Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ'

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / ПОДРОСТКИ / СПОРТ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лесных Валерия Рустамовна, Нечувилин Сергей Борисович

В данной статье освещается вопрос основных теоретических подходов к изучению структуры личности и познавательной сферы подростков, профессионально занимающихся спортом. Автором особо выделяется влияние профессиональной спортивной деятельности на формирование личности подростков , а также обозначаю тся структурные личностные качества подростка, влияющие на эффективность занятия спортом и дается характеристика индивидуальных стилей познавательной деятельности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лесных Валерия Рустамовна, Нечувилин Сергей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE STRUCTURE OF PERSONALITY AND THE COGNITIVE SPHERE OF ADOLESCENTS PROFESSIONALLY INVOLVED IN SPORTS

This article highlights the issue of the main theoretical approaches to the study of the personality structure and cognitive sphere of adolescents professionally engaged in sports. The author highlights the influence of professional sports activity on the formation of the personality of adolescents, and also identifies the structural personal qualities of a teenager that affect sports and characterizes the individual styles of cognitive activity of adolescents.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ»

В XXI ВЕКЕ

Лесных Валерия Рустамовна,

Нечувилин Сергей Борисович,

Образовательное частное учреждение высшего образования «Московская международная академия» (ОЧУ ВО «ММА»)

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Аннотация. В данной статье освещается вопрос основных теоретических подходов к изучению структуры личности и познавательной сферы подростков, профессионально занимающихся спортом. Автором особо выделяется влияние профессиональной спортивной деятельности на формирование личности подростков, а также обозначаются структурные личностные качества подростка, влияющие на эффективность занятия спортом и дается характеристика индивидуальных стилей познавательной деятельности подростков.

Ключевые слова: структура личности, подростки, спорт, спортивная деятельность, познавательная деятельность

Valeria R. Lesnykh Sergey B. Nechuvilin

Moscow International Academy

THE MAIN THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE STRUCTURE OF PERSONALITY AND THE COGNITIVE

SPHERE OF ADOLESCENTS PROFESSIONALLY INVOLVED

IN SPORTS

Abstract.This article highlights the issue of the main theoretical approaches to the study of the personality structure and cognitive sphere of adolescents professionally engaged in sports. The author highlights the influence of professional sports activity on the formation of the personality of adolescents, and also identifies the structural personal qualities of a teenager that affect sports and characterizes the individual styles of cognitive activity of adolescents.

Keywords: personality structure, teenagers, sports, sports activity, cognitive activity

остояние физического здоровья подрастающего поколения остаётся одной из актуальных проблем современного общества. Одно из центральных мест в общественном развитии занимают проблемы сохранения генофонда нации, формирования здорового подрастающего поколения, подготовки детей и молодёжи к полноценной самостоятельной жизнедеятельности. На современном этапе развития нашего общества, когда остро стоит проблема здоровья населения, особое значение имеет совершенствование системы образования и формирование здорового образа жизни детей и подростков. Научно-техническая революция вольно или невольно освобождает человека от активной двигательной деятельности. Но ведь известно, что без постоянной физической активности жизнь угасает. И здесь на помощь приходит спорт.

Однако если раньше дети тянулись в спорт в основном за радостью, чтобы получить удовольствие от своих движений, ощутить собственную силу, чтобы утвердить себя в сознании своих возможностей, зримо почувствовать свой прогресс, чтобы, наконец, дать простор своим желаниям и отойти от необходимостей и обязанностей, которых как раз так много вне спорта, то сегодня зачастую родители вовлекают своих детей в профессиональную спортивную деятельность фанатично преследуя одну «сверхзадачу»: сделать из своих чад не меньше, как олимпийских чемпионов. Эта «сверхмотивация», не всегда разумная, не всегда учитывающая возможности ребенка, неблагоприятно отражается на психике детей и подростков из таких семей. «Зацикленные» на спортивных победах любой ценой, в случае неудачи такие дети впадают в глубокую фрустрацию, депрессию (доходящую иногда до предельных проявлений аутоагрессии). В сферах жизни вне спортивной деятельности такие дети часто бывают высокотревожными, агрессивными, круг интересов у них сужен, у них серьезные затруднения в межличностных отношениях. Поэтому очень важно исследовать индивидуально-психологические предпосылки дезадаптации профессионально занимающихся спортом подростков к ситуации спортивной и учебной деятельности. Это и определяет актуальность выбранной нами темы.

Цель: выявить основныетеоретические подходы кизучению структуры личности и познавательной сферы подростков, профессионально занимающихся спортом.

На основании выдвинутой цели мы сформулировали следующие задачи:

1. установить факторы, влияющие на эффективность деятельности личности подростка в спорте;

2. обозначить структурные качества личности подростка;

3. определить индивидуальные стили познавательной деятельности подростков.

Эффективность деятельности личности в спорте определяется 3-мя факторами:

- направленностью личности спортсмена;

- соревновательной надёжностью;

- коллективизмом и товарищеской взаимопомощью.

