: послевузовская подготовка преподавателя к реализации межпредметных связей» (2005), «Способ диалектического обучения: подготовка

учителя к формированию у учащихся системных знаний» (2010). Всего ученым опубликовано более 80 работ, в том числе 3 перечисленные монографии, 34 учебно-методических пособия, 48 научных работ, из них 7 в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

О признании продуктивной научно-педагогической деятельности В. Л. Зориной свидетельствуют медаль «За трудовое отличие» и Почетный знак «Отличник народного просвещения». Решением Ученого совета института от 09.04.2010 г. кандидатура Валентины Лазаревны рекомендована к присвоению почетного звания «Заслуженный учитель РФ».

Концептуальные идеи способа диалектического обучения привели к возникновению научной школы Гончарука - Зориной, которая развивает и реализует идею диалектического подхода к учебному процессу. Под руководством В. Л. Зориной на основе теории и технологии способа диалектического обучения защищено три кандидатских диссертационных исследования. Результаты проведенных и защищенных исследований подтверждают теоретическую глубину метода и его неограниченные возможности.

В 2005 г. педагоги, реализующие способ диалектического обучения, объединились в Красноярское региональное общественное движение «За способом диалектического обучения - будущее!», единогласно избрав председателем Совета движения Валентину Лазаревну Зорину.

Последователи Валентины Лазаревны убеждены в том, что она является идеалом ученого, в ней великолепно сочетаются этика научного труда и принципиальная честность, умение видеть глубину противоречий и находить рациональные варианты их решения, целеустремленность и далекое видение будущего, доброта и отзывчивость.

Педагогическое сообщество, коллеги и ученики искренне поздравляют Валентину Лазаревну с юбилеем и желают здоровья, новых идей и неисчерпаемых сил для очередного яркого витка развития в ее научной биографии.

ИНФОРМАЦИЯ

Окружная научно-практическая конференция НАУКА - ОБРАЗОВАНИЮ

Екатеринбург 6-8 декабря 2010 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Администрация полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Учреждение Российской академии образования «Уральское отделение» Российский государственный профессионально-педагогический университет Уральский государственный педагогический университет ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»

Приглашаем Вас принять участие в окружной научно-практической конференции «Наука - образованию», которая будет проходить 6-8 декабря 2010 года в г. Екатеринбурге. Конференция проводится при поддержке Правительства Свердловской области в рамках Года Учителя.

Цели конференции: предъявление потенциала фундаментальных и прикладных научных исследований Уральского региона, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений национальной образовательной политики, поиск эффективных механизмов интеграции науки и образования.

Участники конференции:

Представители субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа; руководители и специалисты региональных и муниципальных органов управления образованием, руководители и педагогические работники учреждений образования; руководители и научные работники Российской академии образования, Уральского отделения Российской академии образования, Уральского отделения Российской Академии наук, представители реального и банковского секторов экономики.

Планируется работа по следующим тематическим направлениям:

1. Интеграция науки и образования в целях опережающего развития

Вопросы для обсуждения:

• роль научных фундаментальных и прикладных исследований в развитии образования;

• проектный подход в интеграции науки и образования;

• новая школа - новое качество жизни;

• научные школы - опыт интеграции традиций и инноваций, фундаментальных и прикладных исследований, сотрудничества ведущих и молодых ученых;

• развитие сетевых форм организации инновационной деятельности в образовании и их научная поддержка;

• научно-образовательные, социо-культурные образовательные комплексы, инновационные кластеры и их роль в развитии образования;

• интеграция образования, науки и бизнеса в регионах;

• международное инновационное сотрудничество в сфере образования.

2. Научное сопровождение реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Вопросы для обсуждения:

• научное сопровождение перехода на новые образовательные стандарты;

• научное сопровождение развития системы поддержки талантливых детей;

• научное сопровождение совершенствования учительского корпуса;

• научное сопровождение сохранения и укрепления здоровья школьников;

• научное сопровождение изменения инфраструктуры образования;

• научное сопровождение расширения самостоятельности школ.

3. Научное обеспечение модернизации профессионального обра.-зования

Вопросы для обсуждения:

• пути устранения несоответствия структуры подготовки специалистов потребностям рынка труда;

• подготовка научно-педагогических кадров как главного ресурса модернизации образования;

• профессионально-педагогическое образование для инновационной экономики.

4. Научные исследования влияния современных социальнокультурных изменений на развитие человека

Вопросы для обсуждения:

• современная социальная ситуация функционирования и новые характеристики процесса развития современного ребенка;

• научные исследования когнитивного, социального и духовного развития детей;

• молодежные субкультуры, их влияние на образование и развитие человека;

• развитие адаптивности личности к изменениям и формирование креативных и социальных компетентностей, готовности к переобучению, образованию на протяжении всей жизни;

• педагог в ситуации социально-культурных изменений.

5. Научное прогнозирование развития образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросы для обсуждения:

• научное прогнозирование как основа выработки стратегии развития образования;

• прогнозирование потребностей в человеческих ресурсах, их распределения и квалификации;

• прогнозирование изменений в динамике педагогических кадров, их профессиональной и квалификационной структуры для экономики и для социальной сферы;

• интеллектуальный капитал региона и его роль в развитии образования.

Мероприятия конференции:

Инновационный Форум (мастер-классы, круглые столы, инновационные лаборатории, организуемые Научно-образовательными Центрами, НИИ и лабораториями, организациями - ассоциированными членами УрО РАО) с участием академиков и членов-корреспондентов РАО.

Медиавыставка и выставка «Интеграция науки и образования в целях инновационного развития» (выставка-презентация изданий УрО РАО, презентация журнала «Образование и наука. Известия УрО РАО», презентация инновационных продуктов образовательных

и научных учреждений, результатов научно-образовательных проектов)

Принимаются заявки на проведение в рамках Инновационного Форума мастер-классов, круглых столов, инновационных лабораторий и др.

