Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ'

ФИЛОСОФИЯ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
152
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЯ / ПРОПОРЦИЯ / ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Арашина А.С., Арашин С.Н.

Статья посвящена проблеме философского осмысления гармоничной пропорции золотого деления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ»

4. Шматко А.Д. Использование методов управления качеством для обеспечения конкурентоспособности инновационных предприятий // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 143-148.

Арашина А. С. студент 2 курса институт философии ФГБОУ ВПО СПбГУ Арашин С.Н. старший преподаватель кафедра экономики ФГБОУ ВПО ПГНИУ

филиал в г. Березники Пермского края ФИЛОСОФИЯ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ

Статья посвящена проблеме философского осмысления гармоничной пропорции золотого деления.

Ключевые слова: гармония, пропорция, золотое сечение.

Начало философского осмысления пропорций было положено пифагорейской идеалистической философией. Пифагор считал первоначалом бытия идеальные сущности - целые натуральные числа. Пропорции между числами, с его точки зрения, создают мировую гармонию. «Пифагор впервые пытался математически объяснить существо гармоничных отношений»[9,с. 34]. Он и его школа стали первоисточником «... божественной пропорции золотого сечения .... Эта пропорция возникает в ряду чисел, в котором каждое последующее число есть сумма двух предыдущих (т. е. 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89 и т. д.) ... пропорция была названа Пифагором божественной, ибо она выражает сокровенные глубинные соответствия, присущие эволюции космоса. Спираль, построенная Пифагором по числам этой пропорции, есть символ движения, развития и развертывания вселенной» [7, с. 221-222]. Фактически Пифагор обнаружил один из принципов, на которых основывается красота и порядок в природе.

Особое внимание соотношениям и пропорциям уделял Платон. Он утверждал, что мера, симметрия, пропорция составляют единое целое гармонии. Из этих посылок вытекает знаменитое выражение Платона о том, что «умеренность и соразмерность всюду становятся красотой и добродетелью» [3, с.84].

А.Ф. Лосев при анализе «категории имени, или выражения» пришёл к выводу, что «закон золотого деления есть необходимое диалектическое условие имени, если его рассматривать с точки зрения самотождественного различия. И если этот закон не всегда выполняется, то это потому, что эйдос есть не только самотождественное различие и что другие моменты в нём

способны в сочетании с ним давать нечто такое, что уже не сводится на простой закон золотого деления» [6, с. 231]. К таким выводам учёный пришел, рассматривая имя с точки зрения двух позиций: подвижного покоя самотождественного различия - ритма и симметрии как единичности подвижного покоя самотождественного различия. Исследователь, выводит закон «отношения отдельных частей к целому,...Ритм и симметрия возникают как упорядочивание инаковости с точки зрения эйдоса, т.е. мы берём тут эйдос не сам по себе, а эйдос эйдетически упорядоченной инаковости. Но эйдос есть различие. Значит, каждый момент инаковости различен от другого. Эйдос - тождество. Значит инаковость среди своих моментов должна содержать и тождественные, т.е. она должна их повторить. Допустим, что у нас есть некая инаковость эйдоса; она есть известным образом сокращённый эйдос. возьмём также и другую инаковость эйдоса, которая будет ещё более сокращенный эйдос. Так мы получаем эйдетическое различие в недрах инаковости. Но все эти моменты, несмотря на своё сокращение, всё-таки по общим правилам продолжают сохранять в себе целое эйдоса. Момент А различествует с целым, и момент В различествует с целым, и оба по-разному. Но если в А содержится всё целое, то отношение А к целому будет тем же самым, что и отношение В к А, ибо в А тоже заключается всё целое. Значит, ..., все моменты эйдоса различно относятся к эйдосу и к друг к другу. Отсюда закон так называемого золотого деления, гласящий, что меньшее так относится к большему, как большее к целому. Феноменологическая разгадка этого закона заключается в том, что и в меньшем, и в большем одинаково содержится целое, и что поэтому меньшее и большее, помимо взаимного различия, также и тождественны и между собою, и с целым, и что значит, целое осталось невредимым как при переходе целого к его большей части, так и при переходе большей части к меньшей части» [6, с. 230]. По сути дела А.Ф. Лосев говорит о гармонических качествах золотого деления.

Средневековая религиозная философия придавала золотой пропорции силу закона, который установлен всевышним для всего того, что красиво и прекрасно. Данную традицию подхватили известные мыслители Возрождения и Нового времени.

Качественно новые мотивы в представление о золотой пропорции привнесли феноменология, теория самоорганизации, диалектический и исторический материализм.

