Научная статья на тему 'Диссертационный совет по педагогическим наукам БГПУ им. М. Акмуллы в системе подготовки и аттестации научно-педагогических кадров'

Диссертационный совет по педагогическим наукам БГПУ им. М. Акмуллы в системе подготовки и аттестации научно-педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ / ДИССЕРТАЦИЯ / ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ / СОИСКАТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / DISSERTATION COUNCIL / DISSERTATION / TO DEFEND A DISSERTATION / POSTGRADUATE / PEDAGOGICAL RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайсина Гузель Иншаровна

В статье представлен анализ деятельности диссертационного совета по педагогическим наукам БГПУ им. М.Акмуллы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISSERTATIONAL COUNCIL ABOUT PEDAGOGICAL SCIENCES BCPU IT. M.

The analisys of dissertation council of BSPU is shown in the article.

Текст научной работы на тему «Диссертационный совет по педагогическим наукам БГПУ им. М. Акмуллы в системе подготовки и аттестации научно-педагогических кадров»

Г.И.Гайсина

ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАУКАМ БГПУ ИМ. М.АКМУЛЛЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Ключевые слова: диссертационный совет, диссертация, защита диссертации, соискатель, педагогическое исследование. Аннотация: В статье представлен анализ деятельности диссертационного совета по педагогическим наукам БГПУ им. М.Акмуллы.

От автора. Юбилейный номер «Педагогического журнала Башкортостана» - это наша общая радость и гордость. За ними - невидимый для всех кропотливый, ответственный труд авторов, главного редактора и членов редколлегии по подбору и отбору материалов по высоким планкам требований рецензируемого издания. Дотянуться до этой планки было нелегко, а удержаться на ней - еще сложнее. В нелегкое для научного сообщества время коллегам должны быть понятны наши чувства удовлетворения и оптимистической надежды, наше желание быть читаемыми и цитируемыми.

Немалую долю в дело становления нашего журнала как научного рецензируемого издания внес диссертационный совет по защите докторских диссертаций при БГПУ им. М. Акмуллы. Юбилейный выпуск журнала совпал с пятилетним юбилеем совета (в нынешнем его составе) и в связи с этим дал возможность представить анализ его деятельности, успешных результатов и проблем, обозначить перспективные пути повышения качества его работы.

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы представляет собой крупный образовательный и научный центр региона, входящий в число ведущих педагогических вузов России. В 2009 году он успешно прошел процедуры международной и государственно-общественной аккредитации, подтвердив соответствие образовательного процесса требованиям университета и международным стандартам качества ИСО 2000. Помимо этого особенно важным в свете представленных в статье материалов нам видится факт экспертного подтверждения Российской академией образования соответствия процесса организации исследований в области педагогики и психологии в университете требованиям РАО.

В структуре БГПУ им. М. Акмуллы с 1993 года (председатель совета - член-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор К.Ш. Ахияров) функционирует и успешно решает стратегическую задачу подготовки научно-педагогических кадров диссертационный совет Д 212.012.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций по научным специальностям

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки),

13.00.08 - теория и методика профессионального образования (педагогические науки). На сегодняшний день это единственный профильный диссертационный совет по педагогическим наукам, функционирующий в Республике Башкортостан.

В своем нынешнем составе совет функционирует с 2005 года согласно приказу Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ от 15 июля 2005 г. за №896-в. Председателем диссертационного совета является ректор БГПУ им. М. Акмуллы, доктор педагогических наук, профессор Р.М. Асадуллин. В состав совета входят 18 членов, из них 16 докторов педагогических наук (Р.М. Асадуллин, А.Ф. Амиров, К.Ш. Ахияров, В.Л. Бенин, В.И. Баймурзина, А.С. Гаязов, Г.И. Гайсина, С.Г. Гильмиярова, П.П. Козлова, И.М. Синагатуллин, Ф.Ш. Терегулов, Р.М. Фатыхова, Э.Ш. Хамитов, В.Э. Штейнберг, Ю.И. Юричка, В.М. Янгирова), доктор философских наук (В.С. Хазиев) и доктор психологических наук (А.З. Рахимов). Из числа членов совета два (К.Ш. Ахияров и А.С. Гаязов) являются членами-корреспондентами РАО.

