Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГАРМОНИИ'

К ВОПРОСУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГАРМОНИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЯ / ХАОС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Арашина А.С., Арашин С.Н.

Статья посвящена вопросу возникновений представлений о гармонии.The article is devoted to the question of the origin of the concept of harmony.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГАРМОНИИ»

2. Блог о предпринимательстве и малом бизнесе [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.garagebiz.ru/view/defolt_v_ro ssii_v_2016_godu_chto_budet_s_kreditami_poslednie_novosti/economnics. -29.09.2015.

3. Малый бизнес - просто о сложном [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://111999.ru/koshelek/stoit-li-brat-kredit-v-2015/. - 29.09.2015.

4. Рейтинги банков России [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.bankchart.ru/biznes/kredity_biznesu/stati/stavki_ priblizhayutsya_k_znacheniyam_nachala_goda_obzor_rynka_kreditov_na_razviti e_biznesa_za_tri_kvartala_2015_goda. - 29.09.2015.

5. Российская газета [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.rg.ru/2015/09/23/shuvalov-site.html. - 29.09.2015.

6. Помощь клиентам и сотрудникам банков и МФО [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://hcpeople.ru/nuzhno-li-brat-kredityi-v-2015-godu/. -29.09.2015.

7. Финмаркет: новости экономики [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.finmarket.ru/news/4019333. - 29.09.2015.

Арашина А. С. студент

институт философии СПбГУ

Арашин С.Н. старший научный сотрудник

ПГНИУ

филиал в г. Березники Пермского края К ВОПРОСУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГАРМОНИИ

Статья посвящена вопросу возникновений представлений о гармонии. Ключевые слова: истоки, гармония, хаос.

The article is devoted to the question of the origin of the concept of harmony.

Key words: the cradle, harmony, chaos.

Поскольку слово гармония (àp^ovia) появилось в древней Греции принято считать, что именно оттуда берут свои истоки представления о мировой согласованности противостоящей вселенскому беспорядку. Действительно под гармонией греки понимали созвучие, согласие, то что противостоит хаосу. Но следует учитывать, что первоосновы представлений человека о гармонии и гармоничном закладывались в глубокой древности, в эпоху каменного века. «Именно в палеолите берут начало космологические представления, сохранившееся в традиционных культурах разных континентов до сих пор» [5, с.253]. В этот период люди научились «мысленно расчленять пространство по вертикали (на три мира) и по горизонтали (по четырём сторонам света), выявлять в нем водную, земную, воздушную и огненную стихии и, наконец, разделять ночное и дневное

время, определяя его по разным светилам и составляя сводные лунно-солнечные календари...»[5, с.253]. В это время начинается художественное освоение мира, зарождается «первобытная графика», элементарная арифметика, мифология и религия. При этом гармоничное фиксируется чаще всего не на уровне четко осознанных мыслительных процессов, а интуитивно (это характерно и для современного человека). Знаменитый французский математик, физик А. Пуанкаре был убежден, «что в момент интуитивного озарения ум ученого руководствуется чётким, хотя и неосознанным эстетическим критерием: останавливает свой выбор на самом гармоничном, красивом варианте решения проблемы, который потом и оказывается наиболее близким к истине»[5, с. 270]. Современная наука обладает многочисленными доказательствами развития подобных качеств у человека каменного века. Т.е. эпоха каменного века явилась своего рода переходным этапом к новому качественному этапу восприятия и осмысления гармонии.

Возвращаясь к греческому слову «гармония», которому не менее трёх тысяч лет следует отметить, что упоминания о гармонии встречаются уже у великого Гомера в «Илиаде» и «Одиссее» (около 1Х-У11 вв. до н. э.). Гомер употребляет это слово в двух смыслах: в «Илиаде» гармония означает «мир, согласие», а в «Одиссее» - «скрепы, шипы», при помощи которых соединяются различные части строящегося корабля.

В последующем у древних греков это слово приобретает более глубокий и широкий смысл, а с зарождением философии становится важным философским понятием. И уже в VI веке до н. э. появляются достаточно стройные философские учения о гармонии в трудах Гераклита (говорившего о «скрытой» и «явной» гармонии), Пифагора и его учеников, пифагорейцев, которые под гармонией понимали организованность вселенной, противостоящую хаосу и определяющую устройство всего мироздания. Учение о гармонии затем было подхвачено и развито Платоном и Аристотелем.

В эпоху средневековья в качестве источника гармонии и исторического его начала рассматривался Всевышний. С позиции христианских философов именно Бог является источником бытия, блага и гармонии. В новое и новейшее время уже наука взялась за изучение проблемы возникновения представлений о гармонии и гармоничном. Гармония начинает рассматриваться как свойство самоорганизующихся систем[4], как механизм развития личности в изменяющихся социально-экономических условиях [1]и даже как путь формирования гуманитарного мировоззрения [3].

Использованные источники:

1. Арашин С.Н. Гармония как путь развития личности в современных социально-экономических условиях России //Развитие личности в современных социально-экономических условиях России: Матер. Регион. научн.-практ. конф. Нижний Тагил. 2004.

2. Арашин С.Н. Гармония как свойство самоорганизующихся систем//Наука в решении проблем верхнекамского региона: Сб. научн. труд. Вып. № 4. Березники, 2005.

3. Арашин С.Н. Гармония, как путь формирования гуманитарного мировоззрения//Высокие технологии в промышленности России и методические особенности преподавания в техническом вузе: Матер. регион. научн.--практ. конф. Пермь, 2004.

4. Сороко Э. М. Структурная гармония систем. Минск: Наука и техника. 1984.

5. Фролов Б.А. К истокам познания и творчества//Гипотезы, прогнозы (Будущее науки). Межд. ежег. М.: Знание, 1990.-Вып. № 23.

Арашина А. С. студент 3 курса институт философии СПбГУ

Арашин С.Н. старший научный сотрудник кафедра экономики ПГНИУ

филиал в г. Березники Пермского края ОСНОВНЫЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ ГАРМОНИЯ

В статье рассматриваются основные трактовки понятия гармония.

Ключевые слова: гармония, математика, эстетическая гармония, философское понимание гармонии.

Гармония (от греческого aphovia) - связь, стройность, соразмерность частей. Под гармонией зачастую понимают механизм самонастройки и саморазвития [3], а также свойство самоорганизующихся систем [4]. При этом в воззрениях на гармонию следует отметить четыре важных аспекта: математический, эстетический, художественный и философский.

Математическое понимание гармонии было характерно для ранних этапов развития учения о гармонии. «Гармония трактовалась как соразмерность, пропорциональность отдельных частей, а также частей и целого. Такое внешнее, формальное толкование гармонии, выделяющее, прежде всего количественную математическую сторону, было характерно для пифагорейцев и мыслителей средневековья» [6, С.85].

В XVII веке «математические» взгляды пифагорейства на гармонию воспринял и развил И. Кеплер. С утверждением, что математическое понимание гармонии основано на «формальном толковании гармонии» можно согласиться лишь отчасти. Дело в том, что в понятия «математика», «гармония» пифагорейцы, и философы средневековья вкладывали глубинный, космический смысл. А. Ф. Лосев утверждал, что «пифагорейство дало вместо настоящей (платонической) диалектики свою собственную, пифагорейскую диалектику, и имя ей - математика». Более того

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.