Условия:

1. Заявляемая тема должна раскрывать формы интеграции науки и образования по приоритетным направлениям национальной образовательной политики.

2. Заявляемое мероприятие должно объединять в совместной работе ученых и практиков образования.

3. Участие в работе известных ученых вузов и УрО РАО.

4. Организаторами могут выступать ОУ, НОЦы, методические, информационные и ресурсные центры, лаборатории, научно-исследовательские институты, муниципальные органы управления и др.

5. Оргкомитет конференции осуществляет информационную поддержку мероприятия, а также координационные функции.

6. Организаторы представляют в оргкомитет заявку (заверенную печатью учреждения-организатора), программу проведения мероприятия и пресс-релиз в срок до 1 октября 2010 года

7. Оргкомитет на основе поступивших заявок отбирает и приглашает к участию авторов наиболее интересных программ.

Форма заявки:

Председателю оргкомитета конференции Действительному члену РАО Г. М. Романцеву

Учреждение (наименование учреждения) в лице ___________________ действующего на основании___________________________________________берет

на себя инициативу проведения в рамках окружной конференции «Наука - образованию» __________(наименование мероприятия) на тему:_______________

В мероприятии будут принимать участие:

Мероприятие будет проходить по адресу:

Ответственный организатор:

Программа и пресс-релиз прилагаются

Подпись. Печать.

Предусматриваются следующие формы участия в конференции:

• очное участие;

• заочное участие.

По результатам работы конференции будет издан сборник материалов. Лучшие статьи по итогам конференции публикуются в журнале «Образование и наука. Известия УрО РАО» (журнал включен в список ВАК).

Условия участия

Для участия в конференции и своевременной подготовки изданий материалы и статьи необходимо ПРЕДСТАВИТЬ до 1 ноября 2010 года;

Требования к оформлению материалов для публикации в сборнике

Тексты предоставляются на электронных носителях в редакторе Ms Word (с расширением *.doc или *.rtf); параметры страницы (поля - все по 2,5 см.); шрифт (Times New Roman; 14 кегль для основного текста и 12 кегль для таблиц и примечаний; заголовок статьи оформляется прописными буквами, 14 кеглем, полужирным начертанием); выравнивание основного текста по ширине с автоматической расстановкой переносов, заголовок выравнивается по центру без использования переносов; одинарный межстрочный интервал; автоматический отступ первой строки -0,75 см.; пронумерованные в порядке цитирования сноски в квадратных скобках выносятся в концевые примечания; обязательно различие при печати тире и дефиса; используются только треугольные кавычки « ». Список цитируемых источников информации приводится в конце статьи в алфавитном порядке, оформляется по ГОСТу 7.1-2006. В названии файла указывается фамилия автора.

Статьи необходимо тщательно вычитывать и соблюдать указанные требования. За содержание представленных к публикации материалов ответственность несет автор. Материалы, отправленные с опозданием, не

соответствующие тематике конференции и (или) редакционным требованиям, не рассматриваются. Принятые материалы не возвращаются.

Для сборника материалов конференции объем - 6 страниц. Материалы, объемом менее или более 6 страниц к печати не принимаются.

Для публикации в журнале объем статьи должен быть не менее 12 страниц. Менее 12 страниц к печати не принимаются. Требования к оформлению статей для публикации в журнале размещены на сайте: http://urorao.rsvpu.ru/ Публикация в журнале осуществляется на основе конкурсного отбора по итогам конференции. Результаты отбора дополнительно сообщаются автору.

Оплачивается только публикация в сборнике материалов конференции. Стоимость публикации - 350 руб.

Оплату с пометкой за публикацию материалов ОНПК «Наука образованию» направлять на банковские реквизиты УрО РАО:

Учреждение Российской академии образования «Уральское отделение» Россия, 620012, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11

Код дохода 57330201010010000130

Назначение платежа: информационно-консультационные услуги УФК по Свердловской области (УРО РАО, л/сч 03621057320)

ИНН 6663080273 КПП 667301001

ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛ. Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

Р/с 40503810400001000060 БИК 046577001

ОКВЭД 73.10, ОКПО 56969032, ОГРН 1026605617191, ОКАТО 65401000000

Фактический адрес: Свердловская область, г. Екатеринбург,

ул. Луначарского 85 а

Юридический адрес: Россия, 620012, Свердловская обл.,

г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11

Договор на зам. председателя Шевченко В. Я., действующего на основании доверенности № 9 от 11.01.2010 г.

Форма заявки участника конференции:

Фамилия

Имя

Отчество

Должность

Ученая степень

Ученое звание

Место работы (или учебы)

Почтовый индекс, рабочий адрес, телефон с кодом города (факс, E-mail)

Почтовый индекс, домашний адрес (без сокращений), телефон с кодом города (факс, E-mail)

Тематическое направление

Название научной публикации автора:

Соавтор(ы)

Форма участия (нужное подчеркнуть) Очная Заочная

Техническое обеспечение доклада (указать необходимое оборудование и программное обеспечение)

Дата и время приезда

Необходимость бронирования гостиницы (указать возможную стоимость номера)

На адрес оргкомитета одновременно высылаются: квитанция об оплате оргвзноса (копия), материал в сборник конференции (6 стр.), статья в журнал «Образование и наука» (если участник принял решение участвовать в конкурсе статей); заявка участника конференции.

Адрес оргкомитета:

620075, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 85а, Уральское отделение Российской академии образования, e-mail: [email protected]

Ответственный секретарь Журавлева Алиса Федоровна,

телефоны: (343) 350-51-41, (343) 350-47-08(факс).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.