Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ ГАРМОНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ ГАРМОНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЯ / МАТЕМАТИКА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ / ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ГАРМОНИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Арашина А.С., Арашин С.Н.

В статье рассматриваются основные трактовки понятия гармония.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ ГАРМОНИЯ»

2. Арашин С.Н. Гармония как свойство самоорганизующихся систем//Наука в решении проблем верхнекамского региона: Сб. научн. труд. Вып. № 4. Березники, 2005.

3. Арашин С.Н. Гармония, как путь формирования гуманитарного мировоззрения//Высокие технологии в промышленности России и методические особенности преподавания в техническом вузе: Матер. регион. научн.-практ. конф. Пермь, 2004.

4. Сороко Э. М. Структурная гармония систем. Минск: Наука и техника. 1984.

5. Фролов Б.А. К истокам познания и творчества//Гипотезы, прогнозы (Будущее науки). Межд. ежег. М.: Знание, 1990.-Вып. № 23.

Арашина А. С. студент 3 курса институт философии СПбГУ

Арашин С.Н. старший научный сотрудник кафедра экономики ПГНИУ

филиал в г. Березники Пермского края ОСНОВНЫЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ ГАРМОНИЯ

В статье рассматриваются основные трактовки понятия гармония.

Ключевые слова: гармония, математика, эстетическая гармония, философское понимание гармонии.

Гармония (от греческого aphovia) - связь, стройность, соразмерность частей. Под гармонией зачастую понимают механизм самонастройки и саморазвития [3], а также свойство самоорганизующихся систем [4]. При этом в воззрениях на гармонию следует отметить четыре важных аспекта: математический, эстетический, художественный и философский.

Математическое понимание гармонии было характерно для ранних этапов развития учения о гармонии. «Гармония трактовалась как соразмерность, пропорциональность отдельных частей, а также частей и целого. Такое внешнее, формальное толкование гармонии, выделяющее, прежде всего количественную математическую сторону, было характерно для пифагорейцев и мыслителей средневековья» [6, С.85].

В XVII веке «математические» взгляды пифагорейства на гармонию воспринял и развил И. Кеплер. С утверждением, что математическое понимание гармонии основано на «формальном толковании гармонии» можно согласиться лишь отчасти. Дело в том, что в понятия «математика», «гармония» пифагорейцы, и философы средневековья вкладывали глубинный, космический смысл. А. Ф. Лосев утверждал, что «пифагорейство дало вместо настоящей (платонической) диалектики свою собственную, пифагорейскую диалектику, и имя ей - математика». Более того

«пифагорейство вырабатывает немало схем, совершено непонятных без скрытой диалектики...» [7]. Математическая количественная сторона играла в таком мировоззрении важную роль.

Гармония как объективное проявление окружающего мира является той базой, на которой строятся качественные характеристики содержания культурного идеала человечества, в том числе и эстетического. В эстетике гармония - это одна из определяющих категорий, которая отражает закономерный характер развития реальности, внутреннюю и внешнюю согласованность, целостность и соразмерность содержания и формы эстетического объекта.

Эстетическая гармония - «это внешне непротиворечивое целое, в котором все элементы уравновешены. Качественное же различие и противоположность есть свойство отношений между формами совершенного. Гармония есть «частный случай» совершенного, выражающий тенденцию развития в объективной реальности, т.е. в эстетическом аспекте это - прекрасное»[10]. В эстетике гармония содержательно совпадает с понятием о прекрасном, о красоте как единстве многообразного.

В.П.Шестаков, соглашаясь с тем, что гармония это нечто целое, несогласен с утверждением о её непротиворечивости. Он считает, что в гармонии «существует качественное различие и даже противоположность составляющих её элементов»[9]. Художественное понимание гармонии, выработанное в эстетике нового времени предполагает наряду с соответствием между однородными элементами единство противостоящихкатегорий эстетики: прекрасного и безобразного, трагического и комического, возвышенного и низменного. Борьба этих категорий противоречащих друг другу ведёт к тому, что художественная гармония приобретает динамику, наполняется жизнью, проникает во внешний мир. Но связывать гармонию только с эстетикой и художественным освоением мира было бы неверно.

Гармония - это универсальный принцип самоорганизации природной и культурной среды, являющийся «результатом движения, уничтожающего дисгармонию» [8].

С философской точки зрения гармония - прежде всего высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимное соответствие различного в составе целого, отвечающего критериям совершенства, красоты. Такое понимание основано на осознании сложности, многозначности, диалектичности гармонии. Оно синтезирует в себе все особенности и нюансы представлений о гармонии, диалектически переосмысливая их и позволяя создать стройную теорию гармонии.

Использованные источники:

1. Арашина А.С., Арашин С.Н. Философия золотого сечения//е-Экономика и социум [Электронный ресурс]. - URL: http://www.iupr.ru

2.Арашина А. С., Буглак Н. С. Э. М. Сороко и философия золотого

сечения//Псторыя Магшёва: мiнулае i сучаснасць: зборшк навуковых працы удзельшкау IX Мiжнар. навук. канф.- Магшёу: МДУХ, 2015.

3. Арашин С.Н. Гармонизация как метод самонастройки и саморазвития //Наука в решении проблем Верхнекамского региона: Сб. матер. научн.-практ. конф. БФ ПГТУ: Березники, 2005.

4. Арашин С.Н. Гармония как свойство самоорганизующихся систем//Наука в решении проблем верхнекамского региона: Сб. научн. труд. Вып. № 4. Березники, 2005.

5. Арашин С.Н., Арашина А.С. К вопросу возникновения представлений о гармонии//Теория и практика современной науки [Электронный ресурс]. -URL: http://modern-j.ru/domams_data/files/4/Arashma0/o20A.S..pdf

5. Волошинов А.В. Математика и искусство.- М.: Просвещение, 1992.

6. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука [Электронный ресурс]. - URL: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/5881/ogl.shtml

7. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. т.26, ч.П. С.588.

8. Шестаков В. П. Гармония как эстетическая категория. М.,1979. С.221.

9. Яковлев Е. Г. Эстетика: Учебное пособие. - М.: Гардарики,1999. С.46.

Арашина А. С. студент

институт философии СПбГУ Слащёва Я. С. старший преподаватель кафедра ЕГН ПГНИУ

филиал в г. Березники Пермского края ПРИНЦИП КОММУНИКАТИВНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Статья посвящена вопросам формирования коммуникативных компетенций у студентов неязыковых специальностей вузов.

Ключевые слова: коммуникативность, коммуникативная компетенция, студенты неязыковых специальностей.

The article is devoted to questions of formation of communicative competence of students of non-linguistic specialties.

Key words: communicativeness, communicative competence, students of non-linguistic specialties.

Потребности современного общества таковы, что от специалиста требуется способность разрешать разнообразные проблемы теоретического и практического характера. Профессионал не только должен обладать видением профессиональной и коммерческой перспективы, быть конкурентоспособным в динамично изменяющихся экономических условиях, но и являться, в разумном соотношении, носителем национальных культурных традиций и общечеловеческих ценностей. Подобные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.