Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНИЦИАТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ / ОХРАНОСПОСОБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / INTELLECTUAL PROPERTY / RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY / INITIATIVE DEVELOPMENTS / PROTECTABLE RESULTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чермошенцев Игорь Николаевич, Беляева Карина Валерьевна, Воробьева Юлия Олеговна, Лудинова Елена Валентиновна

В статье рассматриваются проблемные вопросы закрепления исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые организациями при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР и ТР) вне рамок государственных контрактов по собственной инициативе, используемых при изготовлении и серийной поставке вооружения, военной и специальной техники. Авторами проанализирована одна из основных задач, реализуемых на современном этапе развития Российской Федерации усилиями оборонно-промышленного комплекса: создание, поддержание в высокой технической готовности и внедрение военных и гражданских базовых, а также критических технологий, обеспечивающих создание принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной техники. Рассмотрены мероприятия, направленные на безусловное закрепление прав Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые предприятиями промышленности в ходе выполнения НИОКР и ТР, а также действия заказывающих органов военного управления, которым категорически запрещено размещать закупку вооружения, военной и специальной техники, если в документации о закупках содержится ссылка на нормативно-техническую документацию на товар, работы, услуги, правообладателем на которые Российская Федерация не является. Авторами была проведена подготовка методических рекомендаций по разъяснению специфических вопросов закрепления исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые организациями при выполнении НИОКР и ТР вне рамок государственных контрактов по собственной инициативе, используемых при изготовлении и серийной поставке вооружения, военной и специальной техники. А также внесено предложение о целесообразности отнесения к результатам интеллектуальной деятельности как охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, правовая охрана которым не предоставляется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чермошенцев Игорь Николаевич, Беляева Карина Валерьевна, Воробьева Юлия Олеговна, Лудинова Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TRENDS IN SECURING RIGHTS TO INTELLECTUAL PROPERTY CREATED BY ORGANIZATIONS AT THEIR OWN EXPENSE

This article discusses the problematic issues of securing exclusive rights to the results of intellectual activity created by organizations when performing research, development and technological works outside the framework of state contracts on their own initiative, used in the manufacture and serial delivery of weapons, military and special equipment. The authors also analyzed one of the main tasks at the present stage of development of the Russian Federation, implemented by the military-industrial complex: creating, maintaining high technical readiness and implementation the military and civilian basic and critical technologies ensuring the creation of fundamentally new armament, military and special equipment. The article considers the measures aimed at securing the rights of the Russian Federation represented by the Ministry of defense of the Russian Federation to the results of intellectual activity created by industrial enterprises in the course of performing research, development and technological works, as well as actions of ordering military authorities, which are strictly prohibited from placing the purchase of weapons, military and special equipment, if the procurement documentation contains a reference to the normative and technical documentation for goods, works, services, the copyright holder for which is not the Russian Federation. The authors have prepared methodological recommendations to explain specific issues of securing exclusive rights to the results of intellectual activity created by organizations when performing research, development and technological works outside the framework of state contracts on their own initiative, used in the manufacture and serial delivery of weapons, military and special equipment. Also, a proposal was made on the appropriateness of attributing to the results of intellectual activity both the protectable results of intellectual activity, listed in article 1225 of the Civil Code of the Russian Federation, as well as the results of research, experimental design and technological work of the military, special and dual purpose, legal protection of which is not provided

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ»

: УНИВЕРСИТЕТ итмо

Право

УДК 355/359

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

И.Н. Чермошенцев1, К.В. Беляева2, Ю.О. Воробьева2, Е.В. Лудинова2

1Институт финансов, экономики и права офицеров запаса 2Университет ИТМО

Адрес для переписки: [email protected], [email protected] Информация о статье:

Поступила в редакцию 04.03.2020, принята к печати 12.05.2020 Язык статьи - русский

Ссылка для цитирования: Чермошенцев И.Н., Беляева К.В., Воробьева Ю.О., Лудинова Е.В. Основные тенденции закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные организациями за счет собственных средств // Экономика. Право. Инновации. 2020. № 2. С. 31-38.