Сегодня диссертационный совет по педагогическим наукам Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы представляет собой высококвалифицированное научное сообщество ученых, своей научно-консультационной и экспертной деятельностью вносящих значимый вклад в подготовку научно-педагогических кадров как Республики Башкортостан, так и Приволжского региона в целом. За последние пять лет в диссертационном совете были успешно защищены и утверждены Высшей аттестационной комиссией 67 диссертационных работ, из них 6 - на соискание ученой степени доктора педагогических наук и 61 - кандидата педагогических наук.

Анализ содержания и результатов функционирования диссертационного совета позволяет с полной уверенностью утверждать, что своей деятельностью он в полной мере способствует развитию научно-образовательного потенциала региона. В разные годы диссертационные работы на соискание ученых степеней доктора и кандидата педагогических наук успешно защитили аспиранты и соискатели, представляющие образовательные учреждения разного уровня не только Республики Башкортостан, но также и гг. Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск, Оренбург, Тольятти, Нижнекамск, Нижний Тагил, Сатка и др. Среди соискателей ученых степеней учителя общеобразовательных школ, педагоги учреждений дополнительного образования, преподаватели учреждений среднего и высшего профессионального образования, работники системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

По решению диссертационного совета по педагогическим наукам при БГПУ им. М. Акмуллы и ходатайству перед Высшей аттестационной комиссией ученые степени доктора и кандидата педагогических наук были присуждены преподавателям вузов, таких как Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Башкирский государственный университет, Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный медицинский университет, Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. З. Биишевой, Бирская государственная социальнопедагогическая академия, Челябинский государственный университет, Челябинский государственный педагогический университет, Российский государственный профессиональнопедагогический университет, Уральский государственный педагогический университет, Магнитогорский государственный университет, Нижнекамский химико-технологический институт и др. Несомненно, данные факты отражают определенную степень доверия коллег диссертационному совету БГПУ им. М.Акмуллы и служат показателем уровня его авторитета в научно-педагогическом сообществе.

В диссертационных работах на соискание ученой степени доктора педагогических наук, успешно защищенных в совете, были представлены решения крупных научных проблем, имеющих важное значение для дальнейшего развития педагогической теории и практики. Тематика докторских диссертаций охватывала такие актуальные и важные проблемы, отражающие основные тенденции развития научно-педагогического знания и образования, как этнопедагоги-ческие основы регионализации российского образования; институциональная интеграция высшего профессионального педагогического образования; развитие межнациональных отношений студенческой молодежи в системе педагогического образования; система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования.

Справедливо будет подчеркнуть, что все защищенные в совете докторские исследования - результат пролонгированного научного поиска ученых, концептуального решения исследуемой ими крупной научной проблемы. Все члены совета, как правило, с волнением испытывают особое чувство сопричастности к решению данной проблемы, а также чувство глубокого удовлетворения при успешной защите докторской диссертации соискателем, глубоко понимающим и убежденно отстаивающим свои научные позиции, свои научные идеи.

Тематика значительной части диссертаций, защищенных в совете за последние пять лет, охватывала актуальные проблемы современного профессионального образования. Обобщенный анализ тематики диссертационных работ по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования - позволил выделить основные направления

научно-педагогических исследований: реализация компетентностного подхода в высшем образовании; управление качеством профессиональной подготовки будущих учителей в образовательном процессе педагогического вуза; формирование готовности преподавателей вуза к использованию дистанционных образовательных технологий; подготовка будущих учителей к применению информационных технологий и компьютерных средств обучения в школе; система педагогической оценки качества подготовки специалистов в учреждении дополнительного профессионального образования; формирование профессиональносубъектной позиции студентов педвуза в процессе педагогической практики; формирование духовно-нравственных ориентаций студентов учебных заведений среднего профессионального образования и др.

Свою особую задачу диссертационный совет по педагогическим наукам видит в поддержке научных изысканий талантливых в научном плане учителей-исследователей, активно участвующих в разработке и реализации инновационных подходов к организации образовательного процесса общеобразовательной школы. Например, научные исследования соискателей ученой степени кандидата педагогических наук, являющихся школьными учителями, были направлены на решение таких научно-педагогических проблем, как формирование социальной активности и гражданской позиции старших школьников; патриотическое воспитание школьников в условиях современного сельского социума; духовнонравственное и гражданское становление личности; развитие познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности; формирование индивидуальных творческих траекторий старшеклассников в образовательном процессе и др.

