Научная статья на тему 'Диалектика музыкального и математического в конструкции числа А. Ф. Лосева'

Диалектика музыкального и математического в конструкции числа А. Ф. Лосева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
696
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛЕКТИКА / ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ / ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ЧИСЛО / ЛОГИЧЕСКОЕ ЧИСЛО / dialectics / philosophy of music / philosophy of mathematics / musical number / logical number

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Григорьева Е. А.

В статье раскрывается характер взаимоотношения музыки и математики в философии числа Лосева: конструкция числа предстает как тождество противоположностей математического и музыкального компонентов; музыкальная форма, в свою очередь, выражает диалектическое соотношение числа и времени. Раскрывается понятие «гилетическое конструирование», играющее важнейшую роль в понимании Лосевым диалектического тождества математики и музыки. Подчеркивается созвучие многих музыкальных концепций современности лосевским построениям. Делается вывод о необходимости дальнейшего развития идеи Лосева о диалектическом единстве музыки и математики в осмыслении категории числа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL AND MATHEMATICAL DIALECTICS IN A. F. LOSEV's DESIGN OF NUMBER

This article reveals the character of relationship of music and mathematics in Losev's philosophy of number: the design of number appears as identity of contrasts of mathematical and musical components; the musical form, in turn, expresses a dialectic parity of number and time. This article reveals also such concept as «hiletical design», playing the major role in understanding of dialectic identity of mathematics and music by Losev. Assonance of many musical concepts of the present is emphasized to Losev's construction. The conclusion of further progress necessity of Losev's idea about dialectic unity of music and mathematics in understanding of category of number is done.

Текст научной работы на тему «Диалектика музыкального и математического в конструкции числа А. Ф. Лосева»

УДК 1(09)

ДИАЛЕКТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО В КОНСТРУКЦИИ ЧИСЛА А. Ф. ЛОСЕВА

© 2010 Е. А. Григорьева

аспирант каф. философии e-mail sakyra86@bk. ru

Курский государственный университет

В статье раскрывается характер взаимоотношения музыки и математики в философии числа Лосева: конструкция числа предстает как тождество противоположностей математического и музыкального компонентов; музыкальная форма, в свою очередь, выражает диалектическое соотношение числа и времени. Раскрывается понятие «гилетическое конструирование», играющее важнейшую роль в понимании Лосевым диалектического тождества математики и музыки. Подчеркивается созвучие многих музыкальных концепций современности лосевским построениям. Делается вывод о необходимости дальнейшего развития идеи Лосева о диалектическом единстве музыки и математики в осмыслении категории числа.

Ключевые слова: диалектика, философия музыки, философия математики, музыкальное число, логическое число.

Взаимосвязью между музыкой и математикой интересовались еще в древности. Присутствие в музыке математического компонента очевидно. Обратимся к истории. Так, в античности под влиянием пифагореизма огромное значение придавали исследованиям в области теории музыки. И это неудивительно: ведь у пифагорейцев музыка рассматривалась не столько как искусство, сколько как наука, а именно - как наука о числах. Таким образом, музыка была ближайшим приложением арифметики и многие чисто музыкальные проблемы создавали стимулы для развития математики. В средневековье музыканты часто для придания своим произведениям геометрической стройности пользовались числовыми закономерностями, в том числе и знаменитыми «числами Фибоначчи». Интересно, что и в двадцатом столетии известнейшие композиторы И. Ф. Стравинский и А. Н. Скрябин также экспериментировали с «числами Фибоначчи» и пытались выстроить художественную форму в соответствии с пропорциями «золотого сечения».

Таким образом, связь музыки и математики отмечали в истории и философы, и математики, и музыканты. Неслучайно А. Ф. Лосев, занимаясь исследованиями в области античной философии, проникся идеей единения философии, математики и музыки, столь характерной для античной культуры: «Хочется музыки... с затаенной надеждой я изучаю теорию комплексного переменного... И сама-то математика звучит, как это небо, как эта музыка» [Лосев 1993: 716].

Несмотря на то что мысль о тождестве музыки и математики буквально пронизывает многие его исследования, Лосев предлагает свою концепцию музыки лишь в конце 30-х годов. Так, в работе «Музыка как предмет логики», написанной в 1927 году, он отмечает: «Музыка не есть ни материя, ни живое тело, ни психика, и вообще она не есть никакая вещь и никакая совокупность вещей» [Лосев 1995: 483]. И далее читаем: «Любое произведение музыкальной литературы предстоит нам в той идеальной законченности и неподвижности, как и всякое произведение изобразительного искусства. Мало того, нельзя указать подлинную сферу бытия, к которой относится музыка.... С этой точки зрения только идеальность численных

отношений может быть сравниваема с эйдетической завершенностью музыкального объекта» [Лосев 1995: 523]. Таким образом, в своих размышлениях Лосев приходит к одной из важнейших идей своего труда: музыка не предмет психологии, а абстрактная идеальная конструкция - сродни математическому объекту.