Аннотация: В статье рассматриваются проблемные вопросы закрепления исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые организациями при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР и ТР) вне рамок государственных контрактов по собственной инициативе, используемых при изготовлении и серийной поставке вооружения, военной и специальной техники. Авторами проанализирована одна из основных задач, реализуемых на современном этапе развития Российской Федерации усилиями оборонно -промышленного комплекса: создание, поддержание в высокой технической готовности и внедрение военных и гражданских базовых, а также критических технологий, обеспечивающих создание принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной техники. Рассмотрены мероприятия, направленные на безусловное закрепление прав Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые предприятиями промышленности в ходе выполнения НИОКР и ТР, а также действия заказывающих органов военного управления, которым категорически запрещено размещать закупку вооружения, военной и специальной техники, если в документации о закупках содержится ссылка на нормативно-техническую документацию на товар, работы, услуги, правообладателем на которые Российская Федерация не является. Авторами была проведена подготовка методических рекомендаций по разъяснению специфических вопросов закрепления исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые организациями при выполнении НИОКР и ТР вне рамок государственных контрактов по собственной инициативе, используемых при изготовлении и серийной поставке вооружения, военной и специальной техники. А также внесено предложение о целесообразности отнесения к результатам интеллектуальной деятельности как охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, правовая охрана которым не предоставляется.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, результаты интеллектуальной деятельности, инициативные разработки, охраноспособные результаты

MAIN TRENDS IN SECURING RIGHTS TO INTELLECTUAL PROPERTY CREATED BY ORGANIZATIONS AT THEIR OWN EXPENSE

I. Chermoshentsev1, K. Belyaeva2, J. Vorobyeva2, E. Ludinova2

institute of Finance, Economics and Law of Reserve Officers 2ITMO University

Corresponding authors: [email protected], [email protected] Article info:

Received 04.03.2020, accepted 12.05.2020 Article in Russian

For citation: I. Chermoshentsev, K. Belyaeva, J. Vorobyeva, E. Ludinova. Main trends in securing rights to intellectual property created by organizations at their own expense. Ekonomika. Pravo. Innovacii. 2020. No. 2. pp. 31-38.

Abstract: This article discusses the problematic issues of securing exclusive rights to the results of intellectual activity created by organizations when performing research, development and technological works outside the framework of state contracts on their own initiative, used in the manufacture and serial delivery of weapons, military and special equipment. The authors also analyzed one of the main tasks at the present stage of development of the Russian Federation, implemented by the military-industrial complex: creating, maintaining high technical readiness and implementation the military and civilian basic and critical technologies ensuring the creation of fundamentally new armament, military and special equipment. The article considers the measures aimed at securing the rights of the Russian Federation represented by the Ministry of defense of the Russian Federation to the results of intellectual activity created by industrial enterprises in the course of performing research, development and technological works, as well as actions of ordering military authorities, which are strictly prohibited from placing the purchase of weapons, military and special equipment, if the procurement documentation contains a reference to the normative and technical documentation for goods, works, services, the copyright holder for which is not the Russian Federation. The authors have prepared methodological recommendations to explain specific issues of securing exclusive rights to the results of intellectual activity created by organizations when performing research, development and technological works outside the framework of state contracts on their own initiative, used in the manufacture and serial delivery of weapons, military and special equipment. Also, a proposal was made on the appropriateness of attributing to the results of intellectual activity both the protectable results of intellectual activity, listed in article 1225 of the Civil Code of the Russian Federation, as well as the results of research, experimental design and technological work of the military, special and dual purpose, legal protection of which is not provided. Keywords: intellectual property, results of intellectual activity, initiative developments, protectable results

Введение. В соответствии с положениями Военной доктрины Российской Федерации, одной из основных задач развития оборонно-промышленного

комплекса на современном этапе является создание, поддержание и внедрение военных и гражданских базовых и критических технологий, обеспечивающих создание принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной техники, обладающих ранее недостижимыми возможностями.