Новые аспекты в осмысление золотого сечения внесла теория самоорганизации, сделавшая своим предметом выявление наиболее общих закономерностей спонтанного структурогенеза. Дело в том, что теория самоорганизации включила в себя новые приоритеты современной картины мира: концепцию нестабильного неравновесного мира, феномен неопределённости и вариативности, идею возникновения порядка из хаоса.

Синергетика утверждает, что самоорганизации поддаются лишь открытые системы. Но они подвергаются различным воздействиям как

внешним, так и внутренним которые могут вывести любую открытую систему «из свойственного ей «типа порядка», но обязательно ли к хаосу или к упорядоченности иного уровня - это особый вопрос» [5, с.190].

Анализ «золотого сечения» с позиций теории самоорганизации привёл к появлению целого ряда оригинальных гипотез.

В 1964 году А.П. Стаховым и И.В. Витенько были открыты так называемые обобщенные числа Фибоначчи (ряд Фибоначчи: 0, 1, 1,2, 3, 5, 8, 13, 21 .) и обобщённые золотые сечения.

Э. М. Сороко в работе «Структурная гармония систем» выдвинул гипотезу о том, что золотые обобщенные сечения есть числовые инварианты любых самоорганизующихся систем, т. е. являются законом гармонии систем [8]. Философ создал DS-концепцию (диалектико-синергетическую) концепцию гармонизации структуры систем в природной и социальной среде. Сумел методически, методологически и эпистемологически обосновать её на базе применения «принципа кратных отношений и теории структур-аттракторов. Заложил основы теории системного проектирования сложных комплексов за пределами равновесия, показав при этом, что их динамическую устойчивость предопределяют обобщенные золотые сечения» [10].

Сейчас, когда с одной стороны звучат голоса о невостребованности философского знания и отсутствии его практической пользы, а с другой стороны значительная часть учёных пришла к убеждению, что философия, онтология - это база научного мировоззрения. Возникла необходимость философски осмыслить и применить философские категории к «механизмам», которые являются универсальными и могут использоваться во всех сферах жизнедеятельности человека, принося практическую пользу. Речь идёт об использовании механизмов, алгоритмов гармонизации объектов и процессов, удобных и доступных в применении. Таковым является геометрическое, математическое соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. (Если обозначить целое как С, большее как А, меньшее — В, то правило соотношения пропорций выступает как соотношение). Данное соотношение и известно, как правило «золотого деления» или «золотое сечение».

Правило золотого деления эффективно используется в науке, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании, оформительской работе, рекламе, дизайне, в различных знаковых системах и символах.

Практика показывает, что применение золотого сечения позволяет выразить эстетические, эргономические свойства предметов материальной культуры.

Золотое сечение помогает, по выражению В. Кандинского, задействовать «скрытую конструкцию», которая может выражаться в математической форме. При такой «конструкции» существует устойчивая внутренняя связь форм. «Внешнее разделение является здесь внутренне

слитным». Такое объективное знание «требует рассудка и сознания..., как силы, необходимой для сотрудничества» [4]. «Сотрудничество» есть проявление высшего порядка. Оно является основой любой творческой деятельности. Сотрудничество - важный фактор позволяющий добиться грандиозных результатов в развитии человека и общества.

Использованные источники:

1. Арашин С.Н. Гармонизация как метод самонастройки и саморазвития //Наука в решении проблем Верхнекамского региона: Сб. матер. научн.-практ. конф. БФ ПГТУ: Березники, 2005.

2. Арашин С.Н. Гармония как свойство самоорганизующихся систем//Наука в решении проблем верхнекамского региона: Сб. научн. труд. Березники, 2005. Вып. № 4.

3. Волошинов А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1992. С. 84.

4. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб: Азбука. 2001. С.128

5. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т. Г., Фатхи Т. Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н./Д.: «Феникс», 2003. С. 190.

6. Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука. Бытие-Имя-Космос./Сост. и ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993.

7. Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. С. 221-222.

8. Сороко Э.М. Структурная гармония систем. Минск: Наука и техника, 1984.

9. Шпара Л. Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования. К.: 1984. С. 34.

10. Эдуард Максимович Сороко. Международный клуб золотого сечения [электронный ресурс]. - URL: http://www.goldensectionclub.net/publications/soroko

Арашина А. С. студент 2 курса институт философии ФГБОУ ВПО СПбГУ Арашин С.Н. старший преподаватель кафедра гуманитарных и естественных дисциплин

ФГБОУ ВПО ПГНИУ

филиал в г. Березники Пермского края ОДНА ВОЙНА - НАЗВАНИЙ МНОГО

Статья знакомит с вариантами названий советско-финской войны 1939-1940 гг.

Ключевые слова: советско-финская война, варианты названий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.