ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
5 ГАНИИО. Ф. 127. Оп. 1. Д. 626. Л. 11, 12.
6 ГАИО. Ф. р-1292. Оп. 1. Д. 60. Л. 3.
7 ГАНИИО. Ф. 127. Оп. 1. Д. 749. Л. 98.
8 ГАНИИО. Ф. 127. Оп. 17. Д. 275. Л. 290об; Оп. 1. Д. 748. Л. 83; ГАИО. Ф.р-1292. Оп. 1. Д. 74. Л. 8.
9 Там же. Д. 300. Л. 105.
10 Там же. Д. 297. Л. 220.
11 ГАНИИО. Ф. 127. Оп. 17. Д. 324. Л. 32.
12 Там же. Оп. 1. Д. 749. Л. 98.
13 ГАИО. Ф.р-2717. Оп. 1. Д. 4. Л. 10, 11.
Е.Г. ДЕЛЕГЕОЗ
аспирант
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
В 1937-1953 гг.
1937 год, завершавший вторую пятилетку, стал годом образования Иркутской области. Он подводил своеобразную черту в истории
края и давал старт новым начинания, в том числе и в области народного образования.
В 1937—1953 гг. перед школой стояла задача привлечения максимального количества граждан к получению образования (хотя бы начального). Данная тенденция получила название в историографии «осуществление всеобуча». Решая поставленную задачу, советское руководство должно было создать для всеобуча оптимальные условия: строительство и приспособление школьных зданий, материально-техническое оснащение школы, подготовка педагогических кадров для работы в школах.
Значительное увеличение числа общеобразовательных школ и учащихся в них стало первым шагом советской власти на пути осуществления всеобуча. По сравнению с 1937/38 учебным годом в 1952/53 учебном году общее число школ возросло в 1,4 раза, т.е. с 1427 до 1934 соответственно. А число учащихся в них увеличилось в 8 раз: с 27,2 тыс. человек в 1937/38 учебном году до 218,3 тыс. человек в 1952/53 году1. Рост контингента и вузов, и техникумов, и педучилищ составил от 16 до 50 (в 3 раза) и соответственно учащихся с 5165 до 46 225 человек, т.е. 9 раз2.
Непропорциональный рост контингента учащихся и школьного строительства обострил проблему нехватки школьных помещений. Ведь в Иркутске и области до 1935 г. не было построено ни одной школы (все здания были приспособлены). Ситуация со школьным строительством и приспособлением зданий представлена в табл. 13.
Как видно из приведенных данных, за указанный период количество школ увеличилось только в 4,7 раза, тогда как контингент учащихся вырос почти в 11 раз. Следовательно, проблема школьного строительства при высо-
ких показателях застройки и введения школ в эксплуатацию до войны решена не была.
Таблица 1 Сеть и контингент школ Иркутска в 1937-1941 гг.
Год Количество школ, шт. Количество мест в школах
общее количество вновь по-строенно общее количество введенные в эксплуатацию
1934 30 - 5 040
1935 36 - 9 120
1936 66 16 020
1937 108 42 35 760 19 740
1938 136 27 50 360 14 600
1940 141 7 53 520 3 160
Наибольшее влияние на планы в области развития народного образования оказала война. Она еще больше обострила проблему дефицита школьных помещений. В годы войны в Иркутске работало 30 госпиталей, 18 из них располагались в зданиях школ4.
Несмотря на войну, внимание центральных органов власти к школьным делам не ослабевало. Еще в 1942 году возобновилась работа по пересмотру учебного плана и школьных программ. В годы войны также был принят ряд постановлений правительства, касающийся школы («О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий не по назначению», «О правилах для учащихся», «О введении цифровой пяти балльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся», «Об укреплении дисциплины в школе», «О введении экзаменов на аттестат зрелости и золотых и серебряных медалях», «О приеме детей в первый класс с семи лет» и другие).