Интересно то, что великий философ оказался здесь солидарен с великим композитором, И. Ф. Стравинским, чья философия музыки буквально совпадает с лосевской, хотя вряд ли он был знаком с работами философа. Характеризуя музыкальную форму, Стравинский говорил, что эта форма «гораздо ближе к математике, чем к литературе - возможно, не к самой математике, но к чему-то безусловно похожему на математическое мышление и математические соотношения... Музыкальная форма математична хотя бы потому, что она идеальна...» [Ярустовский 1968: 203]. Здесь следует уточнить: не только «идеальна» (поскольку идеальна любая художественная форма), но отвлеченна, абстрактна. Эта абстрактность музыки лучше всего обнаруживается собственно не в музыкальных текстах, а в литературных произведениях, в живописи, в киноискусстве, которые можно назвать «музыкальными».

В музыке мы находим нечто гораздо более глубокое, чем только «отражение реальной действительности». Своими средствами музыка непосредственно представляет те действующие силы мироздания, которые осуществляют творение. Но чтобы охватить и зафиксировать их, необходимо абстрагироваться от того, что разделяет эти силы в их конкретности от проявлений в музыке, то есть от физического материала вещей, в том числе и от физического материала музыкальных вещей. То, что останется, составит мир отношений, выражением которого и являются числа. Разумеется, числовые отношения никоим образом не исчерпывают музыкальной красоты и далеки от полного выражения музыкальной гармонии. Мы останавливаемся на них как на важнейшем из компонентов, тесно связанном с неизменным в музыкальной гармонии.

Распространенное в эпоху Возрождения определение музыки как «языка чувств» авторитетно и в наше время. Число же в качестве объекта математики понимается как нечто бесстрастное, абстрактное, невыразительное («сухой язык цифр»). В такой интерпретации число есть нечто несовместимое с музыкой и даже опасное для нее: абсолютный рационализм чисел может уничтожить чувственную наполненность и не поддающуюся никаким точным измерениям эмоциональность, непосредственность музыкального образа. Древнее определение музыки как отрасли математики («шшюа Баепйа пишепБ») представляется тогда бессмысленной и безнадежно устаревшей схоластикой.

В настоящее время числа понимаются как обобщения свойств материального мира. Чтобы серьезно говорить о числах в музыке, необходимо прежде всего уточнить, что под числами подразумеваются первоначально количественные категории. В первую очередь, это - простые величины. В широком смысле сюда относятся также отношения между величинами, так как они тоже величины. В качестве величин в категорию числа включаются и «отношения отношений», сложные системы, где элементами являются отношения. Общим признаком здесь следует считать категорию отношения, которую можно обозначить также как структуру (или числовую количественную структуру, то есть систему элементов-количеств, находящихся в устойчивой соотнесенности друг с другом).

Эстетическое в числовых структурах есть чувственно переживаемая гармония отношений, «сияние порядка» (Августин), наслаждение красотой, открывающейся чувственному восприятию разумной организованности целого. С этой точки зрения музыкальное произведение есть сложнейшая система числовых отношений, как бы

звуковая структура наивысшего порядка, где красота целого реализуется через согласование множества иерархически расположенных уровней, в каждом из которых соответствующие эстетические качества оказываются отражением в чувственном восприятии слившегося в единое целое комплекса закономерных числовых отношений.

Таким образом, все звуковые элементы музыки могут быть сведены к числам либо представляют собой числа (количественные отношения). Однако, как справедливо отмечает А. Ф. Лосев, музыка основана на соотношении числа и времени. Она не существует без них, так как она есть выражение чистого времени. А время, в свою очередь, объединяет длящееся и недлящееся. Время всегда предполагает число и его воплощение. Но ведь «без числа нет различения и расчленения, а следовательно, нет и разума» [Лосев 1994: 514]. А число, в свою очередь, есть подвижный покой самотождественного различия смысла (или «одного», «этого», «сущего»). Поэтому в музыкальной форме существуют три важнейших слоя — число, время, выражение времени, а сама музыка есть «чисто алогически-выраженная предметность жизни числа» [Лосев 1994: 528]. Музыкальная форма тем самым является реализацией диалектического соотношения числа и времени.