Активная позиция Министерства обороны Российской Федерации в области развития инициативных разработок принесла заметные успехи в создании современных образцов вооружения, военной и специальной техники (далее - ВВСТ). Так, за последние годы в инициативном порядке созданы и приняты на снабжение десятки образцов вооружения, военной и специальной техники, многие из которых демонстрировались на международном военно-техническом форуме «Армия».

Создание новых разработок в области вооружения и военной техники происходит в рамках наукоемкого производственного и исследовательского процесса. Поэтому требуется использовать современные методы управления интеллектуальной собственностью, с одной стороны, соответствующие лучшим практикам в данной области, и, с

другой стороны, решающие задачи государственного уровня [11]. Описанное обстоятельство определяет острую постановку вопроса разработки теоретических и практических основ системы распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные организациями за счет собственных средств, в целях эффективного использования, поддержания и внедрения технологий, обеспечивающих производство и ремонт перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники [9].

Гипотеза. Образцы ВВСТ постоянно развиваются в соответствии с новыми задачами в области обороноспособности государства, совершенствованием методов ведения вооруженной борьбы и обеспечения боевых действий. Также стимулом к развитию ВВСТ служат новые технологические возможности в области разработки и производства.

Государственные заказчики в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ) постоянно работают над совершенствованием закрепленной за ними номенклатуры ВВСТ, используя в своей практике два способа создания новых образцов ВВСТ. Классический -проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию нового образца за счет средств заказчика и разработки в инициативном порядке за счет средств самих предприятий, проявляющих такую инициативу [10].

При этом «классический» способ, как правило, применяется для образцов с высокой стоимостью и большими сроками разработки, требующих проведения ресурсоемких государственных испытаний, и в тех случаях, когда свободных средств предприятий для самостоятельного финансирования такой разработке явно не хватит.

Создание нового ВВСТ образца за счет средств самих предприятий на настоящем этапе развития взаимодействия государственного заказчика и предприятий ОПК содержит в себе массу трудностей и «подводных камней».

Цели. Провести анализ проблемных вопросов закрепления исключительных прав на РИД, создаваемых организациями при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР и ТР) вне рамок государственных контрактов по собственной инициативе, используемых при изготовлении и серийной поставке ВВСТ.

Разработать предложения о подготовке основания возмездного приобретения Министерством обороны прав Российской Федерации на РИД, использованных при создании передовых технологий (высокотехнологичных изделий) за счет собственных средств.

Обосновать способы приобретение прав на РИД, принадлежащих предприятиям-разработчикам (когда РИД получены в результате инициативной разработки).

Как частный случай, особого внимания заслуживает необходимость разработки порядка регулирования правоотношений между организациями, создавшими результат интеллектуальной деятельности за счет собственных средств, и Министерством обороны Российской Федерации.

Методы. Анализ, обобщение, и изучение публикаций в области инновационных процессов, имеющих передовые позиции в области развития предприятий ОПК, материалов выступлений представителей Министерства обороны Российской Федерации и оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на семинарах и форумах (в частности, на международном военно-техническом форуме «Армия»).

Результаты. Первым и необходимым этапом, предшествующим серийной закупке

такой техники, является ее создание, которое осуществляется путем размещения заказа на выполнение НИОКР и ТР в соответствии с законодательством. Это стандартный порядок, характерный для установления правоотношений в рамках государственного контракта между Министерством обороны и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (предприятия промышленности). При этом обязательным условием такого контракта является закрепление исключительных прав на РИД, полученных в ходе выполнения государственных контрактов в лице Министерства обороны [2].

Правовыми актами Министерства обороны установлен принцип безусловного закрепления прав Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации на РИД, создаваемых предприятиями промышленности в ходе выполнения НИОКР. Заказывающим органам военного управления запрещено размещать закупку ВВСТ, если в документации о закупках содержится ссылка на нормативно-техническую документацию на товар, работы, услуги, правообладателем на которые Российская Федерация не является [4].

