О КАЧЕСТВЕ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Ключевые слова: диссертационное исследование, качество, перспективность исследования, когнитивная визуализация, субъектно-деятельностный подход, инструментальная дидактика.
Аннотация: Рассматриваются проблема повышения качества диссертационных исследований и роль диссертационных советов в ее решении с учетом подчинения структуры образовательного процесса в высшей школе и логике науки, и логике становления студента как субъекта профессиональной компетенции; предполагается поисковая разработка дизайн-технологии, способствующей выполнению диссертационного исследования благодаря применению методов и средств когнитивной визуализации знаний, графического сгущения информации, эвристических приемов и наводящих вопросов.
Повышение уровня диссертационных исследований по педагогике, то есть их научной новизны и практической полезности, - ключевое направление деятельности диссертационных советов, в значительной мере определяющее перспективы педагогической науки и профессионального педагогического образования. Однако тематика и качество диссертационных исследований не всегда соответствуют задачам осуществляемой в настоящее время модернизации системы отечественного образования. В этих условиях миссия диссертационных советов и входящих в них ученых - оптимизировать работу по экспертизе и доведению диссертационных исследований до необходимых параметров, используя специальные технологии и накопленный опыт, одновременно поднимая планку требовательности к представляемым к защите работам.
Полагаем, что традиционные методические указания по выполнению диссертационных исследований, которые, как правило, сводятся к описанию общих требований по выполнению работы, также нуждаются в содержательном обновлении. Их назначение - помогать соискателю в правильном выборе задачи/проблемы исследования; в выстраивании аппарата, плана и инструментария поиска; в оформлении и практическом приложении результатов исследования. Но главное - обосновывать и разрабатывать методы и средства такой реализации стандарта профессиональной деятельности учителя-предметника, которая станет целью, ориентиром. А это означает подчинение структуры образовательного процесса в высшей школе и логике науки, и логике становления студента как субъекта профессиональной компетенции. То есть любые исследования, и диссертационные в первую очередь, не просто набор идей и концепций (а порой и эклективных нагромождений), не способ презентации себя с помощью научных терминов, а научные разработки, ориентированные прежде всего на совершенствование образовательного процесса, центр которого -развивающаяся личность. Также представляется перспективным усиление практи-
ческой направленности диссертационных исследований, их проектной составляющей, то есть включение в арсенал соискателя (и членов диссертационного совета) методов педагогического дизайна и его элементов проектирования в диссертационных исследованиях. Считаем, что это облегчит актуализацию скрытых ресурсов исследования и выявление его недостатков. С качеством диссертационного исследования связаны такие параметры, как перспективность темы и замысла решения задачи; инновационность; адекватность исследовательского и проектного инструментария поиска; эффективность средств визуального отображения узловых компонентов проблемы/концепции решения/результатов работы; достоверное опытноэкспериментальное подтверждение идеи исследования; технологическое обеспечение использования результатов на практике; научность стиля текста диссертации.
В то же время следует подчеркнуть, что любые исследования, в том числе бакалаврские и магистерские, нацелены на решение актуальных задач совершенствования системы образования. В настоящее время перспективность исследования приравнивается к актуальности и прагматичности (термин «прагматичность» сегодня, к сожалению, воспринимается иначе, чем прежде). Прагматичность же исследований, по нашему мнению, связывается с существованием реальной педагогической действительности и наличием в ней множества проблем, требующих изучения, поскольку известно, что исследования должны совершенствовать образовательный процесс (ибо для чего нужна наука, не выполняющая прогнозной функции?!).
Дизайн-технология, способствующая разработке столь различных аспектов исследования, должна строиться на методах и средствах когнитивной визуализации знаний, графического сгущения информации, эвристических приемах и наводящих вопросах, а вектор такой технологии - совпадать с глобальными тенденциями развития педагогики - субъектно-деятельностным подходом, инструментальной дидактикой, когнитивной визуализацией знаний и т.п. Любой исследователь ответственен за ту область, в которой он трудится, а это означает, что мы - вуз, научное сообщество, экспертное сообщество - призваны не только выносить ту или иную оценку исследователю и его работе, но и помогать совершенствоваться ему как ученому. Потому и необходимы методологические и теоретические семинары, обмен опытом между вузами и советами, приглашения ученых с именем, так как любое их выступление - школа для молодых исследователей.
В настоящее время в Российской Федерации действуют три тысячи четыреста пятьдесят семь различных диссертационных советов (вузовские и межвузовские -объединенные, докторские и кандидатские). Не секрет, что в отношении некоторых из них накопились серьезные нарекания: более чем в трехстах пятидесяти не прошло ни одной защиты; в некоторых регионах много советов по одной тематике, но в то же время там защищено менее двух десятков работ. Поэтому перед ВАК встала задача: в целях совершенствования уровня работы оставить примерно тысячу семьсот советов. Работа по аттестации советов уже привела к тому, что сегодня тысяча из них прекратила свою деятельность; еще продолжают работать две тысячи сто советов, и крайне важно, чтобы качество их работы было должным.
Для проработки возможности создания дизайн-технологии педагогического диссертационного исследования и проведения соответствующих поисковых работ сформирован творческий коллектив из членов Диссертационного совета (Д212.012.01) при Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы, Научной лаборатории профессионального образования РАО и Научной лаборатории дидактического дизайна (БГПУ имени М. Акмуллы - Академия профессионального образования). Планируется подготовить и использовать методические рекомендации следующей тематики: предварительная экспертиза плани-
руемого диссертационного исследования по критериям научной новизны и полезности; оценка перспективности темы диссертационного исследования по критериям инновационности и творческого замысла; методологический инструментарий и визуальные средства поддержки поисковой работы; графические средства визуального отображения составляющих диссертационного исследования - проблема, концепция, решение, результаты исследования; опытно-экспериментальное подтверждение замысла исследования и готовность педагога к его выполнению; технологическое обеспечение применения и развития результатов исследования; качественное представление результатов работы, характеристики и аппарата при оформлении диссертационного исследования; научность стиля текста диссертации.