В этих определениях чувствуется неизменный для Лосева диалектический подход к сущности бытия и его проявлениям. Здесь говорится о том, что в музыкальном времени нет «прошлого», так как о прошлом можно говорить только «уничтожив» предмет, а в музыке есть только настоящее, которое творит будущее. Переживать музыку — значит, вечно стремиться к идее и не достигать ее.

Таким образом, музыка теснейшим образом связана с числом, числовыми отношениями, математикой в целом и ее отдельными теориями. Согласно Лосеву, только идеальность численных отношений можно сравнить с эйдетической завершенностью музыкальных образов. Сфера математики — идеальна, так как она не имеет дела с реальными пространственными телами и психикой и т. п. «Теорема верна или не верна сама по себе» [Лосев 1994: 714]. Вот к этой чисто идеальной сфере относится музыкальное бытие, а значит, «музыка и математика — одно и то же» в смысле идеальной сферы. Отсюда Лосев делает вывод о тождестве математического анализа и музыки в смысле их предметности. Ведь в музыке происходит прирост бесконечно малых «изменений», «непрерывная смысловая текучесть», неугомонность и «вечная ненасытимость», «беспокойство как длительное равновесие — становление» [Лосев 1995: 420].

Но музыка, будучи тождественна математике, одновременно и противоположна ей. Лосев утверждает, что и музыка, и математика конструируют число, но математика делает это логически, а музыка - гилетически (от греческого Ьу1е - «материя») и художественно-выразительно, символически.

Выясним, что же является гилетическим конструированием в музыке. Ответ на этот вопрос Лосев находит в платоновском «Тимее»:

«Положим, некто, отлив из золота всевозможные фигуры, без конца бросает их в переливку, превращая каждую во все остальные; если указать на одну из них и спросить, что же это такое, то будет куда осмотрительнее и ближе к истине, если он ответит “золото” и не станет говорить о рождающихся фигурах как о чем-то сущем, -ибо в то мгновение, когда он их именует, они уже готовы перейти во что-то иное...» [Лосев 1994: 565].

В этом фрагменте «Тимея» нет ни слова о музыке, но он с поразительной точностью характеризует сущность музыкального конструирования. Музыкальные темы подобны платоновским отливкам из золота - мы часто не в состоянии ответить на вопрос, что это означает, когда слушаем музыку. Словесные разъяснения музыки с большей охотой отвечают на вопрос «какой?», чем «что?».

У Лосева читаем: «Когда мы слушаем музыку, то ясно, что, как музыка ни далека от логики, она требует всего того феноменологического аппарата восприятия, какой нужен и для восприятия раздельных вещей в целях логического мышления над ними. И прежде всего тут необходимо особое sui generis восприятие формы... Ясно... что перед нами типичный эйдос... Но какой это эйдос? Чего, собственно, эйдос?... Всякое музыкальное произведение таит в себе некий скрытый эйдос [смысл] ... эйдос этот, однако, не дан, и в этом - вся музыка» [Лосев 1993: 715].

Таким образом, и в музыке, и в математике мы имеем дело с самодовлеющими, «замкнутыми в себе» структурами, но в математике каждый элемент этой структуры имеет четкий смысл, а в музыке этот смысл принципиально нечеток, лишь гипотетически реконструируем.

Охарактеризованная таким образом противоположность музыки и математики выражается и в результатах труда математика и композитора. Математик, вполне «гилетически», «алогично» изобретающий новые теоремы, придает математическому тексту предельную логическую ясность, а композитор создает как бы вторичную гилетическую конструкцию, служащую шифром, кодом, символом некоторого скрытого смысла. И именно такая специфичная символичность музыки является, по Лосеву, решающим признаком, отделяющим музыку от математики. То есть способ конструирования предмета у музыки и математики разный: «Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно» [Лосев 1995: 499]. Характерно, что чистую музыкальную форму А. Ф. Лосев в дальнейшем планировал рассмотреть как бытие социальное, о чем он упоминал, ссылаясь на свои пока не изданные работы по античной музыке. Смысловая субстанция музыки предполагает, прежде всего, слаженность элементов (в сфере звуковысотности - гармонию). Всеобщая слаженность и упорядоченность в музыке постигается как ее эстетическая ценность. Однако как эстетика, так и логика музыки погружены в чувственное и выражаются в эстетическом удовольствии как одном из аспектов объективации духовного начала.

Таким образом, налицо противоположность музыкального и математического конструирования. Но по всем правилам диалектики эти противоположности должны проникать друг в друга: гилетическая конструкция должна проникнуть в математику, которая как таковая есть парадигма логического конструирования, а логическая конструкция должна содержаться в сфере музыки, являющейся парадигмой гилетического конструирования.