Это позволило установить первый фактор направленность личности спортсмена как генеральный. Целостность личности спортсмена проявляется в высоких моральных мотивах поведения, которые являются основой надёжности его деятельности в экстремальных условиях. Роль и значение взаимосвязи психологических факторов в плане повышения надёжности спортивной деятельности заключается в их интеграции, исходящей из потребностей развития надёжной личности. Потребности личности спортсмена, обусловленные ими мотивы спортивной деятельности, тесно связаны с напряжённостью личности и её целеустремлённостью. Только высокомотивированная, общественно-активная, целостная личность может быть надёжной в спортивной деятельности. Существует тесная связь мотивов и потребностей: потребности реализуются в поведении и деятельности при посредстве мотивов. Теоретическое рассмотрение роли и значения генерального фактора, определяющего в наибольшей степени уровень надёжности спортивной деятельности, показывает:

1) только высокомотивированная активная личность проявляет в высшей степени свою надёжность в соревновательной деятельности;

2) применённый факторный анализ как один из статистических методов системно-структурного подхода к исследованию личности позволил вскрыть наиболее важные показатели компоненты надёжности деятельности спортсмена: высокие нравственные качества, чёткую направленность личности на достижение высоких результатов в спорте, нашедшую свою реализацию в сильных, устойчивых мотивах деятельности. Одним из ведущих параметров здесь становятся такие качества структуры личности подростков, профессионально занимающихся спортивной деятельностью, как целостная эго-идентичность, высокий уровень эго-защит, критичность к самому себе и окружающим. Второй фактор соревновательная надёжность. Она тесно связана с общественной активностью, самоотверженностью на соревнованиях, ответственностью спортсмена перед командой, а также с таким показателем, как отношение к материальным

стимулам. Соревновательная надёжность является составной частью морально-политической надёжности спортсмена. Нужно сказать, что соревновательная надёжность реализуется только в экстремальных условиях ответственных соревнованиях. Под соревновательной надёжностью мыпонимаемсистемноекачествоспортсмена,позволяющее ему эффективно выступать на самых ответственных соревнованиях в течение определённого времени. Управлять формированием надёжности можно, лишь используя все связанные между собой группы факторов. Отношение к материальным стимулам, далеко не безразличный для достижения высоких спортивных результатов параметр. При умелом и грамотном подходе к варьированию данным параметром можно добиться больших успехов в воспитательном процессе. Психологическими основами фактора соревновательной надёжности являются: эмоциональная устойчивость, скорость переработки информации, устойчивость гностических функций, социально-психологические компоненты и личностные способности спортсмена. Третий фактор коллективизм и товарищеская взаимопомощь. Сюда вошли такие показатели, как ответственность перед командой, преданность своему клубу, готовность помочь товарищу, требовательность к себе и другим, непримиримость к нарушителям моральных норм. Не во всех спортивных коллективах уделяется достаточное внимание укреплению сплочённости коллектива, развитию чувства личной ответственности за дела своей команды, клуба. Спортсмена формирует и проявляет свои качества не в одиночку, а в спортивном коллективе. Специфика спортивного коллектива_жизнь его протекает в постоянных спортивных единоборствах и соревнованиях. Победа зависит от каждого члена этого коллектива, от его умения проявить свои возможности, подчиняя личные интересы командным. Сплочённость коллектива спортсменов зависит от морального климата в команде, роли тренера и является важным условием, при котором спортивный коллектив становится средством нравственного воспитания. «Сплочённость, как никогда, чувство локтя друг друга» (В. Брумель). Однако не всякий коллектив может успешно формировать личность. Необходимо помнить, что воспитательная сила коллектива действует эффективно тогда, когда каждая личность может проявить свою активность. Интерес к спорту является сильным эмоциональным стимулом совместных переживаний и формирования устойчивых отношений. По средствам общения человек познаёт не только другого человека, но и самого себя. Однако наметившаяся в последнее время тенденция многих родителей рассматривать спортивные достижения своих отпрысков как самоцель, а профессиональные

занятия подростков спортом -лишь как средство достижения высокого материального благосостояния и вхождения (примыкания) в элитарные социальные страты, - все это деформирует личностную структуру подростков, низводит ее на пограничный и даже психотический уровни личностной организации. Четкую квалификацию критериев трех уровней организации личности (УЛО) дал О. Кернберг (1998) и дифференцировал их на основании этих критериев на невротическую, пограничную и психотическую личностные структуры.

В подростковом возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. И часто, инструментом для этого подростки выбирают спорт. К структурным качествам личности подростка, влияющим на эффективность занятия спортом, относятся:

1. уровень притязаний;

2. самооценка;

3. тревожность;

4. агрессивность.