Монополия государства на РИД при производстве ВВСТ логически вытекает из необходимости серийного производства оборонной продукции «без оглядки на правообладателя», что возможно только при оформлении прав на все РИД, входящие в состав изделия. Недопустимо создание ситуаций, при которых исполнитель, являясь правообладателем РИД, значительно увеличивает плату по лицензионному договору в процессе серийного производства или отказывает от предоставления права пользования РИД вообще; либо решает продать права на РИД иностранным производителям [9].

Правила закрепления прав на РИД регламентированы постановлением Правительства РФ от 22 марта 2012 г. № 233 «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения», постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. №342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты

научно-технической деятельности», приказами Министра обороны Российской Федерации, устанавливающими функции органов военного управления, ответственными за размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

В типовой форме государственного контракта, утвержденной в Министерстве обороны, предусмотрено условие, обязывающее исполнителя передавать права на результаты НИОКР и ТР, включая права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные

(созданные) и (или) использованные при выполнении НИОКР и ТР в пользу Российской Федерации.

Возможность передачи заказчику исключительных прав на РИД, созданных по договору на выполнение НИОКР соответствует положениям пункта 2 статьи 1297 и пункта 2 статьи 1371 ГК РФ.

В упрощенном виде процесс создания и использования РИД при производстве ВВСТ в Министерстве обороны можно представить следующим образом (Рисунок 1).

Планирование поставок инновационных ВВСТ (формирование потребности у соответствующего органа военного управления с учетом современного уровня развития ВС, основанного на заключениях научно-исследовательских учреждений, анализе научно-технических достижений в военной области России и за рубежом)

I

Включение планируемой закупки в ГОЗ (Постановление Правительства РФ)

\

Разработка ТТЗ на изделие

Рисунок 1 - Процесс создания РИД при производстве ВВСТ

На первом этапе у органа военного управления, с учетом возложенных на него в Министерстве обороны Российской Федерации задач, возникает потребность в создании изделия ВВСТ, основанная на анализе научно-технических достижений в военной области России и за рубежом, вызванная необходимостью противостоять и опередить в развитии потенциального противника или для решения специальных задач.

Затем планируемая закупка на выполнение ОКР (создание нового изделия) включается в государственный оборонный заказ (далее - ГОЗ), утверждаемый постановлением Правительства Российской Федерации в месячный срок после подписания Президентом Российской Федерации федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 1 статьи 5 ФЗ № 275-ФЗ).

После этого разрабатывается тактико-техническое задание, являющееся исходным техническим документом для создаваемого изделия, и проводятся конкурсные процедуры в соответствии с Законом о ГОЗ и Законом о закупках. Предприятие промышленности, победившее в конкурсе, в ходе выполнения государственного контракта на ОКР создает РИД, исключительные права на которые в соответствии с условиями государственного контракта и законодательством закрепляются за Российской Федерацией [5].

Использование РИД в производстве нового образца военной техники, принятого на вооружение, осуществляется предприятием промышленности в ходе выполнения условий государственного контракта на серийную поставку изделия на основании лицензионного договора, заключаемого между Министерством обороны (лецинзиар) и предприятием промышленности (лецензиат).

Иная ситуация складывается в случае, когда РИД создан не в ходе выполнения государственного контракта на ОКР, а за счет собственных средств организации.

При этом, предприятие промышленности, обладая определенными наработками (иногда уникальными) в области высокотехнологичного производства заинтересовано в реализации своего продукта, но не имеет при этом финансовых либо технических возможностей для создания и

испытания опытного образца изделия. Например, дорогостоящие испытания, проводимые на борту самолета на большой высоте либо с использованием спутниковой системы, или на полигоне, в условиях, приближенных к боевым, которые по стоимости значительно превосходят затраты на создание самого изделия.

При таких обстоятельствах с инициативой (рекламным предложением) закупки и принятия такого изделия на вооружение выступает не Министерство обороны, а предприятие промышленности, и вопрос о том, за кем будет закреплен РИД, не может однозначно решаться в пользу государства, так как такой результат создан до заключения государственного контракта и за счет частных средств, иногда более чем на 70 процентов составляющих стоимость всего изделия.