На протяжении 1930-1940-х годов остро стояла проблема привлечения в школы детей и молод жи, которые в силу разных причин не посещали занятия и не получали образование. Проблема осложнялась материальными трудностями многих семей, нехваткой интер-
© Е.Г. Делегеоз, 2006
Е.Г. ДЕЛЕГЕОЗ
натов5. Тем не менее к началу 1950-х годов в чительно продвинуться вперед. Это можно решении проблемы «всеобуча» удалось зна- проследить по табл. 26.
Таблица 2
Контингент учащихся школ всеобуча (1940—1952)
Основные показатели 1940 1947 1948 1949 1950 1951 1952
Всего школ, ед. 1 479 1 865 1 896 1 912 1 948 1 934 1 951
из них начальных 1 261 1 632 1 639 1 596 1 547 1 482 1 484
семилетних 150 152 178 236 315 345 340
средних 68 81 79 80 86 107 127
Количество учащихся, тыс. чел. 216,6 187,0 205,2 222,8 225,6 224,1 229,7
из них 1-4 класс 149,0 152,9 160,1 162,1 145,6 125,1 106,9
5-7 класс 59,7 29,7 40,0 54,1 71,5 85,3 104,7
8-10 класс 7,9 4,4 5,0 6,6 8,5 13,7 18,1
Приведенные данные позволяют сделать вывод, что наиболее интенсивно развивались семилетние (увеличилось общее число по области на 126%) и средние (рост на 86%) школы. Общее количество учащихся по области в указанный период увеличилось на 6%. При этом контингент учащихся в начальной школе сократился на 28%. Значительно возросло количество учеников на третьей ступени обучения (средняя школа), достигнув 18,1 тыс. человек, т.е. в 2,3 раза (230%). Это можно объяснить социальными факторами: в школы пошли дети, родившиеся в годы войны, и молодежь, не получившая образование до войны.
Особенно значителен для развития народного образования послевоенный период (1945-1950 гг.). Объясняется это тем, что было направлено 258,9 млрд р. Это составило 49,4% всех денежных средств, выделенных на социально-культурную сферу7.
Естественно резко возрастала потребность в учительских кадрах. Общее число учителей возросло с 5829 в 1937/38 учебном году до 10 555 в 1953/54 учебном году8. Т.е. общее количество педагогов школы увеличилось в 1,8 раза. Но при этом в школы вливалась большая масса учителей без достаточного общеобразовательного уровня и педагогической квалификации. Так в школах Иркутска и области работало учителей с высшим образование 1755 человек (16,6% от общего числа учителей). Неполное высшее образование имели 2602 человека, что составляет 24,7% всего преподавательского состава школ. 5737 работников школ (54,4%) получили среднее педагогическое и общее среднее образование. Без профессионального образования в школе работал 461 учитель (4,4%)9.
Низкий общеобразовательный уровень учителей и отсутствие у некоторых учителей педагогической подготовки являлись главным препятствием в повышении качества учебной работы.
Послевоенный период в истории школьного образования отмечен возвратом к проблемам, которые были обозначены в 1937 г.: семилетний всеобуч и совершенствование учебной работы. Эти проблемы были закономерны, так как война внесла свои коррективы в планы руководства страны относительно образования. Теперь это требовало дополнительных мер и средств для возвращения детей в школы и обучения взрослых, не успевших получить образование до войны.
Таким образом, школа решала задачу вовлечения граждан страны в орбиту образования и в дальнейшем получения ими специальности, т.е. являлась институтом социализации членов общества и закладывала первый камень в решение государственной задачи подготовки квалифицированных специалистов и рабочих.
Примечания
1 Меньшиков Л.П. Народное образование Иркутской области в 1937-1997 гг.: учеб. пособие. Иркутск, 1997. С. 8.
2 Там же. С. 9.
3 ГАИО. Ф. р-1929. Оп. 1. Д. 27. Л. 15-31.
4 Меньшиков Л.П. Указ. соч. С. 13.
5 Там же. С. 8.
6 ГАИО. Ф. р-1929. Оп. 2 (дополнительная). Д. 14. Л. 166.
7 Панчуков А. П. История начальной и средней школы Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1959. С. 46.
8 ГАИО. Ф. р-1929. Оп. 2 (дополнительная). Д. 14. Л. 3.
9 Там же.
Известия ИГЭА. 2006. № 5 (50)