Уровень притязаний зависит от ситуации, от выполняемой деятельности: в одних условиях подросток может притязать на самую высокую оценку, а в других ни на что не претендует. Уровень притязаний непременно связан с самооценкой. Самооценку можно назвать основной характеристикой личности. В неё входят отношения к себе и знание себя. Когда говорят об адекватной самооценке, имеют в виду, что отношение к себе у человека должно быть положительным, а знание себя - полным и точным. Человек должен осознавать свои хорошие и плохие качества, свои достоинства и недостатки. Адекватность проявляется в совпадении самооценки с оценками окружающих, то есть люди видят человека таким, каким он видит себя сам. Самооценка обычно достаточно устойчива и часто неосознанна, а уровень притязаний чаще всего осознан. Особое место в структуре личности занимают такие качества, как тревожность и агрессивность. Эти качества часто считают отрицательными, однако сами по себе они - безоценочные, могут быть и плохими, и хорошими. Например, тревожность может стать источником волнений, беспокойства, которые отравляют жизнь человека и его близким. Но тревожность может и помогать человеку, улучшая его реакции, повышая наблюдательность, организацию деятельности, способствуя формированию нужных знаний и умений. Агрессивность помогает человеку настоять на своём, добиться нужных результатов, организовать деятельность - и свою, и других. Это качество - необходимый компонент лидерства. Однако агрессивность

может проявляться и в конфликтности, в стремлении силой добиться желаемого, даже в жестокости. Психоаналитическое направление, опирающееся на постулат о враждебности тенденции к агрессивному поведению и проявлению гнева, доказывают, что у мальчиков эти тенденции проявляются в большей степени, чем у девочек. Объясняется это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся их проявить из-за страха наказания. С возрастом эти модели закрепляются.

Часто можно встретить еще одно качество личности: направленность личности. Направленность личности определяет цели, которые ставит перед собой человек, его стремления и мотивы. Личность может быть направлена на свое эго - (эгоцентрична), направлена на других -(зависима), направлена на деятельность - (независима). В подростковом возрасте происходит окончательное становление познавательной сферы индивидуума и это, несомненно, играет огромную роль при занятии спортом. Восприятие в подростковом возрасте является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения. Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесённых соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебе или спорту. К числу индивидуальных особенностей относят индивидуальные различия в функционировании памяти. Для успешности обучения подростка способам рационального запоминания необходимо знать преобладающий тип памяти и индивидуальные особенности запоминания. Связь памяти с мыслительной деятельностью, интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углублённо и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности. В настоящее время под индивидуальными стилями познавательной деятельности (когнитивными стилями) принято считать относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов субъекта, которые выражаются в использовании им определенных познавательных стратегий. Наиболее разработанными из них на сегодняшний день являются:

1) полезависимость - поленезависимость (Witkin G., 1954; Холодная М.А., 2002);

2) интернальность - экстернальность (Rotter J.1954,1960; Реан А.А., 1999).

Для обозначения индивидуальных различий в познавательной деятельности среди подростков-спортсменов в условиях тренировочного процессабыло проведено исследование с помощью методик«Включенные фигуры» Готтшальда и опросника «Уровень субъективного контроля». Краткая психологическая характеристика каждого типа спортсмена выглядела следующим образом:

1) уклоняющийся — немотивированный, незаинтересованный, пассивный;

2) участвующий — мотивированный, с четко выраженным интересом к спорту, активный;

3) соперничающий — склонный к самоутверждению, противопоставлению своей позиции к позициям окружающих спортсменов и тренера;

4) сотрудничающий — ориентирован на дискуссии, работу в группах и межличностное взаимодействие в целом;

5) зависимый — предпочитает структурированные программы и задания с четко определенными формами контроля со стороны тренера;

6) независимый — предпочитает сам влиять на содержание и структуру тренировочного процесса, используя помощь тренера как дополнительный ресурс.

В заключении можем сказать, что влияние профессиональной спортивной деятельности на формирование личности подростков очень огромно. Спорт укрепляет здоровье, помогает осознать собственное «Я», способствует самоутверждению, формирует характер и силу воли, закладывает установку на успех, дисциплинирует, служит проводником в мир социума. И именно в подростковом возрасте происходит становление познавательной сферы личности, он определяется с ролью в социальной жизни и очень часто делает выбор профессии. Зачастую, занимаясь в подростковом возрасте профессионально спортом, человек выбирает спорт как профессиональный путь атлета, тренера или менеджера в сфере физической культуре и спорта.

Список использованных источников

1. Бабушкин Г.Д. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов в системе многолетней спортивной тренировки // Спортивный психолог. - 2018 - № 3(50). С. 28-31.

2. Бальсевич В.К.; журнал «Физическая культура» (воспитание, образование, тренировка), № 6, 2004, С. 64.

3. Берковиц Л.Н. Агрессия. - М.; Олма-пресс, 2016, С. 54.

4. Богданов И.В., Рычкова Н.А. Влияние эмоционального состояния и свойств личности на физическую подготовку молодежи // Человек. Спорт. Медицина. 2019 Т. 19. № 1, С. 80-85.

5. Вяткин Б.А. «Влияние психологического напряжения на деятельность в спорте и управление им в зависимости особенностей личности», М.; 2015; С. 168.

6. Дементьев В.Л., Пужаев В.В., Сахарова Т.Н. Самоопределение личности в процессе спортивной деятельности // Вестник экономической безопасности. - 2018 -№ 1, С. 275-279.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.