Чтобы окупить в этом случае затраты, связанные с созданием интеллектуальной собственности, и получить прибыль, предприятию промышленности выгоднее не отчуждать исключительные права на РИД, лежащие в основе создания такого изделия (технологии), а продать его целиком, включив в стоимость права на РИД (более 70%, как указывалось ранее), либо заключить с покупателем лицензионное соглашение, предоставляющее право использования РИД при производстве и продаже изделия.

Однако такие сделки противоречили бы установленному в Министерстве обороны порядку и сложившейся практике. Поэтому, чтобы зарабатывать и развивать производство, но при этом следовать установленным правилам, отдельные предприятия промышленности готовы безвозмездно передать Российской Федерации в лице Министерства обороны права на РИД, лежащие в основе создания перспективных образцов ВВСТ, рассчитывая, что расходы на создание таких РИД в перспективе будут компенсированы им в случае признания такого предприятия победителем торгов, объявленных Министерством обороны, принявшим решение на серийную поставку изделия ВВСТ.

В этом случае логично предположить, что при участии в аукционе на серийную

поставку изделия военной техники, принятого на вооружение (снабжение), предложение предприятия, создавшего РИД, используемые при создании такого изделия, будут для Министерства обороны значительно более выгодно, во-первых, в связи с более качественным выполнением поставки предприятием, создавшим РИД; во-вторых, такое предприятие предложит наименьшую начальную максимальную цену, так как издержки на создание РИД произведены ранее до заключения аукциона.

В тоже время имеется риск, проиграв торги на очередную серийную поставку, лишиться ожидаемой прибыли. Не каждое предприятие согласится с такой схемой. Оно либо будет искать другого покупателя, либо перепрофилируется.

Гораздо больший эффект внедрения новых (прорывных) технологий при производстве ВВСТ был бы достигнут в случае возможности применения в Министерстве обороны правовых средств, позволяющих приобретать права на РИД, созданные предприятиями промышленности за счет собственных средств на возмездной основе, либо согласиться на заключение соглашений о совместном правообладании такими результатами.

Однако в Министерстве обороны не применяется правовой механизм приобретения исключительных прав на РИД, созданных в ходе выполнения инициативных НИОКР предприятиями промышленности на возмездной основе. Закупая РИД по устоявшейся схеме путем размещения ГОЗ сначала на выполнение НИОКР, а затем на серийную поставку, мы проигрываем во времени, а также в использовании научного и изобретательского потенциала предприятий промышленности [3].

Принимая во внимание бурный инновационный рост, технические решения, представляющие собой передовую технологию на момент утверждения тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу, к моменту разработки конструкторской и

технологической документации на опытный образец и заключения государственного контракта на серийную поставу изделия могут безнадежно устареть. В связи с этим поиск новых форм взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации и предприятий промышленности в целях оперативного использования РИД в разработке современного вооружения приобретает наибольшую актуальность.

Выводы. В качестве основания возмездного приобретения Министерством обороны прав Российской Федерации на РИД, использованных при создании передовых технологий (высокотехнологичных изделий) за счет собственных средств, может быть использовано заключение комиссии Министерства обороны Российской Федерации по инновационным проектам и технологиям.

В последующем приобретение прав возможно различными способами. Как один из вариантов - размещение государственного контракта, условиями которого предусматривается возмездное приобретение прав на РИД одновременно с закупкой (единичной или серийной) нового образца изделия.

Такая схема позволила бы значительно сократить сроки внедрения передовых технологий при производстве ВВСТ, намного продуктивнее осуществлялся бы поиск новых технологий, так как инициатива их внедрения поступала бы от большого количества предприятий, предлагающих уже готовые технические решения, а комиссия Министерства обороны Российской Федерации по инновационным проектам и технологиям выступала бы в роли фильтра.