Заметно усиление внимания исследователей к поиску путей решения актуальных социально-педагогических проблем, среди которых: семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организационно-педагогические факторы успешности социализации воспитанников детского дома; профилактика девиантного поведения детей и подростков. В связи с этим необходимо отметить, что современное проблемное поле социальной педагогики достаточно обширно и мало исследовано, возрастает научнотеоретическая и практическая значимость каждой диссертационной работы в этой области.

Однако значительное число успешно защищенных и утвержденных диссертационных работ еще не означает, что на предварительное рассмотрение совета не представлялись работы, не вполне отвечающие нормативным требованиям. Как в любом другом совете, идет длительная консультативная работа президиума, членов совета и экспертов, направленная на оказание научно-методической помощи соискателю, на повышение уровня представленной им научной работы.

Останавливаясь на типичных недостатках в содержании диссертационных работ, отметим следующее. Нередко в теме представляемых диссертаций не отражается решаемая проблема, не понятны ее научный смысл и значимость, что свидетельствует о неумении диссертанта сформулировать, вычленить защищаемую проблему.

Частые нарекания экспертов совета по кандидатским диссертациям вызывает слабая согласованность предмета, цели и задач исследования, гипотезы и положений, выносимых на защиту.

О низкой культуре научного труда определенного числа соискателей ученой степени свидетельствуют недостаточный уровень их методологической подготовки, «скромный» набор и недостаточная корректность применяемых методов научно-педагогического исследования, слабая аргументация и доказательность выдвигаемых положений и выводов, небрежность цитирования. Последнее характерно не столько для аспирантов, которые за годы обучения в аспирантуре прошли специальные курсы обучения по вопросам методологии и методов педагогического исследования, сколько для соискателей, находящихся «в свободном плавании» и потерявших за многие годы тесные связи с научно-педагогическим сообществом.

В процессе процедуры защиты диссертации соискатели порой затрудняются ответить на «классические» вопросы членов совета, а именно: «Что нового представлено в Вашей работе?», «Чем отличается Ваш подход к решению проблемы от предшественников, которые занимались или занимаются исследуемой проблемой?».

Несмотря на заметный рост качественных показателей кандидатских диссертационных работ последних лет, расширение их теоретической и эмпирической базы, продолжает иметь место излишнее теоретизирование, несогласованность программы педагогического эксперимента с выдвинутыми теоретическими положениями и гипотезой, отсутствие анализа зарубежной теории и практики.

Заседание вАк Минобрнауки России 17 декабря 2007 года отметило, что самым принципиальным вопросом всей работы по аттестации научно-педагогических кадров высшей квалификации является серьезное повышение уровня требований к кандидатским и докторским диссертациям. Это отразилось, в частности, и в том, что экспертный совет ВАК по педагогике и психологии, руководствуясь указаниями президиума ВАК, существенно повысил требования, предъявляемые не только к докторским, но и кандидатским диссертациям. Вслед за указанными действиями ВАК диссертационный совет по педагогическим наукам при БГПУ им. М. Акмуллы определил меры по повышению эффективности своей работы, которые реализуются и в настоящий период.

Диссертационный совет следует Положению о порядке присуждения ученых степеней в части экспертизы диссертаций и оформления аттестационных дел. Пристальное внимание уделяется степени соответствия содержания диссертаций заявленной научной специальности и полноте отражения материалов диссертации в публикациях соискателей, ибо это в значительной мере является показателем качества экспертизы на этапе предварительного рассмотрения работ.

К мерам дальнейшего повышения эффективности своей работы диссертационный совет относит:

- повышение требовательности к работе экспертов совета по определению степени отражения основных результатов исследования в публикациях соискателя;

- обязательное ознакомление экспертов совета с содержанием публикаций соискателя в рецензируемых журналах и изданиях, призванных широко отражать результаты исследования;

- предъявление строгих требований как к объему, жанровому виду публикаций соискателя, так и их «географии»;

- тщательная проработка советом формулировок всех положений заключения по диссертации;

- строгое следование Положению при назначении официальных оппонентов по диссертации из числа наиболее компетентных в соответствующей отрасли науки и исследуемой проблеме ученых, призванных сказать решающее слово в процедуре оценки качества диссертаций.