Выше мы рассуждали о гилетической конструкции в музыке. Но возникает вопрос: что же является гилетической конструкцией в математике? Здесь прежде всего необходимо сказать о гилетическом конструировании числа в процессе измерения, хотя эта конструкция и не лежит в области самой теоретической математики. Если представить, что некто разбросал перед нами всевозможные геометрические тела и нам надлежит измерять их размеры, то получится картина, подобная вышеприведенной платоновской. Из нерасчлененной «бездны» («континуума») «изнедряются» конечные (до конца понятные, анализируемые) структуры - рациональные числа, но числовая «алогическая» бездна никогда не освобождает до конца эту ясную форму: мы имеем дело всякий раз с некоторой рациональной аппроксимацией истинного размера аналогично тому, как мы имели дело с «аппроксимацией» смысла музыкального образа, выбрасываемого, но тут же и поглощаемого бездной музыкального «континуума».

Настолько же, насколько музыка есть отражение действительности, логос музыки есть воплощение в материале звукоотношений некоторых коренных (может быть, даже точнее сказать - предельных) движущих сил вечного становления действительности. Сущность музыкального логоса и состоит в воспроизведении этих

предельных факторов музыки (вместе с присущей им внутренней структурой) [Лосев 1993: 709], действие которых раскрывается в тождестве противоположностей

(диалектике) числа и времени: неподвижного и движущегося; неизменного и

изменяющегося; определенного и беспредельного; структурированного и бесструктурного.

Диалектика заключается в закономерной и необходимой связи противоположных пар и в обусловленном ею закономерном и необходимом переходе одного в другое, где доминирующим является принцип подъема (вперед и вверх), то есть движение от менее организованного к более организованному, от низшего к высшему. Сами категории «менее организованное - более организованное» («менее дифференцированное - более дифференцированное»), «низшее - высшее» предстают как ступени подъема, то есть как определенные величины, движение через которые и создает линию подъема.

К диалектике относится и то, что при переходе качества в свою противоположность свойства исходного состояния частично сохраняются, притом продолжают принадлежать к наиболее существенным, до некоторой степени регулирующим новое качество. Благодаря этому, последующая ступень вбирает в себя свой генезис, который влияет на образование структуры более высокой организованности. Тем самым структура оказывается свернутым генезисом, а логическая необходимость структурных отношений как отражение столь же необходимых пройденных эволюционных ступеней выстраивается в неподвижную лестницу строго и абсолютно пропорционированных качеств-состояний.

Наша характеристика диалектического тождества («тождества-

противоположности») музыки и математики была бы неполной, если бы мы дополнительно не подчеркнули взаимной устремленности этих двух сфер друг к другу. В недрах математики дремлет «гилетическая стихия», размывающая самые основы ее логически безупречных построений и, с другой стороны, позволяющая математику придумывать правильные теоремы, которые он не в состоянии немедленно доказать. А музыка из сферы своей «алогичности», из «прикованности к миру чувств» рвется к кристальным построениям математики. В современной музыке мы имеем яркий пример такой «математической» музыки - творчество Софии Губайдуллиной, которой принадлежит собственная концепция истории мировой музыки, с присущим ей строго научным подходом выраженная в трех таблицах, представляющих собой кольцо. В определенном смысле С. Губайдуллиной удается «проверить гармонию алгеброй», если принять во внимание ее слова: «чувство - это всего лишь число, но и число иногда может быть чувством, потому что мир един» [Холопова 1985: 32].

Таким образом, конструкция числа А. Ф. Лосева является по существу подлинно научным вкладом, как в философию математики, так и в теорию музыки. Многие музыкальные концепции современности (мы упомянули лишь некоторые из них) оказываются созвучными лосевским идеям. С другой стороны, философские построения Лосева помогают тенденции развития математики, переходящей от конструирования отвлеченных «логических цепей», к целостному отображению мира в его фактической действительности [Зенкин 1994: 550]. Древняя идея единства музыки и математики вырастает в творчестве Лосева в оригинальную и новую концепцию, содержащую плодотворную основу для дальнейшего развития.

Библиографический список

Зенкин К. В. Музыка и наука в философском творчестве Лосева // Муз. академия. 1994. № 5.

Лосев А. Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Бытие - Имя - Космос. М., 1993. Лосев А. Ф. Диалектика числа у Плотина // Лосев А. Ф. Миф - Число -Сущность. М., 1994.

Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А. Ф. Форма - Стиль -Выражение. М.: Мысль, 1995.

Холопова В. Н. «Классицистский комплекс» творчества И. Ф. Стравинского в контексте русской музыки // И.Ф. Стравинский. Статьи. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1985.

Ярустовский Б. Игорь Стравинский. М.: Сов. Композитор, 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.