Понятно, что такой механизм требует детальной проработки, и заключению комиссии по инновационным проектам и технологиям должно предшествовать рассмотрение инновационных предложений заинтересованными органами военного управления согласно закрепленной номенклатуры ВВСТ, проведение экспертиз и испытаний.

Список литературы:

1. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» // Электронно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consult-ant.ru

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 233 «Об утверждении правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения» // Электронно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. № 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» // Электронно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru

4. «Военная доктрина Российской Федерации» утверждена Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 // Электронно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru

5. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 974 «О комиссии Министерства обороны Российской Федерации по инновационным проектам и технологиям» // Электронно-правовая система «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru

6. ГОСТ РВ 15.203-2001 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей».

7. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Электронно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru

8. Правила разработки (модернизации) вооружения, военной и специальной техники за счет организаций и частных инвесторов (Утверждены Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской' Федерации (протокол от 26 июня 2013 г.) // Электронно-правовая система «Кон-сультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru

9. Бирюков С.Н. Проблемные вопросы разработки образцов ВВСТ и их составных частей в

References:

1. Decree of the President of the Russian Federation of August 16, 2004 No. 1082 «Issues of the Ministry of Defense of the Russian Federation». Available at: www.consultant.ru (in Rus)

2. Decree of the Government of the Russian Federation of March 22, 2012 No. 233 «On approving the rules for the implementation by state customers of the management of the rights of the Russian Federation on the results of intellectual activities of civil, military, special and dual purposes». Available at: www.consultant.ru (in Rus)

3. Decree of the Government of the Russian Federation of February 26, 2002 No. 131 «On state accounting of the results of research, development and technological works of the military, special and dual purpose». Available at: www.consultant.ru (in Rus)

4. «Military Doctrine of the Russian Federation» approved by the President of the Russian Federation on December 25, 2014 No. Pr-2976. Available at: www.consultant.ru (in Rus)

5. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of December 25, 2014 No. 974 «On the commission of the Ministry of Defense of the Russian Federation on innovative projects and technologies». Available at: www.consultant.ru (in Rus)

6. GOST RV 15.203-2001 «System of development and production setting for production. Military equipment. The procedure for the implementation of experimental design work on the creation of products and their components». (in Rus)

7. Federal Law of April 5, 2013 No. 44-03 "On the contractual system in the sphere of procurement of goods, work, and services to ensure state and municipal needs". Available at: www.consultant.ru (in Rus)

8. Rules for the development (modernization) of weapons, military and special equipment at the expense of organizations and private investors (Approved by the Military Industrial Commission under the Government of the Russian Federation (minutes of June 26, 2013). Available at: www.consultant.ru (in Rus)

9. S. Biryukov. Problematic issues of the development of weapons and military hardware samples and their

инициативном порядке // ОПК: Вопросы права. 2018. № 5. С. 41-45.

10. Мазур Н.З. Проблемные вопросы создания и использования результатов интеллектуальной деятельности при реализации государственного оборонного заказа // Новый оборонный заказ. Стратегии. 2018. № 6 (53). С. 72-75.

11. Николаев А.С., Светлорусов А.А. Особенности управления интеллектуальной собственностью в наукоемких отраслях экономики // Правовая охрана и защита прав интеллектуальной собственности: история, теория, практика: сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции (Пенза, 17-18 октября 2019 г.). 2019. С. 24-27.

components on an initiative basis. OPK: Voprosy prava. 2018. No. 5. pp. 41-45. (in Rus)

10. N. Masur. Problematic issues of creating and using the results of intellectual activity in the implementation of the state defense order. Noviy oboronniy sa-kas. Strategii. 2018. No. 6 (53). pp. 72-75. (in Rus)

11. A. Nikolaev, A. Svetlorusov. Features of intellectual property management in high-tech industries. Legal protection and protection of intellectual property rights: history, theory, practice: a collection of articles based on the materials of the VII International Scientific and Practical Conference (Pensa, 17-18 of October, 2019). 2019. pp. 24-27. (in Rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.