Совет не допускает случаи защиты диссертаций без научной дискуссии и полемики. Как правило, в процедуре дискуссии по проблеме и теме защищаемой диссертационной работы принимают участие семь-восемь членов совета. В своих выступлениях они подчеркивают достоинства выполненной работы, высвечивают положительные стороны личности соискателя как исследователя, одновременно обращая внимание присутствующих на недочеты и слабые стороны как исследования, так и формы представления его результатов соискателем.

К факторам обеспечения качества работы совет относит не только высокую требовательность к принимаемым на предварительное рассмотрение и защиту диссертационным работам, но и одновременно доброжелательное отношение к личности соискателя. Для педагогического вуза, призванного не только пропагандировать, но и демонстрировать лич-ностно ориентированное отношение к человеку во всех сферах его жизнедеятельности, внимательное, а точнее «дидактическое», отношение к молодым исследователям должно стать нормой профессионального общения.

Президиум диссертационного совета создает необходимые условия для того, чтобы заседания проходили в деловой, конструктивной и заинтересованной атмосфере экспертного анализа и обсуждения, с соблюдением норм научной и профессиональной этики. Всем членам совета свойственны научная принципиальность и требовательность к качеству диссертационных работ и одновременно доброжелательное отношение к исследователям. Еще на этапе предварительного рассмотрения работ соискатели могут всегда рассчиты-

вать на консультативную помощь, советы и рекомендации президиума и членов совета по совершенствованию содержания диссертационной работы или автореферата.

Совет считает, что для значительного повышения качества представляемых для предварительного рассмотрения и последующей защиты диссертационных работ должны соблюдаться следующие условия:

- усиление требовательности к кафедрам, лабораториям, Ученым советам вузов и НИИ, определяющих и утверждающих тематику диссертационных работ (актуальность, формулировка);

- преимущественно очное участие соискателей в научных конференциях, научных дискуссиях по вопросам, касающихся проблемы их научного исследования, с целью выработки навыков публичной защиты научной работы;

- более тщательная и объективная процедура предварительной экспертизы диссертационной работы в организации, где она выполнялась или к которой был прикреплен соискатель;

- практика проведения процедуры дополнительной предварительной экспертизы в организации, при которой создан диссертационный совет;

- привлечение к процедуре предварительного рассмотрения диссертационной работы в совете ученых-специалистов, работников организации, при которой создан совет, являющихся специалистами в данной научной проблеме и др.

Повышению качества диссертационных исследований по педагогическим наукам, несомненно, способствует систематическая научно-методическая работа по развитию исследовательской культуры аспирантов и соискателей. Так, в БГПУ им. М. Акмуллы в целях повышения культуры научного мышления и научного поиска молодых исследователей в области педагогики, начиная со старших курсов бакалавриата, затем в магистратуре по направлению «Педагогика» и заканчивая аспирантурой, планомерно осуществляется процесс специального обучения студентов, магистрантов и аспирантов научной деятельности. Включенные в учебный процесс специальные курсы «Методология и методы педагогического исследования», «Педагогика высшей школы», «Психолого-педагогическая диагностика», «Методика подготовки, оформления и защиты научной работы» занимают значительное место в целостном процессе формирования исследовательской компетентности и культуры научного труда молодых исследователей в области педагогики.

В целом, подводя итог пятилетней деятельности диссертационного совета по педагогическим наукам при Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы, можно сделать следующие выводы. Диссертационный совет занимает достойное место в системе подготовки и аттестации научно-педагогических кадров региона. В процессе своей напряженной работы он направляет свои усилия на обеспечение качества и объективности экспертизы представляемых диссертационных работ, осознает меру ответственности за принимаемые решения, стремится обеспечить высокий уровень требований как к содержанию диссертационных работ, так и к качеству своей деятельности.

Мы надеемся, что следующее пятилетие познакомит нас с новыми интересными именами молодых ученых, серьезными фундаментальными и прикладными исследованиями в области педагогической науки и практики, которые, в целом, продвинут научно-теоретическое знание и современное отечественное образование на более высокий уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.